Mongolian-Chinese Border: Transforming Border Infrastructure and the Impact of the SREB
Table of contents
Share
QR
Metrics
Mongolian-Chinese Border: Transforming Border Infrastructure and the Impact of the SREB
Annotation
PII
S013128120013887-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viktoriya O. Namzhilova 
Occupation:  Research Fellow
Affiliation: Buryat Scientific Center of the SB RAS
Address: Russian Federation, Ulan-Ude
Valentin Batomunkuev
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Buryat Scientific Center of the SB RAS
Address: Russian Federation, Ulan-Ude
Edition
Pages
21-32
Abstract

The article examines the features of the development of border infrastructure on the Mongolian-Chinese border. Noting the dynamically developing foreign trade relations between Mongolia and China, the authors analyze the changes taking place in the border zone. Particular attention is paid to considering not only the current system of checkpoints, but also the prospects for opening new border crossings, mainly related to the export of mineral resources.

Keywords
Mongolian-Chinese border, mutual trade, field development, checkpoints, border infrastructure, cargo flows, the China-Mongolia-Russia economic corridor, the Silk Road Economic Belt, container shipping China, Africa, COVID 19, external debt, Belt and Road Initiative, soft power
Acknowledgment
The research was carried out within the state assignments of the Buryat Scientific Center of the SB RAS and the Baikal Institute of Nature Management of the SB RAS.
Received
22.02.2021
Date of publication
01.03.2021
Number of purchasers
23
Views
2629
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 В последние два с лишним десятилетия торгово-экономические связи между Монголией и Китаем развиваются стремительно, вызывая необходимость существенных преобразований приграничной инфраструктуры. Интенсивный рост грузовых и пассажирских потоков потребовал усиления контактной функции границы, при этом зачастую в тех уголках малоосвоенных территорий приграничья, где ранее не наблюдалось заметной активности. Кроме того, проблемы функционирования приграничной инфраструктуры, включающей контрольные пункты пропуска, таможенные и транспортно-логистические структуры по обе стороны границы, стали приобретать особую актуальность в условиях активизации международных транспортных перевозок.
2

Система пунктов пропуска на монголо-китайской границе

3 Между Монголией и Китаем пролегает одна из самых протяженных государственных границ в мире более 4700 км проходят по пустынным и степным ландшафтам Монгольского плато. Отсутствие территориальных споров, религиозных и этнических конфликтов позволяет охарактеризовать данную границу как мирную и относительно спокойную.
4 Современная линия государственной границы определяется Договором об установлении границы между Монгольской Народной Республикой и Китайской Народной Республикой, который был подписан 26 декабря 1962 г. и ратифицирован спустя несколько месяцев. После вступления Договора в силу каждой из сторон была сформирована комиссия по окончательной маркировке границы, впоследствии определившая на местности прохождение линии государственной границы между двумя государствами и местоположение пограничных знаков. По завершении демаркационных работ 30 июня 1964 г. в Улан-Баторе состоялось подписание соответствующего Протокола, согласно которому общая протяженность монголо-китайской границы составляла 4676 км. Всего было установлено 639 пограничных столбов. За прошедший период были организованы две масштабные совместные проверки (19821984 гг. и 20012005 гг.); по итогам последней протяженность монголо-китайской границы была скорректирована и в настоящее время составляет 4709,6 км1.
1. Дэмбэрэл Дашхорлоо. Некоторые исторические положения установления монгольско-китайской границы // Приграничный регион в историческом развитии. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященная Году единения российской нации и 80-летию высшего педагогического образования в Забайкалье. В 3 ч. отв. ред. Е.В. Дроботушенко. 2018. С. 70–79.
5 В соответствии с Соглашением о пунктах пропуска на монголо-китайской границе и их режимах2, на границе между Монголией и Китаем действует 13 пунктов пропуска, из них 12 автомобильных и один железнодорожный (см. рис. 1). Большинство пунктов пропуска были открыты в 19911992 гг., в числе относительно новых: Ханги — Мандал (2002) и Сумбэр — Рашаант (2013).
2. Соглашение о пунктах пропуска на монголо-китайской границе и их режимах // Сайт МИД КНР. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t556620.shtml (дата обращения: 14.09.2020).
6

7 Рис 1. Система пунктов пропуска на китайско-монгольской границе
8 Рисунок выполнен В.Г. Аюшеевой на основании данных, предоставленных авторами.
9 Источник: данные Управления пограничной службы Монголии. URL: http://bpo.gov.mn/content/55.
10

Основные причины инфраструктурных преобразований

11 Периферийное положение, суровые природно-климатические условия влияют на слабую заселенность приграничных территорий Монголии и Китая. Особенно это заметно на монгольской стороне, где редкие населенные пункты отстоят на сотни километров друг от друга. Главным каналом передвижения людских и товарных потоков был и остается маршрут, представлявший в прошлом участок Великого чайного пути, а ныне проходящий железными дорогами и автомобильными трассами через пограничный переход Замын-Уд — Эрлянь.
12 До начала 1990-х годов монголо-китайская граница была относительно закрытой по политическим причинам, но вступление Монголии на путь демократического развития и рыночных отношений способствовало ее большей открытости для стремительно развивающегося Китая. Налаживание и расширение торговли с южным соседом позволило Монголии заполнить своеобразный вакуум в экономических связях с зарубежными странами, образовавшийся после распада мировой социалистической системы. И, как отмечают исследователи, монголо-китайские отношения стали характеризоваться сближением по всему спектру политического, социально-экономического, культурного и регионального взаимодействия3. Потоки людей, капиталов и товаров между двумя странами начали быстро нарастать. Согласно статистическим данным, пассажиропоток на монголо-китайской границе, составлявший 798 тыс. человек в 2000 г., к 2010 г. вырос в разы — до 2,5 млн человек, а в 2019 г. — до 3,78 млн (в том числе 2,28 млн человек — через автомобильный и железнодорожный погранпереходы Замын-Уд — Эрлянь)4.
3. Базаров В.Б. Монголо-китайские внешнеэкономические и внешнеполитические отношения // Власть. 2018. № 3. С. 61–66.

4. Статистикийн мэдээлийн нэгдсэн сан: (Единая база статистических данных Монголии). URL: http://1212.mn/tables.aspx?TBL_ID=DT_NSO_1800_001V2.
13 Постепенно наращивая товарооборот, Китай в 1999 г. стал крупнейшим торговым партнером Монголии, и с тех пор доля китайского направления в ее внешней торговле уверенно растет5. Если в 2000 г. на Китай приходилось 34,8% внешнеторгового оборота Монголии, то в 2010 г. — 56, 3%, а по итогам 2019 г. этот показатель составил 64,4%. Устойчивый положительный рост взаимного товарооборота обеспечен расширением монгольского экспорта в Китай (табл. 1). В структуре экспорта Монголии доля КНР составляет порядка 90%, основными товарами являются уголь, медь, кашемир и ряд продовольственных продуктов.
5. Оюун. Монгол-Хятадын худалдаа, эдийн засгийн хамтын ажиллаганы зарим асуудлын тухайд: (Проблемы монголо-китайского торгово-экономического сотрудничества) // Олон Улс Судлал. 2018. № 1. С. 81–101 (монг. яз.). Wuyun, O. (2018). Issues on trade and economic cooperation of Mongolia-China // Journal of International Studies, (1), 81–101. URL: https://doi.org/10.5564/jis.v0i1.1123 (in Monglian).
14 Таблица 1.
15 Динамика внешнеторгового оборота между Монголией и КНР в 19902019 гг. (млн долл. США, в текущих ценах).
Год Оборот, млн долл. Экспорт Монголии в Китай, млн долл. Импорт Монголии из Китая, млн долл. Сальдо, млн долл.
1990 33,6 11,3 22,3 -11,0
1995 122,3 77,8 44,5 33,3
2000 400,1 274,3 125,9 148,4
2005 816,4 513,2 303,2 210,0
2010 3437,4 2466,4 971,0 1495,4
2011 6463,8 4439,9 2023,9 2416
2012 5933,1 4059,7 1873,4 2186,3
2013 5528,9 3706,3 1822,6 1883,7
2014 6841,3 5073,4 1767,9 3305,5
2015 5300,0 3910,1 1389,9 2520,2
2016 4962,8 3901,6 1061,2 2840,4
2017 6737,1 5307,4 1429,7 3877,7
2018 8537,6 6542,8 1994,8 4548,0
2019 8850,5 6789,7 2060,8 4728,9
Источник: Статистикийн мэдээлийн нэгдсэн сан: (Единая база статистических данных Монголии). URL: http://1212.mn/stat.aspx?LIST_ID=976_L14. См. также: Оюун. Монгол-Хятадын худалдаа, эдийн засгийн хамтын ажиллаганы зарим асуудлын тухайд: (Проблемы монголо-китайского торгово-экономического сотрудничества) // Олон Улс Судлал. 2018. № 1. С. 81101.
16 Ключевым фактором стремительного роста торговли стала разработка природных ресурсов на малоосвоенных территориях Монголии, к тому же в непосредственной близости от самого крупного потребителя минерального сырья — Китая. Среди стратегических месторождений полезных ископаемых: Таван-Толгой, Нарин-Сухайт (уголь), Оюу-Толгой (медь, золото), Цагаан Суварга (медь, молибден) и др. Таким образом, развитие горнодобывающей отрасли и расширение международных торгово-экономических связей Монголии, прежде всего с Китаем, потребовали улучшения доступности природных ресурсов и создания адекватной инфраструктуры, начиная со строительства дорог и заканчивая открытием новых пунктов пропуска на монголо-китайской границе. Понятно, что перспективы сотрудничества между Монголией и Китаем в освоении природных ресурсов и строительстве инфраструктуры очень широкие, имеют огромный потенциал6.
6. Лувсанжав Ж. Отношения между Монголией и КНР на современном этапе (1990–2012 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 3. С. 58–63.
17 Помимо прочего, преобразования инфраструктуры продиктованы стремлением двух стран открыть свободную экономическую зону «Замын-Уд — Эрлянь». Хотя китайские исследователи еще несколько лет назад признавали, что работа по открытию СЭЗ идет крайне медленно7, тем не менее, Монголия и Китай продолжают работать над ее созданием8.
7. Хасбаатар. Проблемы развития пунктов пропуска АРВМ на границе с Монголией: (Нэймэнгу дуй Мэн лулу коуань фачжань чжун цуньцзай дэ вэньти цзи дуйцэ) // Бэйфан цзинцзи. 2014. № 9. С. 49–51. (кит. яз.).

8. Н. Отгонсайхан. Монгол Улс, БНХАУ-ын хамтарсан хил дамнасан чөлөөт бүс байгуулах урьдчилсан нөхцөл, боломж: (Предпосылки и возможности для создания совместной приграничной свободной зоны между Монголией и Китаем) // Олон Улс Судлал. 2018. № 1. С. 52–80. URL: https://doi.org/10.5564/jis.v0i1.1122 (монг. яз.).
18 Несомненно, значительный импульс инфраструктурным преобразованиям придало развертывание китайской инициативы создания Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и, в частности, реализации идеи создания Экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Активно стали воплощаться инфраструктурные проекты в приграничных с Монголией китайских регионах: Автономном районе Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурском автономном районе9. Потенциал развития горнодобывающего сектора Монголии стал реально рассматриваться в более широком контексте — с точки зрения выхода на международный рынок через морские порты на китайском побережье. Исследователи отмечают, что реализация мегапроекта ЭПШП откроет перед Монголией новые возможности для выхода не только на рынок Китая, но и на рынки третьих стран, например Японии, Южной Кореи, США, Индии и др.10.
9. Дондоков З.Б.-Д., Борисов Г.О., Намжилова В.О. Россия—Монголия—Китай: перспективы трехстороннего сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 93–101.

10. Грайворонский В.В. Китайский мегапроект «Экономический пояс Шелкового пути»: место и роль Монголии // Восточная аналитика. 2018. № 3. С. 49–59.
19

Приграничная инфраструктура: развитие сети пунктов пропуска

20 Долгое время торговля между Монголией и Китаем осуществлялась в большинстве своем через пограничный переход Замын-Уд — Эрлянь. Однако освоение минеральных ресурсов за последние 1015 лет существенно изменило картину: грузопотоки начали стремительно нарастать через пункты пропуска, наиболее близко расположенные к крупнейшим местам добычи угля в монгольском аймаке Умнеговь. Так, через пункт пропуска Ганцмод завозится уголь с месторождения Таван-Толгой, через пункт пропуска Цэкэ (Сэхэ) — уголь с месторождения Нарин-Сухайт. Последние несколько лет Монголия экспортирует в Китай более 30 млн тонн высококачественного коксующегося угля в год. Главным образом уголь поставляется на предприятия сталелитейной отрасли соседнего китайского региона — Автономного района Внутренняя Монголия. Следует отметить, что инфраструктурное обустройство ассиметричное: развитое с китайской стороны, слаборазвитое — с монгольской. Перевозка минерального сырья на монгольской территории осуществляется по бездорожью малыми объемами на грузовиках. Ежедневно через эти пункты пропуска проходит более 1000 фур, очередь из которых растягивается на расстояние до ста километров.
21 Снижение потребления угля в Китае в условиях пандемии COVID-19 также не должно стать критическим для монгольских экспортеров: приостановленный в феврале 2020 г. экспорт угля был возобновлен уже в конце марта11. Далее для обеспечения бесперебойных поставок минерального сырья стороны договорились о введении с августа 2020 г. временного режима «Зеленый переход» на границе12. Эти меры свидетельствуют о высокой заинтересованности Китая в стабильных поставках коксующегося угля с монгольских месторождений. Кроме того, дополнительные возможности наращивания поставок из Монголии дает заявленное Китаем прекращение закупок угля с ноября 2020 г. у крупнейшего поставщика — Австралии13.
11. Нүүрсний экспорт Гашуунсухайтын боомтоор эхэллээ: (Экспорт угля возобновлен через КПП Гашуунсухайт). URL: https://www.montsame.mn/mn/read/219848?fbclid=IwAR1rK1vittUhHr3hc_JUWfatLdPD0QcA6eSFKYtzb5NB5GU9svhIuyygE4s.

12. "Ногоон гарц" түр журам ирэх сарын 1-нээс хэрэгжиж эхэлнэ: (С 1-го числа предстоящего месяца начинает действовать временный режим «Зеленый переход»). URL: https://montsame.mn/mn/read/232230 (дата обращения: 06.10.2020).

13. Китай прекращает закупку у Австралии ключевых сырьевых товаров. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4558605 (дата обращения: 06.11.2020).
22 Для облегчения транспортировки угля реализуется проект строительства через границу железнодорожных путей, берущих начало в непосредственной близости от монгольских месторождений, что позволит увеличить поставки угля до уровня 66 млн тонн в год. При этом возникает вопрос о национальной безопасности Монголии, так как характер такой инфраструктуры направлен, прежде всего, на эксплуатацию месторождений Монголии и обеспечение быстрых и эффективных поставок сырья на территорию Китая14. Анализируя текущее состояние пограничных пунктов пропуска, монгольские исследователи отмечают следующие проблемные места15:
14. Базаров В.Б. Монголо-китайские: усиление экономического взаимодействия // Власть. 2010. № 7. С. 136–139.

15. Х. Асхар. Хилийн боомтын өнөөгийн байдал, эрх зүйн орчинг боловсронгуй болгох зарим асуудал: (Текущее состояние пограничных пунктов пропуска и проблемы улучшения правовой среды) // Law Enforcement. 2018. № 3. С. 36–42. URL: https://www.uia.gov.mn/uploads/trans/attach/20183.pdf (монг. яз.).
23 – низкая пропускная способность пунктов пропуска, вызывающая чрезмерное скопление грузов и пассажиров. В условиях роста взаимного товарооборота большинство пунктов пропуска не отвечают современным требованиям, в том числе обеспеченности оборудованием для досмотра;
24 – зависимость жизнеобеспечения некоторых пунктов пропуска (к примеру, Гашуунсухайт, Шивээхурэн, Бичигт, Сумбэр) от южного соседа, что напрямую поднимает вопросы безопасности: импорт электроэнергии из-за отсутствия инфраструктуры и связь с центром по китайской телефонной сети стали обычным явлением, а вопросы, связанные со строительством дорог и другой инфраструктуры, передаются на аутсорсинг зарубежным компаниям;
25 – нерешенные социальные вопросы, включая условия проживания и труда сотрудников различных ведомств, обеспечивающих функционирование пограничных пунктов пропуска.
26 С китайской стороны пункты пропуска на границе с Монголией планируется развивать в соответствии со следующей специализацией: Эрлянь и Зун-Хатавч как пункты пропуска, имеющие выход к морю; Сэхэ, Ганцмод и Мандал как ключевые узлы ресурсных коридоров (имеется в виду поставка угля, меди и других ресурсов из Монголии); Рашаант, Ар-Хашат и Овдог будут ориентированы на обслуживание туристических потоков.
27 В дополнение к действующим пунктам пропуска стороны намерены открыть пограничный переход Цагаандэл Уул — Улзий, в целом предназначенный для вывоза угля с месторождения Таван-Толгой и территориально располагаемый между Шивээхурэн — Сэхэ и Гашуунсухайт — Ганцмод. Переговоры по строительству нового пункта пропуска начались еще в 2004 г. Хотя с китайской стороны порт Улзий был включен в список восьми новых сухопутных пунктов пропуска в рамках реализации национального Плана по развитию пунктов пропуска на 11-ю пятилетку16, Госсовет КНР только 31 января 2016 г.17 утвердил создание постоянно действующего пункта пропуска Улзий С монгольской стороны официальное решение о создании пункта пропуска Цагаандэл Уул было зафиксировано Постановлением правительства Монголии № 46 от 21 февраля 2014 г.18. Летом 2019 г. было достигнуто соглашение о предоставлении китайской стороной гранта в размере 43 млрд тугриков (порядка 112 млн юаней) на строительство нового «образцового» порта19.
16. Улицзи коуань (Порт Улзий). URL: http://alashan.mofcom.gov.cn/article/gaikuang/201702/20170202523963.shtml (дата обращения: 27.09.2020).

17. Гоуюань пивэнь тунъи Улицзи коуань дуйвай кайфан: (Госсовет одобрил открытие порта Улзий). URL: http://inews.nmgnews.com.cn/system/2016/02/19/011886342.shtml (дата обращения: 28.09.2020).

18. Монгол Улсын Засгийн Газрын тогтоол. Дугаар 46. Хилийн зарим боомтын талаар авах арга хэмжээний тухай: (Постановлением Правительства Монголии № 46). URL: https://www.legalinfo.mn/law/details/9827 (дата обращения: 27.09.2020).

19. “Цагаандэл уул-Өлзий”-г хоёр улсын жишиг боомт болгоно: (Цагаандэл-Уул — Улзий станет образцовым пунктом пропуска). URL: https://www.montsame.mn/en/read/194646 (дата обращения: 25.09.2020).
28 Из новостных сообщений информагентств обеих стран становится понятно, что строительные работы на пограничном переходе Цагаандэл-Уул — Улзий находятся в активной фазе, однако строительство нового пункта пропуска, третьего по счету в монгольском аймаке Умнеговь, вызывает недовольство местного населения. Жители аймака убеждены, что ввод в эксплуатацию Цагаандэл-Уул и сопутствующей транспортной инфраструктуры будет негативно влиять на экосистему пастбищ. Подвергая сомнениям целесообразность появления очередного пограничного перехода для перевозки угля, протестующие предлагают властям обратить внимание на развитие социальной инфраструктуры двух существующих пунктов пропуска20.
20. Нутгийн иргэдийн эсэргүүцэлтэй тулсан Цагаандэл Уул боомт:(Протесты местных жителей в пункте пропуска Цагаандэл-Уул). URL: https://ikon.mn/opinion/1qp4 (дата обращения: 14.09.2020).
29 Тема развития пограничных пунктов пропуска постоянно находится в повестке монголо-китайских переговоров. Значимый шаг в этом направлении сделан во время визита министра иностранных дел КНР Ван И в Монголию по приглашению монгольского коллеги Н. Энхтайвана (15–16 сентября 2020 г.). Стороны договорились о внесении поправок в Соглашение о пунктах пропуска на монголо-китайской границе и их режимах, предусматривающее открытие трех железнодорожных пунктов пропуска: Гашуунсухайт — Ганцмод, Шивээхурэн — Сэхэ и Бичигт — Зун-Хатавч21. Таким образом, помимо существующего с 1956 г. единственного железнодорожного пункта пропуска Замын-Уд — Эрлянь ожидается открытие новых железнодорожных переходов на монголо-китайской границе, хотя их назначение, вероятнее всего, будет ограничено перевозкой минерального сырья.
21. Монгол улсын гадаад харилцааны сайд Н. Энхтайван Бүгд найрамдах Хятад ард улсын төрийн зөвлөлийн гишүүн, гадаад хэргийн сайд Ван И нар хэлэлцээ хийв: (Министр иностранных дел Монголии Н. Энхтайван провел переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И). URL:http://www.mfa.gov.mn/?p=52170 (дата обращения: 16.09.2020).
30

Замын-Уд — Эрлянь на пути грузоперевозок Китай — Европа

31 Положение дел на пограничном переходе Замын-Уд — Эрлянь требует особого внимания, поскольку, в отличие от остальных пунктов пропуска на монголо-китайской границе, через него проходит международный транспортный коридор. Развертывание транспортно-логистических проектов в рамках реализация китайской инициативы ЭПШП привело к взрывному росту трансконтинентальных железнодорожных перевозок с использованием контейнеров, выгодно отличающихся скоростью доставки по сравнению с морскими перевозками. На рынке контейнерных перевозок специальными поездами «Китай — Европа» монгольское направление через Замын-Уд — Эрлянь представляет альтернативу маршрутам через пункты пропуска Казахстана и через погранпереход Забайкальск — Маньчжурия.
32 Количество контейнерных поездов, проходящих через Замын-Уд — Эрлянь, увеличилось с двух в 2013 г. до 166 в 2016 г. и до 1490 в 2019 г. Данные китайской статистики по транзитным железнодорожным контейнерным поставкам из ЕС в Китай, выраженным в TEU (ДФЭ, двадцатифутовый эквивалент), показывают их многократный рост с 14,1 тыс. TEU в 2016 г. до более чем 137 тыс. TEU в 2019 г. На сегодняшний день через Замын-Уд — Эрлянь проходит около 40 железнодорожных маршрутов, охватывающих большинство китайских городов, где формируется база контейнерных грузов: от Чжэнчжоу и Чэнду в центре Китая до приморских городов Сямэнь, Шанхай, Яньтай, Циндао, Далянь.
33 Таблица 2.
34 Железнодорожные перевозки контейнерных грузов Китай — Европа (в обе стороны) через пограничный переход Замын-Уд — Эрлянь
Год Количество контейнерных поездов Количество маршрутов Груз, тыс. тонн Количество контейнеров TEU, тыс.
2016 166 6 86,5 14150
2017 575 15 319,0 48700
2018 1052 26 681,7 44817
2019 1490 34 1186,3 137997
Составлено по данным сайта Народного Правительства г. Эрлянь: URL: http://www.elht.gov.cn/dtzx/kadt/.
35 Динамика железнодорожных перевозок контейнерных грузов поездами Китай — Европа позволяет выявить растущее значение монгольского направления (рис. 2). Так, по итогам 2019 г. распределение потоков контейнерных грузов Китай — Европа выражено в следующих пропорциях: 56% через пункты пропуска Казахстана, 25% через погранпереход Забайкальск — Маньчжурия на российско-китайской границе, 19% через Замын-Уд — Эрлянь на монголо-китайской границе. Примечательно, что в отличие от остальных погранпереходов, Замын-Уд — Эрлянь пересекает больше контейнерных поездов, следующих из Европы в Китай, нежели обратно. Это свидетельствует о привлекательности данного направления для европейских, в том числе российских, грузоотправителей. Развитие экспорта продовольственных товаров и освоение новых товарных ниш, пригодных для контейнеризации и востребованных на емком китайском рынке, будет положительно влиять на рост контейнерных грузопотоков.
36 Рис. 2. Динамика железнодорожных перевозок контейнерных грузов поездами Китай — Европа по погранпереходам (2013–2019 гг.), тыс. TEU
37 Источник: Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 74 с. См. также: URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/107266588.
38 Необходимо отметить, что привлекательность монгольского направления в системе грузоперевозок Китай — Европа зависит также от скорости прохождения транзитных грузов на границе Монголии и России: можно сказать, Замын-Уд — Эрлянь работает «в связке» с пограничным переходом Наушки — Сухэ-Батор. Поэтому совершенствование приграничной инфраструктуры, увеличение пропускной способности и скорости таможенного оформления чрезвычайно актуально и для российско-монгольской границы22.
22. Батомункуев В.С., Рыгзынов Т.Ш. Совершенствование приграничной инфраструктуры России и Монголии как фактор развития экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» // Региональные исследования. 2018. № 3. С. 126–132.
39 Специалисты Евразийского банка развития в своем исследовании приходят к выводу, что в краткосрочной перспективе быстрый рост контейнерных перевозок между странами Евросоюза и Китаем по железным дорогам ЕАЭС продолжится, в том числе транзитом через Монголию. При этом для привлечения дополнительного грузопотока необходимо дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и устранение барьеров23. Уточняется, что долгосрочный рост контейнерного грузопотока сдерживается внешними и внутренними ограничениями, а также риском отмены китайскими провинциями субсидирования экспортных контейнерных перевозок. Для поддержания роста необходимы инвестиции в расшивку «узких» мест железнодорожной инфраструктуры, более низкий тариф, а также гарантии сохранения субсидирования перевозок со стороны КНР.
23. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 50 с.
40 ***
41 В 2020 г. неожиданные корректировки внесла пандемия COVID-19: объемы железнодорожных перевозок увеличились на фоне резкого падения объемов морских и воздушных перевозок. К примеру, в 2020 г. показатели предыдущего года по Замын-Уд — Эрлянь были достигнуты уже за первые восемь месяцев24. В условиях распространения коронавирусной инфекции трансконтинентальные контейнерные перевозки сыграли стабилизационную роль в обеспечении бесперебойной мировой торговли, поскольку железнодорожный транспорт в меньшей степени оказался подвержен влиянию ограничительных мер25. Таким образом, дальнейшая интенсификация потоков контейнерных грузов через территорию Монголии вполне реальна, погранпереход Замын-Уд — Эрлянь определенно представляет весомую альтернативу другим направлениям.
24. Эрлянь хаотэ коуань цзиньчуцзин чжуноу баньле чуан лиши синь гао: (Количество поездов Китай — Европа, проходящих через пункт пропуска Эрлянь, достигло рекордного уровня). URL: http://www.elht.gov.cn/dtzx/kadt/202009/t20200915_192742.html (датаобращения: доступа 16.10.2020).

25. Чжуноу баньле чэн гоцзи гунинлянь чжунъяо чжичжан: (Поезда Китай — Европа становятся важной опорой для международных цепей поставок). URL: http://www.xinhuanet.com/world/2020–05/18/c_1125997500.htm (дата обращения: 16.10.2020).
42 В целом, значимость пограничного перехода Замын-Уд — Эрлянь во всей системе пунктов пропуска на монголо-китайской границе растет: через него проходит все многообразие товаров, проходит большая часть пассажиропотока, обеспечивается международный транзит. Остальные пункты пропуска, напротив, приобретают узкую специализацию или имеют локальное значение для приграничных территорий. Развитие пограничных переходов, таких как Шивээхурэн — Сэхэ, Гашуунсухайт — Ганцмод, Ханги — Мандал, связано исключительно с освоением месторождений полезных ископаемых на юге Монголии, поскольку возможности развивать иную экономическую деятельность в малонаселенных территориях очень ограничены. Таким образом, большинство пограничных переходов функционируют благодаря освоению невозобновляемых природных ресурсов.
43 Предполагается, что монгольский уголь и другие минеральные ресурсы еще долгое время будут пользоваться стабильным спросом со стороны Китая, несмотря на постепенное ужесточение экологических стандартов и курс на декарбонизацию экономики26. При этом правительства Монголии и Китая, проводя политику по развитию приграничной инфраструктуры, должны принимать во внимание исчерпаемость природных ресурсов и в долгосрочной перспективе максимально использовать возможности развития ЭПШП.
26. Намжилова В.О. Внутренняя Монголия как энергетический форпост Китая // Азия и Африка сегодня. 2020. № 2. С. 22–29.

References

1. Bazarov V.B. Mongolo-kitajskie vneshnee`konomicheskie i vneshnepoliticheskie otnosheniya // Vlast`. 2018. № 3.

2. Bazarov V.B. Mongolo-kitajskie: usilenie e`konomicheskogo vzaimodejstviya // Vlast`. 2010. № 7.

3. Batomunkuev V.S., Ry`gzy`nov T.Sh. Sovershenstvovanie prigranichnoj infrastruktury` Rossii i Mongolii kak faktor razvitiya e`konomicheskogo koridora «Kitaj — Mongoliya — Rossiya» // Regional`ny`e issledovaniya. 2018. № 3.

4. Grajvoronskij V.V. Kitajskij megaproekt «E`konomicheskij poyas Shelkovogo puti»: mesto i rol` Mongolii // Vostochnaya analitika. 2018. № 3.

5. De`mbe`re`l Dashxorloo. Nekotory`e istoricheskie polozheniya ustanovleniya mongol`sko-kitajskoj granicy // Prigranichny`j region v istoricheskom razvitii. Materialy` Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennaya Godu edineniya rossijskoj nacii i 80-letiyu vy`sshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Zabajkal`e. V 3 ch. otv. red. E.V. Drobotushenko. 2018.

6. Dondokov Z.B.-D., Borisov G.O., Namzhilova V.O. Rossiya—Mongoliya—Kitaj: perspektivy` trexstoronnego sotrudnichestva // Problemy` Dal`nego Vostoka. 2016. № 1.

7. Luvsanzhav Zh. Otnosheniya mezhdu Mongoliej i KNR na sovremennom e`tape (1990–2012 gg.) // Problemy` Dal`nego Vostoka. 2012. № 3.

8. Mongol Ulsy`n Zasgijn Gazry`n togtool. Dugaar 46. Xilijn zarim boomty`n talaar avax arga xe`mzhe`e`nij tuxaj: (Postanovleniem Pravitel`stva Mongolii № 46). URL: https://www.legalinfo.mn/law/details/9827 (data obrashheniya: 27.09.2020).

9. N. Otgonsajxan. Mongol Uls, BNXAU-y`n xamtarsan xil damnasan chөlөөt bүs bajguulax ur`dchilsan nөxczөl, bolomzh: (Predposy`lki i vozmozhnosti dlya sozdaniya sovmestnoj prigranichnoj svobodnoj zony` mezhdu Mongoliej i Kitaem) // Olon Uls Sudlal. 2018. № 1. URL: https://doi.org/10.5564/jis.v0i1.1122 (mong. yaz.).

10. Namzhilova V.O. Vnutrennyaya Mongoliya kak e`nergeticheskij forpost Kitaya // Aziya i Afrika segodnya. 2020. № 2.

11. Oyuun. Mongol-Xyatady`n xudaldaa, e`dijn zasgijn xamty`n azhillagany` zarim asuudly`n tuxajd: (Problemy` mongolo-kitajskogo torgovo-e`konomicheskogo sotrudnichestva) // Olon Uls Sudlal. 2018. № 1. (mong. yaz.). Wuyun, O. (2018). Issues on trade and economic cooperation of Mongolia-China // Journal of International Studies, (1), 81–101. URL: https://doi.org/10.5564/jis.v0i1.1123 (in Monglian).

12. Soglashenie o punktax propuska na mongolo-kitajskoj granice i ix rezhimax // Sajt MID KNR. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t556620.shtml (data obrashheniya: 14.09.2020).

13. Statistikijn me`de`e`lijn ne`gdse`n san: (Edinaya baza statisticheskix danny`x Mongolii). URL: http://1212.mn/tables.aspx?TBL_ID=DT_NSO_1800_001V2.

14. Transportny`e koridory` Shelkovogo puti: analiz bar`erov i rekomendacii po napravleniyu investicij. SPb.: CII EABR, 2018.

15. X. Asxar. Xilijn boomty`n өnөөgijn bajdal, e`rx zүjn orching bolovsronguj bolgox zarim asuudal: (Tekushhee sostoyanie pogranichny`x punktov propuska i problemy` uluchsheniya pravovoj sredy`) // Law Enforcement. 2018. № 3. URL: https://www.uia.gov.mn/uploads/trans/attach/20183.pdf (mong. yaz.).

16. Xasbaatar. Problemy` razvitiya punktov propuska ARVM na granice s Mongoliej: (Ne`jme`ngu duj Me`n lulu kouan` fachzhan` chzhun czun`czzaj de` ve`n`ti czzi dujcze`) // Be`jfan czzinczzi. 2014. № 9. (kit. yaz.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate