Суть китайско-российского стратегического взаимодействия – поддержание стабильности и развития в АТР
Суть китайско-российского стратегического взаимодействия – поддержание стабильности и развития в АТР
Аннотация
Код статьи
S013128120008826-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лю Фэнхуа  
Аффилиация: Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии КАОН
Адрес: КНР
Выпуск
Страницы
39-45
Аннотация

Cтратегическое сотрудничество КНР и РФ в АТР становится ключом к всеобъемлющему взаимодействию между Китаем и Россией. Акцент должен быть сделан на поддержании региональной стабильности и интеграционном развитии, которые включают сохранение стабильности в АТР, содействие сопряжению инициативы «Пояса и пути» с ЕАЭС, развитие ШОС, обеспечение экономической интеграции. Если взаимодействие между Китаем и Россией окажется эффективным, это позволит Китаю провести базовую модернизацию, а России — возрождение и развитие восточных регионов. В то же время для собственного подъема Китаю необходимы собственная мощь, сильная воля и мудрая дипломатия, особенно в решении тайваньского вопроса, вопроса об островах Дяоюйдао и о принадлежности островов Южно-Китайского моря.

Ключевые слова
Китайско-российские отношения; региональная стабильность; интеграция в АТР; стратегическое взаимодействие.
Классификатор
Получено
18.03.2020
Дата публикации
20.03.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1244
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Cуть китайско-российского стратегического взаимодействия — поддержание стабильности и развития в АТР

2 В 2019 г. исполнилось 70 лет со дня установления дипотношений между КНР и РФ. Среди большого количества юбилейных мероприятий самым важным дипломатическим событием стал государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию 5 июня. Во время визита главы двух государств подписали и опубликовали Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху, приняли участие в праздновании 70-летия установления дипотношений между двумя странами. В Совместном заявлении главы двух государств, обобщив исторический опыт развития их отношений за 70 лет, подняли их на новый уровень, и наметили ряд новых целей и направлений1.
1. .Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху от 6 июня 2019 года. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2019–06/06/c_1124588552.htm.
3 Празднование 70-летия установления дипотношений между КНР и РФ не ограничилось только правительственным и дипломатическим уровнем. Научные круги обеих стран также активно изучают опыты и уроки 70-летнего развития китайско-российских отношений, размышляя об их тенденциях в будущем. В результате исследований появилось немало научных работ, посвященных событиям прошлого, однако, с оценкой будущего их явно недостаточно. В этой статье автор рассматривает ключ к китайско-российскому стратегическому взаимодействию на предстоящие 10 лет, надеясь, что это поможет Китаю и России продвинуть его вперед и тем самым поднять уровень отношений между двумя странами.
4

I. Ключевые моменты российско-китайского стратегического взаимодействия в АТР в следующем десятилетии

5 За более чем 20-летний период в стратегических отношениях Китая и России сформировались пять опорных точек двустороннего взаимодействия и партнерства: сотрудничество в политической, торгово-экономической, энергетической, дипломатической и военно-технической сферах2. С развитием российско-китайских связей и сотрудничества в гуманитарной сфере в настоящее время происходит формирование шестой опорной точки двустороннего взаимодействия. И хотя стратегическое сотрудничество в указанных сферах на разных этапах развивается не синхронно, все они имеют большое значение для России и Китая. На пороге 20х годов XXI столетия на фоне нестабильной международной ситуации стратегическое дипломатическое сотрудничество Китая и России заметно опережает другие сферы, занимая среди них ведущее место. Существуют две причины возникновения данной ситуации.
2. .Лю Фэнхуа. Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства: от дипломатической помощи к совместному развитию // Академический журнал исследований России. 2015. № 6.
6 Первая заключается в продолжающемся ухудшении внешней безопасности Китая и России, вызванном политикой США, нацеленной на сдерживание их развития. Поэтому для защиты государственной безопасности и для создания благоприятных условий для внутреннего социально-экономического развития обе стороны должны укреплять дипломатическое сотрудничество.
7 Что касается США, то они усиливают сдерживание развития и модернизации обычных вооруженных сил Китая и России. Одновременно с перемещением своих военно-морских и военно-воздушных сил в Азиатско-Тихоокеанский регион они продолжают укреплять военное сотрудничество со своими союзниками и партнерами в регионе, «плетя» оборонительные сети против Китая, демонстрируют свои силы в Южно-Китайском море. США и НАТО продолжают укреплять сухопутные и морские вооруженные силы на передовой линии в Восточной Европе в целях «пересмотра» европейского регионального порядка, а также регулярно проводят военные учения на суше и на море, сохраняя тем самым военное давление на Россию.
8 За последние годы США усилили давление на Китай и Россию в области стратегической безопасности. В 2016 г. Соединённые Штаты и Южная Корея под предлогом пресечения «ядерной угрозы из Пхеньяна» предложили разместить на территории Южной Кореи американскую систему противоракетной обороны THAAD. Несмотря на активный протест России и Китая, в 2017 г. система ПРО THAAD была развернута на юге Корейского полуострова. Радиолокационная станция ПРО THAAD способна не только обнаруживать баллистические ракеты во внутренних районах России и Китая, но представляет угрозу оборонному потенциалу РФ и КНР, наносит серьезный ущерб стратегическим национальным интересам и безопасности стран региона, подрывая в нем стратегический баланс. В опубликованных Соединёнными Штатами в январе—феврале 2018 г. «Отчете о стратегии национальной безопасности» и «Докладе об оценке ядерной обстановки» Россия и Китай были названы основными потенциальными противниками и по отношению к ним были предложены такие меры, как обновление ядерного вооружения и увеличение количества ракетных комплексов нового типа. В феврале 2019 г. США приостановили выполнение своих обязательств в рамках Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) и запустили процедуру выхода из него. Эти действия, несомненно, подорвут стратегическую стабильность в Европе и Азии и, более того, могут спровоцировать региональную гонку вооружений.
9 Вторая причина состоит в том, что постоянно ухудшающаяся внешняя среда, влияя на развитие Китая и России, требует от них дальнейшего укрепления стратегического сотрудничества. Ухудшение внешней среды развития двух стран связано, главным образом, с двумя факторами: страны-гегемоны применяют экономическое сдерживание или санкции против Китая и России; односторонние действия и протекционизм стран-гегемонов разрушают международный экономический порядок, препятствуя восстановлению мировой экономики и экономическому росту регионов РФ и КНР.
10 В ближайшие 5–10 лет ввиду указанных причин Соединенные Штаты не изменят своей политики экономического сдерживания Китая и вряд ли отменят экономические санкции в отношении России. Американская политика унилатерализма и протекционизма может продолжиться, если Трамп снова победит на президентских выборах 2020 года. Поэтому Китаю и России необходимо укреплять внешнеполитическую и экономическую координацию, чтобы совместно отвечать на вызовы внешнеэкономической среды. Лишь консолидируя сотрудничество в вышеупомянутых областях и укрепляя фундамент отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства, Китай и Россия смогут более тесно и эффективно сотрудничать в международных делах, поддерживать стабильность в мире и сохранять мирную окружающую среду.
11 Для Китая стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона беспрецедентно возросло. Во-первых, АТР является стратегическим опорным пунктом для превращения Китая в мировую державу. Население региона составляет 60% населения планеты, на его долю приходится более 50% от объема мировой торговли. Таким образом, его роль в структуре мировой экономики чрезвычайно велика. За исключением государств—членов ЕС, основные торговые партнеры Китая находятся в АТР, а экономики региона являются также основными партнерами Китая для привлечения внутренних и иностранных инвестиций. В последние годы Китай, активно содействуя реализации инициативы «Пояс и путь», создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, чтобы тем самым придать импульс процессам региональной интеграции в АТР и взаимосвязанности инфраструктур. В ближайшие десять с небольшим лет Китай, имея в качестве основного направления своей внешней политики АТР, должен продолжать развитие торгово-экономического сотрудничества со всеми странами региона и активно создавать механизм открытого регионального экономического сотрудничества, ведущая роль в котором будет принадлежать КНР, с тем чтобы усилить доминирующую позицию присутствия в регионе. Во-вторых, Азиатско-Тихоокеанский регион может выступать в качестве «защитного барьера» в подъеме китайской экономики и в качестве «кольца окружения» для государств-гегемонов, стремящихся сдержать рост Китая. Скорейшее решение Китаем вопросов сдерживания внешних негативных (исходящих от стран-гегемонов) и внутрирегиональных (исходящих от соседних стран) факторов имеет важное значение в процессе адаптации к АТР для реализации Китаем своих планов.
12 С началом осуществления в 2011 г. стратегии «возврата в Азиатско-Тихоокеанский регион» США все более явно препятствуют Китаю в том, чтобы он мог играть ведущую роль в обеспечении безопасности и порядка в АТР, создавая вокруг него оборонительную сеть и используя территориальные споры в Южно-Китайском море для разжигания противоречий и конфликтов между КНР и азиатскими странами. С 2016 г. Соединённые Штаты усилили сдерживание Китая в стратегических сферах безопасности (противоракетная и др.), не только нанося тем самым ущерб интересам стратегической безопасности КНР, но ухудшая и без того сложную и нестабильную обстановку в сфере безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Реальная ситуация в китайско-американских отношениях последних лет показывает, что сдерживание Китая стало долгосрочной стратегической политикой Соединённых Штатов, а военное сдерживание является ее важной составной частью.
13 Для России Азиатско-Тихоокеанский регион также имеет важное стратегическое значение. Хотя в настоящее время наиболее серьезная и реальная угроза ее безопасности исходит с Запада, однако поскольку стратегическое и военное развертывание Соединённых Штатов сосредоточены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, военно-политическое сдерживание России в Европе значительно ослабло. Россия развивает Сибирь и Дальний Восток, активно участвуя также в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В XXI веке вектор развития России направлен на Восток. Россия должна задействовать огромный потенциал Сибири и Дальнего Востока, чтобы занять свое законное место в АТР3. Россия придает большое значение поддержанию безопасности на Востоке и стремится играть важную роль в вопросах безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
3. .Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118.
14 Исходя из соображений защиты собственных интересов безопасности и повышения своего международного статуса, Россия выступает за создание открытой структуры безопасности в АТР и совместно с Китаем призывает к сотрудничеству на этом направлении все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
15

II. Приоритетные направления стратегического сотрудничества Китая и России в АТР

16

1. Сохранение стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

17 Размещение Соединёнными Штатами на территории Южной Кореи и Японии своих противоракетных систем, объявление о выходе из ДРСМД и планы по размещению наземных ракет средней дальности на острове Гуам и на территориях своих союзников в АТР существенно подорвали сформировавшуюся в данном регионе после холодной войны стратегическую стабильность. Поэтому Китай должен сначала создать собственную сильную и надежную оборонительную систему, уделяя особое внимание разработкам и совершенствованию эффективных наступательных и оборонительных стратегических вооружений, с тем чтобы иметь возможность своими силами поддерживать региональную стратегическую стабильность и безопасность. В то же время Китай может усилить сотрудничество с Россией в следующих областях: продолжать развитие дипломатического сотрудничества путем обнародования совместных заявлений, выражения протестов против развертывания США систем противоракетной обороны по всему миру, призывов возобновить переговоры с Россией и подписать новый Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; укреплять военно-техническое взаимодействие, особенно в области совместных исследований, разработок и внедрения систем противоракетной обороны и в других областях, для восстановления подорванной стратегической стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе; проводить совместные военные и противоракетные учения для повышения способности Китая и России отражать ракетные угрозы «третьих стран».
18 Необходимо объединять силы для реагирования на вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и решения таких международных проблем, как северокорейская ядерная проблема.
19 Следует развивать сотрудничество по содействию созданию механизмов безопасности и сотрудничества в АТР. Для достижения долговременного порядка и долгосрочной стабильности в регионе необходимо создать новый и эффективный механизм региональной безопасности и сотрудничества, охватывающий все страны региона. В этой связи Россия и Китай, выступив в 2010 г. с совместной инициативой по созданию открытой, прозрачной и равноправной структуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе4, неуклонно содействуют ее реализации.
4. .Совместное заявление Китая и России о всестороннем углублении стратегического взаимодействия и партнерства от 28 сентября 2010 года. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2010–09/28/c_13534081.htm.
20

2. Содействие сопряжению инициативы «Пояса и пути» с ЕАЭС, созданию зоны свободной торговли между Китаем и Евразийским экономическим союзом

21 Реализация соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом способствует повышению качества двусторонней торговли. Следующим шагом должно стать создание зоны свободной торговли между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Сегодня Китай является основным торговым партнером всех стран—членов Евразийского экономического союза и таким странам-партнерам, как Китай и Россия, следует воспользоваться условиями содействия торговле, которые стали возможны благодаря соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом.
22 Необходимо направить усилия на укрепление энергетического сотрудничества. В связи с такими благоприятными природными условиями, как наличие ресурсов и географическая близость, Китай установил тесные торговые отношения в энергетике с Россией, Казахстаном и другими странами-партнерами. наладил плодотворное сотрудничество в области добычи и переработки нефти и газа. В будущем, укрепляя двустороннее сотрудничество в области энергетики, Китай и Россия должны также содействовать сотрудничеству между Китаем и другими странами—членами Евразийского экономического союза в нефтегазовой сфере на всех уровнях, расширять сотрудничество в области угольной промышленности, электроэнергетики и ядерной энергетики, установить крепкие отношения стратегического партнерства в сфере энергетики в рамках «Одного пояса, одного союза».
23 Международное сотрудничество в сфере производственных отраслей является важным способом содействия модернизации промышленности и совершенствованию международной торговли. Это естественное продолжение развития промышленности после объединения международной инфраструктуры, поэтому оно занимает ключевое место в сотрудничестве по сращиванию ЕАЭС и ЭПШП. В настоящее время Китай активно сотрудничает с Казахстаном, Беларусью и другими странами-партнерами в сфере производственных мощностей.
24

3. Развитие ШОС

25 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) внесла важный вклад в обеспечение безопасности государств-членов и поддержание региональной стабильности. После присоединения Индии и Пакистана организация четко определила сотрудничество в области безопасности в качестве важного приоритета своей деятельности. В дальнейшем восемь государств—членов ШОС должны укреплять политическое взаимодоверие. В частности, Индия и Пакистан, а также Китай и Индия должны развивать политический диалог и взаимодействие; Индия и Пакистан должны стать участниками ряда конвенций и соглашений по борьбе с «тремя силами зла», ранее подписанных шестью государствами—членами ШОС, и реагировать на другие нетрадиционные угрозы безопасности, а также активно осуществлять сотрудничество в целях укрепления основ безопасности организации. Активизация китайско-индийских и индийско-пакистанских военных обменов и укрепление доверия будут способствовать созданию механизма сотрудничества, аналогичного имеющемуся в пограничных районах Китая и России механизма военного взаимодоверия и взаимного сокращения вооруженных сил. Тем самым будут созданы условия для надлежащего и окончательного урегулирования пограничных споров путем переговоров.
26 Основополагающее значение для развития ШОС имеет экономическое сотрудничество. В будущем ШОС должна, как и прежде, развивать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество и содействовать развитию многостороннего торгово-экономического сотрудничества, основанного на защите общих экономических интересов стран-членов и на принципе учета позиции каждого государства-члена, а также их конкретных интересов. Несмотря на многочисленные трудности, ШОС должна «не забывать о первоначальном намерении» — постепенно осуществлять свободное движение товаров, капиталов, услуг и технологий и выполнять свою миссию по созданию зоны свободной торговли5.
5. .Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов Шанхайской организации сотрудничества 23 сентября 2003 года. URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scoc/info/Article.jsp?a_no=568&col_no=50.
27 Следует также расширять гуманитарное сотрудничество. Государства—члены ШОС сильно отличаются друг от друга в историческом, религиозном и культурном отношении, в политико-экономических системах и уровнях развития, что неизбежно влияет на их взаимовосприятие, взаимодействие и сотрудничество. Постоянно расширяющиеся культурные обмены и сотрудничество в рамках ШОС играют позитивную роль в укреплении взаимопонимания, доверия и дружбы между правительствами и народами государств—членов организации. В будущем ШОС должна продолжать продвигать сотрудничество в области науки и техники, образования, культуры, здравоохранения и туризма.
28

4. Сохранение тенденций экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

29 Необходимо сохранять многостороннюю торговую систему ВТО и строить глобальную экономику открытого типа. Китай и Россия должны по-прежнему оберегать многостороннюю торговую систему, основанную на правилах ВТО, которая является открытой, инклюзивной, прозрачной и равноправной.
30 Китай и Россия должны продолжать совместно содействовать открытой, всеохватывающей и взаимовыгодной экономической интеграции и сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях предотвращения «фрагментации» процесса региональной интеграции. Только путем создания полноценного и эффективного механизма экономической интеграции в АТР, такого, как Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли, можно устранить эффект «миски спагетти» в данном регионе и принести выгоду населяющим его народам. В то же время Китаю следует настоятельно призывать соответствующие страны как можно скорее завершить переговоры о заключении Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) и создать в Азиатско-Тихоокеанском регионе обновленную версию торгово-экономического сотрудничества.
31 Таким образом, в следующем десятилетии стратегическое взаимодействие в АТР между Китаем и Россией станет самым важным направлением всеобъемлющего взаимодействия. Оно будет сосредоточено на поддержании региональной стабильности и интеграционном развитии, что включает в себя сохранение стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, содействие сопряжению инициативы «Пояс и путь» с ЕАЭС, развитие ШОС, содействие экономической интеграции в регионе. Если стратегическое взаимодействие в АТР между Китаем и Россией будет эффективным, на окружающих обе страны территориях сформируется мирная и интегрирующая среда, что позволит Китаю провести базовую модернизацию, а России — осуществить возрождение и развитие восточных регионов. Для собственного подъема Китаю необходимо обеспечить вокруг себя мирную и благоприятную среду в течение десяти лет, надежным средством для этого являются его собственная мощь, сильная воля и мудрая дипломатия, особенно в решении тайваньского вопроса, вопросов об островах Дяоюйдао и о принадлежности островов Южно-Китайского моря. В этом КНР следует опираться на собственные силы.

Библиография

1. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху от 6 июня 2019 года. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2019–06/06/c_1124588552.htm.

2. Лю Фэнхуа. Китайско-российские отношения стратегического взаимодействия и партнерства: от дипломатической помощи к совместному развитию // Академический журнал исследований России. 2015. № 6.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118.

4. Совместное заявление Китая и России о всестороннем углублении стратегического взаимодействия и партнерства от 28 сентября 2010 года. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2010–09/28/c_13534081.htm.

5. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов Шанхайской организации сотрудничества 23 сентября 2003 года. URL: http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scoc/info/Article.jsp?a_no=568&col_no=50.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести