The Essence of Sino-Russian Strategic Cooperation is Maintaining Stability and Development in the Asia-Pacific Region
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Essence of Sino-Russian Strategic Cooperation is Maintaining Stability and Development in the Asia-Pacific Region
Annotation
PII
S013128120008826-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Fenghua Liu 
Affiliation: Institute for Russia, Eastern Europe and Central Asia, Chinese Academy of Social Sciences
Address: China
Edition
Pages
39-45
Abstract

In the next decade the security and development environment around China and Russia will deteriorate., therefore, the strategic coordination in the Asia-Pacific region has become the key to all-round strategic coordination between China and Russia its focus is to maintain regional stability and the trend of integration, including maintaining stability in the Asia-Pacific region, promoting synergies between the “Belt and Road” and the Eurasian Economic Union, developing the Shanghai Cooperation Organization and promoting economic integration in the region. If the strategic coordination between China and Russia in the Asia-Pacific region is effective, it will create a peaceful and integrated environment for them and respective neighbors, thus ensuring that China basically achieves modernization and Russia realizes the development and revitalization of the Far East. At the same time, China should create a decade’s peace favorable environment for its rise, it can’t count completely on strategic cooperation with Russia. More reliable is to count on its comprehensive national strength, strong will and clever diplomacy. Especially, China should be more self-reliant in the solution of the Taiwan issue, and the Diaoyu islands and the South China Sea territorial waters disputes.

Keywords
Sino-Russian relations, regional stability, integration in Asia-Pacific area, strategic coordination.
Received
18.03.2020
Date of publication
20.03.2020
Number of purchasers
29
Views
1245
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1

Cуть китайско-российского стратегического взаимодействия — поддержание стабильности и развития в АТР

2 В 2019 г. исполнилось 70 лет со дня установления дипотношений между КНР и РФ. Среди большого количества юбилейных мероприятий самым важным дипломатическим событием стал государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию 5 июня. Во время визита главы двух государств подписали и опубликовали Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху, приняли участие в праздновании 70-летия установления дипотношений между двумя странами. В Совместном заявлении главы двух государств, обобщив исторический опыт развития их отношений за 70 лет, подняли их на новый уровень, и наметили ряд новых целей и направлений1.
1. .Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху от 6 июня 2019 года. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2019–06/06/c_1124588552.htm.
3 Празднование 70-летия установления дипотношений между КНР и РФ не ограничилось только правительственным и дипломатическим уровнем. Научные круги обеих стран также активно изучают опыты и уроки 70-летнего развития китайско-российских отношений, размышляя об их тенденциях в будущем. В результате исследований появилось немало научных работ, посвященных событиям прошлого, однако, с оценкой будущего их явно недостаточно. В этой статье автор рассматривает ключ к китайско-российскому стратегическому взаимодействию на предстоящие 10 лет, надеясь, что это поможет Китаю и России продвинуть его вперед и тем самым поднять уровень отношений между двумя странами.
4

I. Ключевые моменты российско-китайского стратегического взаимодействия в АТР в следующем десятилетии

5 За более чем 20-летний период в стратегических отношениях Китая и России сформировались пять опорных точек двустороннего взаимодействия и партнерства: сотрудничество в политической, торгово-экономической, энергетической, дипломатической и военно-технической сферах2. С развитием российско-китайских связей и сотрудничества в гуманитарной сфере в настоящее время происходит формирование шестой опорной точки двустороннего взаимодействия. И хотя стратегическое сотрудничество в указанных сферах на разных этапах развивается не синхронно, все они имеют большое значение для России и Китая. На пороге 20х годов XXI столетия на фоне нестабильной международной ситуации стратегическое дипломатическое сотрудничество Китая и России заметно опережает другие сферы, занимая среди них ведущее место. Существуют две причины возникновения данной ситуации.
2. .Лю Фэнхуа. Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства: от дипломатической помощи к совместному развитию // Академический журнал исследований России. 2015. № 6.
6 Первая заключается в продолжающемся ухудшении внешней безопасности Китая и России, вызванном политикой США, нацеленной на сдерживание их развития. Поэтому для защиты государственной безопасности и для создания благоприятных условий для внутреннего социально-экономического развития обе стороны должны укреплять дипломатическое сотрудничество.
7 Что касается США, то они усиливают сдерживание развития и модернизации обычных вооруженных сил Китая и России. Одновременно с перемещением своих военно-морских и военно-воздушных сил в Азиатско-Тихоокеанский регион они продолжают укреплять военное сотрудничество со своими союзниками и партнерами в регионе, «плетя» оборонительные сети против Китая, демонстрируют свои силы в Южно-Китайском море. США и НАТО продолжают укреплять сухопутные и морские вооруженные силы на передовой линии в Восточной Европе в целях «пересмотра» европейского регионального порядка, а также регулярно проводят военные учения на суше и на море, сохраняя тем самым военное давление на Россию.
8 За последние годы США усилили давление на Китай и Россию в области стратегической безопасности. В 2016 г. Соединённые Штаты и Южная Корея под предлогом пресечения «ядерной угрозы из Пхеньяна» предложили разместить на территории Южной Кореи американскую систему противоракетной обороны THAAD. Несмотря на активный протест России и Китая, в 2017 г. система ПРО THAAD была развернута на юге Корейского полуострова. Радиолокационная станция ПРО THAAD способна не только обнаруживать баллистические ракеты во внутренних районах России и Китая, но представляет угрозу оборонному потенциалу РФ и КНР, наносит серьезный ущерб стратегическим национальным интересам и безопасности стран региона, подрывая в нем стратегический баланс. В опубликованных Соединёнными Штатами в январе—феврале 2018 г. «Отчете о стратегии национальной безопасности» и «Докладе об оценке ядерной обстановки» Россия и Китай были названы основными потенциальными противниками и по отношению к ним были предложены такие меры, как обновление ядерного вооружения и увеличение количества ракетных комплексов нового типа. В феврале 2019 г. США приостановили выполнение своих обязательств в рамках Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) и запустили процедуру выхода из него. Эти действия, несомненно, подорвут стратегическую стабильность в Европе и Азии и, более того, могут спровоцировать региональную гонку вооружений.
9 Вторая причина состоит в том, что постоянно ухудшающаяся внешняя среда, влияя на развитие Китая и России, требует от них дальнейшего укрепления стратегического сотрудничества. Ухудшение внешней среды развития двух стран связано, главным образом, с двумя факторами: страны-гегемоны применяют экономическое сдерживание или санкции против Китая и России; односторонние действия и протекционизм стран-гегемонов разрушают международный экономический порядок, препятствуя восстановлению мировой экономики и экономическому росту регионов РФ и КНР.
10 В ближайшие 5–10 лет ввиду указанных причин Соединенные Штаты не изменят своей политики экономического сдерживания Китая и вряд ли отменят экономические санкции в отношении России. Американская политика унилатерализма и протекционизма может продолжиться, если Трамп снова победит на президентских выборах 2020 года. Поэтому Китаю и России необходимо укреплять внешнеполитическую и экономическую координацию, чтобы совместно отвечать на вызовы внешнеэкономической среды. Лишь консолидируя сотрудничество в вышеупомянутых областях и укрепляя фундамент отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства, Китай и Россия смогут более тесно и эффективно сотрудничать в международных делах, поддерживать стабильность в мире и сохранять мирную окружающую среду.
11 Для Китая стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона беспрецедентно возросло. Во-первых, АТР является стратегическим опорным пунктом для превращения Китая в мировую державу. Население региона составляет 60% населения планеты, на его долю приходится более 50% от объема мировой торговли. Таким образом, его роль в структуре мировой экономики чрезвычайно велика. За исключением государств—членов ЕС, основные торговые партнеры Китая находятся в АТР, а экономики региона являются также основными партнерами Китая для привлечения внутренних и иностранных инвестиций. В последние годы Китай, активно содействуя реализации инициативы «Пояс и путь», создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, чтобы тем самым придать импульс процессам региональной интеграции в АТР и взаимосвязанности инфраструктур. В ближайшие десять с небольшим лет Китай, имея в качестве основного направления своей внешней политики АТР, должен продолжать развитие торгово-экономического сотрудничества со всеми странами региона и активно создавать механизм открытого регионального экономического сотрудничества, ведущая роль в котором будет принадлежать КНР, с тем чтобы усилить доминирующую позицию присутствия в регионе. Во-вторых, Азиатско-Тихоокеанский регион может выступать в качестве «защитного барьера» в подъеме китайской экономики и в качестве «кольца окружения» для государств-гегемонов, стремящихся сдержать рост Китая. Скорейшее решение Китаем вопросов сдерживания внешних негативных (исходящих от стран-гегемонов) и внутрирегиональных (исходящих от соседних стран) факторов имеет важное значение в процессе адаптации к АТР для реализации Китаем своих планов.
12 С началом осуществления в 2011 г. стратегии «возврата в Азиатско-Тихоокеанский регион» США все более явно препятствуют Китаю в том, чтобы он мог играть ведущую роль в обеспечении безопасности и порядка в АТР, создавая вокруг него оборонительную сеть и используя территориальные споры в Южно-Китайском море для разжигания противоречий и конфликтов между КНР и азиатскими странами. С 2016 г. Соединённые Штаты усилили сдерживание Китая в стратегических сферах безопасности (противоракетная и др.), не только нанося тем самым ущерб интересам стратегической безопасности КНР, но ухудшая и без того сложную и нестабильную обстановку в сфере безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Реальная ситуация в китайско-американских отношениях последних лет показывает, что сдерживание Китая стало долгосрочной стратегической политикой Соединённых Штатов, а военное сдерживание является ее важной составной частью.
13 Для России Азиатско-Тихоокеанский регион также имеет важное стратегическое значение. Хотя в настоящее время наиболее серьезная и реальная угроза ее безопасности исходит с Запада, однако поскольку стратегическое и военное развертывание Соединённых Штатов сосредоточены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, военно-политическое сдерживание России в Европе значительно ослабло. Россия развивает Сибирь и Дальний Восток, активно участвуя также в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В XXI веке вектор развития России направлен на Восток. Россия должна задействовать огромный потенциал Сибири и Дальнего Востока, чтобы занять свое законное место в АТР3. Россия придает большое значение поддержанию безопасности на Востоке и стремится играть важную роль в вопросах безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
3. .Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118.
14 Исходя из соображений защиты собственных интересов безопасности и повышения своего международного статуса, Россия выступает за создание открытой структуры безопасности в АТР и совместно с Китаем призывает к сотрудничеству на этом направлении все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
15

II. Приоритетные направления стратегического сотрудничества Китая и России в АТР

16

1. Сохранение стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

17 Размещение Соединёнными Штатами на территории Южной Кореи и Японии своих противоракетных систем, объявление о выходе из ДРСМД и планы по размещению наземных ракет средней дальности на острове Гуам и на территориях своих союзников в АТР существенно подорвали сформировавшуюся в данном регионе после холодной войны стратегическую стабильность. Поэтому Китай должен сначала создать собственную сильную и надежную оборонительную систему, уделяя особое внимание разработкам и совершенствованию эффективных наступательных и оборонительных стратегических вооружений, с тем чтобы иметь возможность своими силами поддерживать региональную стратегическую стабильность и безопасность. В то же время Китай может усилить сотрудничество с Россией в следующих областях: продолжать развитие дипломатического сотрудничества путем обнародования совместных заявлений, выражения протестов против развертывания США систем противоракетной обороны по всему миру, призывов возобновить переговоры с Россией и подписать новый Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; укреплять военно-техническое взаимодействие, особенно в области совместных исследований, разработок и внедрения систем противоракетной обороны и в других областях, для восстановления подорванной стратегической стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе; проводить совместные военные и противоракетные учения для повышения способности Китая и России отражать ракетные угрозы «третьих стран».
18 Необходимо объединять силы для реагирования на вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и решения таких международных проблем, как северокорейская ядерная проблема.
19 Следует развивать сотрудничество по содействию созданию механизмов безопасности и сотрудничества в АТР. Для достижения долговременного порядка и долгосрочной стабильности в регионе необходимо создать новый и эффективный механизм региональной безопасности и сотрудничества, охватывающий все страны региона. В этой связи Россия и Китай, выступив в 2010 г. с совместной инициативой по созданию открытой, прозрачной и равноправной структуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе4, неуклонно содействуют ее реализации.
4. .Совместное заявление Китая и России о всестороннем углублении стратегического взаимодействия и партнерства от 28 сентября 2010 года. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2010–09/28/c_13534081.htm.
20

2. Содействие сопряжению инициативы «Пояса и пути» с ЕАЭС, созданию зоны свободной торговли между Китаем и Евразийским экономическим союзом

21 Реализация соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом способствует повышению качества двусторонней торговли. Следующим шагом должно стать создание зоны свободной торговли между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Сегодня Китай является основным торговым партнером всех стран—членов Евразийского экономического союза и таким странам-партнерам, как Китай и Россия, следует воспользоваться условиями содействия торговле, которые стали возможны благодаря соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом.
22 Необходимо направить усилия на укрепление энергетического сотрудничества. В связи с такими благоприятными природными условиями, как наличие ресурсов и географическая близость, Китай установил тесные торговые отношения в энергетике с Россией, Казахстаном и другими странами-партнерами. наладил плодотворное сотрудничество в области добычи и переработки нефти и газа. В будущем, укрепляя двустороннее сотрудничество в области энергетики, Китай и Россия должны также содействовать сотрудничеству между Китаем и другими странами—членами Евразийского экономического союза в нефтегазовой сфере на всех уровнях, расширять сотрудничество в области угольной промышленности, электроэнергетики и ядерной энергетики, установить крепкие отношения стратегического партнерства в сфере энергетики в рамках «Одного пояса, одного союза».
23 Международное сотрудничество в сфере производственных отраслей является важным способом содействия модернизации промышленности и совершенствованию международной торговли. Это естественное продолжение развития промышленности после объединения международной инфраструктуры, поэтому оно занимает ключевое место в сотрудничестве по сращиванию ЕАЭС и ЭПШП. В настоящее время Китай активно сотрудничает с Казахстаном, Беларусью и другими странами-партнерами в сфере производственных мощностей.
24

3. Развитие ШОС

25 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) внесла важный вклад в обеспечение безопасности государств-членов и поддержание региональной стабильности. После присоединения Индии и Пакистана организация четко определила сотрудничество в области безопасности в качестве важного приоритета своей деятельности. В дальнейшем восемь государств—членов ШОС должны укреплять политическое взаимодоверие. В частности, Индия и Пакистан, а также Китай и Индия должны развивать политический диалог и взаимодействие; Индия и Пакистан должны стать участниками ряда конвенций и соглашений по борьбе с «тремя силами зла», ранее подписанных шестью государствами—членами ШОС, и реагировать на другие нетрадиционные угрозы безопасности, а также активно осуществлять сотрудничество в целях укрепления основ безопасности организации. Активизация китайско-индийских и индийско-пакистанских военных обменов и укрепление доверия будут способствовать созданию механизма сотрудничества, аналогичного имеющемуся в пограничных районах Китая и России механизма военного взаимодоверия и взаимного сокращения вооруженных сил. Тем самым будут созданы условия для надлежащего и окончательного урегулирования пограничных споров путем переговоров.
26 Основополагающее значение для развития ШОС имеет экономическое сотрудничество. В будущем ШОС должна, как и прежде, развивать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество и содействовать развитию многостороннего торгово-экономического сотрудничества, основанного на защите общих экономических интересов стран-членов и на принципе учета позиции каждого государства-члена, а также их конкретных интересов. Несмотря на многочисленные трудности, ШОС должна «не забывать о первоначальном намерении» — постепенно осуществлять свободное движение товаров, капиталов, услуг и технологий и выполнять свою миссию по созданию зоны свободной торговли5.
5. .Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов Шанхайской организации сотрудничества 23 сентября 2003 года. URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scoc/info/Article.jsp?a_no=568&col_no=50.
27 Следует также расширять гуманитарное сотрудничество. Государства—члены ШОС сильно отличаются друг от друга в историческом, религиозном и культурном отношении, в политико-экономических системах и уровнях развития, что неизбежно влияет на их взаимовосприятие, взаимодействие и сотрудничество. Постоянно расширяющиеся культурные обмены и сотрудничество в рамках ШОС играют позитивную роль в укреплении взаимопонимания, доверия и дружбы между правительствами и народами государств—членов организации. В будущем ШОС должна продолжать продвигать сотрудничество в области науки и техники, образования, культуры, здравоохранения и туризма.
28

4. Сохранение тенденций экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

29 Необходимо сохранять многостороннюю торговую систему ВТО и строить глобальную экономику открытого типа. Китай и Россия должны по-прежнему оберегать многостороннюю торговую систему, основанную на правилах ВТО, которая является открытой, инклюзивной, прозрачной и равноправной.
30 Китай и Россия должны продолжать совместно содействовать открытой, всеохватывающей и взаимовыгодной экономической интеграции и сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях предотвращения «фрагментации» процесса региональной интеграции. Только путем создания полноценного и эффективного механизма экономической интеграции в АТР, такого, как Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли, можно устранить эффект «миски спагетти» в данном регионе и принести выгоду населяющим его народам. В то же время Китаю следует настоятельно призывать соответствующие страны как можно скорее завершить переговоры о заключении Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) и создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе обновленную версию торгово-экономического сотрудничества.
31 Таким образом, в следующем десятилетии стратегическое взаимодействие в АТР между Китаем и Россией станет самым важным направлением всеобъемлющего взаимодействия. Оно будет сосредоточено на поддержании региональной стабильности и интеграционном развитии, что включает в себя сохранение стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содействие сопряжению инициативы «Пояс и путь» с ЕАЭС, развитие ШОС, содействие экономической интеграции в регионе. Если стратегическое взаимодействие в АТР между Китаем и Россией будет эффективным, на окружающих обе страны территориях сформируется мирная и интегрирующая среда, что позволит Китаю провести базовую модернизацию, а России — осуществить возрождение и развитие восточных регионов. Для собственного подъема Китаю необходимо обеспечить вокруг себя мирную и благоприятную среду в течение десяти лет, надежным средством для этого являются его собственная мощь, сильная воля и мудрая дипломатия, особенно в решении тайваньского вопроса, вопросов об островах Дяоюйдао и о принадлежности островов Южно-Китайского моря. В этом КНР следует опираться на собственные силы.

References

1. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху от 6 июня 2019 года. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2019–06/06/c_1124588552.htm.

2. Лю Фэнхуа. Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства: от дипломатической помощи к совместному развитию // Академический журнал исследований России. 2015. № 6.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118.

4. Совместное заявление Китая и России о всестороннем углублении стратегического взаимодействия и партнерства от 28 сентября 2010 года. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2010–09/28/c_13534081.htm.

5. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов Шанхайской организации сотрудничества 23 сентября 2003 года. URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scoc/info/Article.jsp?a_no=568&col_no=50.

Comments

No posts found

Write a review
Translate