Non-Governmental Organizations in Contemporary China: political and legal aspect
Table of contents
Share
QR
Metrics
Non-Governmental Organizations in Contemporary China: political and legal aspect
Annotation
PII
S013128120029396-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Troshchinskiy 
Occupation: Leading Researcher of the Center for Political Studies and Forecasts
Affiliation: Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences
Address: 32, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117997, Russian Federation
Edition
Pages
21-36
Abstract

The article is devoted to the study of general issues of the non-governmental public organizations in China. The current legislation regulating their legal status is being considered, including law-making acts adopted since the beginning of the "policy of reform and openness". In the Soviet type countries, to which the People's Republic of China belongs, the work of non-governmental organizations cannot conflict with the course of the ruling party. In the PRC, public organizations act as an integral part of a United Front led by the CPC and consisting of various political forces striving for a common goal — the "great revival of the Chinese nation." The activities of opposition public organizations in China are prohibited, and their registration is impossible. The Chinese authorities believe that the interests of the collective are above the interests of the individual, therefore, individuals that do not obey the "mass line" do not have the right to exist. Western experts believe that the absence of oppositional, state-independent public organizations in China does not allow them to be classified as non-governmental. However, Chinese specifics are overlooked, which leads to an incorrect transfer of Western concepts and institutions to Chinese soil and, consequently, allegations of an insufficient degree of democratization of China. The study provides up-to-date statistics on the number of non-governmental public organizations in China in recent years.

Keywords
China, CCP, political system, public organizations, legal regulation, legislation, domestic politics, consultative democracy
Received
31.10.2023
Date of publication
27.12.2023
Number of purchasers
11
Views
755
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 В современном Китае действует относительно большое количество различных самоуправляемых добровольных некоммерческих общественных организаций (объединений) немассового характера, занимающихся общественно полезной деятельностью. С течением времени они играют все более значимую роль в политической системе страны, осуществляя посреднические функции между государственными структурами и обществом. Основная масса подобных организаций создается для решения конкретных проблем: защиты окружающей среды, помощи населению, предоставления юридических консультаций, решения проблем национальных меньшинств, участия в международных программах и т.д. Неправительственные (негосударственные) организации (далее — НПО/NGO/НГО) в отличие от массовых общественных организаций имеют меньшее количество членов с большим числом добровольцев, оказывающих помощь в работе организаций на безвозмездной основе; они выступают партнером государства в решении некоторых социальных задач. Правовой основой деятельности неправительственных общественных организаций выступает ст. 35 Конституции КНР (в ред. 2018 г.), согласно которой «граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций».
2

Понятийный аппарат

3 В международной практике используется несколько различных терминов для обозначения неправительственных (некоммерческих) организаций1:
1. Лысенко В.В. Регламентирование правового положения и функционирования неправительственных организаций в зарубежных странах // Государство и право. 2009. № 1. С. 65.
4 – «некоммерческая организация» («not-for-profit organization» (NFPO)) (преимущественно в США) (суть — деятельность не направлена на извлечение прибыли) (в китайских источниках приведенный термин применительно к неправительственным организациям также встречается — 非营利组织 «фэй инли цзучжи» и применяется к НПО в научно-технической, образовательной, медицинской, спортивной, юридической и т.п. сферах2);
2. 杜英. 非营利组织财务管理存在的问题及对策探讨 Ду Ин. Обсуждение существующих проблем и контрмер в сфере финансового менеджмента некоммерческих организаций // 财务管理. 2023. 第24期. 第32–34页; 张海蓉,任白剑,林文浩. 我国非营利组织发展历程及其存在的问题分析 Чжан Хайжун, Жэнь Байцзянь, Линь Вэньхао. Анализ истории развития и существующих проблем некоммерческих организаций Китая // 经济研究导刊. 2019. 第16期. 第184–185页; 崔国平. 非营利组织财务管理中存在的问题及对策 Цуй Гопин. Существующие проблемы и контрмеры в сфере финансового менеджмента некоммерческих организаций // 经济与管理评论. 2006. 第4期. 第129–132页.
5 – «неправительственная организация» («non-governmental organization») (преимущественно используется в документах международных организаций) (термин «NGO» широко используется в китайской научной литературе и законодательстве применительно к зарубежным неправительственным организациям (非政府组织 («фэй чжэнфу цзучжи»))3;
3. См., напр.: Закон КНР об управлении деятельностью зарубежных неправительственных организаций внутри страны (中华人民共和国境外非政府组织境内活动管理法) (принят на 20-м заседании ПК ВСНП двенадцатого созыва 28 апреля 2016 г., с изменениями от 04.11.2017).
6 – «благотворительная организация» («charity organization») (преимущественно в Великобритании) (к ним относятся все существующие НПО) (применительно ко всем без исключения неправительственным организациям данный термин в КНР не используется, им обозначаются только сами «благотворительные организации» — 慈善组织 («цишань цзучжи»))4.
4. См., напр.: Закон КНР о благотворительности (中华人民共和国慈善法), принят на 4й сессии ВСНП двенадцатого созыва 16 марта 2016 г.
7 В других государственных юрисдикциях существуют иные обозначения НПО, которые относятся к третьему сектору экономики (第三部门). Их рассмотрение не является предметом настоящего исследования5.
5. Третий сектор экономики в контексте настоящего исследования состоит из объединений людей, созданных для решения возникающих проблем не с целью извлечения прибыли; он появляется в ответ на неспособность государства (первый сектор) и бизнеса (второй сектор) удовлетворить спрос на общественные блага. Функционирование подобных объединений (некоммерческих организаций) способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечивая работой часть населения; они являются покупателями товаров и услуг, способствуя росту экономики. Ярким примером сказанного служат китайские благотворительные организации в сфере развития образования в отдаленных регионах страны. Подр. см.: Гулева М.А. Благотворительные организации в сфере образования Китая: основные направления работы и перспективы развития // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 5. С. 143–160. DOI: 10.31857/S013128120028211–3; в западных странах НПО также обозначаются как «частная добровольческая организация» (“private voluntary organization”), «организация гражданского общества» (“сivil social organization”) и т.п.
8 В китайских источниках также присутствуют различия применяемых к НПО терминов, до настоящего времени их единая классификация не выработана6. Китайские авторы стараются избегать слова «неправительственный» или «негосударственный» по отношению к национальным НПО, хотя они иногда встречаются в законодательстве и литературе по исследуемой проблематике, но преимущественно в отношении зарубежных организаций, действующих на территории КНР.
6. Подр. см.: Ганшин В.Г. Неправительственные организации. В коллективной монографии: Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978–2005 /Руководитель авторского коллектива Л.М. Гудошников. М.: Русская панорама, 2007. С. 121–122; также: Семенов А.А. Классификация неправительственных организаций в КНР // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 274–275. DOI: 10.17223/1998863/37/27.
9 Наиболее широким термином, употребляемым к китайским неправительственным организациям, выступает 民间组织, то есть «народные организации», под которыми непосредственно понимаются национальные НПО/НГО (наиболее часто встречающийся термин в научной и публичной литературе, который с течением времени стал заменяться на社会组织, то есть «общественные организации»). Для обозначения зарубежных неправительственных организаций употребляется термин非政府组织7. В законодательстве КНР национальные НПО обозначаются как社会团体 («общественная/социальная группа» или «общественное объединение»8), а также民办非企业单位 («народные/гражданские непроизводственные объединения (организации/институты/единицы)»9). К приведенным наименованиям, согласно действующему законодательству, следует добавить «Фонды» (基金会)10 и «Учреждения» (事业单位)11.
7. Семенов А.А. полагает, что дословный перевод НПО на китайском языке как «фэй чжэнфу цзучжи» (非政府组织) обладает негативной окраской. См.: Семенов А.А. Классификация неправительственных организаций в КНР // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 272. DOI: 10.17223/1998863/37/27. От себя отметим, что слово «фэй» означает «ложь», «обман», «зло», «кривда», «неправда», что объясняет невысокую популярность указанного термина применительно к национальным НКО. При этом, что характерно, «фэй» употреблено в названии Закона КНР об управлении деятельностью зарубежных неправительственных организаций внутри страны (中华人民共和国境外政府组织境内活动管理法). Таким образом, дословно термин НПО чаще употребляется в отношении к иностранным организациям, когда как к национальным — «миньцзянь цзучжи» (民间组织), то есть «народные организации».

8. Основной нормативный правовой акт, регулирующий деятельность НПО, принят Государственным советом и носит название «Правила регистрации и управления общественными группами» (社 会 团 体 登 记 管 理 条 例) (в действующей редакции от 2016 г.).

9. В 1998 г. Государственным советом КНР приняты «Временные правила регистрации и управления гражданскими непроизводственными организациями» (民办非企业单位登记管理暂行条例) (действуют по настоящее время); в 1999 г. Министерством гражданской администрации Государственного совета приняты «Временные правила регистрации гражданских непроизводственных организаций» (民办非企业单位登记暂行办法) (действуют в ред. 2010 г.).

10. В 2004 г. Государственным советом КНР приняты «Правила управления фондами» (基金会管理条例) (действуют по настоящее время).

11. В 1998 г. Государственным советом КНР приняты «Временные правила регистрации и управления учреждениями» (事业单位登记管理暂行条例) (действуют по настоящее время в редакции 2004 г.).
10 В крупнейшей «Национальной Базе Знаний Китая (China National Knowledge Infrastructure, CNKI) содержится большое количество источников, в которых применительно к НКО используется термин社会组织 («общественные организации»). Он широко используется и в партийных и государственных документах.12
12. См., напр.: 关于改革社会组织管理制度促进社会组织健康有序发展的意见 (Мнение о реформировании системы управления общественными организациями в целях содействия здоровому и упорядоченному развитию общественных организаций), приняты Канцелярией ЦК КПК и Канцелярией Государственного совета 21.08.2016; 社会组织评估管理办法 (Правила по оценке и управлению общественными организациями), приняты Министерством гражданской администрации Государственного совета 27.12.2010 и др.
11 В отношении НПО в китайской литературе используется английская аббревиатура NGO либо термин «民间组织» («народные организации»); последний охватывает практически весь спектр китайских НПО. В августе 2018 г. на сайте Министерства гражданской администрации Государственного совета КНР (далее — МГА) был размещен проект «Положения об управлении и регистрации общественными организациями» (社会组织登记管理条例)13, в котором под «общественными организациями» (社会组织) понимались «общественные группы» (社会团体), «фонды» (基金会) и «органы социального обслуживания» (社会服务机构) (планировалось изменение названия указанных выше «народных/гражданских непроизводственных объединений (民办非企业单位) на «органы социального обслуживания») (ч. 1 ст. 2). В случае принятия Положения оно автоматически отменяло действие ранее принятых актов, регулирующих деятельность «общественных групп», «фондов» и «народных/гражданских непроизводственных объединений» (последние получили бы название «органы социального обслуживания»). Проект нового документа не прошел политико-правовую экспертизу и пока не планируется к принятию. Однако с 2018 г. в китайских источниках можно встретить термин «орган социального обслуживания» применительно к «народным/гражданским непроизводственным объединениям»; в ряде нормативных документов органов Государственного совета этот термин также широко используется.
13. 民政部关于《社会组织登记管理条例(草案征求意见稿)》公开征求意见的通知 Извещение Министерства гражданской администрации о публичном сборе мнений в отношении «Правил управления и регистрации общественных объединений» (документ опросник по проекту // 中华人民共和国民政部. URL: https://www.mca.gov.cn/n152/n165/c37150/content.html (дата обращения: 26.11.2023).
12 Таблица 1 / Table 1
13 Виды НПО согласно действующему законодательству КНР
14 Types of NGOs according to the current legislation of the PRC
1 Общественные (социальные) группы (объединения) 社会团体 «Правила регистрации и управления общественными группами» (社 会 团 体 登 记 管 理 条 例) (ред. 2016 г.) «общественные некоммерческие организации, в которых на добровольной основе объединяются граждане Китая с целью реализации общих намерений членов, и осуществляющие свою деятельность в соответствии с Уставом» (ч. 1 ст. 2)
2 Гражданские непроизводственные организации (органы социального обслуживания) 民办非企业单位 (社会服务机构) «Временные правила регистрации и управления гражданскими непроизводственными организациями» (民办非企业单位登记管理暂行条例) (ред. 1998 г.) «Временные правила регистрации гражданских непроизводственных организаций» (民办非企业单位登记暂行办法) (ред. 2010 г.) «общественные организации, занимающиеся некоммерческой деятельностью по социальному обслуживанию, создаваемые производственными учреждениями, общественными объединениями и иными общественными силами, а также лично гражданами с использованием негосударственных активов» (ст. 2) «гражданские непроизводственные организации в зависимости от различных способов несения на основании закона гражданской ответственности подразделяются на гражданские непроизводственные организации (юридические лица), гражданские непроизводственные организации (товарищества), гражданские непроизводственные организации (индивидуальные), всего три вида» (ч. 1 ст. 2)
3 Фонды (基金会) «Правила управления фондами» (基金会管理条例) (ред. 2004 г.) «некоммерческие юридические лица, созданные в соответствии с положениями настоящих Правил с целью занятия общественно полезными делами с использованием имущества14, пожертвованного физическими лицами, юридическими лицами или иными организациями» (ст. 2)
4 Учреждения15 事业单位 (рядом китайских источников не относятся к НПО, так как полностью подконтрольны государству) «Временные правила регистрации и управления учреждениями» (事业单位登记管理暂行条例) (в ред. 2004 г.) «организации социального обслуживания, занимающиеся образовательной, научно-технической, культурной, здравоохранительной и иной деятельностью, созданные государственными органами или иными организациями с использованием государственных активов в общественно полезных целях для государства» (ч. 1 ст. 2)
5 Зарубежные неправительственные организации (境外非政府组织) «Закон КНР об управлении деятельностью зарубежных неправительственных организаций внутри страны» (中华人民共和国境外非政府组织境内活动管理法) (в ред. 2017 г.) «законно зарегистрированные за рубежом фонды, общественные объединения, аналитические органы и другие некоммерческие, неправительственные общественные организации» (ч. 2 ст. 2)
Источник: составлено автором на основе действующего законодательства КНР.
14. Китайский правотворец использует термин «财产» («цайчань»), который в российском китаеведении принято переводить как «имущество». Согласно ст. 128 ГК РФ (объекты гражданских прав) «к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Из формулировки данной правовой нормы можно сделать вывод, что имущество представляет собой совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей (наличное имущество), имущественных прав (актив имущества) и обязанностей (пассив имущества), иного имущества. Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Правовой режим вещей разнообразен и во многом зависит от их физических и функциональных свойств, которым придано юридическое значение. Наличные деньги и документарные ценные бумаги законодатель прямо относит к вещам и, следовательно, к имуществу. Подр.: Имущество // Большая русская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/imushchestvo-f78b99 (дата обращения: 26.11.2023). Мы решили остановиться на переводе использованного термина как «имущество», хотя более точно можно было указать «вещь».

15. В российской синологической литературе также переводят как «отраслевые организации». См., напр.: «Временные правила регистрации отраслевых организаций». Перевод Томихиной И.К. В сборнике: Новое законодательство Китайской Народной Республики. Экспресс-информация № 10. М.: ИДВ РАН, 2000. С. 22–31.
15

Общественные (социальные) группы (объединения) (社会团体)

16 Общественные группы (общественные объединения), как правило, создаются в городах и селах, объединяя в своем составе рабочих, молодежь, женщин, представителей всех слоев общества; они участвуют в общественной жизни, обладая полуофициальным характером, так как фактически аффилированы с правительственными структурами, получая от них финансирование (особенно это касается массовых общественных организаций, к которым в первые годы КНР относились Всекитайская федерация профсоюзов; Коммунистический союз молодежи; Всекитайская федерация женщин и т.п.). В значительной степени они выполняют некоторые государственные функции, их задачи, организационная структура и количество руководящих должностей негласно определяются правительством, а только затем — законом.
17 Первым нормативным правовым актом периода «политики реформ и открытости», посвященным регулированию НПО, стали принятые Государственным советом 25 октября 1989 г. «Правила регистрации и управления общественными группами» (社会团体登记管理条例), которые появились сразу вслед за событиями на площади Тяньяньмэнь (апрель-июнь 1989 г.). Государство в лице исполнительной власти оперативно отреагировало на перемены в общественно-политической жизни, приняв указанный документ для упорядочивания регистрации и деятельности общественных организаций, создания правовой базы для их функционирования. В этот период был также принят Закон КНР о собраниях, шествиях и демонстрациях (中华人民共和国集会游行示威法) (31.10.1989). Появление в правовой системе закона и правил очерчивало границы дозволяемого в общественной жизни и создавало барьеры на пути несанкционированных выступлений против власти, создания антиправительственных общественных организаций.
18 Действующая Конституция КНР (ред. 2018 г.) упоминает общественные группы (общественные объединения) наряду с другими субъектами общественных отношений (народом, государственными органами и вооруженными силами, политическими партиями, предприятиями и учреждениями). Упоминание о них содержится в последнем абзаце Преамбулы, ч. 4 ст. 5, ч. 2 ст. 36, ч. 2 ст. 71, ч. 2 ст. 91, ч. 1 ст. 127, ст. 136. Из этого можно сделать вывод, что исторически все общественные организации КНР носили общее название — 社会团体 и лишь с течением времени этот термин стал заменяться на 社会组织. В настоящее время 社会团体 — это прежде всего «народные организации» (人民团体) и «массовые организации» (群众团体) (все это старые названия, используемые в настоящее время).
19 Общественные группы не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль. За их регистрацию отвечают Министерство гражданской администрации и местные правительственные органы уездного и выше уровней. Одним из главных требований для успешной регистрации заключается наличие членов в количестве от 50 человек либо членов-организаций от 30 единиц. Для общественных групп общегосударственного характера требуется наличие от 100 тыс. юаней оборотных средств; для местных — от 30 тыс.
20 По осуществляемым функциям общественные группы (общественные объединения) можно разделить на следующие основные виды:
21 1. Академические общественные группы (научные общества, исследовательские общества);
22 2. Профессиональные общественные группы (сельскохозяйственные, промышленные и торговые группы, которые часто именуются ассоциациями);
23 3. Специализированные общественные группы (в основном состоят из специалистов или групп, обладающих специальными навыками; обычно именуются фондами, ассоциациями);
24 4. Объединенные общественные группы (в основном союзы людей или союзы академических, профессиональных и/или специализированных групп; обычно именуются федерациями, обществами дружбы, обществами развития).
25 Таблица 2 / Table 2
26 Статистика по количеству общественных групп (общественных объединений)
27 Statistics on the Number of Public Groups (Public Associations)
Вид 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Общественные (социальные) группы (общественные объединения) (社会团体) 374771 371110 (41,15 % от всех НПО) (снижение на 0,98 % по сравнению с 2020 г.) (впервые зафиксировано снижение количества данного вида НПО) 370100 (41,52 % от всех НПО) (снижение на 0,27 % по сравнению с 2020 г.)
Источник: составлено автором на основе 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2022) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2022). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2022)). 北京, 01.10.2022. 第005页. 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2023) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2023). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2023)). 北京, 05.11.2022. 第005页.
28

Гражданские непроизводственные организации (органы социального обслуживания) 民办非企业单位 (社会服务机构)

29 Данный вид НПО активно действует в социальной сфере; гражданские непроизводственные организации регистрируются в качестве частных образовательных центров, частных научно-исследовательских институтов, частных больниц и т.п. Они более независимы от государственного финансирования, так как в своем большинстве существуют за счет добровольных пожертвований и негосударственных активов. Их количество среди всех китайских НПО традиционно самое большое. В целом по предназначению гражданские непроизводственные организации (сейчас чаще носят название: органы социального обслуживания) можно разделить на следующие основные виды (ст. 4 Временных правил регистрации гражданских непроизводственных организаций, приняты Министерством гражданской администрации КНР 28.12.1999):
30 1. Образовательные учреждения (教育事业) (частные детские сады, начальные школы, средние школы, колледжи, университеты, центры и т.п.);
31 2. Организации здравоохранения (卫生事业) (частные поликлиники, больницы, реабилитационные центры, санатории и т.п.);
32 3. Предприятия культуры (文化事业) (частные художественные коллективы, культурные центры, библиотеки, музеи, художественные галереи, академии живописи, мемориальные залы знаменитостей, художественные исследовательские институты и т. П.);
33 4. Научно-технические организации (科技事业) (частные научно-исследовательские институты, центры распространения или популяризации науки и технологий, центры научно-технических услуг и т. П.);
34 5. Спортивные организации (体育事业) (частные спортивные клубы, стадионы, общества, школы и т. Д.);
35 6. Организации по трудоустройству (劳动事业) (частные школы или центры профессионального обучения, агентства занятости и т. П.);
36 7. Организации по гражданским делам (民政事业) (частные дома престарелых, брачные агентства, центры общественных услуг и т. П.);
37 8. Организации сферы социальных посреднических услуг (社会中介服务业) (частные центры оценочно-консультационных услуг, центры информационно-консультативных услуг, центры взаимодействия с талантами и т. П.);
38 9. Организации в сфере предоставления юридических услуг (法律服务业)
39 10. Иные.
40 Гражданская непроизводственная организация может создаваться как одним человеком (个体 «индивидуальная»), двумя или более (合伙 «партнерская»), двумя или более лицами в качестве «юридического лица» (法人). Создаваемые общественными группами, предприятиями и другими общественными силами гражданские непроизводственные организации подлежат регистрации в качестве юридического лица. Согласно принятому Министерством гражданской администрации КНР «Временному положению об управлении наименованиями гражданских непроизводственных организаций» (28.02.1999) в названии рассматриваемого вида НПО не могут включаться слова «Китай», «Всекитайский»; название не может наносить ущерб государственным и общественным интересам, противоречить общественной морали, иметь окраску феодального суеверия; название не должно обманывать или вводить в заблуждение общественность; не могут использоваться названия политических партий, партийных, правительственных, военных органов и народных, общественных групп, учреждений, предприятий, религиозных объектов (буддийских, даосских, исламских, христианских); не может использоваться название аннулированной гражданской непроизводственной организации и др. (ст. 9).
41 Таблица 3 / Table 3
42 Статистика по количеству гражданских непроизводственных организаций
43 Statistics on the Number of Civil Non-Production Organizations
Вид 2020 2021 2022
Гражданские непроизводственные организации (органы социального обслуживания) (民办非企业单位) (社会服务机构) 510969 (57,14% от всех НПО) (рост на 4,90%) (больше в сравнении с 2020 г. на примерно 24 тыс.) 521883 (57,87% от всех НПО) (рост на 2,14%) (больше в сравнении с 2020 г. на примерно 11 тыс.) 511900 (57,43% от всех НПО) (снижение на 1,92%) (меньше в сравнении с 2021 г. на примерно 10 тыс.) (количество данных НПО с 2016 г. регулярно было свыше 50% от всех зарегистрированных НПО ежегодно)
Источник: составлено автором на основе 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2022) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2022). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2022)). 北京, 01.10.2022. 第005页 и 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2023) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2023). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2023)). 北京, 05.11.2022. 第005页.
44

Фонды (基金会)

45 Согласно ст. 3 Правил управления фондами (приняты на 39-м заседании Постоянного бюро Государственного совета КНР 11.02.2004) все зарегистрированные в КНР фонды делятся на два вида:
46 1. фонды, привлекающие средства населения (общественные фонды) (公募基金会) (вправе вести публичный сбор средств);
47 2. фонды, которым не разрешено привлекать средства населения (непубличные фонды) (非公募基金会) (не вправе вести публичный сбор средств, финансируются бизнесом).
48 В свою очередь общественные фонды подразделяются на всекитайские (общегосударственные; национальные) (全国性) и местные (地方性). К числу наиболее известных общегосударственных общественных фондов можно отнести «Китайский медицинский фонд» (中国医学基金会), «Китайский фонд социальной помощи» (中华社会救助基金会), «Китайский онкологический фонд» (中国癌症基金会), «Китайский фонд Красного Креста» (中国红十字基金会) и др. Все они, за редким исключением, в той или иной степени контролируются (или финансируются) государством. К частным, более независимым от правительства (действующим преимущественно в масштабах всего Китая), можно отнести: «Благотворительный фонд Alibaba» (阿里巴巴公益基金会), «Благотворительный фонд Нарада» (南都公益基金会), «Фонд Тенсент» (腾讯基金会) и др.; к местным — «Пекинский благотворительный фонд Ваньтун» (北京万通公益基金会).
49 Фонды как один из видов НПО не являются популярными в Китае: получить статус общественного фонда (первый вид) достаточно сложно (в частности, установлено требование к размеру капитала для общегосударственного общественного фонда в 8 млн юаней, для местного — 4 млн); для частного фонда (второй вид) требуется финансирование со стороны бизнеса, который не всегда готов вкладывать деньги в благотворительные проекты. До начала 2000х гг. частных фондов в КНР не было. Первым актом, регулирующим деятельность фондов как самостоятельного вида НПО, стали принятые 09.09.1988 ГС КНР «Правила управления фондами» (基金会管理办法), однако их появление не привело к росту числа регистраций. За всю историю существования КНР количество Фондов не превышало 10 тыс.
50 После принятия в 2005 г. новых Правил управления фондами в первый год их действия в КНР было зарегистрировано 7 общественных и 4 частных фонда. Лишь после принятия 16.03.2007 Закона КНР о подоходном налоге на предприятия (中华人民共和国企业所得税法), которым был установлен налоговый вычет в размере 12 % при расчете налогооблагаемого дохода при расходе бизнеса на пожертвования для общественного благосостояния, число частных фондов стало увеличиваться. Китайские предприниматели стали охотнее вкладываться в благотворительность, возможно, используя фонды для отмывания денег либо в мошеннических финансовых схемах. Не случайным в данном контексте стало появление 16 марта 2016 г. Закона КНР о благотворительности (中华人民共和国慈善法), которым законодатель поставил данную сферу под более жесткий финансовый контроль. Получать пожертвования фонды стали лишь при наличии права на их сбор, предоставляемое только через два года после регистрации. Благотворительные фонды обязаны публично раскрывать информацию о поступающих средствах, ежегодно отчитываться о своей работе, зарплате сотрудников и выплачиваемых социальных пособиях перед правительством.
51 Таблица 4 / Table 4
52 Статистика по Фондам
53 Statistics on Funds
Вид 2020 2021 2022
Фонды (基金会) 8432 (рост на 11,17 %) (больше на 847) (0,94 % от общего числа НПО) 8877 (рост на 5,28 %) (больше на 445) (менее 0,98 % от общего числа НПО) 9319 (рост на 4,98 %) (больше на 442) (1,05 % от общего числа НПО)
Источник: составлено автором на основе 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2022) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2022). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2022)). 北京, 01.10.2022. 第006页и 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2023) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2023). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2023)). 北京, 05.11.2022. 第006页
54

Учреждения (отраслевые организации) (事业单位)

55 Данный вид НПО, согласно ст. 2 Временных правил регистрации и управления учреждениями (приняты на 8-м заседании Постоянного бюро Государственного совета КНР 25 сентября 1998 г., с изменениями от 27.06.2004), создается и финансируется государством в общественных целях, то есть практически полностью контролируется правительством. Учреждения работают в таких социальных сферах, как образование, наука и техника (включая развитие технологий), культура, здравоохранение, спорт, массовая информация (пресса, радио, телевидение), социальная помощь, оказание помощи при стихийных бедствиях, юридические услуги, услуги по трудоустройству и др. (включая нотариат и сертификацию, консалтинг) (ст. 4 «Подробных положений об исполнении Временных правил регистрации и управления учреждениями», принятых Канцелярией институциональной организационной комиссии ЦК КПК 15.04.2005, с изменениями от 24.01.2014). Государственные школы, университеты, культурные организации, поликлиники и больницы, научные и исследовательские организации, спортивные клубы, статистические бюро, организации по охране окружающей среды, бюро по контролю за продуктами питания и лекарственными препаратами, центры государственных услуг и т.п. — все они относятся к учреждениям, являясь юридическими лица и пользуясь государственным имуществом. Их финансирование в основном осуществляется за счет бюджета.
56 В строгом смысле они не являются НПО, однако их правовое регулирование и налоговые режимы во многом сходны с применяемыми в отношении других неправительственных организаций. Кроме того, учреждения вправе получать пожертвования (в ряде случаев из-за границы), которые рассматриваются в качестве дара общественно полезным общественным организациям16. Поэтому учреждения в ряде китайских источниках относят к одному из видов НПО. А также потому, что среди учреждений есть и такие, которые в большей степени опираются на финансирование из неправительственных источников, например, учрежденные правительством нотариальные конторы, типографии, геодезические и картографические институты, институты планирования, гостиницы. Они привлекают внешние средства и тратят их по своему усмотрению в целях осуществления уставной деятельности. К подобного рода самофинансируемым учреждениям относится, например, открытая в 2021 г. профсоюзным обществом провинции Гуйчжоу «гостиница Аньшунь Шэнфэн» (安顺圣丰酒店), которая специализируется на приеме туристов.
16. Семенов А.А. Классификация неправительственных организаций в КНР // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 274. DOI: 10.17223/1998863/37/27
57 Статистики по количеству учреждений в КНР нет. Китайские эксперты полагают, что их невозможно подсчитать, так как «отсутствуют единые открытые показатели» по ним17.
17. 有多少事业单位:中国事业单位数量的统计与分布 Сколько учреждений существует: Статистика и распределение количества учреждений в Китае // 华图. URL: https://v.huatu.com/baike/sydw/20230906/4054985.html (дата обращения: 26.11.2023).
58

Зарубежные неправительственные организации (境外非政府组织)

59 Международные неправительственные организации также присутствуют на территории КНР. Наиболее известные из них — Международный Красный Крест, Международный олимпийский комитет, «Врачи без границ» и некоторые другие активизировали работу в Китае сразу после начала «политики реформ и открытости». Сейчас в стране действуют представительства многих крупных международных благотворительных организаций и частных благотворительных фондов. В Китай также проникают средние и мелкие зарубежные НПО, однако большинство из них не получают регистрацию и ведут свою деятельность на территории КНР нелегально (незаконно). Китайское правительство полагает, что через международные НПО антикитайские силы оказывают дестабилизирующее влияние на внутриполитическую обстановку, а некоторые стремятся к свержению действующей власти, подрыву национального единства, расколу страны.
60 В целях урегулирования деятельности зарубежных НПО 28 апреля 2016 г. (с изменениями 04.11.2017) ПК ВСНП был принят Закон КНР о об управлении деятельностью зарубежных неправительственных организаций внутри страны. Им были установлены правила поведения зарубежных неправительственных организаций (фонды; общественные объединения; мозговые центры и другие некоммерческие, неправительственные общественные объединения — ч. 2 ст. 2) внутри Китая, определены сферы их деятельности (экономика, образование, наука и техника, культура, здравоохранение, спорт, охрана окружающей среды, помощь нуждающимся, помощь пострадавшим от бедствий и др. — ст. 3), закреплен запрет на ведение коммерческой, политической и/или религиозной деятельности. При регистрации представительств зарубежных НКО на территории КНР необходимо, чтобы организация (ст. 10):
61 1. была зарегистрирована за рубежом и функционировала не менее двух лет;
62 2. могла самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность;
63 3. ее деятельность относилась к социально значимой сфере.
64 Источниками финансирования подобной организации могут выступать денежные средства, полученные законным путем из-за рубежа, проценты по банковским вкладам в Китае, иные денежные средства, полученные законным путем на территории Китая (ч. 1 ст. 21). Им запрещено получать или использовать иные денежные средства (ч. 2 ст. 21), а также заниматься сбором пожертвований на территории КНР (ч. 3 ст. 21).
65 Таблица 5 / Table 5
66 Статистика по зарубежным неправительственным организациям
67 Statistics on Foreign Non-Governmental Organizations
Вид 2020 2021 2022
Зарубежные неправительственные организации (境外非政府组织) 554 (Пекин — 163; Шанхай — 121; пров. Гуандун — 39; пров. Юйнань — 27; пров. Сычуань — 26; на эти пять регионов приходится 67.87 % всех зарегистрированных НПО) (среди них в экономической сфере — 270; образование — 63; помощь при стихийных бедствиях — 50; здравоохранение — 38; охрана окружающей среды — 30; наука и техника — 25; культура — 19; спорт — 6; иное — 53) 631 (Пекин — 178; Шанхай — 145; пров. Гуандун — 48; пров. Юйнань — 30; пров. Сычуань — 26; на эти пять регионов приходится 67.67 % всех зарегистрированных НПО) (среди них в экономической сфере — 320; образование — 69; помощь при стихийных бедствиях — 53; здравоохранение — 39; охрана окружающей среды — 31; наука и техника — 27; культура — 25; спорт — 7; иное — 60) 678 (375 из которых зарегистрировано в Пекине и Шанхае, то есть 50.88 %) (среди 678 в экономической сфере — 349; образование — 72; помощь при стихийных бедствиях — 53; здравоохранение — 40; охрана окружающей среды — 32 и др.)
Источник: составлено автором на основе 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2022) Синяя книга об общественных организациях: Отчет об общественных организациях в Китае (2022). (Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2022)). 北京, 01.10.2022. 第027页, 2020年度报告发布 Опубликован годовой отчет за 2020 год //公安部. URL:  >>>> topmenu=3&p_leftmenu=1 (дата обращения: 26.11.2023) и 2022年境外非政府组织登记备案情况 Ситуация с регистрацией зарубежных неправительственных организаций в 2022 г. // 北京境外非政府组织发展服务中心. URL:  >>>> hangyezixun/295.html (дата обращения: 26.11.2023).
68 По состоянию на 26 декабря 2023 г. на сайте Платформы обслуживания зарубежных неправительственных организаций Министерства общественной безопасности18 в реестре зарегистрированных в Китае иностранных НПО значится уже 717 организаций.
18. 公安部 (Министерство общественной безопасности). URL: https://ngo.mps.gov.cn/ngo/portal/toInfogs.do (дата обращения: 26.11.2023).
69 Если анализировать общую динамику роста количества НПО за последние несколько лет, то налицо ее стабильное снижение.
70 Таблица 6 / Table 6
71 Динамика роста количества НПО
72 Dynamics of Growth in the Number of NGOs
2018 2019 2020 2021 2022
817400 866335 (рост на 5,98 %) 894162 (рост на 3,21 %) 901870 (рост на 0,86 %) 891300 (снижение -1,18 %)
Источник: составлено автором на основе статистических данных.
73 Снижение темпов роста количества НПО обусловлено ужесточением контроля со стороны государства за их деятельностью и требований к регистрации новых организаций. 20 марта 2021 г. Министерство гражданской администрации совместно с 21 партийными и государственными органами обнародовало «Извещение об искоренении питательной среды незаконных общественных организаций и очистке экологического пространства общественных организаций» (关于铲除非法社会组织滋生土壤 净化社会组织生态空间的通知), которым был установлен запрет на ведение любой деятельности (сотрудничества) с незаконными (незарегистрированными) НПО со стороны законных (зарегистрированных) неправительственных организаций, руководящих работников КПК, включая ушедших на пенсию, СМИ, различных общественных объектов и мест обслуживания, интернет-платформ, финансовых структур. Наряду с запретом на сотрудничество с незаконными НПО всем соответствующим организациям было рекомендовано «изучить и установить надежный механизм ограничения кредитования ответственных лиц незаконных общественных организаций, способствовать осуществлению контроля, управления и наказания в кредитной сфере, исследовать и принять в отношении ответственных лиц незаконных общественных организаций более строгие меры в таких областях, как инвестиции, экспорт и импорт, пересечение границы, торги, получение наград, получение лицензий на право ведения коммерческой деятельности и производства, профессиональной деятельности» (п. 7). Принятый партией и правительством документ оказал существенное влияние на деятельность незарегистрированных НПО, которые оказались в более сложных, чем ранее, условиях. Тенденция к снижению числа НПО, вероятно, продолжится: китайские власти боятся потерять контроль над политической ситуацией в стране, если действительно независимые неправительственные организации будут использовать свое влияние в ущерб проводимой правящей КПК политике19.
19. Харкевич М.В., Писарев И.И., Чересов В.С., Новоградская М.О. Сравнительный анализ деятельности американских НКО в КНР и китайских НКО в США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 2. С. 35. DOI: 10.22363/2313- 0660–2021–21–2–350–371
74 ***
75 Согласно опубликованным в марте 2021 г. «14-му пятилетнему плану социально-экономического развития страны и программы долгосрочных целей до 2035 года» и «Плану развития общественных организаций на 14ю пятилетку» китайское правительство продолжит поддерживать создание и деятельность лояльных КПК общественных организаций, при этом блокировать регистрацию и работу тех НПО, деятельность которых направлена против основ политической системы и конституционного строя страны. Исходя из поставленных в документах целей и задач, с учетом темпов роста количества НПО в период 13й пятилетки (2016–2020) можно утверждать, что в ближайшие годы в Китае увеличится число общественных организаций в социальной и благотворительной сферах, ужесточится контроль за деятельностью нелегальных (незарегистрированных) и зарубежных организаций, а в политико-юридической сфере появятся новые нормативные правовые акты, направленные на комплексное регулирование этой сферы. По подсчетам китайских экспертов, в общественных организациях будет работать до 12 млн 500 тыс. человек, размер их основных фондов составит около 590 млрд юаней20.
20. «“十四五”社会组织发展规划»解读 Интерпретируя «План развития общественных организаций на “пятнадцатую пятилетку”. URL: https://www.kcyx.org.cn/newsinfo/6093677.html (дата обращения: 26.11.2023).
76 На общегосударственном уровне будет создана единая цифровая платформа с информацией по всем зарегистрированным в КНР общественным организациям21. На ней гражданин сможет проверять законность деятельности той или иной НПО, и в случае отсутствия у нее регистрации — оперативно передавать информацию об этом компетентным органам («центр принятия сообщений», 举报中心), за что предусматривается выплата вознаграждения.
21. В настоящее время осуществляется ее тестирование, см.: 全国社会组织信用信息公示平台 (Платформа с информацией по всем зарегистрированным в КНР общественным организациям) // 全国社会组织信用信息公示平台. URL: https://xxgs.chinanpo.mca.gov.cn/gsxt/newList (дата обращения: 26.11.2023).

References

1. Ganshin V.G. Nepravitel'stvennye organizacii Non-governmental organizations. V kollektivnoj monografii: Politicheskaya sistema i pravo KNR v processe reform 1978–2005 / Rukovoditel' avtorskogo kollektiva L.M. Gudoshnikov. M.: Russkaya panorama, 2007. S. 121–151. (In Russ.)

2. Guleva M.A. Blagotvoritel'nye organizacii v sfere obrazovaniya Kitaya: osnovnye napravleniya raboty i perspektivy razvitiya Educational Charities in China: Key Areas of Work and Development Prospects. Problemy Dal'nego Vostoka. 2023. No. 5. S. 143–160. DOI: 10.31857/S013128120028211–3. (In Russ.)

3. Kharkevich, M.V., Pisarev, I.I., Cheresov, V.S., Novogradskaya, M.O. (2021). Comparative Analysis of American NGOs in China and Chinese NGOs in the U.S. Vestnik RUDN. International Relations, No. 21(2). S. 350–371. DOI: 10.22363/2313–0660–2021–21–2–350–371. (In Russ.)

4. Lysenko V.V. Reglamentirovanie pravovogo polozheniya i funkcionirovaniya nepravitel'stvennyh organizacij v zarubezhnyh stranah Regulation of the legal status and functioning of non-governmental organizations in foreign countries. Gosudarstvo i pravo. 2009. No. 1. S. 65–72. (In Russ.)

5. Semenov A.A. Klassifikaciya nepravitel'stvennyh organizacij v KNR Classification of non-governmental organizations in the PRC. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. 2017. No. 37. S. 270–279. DOI: 10.17223/1998863/37/27 (In Russ.)

6. Vremennye pravila registracii otraslevyh organizacij Temporary rules for registration of industry organizations. Perevod Tomihinoj I.K. V sbornike: Novoe zakonodatel'stvo Kitajskoj Narodnoj Respubliki. Ekspress-informaciya. No. 10. M.: IDV RAN, 2000. S. 22–31. (In Russ.)

7. 2020年度报告发布 2020 annual report released.公安部. URL: https://ngo.mps.gov.cn/ngo/portal/view.do?p_articleId=427384&p_topmenu=3&p_leftmenu=1 (accessed: 26.11.2023). (In Chin)

8. 2022年境外非政府组织登记备案情况 Registration status of overseas non-governmental organizations in 2022. 北京境外非政府组织发展服务中心. URL: http://www.bscongo.org.cn/hangyezixun/295.html (accessed: 26.11.2023). (In Chin.)

9. 杜英. 非营利组织财务管理存在的问题及对策探讨 Du Ying. Discussion of existing problems and countermeasures in the field of financial management of (non-profit) non-profit organizations. 财务管理. 2023. 第24期. 第32–34页. (In Chin)

10. 张海蓉,任白剑,林文浩. 我国非营利组织发展历程及其存在的问题分析 Zhang Hairong, Ren Baijian, Lin Wenhao. Analysis of the history of development and existing problems of (non-profit) non-profit organizations in China. 经济研究导刊. 2019. 第16期. 第184–185页. (In Chin)

11. 崔国平. 非营利组织财务管理中存在的问题及对策 Cui Guoping. Existing problems and countermeasures in the field of financial management of (non-profit) non-profit organizations. 经济与管理评论. 2006. 第4期. 第129–132页. (In Chin.)

12. 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2022) Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2022). 北京, 01.10.2022. 504页. (In Chin)

13. 社会组织蓝皮书: 中国社会组织报告 (2023) Blue Book on Social Organizations: Report on Social Organizations in China (2023). 北京, 05.11.2023. 500页. (In Chin)

14. 有多少事业单位:中国事业单位数量的统计与分布 How many institutions are there: Statistics and distribution of the number of institutions in China.华图. URL: https://v.huatu.com/baike/sydw/20230906/4054985.html (accessed: 26.11.2023). (In Chin)

15. «“十四五”社会组织发展规划»解读 Interpreting the “Plan for the Development of Public Organizations for the Fifteenth Five-Year Plan”. 北京科创医学发展基金会. URL: https://www.kcyx.org.cn/newsinfo/6093677.html (accessed: 26.11.2023).

Comments

No posts found

Write a review
Translate