Поворот НАТО на Восток: мотивы и проблемы
Поворот НАТО на Восток: мотивы и проблемы
Аннотация
Код статьи
S013128120028839-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кистанов Валерий Олегович 
Должность: Руководитель Центра японских исследований
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии
Адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32
Выпуск
Страницы
9-20
Аннотация

В статье проанализированы мотивы политики, а также действия и планы НАТО по продвижению своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В последние годы западноевропейские страны, наряду с Вашингтоном, не скрывают своих опасений по поводу «восходящего» Китая, усматривая в росте его экономической и военной мощи угрозу собственным интересам не только в сфере экономики и технологий, но и все больше в области национальной безопасности. Особую тревогу экономические, технологические и военно-политические амбиции Китая традиционно вызывают у соседней Японии. Продвигая концепцию неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона, Токио намерен привлечь к геополитическому сдерживанию Китая ряд европейских государств. Руководство НАТО, разделяющее эту идею, в собственных доктринальных документах также включило Китай, наряду с Россией, в число главных угроз национальной безопасности. Усиливающееся совпадение интересов Японии и западноевропейских государств в сдерживании «восходящего» Китая делает Японию фактически главным проводником НАТО в АТР. Помимо Японии, в регионе альянс намерен укреплять отношения в сфере безопасности с Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. На саммите в Вильнюсе в 2023 г. Япония и НАТО согласовали новую индивидуальную программу партнерства в 16 областях на период до 2026 г. Поворот НАТО в сторону Азии вызывает настороженность не только в Пекине и Москве, но и в ряде стран АТР. Критики продвижения НАТО в Азию опасаются, что оно может привести к усилению напряженности и дестабилизации безопасности в регионе.

Ключевые слова
Китай, Россия, Япония, НАТО, Индо-Тихоокеанский регион, АТР, неделимая безопасность, «китайская угроза»
Классификатор
Получено
03.11.2023
Дата публикации
27.12.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
751
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 В настоящее время в условиях набирающей все более высокие темпы и широкие масштабы новой холодной войны в мире происходят тектонические сдвиги в расстановке сил с последующим переформатированием архитектуры безопасности как на глобальном, так и региональном уровнях. Одним из главных двигателей этих процессов является приобретающая все большую остроту конфронтация между действующей сверхдержавой, Соединенными Штатами, и нарождающейся, Китаем, который не на словах, а на деле бросает вызов США, стремящимся всеми силами сохранить однополярный мир под своей эгидой.
2 В последние годы западноевропейские страны, наряду с Вашингтоном, не скрывают своих опасений по поводу «восходящего» Китая, усматривая в росте его экономической и военной мощи угрозу собственным интересам не только в сфере экономики и технологий, но и все больше в области обеспечения национальной безопасности. Особую же тревогу экономические, технологические и военно-политические амбиции Китая вызывают у соседней Японии. Несмотря на высокую торгово-экономическую взаимозависимость двух стран, конфронтация между ними в сфере безопасности возрастает.
3 Три центра силы («три центра империализма», по старой советской терминологии) — США, Западная Европа и Япония — вынуждены сегодня координировать свои усилия по сдерживанию Китая по всем азимутам, чтобы справится с общей «головной болью». В частности, активно продвигаемая Японией и США стратегия «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» имеет своей целью сдерживание Китая в сфере экономики и, что важнее, безопасности.
4 Совсем свежее проявление желания стран Запада и Японии совместно «осадить» Китай — концепция неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона, выдвинутая покойным премьер-министром Японии Синдзо Абэ, продолжена действующим премьером Фумио Кисидой и с энтузиазмом подхвачена нынешними руководителями НАТО и Евросоюза. По сути, за пафосной формулировкой о неделимости безопасности двух регионов, находящихся на противоположных сторонах планеты, скрывается высказанное еще Абэ банальное опасение по поводу того, что Китай, следуя примеру «агрессивных действий» России на Украине, может попытаться силой присоединить к себе Тайвань. Вкупе с вероятным, по оценкам японской стороны, захватом КНР спорных островков Сенкаку (китайское название — Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море и установлением полного контроля над Южно-Китайским морем это может коренным образом «перелицевать» экономический и военно-политический ландшафт в АТР, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для Японии, США и их союзников в регионе. Экспансия НАТО на Восток вызывает обоснованную настороженность не только Пекина и Москвы, но и ряда стран АТР. Критики продвижения НАТО в Азию опасаются, что оно может привести к усилению напряженности и дестабилизации безопасности в регионе.
5

С прицелом на Китай и Россию

6 Китай занимает центральное место в Стратегии национальной безопасности Японии, пересмотренной и принятой в декабре 2022 г.1 В документе, в частности, говорится, что Пекин в последние годы постоянно увеличивает крупные расходы на оборону и быстро наращивает военную мощь, включая ядерный и ракетный потенциал. Кроме того, Китай активизировал свои попытки в одностороннем порядке силой изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в Японском море. Документ обращает внимание на то, что Китай укрепляет свои стратегические связи с Россией и обвиняет Пекин в попытках бросить вызов существующему международному порядку. В Стратегии 2022 г. утверждается, что нынешняя внешняя политика Китая, его военная активность и другие виды деятельности представляют собой «беспрецедентный и величайший стратегический вызов в обеспечении мира и безопасности»2 Японии и всего международного сообщества.
1. Более подробно см.: Кистанов В.О. Китай как фокус стратегии Японии в сфере безопасности // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 3. C. 40–57. DOI: 10.31857/S013128120026064–1

2. National Security Strategy of Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 2022. URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-e.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
7 В соответствии с принятой стратегией и в сотрудничестве с Вашингтоном Токио стремится создать в АТР сеть формальных и неформальных альянсов как на двусторонней, так и многосторонней основе с целью сдерживания «китайской угрозы». Наиболее заметный в ряду подобных альянсов — Четырехсторонний диалог по безопасности Quad (известный также как «Четверка») в составе Японии, США, Австралии и Индии. Япония пока не является формальным членом англосаксонского трио AUKUS, объединившего с целью противодействия «китайской угрозе» в Тихом океане США, Великобританию и Австралию. Однако в последнее время все активнее обсуждается идея о присоединении к альянсу Японии и Южной Кореи в формате «AUKUS плюс»3. Кроме того, все более зримые очертания приобретает существующий еще со времен предыдущей холодной войны треугольник США — Япония — Южная Корея, рассматриваемый Пекином как «азиатское НАТО»4. Концептуальной основой сплетения сети таких альянсов является стратегия так называемого «окружения Китая».
3. Kei Koga. How AUKUS Plus could add to Indo-Pacific coalition building // East Asia Forum. November 1, 2023. URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/11/01/how-aukus-plus-could-add-to-indo-pacific-coalition-building/?utm_source=subscribe2&utm_medium=email&utm_campaign=postnotify&utm_id=2253034&utm_title=How%20AUKUS%20Plus%20could%20add%20to%20Indo-Pacific%20coalition%20building (дата обращения: 02.11.2023).

4. Парамонов О. Кэмп-Дэвид и «азиатское НАТО» // Международная жизнь. 23.08.2023. URL: https://interaffairs.ru/news/show/41896?ysclid=llxu2ehde9927966703 (дата обращения: 25.10.2023).
8 Продвигая идею неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона, японские политики намерены расширить число альянсов за счет европейских государств, несмотря на то, что географически они находятся на противоположной стороне планеты. Высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел Японии откровенно заявил: «Нам необходимо будет прийти к общему пониманию того, что безопасность Европы и Индо-Тихоокеанского региона неразделимы, и заставить Европу включиться в “окружение Китая”»5.
5. Hirotaka Kuriyama. Japan, Eyeing China, Seeks Closer Security Ties With Europe. Yomiuri Shimbun. July 13, 2023. URL: https://japannews.yomiuri.co.jp/politics/defense-security/20230713–122622/(дата обращения: 25.09.2023).
9 В унисон с японским правительством руководство НАТО также вводит Китай в число основных угроз национальной безопасности. В тексте итоговых документов саммита НАТО в Мадриде (28–30 июня 2022 г.) — заявлении о прошедшем форуме и Стратегической концепции — появилось много новых формулировок. В Концепции Китай прямо не называется противником НАТО, но характеризуется как «системный вызов». Подчеркивается, что амбиции и политика Китая «бросают вызов интересам, безопасности и ценностям» Запада. Пекин признается особо опасным для членов альянса и их сторонников в Европе в связи с тем, что он «стремится контролировать ключевые технологические и промышленные секторы, важнейшую инфраструктуру и стратегические материалы, а также цепочки поставок». Кроме того, в новом стратегическом документе блока, который будет действовать до 2030 г., говорится о том, что «углубление стратегического партнерства между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией и их взаимно усиливающие попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат нашим ценностям и интересам». В Стратегической концепции НАТО заявлено, что решение проблем, связанных с «системными вызовами, создаваемыми Китайской Народной Республикой для евроатлантической безопасности» и «углублением стратегического партнерства» между Китаем и Россией, теперь будет одним из главных приоритетов альянса6.
6. NATO 2022 Strategic Concept. Adopted by Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid // North Atlantic Treaty Organization. June 29, 2022. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept-ru.pdf (дата обращения: 15.09.2023).
10 В апреле 2023 г. опубликовано официальное заявление НАТО под названием «Отношения с партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе». В нем Североатлантический альянс выступил за укрепление отношений со своими индо-тихоокеанскими партнерами — Австралией, Японией, Южной Кореей и Новой Зеландией. В заявлении подчеркивается, что все более необходимым становится решение «сквозных вопросов безопасности», которые составляют важный аспект повестки дня НАТО на период до 2030 г. Судя по всему, одним из главных стал вопрос нейтрализации так называемой китайской угрозы. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в своей статье в журнале Foreign Affairs уверяет, что НАТО не рассматривает Китай в качестве противника. Однако все более жесткое, по его мнению, поведение китайского правительства за границей и репрессивная политика дома бросают вызов безопасности, ценностям и интересам НАТО. Пекин, заявляет руководитель альянса, угрожает своим соседям и запугивает другие страны. По утверждению Й. Столтенберга, НАТО — это региональный союз Европы и Северной Америки, но вызовы, с которыми он сталкивается, носят глобальный характер7.
7. Jens Stoltenberg. A Stronger NATO for a More Dangerous World // Foreign Affairs. July 10, 2023. URL: https://www.foreignaffairs.com/europe/stronger-nato-more-dangerous-world-vilnius-jens-stoltenberg дата обращения: 12.09.2023).
11 Особое внимание руководство альянса уделяет кризисным ситуациям в АТР с потенциальным участием Китая, пытаясь вывести их значимость на глобальный уровень. Так, в интервью газете Nikkei Asia тот же Столтенберг сообщил, что блок обеспокоен угрожающей риторикой Китая и «политикой принуждения» в Тайваньском проливе. Генсек заявил: «Любая попытка Китая изменить статус-кво с помощью военной силы будет иметь серьезные последствия для Восточной Азии. Но это также будет иметь последствия для союзников по НАТО и для глобальной безопасности»8.
8. Kentaro Iwamoto, Shoichiro Taguchi. NATO chief says China has 'no justification' for Taiwan threats // Nikkei Asia. February 1, 2023. URL: https://asia.nikkei.com/Editor-s-Picks/Interview/NATO-chief-says-China-has-no-justification-for-Taiwan-threats (дата обращения: 24.09.2023).
12 После начала специальной военной операции России на Украине Европейский Союз наряду с НАТО также стал активно продвигать тезис о неделимости безопасности двух регионов. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, в частности, что Европа не потерпит агрессии «ни в Украине, ни в Индо-Тихоокеанском регионе»9. Специальный посланник ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе Ричард Тиббелс, в свою очередь, сообщил, что Европейский союз намерен усиливать военно-морское присутствие в Южно-Китайском море и принимать участие в совместных учениях для «продвижения свободы судоходства» и защиты международного права в регионе, через который проходит до 40 % внешней торговли ЕС10. Токио, со своей стороны, к идее сдерживания Китая и России на международной арене хотел бы привлечь не только страны — члены НАТО, но и Европу в целом. В этих целях премьер-министр Фумио Кисида провел в июле 2023 г. переговоры с лидерами Европейского союза в Бельгии и согласился начать стратегический диалог Япония — ЕС по вопросам безопасности.
9. EU leader warns Europe won't tolerate aggression: 'not in Ukraine, not in the Indo-Pacific' // Mainichi. July 31, 2023. >>>> (дата обращения: 12.08.2023).

10. EU eyes more naval visits in disputed South China Sea // Asahi Shimbun. March 16, 2023. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14862567 (дата обращения: 17.05.2023).
13

Япония как проводник НАТО в АТР

14 В Азиатско-Тихоокеанском регионе НАТО планирует укреплять отношения в сфере безопасности прежде всего с Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией, то есть странами, которые в той или иной степени являются военными сподвижниками США в АТР. Главы этих государств были приглашены в качестве партнеров альянса на саммиты НАТО в Мадриде (июнь 2022 г.) и Вильнюсе (июль 2023 г.). Однако главной опорой и проводником НАТО в АТР становится Япония — единственный азиатский представитель коллективного Запада, к тому же член «Большой семерки», председателем которой она является в 2023 г.
15 Судя по всему, укрепление связей между Японией и НАТО как военным блоком было неизбежно. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий Япония не поддерживала никаких официальных отношений с НАТО. Отчасти это объяснялось изоляционистскими тенденциями во внешней политике Японии и ее конституционными ограничениями в сфере обеспечения собственной безопасности. В период холодной войны НАТО, со своей стороны, не питала большого интереса к азиатским делам, будучи полностью поглощена задачей противостояния Советскому Союзу и его тогдашним союзникам в Европе.
16 Переход к сотрудничеству Японии и НАТО был постепенным и начался с практического взаимодействия подразделений японских Сил самообороны и вооруженных сил отдельных государств НАТО в ходе миротворческих операций под эгидой ООН на Голанских высотах, а также в Афганистане. Военное сотрудничество способствовало выводу отношений между Японией и НАТО на политический уровень, что подтвердил обмен визитами высокопоставленных деятелей альянса и Токио. В январе 2007 г. тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ стал первым японским лидером, призвавшим Японию и НАТО сотрудничать перед лицом «глобальных вызовов». В июне 2010 г. Япония и НАТО заключили соглашение об обмене информацией. В мае 2014 г. вторая администрация Абэ объявила об индивидуальной программе партнерства и сотрудничества между Японией и НАТО, за которой вскоре в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе для выполнения функций связи был направлен офицера Сил самообороны. В 2018 г. Япония учредила официальную миссию в штаб-квартире НАТО. При этом приоритетными сферами партнерства Японии с альянсом стали не имеющие географических границ космос и кибербезопасность.
17 Как заявляют иностранные политики, в последние годы между Японией и государствами — членами НАТО наблюдается «стратегическое сближение», поскольку обе стороны стремятся укрепить «международный порядок, основанный на правилах». НАТО возглавляет усилия по укреплению этого порядка в Европе, а Япония делает то же самое в Азии посредством стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион». По мнению Токио и Брюсселя, «вторжение» России на Украину еще больше способствовало их стратегическому сближению. Для Японии НАТО становится удобным механизмом взаимодействия с европейскими правительствами, поскольку представляет собой единую площадку для дискуссий по вопросам безопасности. Большинство членов НАТО, со своей стороны, признают, что Индо-Тихоокеанский регион станет центром притяжения мировой экономики и политики в XXI в., но лишь немногие из них имеют механизмы взаимодействия в регионе. Япония полезна для этих стран, учитывая ее экономическую мощь, стратегическое расположение и характер «ведущей демократии». Таким образом, Токио становится «естественным партнером НАТО» в Азии11.
11. Michael Macarthur Bosak. Stronger Japan-NATO ties were bound to happen // Japan Times. May 10, 2023. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2023/05/10/commentary/japan-commentary/nato-japan-relations/(дата обращения: 12.05.2023).
18 Формально Япония не является членом НАТО и находится в статусе «глобального партнера» альянса. Индивидуальная программа партнерства и кооперации, подписанная Токио и НАТО в 2014 г., сосредоточена на конкретных областях, таких как безопасность на море и гуманитарная помощь, но сотрудничество в значительной степени выходило за рамки этой программы. Фундаментальные геополитические сдвиги на мировой арене, связанные прежде всего с беспрецедентным увеличением роли и места Китая в международных делах, специальной военной операцией России на Украине, а также наращиванием российско-китайского взаимодействия в АТР в сфере безопасности, побудили Токио и Брюссель активизировать взаимодействие12.
12. Rieko Miki. Japan and NATO to level up cooperation with eye on China, Russia // Nikkei Asia. May 27, 2023. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Japan-and-NATO-to-level-up-cooperation-with-eye-on-China-Russia (дата обращения: 29.05.2023).
19 Важными шагами по укреплению сотрудничества между Японией и НАТО явились визиты в Токио генерального секретаря альянса в 2017 и 2023 гг. На встрече в январе 2023 г., в частности, премьер-министр Фумио Кисида и Йенс Столтенберг подтвердили укрепление сотрудничества в области безопасности между Японией и НАТО. Лидеры сторон в очередной раз согласились, что безопасность Евроатлантического и Индо-Тихоокеанского регионов неразделимы, указав на «агрессию России против Украины» и наращивание военной мощи Китая в регионе. В совместном заявлении, опубликованном после встречи, также подчеркивалась озабоченность по поводу военной координации между Россией и Китаем. Кроме того, Кисида и Столтенберг подтвердили, что рассмотрят возможность регулярного участия японского правительства в заседаниях руководящих органов блока13. Западные политологи подтверждают, что стратегическое сотрудничество НАТО с Японией усилилось после «вторжения» России на Украину. На саммите лидеров НАТО в июле 2023 г. в Вильнюсе Столтенберг заявил, что у НАТО «нет партнера ближе, чем Япония»14.
13. Kishida, NATO Confirm Strengthening of Security Cooperation // Yomiuri Shimbun. February 1, 2023. URL: >>>> обращения: 05.05.2023).

14. Ulv Hanssen, Linus Hagström. The errors of NATO’s East Asia engagement // East Asia Forum. August 25, 2023. URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/08/25/the-errors-of-natos-east-asia-engagement/(дата обращения: 28.08.2023).
20 На саммите Фумио Кисида и Йенс Столтенберг объявили о принятии нового совместного четырехлетнего плана сотрудничества в области безопасности, получившего название «Индивидуальная программа партнерства НАТО и Японии на 2023–2026 гг.»15. Аналогичные, хотя и разные по содержанию, индивидуальные программы сотрудничества были приняты и в отношении Южной Кореи, Австралии, а также Новой Зеландии. Программа для Японии предусматривает взаимодействие в целях безопасности в 16 сферах. Приоритетными из них будет сотрудничество в области киберзащиты, обеспечения безопасности в космосе и противодействия дезинформации. Обе страны также планируют сотрудничать в сфере гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях. Кроме того, программа предусматривает улучшение оперативной совместимости японских Сил самообороны и вооруженных сил стран НАТО.
15. Individually Tailored Partnership Programme between NATO and Japan for 2023–2026 // North Atlantic Treaty Organization. July 12, 2023. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_217797.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 15.07.2023).
21 Следует отметить, что еще до принятия программы, в марте 2023 г., самолет Сил самообороны впервые участвовал в операции по оказанию помощи при стихийных бедствиях под руководством НАТО, доставляя грузы по воздуху в рамках международного реагирования на разрушительное землетрясение на юге Турции. Также в марте Фумио Кисида объявил, что Япония предоставит Украине нелетальные виды вооружений через целевой фонд НАТО.
22 Параллельно с налаживанием сотрудничества на уровне альянса с некоторыми из членов НАТО Токио стремится развивать военные связи на двусторонней основе.
23 Особую активность в налаживании военного сотрудничества с Японией — с нескрываемой целью сдерживания Китая в АТР — проявляет Великобритания. Вступившее 15 октября 2023 г. в силу Соглашение о взаимном доступе позволяет странам размещать свои войска на территориях друг друга для проведения учений и операций по оказанию помощи в случае стихийных бедствий, а также ослабляет ограничения на транспортировку оружия и боеприпасов. Для Японии это вторая подобного рода договоренность, первая была достигнута с Австралией и вступила в силу в августе 2023 г.16 Быстрое сближение Токио и Лондона в сфере безопасности укладывается в русло «азиатской» переориентации Великобритании после ее выхода из Европейского союза в 2020 г. Весьма символичным в этой связи выглядело участие ударной группы британских ВМС во главе с новейшим авианосцем «Королева Елизавета» в совместных военно-морских учениях, прошедших в Тихом океане к югу от японского острова Окинава 24 августа 2021 г.17
16. Japan-Britain defense cooperation pact to take effect in October // Japan Times. September 16, 2023. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/09/16/japan/politics/japan-britain-defense-cooperation-pact-october/(дата обращения: 23.09.2023).

17. Подробнее об этом см.: Кистанов В.О. «Глобальная Британия»: курс на АТР с антикитайским уклоном // Восточная Азия: факты и аналитика. № 3. 2021. С. 6–18.
24 Япония и Франция также намерены укреплять двусторонние военные связи. В сентябре 2023 г. страны провели свои первые в истории совместные военно-воздушные учения на территории Японии. В том же месяце Сухопутные Силы самообороны Японии и французская армия провели совместные учения с боевыми стрельбами в Южной части Тихого океана на французской территории Новая Каледония. Япония и Франция в последние годы расширили сотрудничество в области обороны в рамках японо-французского Соглашения о поставках и перекрестном обслуживании, вступившего в силу в 2019 г. Военное сближение Токио и Парижа подается в обеих странах как ответ на усиление «агрессивного поведения» Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
25 Токио намерен налаживать двусторонние военные связи не только с ключевыми, но и с малыми странами, входящими в НАТО. Так, премьер-министр Фумио Кисида и его греческий коллега Кириакос Мицотакис договорились в январе 2023 г. укрепить связи между Японией и Грецией в области безопасности, обороны и экономики и сотрудничать «в реагировании на вторжение России в Украину и другие угрозы в Европе и Азии». Лидеры заявили в совместном заявлении по итогам переговоров в Токио, что они признали важность усиления деятельности НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе и дальнейшего продвижения сотрудничества НАТО с Японией18.
18. Japan, Greece step up security ties as 'strategic partners' // Asahi Shimbun. January 31, 2023. URL: >>>> (дата обращения: 02.02.2023).
26 Японское правительство стремится продемонстрировать, что усиление сотрудничества с НАТО — это не «одностороннее движение» Японии, желающей вовлечь альянс в сдерживание Китая в АТР. Со своей стороны, Токио выражает готовность помочь альянсу в сдерживании России в Европе, особенно после начала СВО на Украине. Об этом свидетельствуют крупномасштабные воздушные учения стран НАТО с участием Японии, проведенные в Германии в июне 2023 г. В частности, в них принял участие военно-транспортный самолет Сил самообороны Японии.
27 Важнейшим направлением сотрудничества Японии и стран НАТО становится совместная разработка и производство новейших систем вооружений. Так, Япония возглавит проект по созданию истребителя следующего поколения совместно с Великобританией и Италией. Самолет, строительство которого должно быть завершено к 2035 г., заменит F-2 Военно-воздушных Сил самообороны Японии19.
19. Japanese official to head fighter jet project with Britain and Italy // Asahi Shimbun. September 27, 2023. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/15015408 (дата обращения: 29.09.23).
28 Вместе с тем следует отметить, что на саммите в Вильнюсе альянс оказался, как никогда ранее, расколот в связи с отсутствием консенсуса по вопросу, где должны заканчиваться географические границы НАТО. Это показала дискуссия вокруг идеи открытия офиса связи в Японии. Еще на встрече 31 января 2023 г. в Токио Кисида сообщил Столтенбергу о планах Японии сделать независимым представительство при НАТО, отделив его от своего посольства в Брюсселе и повысив тем самым статус миссии. Столтенберг ответил взаимностью, предложив открыть первый азиатский офис связи Североатлантического альянса именно в Токио для координации действий с четырьмя партнерами НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе — Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. Тем не менее в совместном коммюнике саммита не было сделано ни единого упоминания о токийском офисе, после того как Франция, а в последний момент и Германия дали понять, что это может способствовать росту напряженности между Китаем и НАТО. За этим, казалось бы, частным случаем скрываются принципиальные расхождения между членами НАТО по поводу наращивания ее активности в АТР.
29 На пресс-конференции по окончании саммита в Вильнюсе президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что альянсу необходимо предельно сосредоточиться на регионе Северной Атлантики20. Однако Франция подверглась резкой критике за то, что выступила против открытия офиса НАТО в Токио. Причины особой позиции Парижа в этом вопросе усматриваются в нежелании Франции наносить ущерб своим глубоким экономическим интересам в Китае, а также в традиционном стремлении проводить на международной арене, по сравнению с другими странами Запада, более независимую от США политику21. Ранее, в апреле 2023 г., Макрон во время своего визита в Пекин заявил, что Европа не должна быть сторонником Соединенных Штатов в их конфронтации с Китаем в ситуации вокруг Тайваня22. Берлин, вероятно тоже с оглядкой на Пекин, со своей стороны также призывает к осторожности в вопросе токийского отделения НАТО. Вашингтон при этом положительно относится к предложению открыть офис связи в Японии.
20. NATO leaders send mixed messages in Japan office controversy // Asahi Shimbun. July 13, 2023. URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14955437 (дата обращения: 21.09.2023).

21. Monika Chansoria. By Opposing New NATO Office in Tokyo, is France's Macron Advocating 'China Appeasement'? // Sankei Shimbun. July 11, 2023. URL: https://japan-forward.com/all-politics-is-global-by-opposing-new-nato-office-in-tokyo-is-frances-macron-advocating-china-appeasement/(дата обращения: 12.08.2023).

22. Macron Opposes NATO’s Plan to Open Office in Tokyo // Yomiuri Shimbun. June 6, 2023. URL: https://japannews.yomiuri.co.jp/politics/politics-government/20230606–114527/(дата обращения: 24.09.2023).
30

В регионе не все рады НАТО

31 Многие эксперты, причем не только азиатские, полагают, что расширение сферы деятельности альянса в АТР чревато участием НАТО в будущих возможных конфликтах, что приведет к росту напряженности и дестабилизации безопасности в регионе. Укрепляющиеся связи альянса с Японией и Южной Кореей особенно повышают риск войны с Китаем, хотя, по иронии судьбы, именно сдерживание «агрессивного» Китая в Индо-Тихоокеанском регионе НАТО ставит своей первоочередной задачей. Так, Куинн Маршик, научный сотрудник аналитического центра Defense Priorities в Вашингтоне, подвергает резкой критике планы Брюсселя распространить деятельность НАТО на Индо-Тихоокеанский регион. Он отмечает, что «даже когда вдоль границ Североатлантического альянса бушевала война» (имеется в виду СВО России на Украине — В.К.), генсек НАТО Столтенберг «слонялся по Южной Корее и Японии». По мнению эксперта, вместо того чтобы работать над деэскалацией украинского конфликта с целью избежать ядерной войны с Россией, Столтенберг был готов связать альянс с потенциальными конфликтами в Азии, рискуя войной с ядерным Китаем. Визит Столтенберга, считает аналитик, не только вышел за рамки географического мандата НАТО, но и был попыткой втянуть Южную Корею и Японию в подстрекательскую западную парадигму «демократии против автократий». Столтенбергу и членам НАТО, резюмирует Маршик, следует отказаться от «индо-тихоокеанского поворота» и сосредоточиться на основной цели альянса — европейской безопасности23.
23. Quinn Marschik. Asia is none of NATO's business // Nikkei Asia. February 16, 2023. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/Asia-is-none-of-NATO-s-business (дата обращения: 24.09.2023).
32 Весьма сдержанно к расширению активности НАТО на азиатский Восток относятся страны — члены АСЕАН, которые стоят перед трудным выбором в пользу одной из сторон во все более нарастающем соперничестве Вашингтона и Пекина. Как заявил Титинан Понгсудхирак, профессор политологии Университета Чулалонгкорн в Бангкоке, Юго-Восточная Азия «в целом будет рассматривать институционализацию НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе с помощью Токио как вызов центральной роли АСЕАН». По мнению ряда экспертов, АСЕАН уже теряет свою актуальность, поскольку новые «минилатеральные» группировки под руководством США, такие как Quad и AUKUS, занимают центральное место в Индо-Тихоокеанском регионе24.
24. Ken Moriyasu. NATO removes Tokyo office mention from joint communique // Nikkei Asia. July 11, 2023. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Indo-Pacific/NATO-removes-Tokyo-office-mention-from-joint-communique (дата обращения: 12.07.2023).
33 Некоторые эксперты, ссылаясь на исторический опыт деятельности европейских государств в Азии, призывают НАТО действовать осторожно в Индо-Тихоокеанском регионе. Так, профессор из Университета Сент-Томаса (Канада) Шон Нарине уверен, что вторжение альянса в Индо-Тихоокеанский регион усугубит региональные конфликты и напряженность. Как считает Шон Нарине, «НАТО нельзя отделить от истории европейского колониализма и империализма, которые сформировали современную Азию и играют важную роль в китайском национализме сегодня»25. По мнению бывшего индонезийского дипломата, представительство НАТО в Японии только усилило бы напряженность в отношениях с Китаем и Россией и углубило бы геополитические линии разлома в Азиатско-Тихоокеанском регионе26.
25. Shaun Narine. NATO should tread carefully in the Indo-Pacific // Asia Times. May 30, 2023. URL: https://asiatimes.com/2023/05/nato-should-tread-carefully-in-the-indo-pacific/(дата обращения: 22.09.2023).

26. Mangantar Simon Hutagalung. A NATO office in Japan would only bring trouble // Nikkei Asia. June 22, 2023. >>>> (дата обращения: 25.09.2023).
34 Примечательно, что в самой Японии сближение с НАТО некоторыми наблюдателями было воспринято с настороженностью. По их мнению, военное сотрудничество Японии с альянсом, начатое в период правления премьер-министра Синдзо Абэ, значительно ускорилось при нынешнем премьере Фумио Кисиде. Решение об этом сотрудничестве принималось без должного обсуждения и представляет опасность для Японии, поскольку противоречит конституции страны, не признающей право на коллективную самооборону. Сферой деятельности НАТО, считают эксперты, является Северная Атлантика27.
27. 日本とNATO 軍事連携強化は危うい (Усиление военного сотрудничества Японии и НАТО опасно) // 北海道新聞. 11.07.2023. URL: https://www.hokkaido-np.co.jp/article/875673/(дата обращения: 12.07.2023).
35 Северная Корея также раскритиковала расширение сотрудничества между альянсом и союзниками США в Азии как процесс создания «азиатской версии НАТО», заявив, что это приведет к росту напряженности в регионе.
36 Наконец, планируемое расширение деятельности НАТО на азиатский Восток предсказуемо вызвало резкую критику в Китае и России, на сдерживание которых этот процесс, в сущности, и направлен. Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в специальном интервью ТАСС предостерег страны Азиатско-Тихоокеанского региона от поддержки экспансии НАТО, назвал расширение Североатлантического альянса в Европе главной причиной обострения украинского кризиса и указал, что действия НАТО идут вразрез с Уставом ООН28. По мнению Москвы, намерение НАТО открыть офис в японской столице — очередное свидетельство глобальных амбиций и планов альянса основательно закрепиться в АТР, «чтобы плодить натоцентричные форматы антироссийской и антикитайской заряженности». По словам представителя МИД РФ, «продвижение Североатлантического блока в Азии приведет к милитаризации этого региона и усилению блокового противостояния»29.
28. Посол Китая в России о действиях НАТО в Азии: нельзя пускать волка в овчарню // ТАСС. 03.08.2023. URL: https://tass.ru/interviews/18431425 (дата обращения 05.08.2023).

29. В МИД РФ прокомментировали планы НАТО открыть офис в Японии // ТАСС. 10.05.2023. URL: https://tass.ru/politika/17715583 (дата обращения: 24.09.2023).
37 ***
38 Стремительное наращивание Китаем в последние годы экономического потенциала и военной мощи все острее воспринимаются США, Японией и странами Западной Европы как угроза их коренным интересам на международной арене. Это побуждает три центра силы коллективного Запада координировать свои усилия по совместному сдерживанию «возвышающегося» Китая. Новейшим проявлением этой тенденции становится укрепление сотрудничества в сфере безопасности между НАТО и Японией.
39 Продвигаемая Токио идея неделимой безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона была позитивно воспринята государствами — членами НАТО, опасающимися, что результатом «вторжения» России на Украину станет попытка Китая силой присоединить к себе Тайвань. Кроме того, по версии НАТО, ситуация вокруг Украины стимулирует Пекин к проведению «агрессивной» политики в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
40 На саммите НАТО в Вильнюсе в июле 2023 г. были достигнуты конкретные соглашения о расширении сотрудничества с Североатлантическим альянсом Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Однако теперь сторонам предстоит решить вопрос о том, куда ведет это сотрудничество в практическом плане, поскольку не все члены НАТО едины во мнении, насколько вовлеченным должен быть альянс из 31 государства в решение проблем за пределами евроатлантического региона. В связи с этим вряд ли можно ожидать развертывания крупномасштабных вооруженных сил НАТО на постоянной основе в Японии или других государствах АТР. Одной из областей практического сотрудничества может стать принятие Японией со временем некоторых стандартов вооружений НАТО. Это, в свою очередь, может проложить путь к совместному производству вооружений.
41 Очевидно, что европейское восприятие «китайской угрозы» неодинаково. Страны Европы придерживаются разных подходов в оценке Китая, в зависимости от национальных интересов, при этом экономические мотивы играют большую роль.
42 Стратегической и долгосрочной целью НАТО в АТР является сдерживание Китая в сфере безопасности. Однако альянс не будет особенно активен в Азии в ближайшей перспективе, поскольку в соответствии со своим уставом он сосредоточен преимущественно на евроатлантическом регионе. Фокусом деятельности НАТО в Европе в обозримом будущем, судя по всему, станет противодействие России и поддержка Украины в связи со специальной военной операцией Москвы.
43 9–11 июля 2024 г. в Вашингтоне состоится саммит НАТО, посвященный 75-летию основания альянса. Можно полагать, что на саммите американский президент Джо Байден постарается не только продемонстрировать усиление стратегического сотрудничества между союзниками Соединенных Штатов в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе в последние годы под своим руководством, но и глубже вовлечь их в противостояние с Китаем — глобальным соперником и конкурентом США в области экономики и противником в сфере безопасности.

Библиография

1. Кистанов В.О. «Глобальная Британия»: курс на АТР с антикитайским уклоном // Восточная Азия: факты и аналитика. 2021. № 3. С. 6–18. DOI: 10.24412/2686–7702–2021–3–6–18

2. Кистанов В. О. Китай как фокус стратегии Японии в сфере безопасности // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 3. C. 40–57. DOI: 10.31857/S013128120026064–1

3. Парамонов О. Кэмп-Дэвид и «азиатское НАТО» // Международная жизнь. 23.08.2023. URL: https://interaffairs.ru/news/show/41896?ysclid=llxu2ehde9927966703 (дата обращения: 25.09.2023).

4. Individually Tailored Partnership Programme between NATO and Japan for 2023–2026 // North Atlantic Treaty Organization. July 12, 2023. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_217797.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 15.07.2023).

5. Hanssen Ulv, Hagström Linus. The errors of NATO’s East Asia engagement // East Asia Forum. August 25, 2023. URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/08/25/the-errors-of-natos-east-asia-engagement/ (дата обращения: 28.08.2023).

6. Koga Kei. How AUKUS Plus could add to Indo-Pacific coalition building // East Asia Forum. November 1, 2023. URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/11/01/how-aukus-plus-could-add-to-indopacific-coalition-building/?utm_source=subscribe2&utm_medium=e mail&utm_campaign=postnotify&utm_id=2253034&utm_title=How%20AUKUS%20Plus%20could%20add%20to%20Indo-Pacific%20coalition%20building (дата обращения: 02.11.2023).

7. Narine Shaun. NATO should tread carefully in the Indo-Pacific // Asia Times. May 30, 2023. URL: https://asiatimes.com/2023/05/nato-should-tread-carefully-in-the-indo-pacific/ (дата обращения: 22.09.2023).

8. National Security Strategy of Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. December 2022. URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-e.pdf (дата обращения: 05.03.2023).

9. NATO 2022 Strategic Concept. Adopted by Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid // North Atlantic Treaty Organization. June 29, 2022. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept-ru.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

10. Stoltenberg Yens. A Stronger NATO for a More Dangerous World // Foreign Affairs. July 10, 2023. URL: https://www.foreignaffairs.com/europe/stronger-nato-more-dangerous-world-vilnius-jens-stoltenberg (дата обращения: 12.09.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести