Annual All-Russian Scientific Conference of Center for Chinese Economy and Social Studies ICCA RAS «Modernization of the PRC Economy in the Light of the Decisions of the Twentieth CPC Congress»
Table of contents
Share
QR
Metrics
Annual All-Russian Scientific Conference of Center for Chinese Economy and Social Studies ICCA RAS «Modernization of the PRC Economy in the Light of the Decisions of the Twentieth CPC Congress»
Annotation
PII
S013128120025965-2-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Anna Alexandrova 
Occupation: Researcher of the Center for Chinese Economy and Social Studies
Affiliation: Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
Address: 32, Nakhimovsky Av., Moscow, 117997, Russian Federation
Edition
Pages
191-197
Abstract

   

Received
11.06.2023
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
13
Views
227
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 19 апреля 2023 г. в Институте Китая и современной Азии РАН в зале Ученого совета состоялась Ежегодная всероссийская научная конференция Центра социально-экономических исследований Китая (ЦСЭИК) «Модернизация экономики КНР в свете решений ХХ съезда КПК». В конференции приняли участие около 30 ученых и аспирантов Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН), Института Востоковедения РАН (ИВ РАН), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО МИД) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Представленные доклады были заслушаны в рамках двух секций: «Экономика КНР» и «Внешнеэкономическая деятельность КНР».
2 Конференция открылась докладом и.о. руководителя Центра социально-экономических исследований Китая (ЦСЭИК), в.н.с. к.полит.н. П.Б. Каменнова «Модернизация экономики КНР в решениях ХХ съезда КПК». Как отметил докладчик, выдающимся достижением Китая по итогам 2020 г., несмотря на пандемию коронавируса, стало досрочное выполнение поставленной ООН задачи «покончить с бедностью» к 2030 г. В минувшем десятилетии был разработан и осуществлен ряд важнейших стратегий регионального развития, на этой основе совершен исторический скачок в наращивании экономической мощи Китая. Общий объем валового внутреннего продукта страны (ВВП) увеличился с 54 трлн юаней до 114 трлн юаней, доля совокупного объема экономики Китая в мировой экономике достигла 18,5 %. ВВП на душу населения увеличился с 39,8 тыс. юаней до 81 тыс. юаней. Было завершено построение среднезажиточного общества. За указанный десятилетний период большие успехи были достигнуты и в других областях: Китай лидирует в мире по масштабу обрабатывающей промышленности и объему валютных резервов (на январь 2023 г. — 3,1845 трлн долл.). КНР достигла больших успехов и в сфере транспортной инфраструктуры. Строительство высокоскоростных автомагистралей и подземных железнодорожных линий, морских портов, поворотных мостов и других инфраструктурных объектов рассматривается китайским правительством как ключевая задача на пути к цели, изложенной в Общем плане развития, представленном на XIX съезде Коммунистической партии Китая (18–24 октября 2017 г.). Совершен прорыв в освоении ряда технологий, имеющих стратегическое значение, что позволило добиться успехов в таких областях, как пилотируемое космоплавание, зондирование Луны и Марса.
3 Во внешнеэкономической сфере Китай активно проводил стратегию открытости, создавал глобально ориентированную сеть зон свободной торговли. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» позволила Китаю расширить зоны торговли с другими странами и найти новые площадки для международного сотрудничества. На сегодняшний день Китай стал торговым партнером более чем 140 стран и регионов, а по итогам 2022 г. — мировым лидером по совокупному объему товарооборота (около 6 трлн долл.).
4 Вместе с тем Китай по-прежнему сталкивается с трудностями, требующими незамедлительного решения. Общая цель развития до 2035 г., сформулированная в докладе лидера КПК, — значительное возрастание совокупной национальной мощи Китая. Достичь намеченной цели планируется за счет дальнейшего развития всех секторов экономики, наращивания научно-технического и производственного зернового потенциала страны, повышения уровня торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках стратегии «внутренней циркуляции». В то же время, по заявлению Си Цзиньпина, Китай продолжит осуществлять политику открытости внешнему миру.
5 Г.н.с. Центра политических исследований и прогнозов (ЦПИП) д.э.н. Л.И. Кондрашова выступила с докладом «Китай: взаимосвязь экономической стратегии и политического режима». По мнению автора, важнейшая задача пятого поколения китайских руководителей — продолжить рыночное преобразование экономики наряду с активной борьбой с негативными последствиями реформ — коррупцией и крайней бедностью. Способствовать эффективному решению этой комплексной задачи должно повсеместное укрепление авторитета КПК. Развернутая политическая реформа, в свою очередь, направлена на совершенствование правовой системы, укрепление государственного контроля над финансовой и информационной сферой. Критика порочных теорий «выборного парламентаризма», «разделения трех властей», «независимости судейства» свидетельствует об отторжении вестернизации и либерализации, а также о намерении продолжать строительство «социализма с китайской спецификой новой эпохи», рассматриваемой в качестве китайской социально-экономической новации.
6 Доцент кафедры восточных языков Дипломатической Академии МИД России к.э.н. Ю.Г. Литвинова в докладе «Трансформация модели развития, ускорение формирования устойчивых институтов и механизмов высококачественного развития для модернизации экономики КНР в свете решений ХХ съезда КПК» отметила, что в условиях эпидемии COVID-19 китайским правительством был принят целый ряд действенных мер по стабилизации экономики. 14 правительственных ведомств Китая последовательно осуществляли внедрение 43 политических мер для стимулирования восстановления и развития отраслей промышленности и сферы услуг, испытавших наибольшие трудности. Китайская модернизация является модернизацией всеобщего процветания, при этом оказывать содействие достижению поставленной цели должны как государственные, так и частные компании.
7 С.н.с. Центра «Россия, Китай, мир» к.э.н. Т.М. Мамахатов в докладе «Основные векторы развития экономики КНР в свете решений ХХ съезда КПК» подчеркнул, что правительство Китая переходит к новой парадигме развития, обусловленной возрастанием рисков глобальной нестабильности, осложнениями международной политической и экономической обстановки, а также обострением конфронтации с главным геополитическим соперником Китая — США. Изменение модели китайской экономики подразумевает смещение основного драйвера роста с глобальной интеграции в сторону внутреннего рынка. Усилия Китая по реализации стратегии «двойной циркуляции» следует рассматривать в контексте с его более глобальными планами по снижению торгово-экономической и технологической зависимости КНР от стран Запада и мировых производственных цепочек.
8 Доклад с.н.с. Центра социально-экономических исследований Китая к.э.н. Н.Н. Коледенковой посвящен одному из важнейших направлений «всестороннего строительства модернизированного социалистического государства» — модернизации промышленности. На ХХ съезде КПК была поставлена задача продолжать содействовать индустриализации нового типа, ускорять процесс превращения страны в ведущую мировую державу по уровню развития обрабатывающей промышленности, способствовать высокоэффективному повышению качества продукции и рациональному росту ее объема. Для этого, по мнению китайского руководства, необходимо сосредоточиться на модернизации производства высокотехнологичного оборудования и развитии информационных технологий. С перспективой открытия в ближайшем будущем ряда важнейших научно-технологических центров связаны надежды лидеров КПК на создание прорывных инноваций, что поможет обеспечить в кратчайшие сроки технологический суверенитет страны.
9 В докладе в.н.с. ЦСЭИК к.э.н. В.В. Чуванковой «Частный бизнес в экономике КНР после ХХ съезда КПК» рассмотрены задачи оптимизации бизнес-среды (для частного сектора в целом и отдельно для микро-, малого, среднего и индивидуального предпринимательства) в сферах, занимающих ключевые позиции в обеспечении качественного развития. После решений ХХ съезда КПК поддержка частного сектора и углубление институциональной реформы в предпринимательской деятельности становятся важнейшим фактором в продвижении китайской модернизации. Предстоящее пятилетие для Китая названо ключевым периодом, который положит начало «всестороннему строительству модернизированного социалистического государства». Китай будет продолжать строго соблюдать принцип «двух непоколебимых» — неуклонно укреплять и развивать общественный сектор экономики и наряду с этим поощрять, поддерживать и направлять развитие необщественного сектора — частных предприятий, средних, малых и микропредприятий, а также индивидуального бизнеса.
10 В.н.с. Центра «Россия, Китай, мир» к.э.н. М.В. Александрова в докладе «География производства сотовых телефонов в КНР» отметила, что в течение 20 лет китайская промышленность по производству мобильных телефонов переживала взлеты и падения, при этом география выпуска, лидеры и административные единицы постоянно менялись. За 10 лет в провинции Гуандун сформированы полные производственные цепочки по созданию и сборке мобильных телефонов. В течение долгого времени дельта реки Чжуцзян была крупнейшей в мире базой по производству мобильных телефонов. Однако в последние годы в силу таких факторов, как стоимость земли и рабочей силы, индустрия мобильных телефонов постепенно переместилась из прибрежных районов во внутренние, благодаря чему возникают новые центры локализации промышленности сотовых телефонов.
11 Старший преподаватель китайского языка Финансового университета при Правительстве РФ, лаборант-исследователь Отдела экономических исследований ИВ РАН О.А. Герасимова выступила с докладом «XX съезд КПК: рост компаний-единорогов как возможность для развития инноваций КНР»1. Докладчица подробно описала специфику создания и развития подобных компаний, используя примеры наиболее успешных развивающихся компаний-единорогов в КНР.
1. Компания, увеличившая свою стоимость до 1 млрд долл. менее чем за 10 лет. — Прим. авт.
12 Большой интерес участников конференции вызвал доклад г.н.с. ЦСЭИК д.э.н. Л.Д. Бони «“Нунъе цянго” — китайская модель модернизации сельского хозяйства», в котором были рассмотрены основные проблемы сельскохозяйственной отрасли в свете решений последнего съезда Компартии Китая. На повестку дня XX съезда КПК был вынесен вопрос об ускорении строительства сильной аграрной державы (农业强国). Наряду с основными положениями Стратегической программы возрождения деревни решение этого вопроса входит в задачи общего стратегического плана «полного построения социалистической современной державы» (强国). Новая цель, сформулированная XX съездом КПК, фактически ставит самую высокую планку развития модернизации сельского хозяйства Китая и ее конечной цели — достижение статуса сильной аграрной державы по критериям мировых лидеров сельского хозяйства.
13 Научный редактор журнала «Проблемы Дальнего Востока» к.э.н. С.Н. Алексахина в докладе «Традиционные отрасли китайской экономики в эпоху модернизации (на примере производства чая)» отметила, что в настоящее время КНР занимает первое место в мире по площади чайных плантаций и общему объему производства. Чай выращивают в 20 районах Китая, всего в индустрии задействованы 80 млн работников. Кроме того, 50 млн человек занимаются обработкой чая. Несмотря на лидирующие позиции в производстве, по показателям потребления чая Китай до сих пор находится на 30-м месте. Во многом это является следствием технологического отставания, низкого уровня концентрации производства, а также явного недостатка зарегистрированных торговых марок. Все эти проблемы необходимо устранять.
14 С.н.с. ЦСЭИК А.В. Пиковер в докладе «14й пятилетний план развития информационно-коммуникационной отрасли КНР» отметил, что в обсуждаемом документе подчеркнуты функции информационно-телекоммуникационной отрасли и ее актуальное позиционирование как национальной цифровой инфраструктуры нового типа, всесторонне поддерживающей социально-экономическое развитие государства. План выдвигает новые идеи для качественного развития отрасли, определяет в 6 категориях 20 количественных показателей этого развития и впервые четко фиксирует ключевые задачи укрепления межрегиональной и межотраслевой координации.
15 В.н.с. Центра «Россия, Китай, мир» к.э.н. С.Л. Сазонов в докладе «О некоторых аспектах развития автономного вождения автомобилей в Китае» отметил, что ключевым шагом в ускорении крупномасштабной коммерциализации технологий автономного вождения в Китае стала разработка правительством страны в 2022 г. первого национального проекта руководства по использованию беспилотных систем в общественном транспорте, а также утверждение правил выдачи разрешений на проведение испытаний автономных автомобилей на улицах крупных городов страны. В проекте руководства отмечается, что будет поощряться использование беспилотных транспортных средств, таких как автобусы в закрытой системе Bus Rapid Transit. Кроме того, автономным транспортным средствам будет разрешено предлагать услуги такси по простым и относительно контролируемым сценариям.
16 Доклад с.н.с. ЦСЭИК к.э.н. Е.И. Краниной «Китай — один из мировых флагманов “зеленого роста экономики”» был посвящен одной из наиболее значимых и перспективных направлений китайской «зеленой экономики» — низкоуглеродной энергетике, а именно технологиям изменения климата и борьбе с загрязнением атмосферы, воды и почвы. Пять из 20 заявленных параметров 14-го пятилетнего плана относятся к категории «экология» и направлены на формирование «зеленой экономики замкнутого цикла». Статус сохранения «биоразнообразия» определен в качестве национальной стратегии и входит в средне- и долгосрочные планы развития разных регионов страны.
17 В докладе н.с. кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова К.В. Мироненко «Пути реализации "зеленой" повестки Китая на примере Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ)» было уделено особое внимание одному из крупнейших китайских горнорудных баз. По запасам угля, редкоземельных металлов и урана район занимает первое место в стране, на его долю приходится существенный объем добычи целого ряда полезных ископаемых. АРВМ также обладает высоким потенциалом для развития «чистых» видов энергетики, особенно ветровой. Поэтому АРВМ отводится важная роль в сфере «широкого распространения “зеленого” способа производства».
18 С.н.с. Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ к.э.н. С.П. Савинский в докладе «Реформа системы банковского надзора и регулирования в КНР» отметил, что в рамках реформы в финансовом секторе КНР сделан упор на углубление реформы местной системы финансового контроля. В марте 2023 г. было создано Государственное управление финансового надзора и администрирования (State Administration of Financial Supervision and Control). Реализуется реформа системы Народного банка Китая: упраздняются департаменты управления бизнесом крупных региональных банков и филиалов Народного банка Китая.
19 Доклад с.н.с. Центра изучения культуры Китая д.э.н. (МАН Сан-Марино), к.и.н. (МГИМО) К.К. Меркулова был посвящен анализу фундаментального коллективного научного исследования «40 лет реформ и развития в Китае, 1978–2018» под редакцией видных китаеведов-экономистов Австралии и КНР Росса Гарно (Университет Мельбурна), Суна Лигана (Австралийский Национальный Университет) и Цай Фана (КАОН), изданного под эгидой Китайской Академии общественных наук (КАОН, КНР) в издательстве Австралийского Национального Университета в 2018 г. В книге отражены многие аспекты теории и практики хозяйственно-политических реформ и социально-экономического развития КНР в 1978–2018 гг.
20 Доклад независимого исследователя С.Н. Жилкибаева «Политэкономический курс Си Цзиньпина» вызвал активную дискуссию среди участников конференции. Политико-идеологический тренд пятого поколения китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином заключается в сохранении руководящей роли марксизма и, одновременно, его модернизации и китаизации. Сорокалетняя «политика реформ и открытости» сопровождалась эффективными реформами национальной экономики, обеспечила Китаю победу над бедностью и геостратегическую мощь, но вместе с тем, по версии автора доклада, стала причиной социально-политических и социально-экономических проблем, грозящих реставрацией капитализма, «обуржуазиванием» партии и общества, движением в сторону открытого империализма под националистическими лозунгами.
21 Магистрант 2 курса экономического факультета СПбГУ В.И. Тяпкин в докладе «Сообщество единой судьбы: значение для модернизации китайской экономики» почеркнул, что Китай формирует новую геостратегическую реальность, фундаментом которой выступает взаимная выгода и «всеобщий выигрыш». Китай ставит перед собой задачу экономической модернизации, перехода на новый уровень — постиндустриальный. Инициатива «Один пояс, один путь», важнейшее звено внешнеполитической доктрины КНР, представляет собой экспорт индустриальных функций менее развитым странам, испытывающих необходимость в китайском капитале и китайских технологиях для осуществления индустриализации. В.И. Тяпкин в ходе своего выступления раскрыл значение китайской концепции «Сообщества единой судьбы человечества» и инициативы «Один пояс, один путь» в контексте решения задач модернизации китайской экономики.
22 Н.с. ЦСЭИК А.Д. Александрова в своем докладе проанализировала распространение успешного опыта компании Xiaomi в области корпоративной культуры и причины его адаптации таким гигантом, как XPeng Motors. Проведя сравнительный анализ, докладчица пришла к выводу, что развитие корпоративной культуры играет огромную роль в формировании стратегии и бизнес-культуры китайских компаний, положительно сказывается не только на продажах и увеличении прибыли, но и на микроклимате коллектива, объединяя сотрудников «чувством семейности, традициями и лояльностью».
23 Работа второй секции конференции началась с доклада в.н.с. ЦСЭИК к.э.н., проф. Р.А. Варфаловской «Тенденции модернизации китайской внешнеторговой политики в рамках решений XX съезда КПК». По оценке Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), как сообщил докладчик, в рамках рейтинга Глобального инновационного индекса (ГИИ) 2022 г. в группе дохода лидируют Швейцария и Китай, США занимают 2е место, Швеция — 3е, Япония — 12е, Индия — 40е, Россия — 47е, Бразилия — 54е. В региональном рейтинге Китай занимает 3е место после Республики Корея и Сингапура. Считается, что в Китае уровень дохода от инноваций выше среднего. По результатам инновационной деятельности КНР занимает 6е место, по ГИИ — 11е. На основании решений, принятых на XX съезде КПК, планируется значительно увеличить качество, инновационность и конкурентоспособность внешнеторговой продукции КНР.
24 Доклад доцента кафедры мировой экономики МГИМО МИД России к.э.н. Д.Б. Калашникова «О задачах внешнеэкономической политики Китая в связи с его переходом к этапу постиндустриализации» также вызвал активную дискуссию среди участников конференции. Докладчица акцентировала внимание на том, что поставленная задача достижения Китаем «всеобъемлющего» мирового лидерства и высоких доходов на душу населения требует перестройки отраслевой структуры экономики КНР, перехода к постиндустриальному обществу. Поэтому Китай активизирует политику «закрытия мировой фабрики», изменяет свою международную специализацию на операции с максимальной добавленной стоимостью (ДС). При этом операции с минимальной ДС выносит в менее развитые страны. С 2022 г. проявилась институционализация инициативы «Один пояс, один путь»: трансформация ШОС как ее сухопутной составляющей, а создание ВРЭП — как морской. КНР игнорирует интеграционные блоки стран Юга и строит непрозрачные двусторонние отношения с их членами.
25 Н.с. ЦСЭИК Т.Г. Терентьева в презентации доклада «Инвестиционная составляющая в китайском проекте "Один пояс, один путь"» обратила внимание на то, что Китай заинтересован в дальнейшем развитии и расширении инвестиционной составляющей в проекте «Один пояс, один путь». С 2013 по 2022 гг. совокупное участие Китая в рамках инициативы составило 962 млрд долл.: из них 573 млрд долл. в виде строительных контрактов и 389 млрд долл. в виде нефинансовых инвестиций. Большая часть строительных проектов связана со строительством авто- и железных дорог. Китай выделяет льготные кредиты в случае, если строительный проект представляет для него особо важное значение. Часто кредит погашается поставками полезных ископаемых. Преимущественно такая схема используется в отношениях с бедными странами (в основном африканскими), обладающими запасами полезных ископаемых. Главная тенденция развития инициативы «Один пояс, один путь» связана с ростом числа инвестиционных проектов при сокращении кредитования, особенно стран с большой задолженностью.
26 Доклад в.н.с. ЦСЭИК к.э.н. А.В. Афонасьевой «Влияние зарубежных китайцев на экономическое развитие КНР» был посвящен оценке вклада китайской диаспоры (зарубежных китайцев — хуацяо-хуажэнь) в экономическое развитие КНР с момента ее образования в 1949 г. по настоящее время. Докладчик на различных примерах доказывает, что инициатором отношений «КНР — диаспора» с самого начала выступало государство, которое за 70 с лишним лет сумело разработать и успешно реализовать свою диаспоральную политику, а зарубежные китайцы, в свою очередь, оказывали Китаю существенную помощь в виде инвестиций, технологий, пожертвований, продвижения китайских проектов и инициатив за рубежом.
27 С.н.с. ЦСЭИК д.в.н., проф. Д.В. Гордиенко в докладе «Торгово-экономическое сотрудничество Китая с Россией. Возможности по реализации потенциала импортозамещения в экономике РФ» сделал акцент на том, что в 2022 г. объем товарооборота КНР с Россией в долларовом исчислении увеличился на 29,3 % и достиг 190,8 млрд долл., включая импорт Китая из России (114,2 млрд долл., годовой прирост — 43,4 %) и экспорт Китая в Россию (76,1 млрд долл., годовой прирост — 12,8 %). Результаты анализа перспектив торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР в 14й пятилетке (2021–2025 гг.) позволяют предположить, что потенциал увеличения внешнеторгового оборота между нашими странами может составить не менее 147,91 млрд долл. за счет сокращения внешней торговли России с недружественными государствами. Анализ возможностей КНР по реализации потенциала импортозамещения всех видов продукции в экономике РФ в перспективе до 2030 г., в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что российский импорт из Китая может увеличиться до 2025 г. до 80,82 млрд долл., а до 2030 г. — до 85,08 млрд долл., что обеспечит реализацию товарного потенциала импортозамещения в российской экономике на 84,79 % и 89,26 % соответственно.
28 Аспирантка ЦСЭИК Е.М. Сербина, выступая с докладом «Банк развития сельского хозяйства Китая: опыт финансирования аграрной отрасли за рубежом», отметила, что в свете решений ХХ съезда КПК, подчеркивающих «приоритет развития сельского хозяйства» и важность дальнейшего подъема села, роль банка как инструмента финансирования развития сельского хозяйства и борьбы с бедностью остается актуальной. Одновременно тезисы о «расширении открытости внешнему миру» и содействии «высококачественному развитию» инициативы «Один пояс, один путь», а также приоритет «зеленого развития» обнаруживают для банка новые перспективы на международной арене. В 14ю пятилетку наблюдается расширение взаимодействия Банка развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) со странами — членами АСЕАН и Африкой, включая синдицированное кредитование сельскохозяйственных проектов, финансирование разработки и развития «зеленых» технологий, задействованных в аграрной сфере.
29 Проведение конференции в смешенном формате способствовало активному обмену мнениями между участниками. Доклады, представленные на конференции, позволили рассмотреть перспективы развития экономики КНР после XX съезда КПК в целом и отраслевом разрезе. При подготовке Всероссийской ежегодной конференции в оргкомитет поступает большое количество заявок на участие, что свидетельствует о возрастающем интересе к Китаю. Изучение проблем социально-экономического развития КНР и понимание способов их решения необходимо для осуществления эффективного взаимодействии России и Китая в рамках БРИКС, ШОС и инициативы «Один пояс, один путь».

Comments

No posts found

Write a review
Translate