New Stage of Military-Technical Cooperation between Russia and China
Table of contents
Share
QR
Metrics
New Stage of Military-Technical Cooperation between Russia and China
Annotation
PII
S013128120000156-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marianna Evtodyeva 
Occupation: head of the globalization group of military-economic processes (IMEMO)
Affiliation: Primakov national research Institute of world economy and international relations of the Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
68-78
Abstract

The article analyzes three stages of military-technical cooperation (MTC) of Russia and China in 1992–2013 and features of a new stage of this cooperation which has begun in 2014. Among the key characteristics of the contemporary period of this cooperation China’s interest in purchases of advanced arms systems and in development and transfer of new technologies are designated. Considerable attention is paid to the analysis of influence of political factors on Russia–China MTC.

Keywords
Russia, China, military-technical cooperation (MTS), sales of arms and military equipment, research and development, technological transfer, intellectual property protection.
Received
28.09.2018
Date of publication
02.10.2018
Number of purchasers
10
Views
1497
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Россия продолжает активно развивать «всеобъемлющее партнерство» и «стратегическое взаимодействие» с Китайской Народной Республикой1. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Китая является одним из главных компонентов российскокитайского стратегического сотрудничества, отражающее как военно-политические, так и экономические интересы двух государств. Хотя формы и содержание ВТС, а также динамика и объемы закупок КНР российских вооружений и военной техники (ВиВТ) существенно менялись на протяжении последних двух с половиной десятилетий, Китай в течение всего постсоветского периода оставался крупнейшим покупателем российских систем вооружений, а Россия сохраняла за собой роль главного поставщика ВиВТ для Китая2. Закупки вооружений и другие составляющие военно-технического сотрудничества при этом значительно влияли на ход модернизации вооруженных сил и оборонно-промышленных комплексов обеих стран, процессы развития и трансфера технологий, а косвенно — и на внешнеполитические и военные доктрины и стратегии России и КНР.

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: >>>    2. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. US China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20, 2017. P. 12. Cтоимость закупленных Китаем у России в 1992–2006 гг. вооружений и военной техники оценивается рядом экспертов приблизительно в 26 млрд долл. А за период 2008–2012 гг. Китай, согласно данным СИПРИ, закупил у РФ обычных вооружений на сумму5,15 млрд долл., тогда как общий объем закупок вооружений КНР в указанный период составлял 7,483 млрд долл.
2 В 2014 г. в результате украинского конфликта, за которым последовало введение западными странами экономических санкций против России, началась «переориентация на Восток» российской внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии. При этом для России и Китая открылись новые возможности для углубления как военнотехнического, так и военно-политического сотрудничества.
3

Эволюция ВТС России и Китая в 1992–2013 гг.: от тесного партнерства к спаду в продажах вооружений

4

Большинство исследователей выделяет в сфере военно-технического взаимодействия России и Китая 1992–2013 гг. три ключевых этапа3. Критериями для такой классификации служат, с одной стороны, динамика объемов продаж вооружений (выручки от осуществленных поставок), с другой — специфика приоритетных направлений этого сотрудничества и его выстраивания по различным стадиям разработки и производства военной техники.

3. Барабанов М.С., Кашин В.Б., Макиенко К.В. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР / Центр анализа стратегий и технологий; Российский ин-т стратегич. исслед. М., 2013. С. 155-156.
5

В рамках первого периода (1992–1999) было заключено и реализовано достаточно большое число соглашений о закупках ВиВТ, а Китай был вторым по счету после Индии крупнейшим покупателем российских обычных вооружений4. Характерной особенностью этого этапа ВТС являлось то, что китайская сторона в основном закупала готовые системы вооружения, разработка которых начиналась еще, как правило, в советский период. Только к концу этого этапа военно-техническое сотрудничество России и Китая стало развиваться на более широких основах — заключались соглашения по лицензионному производству, осуществлялись совместные проекты в сфере разработок военной техники. Так, российская сторона передала Китаю лицензии по Су-27СК, в результате в китайском Шэньяне с 1998 г. было организовано производство этих истребителей под обозначением F/J-115. Российские специалисты приняли участие в разработке проектов китайских истребителей J-10, JF-17 и учебного самолета L-156, а также активно занимались подготовкой командных и военно-технических кадров для китайской армии (согласно заключенному в 1999 г. соглашению).

4. Bromley M., Holtom P., Perlo-Freeman S., Wezeman P.D. Recent Trends in the Arms Trade. SIPRI Background Paper. April 2009. URL: >>>   5. Барабанов М.С., Кашин В.Б., Макиенко К.ВУказ. соч. С.144-154. Кроме того, в КНР было организовано лицензионное производство корабельной артиллерийской установки АК-176, реактивной системы залпового огня 9К58 «Смерч», боевого отделения самоходной гаубицы 2С19М1 «Мста-С», боевого модуля «Бахча-У» для бронетанковой техники, комплексов управляемого танкового вооружения 9К116–1 «Бастион» и 9К119М «Рефлекс-М», миномета 2С23 «Нона-СВК» и ряда других вооружений сухопутных войск.   6. Кравченко А. Россия в небе Китая. URL:>>>
6

За период 1992–1999 гг. Россия поставила в Китай 45 истребителей Су-27СК и 2 истребителя Су-27УБК, 10 военно-транспортных самолетов Ил-76М, 60 вертолетов Ми-8/ Ми-17 и 7 вертолетов Ка-27ПЛ, 4 подводных лодки (2 — проекта 877Е и 2 — проекта 636E), а также 4 (по другим данным, 6) дивизиона системы ПВО С-300МПУ-17. Объемы продаж ведущих систем обычных вооружений в обозначенный период (здесь и далее по этому показателю приводятся данные СИПРИ, базирующиеся на динамике показателя тренда по поставкам вооружений) варьировали в пределах от 0,5 и ниже, до 1,45 млрд долл. в год (рис. 1).

7. Здесь и далее приводятся сведения по поставкам ВиВТ Китаю из базы данных СИПРИ по поставкам обычных вооружений. См.: SIPRI Database on transfers of majorweapons. URL: >>>
7 В рамках второго этапа сотрудничества (2000–2006) произошло как значительное увеличение стоимости, так и повышение степени сложности заключаемых контрактов по закупкам вооружений. Объемы доходов от поставок ВиВТ в этот период значительно возросли и стали составлять до 2,5–3 млрд долл. в год, при этом Китай вышел на 1-е место среди других крупнейших покупателей российских вооружений.
8 В 2000–2006 гг. в сфере авиатехники Китаем были, в частности, приобретены еще 28 истребителей Су-27СК (к тому же к 2007 г. было поставлено 105 комплектов для их лицензионной сборки), около 100 истребителей Су-30 МКК/МК2, 75 вертолетов Ми8/ Ми-17, а также 54 авиадвигателя АЛ-31ФН для комплектования истребителей; в сфере военно-морских вооружений — 4 эсминца проекта 956Э/ЭМ и 8 ДЭПЛ проекта 636E; в сфере средств противовоздушной обороны — дополнительно 4 дивизиона системы ПВО С-300ПМУ-1. Помимо этого, Китай получил из России большие партии авиационного управляемого вооружения, торпеды, комплексы береговых РЛС, огневые и радиолокационные станции и зенитные ракетные системы корабельного базирования, а также приобрел или производил по лицензии управляемые артиллерийские снаряды, минометы, системы залпового огня и другие вооружения для сухопутных сил.
9

Рис. 1. Динамика поставок российских вооружений в Китай, 1992–2016 гг.

10

Примечание: Значение тренда является разработанным СИПРИ показателем, в кото- ром находят отражение ежегодные объемы поставок, но не точная стоимость про- даж при поставках вооружений.

Источник: China-Russia Military-to-Military  Relations:  Moving  Toward  a  Higher  Level of Cooperation. US-China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20, 2017. P.13.

11 Большая часть поставленных КНР в 1992–2006 гг. ВиВТ относились к 3-му (как подлодки проекта 636E) и 4-му поколению (как самолеты Су-30МКК/МК2). Несмотря на то, что часть из них стала уже устаревать к началу второго десятилетия XXI века, в целом столь масштабные закупки различных категорий российских ВиВТ помогли Китаю значительно улучшить степень оснащенности своей армии современными вооружениями и повысить оборонный и наступательный потенциал Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
12

После 2006 г. наступил период охлаждения и некоторого кризиса в российскокитайском военно-техническом сотрудничестве, который продлился до 2013–2014 гг. Этот кризис нашел выражение как в значительном спаде продаж вооружений, так и в противоречиях, связанных с актуализацией ряда проблем и различиями в оценках и видении перспектив двустороннего взаимодействия в военно-технической сфере. Китай в 2004–2005 гг. ожидал отмены европейского эмбарго на поставки вооружений и товаров двойного назначения, рассчитывая усилить «диверсификацию» в сфере технологического сотрудничества за счет взаимодействия с западными странами8. Эмбарго, однако, не было отменено — во многом ввиду активного противодействия Соединенных Штатов таким попыткам9. Россия во второй половине 2000-х годов также придерживалась преимущественной ориентации на создание «технологических альянсов с западными странами» (термин Д. Медведева), делая акцент на активном развитии с ними международной промышленной кооперации и инвестиционного сотрудничества (в авиастроении, космосе, ряде других отраслей). В определенной степени эти тенденции затронули и сферу оборонных закупок (соглашение по «Мистралям» и др.)10

8. Клименко А.Ф. Российско-китайское военное сотрудничество. URL:  >>> 9. Подробнее о попытке снятия эмбарго ЕС в отношении Китая в 2004 г. и о роли США в сохраненииэтогоэмбаргосм.:ЕжегодникСИПРИ2005:вооружения,разоружениеимеждународная безопасность. М.: Наука, 2006. С.442–446. 10. Евтодьева М. Кризис системы военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами // Разоружение и безопасность 2013–2014. М.: ИМЭМО РАН, 2014. C. 146–150, 157–158.
13

В 2004–2005 гг. по инициативе Пекина были отменены ранее заявленные контракты либо приостановлены переговоры по ряду закупок ВиВТ. Так, Китай не заказал второй полк многоцелевых истребителей Су-30МК2, отказался от поставки еще около 100 машинокомплектов для Су-27СК, а также от закупок палубных истребителей Су-3311. Тем не менее благодаря длительным срокам реализации заключенных контрактов по ВиВТ общий уровень вырученных средств до 2007 г. оставался достаточно высоким. Рубежным стал 2007 год — с него начался спад поставок российских вооружений Китаю, и на 1-е место по закупкам российских ВиВТ вновь вышла Индия. Объем выручки от поставок Китаю вооружений в 2007–2008 гг. сократился до 1,3–1,5 млрд долл. в год, а в период 2009–2015 гг. не поднимался выше 0,8 млрд долл. в год. В целом в 2007–2016 гг. доходы от экспорта российских вооружений Китаю сократились по сравнению с десятилетием 1997–2006 гг. (период роста продаж) в 2–2,2 раза.

11. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: Основы, проблемы и перспективы / Под ред. Н.И. Калининой. М.: ИМЭМО РАН, 2010. С.155–156.
14

Если говорить о ключевых закупках, то в 2007–2013 гг. Китаю и Российской Федерации удалось достичь договоренностей о поставках КНР 12 военно-транспортных самолетов Ил-76МД и 4 самолетов-заправщиков Ил-78, 9 вертолетов Ка-27 и 9 вертолетов Ка-32, а также о передаче КНР 16 дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2 и ракет для их оснащения. Решающее значение имели также заключенные контракты на поставку КНР около 500 ед. авиадвигателей — турбовентиляторных AЛ-31 различных модификаций (для истребителей J-10 и J-11) и двухконтурных турбореактивных Д-30 (для модернизированных дальних бомбардировщиков H-6K). Общая стоимость контрактов по двигателям составляла около 2 млрд долл., а их продолжающиеся закупки в таких больших количествах стали фактически признанием того факта, что у КНР сохраняются довольно значительные пробелы в сфере разработки и производства собственных авиадвигателей, вследствие чего и отдается предпочтение более надежным российским технологиям12.

12. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. US China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20,2017.
15 В целом, как обозначенная номенклатура закупок вооружений, так и ход переговоров по вопросам ВТС начиная со второй половины 2000-х годов продемонстрировали, что Пекин перестал быть заинтересованным в закупках больших партий, по сути, устаревающих систем вооружений у России и в гораздо большей степени проявляет интерес к новейшим системам вооружения и к развитию и освоению новых технологий. Еще в конце 2010 г., в ходе визита в КНР тогдашнего министра обороны РФ А. Сердюкова, китайская сторона выразила намерение приобрести у России истребители поколения 4++ Су35 и новейшие средства ПВО — зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400. Тогда же, по данным СМИ, начались и переговоры о возможности покупки у РФ дизельэлектрических подводных лодок 4-го поколения типа «Лада» (в экспортном варианте — «Амур-1650»).
16

Россия, однако, не была готова к этому «сдвигу в спросе» на рынке вооружений. Сыграли свою роль и соображения, связанные со снижением уровня доверия к китайским партнерам. Следует также упомянуть о ставшей очень острой к концу 2000-х годов проблеме «копирования» (в том числе — обратного инжиниринга) российских систем вооружений Китаем. Так, по оценкам экспертов, китайские истребители J-11B в значительной степени копируют Су-27СМК, самолеты КJ-2000 построены на базе Ил-76МД, подводные лодки Yuan Type 41 созданы на основе российской подлодки 877 Kilo, ЗРК HQ-9 — на основе С-30013. В китайском самолете-невидимке J-20 4-го (согласно ряду западных экспертов, 5-го) поколения также неофициально использовались некоторые российские наработки. Подозрения в нарушении прав интеллектуальной собственности (ИС) российских производителей, а также стремление Китая к закупкам ряда российских образцов вооружений очень малыми партиями (ввиду заинтересованности, в первую очередь, в заимствовании технологий) вызвали у Москвы сомнения относительно выгодности скорейших поставок новых систем вооружений Пекину. Наряду с указанными соображениями, сделать паузу в поставках на экспорт последних российскую сторону заставил также взятый в рамках формирования нового облика Вооруженных сил и новой Госпрограммы вооружений (ГПВ-2020) курс на приоритетное оснащение современными и перспективными образцами ВиВТ российской армии.

13. Евтодьева М. Указ. соч. C. 153–155.
17

Изменения российской позиции в 2014 г.: два вектора

18

В 2014 г. в позиции российской стороны по вопросам продаж вооружений и ВТС с Китаем стали происходить существенные сдвиги. Вследствие введения западными странами санкций, которые затронули финансово-кредитную сферу и ряд ключевых отраслей экономики, в первую очередь — оборонный сектор, была отменена большая часть контрактов с компаниями США и европейских стран в оборонной сфере, в том числе по поставкам или совместной разработке вооружений и военной техники или их компонентов14. Взяв курс на активизацию сотрудничества в экономической, оборонной и технологической сферах с ключевыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона (так называемая политика поворота к Азии)15, Российская Федерация стала более активно развивать взаимодействие с КНР в военной и военно-технической областях при ясном понимании того, что ситуация на китайском рынке вооружении изменилась, и Пекин будут интересовать в первую очередь новейшие российские вооружения и технологии16.

14. Там же. C.157–158.   15. Mankoff J. Russia’s Asia Pivot: Confrontation or Cooperation? // Asia Policy. 2015. № 19. P. 65–87.   16. Москва и Пекин пока не будут заключать новых договоров по военно-технической сфере. URL: >>>
19

В 2014–2015 гг. Россией и Китаем после нескольких лет сложных переговоров были подписаны соглашения по поставкам в КНР 24 самолетов Су-35 и 6 дивизионов ЗРК С-40017, общая стоимость этих контрактов составляет около 5 млрд долл. (по Су-35 контракт заключен на 2 млрд долл., по С-400 — на 3 млрд долл.) Таким образом, они ознаменовали собой новый этап подъема в продажах вооружений и военной техники Китаю.

17. China makes advance payment for S-400 air defense system delivery. TASS. March 11, 2016. URL: >>>;  Петров И. Крылья на экспорт // Российская газета. 19.11.2015
20

Также в 2014 г. в «Рособоронэкспорте» подтвердили информацию о переговорах с КНР по поставкам неатомных подводных лодок «Амур-1650». Ранее средства массовой информации сообщали, что «Рособоронэкспорт» подписал рамочный контракт с китайской стороной о совместном проектировании и строительстве четырех таких подлодок, две из которых должны были быть построены в России, и две — в Китае18.

18. Киселева Е. На китайских берегах «Амуры» // Коммерсант.20.12.2012.
21 Помимо сферы торговли вооружениями, новый вектор российской политики — если рассматривать его в аспекте «поворота к Китаю» — нашел выражение в активном развитии других ключевых направлений российско-китайского военно-экономического и военно-политического сотрудничества. Речь идет об увеличении общего количества и усложнении и расширении сфер охвата военных учений с участием двух стран, более активном развитии контактов между министерствами обороны и ведомствами, курирующими ВТС и оборонно-промышленный комплекс, а также, в более широком плане — о стимулировании как в Москве, так и в Пекине ориентации на более тесную производственную кооперацию и сотрудничество в сфере научных исследований и разработок (НИР) оборонного и двойного назначения.
22 Контакты между министерствами обороны и ведомствами, курирующими оборонный комплекс, осуществляются как в рамках двусторонних переговоров по конкретным проектам и контрактам в сфере ВТС (в них участвуют, в первую очередь, представители российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству), так и в рамках различных международных организаций и форматов взаимодействия, включая структуры ООН, БРИКС, ШОС, АСЕАН и ряд международных форумов (форум Сяншань, Московские конференции по безопасности и др.) С 2014 г. число взаимных контактов, ориентированных на обсуждение оборонных и военно-технических вопросов, возросло. Увеличилась и численность военнослужащих, участвующих в совместных военных учениях (всего за последние 15 лет их было проведено более 25). Следует особо выделить две «линейки» совместных учений — антитеррористические учения «Мирная миссия», проводимые под эгидой ШОС, и двусторонние морские военные учения «Морское взаимодействие» (МВ). Последние, что очень важно, позволили китайским и российским военно-морским силам оперировать в новых для себя стратегически важных с точки зрения международной безопасности зонах, таких, как Средиземное море («МВ2015») и Балтийское море («МВ-2017») — для Китая, или Восточно-Китайское и ЮжноКитайское моря — для России («МВ-2014» и «МВ-2016»). Кроме того, с 2016 г. стали проходить российско-китайские учения нового формата — командно-штабные учения «Воздушно-космическая безопасность», ориентированные на укрепление совместного сотрудничества в области ПВО/ПРО, включая планирование совместных операций. В ходе этих учений, состоявшихся в декабре 2017 г. в Пекине, отрабатывались вопросы взаимодействия группировок ПВО/ПРО России и Китая по совместному отражению ракетных угроз со стороны «третьих» стран.
23

Начиная с 2014 г. появился также ряд признаков, указывающих на усиление технологического сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, прежде всего в сфере НИОКР оборонного и двойного назначения. Так, в 2015 г. Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) и АО «Вертолеты России» подписали рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту передового тяжелого вертолета на базе Ми-26, за которым последовало межправительственное соглашение о сотрудничестве по этой программе. В эту программу будут преимущественно направляться китайские инвестиции, а «Вертолеты России» разработают техническое предложение и отдельные системы перспективного вертолета (всего для Китая планируется построить не менее 200 новых вертолетов к 2040 г.) В июне 2016 г. В. Путин и Си Цзиньпин подписали межправительственное соглашение о совместной разработке, производстве, коммерциализации и послепродажном обслуживании нового дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета (ШФМДС, китайское название — СR 929). По некоторым оценкам, совокупные инвестиции в проект могут составить от 16 до 20 млрд долл.19

19. Попов М. Самолет на $20 млрд. URL: >>>
24

В 2014–2017 гг. китайскими и российскими оборонно-промышленными компаниями и исследовательскими центрами были заключены и другие соглашения по различным направлениям сотрудничества. В частности, в декабре 2015 г. были подписаны Меморандум о взаимопонимании между Китайским авиационным исследовательским институтом (CARI) и российским Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) по сотрудничеству в области развития технологий авиадвигателей, а также соглашение между Китайским национальным космическим управлением (CNSA) и российской корпорацией «Роскосмос» по разработке и производству компонентной базы космического назначения и применению навигационных технологий в рамках систем GLONASS и Beidou20. Госкорпорацией «Ростехнологии» и ее дочерней компанией «Росэлектроника» в 2014 г. были также достигнуты соглашения с AVIC21, Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники (CASC)22 и Китайской корпорацией электронных технологий (СETGC)23. Они охватили сферы сотрудничества в области самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения, материалов для авиации, авионики, разработки и производства электронной компонентной базы, развития информационных технологий, систем связи и двойных технологий.

20. Роскосмос. Участие в 20-й встрече глав правительств России и Китая. URL: >>> 21. Ростех и AVIC заключили соглашение о сотрудничестве. URL:  >>>  22. «Ростех» подписал соглашение с китайской аэрокосмической корпорацией (пресс-релиз). URL:>>> 23. «Росэлектроника» продолжает сотрудничество с китайскими коллегами. URL: >>>
25 Оценивая в целом намеченные векторы укрепления военно-экономического и военно-политического сотрудничества России и КНР, следует отметить, что на практике высокая динамика взаимодействия в одной из этих сфер может оказывать существенное влияние на другую, и наоборот. Например, активизация контактов между военными и оборонно-промышленными структурами или проведение новых учений может способствовать заключению новых контрактов по закупкам и/или разработкам вооружений, и наоборот. Однако ключевой, на наш взгляд, вопрос, состоит не столько в особенностях этого влияния, сколько в том, на какой из этих двух сфер сотрудничества — военнополитической или военно-экономической — Россия сумеет сделать основной акцент в своем стратегическом курсе «поворота к Азии».
26

Сложность ответа на него заключается в том, что для российского экспертного сообщества более привычным и «традиционным» является восприятие стратегического партнерства с Китаем, прежде всего, через призму военно-политического сотрудничества и наращивания объемов торговли оружием, которые, в свою очередь, могут обеспечить и соответствующий рост политического влияния РФ в АТР. В то же время экспертные оценки относительно того, как следует развивать партнерство с Китаем в высокотехнологических отраслях и в сфере новых технологий, гораздо менее проработаны. В дискуссиях на эту тему в основном обозначаются общие и достаточно очевидные задачи, которые следует решить российской стороне: привлекать инвестиции, предотвратить копирование российских технологий, «придать импульс инновациям в российском ОПК» с помощью расширения и углубления НИОКР с КНР24. Между тем развитие военно-экономического сотрудничества с КНР может быть осложнено целым рядом проблем, включая такие, как: а) диспропорциональность модели двусторонней торговли с Китаем (в рамках которой роль России сведена к поставкам сырья); б) усиление зависимости РФ от китайской экономики — высокая заинтересованность в притоке инвестиций, прежде всего в нефтегазовую отрасль25, а также в закупках станков, оборудования, микропроцессоров; в) преимущественное участие в двустороннем экономическом взаимодействии ограниченного числа государственных компаний, достаточно низкая вовлеченность напрямую частного бизнеса. К ним добавляются проблемы обеспечения защиты интеллектуальных прав и увеличения числа случаев наложения западными странами санкций на китайские компании, взаимодействующие с российским бизнесом 26 . Однако модель укрепления чисто военно-политических элементов сотрудничества с КНР таит в себе еще больше негативных сторон. Заключаются они в возможностях консервации на длительный срок указанных неблагоприятных трендов в экономическом взаимодействии двух держав27 при одновременном почти ничем не компенсируемом росте угроз, связанных с наращиванием военно-стратегической мощи Китая.

24. Смирнова Л.Н. Россия—Китай: 20 предложений для экономического, научного и гуманитарного партнерства. М.: Российский совет по международным делам (РСМД), 2014. URL: >>>   25. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. US China Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20,2017. P. 12.   26. Кашин В. Валдайская записка №44. Промышленная кооперация — путь к сопряжению российской и китайской экономик. URL:>>>    27. Там же.
27

Оценки нового этапа военно-технического сотрудничества России и Китая

28

По оценкам военных специалистов, с помощью систем С-400, поставки которых в КНР начались в 2018 г., Китай сможет значительно расширить радиус обеспечения действия своей системы ПВО с 200–250 км (максимальная дальность поражения С-300ПМУ2) до 400 км вплоть до охвата всей территории Тайваня, а также воз душного пространства над значительной частью Южно-Китайского и ВосточноКитайского морей, в том числе над спорными островами Сэнкаку/Дяоюйдао, контролируемыми Японией. Оснащенные более современным радаром, способные реагировать на 80 одновременно обстреливаемых целей и интегрированные со средствами РЭБ, С-400 также позволят значительно усилить китайскую опознавательную зону противовоздушной обороны (Air Defence Identification Zone, ADIZ), развертыванию которой активно противодействовали США и их союзники в регионе28.

28. Комплексы С-400 (сопряженные с ними системы управления) могут также интегрировать различные зональные системы ПВО, включая системы С-300ПМ1/ПМ2, «Тор-М1», «Панцирь-С1». См.: Зенитная ракетная система С-400 «Триумф». URL: >>>
29 К числу технологических преимуществ российских Су-35, в отличие от истребителей 4-го поколения J-11, находящихся на вооружении ВВС НОАК, относятся новый комплекс авионики (на основе цифровой информационно-управляющей системы), новая радиолокационная станция «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой, большая дальность обнаружения воздушных целей (до 400 км) и увеличенное число одновременно сопровождаемых целей. Су-35 также обладает усиленными стелс-возможностями и возможностями РЭБ и оснащен новыми двигателями 117С с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги. Получение истребителей Су-35, как считается, позволит НОАК не только использовать их в целях укрепления системы ПВО, но и улучшить технологические характеристики новейшего истребителя J-20, принятого в 2017 г. на вооружение в КНР.
30

Технологическими преимуществами ДЭПЛ «Лада», которые представляются наиболее важными для Китая, являются малошумность этой подлодки29, увеличенная дистанция обнаружения целей, примененные на ней новые технологии по снижению заметности субмарин, оснащенность уникальным гидроакустическим комплексом. В рамках этого проекта Китай, по всей видимости, может также выиграть за счет выгодных условий технологической кооперации: так, не менее 30% комплектующих в подлодках «Лада»/«Амур» могут быть китайского производства, и эти подлодки могут быть оснащены ВНЭУ иностранного производства, произведенной, видимо, в Китае30.

29. Ряд экспертов, однако, считают, что информация о малой шумности подлодки «Лада» сильно преувеличена, поскольку российские разработчики пока не сумели создать эффективную воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) для этой подлодки, которая могла бы обеспечить низкие параметры шумности. См.: Roblin S. Why Russia’s New ‘Stealth’ Submarine Have a Big Problem // The National Interest. 2017. October 30.   30. Киселева Е. Указ.соч.
31

Соглашения по С-400 и Су-35, наряду с проектами ШФДМС и перспективного тяжелого вертолета, входят в так называемый президентский список приоритетных совместных проектов, реализуемых Россией и КНР. Для России, помимо непосредственных выгод от реализации крупных контрактов по поставкам вооружений и осуществлению совместных НИОКР, а также демонстрации (за счет содействия укреплению противовоздушной обороны Китая) «стратегического ответа» Вашингтону на развертывание ПРО в Южной Корее, они откроют возможности для расширения промышленной и технологической кооперации и инвестиционного сотрудничества с Китаем. При этом открытым остается вопрос, будет ли активизация совместного военно-политического и военнотехнического сотрудничества способствовать более тесному сближению Москвы и Пекина вплоть до создания полноценного военно-стратегического альянса двух стран. По этому поводу как в западных, так и в российских экспертных кругах преобладают мнения, что последнее вряд ли возможно. В том числе потому, что Россия в Азии ведет достаточно сложную и многостороннюю «игру», стремясь определенным образом сбалансировать «стратегическое партнерство» с Китаем поддержанием тесных экономических и военно-политических связей и активным развитием ВТС с Индией и Вьетнамом, а в последнее время — налаживанием экономического и политического сотрудничества с Южной Корей и Японией31.

31. Mankoff J. Op.cit.; Karaganov S., Bagchi I. China and Russia are quasiallies… On strategic affairs Russia and India have serious conversations only at top level // The Times of India. 28.02.2018.
32 Если же рассматривать военно-экономические составляющие активно развивающегося сотрудничества с КНР, следует отметить, что в этом плане ключевыми вопросами будут оставаться вопросы о защите интеллектуальной собственности, условиях передач технологий и ограничений, накладываемых на них в рамках государственного регулирования, а также вопросы моделей инвестиционного взаимодействия и производственной кооперации.
33

Говоря о некоторых превалирующих тенденциях в этой сфере, подчеркнем, что с российской стороны будет продолжать повышаться внимание к проблемам контроля за передачами технологий и защиты ИС, это обусловлено в том числе недоработками, которые были допущены в этом плане ранее. Так, согласно ряду экспертных оценок и анализу, предпринятому российскими государственными структурами после 2014 г., многие технологии и системы вооружения, которые, как считалось, были незаконно скопированы Китаем в 1990-е и 2000-е годы, на самом деле были получены на основании легитимных контрактов с китайскими оборонными компаниями ввиду общего слабого регулирования технологических обменов в РФ32.

32. Gabuev A. Friends with Benefits? Russia-Chinese Relations after the Ukraine Crisis. URL: >>>; Kashin V. Selling S-400s to China: A New Front in the Cold War? URL: >>>.
34

Повышение роли регулирующей составляющей за последние несколько лет нашло выражение в подписании в 2012 г. Российской Федерацией нового соглашения с КНР в области защиты ИС в развитие соглашения по защите интеллектуальной собственности 2008 г., а также в том, что в последние годы по большинству отдельно взятых соглашений с КНР по продажам вооружений и их совместному производству стали заключаться дополнительные соглашения по защите ИС. Такое соглашение было, в частности, заключено в 2015 г. в связи с продажей Су-35 КНР. Еще одним примером стало подписание в 2016 г. и последующая ратификация соглашения о защите ИС в сфере ракетнокосмических технологий33. Поскольку в сфере ракетных технологий достаточно сложное регулирование, в первую очередь связанное с экспортным контролем, такое соглашение может открыть перспективы для соответствующего трансфера технологий. В том числе, видимо, и в том, что касается широко обсуждаемого вопроса о возможностях передачи Китаю технологий ракетных двигателей РД-170 и РД-180 (последними оснащаются аме риканские ракеты Atlas 5, но США рассматривают вопрос о прекращении закупок РД-180 в качестве «элемента санкций»)34.

33. Утверждено российско-китайское соглашение о защите интеллектуальной собственности в сфере ракетно-космических технологий. URL: >>>   34. Россия и КНР подпишут соглашение о защите ракетных технологий // Известия. 24.04.2016.
35

В целом перспективы развития сотрудничества в технологической сфере с Китаем можно оценить как более благоприятные, чем пять-десять лет назад. В первую очередь это связано с тем, что руководством КНР в последние годы взят курс на ужесточение политики в сфере защиты ИС в целях улучшения инвестиционного климата и возможностей дальнейшего технологического развития страны35.

35. Новое в защите интеллектуальной собственности в Китае в 2012г. URL: >>>; China Must Enhance Protection of Intellectual Property Rights: Premier Li. URL: >>>
36 Следует ожидать, по всей видимости, и большей детализации и усложнения лицензионных соглашений, включая соглашения по лицензионному производству, которые будут заключаться с контрагентами из Китая. Это обусловлено тем, что предметом соглашений будут выступать теперь преимущественно новейшие российские системы вооружений и технологии, тогда как ранее, напротив, они заключались в основном по достаточно давно разработанным системам вооружений и/или же касались ВиВТ, не отличающихся очень высокой сложностью (артиллерийские установки, РСЗО, самоходные гаубицы и др.)
37 Между тем фиксируется и тренд, связанный с сохранением достаточно высокой «степени защиты» ключевых российских оборонных технологий и технологий двойного назначения. Наиболее чувствительные для развития отечественного оборонного комплекса технологии, будут, очевидно, запрещаться к передаче Китаю в форме соответствующих соглашений по лицензионному производству или иным способом, помимо продаж готовых изделий. Примерами в этом плане являются технологии авиационного двигателестроения, создания систем ПВО/ ПРО и ряд других.
38 ***
39 В целом ключевые события, зафиксированные в сфере военно-технического сотрудничества России и Китая в 2013–2017 гг., указывают на состоявшийся переход к новому этапу этого сотрудничества. Он характеризуется не только ростом объемов продаж ВиВТ (учитывая не очень большое число новых контрактов, этот рост вряд ли может оказаться значительным), но также новыми контрактами в области НИОКР и большим вниманием к вопросам передач технологий. Учитывая давно наметившуюся тенденцию перехода КНР к избирательным закупкам новейших образцов вооружений и техники, далее соглашения по закупкам, видимо, будут касаться преимущественно небольших и высокотехнологичных систем и новейших разработок по основным ключевым сегментам ВиВТ, к которым Китай продолжает сохранять интерес (военное авиастроение, двигателестроение, военно-морские вооружения и комплексы, системы ПВО/ПРО и ряд других). По сравнению с военно-экономическими факторами, влияние на развитие ВТС
40 России и Китая военно-политических факторов пока продолжает играть главенствующую роль. Курс на «поворот к Азии» нашел выражение прежде всего в укреплении военно-политического взаимодействия России с Поднебесной (учения, военное и военно-политическое сотрудничество в рамках международных организаций и форумов). Между тем, несмотря на существующие сложности (слабость ряда компонентов российской инновационной системы, неравномерность структуры торговли с КНР), России следует воспользоваться открывшимся окном возможностей для налаживания более тесных военно-экономических связей с Китаем. В целях более детальной проработки возможностей такого сотрудничества Российская Федерация могла бы опереться как на зарубежный опыт партнерств в оборонной и военно-технической сфере и сфере трансфера технологий, так и на уже имеющийся опыт реализации соглашений в области НИОКР, лицензионного производства и передач технологий с Индией и рядом других ключевых стран — партнеров по ВТС.

References

1. Kontseptsiya vneshnej politiki Rossijskoj Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federatsii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 g.) URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/ news/ asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/ content/ id/ 2542248

2. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. USChina Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20, 2017. P. 12. Ctoimost' zakuplennykh Kitaem u Rossii v 1992–2006 gg. vooruzhenij i voennoj tekhniki otsenivaetsya ryadom ehkspertov priblizitel'no v 26 mlrd doll. A za period 2008–2012 gg. Kitaj, soglasno dannym SIPRI, zakupil u RF obychnykh vooruzhenij na summu 5, 15 mlrd doll., togda kak obschij ob'em zakupok vooruzhenij KNR v ukazannyj period sostavlyal 7, 483 mlrd doll.

3. Barabanov M.S., Kashin V.B., Makienko K.V. Oboronnaya promyshlennost' i torgovlya vooruzheniyami KNR/ Tsentr analiza strategij i tekhnologij; Rossijskij in-t strategich. issled. M., 2013. S. 155–156.

4. Bromley M., Holtom P., Perlo-Freeman S., Wezeman P.D. Recent Trends in the Arms Trade. SIPRI Background Paper. April 2009. URL: http://www.unidir.org/ files/ medias/ pdfs/ recent-trends-in-thearms-trade-sipri-eng-0–139.pdf

5. Barabanov M.S., Kashin V.B., Makienko K.V. Ukaz. soch. S. 144–154. Krome togo, v KNR bylo organizovano litsenzionnoe proizvodstvo korabel'noj artillerijskoj ustanovki AK-176, reaktivnoj sistemy zalpovogo ognya 9K58 «Smerch», boevogo otdeleniya samokhodnoj gaubitsy 2S19M1 «Msta-S», boevogo modulya «Bakhcha-U» dlya bronetankovoj tekhniki, kompleksov upravlyaemogo tankovogo vooruzheniya 9K116–1 «Bastion» i 9K119M «Refleks-M», minometa 2S23 «Nona-SVK» i ryada drugikh vooruzhenij sukhoputnykh vojsk.

6. Kravchenko A. Rossiya v nebe Kitaya. URL: http://rostec.ru/ news/ 4515009/

7. Zdes' i dalee privodyatsya svedeniya po postavkam ViVT Kitayu iz bazy dannykh SIPRI po postavkam obychnykh vooruzhenij. Sm.: SIPRI Database on transfers of major weapons.URL: https://www.sipri.org/ databases/ armstransfers

8. Klimenko A.F. Rossijsko-kitajskoe voennoe sotrudnichestvo. URL: http://www.siaa.ru/?pg=2&id=152903&type=3&page=0&hd=

9. Podrobnee o popytke snyatiya ehmbargo ES v otnoshenii Kitaya v 2004 g. i o roli SShA v sokhranenii ehtogo ehmbargo sm.: Ezhegodnik SIPRI 2005: vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost'. M.: Nauka, 2006. S. 442–446.

10. Evtod'eva M. Krizis sistemy voennogo i voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii s inostrannymi gosudarstvami // Razoruzhenie i bezopasnost' 2013–2014. M.: IMEhMO RAN, 2014. C. 146–150,157–158.

11. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s inostrannymi gosudarstvami: osnovy, problemy i perspektivy / pod red. N.I. Kalininoj. M.: IMEhMO RAN, 2010. S. 155–156.

12. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. USChina Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20, 2017.

13. Evtod'eva M. Ukaz. soch. C. 153–155.

14. Tam zhe. C. 157–158.

15. Mankoff J. Russia’s Asia Pivot: Confrontation or Cooperation? // Asia Policy. 2015. № 19. P. 65–87.

16. Moskva i Pekin poka ne budut zaklyuchat' novykh dogovorov po voenno-tekhnicheskoj sfere. URL: https://vpk.name/ news/ 44752_moskva_i_pekin_poka_ne_budut_zaklyuchat_novyih_dogovorov_po_voennotehnicheskoi_sfere.html

17. China makes advance payment for S-400 air defense system delivery. TASS. March 11, 2016. URL: http://tass.com/ defense/ 861706; Petrov I. Kryl'ya na ehksport // Rossijskaya gazeta. 19.11.2015.

18. Kiseleva E. Na kitajskikh beregakh «Amury» // Kommersant. 20.12.2012.

19. Popov M. Samolet na $20 mlrd. URL: https://www.aviaport.ru/ digest/ 2018/ 04/ 10/ 536197.html

20. Roskosmos. Uchastie v 20-j vstreche glav pravitel'stv Rossii i Kitaya. URL: https://www.roscosmos.ru/ 21874/

21. Rostekh i AVIC zaklyuchili soglashenie o sotrudnichestve. URL: http://rostec.ru/ news/ 4515000/

22. «Rostekh» podpisal soglashenie s kitajskoj aehrokosmicheskoj korporatsiej (press-reliz). URL: http://rostec.ru/ content/ files/ press-rel/ press-release_Rostec_CASC.pdf

23. «Rosehlektronika» prodolzhaet sotrudnichestvo s kitajskimi kollegami. URL: https://www.aviaport.ru/ digest/ 2014/ 08/ 18/ 301469.html

24. Smirnova L.N. Rossiya — Kitaj: 20 predlozhenij dlya ehkonomicheskogo, nauchnogo i gumanitarnogo partnerstva. M.: Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD), 2014. URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/ analytics/ rossiya-kitay-20-predlozheniy-dlyaekonomicheskogo/

25. China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation. USChina Economic and Security Review Commission. Staff Research Report. March 20, 2017. P. 12.

26. Kashin V. Valdajskaya zapiska № 44. Promyshlennaya kooperatsiya — put' k sopryazheniyu rossijskoj i kitajskoj ehkonomik. URL: http://ru.valdaiclub.com/ files/ 11763/

27. Tam zhe.

28. Kompleksy S-400 (sopryazhennye s nimi sistemy upravleniya) mogut takzhe integrirovat' razlichnye zonal'nye sistemy PVO, vklyuchaya sistemy S-300PM1/PM2, «Tor-M1», «Pantsir'-S1». Sm.: Zenitnaya raketnaya sistema S-400 «Triumf». URL: http://nevskii-bastion.ru/ s-400-tm-2014/

29. Ryad ehkspertov, odnako, schitayut, chto informatsiya o maloj shumnosti podlodki «Lada» sil'no preuvelichena, poskol'ku rossijskie razrabotchiki poka ne sumeli sozdat' ehffektivnuyu vozdukhonezavisimuyu ehnergeticheskuyu ustanovku (VNEhU) dlya ehtoj podlodki, kotoraya mogla by obespechit' nizkie parametry shumnosti. Sm.: Roblin S. Why Russia’s New ‘Stealth’ Submarine Have a Big Problem // The National Interest. 2017. October 30.

30. Kiseleva E. Ukaz. soch.

31. Mankoff J. Op. cit.; Karaganov S., Bagchi I. China and Russia are quasi allies… On strategic affairs Russia and India have serious conversations only at top level // The Times of India. 28.02.2018.

32. Gabuev A. Friends with Benefits? Russia-Chinese Relations after the Ukraine Crisis.URL: http://carnegieendowment.org/ files/ CEIP_CP278_Gabuev_revised_FINAL.pdf; Kashin V. Selling S-400s to China: A New Front in the Cold War? URL: http://carnegie.ru/ 2015/ 04/ 27/ selling-s-400s-to-china-new-front-in-cold-war/ ik1m.

33. Utverzhdeno rossijsko-kitajskoe soglashenie o zaschite intellektual'noj sobstvennosti v sfere raketno-kosmicheskikh tekhnologij. URL: http://agat-roscosmos.ru/ novosti-otechestvennih-smi/utverzhdeno-rossiysko-kitayskoe-soglashenie-o-zashchite-intellektualnoy-sobstvennosti-v-sfere-raketn/

34. Rossiya i KNR podpishut soglashenie o zaschite raketnykh tekhnologij // Izvestiya. 24.04.2016.

35. Novoe v zaschite intellektual'noj sobstvennosti v Kitae v 2012 g. URL: http://www.korpusprava.com/ ru/ publications/ analytics/ novoe-v-zashite-intellektualnoysobstvennosti-v-kitae-v-2012-g.html; China Must Enhance Protection of Intellectual Property Rights:Premier Li. URL: https://www.usnews.com/ news/ world/ articles/ 2017–11–22/ china-must-enhanceprotection-of-intellectual-property-rights-premier-li

Comments

No posts found

Write a review
Translate