On the Way to a New Formula a of the State Power (The First Session of the 14th National People's Congress, 2023)
Table of contents
Share
QR
Metrics
On the Way to a New Formula a of the State Power (The First Session of the 14th National People's Congress, 2023)
Annotation
PII
S013128120026061-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Vinogradov 
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO University)
Address: Moscow
Pavel Troshchinskiy
Occupation: Leading Research of the Center for Political Studies and Forecasts
Affiliation: Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
Address: 32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997, Russian Federation
Edition
Pages
7-23
Abstract

The article focuses on political, legal, and state development of the People’s Republic of China from 2018 to the beginning of 2023. Based on the reports from the first session of the new 14th National People's Congress (March 2023), the main performance indicators of the State Council, the NPC Standing Committee, of the Supreme People's Court, and the Supreme People's Procuratorate are explored. The new composition of the 14th National People's Congress’ deputy corps is analyzed. In the study are also presented the main regulatory legal acts in the constitutional, criminal, civil, and administrative fields, adopted by the National People's Congress and its Standing Committee between 2018 and 2023. The article provides a forecast for further development of PRC’s legal system. During the considered time period, the NPC Standing Committee adopted a number of important laws, which include the Anti-Foreign Sanctions Law, the Civil Code as well as amendments to the current Criminal Code, reducing the age of criminal responsibility to 12. The law enforcement and judicial systems achieved a high level of effectiveness in combating ordinary crime. Overall, under the conditions of instability of the international situation, increased Anti-China rhetoric in the West and political and military tensions in the South China Sea and the Taiwan Strait, the PRC leadership focused on improving the level of combat capability of the armed forces, strengthening national defense, and ensuring national security.

Keywords
China, NPC, politics, legislation, legal regulation, national defense, economic development, sanctions
Received
02.05.2023
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
14
Views
470
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 С 5 по 13 марта 2023 г. в Пекине работала первая сессия ВСНП 14-го созыва1. Решения высшего законодательного органа стали продолжением и практическим воплощением курса ХХ съезда КПК в государственном строительстве, определившего основные направления политико-правового и социально-экономического развития страны на ближайшие годы и долгосрочную перспективу2. Их характерной чертой стала дальнейшая трансформация партийно-государственной власти и частичный отказ от сложившегося в процессе реформ механизма обновления и функционирования высшего партийно-государственного руководства. На сессии был принят ряд важнейших кадровых решений, подведены итоги развития за период с 2018 по 2022 г., утверждены доклады о работе Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП (ПК ВСНП), Верховного народного суда (ВНС) и Верховной народной прокуратуры (ВНП), рассмотрены и приняты отчеты об исполнении планов социально-экономического развития, центрального и местных бюджетов за 2022 г., намечены планы на 2023 г. Парламент внес изменения в действующий закон КНР о правотворчестве, дополнив его содержание новыми положениями3.
1. 十四届全国人大一次会议在京开幕 Первая сессия ВСНП 14-го созыва открылась в Пекине // 智慧中国. 2023年. 第Z1期. 第20–23页.

2. Подр. см.: Виноградов А.В., Гончаров С.Н., Карнеев А.Н., Ломанов А.В., Островский А.В., Портяков В.Я. Круглый стол «ХХ съезд КПК» // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 9–27. DOI: 10.31857/S013128120023532–6

3. 童卫东. 新“立法法”的时代背景与内容解读 Тун Вэйдун. Объяснение предыстории и содержания нового «Закона о правотворчестве» // 中国法律评论. 2023年. 第2期. 第192–203页.
2 Одним из наиболее крупных и в то же время ожидаемых результатов стало переизбрание Си Цзиньпина на пост Председателя КНР и Председателя Центрального военного совета (ЦВС) на третий срок. Впервые были реализованы принятые в 2018 г. конституционные поправки, исключившие из положений Конституции ограничение по сроку нахождения в должности Председателя КНР, действовавшие по Конституции КНР 1982 г., восстановившие тем самым положения первой Конституции 1954 г.4
4. Подр. см.: Виноградов А.В., Трощинский П.В. Первая сессия ВСНП 13-го созыва и конституционные поправки // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 23–24.
3 ХХ съезд КПК в очередной раз акцентировал внимание на неукоснительном соблюдении Конституции и законодательства5. Вместе с тем важно подчеркнуть, что период активных дискуссий о формуле управления государством на основе закона или добродетели, начавшийся в 1990-е гг., завершился. Еще в 2013 г. Си Цзиньпин определил их отношения на современном этапе, а в октябре 2014 г. 4-й пленум ЦК КПК 18-го созыва утвердил «управление государством на основе нравственных норм» (以德治国) как равное «управлению государством на основании закона» (依法治国)6. Деятельность высших органов партии и ВСНП в последние годы подтверждает, что закон все больше выполняет инструментальные функции, легализуя и укрепляя власть правящей партии, которая в своей деятельности руководствуется добродетелью. Решения ХХ съезда внесли свой вклад в развитие отношений политики и права и были дополнены на прошедшей сессии ВСНП внесением изменений в Закон о правотворчестве (13.03.2023), принятый в 2000 г. (с поправками 2015 г.). Главная цель закона – упорядочение системы актов правотворчества, урегулирование полного правотворческого цикла: от проектирования до прекращения действия. Поправки 2023 г. носят точечный характер. Например, ПК ВСНП предоставлено право в «экстренных случаях» на принятие закона (голосование по нему) после прохождения всего лишь одного чтения (ст. 33). Данное положение дает возможность Постоянному комитету оперативно реагировать на возникающие вызовы и угрозы, требующие незамедлительного решения. Поправками предусмотрено создание «низовых контактных пунктов по вопросам правотворчества» (ст. 70) при рабочих органах ПК ВСНП для «заслушивания мнений» населения по проектам законов.
5. Подр. см.: 蒋传光. 党的二十大报告对习近平法治思想的丰富和发展 Цзян Чуаньгуан. Доклад XX Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая обогащает и развивает идеи Си Цзиньпина об управлении государством на основе закона // 上海师范大学学报/哲学社会科学版. 2023年. 第1(52)期. 第14–26页. DOI: 10.13852/J.CNKI.JSHNU.2023.01.002

6. 人民日报. 29.10.2014. 第1–4页.
4 Решения ХХ съезда КПК нашли конкретное воплощение в деятельности китайского парламента. Во-первых, централизация политической власти вылилась в соответствующие кадровые назначения. Высшие посты в государственных органах власти и управления заняли члены Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК (ПК ПБ ЦК КПК): Си Цзиньпин – Председатель КНР; Ли Цян – премьер Государственного совета; Чжао Лэцзи – Председатель ПК ВСНП; Дин Сюэсян – вице-премьер Государственного совета. Во-вторых, заявленная на съезде необходимость предотвращения «системных рисков безопасности» проявилась в принятии ряда изменений в Закон КНР о борьбе со шпионажем (26.04.2023), которыми была усилена руководящая роль КПК в сфере борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок, расширены полномочия органов государственной безопасности по доступу к цифровым данным, техническому оборудованию, блокировке счетов подозреваемых в шпионской деятельности физических лиц и организаций; поправками в закон было расширено понятие «шпионаж», которое теперь включает и «кибершпионаж». В-третьих, решения съезда о необходимости «усиления работы по оборонной мобилизации и созданию резервных сил» привели к принятию 30 декабря 2022 г. Закона КНР о резервистах. Однако, как представляется, главные законодательные акты в развитие принятых ХХ съездом КПК решений еще впереди, в первую очередь они затронут военную сферу и сферу обеспечения безопасности сети Интернет.
5

Депутатский корпус и кадровые решения ВСНП 14-го созыва

6 Новый состав китайского парламента начал формироваться с марта 2022 г.7 путем косвенных выборов в 35 избирательных единицах (23 провинциях, включая Тайвань, 5 автономных районах, 4 городах центрального подчинения, Особом административном районе Сянган и Особом административном районе Аомэнь, а также НОАК) и был утвержден ПК ВСНП 24 февраля 2023 г. в количестве 2 977 делегатов сроком на пять лет (табл. 1). В основу определения представительства в ВСНП были положены данные переписи населения 2020 г.8 Норма представительства от СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения составила 1 депутат от 700 тыс. жителей.
7. Виноградов А.В., Трощинский П.В. Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 4. С. 8. DOI: 10.31857/S013128120021696–6

8. Подр. см.: Баженова Е.С. Социально-демографическое развитие КНР в зеркале 7й Всекитайской переписи населения 2020 г. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019–2021. М.: ИДВ РАН, 2022. С. 67–76.
7 Таблица 1 / Table 1
8 Общее число депутатов ВСНП 11-14-го созывов
9 Total number of deputies of the National People's Congress of the 11th-14th convocations
Созыв 11 созыв (2008-2013) 12 созыв (2013-2018) 13 созыв (2018-2023) 14 созыв (2023-2028)
Количество 2987 2987 2980 2977
10 20 апреля 2022 г. ПК ВСНП принял «План распределения норм представительства во Всекитайское собрание народных представителей 14-го созыва», которым были установлены следующие квоты депутатов от каждой из 35 избирательных единиц (табл. 2).
11 Таблица 2 / Table 2
12 Нормы представительства во ВСНП 14-го созыва
13 Representation Norms in the 14th National People's Congress
Административно-территориальная единица/избирательная единица Количество делегатов Реально избранное количество9
1 г. Пекин 40 53
2 г. Тяньцзинь 31 40
3 пров. Хэбэй 116 123
4 пров. Шаньси 60 68
5 автономный район Внутренняя Монголия 53 58
6 пров. Ляонин 86 94
7 пров. Цзилинь 53 60
8 пров. Хэйлунцзян 76 84
9 г. Шанхай 48 57
10 пров. Цзянсу 133 144
11 пров. Чжэцзян 89 99
12 пров. Аньхой 103 111
13 пров. Фуцзянь 66 74
14 пров. Цзянси 76 81
15 пров. Шаньдун 159 173
16 пров. Хэнань 160 174
17 пров. Хубэй 103 113
18 пров. Хунань 109 118
19 пров. Гуандун 160 169
20 Гуанси-Чжуанский автономный район 87 91
21 пров. Хайнань 22 26
22 г. Чунцин 55 59
23 пров. Сычуань 136 147
24 пров. Гуйчжоу 69 75
25 пров. Юньнань 87 91
26 Тибетский автономный район 20 24
27 пров. Шэньси 65 69
28 пров. Ганьсу 48 53
29 пров. Цинхай 20 24
30 Нинся-Хуэйский автономный район 20 23
31 Синьцзян-Уйгурский автономный район 56 60
32 Особый административный район Сянган 36 36
33 Особый административный район Аомэнь 12 12
33 пров. Тайвань 13 13
35 НОАК и Народная вооруженная полиция (НВП) 278 281
Источник: составлено по第十四届全国人民代表大会代表名额分配方案 План распределения норм представительства во Всекитайское собрание народных представителей 14-го созыва // 中国人大网. URL: >>>> 43effc6310c44dd4bed1d4233a5bf1f0.shtml (дата обращения: 30.04.2023).
9. Подр. см. список депутатов по каждой избирательной единице, обнародованный Канцелярией ПК ВСНП в феврале 2023 г.: 中华人民共和国第十四届全国人民代表大会代表名单 Список депутатов ВСНП 14-го созыва // 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202302/c9e83a897334470c8c591655602970fd.shtml (дата обращения: 30.04.2023). Согласно действующим нормам ПК ВСНП обладает собственной квотой на 255 депутатских мандатов при формировании ВСНП каждого созыва. Их использование остается на усмотрение Постоянного комитета (законодательно не регламентируется). Благодаря предоставленной квоте ПК ВСНП «разбавляет» депутатский корпус дополнительным числом женщин, национальных меньшинств, рабочих и крестьян, других категорий, увеличение числа которых должно происходить с каждым созывом. Именно поэтому окончательное число депутатов ВСНП каждого созыва, как правило, больше, чем предусматривается нормативами, которые устанавливаются без учета квоты ПК ВСНП. Напомним, что окончательное число депутатов, включая квоту ПК ВСНП, не может превышать 3000.
14 Кроме того, произошло изменение качественного состава депутатского корпуса (табл. 3).
15 Таблица 3 / Table 3
16 Сравнение качественного состава депутатов 14-го и 13-го созывов
17 Comparison of the qualitative composition of deputies of the 14th and 13th convocations
Группа населения Состав 14-го созыва Состав 13-го созыва
Рабочие и крестьяне 497 (16,69 %) 468 человек (15,7 %)
Представители инженерно-технических специальностей 634 (21,30 %) 613 (20,57 %)
Кадровые работники 969 (32,55 %) 1011 (33,93 %)
Военнослужащие 281 (9,4 %) 269 (9,0 %)
Гуйцяо 42 (1,4 %) 39 (1,3 %)
Женщины 790 (26,54 %) 742 (24,9 %)
Представители национальных меньшинств10 442 (14,85 %) 438 (14,7 %)
Вновь избранные депутаты 2 180 (73,23 %) *
Депутаты, переизбранные из предыдущего созыва 797 (26,77 %). *
Источник: составлено авторами.
10. Согласно установленным правилам норма национальных меньшинств должна быть около 12 %. — Прим. авт.
18 Отмеченный рост численности депутатов от указанных групп населения является воплощением курса КПК на увеличение доли женщин, рабочих и представителей национальных меньшинств, закрепленного действующим законодательством11. Повышение численности представителей НОАК среди депутатов ВСНП требует отдельного рассмотрения, но, несомненно, является следствием ухудшающейся международной ситуации, ростом напряженности в ЮКМ и Тайваньском проливе, а также программой ускоренной модернизации НОАК.
11. Современное китайское государство. Т. 1. Основные институты государственной власти и управления /редколл. А.В. Виноградов (гл. ред.) и др.; Ин-т Дальнего Востока РАН, Ин-т востоковедения РАН. М.: РАН, 2022. С. 140.
19 Количество депутатов-членов КПК традиционно варьируется в районе 70 % (лишь в первых трех созывах их было чуть больше 50 %, тенденция увеличения доли членов КПК в ВСНП наблюдается уже с первого созыва 12). Относительная стабильность доли членов КПК, законодательно нигде не зафиксированная, свидетельствует, вероятно, о существовании соответствующего партийного решения. Невозможно представить ситуацию, в которой, обозначив четкую позицию по численному составу женщин, нацменьшинств и т.д., доля членов компартии никак не регламентируется. Как известно, КПК осуществляет власть через своих членов, представленных в органах власти, принятие необходимых решений в законодательных органах можно гарантировать только наличием в них квалифицированного большинства.
12. На это обстоятельство в свое время обращали внимание российские ученые. См.: Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978–2005 /Руководитель авторского коллектива Л.М. Гудошников. М.: «Русская панорама», 2007. С. 16.
20 Среди важнейших кадровых решений в первую очередь необходимо отметить избрание в третий раз на пост Председателя КНР и Председателя Центрального военного совета (ЦВС) Си Цзиньпина. 10 марта 2022 г. «за» проголосовали все присутствующие на сессии 2 952 делегата. В 2018 г. такое же единодушие было выражено 2970 делегатами. В 2013 г. «за» проголосовало 2952 делегата при 1 – «против» и 3 воздержавшихся.
21 Премьером Государственного совета стал Ли Цян; председателем ПК ВСНП – Чжао Лэцзи; председателем ВНС - Чжан Цзюнь; председателем ВНП – Ин Юн; главой Государственного контрольного комитета (ГКК) – заместитель главы Центральной комиссии по проверки дисциплины (ЦКПД) Лю Цзиньго (табл. 4).
22 Таблица 4 / Table 4
23 Итоги голосования по избранию высших должностных лиц государства
24 Results of the vote for the election of top government officials
Вопрос на голосование «За» «Против» «Воздержалось»
Премьер Государственного совета Ли Цян 2936 3 8
Председатель ПК ВСНП Чжао Лэцзи 2952 0 0
Председатель ВНС Чжан Цзюнь 2947 1 3
Председатель ВНП Ин Юн 2947 3 7
Глава ГКК Лю Цзиньго 2943 3 1
25 Депутаты продемонстрировали единодушие и по всем другим обсуждавшимся вопросам (табл. 5).
26 Таблица 5 / Table 5
27 Итоги голосования первой сессии ВСНП 14-го созыва 13.03.2023
28 Voting results of the first session of the 14th NPC 13.03.2023
Вопрос на голосование «За» (% от числа присутствующих депутатов) «Против» «Воздержалось»
Отчет о работе Правительства 2946 (99,97) 0 1
Отчет о работе ПК ВСНП 2931 (99,46) 11 4
Отчет о работе Верховного народного суда 2874 (97,52) 49 24
Отчет о работе Верховной народной прокуратуры 2880 (97,73) 40 27
Проект поправок в Закон о правотворчестве 2924 (99,92) 12 11
Отчет об исполнении национального плана экономического и социального развития за 2022 г. и национальный план экономического и социального развития на 2023 г. 2912 (98,81) 22 13
Отчет об исполнении центрального и местного бюджетов за 2022 г. и центральный и местные бюджеты в 2023 г. 2897 (98,30) 30 20
Источник: 第十四届全国人民代表大会第一次会议 (Первая сессия Всекитайского собрания народных представителей четырнадцатого созыва) // 维基百科. >>>> (дата обращения: 30.04.2023).
29 Единогласное переизбрание Си Цзиньпина на пост главы КНР в третий раз стало новым свидетельством формирования персоноцентристкой модели авторитаризма и нарушения существовавшей на протяжении более двух десятилетий модели воспроизводства власти. Вместе с тем, несмотря на упразднение центрального звена механизма воспроизводства – смены поколений руководителей, сама система, претерпев серьезные изменения, сохранилась, как и некоторые элементы старого механизма преемственности. Так, произошло обновление персонального состава руководителей всех высших органов государственной власти, включая премьера, председателя ПК ВСНП, председателя ВК НПКСК, ключевых фигур правительства, произошло омоложение состава ПК ПБ и, особенно ПБ ЦК КПК, а также всех высших органов власти.
30

Курс государственного строительства в решениях ВСНП

31 Доклад премьер Государственного совета Ли Кэцяна был посвящен социально-экономическому развитию. Под влиянием торговых войн, усиления протекционизма, последствий пандемии, общего замедления мировой экономики и других факторов рост ВВП КНР в 2022 г. составил 3 % (при плане 5,5 %). В XXI в. темпы роста были ниже только в 2020 г. - 2,2 %. На 2023 г. была поставлена цель добиться пятипроцентного роста, что, по оценкам МВФ, составит 1/3 мирового экономического роста13.
13. Подр. о социально-экономическом развитии Китая и докладе премьера см.: Островский А.В. Экономика КНР: новые горизонты развития в 14й пятилетке (2021–2025 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 2. С. 41–54. DOI: 10.31857/S013128120025334–8
32 В деятельности Постоянного комитета ВСНП за 2022 г. и за прошедшие пять лет14 в первую очередь стоит отметить законы конституционного характера в сфере регулирования деятельности контрольной власти и противодействия коррупции: Закон о контроле (20.03.2018), Закон о дисциплинарных взысканиях лиц, исполняющих публичные обязанности (20.06.2020) и Закон о контролерах (20.08.2021), которые практически завершили процесс правового закрепления созданной в 2018 г. контрольной власти, определив основные права и обязанности как самих контролеров, так и полномочия контрольных комитетов. Контрольные комитеты совместили полномочия упраздненных Министерства контроля КНР и Государственного управления КНР по предупреждению коррупции, а также управлений народных прокуратур по борьбе с коррупцией, взяточничеством и должностными преступлениями. Правомочия контрольных комитетов чрезвычайно обширны15, они схожи с полномочиями органов следствия и прокуратуры, а также органов государственной безопасности, но направлены исключительно на борьбу с коррупцией. Принятые законы свидетельствуют, что Государственный контрольный комитет является главным органом государства по борьбе с коррупцией и вместе с КПК образует систему отбора и надзора за деятельностью всего управленческого класса в Китае. Насколько можно судить, формирование такой системы является абсолютной новацией в современной мировой практике государственного строительства. Создание системы мониторинга деятельности государственных чиновников опирается на существующую систему государственной службы, включающую экзаменационную систему занятия государственных должностей и регулярные аттестации, но существенно ее усиливает, обеспечивая обновление, профессиональный рост и повышение эффективности их работы.
14. 全国人民代表大会常务委员会工作报告 Отчет о работе Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей // 中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2023–03/16/content_5747071.htm (дата обращения: 30.04.2023).

15. 熊瑛. 监察委员会的性质、职权及对象研究:回顾与展望 Сюн Ин. Исследование сущности, полномочий и объектов проверки контрольных комитетов: обзор и перспективы // 成都大学学报(社会科学版). 2020年. 第5期. 第16–26页.
33 В условиях ухудшающейся международной обстановки, появления новых и усиления старых вызовов и угроз и необходимости защиты национальных и государственных интересов важнейшим направлением государственного строительства в Китае стало обеспечение безопасности и повышение обороноспособности государства.
34 В целях обеспечения стабильности в СОАР 30 июня 2020 г. ПК ВСНП принял Закон о защите государственной безопасности Особого административного района Сянган, которым устанавливается уголовная ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы, за раскол страны (параграф 1 главы 3), свержение государственной власти (颠覆政权罪) (параграф 2 главы 3), терроризм (параграф 3 главы 3) и сговор с иностранным государством или внешними силами в целях подрыва государственной безопасности (параграф 4 главы 3). Закон вступил в силу 1 июля 2020 г. – в день официального возвращения Гонконга «в лоно Родины» (01.07.1997). Принятые правовые акты существенно ограничили деятельность гонконгской оппозиции, а также ее организованную поддержку в обществе.
35 10 июня 2021 г. появился Закон о противодействии иностранным санкциям (без решения СБ ООН), закрепившим зеркальные меры китайского правительства в отношении государств, организаций и физических лиц, применяющих санкции против Китая, его компаний и граждан. Закон предусматривает ответные меры не только в отношении конкретных лиц, виновных в санкционной политике, но и их родственников, а также аффилированных с ними организаций, в т.ч. арест движимого и недвижимого имущества, запрет на ведение коммерческой деятельности на территории Китая и др.
36 На основании этих законов был принят ряд нормативных актов, регламентирующих их применение. В 2020 г. в рамках противодействия иностранным санкциям были приняты «Положение о перечне ненадежных субъектов» (принято Министерством коммерции 19.09.2020) и «Правила проверки безопасности иностранных инвестиций» (приняты Комитетом по государственному развитию и реформам 27.11.2020). В начале 2021 г. появились «Правила предотвращения неправомерного экстерриториального применения иностранных законов и мер» (приняты Министерством коммерции 09.01.2021).
37 Положения этих нормативных актов китайское правительство применяет в ограниченном режиме, в основном в ответ на действия США и их союзников, руководствуясь исключительно прагматичными соображениями и, очевидно, опасаясь форсировать процесс декаплинга по собственной инициативе. Преимущественное введение санкций против отдельных лиц в противовес секторальным санкциям позволяет Пекину избежать их негативного влияния на экономику Китая. Так, КНР регулярно объявляет санкции против лиц и организаций, нарушающих принцип «одного Китая» (санкции введены, например, в отношении спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси; председателя Комитета по иностранным делам Палаты представителей США Майкла Маккола; Института Гудзона и Библиотеки Рональда Рейгана, ограничив въезд на территорию КНР главным лицам организаций). Лишь в мае 2023 г. власти КНР пошли на беспрецедентный для себя шаг: были ведены санкции против крупного американского производителя чипов Micron Technology. Пекин запретил закупать их своим операторам критической информационной инфраструктуры.
38 Переход к формализации применения санкционной политики в отношении недружественных Китаю стран вовсе не означает «отказ от применения неформальных ограничительных инструментов»16. Санкционное законодательство Китая носит рамочный, неконкретизированный характер, который оставляет широкие возможности для применения санкций в ручном режиме, исходя из их целесообразности в каждом конкретном случае, и полностью соответствует правовой и правоприменительной практике КНР.
16. Бакулина П.В., Кузьмина К.А. Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 29. DOI: 10.31107/2075–1990–2021–4–24–38
39 За прошедшие пять лет был принят пакет законов в сфере обеспечения государственной безопасности: Закон о криптографии (26.10.2019), Закон о морской полиции (22.01.2021), Закон о безопасности данных (10.06.2021). В частности, положения Закона о криптографии устанавливают криптографические стандарты, порядок использования средств криптозащиты, разделяют типы шифрования на три основных вида (ст. 6). Данный нормативный правовой акт заложил основы для выпуска цифрового юаня и создания государственного органа по криптографии. Появление Закона о морской полиции обусловлено усилением противоречий в Южно-Китайском море. Закон предоставляет органам морской полиции принимать все необходимые меры для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности КНР, включая применение оружия (глава 6). Закон о безопасности данных направлен на обеспечение цифрового суверенитета, обязывая хранить большие данные на территории КНР. Локализация информации о местных пользователях на серверах, расположенных на китайской территории – главный лейтмотив принятого нормативного правового акта. Китайские и зарубежные организации обязаны аккумулировать данные своих клиентов на китайских серверах, за нарушение требований закона наступает юридическая ответственность, включая уголовную (глава 6). Американские компании Google, Apple подчиняются требованиям китайского регулятора из-за риска потерять китайский рынок. Вся информация о китайских пользователях хранится на государственных серверах в КНР, включая ключи шифрования (ранее хранились на американских серверах).
40 В целом, сфера обеспечения государственной безопасности в рассматриваемый период подверглась наибольшему правовому регулированию, что отражает глубокие изменения в международном статусе КНР. Переход КНР в разряд мировых держав высшего уровня и активизация внешней политики изменил отношение китайского государства к организации и внутреннему регулированию различных сфер своей деятельности, привел к переоценке практического значения и ценности внутренней и делопроизводственной информации. У малых государств тоже есть секреты, значение которых, однако, пропорционально их влиянию на мировую политику, у великой державы, такой как КНР, значение, политическая и практическая ценность деталей и обстоятельств формирования и реализации внешней и внутренней политики неизмеримо выше, что значительно повысило интерес к этим аспектам деятельности китайских органов власти зарубежных государств. С этим связано постоянное повышение уровня закрытости и секретности в КНР, отмечаемое многими наблюдателями в последние годы.
41 Постоянно растет внимание к обеспечению обороноспособности страны. На ХХ съезде КПК Си Цзиньпин заявил о необходимости «превращения народной армии в вооруженные силы передового мирового уровня». Им было отмечено, что Китай должен «повышать бдительность, всегда быть готовыми к худшему сценарию, думать о потенциальных опасностях в условиях спокойной жизни и заблаговременно принимать меры предосторожности, быть готовыми выдержать суровые испытания, будь то чрезвычайно серьезные или даже катастрофические риски и вызовы»17.
17. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая // МИД КНР. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html (дата обращения: 30.04.2023).
42 В условиях проведения Россией Специальной военной операции, масштабных поставок западными странами вооружения на Украину власти КНР получили серьезный повод задуматься об ускоренной модернизации вооруженных сил в контексте обострения ситуации вокруг Тайваня, в Южно-Китайском море, на границе с Индией, а также заявлений США, демонстрирующих готовность принять активное участие в потенциальных конфликтах вокруг Китая. 15 июня 2022 г. вступила в силу подписанная председателем Центрального военного совета Си Цзиньпином «Программа военных операций армии при отсутствии войны» (в опытном порядке) (6 глав; 59 статей) под грифом «секретно»18. Очевидно, что подобного рода документы (вместе с принимаемыми законами) создают нормативную базу для проведения специальной военной операции вооруженными силами Китая в случае необходимости.
18. 人民日报. 14.06.2022. 第1页.
43 На ХХ съезде было принято решение об ускорении модернизации вооруженных сил, подготовке их к возможному противостоянию с Западом19. В течение прошедших пяти лет в стране был принят ряд правовых актов в военной сфере. В первую очередь Закон КНР об обеспечении статуса, прав и интересов военнослужащих (10.06.2021). В 2022 г. ПК ВСНП принял Закон о резервистах (30.12.2022) (вступил в силу 1 марта 2023 г.), который подтвердил усиление внимания руководства страны к подготовке армии к ведению полномасштабных военных действий либо специальных военных операций. Резервисты состоят из офицеров запаса и солдат запаса, они являются «важным ресурсом пополнения действующей армии во время войны» (ч. 3 ст. 2). Установлен следующий предельный возраст резервистов, находящихся в запасе и могущих быть призванными в случае войны (ст. 52): рядовой состав – 30 лет; сержанты – от 45 до 55 лет в зависимости от ранга; офицеры-технические специалисты – 50 лет, офицеры военных училищ – 60 лет; командно-управленческий офицерский состав: 45 лет – лейтенанты; 60 лет – офицеры военных училищ. При этом законом устанавливается, что даже при достижении предельного возраста офицеры и солдаты запаса могут подлежать мобилизации при наличии соответствующей необходимости (обстоятельств) (ст. 54). Модернизация вооружений вместе с высоким уровнем развития национальной промышленности и цифровизации, военно-гражданской интеграции и значительным мобилизационным ресурсом делает армию КНР потенциально сильнейшей в мире.
19. Круглый стол «ХХ съезд КПК» // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 9–27. DOI 10.31857/S013128120023532–6
44 Новые тенденции наблюдаются в развитии китайского права в целом. Если еще недавно можно было сделать вывод о его гуманизации20, то в последнее время наблюдается и другая тенденция, которая, в целом, отражает общее движение общественно-политической жизни Китая в сторону ужесточения требований и повышение строгости режима. Одним из проявлений этого стали принятые 26 декабря 2020 г. поправки в Уголовный кодекс КНР, в соответствии с которыми возраст уголовной ответственности был понижен до 12 лет. Теперь лица в возрасте от 12 до 14 лет подлежат привлечению к уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего либо нанесение тяжких телесных повреждений особо жестоким способом, приведшим к тяжелой инвалидности (ч.3 ст.17).
20. Например, в контексте отмены смертной казни сначала по 13 составам преступлений (2011 г.), а затем еще по 9 (2015 г.). Подр. см.: Гао Минсюань. Зарождение, становление и развитие, совершенствование уголовного законодательства в Китайской Народной Республике. Под науч. ред. Н.А. Сидоровой, И.А. Васильева. М.: Проспект, 2022. С. 14–15, 17.
45 Подобный шаг обусловлен необходимостью привлечения к уголовной ответственности малолетних подростков за совершаемые ими тяжкие преступления. Несмотря на то, что рост некоторых категорий преступлений в среде несовершеннолетних снижается21, тем не менее законодатель посчитал необходимым не ограничиваться лишь их помещением в воспитательные учреждения закрытого типа. Непосредственное влияние на снижение возраста уголовной ответственности оказало получившее большой резонанс дело об убийстве 10-летней девочки 13-летним подростком, который насильно принуждал ее вступить с ним в интимные отношения22. Встретив сопротивление, подросток зарезал ребенка. Убийство произошло 20 октября 2020 г., на тот момент возраст уголовной ответственности в КНР устанавливался с 14 лет, преступник не подлежал привлечению к уголовной ответственности. Убийцу отправили на исправление в специализированное исправительное учреждение сроком на три года. Такое решение суда было негативно встречено китайской общественностью, которая требовала соразмерности наказания совершенному преступлению невзирая на возраст убийцы и насильника.
21. Согласно докладу председателя ВНП перед делегатами первой сессии ВСНП 14-го созыва (07.03.2023) в период с 2018 по 2022 гг. за совершение сравнительно тяжких преступлений прокуратура выдвинула обвинение против 179 тыс. несовершеннолетних, что на 36.9% меньше, чем за предыдущий пятилетний период. См.: 最高人民检察院工作报 Отчет о работе Верховной народной прокуратуры // 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202303/145f796c550849a1a9d81b2cd21f168e.shtml (дата обращения: 30.04.2023).

22. 大连10岁女孩遇害案Дело об убийстве десятилетней девочки в Даляне // 维基百科. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%A4%A7%E8%BF%9E10%E5%B2%81%E5%A5%B3%E5%AD%A9%E9%81%87%E5%AE%B3%E6%A1%88 (дата обращения: 30.04.2023).
46 Из наиболее важных по своим последствиям для развития цифровой экономики следует отметить Закон о борьбе с мошенничеством в телекоммуникационной и сетевой сферах (2 сентября 2022 г.), который возлагает функции контроля за предоставляемыми интернет-услугами на операторов связи, коммерческие банки, финансовые организации, поставщиков услуг интернета для противодействия мошенническим схемам с использование телекоммуникационных технологий.
47 В течение пяти лет работы ВСНП 13-го созыва (2018-2023) в правовой системе КНР появились другие законы, некоторые из которых не имеют аналогов в Российской Федерации23.
23. См., напр.: Трощинский П.В. Законодательство. В коллективной монографии: Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019–2021. М.: ИДВ РАН, 2022. С. 18–39; Виноградов А.В., Трощинский П.В. Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет // Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 4. С. 7–21. DOI: 10.31857/S013128120021696–6
48

Практические результаты правотворческой деятельности

49 С отчетными докладами о работе на сессии ВСНП выступили также председатель Верховного народного суда КНР24 и председатель Верховной народной прокуратуры25. Председатель ВНС Чжоу Цян отметил, что с 2018 по 2022 гг. Верховный народный суд принял к рассмотрению 149 тыс. дел и вынес решение по 145 тыс. из них, что соответственно на 81,4% и 81,5% больше, чем за предыдущий пятилетний период. ВНС сформулировал 114 судебных разъяснений и издал 119 руководящих дел; местные народные суды различных ступеней и специальные народные суды приняли к рассмотрению 147 млн. дел, приняли решения по 144 млн. дел, что соответственно на 64,9% и 67,3% больше, чем за предыдущие пять лет. За прошедшие пять лет ВНС завершил рассмотрение 39 тыс. уголовных дел, касающихся организованной преступности, фигурантами которых выступили 261 тыс. человек, у преступных сообществ в пользу государства было конфисковано 246,1 млрд юаней. Повышению эффективной борьбы с организованной преступностью способствовало принятие Закона о борьбе с организованной преступностью (24.12.2021), закрепившего широкие правоохранительные полномочия соответствующих органов в борьбе с преступными сообществами, традиционными для китайского государства26.
24. 最高人民法院工作报告(全文)Отчет о работе Верховного народного суда (полный текст) // 中华人民共和国最高人民法院. URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-391381.html (дата обращения: 30.04.2023).

25. 最高人民检察院工作报 Отчет о работе Верховной народной прокуратуры // 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202303/145f796c550849a1a9d81b2cd21f168e.shtml (дата обращения: 30.04.2023).

26. 胡云腾, 翟辉. 《反有组织犯罪法》的立法特色与理解适用 Ху Юньтэн, Ди Хуэй. Правотворческие особенности, понимание и применение «Закона о борьбе с организованной преступностью» // 法治现代化研究. 2023年. 第1期. 第1–18页.
50 В сфере противодействия коррупции рассмотрено 119 тысяч дел о коррупции, взяточничестве и других должностных преступлениях в отношении 139 тыс. человек. Был приведен в исполнение приговор к смертной казни в отношении самого крупного в истории КНР коррупционера Лай Сяомин (бывшего председателя государственной компании по управлению активами China Huarong Asset Management), доказано получение взяток на сумму свыше 1 млрд 788 млн. юаней, изъято более 100 квартир и другое дорогостоящее движимое и недвижимое имущество.
51 Органами прокуратуры в общей сложности рассмотрено 17 млн. 336 тыс. различных категорий дел, на 40% больше, чем за предыдущие пять лет; по сравнению с 2018 г. количество дел, принятых к рассмотрению и привлечению к уголовной ответственности в 2022 году увеличилось на 2,8%, количество гражданских, административных и дел, связанных с публичными интересами, выросло соответственно в 1,5 раза, 3,3 раза и на 72,6%. Верховная народная прокуратура приняла 170 разъяснений и разъяснительных документов; издала 136 руководящих дел, что на 78,9% и 3,5 раза соответственно больше, чем за предыдущие пять лет.
52 В докладе председателя ВНП отмечено, что 2022 г. характеризовался самой низкой за последние 20 лет статистикой уголовных дел по таким составам преступлений как убийство, поджог, взрыв, взятие в заложники, разбой, кража, что свидетельствует о высокой эффективности принимаемых мер в сфере предупреждения преступности.
53 Отдельным направлением деятельности ВСНП является повышение эффективности исполнительной власти, которое реализуется в процессе административных реформ. Руководство КНР рассматривает ее основной целью переформатирование государственного управления под требования социалистической рыночной экономики. Административная реформа включает упрощение действующих процедур, сокращение дискреционных полномочий, искоренение бюрократизма и неповоротливости административного аппарата, внедрение цифрового правительства, реорганизацию структуры Государственного совета, оптимизацию его штата и др.
54 Крупномасштабные административные реформы проводятся в КНР регулярно – в 1982, 1988, 1993, 1998, 2003, 2008, 2013 и 2018 гг., отвечая на потребности экономического развития. Реформа 2023 г. в первую очередь направлена на создание новых структур в приоритетных секторах, включая финансово-банковский и научно-технический. Важным стало совместное решение ЦК КПК и Государственного совета о создании Центральной Финансовой комиссии (中央金融委员会)27 (новый общегосударственный финансовый регулятор вместо существовавшего ранее при Государственном совете Комитета по финансовой стабильности и развитию (国务院金融稳定发展委员会)), для осуществления единой политики в финансовой сфере. В планах стоит углубление реформы системы финансового надзора; комиссия по регулированию ценных бумаг будет преобразована в агентство, непосредственно подчиненное правительству. В этой связи стоит отметить активную работу по внедрению цифрового юаня, опыт экспериментального использования которого уже есть в нескольких провинциях и секторах экономики КНР28. В плане законодательной работы стоит принятие в 2023 году Закона КНР о финансовой стабильности.
27. 中共中央 国务院印发《党和国家机构改革方案》Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет издали «План партийно-государственных институциональных реформ» // 中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2023–03/16/content_5747072.htm (дата обращения: 30.04.2023).

28. 买票充值!数字人民币走进地铁售票机 (Пополняйте баланс для покупки билетов. Цифровой юань используется в автоматах по продаже билетов) // 新浪财经 URL: https://news.sina.cn/gov/2021–08–03/detail—ikqcfncc0602461.d.html (дата обращения: 16.03.2023).
55 Параллельно в рамках административной реформы создается Научно-техническая комиссия ЦК КПК, планируется восстановить Министерство науки и техники, создать Национальное бюро данных, усовершенствовать систему управления интеллектуальной собственностью.
56 ***
57 В повестке законодательной деятельности ВСНП на ближайший период остро стоят два блока вопросов. Во-первых, противодействие санкциям со стороны США и их союзников, направленных на сдерживание геополитического и экономического возвышения Китая; во-вторых, принятие законодательных актов в военной сфере, отвечающих на повышение рисков и угроз китайским суверенитету и территориальной целостности. Продолжающиеся провокации в Тайваньском проливе, Южно-Китайском море, милитаризация Японии, Южной Кореи, Филиппин и некоторых других стран региона, усиление военной риторики в Индии и на Тайване – все это требует от Китая всестороннего реформирования вооруженных сил, укрепления их боевой готовности, повышения правового статуса военнослужащих. Правовое регулирование антисанкционной политики, ускорение военной реформы и модернизации вооруженных могут стать одним из главных направлений работы ВСНП и его Постоянного комитета. Практическая реализация этих задач требует дальнейшего усиления роли государства, КПК, ее высших органов и ядра партии. Период реформ и быстрого экономического роста закончился, наступила фаза мобилизации, которая требует повышения дисциплины, единоначалия и контроля.

References

1. Bakulina P.V., Kuz'mina K.A. Politika ekonomicheskih sankcij KNR: pravovoe regulirovanie i pravoprimenitel'naya praktika (China’s Policy of Economic Sanctions: Legislation and Enforcement). Finansovyj zhurnal. 2021. T. 13. No. 4. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-4-24-38. (In Russ.)

2. Bazhenova E.S. Social'no-demograficheskoe razvitie KNR v zerkale 7-j Vsekitajskoj perepisi naseleniya 2020 g. (Socio-demographic development of the PRC in the mirror of the 7th National Population Census 2020). Kitajskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura. 2019-2021. M.: IDV RAN, 2022. S. 67-76. (In Russ.)

3. Gao Mingxuan. Zarozhdenie, stanovlenie i razvitie, sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel'stva v Kitajskoj Narodnoj Respublike (The origin, formation and development, improvement of criminal law in the People's Republic of China). Ed. N.A. Sidorova, I.A. Vasilev. Moscow: Prospect, 2022. 568 s. (In Russ.)

4. Kak upravlyaetsya Kitaj: Evolyuciya vlastnyh struktur Kitaya v 80-90-e gg. XX veka (How China is Governed: The Evolution of China's Power Structures in the 1980s and 1990s. twentieth century). M.: Institut Dal'nego Vostoka RAN, 2001. 420 s. (In Russ.)

5. Ostrovskij A.V. Ekonomika KNR: novye gorizonty razvitiya v 14-j pyatiletke (2021-2025 gg.) (PRC Economy: New Development Horizons in the 14th Five-Year Plan (2021-2025)). Problemy Dal'nego Vostoka. 2023. No. 2. S. 41-54. DOI: 10.31857/S013128120021696-6 (In Russ.)

6. Politicheskaya sistema i pravo KNR v processe reform 1978-2005 (The political system and law of the PRC in the process of reforms 1978-2005) / Rukovoditel' avtorskogo kollektiva L.M. Gudoshnikov. M.: «Russkaya panorama», 2007. 464 s. (In Russ.)

7. Polnyj tekst doklada 20-omu Vsekitajskomu s"ezdu Kommunisticheskoj partii Kitaya (Full text of the report to the 20th National Congress of the Communist Party of China). MID KNR. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html (accessed: 30.04.2023). (In Russ.)

8. Sovremennoe kitajskoe gosudarstvo. T.1. Osnovnye instituty gosudarstvennoj vlasti i upravleniya / redkoll. A.V. Vinogradov (gl. red.) i dr. Modern Chinese state. Vol. 1. The main institutions of state power and administration). Redcoll. A.V. Vinogradov (Glav. red.). In-t Dal'nego Vostoka RAN, In-t vostokovedeniya RAN. M.: RAN, 2022. 903 s. (In Russ.)

9. Troshchinskiy P.V. Zakonodatel'stvo Legislation. Kitajskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura. 2019-2021. Moskva: IDV RAN, 2022. S. 18-39. (In Russ.)

10. Vinogradov A.V., Goncharov S.N., Karneev A.N., Lomanov A.V., Ostrovskij A.V., Portyakov V.YA. Kruglyj stol «HKH s"ezd KPK» (Round table "XX Congress of the CPC") // Problemy Dal'nego Vostoka. 2022. No. 6. S. 29-27. DOI: 10.31857/S013128120023532-6. (In Russ.)

11. Vinogradov A.V., Troshchinskiy P.V. Pervaya sessiya VSNP 13-go sozyva i konstitucionnye popravki (First session of the 13th NPC and constitutional amendments) // Problemy Dal'nego Vostoka. 2018. No. 2. S. 15-31. (In Russ.)

12. Vinogradov A.V., Troshchinskiy P.V. Zaklyuchitel'naya sessiya VSNP 13-go sozyva i nekotorye itogi gosudarstvennogo stroitel'stva za 10 let (The final session of the 13th NPC and results of China’s state building during the last 10 years). Problemy Dal'nego Vostoka. 2022. No. 4. DOI: 10.31857/S013128120021696-6. S. 7-21. (In Russ.)

13. 大连10岁女孩遇害案 Murder of a 10-year-old girl in Dalian.维基百科. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%A4%A7%E8%BF%9E10%E5%B2%81%E5%A5%B3%E5%AD%A9%E9%81%87%E5%AE%B3%E6%A1%88 (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

14. 第十四届全国人民代表大会代表名额分配方案 Allocation Plan for Deputies to the Fourteenth National People's Congress.中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202204/43effc6310c44dd4bed1d4233a5bf1f0.shtml (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

15. 胡云腾, 翟辉. 《反有组织犯罪法》的立法特色与理解适用 Hu Yunteng, Di Hui. The Legislative Features and Understanding and Application of "Anti-Organized Crime Law". 法治现代化研究. 2023年. 第1期. (In Chin.)

16. 蒋传光. 党的二十大报告对习近平法治思想的丰富和发展 Jiang Chuanguang. The Report of the Twentieth National Congress of the Communist Party of China Contributes to the Enrichment and Development of Xi Jinping's Thought on the Rule of Law. 上海师范大学学报/哲学社会科学版. 2023年. 第1(52)期. DOI: 10.13852/J.CNKI.JSHNU.2023.01.002 (In Chin.)

17. 全国人民代表大会常务委员会工作报告 Work Report of the Standing Committee of the National People's Congress.中央人民政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2023-03/16/content_5747071.htm (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

18. 十四届全国人大一次会议在京开幕 The first session of the 14th National People's Congress opens in Beijing. 智慧中国. 2023年. 第Z1期. (In Chin.)

19. 童卫东. 新“立法法”的时代背景与内容解读 Tong Weidong. Interpretation of the Background and Content of the New "Legislative Law". 中国法律评论. 2023年. 第2期. (In Chin.)

20. 熊瑛. 监察委员会的性质、职权及对象研究:回顾与展望 Xiong Ying. Research on the Nature, Authority and Object of the Supervisory Committee: Review and Prospect. 成都大学学报(社会科学版). 2020年. 第5期. (In Chin.)

21. 中华人民共和国第十四届全国人民代表大会代表名单 List of Deputies to the Fourteenth National People's Congress of the People's Republic of China. 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202302/c9e83a897334470c8c591655602970fd.shtml (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

22. 最高人民法院工作报告(全文)Work Report of the Supreme People's Court (full text). 中华人民共和国最高人民法院. URL: https://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-391381.html (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

23. 最高人民检察院工作报 Work Report of the Supreme People's Procuratorate. 中国人大网. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202303/145f796c550849a1a9d81b2cd21f168e.shtml (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

24. 中共中央 国务院印发《党和国家机构改革方案》The Central Committee of the Communist Party of China and the State Council issued the "Party and State Institutional Reform Plan". 中国人大网. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2023-03/16/content_5747072.htm (accessed: 30.04.2023). (In Chin.)

25. 人民日报. 29.10.2014; 14.06.2022. (In Chin.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate