The Christian Community in Taiwan and in Greater China on the Modern Stage
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Christian Community in Taiwan and in Greater China on the Modern Stage
Annotation
PII
S013128120014680-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry Smirnov 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Elena Stepanova
Occupation: Leading Fellow, Center for Policy Research and Forecasting, China
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
153-165
Abstract

The article analyses the process of Christianization in Taiwan and in Greater China, the reasons for its intensity changes in different periods in comparison with the similar processes in the South-Eastern states, the peculiarities of Christianity taiwanization and sinization, the choice of languages for Christian messes in Taiwan as well as the long-term problems of China and Vatican relationship which inevitably concern Taiwan, and the perspective of “catacomb” Catholic church appearance in Hong Kong.

Keywords
Christianization, Presbyterian church, Salesian church, Maryknoll, “the bridging efforts” policy, “catacomb church”
Received
17.04.2021
Date of publication
05.05.2021
Number of purchasers
19
Views
1072
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 (Окончание. Начало в ПДВ № 1, 2021 г.)
2

Часть вторая

3 Согласно тайваньским и российским исследователям-религиоведам, на Тайване возможности обращения в религию в свое время были исчерпаны, имел место «эффект потолка», то есть количество людей, «потенциально способных принять христианство», к 1973 г. ограничилось1. Российский религиовед К.М. Тертицкий отмечал постепенное увеличение численности католиков на острове с 1 тыс. человек (1945–1948 гг.) до 300 тыс. в середине 1970-х годов (c 1987 г. процесс стал обратимым). Отмечалось уменьшение численности католиков с началом процесса модернизации, сопровождавшегося массовой миграцией населения в города. Логическим следствием миграции была утрата связи с деревенскими католическим общинами и храмами, а также загруженность на работе, высокая степень секуляризации общества, невозможность «противостоять» влиянию народной религии, то есть китайской культурной традиции. С коммерциализацией общества был связан также этический кризис2. Всплеск христианизации относится к успехам именно протестантской евангелистской церкви. Видимо, поскольку католицизм для аграрного Тайваня был способом «спрятаться» от современности (modernity), то протестантизм был способен укрепить сельское в основной массе население в решимости отправиться по этому пути в современность3.
1. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Ч. I. С. 176–177.

2. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Ч. I. С. 169.

3. Vermander B. Religious revival and exit from religion in contemporary China. P. 10.
4 Другие авторы исследований на эту тему объясняли «эффект потолка» экономическим подъемом, стабилизацией социальной обстановки, ростом благосостояния и образования (ср. принятие в 1968 г. Закона о всеобщем бесплатном обязательном 9-летнем образовании, приобретение которого неизменно повышало социальный статус) в тайваньском обществе, которые привели к снижению религиозности населения4. Это коснулось и беженцев из материковой части Китая. Для этого, по-видимому, были задействованы (на тот момент и до сих пор) необходимые функции религиозного сознания тайваньцев: интегрирующая, способная сохранить стабильность и устойчивость как отдельной личности, так и социальных групп, учреждений и общества в целом, и регулятивная, направленная на упорядочивание определенным образом помыслов и стремлений людей и их деятельности. Российский исследователь-философ В.Г. Буров отмечает влияние на Тайване в период с 1972–1979 гг. трансформации политического режима с одновременным использованием мощных контролирующих механизмов партии над обществом5, которая вызвала повышение социально-политической (протестной) активности масс в этот период6, пусть и при значимом участии в этом церквей (пресвитерианской и Maryknoll7).
4. Цюй Хайюань. Вого цзунцзяо бяньцянь ды шэхуйсюэ фэньси : (Социологический анализ изменений в области религии у нас в стране) // Вого шэхуй ды бяньцянь юй фачжань : (Трансформация и развитие общества у нас в стране). Тайбэй, 1981. Цит. по: Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Ч. I. С. 176.

5. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: ИФ РАН, 1998. С. 65.

6. Кульминацией процесса трансформации стал инцидент 1979 г. в Гаосюне. На тот момент он «свидетельствовал о зрелости тайваньского общества (и пресвитерианской церкви) и был не завершением, а результатом поступательного движения». — Критик Hsu Tsung-mao в документальном фильме режиссера Hou Chi-Jan Taiwan Black Movies (臺灣黑電影), показанном в рамках Taiwan Post-New Wave Cinema Project (SOAS, London University, 26.10.2020).

7. Орден Мэринолл (Maryknoll): представители Ордена, известные также как Marines of the Catholic Church (Солдаты католической церкви), живут рядом с аборигенными племенами на Тайване, изучают их язык, помогают им преодолевать бедность, оказывают медицинские услуги, строят для них поселения и т.д. Орден объединяет три института: Maryknoll Fathers and Brothers (Catholic Foreign Mission Society of America; Maryknoll Society, 1911–1919 г. о.), Maryknoll Sisters (Maryknoll Sisters of St.Dominic, 1920–1921 г. о.) и Maryknoll Lay Missioners. Maryknoll начали свою миссионерскую деятельность в материковом Китае с 1918 г. В материковом Китае в 1920 г. организовали приют для детей (новорожденных девочек покупали у матерей, которые собирались их утопить) и больных. В Америке среди последователей Maryknoll много иммигрантов.
5 Как отмечают зарубежные исследователи, к 1965 г. кризисы предыдущих десятилетий правления ГМД на Тайване, ставшие одной из причин успешной христианизации населения, были преодолены. Это как раз и послужило поводом обращения верующих-христиан к традиционным религиозным культам. Имел также место эффект «религиозного пресыщения»8 в обеих частях Китая, когда ¾ населения горных районов Тайваня были последователями того или иного христианского течения (протестантизма или католицизма). Имели место движения с целью приобщения населения к христианству, особенно в 1955–1965 гг. The Double Church movement и The ten plus one movement (1978 г.) с целью количественного прироста христианских общин на 10% каждый год. В результате было основано 80 христианских храмов, а количество последователей христианства увеличилось на 40 тыс. человек9 и процент обращения в католичество достиг максимума. Аналогичное происходило и в протестантских церквях Тайваня. С целью привлечения людей в приходы приглашались неоевангелисты, ненавидящие коммунизм, такие, как Карл Кертис Макинтайр10 (этим последним и объяснялась благосклонность ГМД к неоевангелистам, хотя их взгляды гоминьдановцами до конца не разделялись), для проведения масштабных кампаний-проповедей. Именно такие кампании послужили причиной углубления старых конфликтов между христианскими церквями Тайваня и возникновения новых между пресвитерианской церковью острова и другими церквями, а также настроений против самой партии/государства (ГМД). В 1970-е годы западными (Вильям Грэхэм и Руфь Картер11) и восточноазиатскими евангелистами проводились и другие универсальные кампании, направленные на достижение понимания между прихожанами различных церквей12.
8. Rubinstein M. Christianity and democratization in Modern Taiwan. P. 224–225.

9. URL >>>> (дата обращения: 21.11.2020).

10. Carl MacIntire (1906–2002) родился в штате Мичиган, США, в семье пастора, священник Библейской пресвитерианской церкви. В 1938 г. образовал The Bible Presbyterian Denomination, основал и возглавил Международный совет христианских церквей и Американский совет христианских церквей, Независимый Cовет пресвитерианских внутренних и зарубежных миссий, популярный религиозный радиовещательный канал The Christian Beacon (1957 г.), еженедельную газету под тем же названием и т.д. Сторонник воинствующего фундаментализма, антикоммунист, поддержал американскую интервенцию во Вьетнаме. Его группа возглавляла марши Marches for Victory in Washington. В 1980х годах осуждался за экстремизм. Проповеди Карла Макинтайра разных лет см. на сайте URL: https://www.carlmcintire.org/(дата обращения: 21.11.2020); Lin J. C. P. The Charismatic movement in Taiwan from 1945 to 1995: clashes, concord, and cacophony. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. P. 33–34.

11. Билли Грэхам (William Graham) (1918–2018), духовный отец и советник нескольких американских президентов, уроженец Северной Каролины, и его супруга — Руфь Картер (Ruth Bell Carter) (1920–2007), последователи пресвитерианской церкви Sothern Baptist Convention. URL: https://www.belfasttelegraph.co.uk/opinion/columnists/alf-mccreary/billy-graham-american-evangelists-simple-yet-powerful-message-still-has-a-place-in-troubled-world-today-36636493.html, >>>> обращения: 21.11.2020).

12. Rubinstein M. Christianity and democratization in Modern Taiwan. P. 224–225.
6 Что касается обращения населения материкового Китая, то следует заметить, что чрезмерное распространение христианства может нести с собой угрозу однопартийному правлению. Интенсивность процесса обращения населения Тайваня и Гонконга в католическую веру в настоящее время, возможно, связана с предотвращением повсеместной исламизации населения. Это кажется парадоксальным, поскольку в Восточной Азии, например, в Японии, а также в Гонконге, на Тайване (на Тайване с помощью проводимой администрацией Цай Инвэнь гибкой политики «поворота на Юг») выбран курс на привлечение в учебные заведения (со специальными разработанными учебными программами и планами) исповедующих ислам студентов13 и рабочей силы из стран Юго-Восточной Азии.
13. University in Taiwan’s Kinmen islands sets up Muslim prayer room // Taiwan News. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/4056527 (дата обращения: 19.11.2020).
7 В то же время средства массовой информации создают, равно как легко и разобщают, новую западного образца критично настроенную (молодую, образованную и материально обеспеченную) аудиторию, вполне разбирающуюся в вопросах гражданских прав и свобод, но все еще в массе воспитанную на прежних ценностях, привитых китайским миром (хотя и непопулярных теперь в большинстве западных обществ). К таким ценностям относится осознание важности образования14, необходимости работать и следовать рабочей дисциплине, важности групповых усилий и соблюдения общности интересов (как этнического проявления национализма с «важной ролью института хуацяо в качестве надежного источника государственных доходов и организации иностранных капиталовложений»15), важности приобретения навыков и опыта16, бережливости, уважения к семье («семейный коллективизм»). Без них не было бы возможно восточноазиатское экономическое чудо. В то же время происходит постепенный процесс отхода от традиции расширенной семейной, как правило, трехступенчатой структуры (родители, дети, внуки) и семейной иерархии17 и переход к независимой в материальном отношении нуклеарной семье18. Это ведет в том числе к росту закредитованности населения и поручению пожилых родственников заботам и попечению государства, что относительно недавно (с конца 1950-х годов) по соглашению с властями по необходимости осуществлялось церковными приходами и местными религиозными общинами Тайваня.
14. «Успешная постановка дела образования на Тайване обусловлена не только деятельностью правительства, но и серьезным отношением к нему со стороны обычных граждан». Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. С. 149–150.

15. Кожин П.М. Проблемы изучения традиций в КНР. С. 185, 187.

16. Lee E. Singapore: The Unexpected Nation. P. 533–537.

17. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. С. 143, 163.

18. В настоящее время в материковом Китае, несмотря на пересмотр прежней политики по ограничению рождаемости (это не касается положения на территории СУАР), по нескольким причинам, чаще материальным, преобладают нуклеарные семьи, под которыми подразумеваются родители и один ребенок — как правило, в городах, а в деревнях и в семьях этнических меньшинств предполагается большее число детей. См. выступление Dr. Désirée Remmert, посвященное книге Young Adults in Urban China and Taiwan: Aspirations, Expectations, and Life Choices (Routledge, 2020) 6 июля 2020 года на 13й Летней школе SOAS (13th Taiwan Studies Summer School. London University, Centre of Taiwan Studies, SOAS).
8 С другой стороны, христианская теология может поддерживать правительство так же, как конфуцианская философия, как это происходит в Сингапуре, где верующие могут «буквально интерпретировать Библию и молиться за правительство», которое в свою очередь соотносит этничность с культурой, а не с религией19, и ожидает, что церковь может дисциплинировать своих последователей20.
19. Соотнесение этничности с культурой и происходит в аборигенных общинах Тайваня в настоящее время. Согласно тайваньским исследователям, культура аборигенных меньшинств Тайваня (в частности, атаялов), в связи с угасанием общего закона гага (связанного с духами предков утукс — utux), по которому живут общины, нуждается в реформировании, модернизации по нескольким направлениям, чтобы стать более демократичной. При этом, если культура не будет проявляться в повседневной жизни общины, община будет подвергаться глобализации, с этим сталкиваются все этнические группы Тайваня. Кстати, ранее японская администрация не позволяла делать традиционные татуировки на лицах членов аборигенных общин обоего пола, что было частью их социализации в общине для создания семьи. Ассоциирование себя с социальной группой и следование культурным традициям ее жизни — способ обучения идентичности (например, атаяльской) через музыку и игру на народных инструментах, танцы, ткачество, умению носить и сохранять традицию ношения национального костюма, традиции жертвоприношения животных, охоте, рыбной ловле с острогой и т.д. Walis Nokan (исследователь атаяльской культуры) в документальном фильме «Tales of the rainbow» (彩虹的故事). Фестиваль Тайваньского документального кино (TDDFF 2020). Тюбингенский университет (ФРГ), 13–22 ноября 2020.

20. Lee E. Singapore: The Unexpected Nation. P. 554. Leung B.K.F. Catholic Church — state relations in the Hong Kong Special Administrative Region. A review of 20 years // Contemporary Chinese political economy and strategic relations. 2017; 3(2). P. 687–712.
9 Следует также добавить и несколько других важных внешнеполитических факторов, которые, на наш взгляд, имели существенное значение для объяснения феномена уменьшения численности христиан (католиков) на острове.
10 В 1971 г. Тайвань был лишен права членства в Организации Объединенных Наций вплоть до настоящего времени. Это изменило отношение к Тайваню Ватикана, который пожелал тогда учредить свою церковь в материковом Китае21, ставшем полноправным членом ООН22 (в том же году предстоял визит президента США Ричарда Никсона в Пекин). Ситуация усугубилась признанием КНР Японией и конфликтом вокруг островов Дяоюйдао между Тайванем и Японией, чью сторону приняли США. Для полноты картины произошедшего необходимо также учитывать и предшествующие этим событиям важные обстоятельства, а именно следующее: Всемирный совет церквей (1948 г. о.)23 в 1966 г. предложил принять КНР в ООН вместо Тайваня (КР), что, согласно зарубежным исследователям, было «признанием необходимости для христианского мира противостоять реальности социалистической революции в материковом Китае»24. Чан Кайши немедленно заставил все церкви на Тайване, кроме пресвитерианской, протестовать против исключения Тайваня из ООН25.
21. В настоящее время (2020 г.) переговоры Ватикана с материковым Китаем ведутся под девизом «католическая церковь в Китае должна быть полностью китайской и полностью католической». Как часть соглашения в 2018 г. глава святого престола Папа Франциск официально признал восемь епископов, заранее номинированных китайским правительством без разрешения папы римского. Allen E.A. Vatican agreement with China likely to be renewed, archbishop says (от 8 июня 2020). URL: https://cruxnow.com/vatican/2020/06/vatican-agreement-with-china-likely-to-be-renewed-archbishop-says/(дата обращения: 23.09.2020).

22. В том же году в июне ЦРУ США выпустило доклад о плане «тайванизации (или коренизации, «бэньту хуа») политической власти Тайваня». «Как только политическая власть на Тайване попадает в руки тайваньцев», США смогут оживить их «диалог с Китаем по вопросу установления законодательства относительно конечного законного места Тайваня», иначе говоря, «создать политическую обстановку, способствующую тому, чтобы китайцы согласились с независимостью дружественного Тайваня». «С помощью независимости (Тайваня) сдерживать Чан Кайши, с помощью Чан Кайши сдерживать коммунистов (КНР) и с помощью коммунистов сдерживать Советский Союз». В этом состояла, по мнению одного из китайских авторов, суть переформатирования американской политики после Второй мировой войны в отношении Китая. Цит. по: Хэ Жэнь. Тайвань чжэн тань цзинци лу : (Высшие политические круги Тайваня: скандалы, хроника). Чанчунь: Шидай вэньи чубаньшэ, 1993. С. 231.

23. Всемирный совет церквей (World Council of Churches) образован в 1948 г. в Амстердаме, штаб-квартира Совета находится в Женеве. Он включает в себя 348 церкви из 100 стран мира и 400 млн христиан.

24. Rubinstein M. Christianity and democratization in modern Taiwan. P. 225.

25. Rubinstein M. Christianity and democratization in modern Taiwan. P. 226.
11 В 1970-х годах пресвитерианские миссионеры выступили от лица коренных тайваньцев, лишенных основных политических прав и свобод, выпустив заявление «Наша национальная судьба». Автор заявления британский миссионер Даниэль Биби (Daniel Beeby), в тот момент являвшийся вице-президентом Тайнаньского теологического колледжа и семинарии, в 1971 г. был признан правительством persona non grata и в 1972 г. депортирован с Тайваня, как и многие другие миссионеры, на долгие годы. Пресвитерианская церковь видоизменила упомянутое заявление, придав его гласности от своего лица из-за оказанного давления властей на остальных инициаторов документа. Данное заявление рассматривалось тогда как первое, опубликованное на острове, открытое объявление о самоопределении Тайваня26 (исходя из пункта 4 Декларации об укреплении международной безопасности ООН, «согласно которому государства должны полностью уважать суверенитет других государств и право народов определять свою собственную судьбу без внешнего вмешательства, принуждения или ограничения, особенно связанных с угрозой силой или ее применения, открытой или скрытой…»27). Генеральная ассамблея пресвитерианской церкви призвала всех пасторов 2 января 1972 г. зачитать перед прихожанами с кафедры заявление, которое было опубликовано в «Новостях Тайваньской церкви» (но так и не попало к подписчикам). Это также не было исполнено под давлением командования гарнизонными силами28.
26. В продолжение темы относительно «конечного законного места Тайваня» остается констатировать, что на президентских выборах 2020 г. тайваньский избиратель так и не проголосовал за de jure «независимость» Тайваня, а проголосовал за то, что подразумевается на Тайване под status quo. Хотя ситуация со сменой политических предпочтений американского избирателя в ноябре 2020 г. на президентских выборах США в пользу демократа-протестанта Джо Байдена потенциально способна (согласно уже замеченной укоренившейся традиции одновременной смены электоральных преференций на Тайване и США) повлиять на политическое поведение тайваньского электората на выборах 2022 и 2024 гг., не исключено, что в пользу третьей партии при условии, если не случится политической сделки между двумя демократическими партиями США и Тайваня, то есть в зависимости от заранее достигнутых договоренностей (мнение одного из авторов данной работы Степановой Е.Н., сентябрь 2020 г.).

27. Принята резолюцией 2734 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1970 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intsecurity.shtml (дата обращения: 22.09.2020).

28. Arrigo L.G., Miles L. (eds). A borrowed voice: Taiwan human rights through international networks, 1960–1980. Taipei, 2008. P. 180, 182.
12 Дальнейшая политика пресвитерианской церкви на Тайване строилась на пяти предложениях, направленных на достижение прогресса в политических и социальных вопросах: религиозных прав и свобод, уже реализованного права публикации романизированного варианта Библии, преодоления международной изоляции острова через поиск возможностей участия в работе и членства в международных организациях с помощью межличностных отношений, прямого диалога между правительством и церковью, исключения дискриминации говорящих на тайваньском диалекте, улучшения в вопросах человеческих прав и благосостояния людей29. Кроме того, пресвитерианская церковь вместе с другими социальными группами (Taiwan Indigenous Peoples Society, Indigenous Peoples Action Coalition of Taiwan, Millet Foundation и пр.) принимала участие в отстаивании прав коренных народностей Тайваня называться indigenous (аборигенами30) вместо plain and mountain compatriots, что впоследствии и было принято поправкой к Конституции Тайваня в 1994 г. В настоящее время (начало 2019 г.) пресвитерианская церковь Тайваня по-прежнему не признает формулу «одно государство — два строя» в отношении двух берегов Тайваньского пролива и выступает за независимость Тайваня31.
29. Rubinstein M. Christianity and democratization in Modern Taiwan. P. 231–232.

30. Pilin Yapu (режиссер). Секция «Q&A» онлайн на фестивале Тайваньского документального кино (TDDFF 2020).

31. Заявление об этом было озвучено генеральным секретарем пресвитерианской церкви Тайваня Линь Фанчжуном (Lyim Hong-tiong (林芳仲)) и председателем (распорядителем) церковного духовенства Сюэ Боцзанем (Hsieh Po-tsan(薛伯讚)). (Звучит тема самопожертвования цзыфэнь (自焚)). (дата 17 января 2019 г.). URL: Presbyterian Church in Taiwan rejects «one country, two systems”. >>>> (дата обращения: 03.11.2020).
13 Что касается положения католической церкви Тайваня, то 18 июля 2020 г. на Тайване прошла инаугурация епископа-салезианца в городе Цзяи Томаса Чжун Аньчжу (Thomas Chung An-zu (鍾安住)32) в качестве нового архиепископа Тайбэя33. Это стало знаковым событием в условиях ранее достигнутого между администрацией материкового Китая и Ватиканом в лице Папы Римского Франциска соглашения о назначении Пекином католических епископов и их признания Ватиканом с правом понтифика налагать вето в случае несогласия по поводу кандидатур. Следует учесть и опасения по поводу того, что нынешняя позиция Ватикана в свете его договоренности с Пекином о назначениях высшего духовенства в материковом Китае может привести к разрыву отношений католической церкви с Тайванем в пользу материкового Китая34 (как видно, это ситуация, длящаяся уже с начала 1970-х).
32. Родился 1 августа 1952 г. на западе Тайване в уезде Юньлинь. Поставлен священником в епархию г. Тайнань в 1981 г. Назначен архиепископом в епископат Тайбэя в 2006 г. Имеет большой пасторский опыт работы с молодежью, а также в области медицины, образования и культуры, продолжительное время работал в Университете Фужэнь в Тайбэе.

33. Don Bosco Past Pupil, Salesian Cooperator, New Archbishop of Taipei, Taiwan. URL: >>>> обращения: 30.11.2020).

34. Strong M. Pope Francis still pays attention to Taiwan: New archbishop of Taipei. (Taiwan should not worry about new round of talks between Vatican and Beijing) // Taiwan News. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/3969448 (дата обращения: 18.07. 2020).
14 Формальные отношения КНР и Ватикана прервались в 1951 г. по инициативе Ватикана и возобновились лишь в 1979 г. с началом эпохи реформ и открытости Китая. По мнению зарубежных специалистов-религиоведов, религиозное возрождение в начале 2000-х годов стало возможно по причине собственного кризиса КПК и кризиса коммунистической идеологии (как это было в период с 1979 г. по начало 1990-х), послуживших одной из причин развертывания масштабной антикоррупционной кампании (в том числе и в армии35) с приходом Си Цзиньпина. В начале 2000-х годов исследователями отмечалось также возрастающее доверие верующих по отношению к назначенным папой епископам. Следствием этого может быть большая популяризация «катакомбной церкви» в Китае, в чем власти видят опасность для существующего режима.
35. Chinese army officers (98 generals punished due to corruption within 8 years): PLA generals. URL: https://www.youtube.com/watch?v=q77dmW2Kgfo (дата обращения: 9.11.2020).
15 Однако согласно Мао Цзэдуну, религия могла быть и поставлена на службу партии в краткосрочной перспективе36; в долгосрочной предполагалось ее постепенное искоренение37. Примененные пекинскими властями жесткие меры заставили католическую церковь уйти «в подполье», но во время 30-летнего периода религиозного запрета и в «культурную революцию» партия так и не смогла до конца ее уничтожить (или не ставила перед собой такой задачи, рассчитывая лишь «натянуть тетиву, а стрелу не пускать»38).
36. Li Weihan, Tongyi zhangxian wenti yu minju wenti (Проблемы Единого фронта и проблемы национальностей). Beijing, 1981. Pp. 506–507. Цит. по: Leung B. Catholic bridging efforts with China // Religion, State & Society. 2000; 28(2). P. 187.

37. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. 1. М.: Издательство иностранной литературы, 1952. С. 71–72.

38. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. 1. М.: Издательство иностранной литературы, 1952. С. 72.
16 Согласно зарубежным исследованиям, прекращение деятельности миссионеров предполагалось несколькими способами: например, посредством регистрации мест собраний, особенно в провинциях. Зарубежные лидеры так называемого наведения мостов в Китай не допускались. Официальное китайское духовенство посещало различные конференции, а неофициальное («подпольное» и религиозные активисты) арестовывалось39. Применялись законы общегосударственного уровня и местные правила, адаптировавшие религию к социалистическому режиму с целью воспитать способных поддержать партию и ее лидеров политических патриотов (очевидно, применялась, описанная здесь выше политика «религии без веры», как в Сингапуре), при этом религиозная доктрина и мораль должны были служить социализму. Это означало изменения в религии на доктринальном и институционализированном уровнях. «Наведение мостов» из Гонконга с католиками из материкового Китая началось в 1978 г. с политики реформ и открытости Дэн Сяопина из-за географической близости Гонконга к материку. Далее с 1979 г. процесс распространился на Тайвань и Макао40.
39. Leung B. Catholic bridging efforts with China. P. 187.

40. Leung B. Catholic bridging efforts with China. P. 185, 188.
17 Целевая аудитория в Китае для миссионеров Запада и Северной Америки (с благословения Ватикана и с помощью финансовых ресурсов зарубежного католичества) — это молодежь 24–29 лет с высшим (tertiary) образованием, которой оказывали различные формы интеллектуальной и профессиональной поддержки. Поддержка оказывалась и тем, кто уезжал для продолжения образования в Европу и Северную Америку. (У миссионеров в свою очередь появилась возможность изучать Китай, проводя новый «социальный эксперимент» во время второй волны колонизации Азии и до сих пор). Китайскому духовенству оказывалась финансовая и академическая помощь. Финансировались также социально-медицинские, культурные и образовательные проекты. Помощь оказывали обеим, официальной и «катакомбной», католическим церквям подготовкой священнослужителей, проведением ремонта церквей и их сооружением, финансовой поддержкой различных церковных социальных служб и предприятий в сельской местности и городских районах. Церковь финансировали даже после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., когда многие неправительственные организации были удалены из материкового Китая41.
41. Leung B. Catholic bridging efforts with China. Pp. 188–189.
18 Координация «наведения мостов» началась в 1980 г. с обменом между программными администраторами с Тайваня, Гонконга, Макао и Сингапура; ее поддерживал папский представитель с Филиппин, проживавший на тот момент в Гонконге. Проводилось обсуждение и оценка проектов «наведения мостов» с лучшим распределением ресурсов, при этом отмечалась некоторая разобщенность в вопросах преподавания и проведения литургий. В результате возрождения католичества, явно не поощрявшегося КПК (это во многом было связано с позицией одного из политических лидеров КНР Чэнь Юня42), в материковом Китае значительно выросло количество католических храмов — с 300 в 1983 г. до 4600 в 1998 г. В официальной церкви священников служило примерно в два раза больше (1500), чем в неофициальной (850). Подготовка персонала для официальной церкви поводилась интенсивнее, чем для неофициальной католической церкви: так, в официальных 40 религиозных учреждениях обучалось 1500 сестер-послушниц, тогда как в 20 неофициальных получали подготовку 1000 сестер. Городские и сельские церкви получали большие суммы пожертвований, но прихожане нуждались в должной пасторской заботе в отсутствие опытных священников и сестер — персонала для церквей и часовен43 (что в настоящее время, как представляется, является и проблемой для католических храмов Тайваня44).
42. Chen Yun陈云 (1905–1995) был среди организаторов кампании 1983 г. «за искоренение духовного загрязнения» (Anti-Spiritual Pollution Campaign (清除精神污染)), выступал против изменений в социально-культурной сфере, которые неизбежно сопровождали рыночные реформы в Китае, так как они могли угрожать политической власти КПК.

43. Leung B. Catholic bridging efforts with China. P. 189–190.

44. Согласно данным, найденным авторами статьи, тайваньские католические церкви получали поддержку от тайваньской буддистской ассоциации. Так, после урагана Маракот (2009 г.) на юге Тайваня буддистский монах Син Юнь создал места для обустройства беженцев, и чтобы уважить их религиозные чувства, в Фогуаншань для Христианской Ассоциации был создан зал для поклонения (посещен авторами статьи в декабре 2019 г.). См.: Чжао Ужэнь. (Син Юнь). Цибэй сылу, лян ань чулу: тайвань сюаньцзю силе пинлунь : (Путь размышлений о милосердии: выход для обоих берегов. Несколько суждений о выборах на Тайване). Тайбэй, 2015. С. 24.
19 Китайские католики разобщены между собой: есть «катакомбная» церковь, лояльная Ватикану, и Католическая патриотическая ассоциация (1957 г. о.), по существу, государственный надзорный орган. Многие прихожане посещают церкви епископов, не признанных китайскими властями45. При этом согласно введенной Си Цзиньпином программе «синизации» всех религиозных практик, правительство должно «обеспечить активное руководство религиозным сообществом с целью облегчения социализации верующих».
45. Юань Цюань. Значение и трудность нормализации отношений между КНР и Ватиканом — Святым Престолом. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-trudnost-normalizatsii-otnosheniy-mezhdu-knr-i-vatikanom-svyatym-prestolom (дата обращения: 01.10.2020).
20 Согласно епископу Жозефу Цзэну46, «сближение» (Святого престола и материкового Китая) будет «предательством Иисуса Христа» и «капитуляцией», поскольку пролонгация договора (заключенного еще в октябре 2018 г.) между материковым Китаем и Святым престолом по поводу правил назначения епископов китайской католической церкви (в рамках сделки Ватикан признает семь китайских епископов, назначенных Пекином), минуя одобрение папы римского, повлияет на отношения Тайваня и Ватикана, и Китай будет иметь «инструмент для осуществления всего, что только захочет». По мнению Джимми Лая (основателя компании Next Digital Ltd.47), «КПК не только хочет устранить Бога, она сама хочет стать Богом», странам не следует допускать насаждение Китаем своих систем и ценностей всему миру48.
46. Joseph Zen Ze-Kiun — родился в Шанхае в 1932 г. Его встреча, запланированная в последнее время в Ватикане с Папой Римским Франциском, не состоялась.

47. Джимми Лай или Ли Чжии́н (黎智英), 1948 г.р., место рождения провинция Гуандун, КНР.

48. URL: https://news.pts.org.tw/(дата обращения: 09.10.2020).
21 Согласно тайваньским СМИ, установление дипломатических отношений Ватикана с материковым Китаем станет неизбежным в будущем, поэтому Тайваню уже следует это обдумывать49. Улучшение отношений с материковым Китаем является для Ватикана одной из приоритетных задач по нескольким причинам: из 15 млн католиков (5 млн католиков, или 0,5% населения по официальной статистике правительства КНР) половина принадлежит к «катакомбной»50 католической церкви, управление которой Ватикану трудно осуществлять. Кроме того в условиях действия Закона о национальной безопасности (принят в августе 2020 г.)51, распространенного теперь и на Гонконг, католическая церковь Гонконга (иезуитская52 и салезианская) по всей вероятности вынуждена также стать «катакомбной»; нормализация отношений между Святым Престолом, занимающем место постоянного наблюдателя в ООН, и Китаем необходима для поддержания стабильности международных отношений (с большей возможностью выхода Китая на западные рынки и увеличения экспорта туда из КНР).
49. Интервью Чжан Фучана (Chang Fu-chang), доцента Института европейских исследований при Тамканском университете (TKU). URL: https://news.pts.org.tw/(дата обращения: 9.10.2020).

50. Навязанная в период японской оккупации Китая форма церковной «независимости» не воспринималась однозначно всеми верующими, при этом была продемонстрирована способность китайской церкви действовать самостоятельно. См. Ломанов А.В. Иностранные религии в Китае. Христианство // Духовная культура Китая. Энциклопедия. Том 2. Мифология. Религия /под ред. М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтина. и др. М.: Восточная литература, 2007. С. 317.

51. Law of the People's Republic of China on Safeguarding National Security in the Hong Kong Special Administrative Region. URL: https://www.elegislation.gov.hk/doc/hk/a406/eng_translation_(a406)_en.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

52. Следует отметить, что в середине прошлого века орден иезуитов воспринимался как государственно-политический орган с четкими политическими задачами, служа матрицей крупнейших секретных разведывательных служб и тоталитарных объединений США и нацистской Германии. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. С. 232.
22 Согласно российским исследователям, центры семи епархий католической общины на Тайване находятся в городах Синьчжу, Тайчжун, Цзяи, Тайнань, Гаосюн вдоль западного побережья острова и только один на востоке в г. Хуалянь. По данным 2004 г., на острове насчитывалось 1193 храма, 400 различных учебных заведений53, 200 больниц, численность католического духовенства составляла около 700 человек. В 2019 г. католиков на Тайване насчитывалось 1,5% среди всего населения острова, т.е. приблизительно 360 тыс. (По некоторым источникам, католиков и протестантов на острове примерно поровну.)54.
53. Среди этих учебных заведений известный католический университет Фужэнь (Fu Jen) с университетской клиникой Fu Jen Catholic University Hospital под эгидой папы римского с выделенным в отдельное учебное заведение богословским факультетом из-за проблемы официального непризнания на Тайване диплома теолога.

54. По уточненным нами данным, в 2019 г. протестантов на острове насчитывалось 2,6%, католиков — 1,3%. URL: https://www.ait.org.tw/2019-report-on-international-religious-freedom-taiwan/(дата обращения: 19.12.2020).
23 Среди иностранных миссионеров на Тайване55 есть натурализированные56, как его преподобие Юджин Майкл Мюррэй (Eugene Michael Murray57), 88-летний пастор прихода «Церкви Китайской Богоматери» (Our Lady of China Church) в Тайчжуне58, принадлежащий к миссионерскому католическому ордену Maryknoll. Он конфликтовал с властями Тайваня в 1970-х годах из-за своей опиравшейся на «либеральную теологию» ясно сформулированной программы, направленной на помощь угнетенным и обездоленным; основной движущей силой в реализации программы были профсоюзные активисты. В 1970-х многие миссионеры действовали на Тайване с риском для жизни, были объявлены властями персонами non grata на Тайване и депортированы, лишившись права возвращения на остров до начала 1990-х годов59.
55. Иванов П. (свящ.). Из истории христианства в Китае. М.: ИВ РАН, 2005. С. 54–55.

56. Tsai speaks with missionaries, urges them to naturalize // Taipei Times. URL: http://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2018/10/02/2003701569 (дата обращения: 04.10.2018).

57. Eugene Michael Murray (его тайваньское имя — отец Dzeng Syan Dau) — католик, миссионер, прибыл на Тайвань в 1958 г., получил второе гражданство на Тайване в 2017 г. Бегло говорит на гоюй, чтит тайваньские традиции, понимает культуру, разделяет семейные и социальные ценности. Юджин Мюррэй помогал американской церкви переселить вьетнамских беженцев после Вьетнамской войны и после трехлетнего отсутствия на Тайване вернулся на Тайвань в 1976 г. в приход Шалу. В приходе Церкви Китайской Богоматери пастор Юджин Мюррэй служит с 1985 г., большинство прихожан его прихода составляют пожилые материковые китайцы, прибывшие на Тайвань с армией Чан Кайши еще в 1949 г. Negro Chin M.-P. Maryknoll missioner credits ‘God’s grace’ for his life in Taiwan // Crux. 13.05.2020. URL: https://cruxnow.com/church-in-asia/2020/05/maryknoll-missioner-credits-gods-grace-for-his-life-in-taiwan/(дата обращения: 02.06.2020).

58. Negro Chin M.-P. Maryknoll missioner credits ‘God’s grace’ for his life in Taiwan // Crux. 13.05.2020. URL: https://cruxnow.com/church-in-asia/2020/05/maryknoll-missioner-credits-gods-grace-for-his-life-in-taiwan/(дата обращения: 02.06.2020).

59. Yoshihisa Amae. Pioneers in Taiwan’s Human Rights and Democracy: The Role of the Foreign Missionaries of the Presbyterian Church in Taiwan // Arrigo L. G., Miles L. (eds). A borrowed voice: Taiwan human rights through international networks, 1960–1980. Taipei, 2008. P. 172.
24 Помимо заботы о католической общине в Тайчжуне, пастор Мюррэй был директором лингвистического центра в Тайчжуне (the Maryknoll Language Center)60, посещал больницы и занимался благотворительной деятельностью как тюремный капеллан. В настоящее время у ордена Maryknoll имеется свой журнал Maryknoll Magazine. Орден Maryknoll в Тайчжуне ориентировался на католиков, переселившихся из сельской местности в город, поскольку требования современной жизни осложняют вовлечение в церковь вновь прибывших прихожан61. Миссионерский и просветительский вклад пасторов62 епархии Maryknoll (особенно среди тайваньских аборигенных общин атаялов, а также среди семей иммигрантов) по достоинству оценивается в настоящее время тайваньскими политиками высокого ранга63.
60. Успехи миссионерской деятельности американского католического ордена Maryknoll в области начального и среднего образования, медицинских и социальных услуг в центрах Фонда Вифлеем (The Bethlehem Foundation), Центре возможностей Св. Терезии (St. Teresa opportunity Center) в г. Тайнань и на острове Пэнху и The Leren Center в Гаосюне отмечают и исследователи в Гонконге. См.: Leung B. Catholic Church — state relations in the Hong Kong Special Administrative Region. A review of 20 years. P. 688.

61. Negro Chin M.-P. Maryknoll missioner credits ‘God’s grace’ for his life in Taiwan.

62. Дональд Макиннес (Donald MacInnes) — ключевая фигура Maryknoll History Project, миссионер, инструктор и администратор в университете Дунхай (Тайчжун). Ученый, автор значимых работ по христианству в КНР. См. Rubinstein M. Christianity and democratization in Modern Taiwan. P. 251. См. работу: MacInnes D. Religion in China today. Policy and Practice. N.Y.: Orbis Books, 1989; а также: Wickeri P. Seeking the common ground: protestant Christianity, the Three-Self Movement, and China’s United Front. N.Y.: Orbis Books, 1988. В указанных здесь работах подробно излагается религиозная политика и практика в Китае со времен культурной революции, а также имеются «ценные сведения о действительных условиях религиозных практик в современном Китае». Рассмотрены буддизм, даосизм, католическая и протестантская церкви, Русская православная церковь, иудаизм, народные религиозные культы, синкретические религии, конфуцианство, проблема отношений молодежи и церкви.

63. Здесь авторы по этическим соображениям и согласно условиям private policy полученного материала не имеет возможности давать свою оценку этим событиям.
25 Таким образом, католическая религия на Тайване существует, не вступая в противоречие с некоторыми местными традициями (такими, как «омовение ног старшим»), уже адаптирована в трех-четырех поколениях и может передаваться в качестве религиозной/семейной традиции как у местных элит, так и среди простых людей. При этом, чем жестче в материковом Китае будут регулировать деятельность католической общины, идя по пути ее разобщения на официальную и «катакомбную» (этот путь, судя по всему, в условиях действия Закона о национальной безопасности КНР, изберет и католическая община, иезуиты и салезианцы, в Гонконге), тем дольше будет действовать «престижная прививка» населения католицизмом (в виде социального-политического эксперимента) на Тайване, что послужит, в конечном счете, дальнейшему развитию новой траектории Тайваня, отличной от таковой в материковом Китае, но важной с точки зрения определения места Тайваня в международном сообществе. Как представляется, в этом и состоит цель укоренения многих мировых религий и их течений на острове — в превращении Тайваня, таким образом, в мультиконфессиональное общество (где церковь и ее разного рода деятельность является объединяющим началом). Это один из способов встроить Тайвань в международное пространство, в том числе посредством дальнейшего массового обращения коренного населения всех возрастных групп, особенно молодежи (с охватом всех социальных групп, видимо, и представителей различных аборигенных общин, включая самых уязвимых — стариков, детей и женщин, инвалидов), в католичество, уже «привитое» на национальные корни (bentu).
26 Что касается развития протестантизма, то западные исследователи предрекают большее пространство для протестантской практики в материковом Китае, чем для местных традиционных религиозных культов, ассоциирующихся с бедностью, отсталостью и суевериями64 (особенно в сельской местности), препятствующих процессу модернизации в Китае и развитию самого христианства, которое ассоциируется с престижным Западом и является источником моральных ценностей в экономике в современном капиталистическом производстве. При этом либеральная идеология, сопровождающая рыночные реформы в материковом Китае, с высокой степенью религиозной и культурной самореализации способствует повышению личностных характеристик прихожан протестантских церквей, состав которых неизбежно изменяется в пользу образованных людей молодого и среднего возраста (вместо полуграмотных пожилых женщин), материально обеспеченных, от личностных качеств которых (素质 — suzhi, сучжи) — моральных, культурных, психологических — зависит и качественная оценка местных приходов, которые они посещают. Можно предположить, что власти в Китае в продолжение курса модернизации, опасаясь традиционных религиозных практик — идеологической скрепы, противостоящей доктринам КПК, — будут и дальше допускать под своим жестким контролем развитие западных религий на территории материкового Китая, но до определенного предела.
64. Cao Nanlai. Raising the Quality of Belief. Suzhi and the production of an elite Protestantism. Pp. 56–57, 64–65.

References

1. Burov V.G. Modernizaciya tajvan`skogo obshhestva. M.: IF RAN, 1998.

2. Ivanov P. Iz istorii khristianstva v Kitae. M.: IV RAN, 2005.

3. Cao Nanlai. Raising the Quality of Belief. Suzhi and the production of an elite Protestantism // China Perspectives. 2009 (4).

4. Kozhin P.M. Problemy` izucheniya tradicij v KNR. Informacionny`j byulleten` IDV AN SSSR № 32. M., 1982.

5. Lee E. Singapore: The Unexpected Nation. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 2008.

6. Leung B. Catholic bridging efforts with China // Religion, State & Society. 2000; 28(2).

7. Leung B. Catholic Church — state relations in the Hong Kong Special Administrative Region. A review of 20 years // Contemporary Chinese political economy and strategic relations: an international journal. 2017; 3(2).

8. Lin J.C.P. The Charismatic movement in Taiwan from 1945 to 1995: clashes, concord, and cacophony. Cham: Palgrave Macmillan, 2020.

9. Lomanov A.V. Inostranny`e religii v Kitae. Xristianstvo // Dukhovnaya kul`tura Kitaya. E`nciklopediya. Tom 2. Mifologiya. Religiya /рod red. M.L. Titarenko, B.L. Riftina i dr. M.: Vostochnaya literatura, 2007.

10. Mao Zedong. Izbranny`e proizvedeniya. T. 1. M.: Izdatel`stvo inostrannoj literatury`, 1952.

11. Rubinstein M. Christianity and democratization in Modern Taiwan // Clart Ph., & Jones Ch. B. (eds). Religion in modern Taiwan. Tradition and Innovation in a changing society. Honolulu, 2003.

12. Terticzkij K.M. Kitajcy: tradicionny`e cennosti v sovremennom mire. Ch. I. M.: ISAA MGU, 1994.

13. Vermander B. Religious revival and exit from religion in contemporary China // China Perspectives. 2009 (4).

14. He Ren. Taiwan zhengtan jing ji lu. — Changchun: Shidai wenyi chubanshe, 1993 : (Vy`sshie politicheskie krugi Tajvanya: skandaly`, xronika). Changchun: Shidai wenyi chubanshe, 1993.

15. Yoshihisa Amae. Pioneers in Taiwan’s Human Rights and Democracy: The Role of the Foreign Missionaries of the Presbyterian Church in Taiwan // Arrigo L. G., Miles L. (eds). A borrowed voice: Taiwan human rights through international networks, 19601980. Taipei, 2008.

16. Yuan Quan. Znachenie i trudnost` normalizacii otnoshenij mezhdu KNR i Vatikanom — Svyaty`m Prestolom // Al`manax «Kazachestvo». 2017. № 25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-i-trudnost-normalizatsii-otnosheniy-mezhdu-knr-i-vatikanom-svyatym-prestolom (data obrashheniya: 01.10.2020).

17. Zhao Wuren. Cibei silu,liang’an chulu: Taiwan xuanju xilie pinglun (Compassionate Thinking. The Way Out: A Review of Taiwan Election Series). Taibei: Tianxia wenhua, 2015.

Comments

No posts found

Write a review
Translate