Марксизм жив. 13 Всемирный социалистический форум
Марксизм жив. 13 Всемирный социалистический форум
Аннотация
Код статьи
S013128120029381-0-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградов Андрей Владимирович 
Должность: Руководитель Центра изучения современного Китая
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Россия, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12
Выпуск
Страницы
179-185
Аннотация

    

Классификатор
Получено
07.12.2023
Дата публикации
27.12.2023
Всего подписок
11
Всего просмотров
782
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 28–30 ноября 2023 г. в Пекине состоялся 13й Всемирный социалистический форум, организованный Академией марксизма КАОН. Заседания проходили в недавно построенном здании Академии истории Китайской академии общественных наук, расположенной напротив Музея истории КПК, открытого к ее 100-летнему юбилею. В этом году тема форума звучала следующим образом: «Строительство сообщества единой судьбы человечества и развитие мирового социализма» (Building a Community with a Shared Future for Humanity and the Development of World Socialism). С докладами выступили более 60 китайских и 80 иностранных участников из 37 стран.
2 С китайской стороны в мероприятии приняли участие ученые, представлявшие Академию общественных наук Китая, столичные и провинциальные университеты, преимущественно институты, лаборатории и кафедры марксизма. В прошлом году было принято решение об обязательном создании во всех высших учебных заведениях страны структурных подразделений, специализирующихся на изучении марксизма. Усиление роли КПК в общественной жизни проявляется в самой разной форме. Так, зарубежные коллеги обратили внимание, что при указании должностей большинство высокопоставленных китайских участников на первое место ставили свой партийный пост, как правило секретаря соответствующего парткома, и только потом административную должность — ректора, директора, декана и т.д. С одной стороны, это придавало партийно-идеологический характер мероприятию, однако не могло компенсировать отсутствия руководителей КПК высокого ранга, что в свою очередь подчеркивало академический статус форума.
3 Зарубежные делегации были представлены преимущественно руководителями и членами коммунистических, рабочих и левых партий, в т.ч. 9 генеральными секретарями (Испании, Венгрии, Италии, Финляндии, Великобритании, США, Бангладеш, Аргентины, Перу), теоретиками марксизма, а также учеными, изучающими социалистические идеи и социалистическое строительство в Китае. Российская сторона была представлена делегацией КПРФ во главе с заместителем председателя ЦК КПРФ Д. Новиковым и китаеведами Ю. Тавровским и А. Виноградовым.
4 Наибольшее представительство было у стран Европы и Латинской Америки, включая США, азиатские страны были представлены преимущественно партийными работниками среднего и высокого звена, было также несколько представителей из африканских стран.
5 История форума началась в 2004 г., тогда планировалось собирать их раз в 4 года. Второй форум состоялся в 2008 г., на третьем в 2012 г. было принято решение сделать его ежегодным. Эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы: один раз форум не проводился, в прошлом году он прошел в онлайн-формате. После завершения пандемии форум возобновил работу в полном объеме.
6 В Китае действует несколько форматов поддержания многосторонних контактов высокого уровня с зарубежными политическим лидерами и партиями, как правящими, так и оппозиционными, но имеющими определенное политическое влияние или идеологически близкими КПК1. При Си Цзиньпине это направление международной деятельности заметно активизировалось. Как указывали китайские коллеги, только за последние 3 года прошло несколько подобных встреч. Задача всех этих мероприятий — поддержание диалога и укрепление контактов с политическими партиями большинства государств мира. У каждого из форматов есть своя цель и поле для обмена мнениями по международной, внутренней, идейно-теоретической и политической повестке.
1. См., напр.: Верченко А.Л. Партийная дипломатия во внешней политике КНР: «Диалог КПК с миром — 2023» // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 4. C. 7–19.
7 Всемирный социалистический форум можно охарактеризовать как объединение идеологически наиболее близких политических сил, которые придерживаются не просто социал-демократических и левых, а коммунистических убеждений, считают своей идейно-теоретической платформой марксизм, занимают, и это главное, последовательно антиимпериалистическую позицию и активно поддерживают деятельность КПК, в первую очередь на международной арене. Один из постоянных участников форума Кейт Беннет (Великобритания) ведет сайт, который так и называется «Друзья социалистического Китая». Информацию о нем накануне 13-го форума разместила газета «Жэньминь жибао».
8 Наряду с решением политико-пропагандистских задач, естественными для таких мероприятий, высокой оценкой китайскими и зарубежными участниками достижений КНР, выражением поддержки курсу КПК и Си Цзиньпина у участников была возможность привлечь внимание к актуальным для их партий проблемам и даже призвать к совместным действиям, например, чтобы остановить кровопролитие и оказать поддержку Газе.
9 Китайские делегаты неоднократно перечисляли в своих выступлениях социалистические страны мира, к которым, помимо Китая, они относили Вьетнам, Лаос, Кубу и КНДР. Три из них расположены на границах с КНР, что зримо отражает перемещение центра практического социализма из Европы в Восточную Азию.
10 В первый день работы форума, 29 ноября, проходило пленарное заседание. Во второй день участники были разбиты на 4 группы, тематика которых специально не оговаривалась.
11 Открыл конференцию президент КАОН Гао Сян. В своем выступлении он назвал марксизм всемирной идеологией и призвал к развитию теоретической системы марксизма, условием которого является идея Сообщества единой судьбы человечества (СЕСЧ). По словам президента КАОН, коммунисты, социалисты и все прогрессивные силы должны объединиться вокруг СЕСЧ и развивать марксизм для продвижения и воплощения идеи Си Цзиньпина о взаимном обогащении цивилизаций. Гао Сян подчеркнул, что идея строительства Сообщества единой судьбы человечества демонстрирует готовность Китая делиться своей мудростью для создания системы глобального управления и воплощает объединение основных принципов марксизма и сущности традиционной китайской культуры. Таким образом, концепция строительства Сообщества единой судьбы, выдвинутая Си Цзиньпином в 2013 г., была связана с одним из основных теоретических положений ХХ съезда КПК (2022 г.) — необходимостью объединения марксизма и традиционной китайской культуры.
12 Право выступить первым из числа зарубежных участников было предоставлено Хосе Луису Сентелла, Председателю компартии Испании, заместителю председателя партии Европейских левых. Х. Сентелла посвятил свое выступление выдвинутой Си Цзиньпином глобальной инициативе развития и установлению новых отношений человека с природой, необходимости ликвидации разрыва между бедными и богатыми странами. Он особо подчеркнул идею гармонизации отношений человека и природы как важного направления строительства СЕСЧ.
13 Бывший заместитель президента КАОН, директор Центра мирового социализма Ли Шэньмин охарактеризовал эпоху Си Цзиньпина как «эпоху умирания капитализма и выбора каждым народом дальнейшей судьбы», а теорию Си Цзиньпина назвал «марксизмом эпохи умирания империализма». В истории, по мнению Ли Шэньмина, насчитывается 5 всеобщих кризисов капитализма, каждый из которых завершался победой социализма. Внутренняя структура всех кризисов не менялась: кризис обострял противоречия, усиливал эксплуатацию, способствовал началу борьбы и приближал возрождение и победу мирового социализма. Первый кризис произошел после Первой мировой войны, завершившись победой Октябрьской революции и образованием СССР; после Второй мировой войны появилась мировая социалистическая система; третий кризис в 1950е гг. привел к крушению колониальной системы; четвертый кризис завершился крушением в 1971 г. Бреттон-Вудской системы. В 2008 г. наступил пятый кризис, который продолжается до сих пор, его завершением может стать крушение американского доллара и вместе с этим конец американского господства. Ли Шэньмин, таким образом, сформулировал ближайшую цель мирового социалистического движения.
14 О признаках нового подъема мирового социализма после периода спада говорил секретарь парткома Народного университета Чжан Дунган. Си Цзиньпин, оценив 500летнюю истории мирового социализма, сделал вывод о «китайском социализме новой эпохи». Этот вывод полностью соответствует марксизму, еще В. Ленин говорил о необходимости большого количества образцов социализма и переходе социализма в состояние, когда теория становится практикой и руководствуется практикой. Этим выводом Си Цзиньпин развил марксистскую теорию всемирной истории и создал теорию нового всемирного социализма, центром которого становится Китай.
15 Идея о превращении истории в мировую, или всемирную, историю многократно звучала на конференции. Хуан Ибин, заместитель председателя Института партийной истории и литературы ЦК КПК, особенно подчеркнул, что этот процесс начался при Марксе, а сейчас вступил в новый этап. Проректор Центральной партийной школы Ли И назвал СЕСЧ ответом на превращение истории в мировую. Значение СЕСЧ заключается в воплощении новой системы глобального управления, которая органично включает черты китайской цивилизации.
16 Китайские участники основное внимание уделили идее СЕСЧ, а также 3 глобальным инициативам Си Цзиньпина: Глобальному развитию, Глобальной цивилизации и Глобальной безопасности. Заместитель заведующего Отделом международных связей ЦК КПК Го Ечжоу назвал идею СЕСЧ вкладом Си Цзиньпина в марксизм. По мнению Го Ечжоу, этот китайский проект для всего человечества коренным образом отличается от других глобальных проектов, которые построены по принципу «игры с нулевой суммой». Для распространения и пропаганды концепции СЕСЧ Китай использует инициативу «Пояс и путь», в ходе реализации которой уже более 40 млн человек во всем мире избавились от бедности.
17 На первой сессии пленарного заседания выступил Ю. Тавровский. По его словам, предложив концепцию «сообщества единой судьбы человечества», Пекин взял на себя труд осмысления тенденций глобального развития на основе опыта развития собственной нации. В то же время Китай взял на себя и определенную ответственность за решение политических, экономических, гуманитарных и даже военных проблем. На фоне «дряхления построенного Америкой глобализма с его гегемонизмом и несправедливостью» Китай предлагает строить новый глобализм, основанный на современных принципах отношений стран и народов, равенства и взаимной выгоды.
18 Председатель Венгерской рабочей партии Г. Тюрмер заявил, что капитализм не может решить новые проблемы. Европа была колыбелью марксизма и родиной первой социалистической революции. Крах социализма в Европе не только политическая катастрофа, но и свидетельство кризиса теории и общественной мысли. Не надо было «европейскому социализму изолироваться от китайского социализма», европейским компартиям надо было так же, как Си Цзиньпин, сочетать марксизм со своими культурными традициями и обмениваться опытом с Китаем.
19 Среди общих впечатлений от форума в первую очередь следует отметить то, что представители старшего поколения использовали марксистский дискурс советского образца. Важнейшей точкой для анализа современной ситуации в мире назывался распад СССР, который стал катастрофой для мирового коммунистического движения. В их представлении СССР был надежным другом и союзником, лидером антиимпериалистической борьбы. Сейчас главной задачей коммунистических и левых сил по-прежнему является борьба с империализмом и строительство социализма во всем мире. Более молодое поколение участников из развивающихся стран главную цель видит в борьбе с неоколониализмом за национальное развитие.
20 Ву Ван Фук, заместитель председателя Центральной комиссии КПВ по науке, бывший заместитель заведующего отделом внешних связей ЦК КП Вьетнама, назвал марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина руководящей идеологией КПВ. Вьетнамский социализм исходит из того, что рыночная экономика должна соответствовать принципам социализма, а при соблюдении законодательства необходимо уважать национальную мораль. Строительство социализма с китайской спецификой, по его словам, это не только ответ на вопрос, что такое социализм и как его строить, но и ответ на вопрос, куда развивается мир.
21 Генерал-лейтенант, бывший политкомиссар, профессор Национального университета обороны Ли Дяньжэнь, повторив тезис о том, что китайская модель модернизации дает ответ на вопрос, что такое социализм и как его строить, остановился на ее практических результатах. Значение китайской модернизации в том, что до нее модернизированным был всего 1 млрд человек, а Китай увеличил это число более чем в 2 раза — сразу на 1,4 млрд человек.
22 Известный китайский политолог, декан факультета Китая Фуданьского университета Чжан Вэйвэй заявил, что хотя Китай пропустил промышленную революцию, он сумел наверстать отставание и теперь каждые 10 лет совершает новую индустриальную революцию. В результате он первым совершил прорыв из периферии в центр мира, это изменило и Китай, и мир. Конкурентным преимуществом Китая, по его словам, является власть коммунистической партии: «КПК и выборы, лучше, чем просто выборы, смешанная экономика лучше, чем просто рынок». СЕСЧ — это новая модель глобализации. Перед миром открылись две перспективы: американское «отчаяние для мира» и китайская «надежда для мира».
23 Бывший президент Академии марксизма КАОН Чэн Эньфу отметил новую тенденцию мирового развития: упадок на Западе и подъем на Востоке. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что ВВП БРИКС+ впервые превзошел ВВП G7, а китайская экономика практически превратилась в центр мировой экономики. Новый интернационализм означает отношения и между странами, и отношения между компартиями разных стран. Но в мире появились также и новый фашизм, и новый империализм. Природа событий на Украине и в Газе, как считает Чэн Эньфу, одна — это результат политики империализма.
24 Такая оценка международной обстановки была поддержана многими выступавшими. Почетный профессор Университета Киото, заместитель председателя Всемирной ассоциации политической экономии Хироши Ониши (Япония) заявил, что всего 36 стран мира ввели санкции против России, а 145 заняли нейтральную позицию. При том что ВВП этих 36 стран, как подчеркнул докладчик, меньше, чем ВВП 145 стран. Мир идет от Pax Russo-Americano к Pax Sinica: в первом доминировали военная сила, а во втором будет доминировать экономика. По мнению Хироши Ониши, СВО объективно способствует антиимпериалистическим силам во всем мире и ускорит закат капитализма.
25 Многие выступавшие указывали на признаки подъема мирового социализма в разных регионах. Он проявляется, в частности, в победе левых президентов в Латинской Америке — Андреаса Обрадора в Мексике, первого левого президента Колумбии Густаво Петро, Лулу да Силва в Бразилии. Кроме того, в 2015 г. в Конституцию Непала по инициативе КП Непала (м.-л.) было внесено положение о социалистической ориентации.
26 В работе форума приняли участие представители двух коммунистических партий Непала — Объединенной марксистско-ленинской и маоистской. Отвечая на вопрос одного из участников, возможно ли их объединение, секретарь ЦК КП Непала (маоистской) Сурендра Кумар Карки сказал, что партии расходятся в оценке конечных и промежуточных целей социалистического строительства, а уровень материального развития и благосостояния не является единственной значимой целью, важны еще и духовные ценности и формирование нового человека. Своим ответом он невольно напомнил, что в соседнем Бутане несколько лет назад было создано ведомство, занимающееся вопросами национального счастья. И то, и другое можно рассматривать как яркое проявление глубоких культурных традиций Южной Азии, влияния буддизма и их отражение в национальном восприятии марксизма. На форуме многие говорили о необходимости придать марксизму национальные черты. Так, в частности, отмечалось, что положение о локализации марксизма было внесено и в Устав КП Кубы, представители которой также присутствовали на форуме.
27 С интересными докладами выступили авторитетные и хорошо известные в России бывший директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии У Эньюань, директор Института политологии КАОН Чжан Шухуа, заместитель директора Академии идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи Народного университета Ван Ивэй и др. В ряде выступлений рассматривались вопросы глобальной безопасности, роли СЕСЧ в формировании безопасности в киберпространстве и борьбе против кибергегемонии, возможности использования опыта Европейского Союза для строительства СЕСЧ и т.д.
28 Марксистский дискурс господствовал на конференции. Во многих выступлениях китайских и иностранных участников звучали ссылки на К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, Мао Цзэдуна. По субъективным ощущениям, помимо Си Цзиньпина больше всего докладчики ссылались на В. Ленина, на втором месте по частоте упоминаний — И. Сталин и К. Маркс, на третьем — Мао Цзэдун и Ф. Энгельс. Так, например, один из выступавших обратил внимание, что еще в 1920 г. Ленин писал о перспективах появления мировой экономики в связи со вступлением в борьбу России, Китая и Индии, численность населения которых в конечном счете и обеспечит им победу. По словам докладчика, превышение ВВП БРИКС+ над ВВП G7 в 2023 г. подтвердило правильность марксизма и выводов Ленина.
29 Говорилось и о связи идейно-теоретических новаций Си Цзиньпина с традиционной китайской философией, о том, что Китай использует традиционную этику для ответа на вызовы современного мира. Однако для ее эффективного использования необходимо выйти за пределы национальных границ, такую возможность, в частности, дает СЕСЧ. Эта концепция не только развивает китайскую философию, но и вносит вклад в развитие марксистской диалектики. В одном из докладов приводилась ссылка на высказывание Ленина о том, что рабочий класс отдельного государства должен бороться не за свои интересы, а за освобождение рабочего класса всего мира. Из этого и других выступлений можно было сделать вывод, что СЕСЧ — это новая интернационалистская идеология, не локальный внешнеполитический аспект марксизма, а идеологическая платформа глобального этапа развития.
30 Для распространения и укоренения этой идеологии в мире нужен отряд практических работников. Модератор третьей секции профессор университета Ньюкастла и член коммунистической партии Австралии Р.Т. Боер рассказал, что в настоящее время является профессором Народного университета (КНР), где в 2023 г. была набрана первая группа китайских студентов численностью несколько десятков человек, которым он преподает марксистскую философию на английском языке. Эта программа стала практической реализацией поставленной в 2021 г. Си Цзиньпином задачи по подготовке новых философов, писателей и представителей других творческих профессий, но в первую очередь — философов: «Для того, чтобы китайская модернизация стала влиятельной в мире, нужны писатели и философы». Китай находится на правильной стороне истории — на стороне прогресса. К 2035 г. он должен стать лидером в области образования, «мягкой силы», технологии и культуры. Китайская модернизация направлена на развитие стран мира, но и сам Китай изучает опыт других стран.
31 После завершения конференции в Пекине иностранные участники были разбиты на 2 группы, одна из которых отправилась в Фучжоу и Сямэнь, а другая — в Цзинань и Сучжоу для участия в конференциях, приуроченных к 13-му международному форуму и продолживших его основную тематику.
32 Президент академии марксизма КАОН Син Сянъян свое выступление в г. Фучжоу построил вокруг широко использовавшегося китайскими учеными тезиса о том, что история народов теперь становится всемирной историей. В этой связи, по его словам, китайская модернизация должна ответить на вызовы, которые стоят перед всем миром. Модернизация началась после Второй мировой войны во многих странах, и причина успеха китайской модернизации заключается в том, что Китай избрал свой путь. Страны же, которые пошли по пути капиталистической модернизации, не добились успеха, попав в зависимое положение от развитых стран. Сейчас в мире произошли два изменения: Восток поднимается, Запад находится в упадке. ВВП Китая в 2023 г. уже составляет 70 % от американского. В апреле 2018 г. на коллективной учебе ПБ ЦК КПК Си Цзиньпин провозгласил, что к 100-летию образования КНР станет великим модернизированным во всех отношениях государством. Успех китайской модернизации приведет к расцвету марксизма в мире.
33 На фоне близких по тематике докладов выделялись несколько попыток поставить фундаментальные проблемы или дать собственную интерпретацию партийных установок. Так, профессор Фучжоуского университета Цзо Явэнь представил интересный в теоретическом отношении доклад, посвященный процессу и различным аспектам соединения марксизма и китайской традиционной философии. По его словам, на первом этапе взаимодействия произошло механическое, искусственное соединение, которое позволило Марксу говорить на китайском языке. Предварительным условием первого этапа была «взаимная симпатия» этих учений, в основе которой лежит близость марксистской и китайской философии: китайская диалектика, как и европейская, объясняет единство, но марксистская — через противоречие, а китайская — через инь и ян. На втором этапе необходима была китаизация марксизма и модернизация китайской философии и китайской культурной традиции. При соблюдении этого условия на третьем этапе произойдет взаимное дополнение. Марксизм и китайская культуры являются субъектами, и только между субъектами возможен взаимный обмен.
34 Общественные науки в Китае — партийные, поэтому выступления китайских участников несли отпечаток установок, главными из которых в последнее время являются «модернизация китайского типа» и СЕСЧ. В докладах китайских коллег прослеживалось желание объединить или установить связи между этими важнейшими новациями Си Цзиньпина.
35 В отличие от в целом оптимистической оценки ситуации в развитии марксизма и социалистического движения в мире китайскими учеными, некоторые европейские участники пытались понять причины кризиса марксизма в Европе, в т.ч. обвиняли еврокоммунизм в извращении марксизма и упадке левого и коммунистического движения в Европе, которое переживает глубокий кризис без признаков улучшения ситуации. Для европейских представителей современный Китай был интересен, во-первых, как практическое продолжение социалистических традиций — реальный социализм, символизирующий жизненную силу марксизма. Во-вторых, китайский опыт может способствовать развитию левой мысли в европейских странах. Некоторые из западных участников прямо говорили о возможности его применения в Европе.
36 Невольно напрашивался вопрос: если бы не социалистический Китай, какое место коммунистические партии занимали бы в современном мире, сохранились бы они вообще или коммунистическое движение вернулось к своим истокам — интеллектуальным кружкам и группам университетских профессоров?
37 Ученые из Вьетнама и Лаоса посвятили выступления практическому сотрудничеству своих стран с Китаем. Заместитель декана факультета государственного управления Национальной академии политики и государственного управления Лаоса С. Ларкхамсай подробно рассказал о строительстве и практических результатах введения в строй в 2021 г. железной дороги из Китая в Лаос как части экономического коридора Китай — Лаос, который в свою очередь является частью «Пояса и пути».
38 Нгуен Мин Хоан, профессор Школы журналистики и коммуникаций Национальной школы политики Хо Ши Мина, заявил, что СЕСЧ дает ответ на вопрос, каков современный мир и как его строить. Он провел прямую параллель между китайской модернизацией и СЕСЧ, имеющих единую цель — «всеобщее обогащение». Поскольку азиатские государства, по его словам, внесли свой вклад в развитие марксизма, то и СЕСЧ должно строиться всеми народами мира.
39 Иностранными участниками были представлены не только научные и партийно-политические, но и практически ориентированные доклады, освещавшие, в частности, вопросы марксистского образования в вечерних школах для рабочих в Испании, подготовки партийных кадров в Гане и др.
40 В разговорах большинство зарубежных участников с сожалением говорили о распаде СССР, интересовались перспективами левого движения в России и даже возможностью «идеологической эволюции» В. Путина «влево». Современная Россия воспринимается ими как союзник и участник антиимпериалистического лагеря, а СВО — как часть навязанного империализмом конфликта. Коллективный Запад Россию не принял, ведет с ней войну, а глобальный Юг смотрит с надеждой и ждет ее возвращения, желательно в «советском» качестве — сильного и бескорыстного союзника.
41 Главный вывод, который можно сделать по итогам форума: марксизм жив там, где осталось или формируется индустриальное общество, сохраняется бедность и сильны классовые противоречия, и там, где у власти находятся коммунистические партии. И пока остаются те, кто причисляет себя к марксистской традиции, у нее остаются шансы на возрождение и новый подъем.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести