Обострение борьбы за влияние в Океании и роль Японии
Обострение борьбы за влияние в Океании и роль Японии
Аннотация
Код статьи
S013128120027414-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гордеева Ирина Викторовна 
Должность: Доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики
Аффилиация: Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 119017, Москва, Малая Ордынка, 17
Выпуск
Страницы
36-45
Аннотация

Статья посвящена политике Японии в отношении Океании в условиях нарастающего противоборства в регионе между возглавляемой Соединенными Штатами коалицией западных держав и все более набирающим силу Китаем. Тихоокеанский регион, обладающий важнейшим геостратегическим положением и огромными ресурсами, становится одним из фронтов развернутого Соединенными Штатами и их союзниками масштабного наступления по укреплению своих позиций на мировой арене. В то же время Китай продолжает планомерное продвижение в регионе, опираясь на растущую экономическую мощь, крупные финансовые активы и повышающийся технологический уровень. Исследуются политические, экономические и военные аспекты взаимодействия доминирующих в регионе стран с малыми островными государствами, а также их позиции в контексте усиливающегося соперничества между ними.

Особое внимание уделяется стремлению Японии укрепить отношения со странами Океании и поиску своего места в регионе при сохранении тесных связей с Соединенными Штатами и их союзниками. Япония и островные государства региона имеют давние исторические связи и успешно сотрудничают во многих областях. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия Японии с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе.

 

Большое значение имеет позиция тихоокеанских островных государств, все более откровенно заявляющих о своей заинтересованности развивать отношения со всеми сторонами, руководствуясь, прежде всего, собственными интересами, возможностями получения финансово-экономической помощи для решения накопившихся в регионе проблем.

Ключевые слова
Океания, политика Японии, Встреча лидеров Тихоокеанских островов (PALM), усиление Китая, Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион (FOIP), Форум тихоокеанских островов (PIF), Partners in the Blue Pacific (PBP)
Классификатор
Получено
05.08.2023
Дата публикации
01.09.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
239
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 В разворачивающемся геополитическом противоборстве в Океании важнейшую роль играет Япония — одна из крупнейших тихоокеанских держав, обладающая значительным экономическим и военным потенциалом. На протяжении длительного исторического периода в результате колониальных захватов под ее контролем находились значительные территории на Тихом океане и в Восточной Азии, которых она лишилась вследствие поражения во Второй мировой войне.
2 Как подчеркивается в «Голубой книге японской дипломатии 2022», Япония и островные государства региона «соединены Тихим океаном, имеют глубокие исторические связи и являются важными партнерами в таких областях, как сотрудничество на международной арене и снабжение рыбными и минеральными ресурсами»1. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Для Японии ключевое значение имеют протяженные морские пути в окружающем ее пространстве, по которым осуществляются торговые и иные контакты с внешним миром, снабжение страны необходимыми ресурсами. Установление контроля над этими путями со стороны враждебных сил, подчеркивается в аналитических документах Японии, поставило бы под угрозу само ее выживание2. Учитывается также, что островные государства Океании представляют собой весомый блок при голосовании в ООН и в других международных организациях и форумах. Именно поэтому Токио осуществляет планомерные шаги по укреплению японских позиций в тихоокеанской зоне — в тесном взаимодействии с США и другими государствами и партнерами.
1. Diplomatic Bluebook 2022. Pp. 85–86 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100334590.pdf (дата обращения: 25.10.2022).

2. Важным документом в этом отношении является «Базовый план по океанической политике», принятый кабинетом министров Японии в мае 2018 г. См.: Basic Plan on Ocean Policy, 2018 // Cabinet Office. URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
3 К настоящему времени Япония учредила свои посольства и представительства практическими во всех наиболее важных странах региона, таких как Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Папуа-Новая Гвинея и др.3 (всего — 15; в этом отношении Токио опережает другие крупные державы региона, включая США, которые в последнее время стали быстро наверстывать упущенное, и Китай, имеющий дипломатические представительства в 10 странах).
3. По данным МИД Японии на август 2023 г. См.: PACIFIC // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/about/emb_cons/over/oceania.html (дата обращения: 25.10.2022).
4 Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе. С 1997 г. действуют регулярные встречи японской стороны с лидерами стран тихоокеанских островов — Pacific Island Leaders Meeting (PALM). Они проходят раз в три года, на данный момент состоялось 9 встреч, последняя из которых — в июле 2021 г.4 В промежутках между саммитами проводятся встречи на уровне министров, в задачу которых входит контроль за выполнением принятых на саммитах решений. В свою очередь, в задачи находящегося в Токио Центра тихоокеанских островов входит оказание помощи странам региона в экономическом развитии. Образован также Межведомственный комитет по развитию сотрудничества с тихоокеанскими островными государствами, в июне 2021 г. состоялось его седьмое заседание. К работе на тихоокеанском направлении привлечены многочисленные японские правительственные и неправительственные организации. В большинстве тихоокеанских островных государств открыты отделения японских торговых и промышленных компаний.
4. The Ninth Pacific Island Leaders Meeting (PALM 9) Leaders Declaration // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 2, 2021. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100207980.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
5 Япония принимает активное участие в проводимых в Океании Форумах тихоокеанских островов (PIF) и других крупнейших мероприятиях в регионе в качестве «партнера по диалогу». Ежегодно по линии МИД в Японию приглашается председатель Форума для «продолжения диалога» (Post-Forum Dialogues). Японский представитель участвует в проводимых встречах членов PIF с партнерами Форума на уровне заместителей министров иностранных дел. Япония является членом разного рода межгосударственных организаций по связям со странами Океании5. Об интенсивности обменов Токио с тихоокеанскими островными государствами свидетельствует, например, перечень японских официальных визитеров на Палау в период 1994–2019 гг.6
5. Japan and the Pacific Islands Forum Relations // Ministry of Foreign Affairs of Japan. March 2022. URL: https://www.mofa.go.jp/region.asia-paci/spf/index.html (дата обращения: 11.10.2022).

6. Japan-Palau Relations (Basic Data) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 17, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/palau/data.html (дата обращения: 10.05.2022).
6 Внимание Токио к Океании значительно усилилось в связи с нарастанием соперничества стран Запада, в течение длительного времени практически безраздельно контролировавших регион, с набирающим силу Китаем.
7 Пекин распространил на Океанию действие китайской инициативы «Один пояс, один путь», подписаны документы о сотрудничестве в рамках указанной инициативы с тихоокеанскими островными государствами, с которыми Китай установил дипломатические отношения. По сообщениям печати, китайские инвестиции в страны региона возросли с 900 млн долл. в 2013 г. до 4,5 млрд долл. в 2018 г.7 Особое внимание с китайской стороны уделяется объектам стратегической инфраструктуры, что позволило бы Пекину «расширить свое влияние» в тихоокеанском регионе. В частности, китайские компании в первую очередь интересуются проектами по строительству глубоководных портов и взлетно-посадочных полос, разработкой полезных ископаемых в Кирибати, Папуа-Новой Гвинее, Самоа, Соломоновых островах, Вануату и др.8 Большой интерес проявляет также китайская сторона к сотрудничеству в сфере рыболовства, сельского хозяйства и в других областях.
7. Zongyuan Liu. CFR Expert. What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-south-pacific (дата обращения: 07.06.2022).

8. Charles Edel. A Fault Line in the Pacific // Foreign Affairs. June 3, 2022. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2022–06–03/fault-line-pacific?utm_medium= promo_email&utm_source=lo_flows&_campaign=registered_user_welcome&utm_term=email_ 1&utm_content=20220615 (дата обращения: 15.06.2022).
8 Активность Пекина в регионе объясняется стремлением к расширению рынков сбыта промышленной продукции и диверсификации источников природных ресурсов. Особый интерес для Китая в данном контексте представляет Папуа-Новая Гвинея, богатая природным газом и другими природными ресурсами. Страна является главным получателем китайской финансовой помощи в регионе: только в период 2006–2016 гг. она получила 632 млн долл. от Китая9. За это время китайские компании подписали договоры на закупку СПГ, разведку и добычу золота, меди, хромитов, магния и других полезных ископаемых в этой стране. В целом за прошедшие два десятилетия китайские инвестиции в добычу полезных ископаемых в регионе достигли 2 млрд долл.10
9. Виноградов И.С. Океания во внешней политике Китая // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 34.

10. Zongyuan Liu. What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-us-south-pacific (дата обращения: 07.06.2023).
9 Пекином установлены регулярные контакты с Форумом тихоокеанских островов в качестве партнера по диалогу, ведется активная работа через Форум Китай-тихоокеанские страны по экономическому развитию и сотрудничеству (EDCF). В состоявшихся в 2014 и 2017 гг. саммитах PIF принял участие председатель КНР Си Цзиньпин.
10 В своей политике Китай опирается на крупную китайскую диаспору в тихоокеанском регионе. При этом многие страны региона готовы воспользоваться возрастающими инвестиционными и технологическими возможностями КНР, а китайские общины на ряде островов — получить поддержку Пекина в случае посягательств на их права (погромы и захваты имущества во время беспорядков, что нередко приводило к оттоку этнических китайцев).
11 Особую обеспокоенность Запада вызвало заключение Китаем Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности с Соломоновыми островами (парафировано 31 марта 2022 г., 19 апреля соглашение было подписано в Пекине министрами иностранных дел).
12 Судя по появившимся фрагментам Соглашения (его официальный текст не был опубликован), предусматривается оказание Китаем помощи Соломоновым островам в поддержании общественного порядка, содействие в борьбе со стихийными бедствиями, климатическими изменениями, создание для этого необходимой инфраструктуры, предоставление гуманитарной помощи. В этих целях на острова будут направлены ограниченные китайские полицейские и военные контингенты. Кроме этого, будут разрешены, по согласованию с местными властями, заходы в порты страны китайских судов для пополнения запасов воды, топлива, продовольствия и т.д. По сообщениям печати, Пекином была обещана финансовая помощь Хониаре в размере 750 млн долл., 11,3 млн долл. предоставлено на развитие сельского хозяйства островов11.
11. Zongyuan Liu What the China-Solomon Islands Pact Means for the U.S. and South Pacific // Council on Foreign Relations. May 4, 2022. URL: https://www.cfr.org/in-brief/china-solomon-islands-security-pact-us-south-pacific (дата обращения: 07.06.2023).
13 Достигнутые между Китаем и Соломоновыми островами договоренности были подвергнуты острой критике в оппозиционных кругах Австралии и Новой Зеландии и многочисленных комментариях печати западных стран как шаги, которые в недалеком будущем могут привести к созданию китайских военных баз на тихоокеанских островах, блокированию Китаем морских коммуникаций западных стран в тихоокеанском регионе, что «создает серьезную угрозу их безопасности».
14 В ответ и Пекин, и Хониара выступили с многократными заверениями, что указанные опасения не имеют под собой оснований и что создание китайских военных баз сторонами не планируется. В частности, правительство Соломоновых островов представило в день парафирования соглашения (31 марта 2022 г.) следующие разъяснения: цель данного документа заключается в том, чтобы дать ответ на стоящие перед Соломоновыми островами мягкие и жесткие угрозы. Суть внешней политики островов описывается следующим образом: «Друзья для всех и враги ни для кого … Соломоновы острова стремятся к большему сотрудничеству в сфере безопасности с другими партнерами и соседями и еще раз выражают благодарность Австралии, Папуа-Новой Гвинее, Новой Зеландии и Фиджи за присутствие их персонала в рамках задач по обеспечению безопасности на Соломоновых островах»12.
12. Solomon Islands Government, Office of the Prime Minister & Cabinet Government Communication Unit. Solomon Islands and China Initial Framework Agreement on Security Cooperation // Solomon Islands Government. March 31, 2022 URL: https://solomons.gov.sb/solomon-islands-and-china-initial-framework-agreement-on-security-cooperation/(дата обращения: 16.05.2022).
15 Невзирая на указанные разъяснения, со стороны Запада последовало сильнейшее давление на руководство Соломоновых островов с тем, чтобы побудить Хониару дезавуировать достигнутые договоренности с Пекином. В этих целях на островах побывал целый ряд высокопоставленных представителей Запада, в их числе заместитель министра иностранных дел Японии К. Уэсуги. При встрече 26 апреля 2022 г. с премьер-министром Соломоновых островов М. Согаваре Уэсуге заявил, что Япония «с озабоченностью» следит за ситуацией (в связи с подписанием соглашения), изложив «откровенное мнение» Японии по этому поводу13. «Озабоченность» японской стороны была высказана и в ходе экстренного визита на Фиджи и Палау 7–8 мая министра иностранных дел Японии Ё. Хаяси.
13. Courtesy Call on Prime Minister Sogavare by Parlamentary Vice-Minister Uesugi // Ministry of Foreign Affairs of Japan. April 26, 2022. URL: https://www.mofa.go.jp/a_o/ocn/sb/page1e_000387.html (дата обращения: 28.04.2022).
16 Развитие событий в регионе побудило США, их союзников и партнеров приступить к решительным шагам по укреплению своих позиций в Океании. Важные задачи в контексте этого курса возлагались на Японию.
17 В феврале 2022 г. была опубликована Индо-Тихоокеанская стратегия Соединенных Штатов, где Океании уделено большое внимание14.
14. Indo-Pacific Strategy of the United States // The White House, Washington. February 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/u.s.-Indo-Pacific-strategy.pdf (дата обращения: 14.02.2022).
18 24 июня 2022 г. основные финансовые доноры в южной части Тихого океана (США, Великобритания, Япония, Австралия и Новая Зеландия) создали неформальную группу Partners in the Blue Pacific (PBP) — по сути, как альтернативу китайской инициативе ОПОП 15. Целью этого объединения является обеспечение интересов Запада непосредственно в регионе Тихого океана. Действия участников будут основываться на «принципах тихоокеанского регионализма, суверенитета, прозрачности и ответственности (accountability), под руководством и лидерством тихоокеанских островных государств». Отмечается также, что данный курс будет осуществляться в координации со странами Европейского Союза и другими партнерами Вашингтона16. Позже США официально сообщили о намерении присоединиться к PBP Канады и Германии и о возможном сотрудничестве с PBP Франции, Европейского союза, Южной Кореи и Индии.
15. Пале С.Е. Китай, Австралия и страны Океании: кто с кем против кого // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Том 2. № 2 (55). С. 71–72

16. Statement by Australia, Japan, the United Kingdom and the United States on the establishment of the Partners in the Blue Pacific (PBP) // The White House. June 24, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/24/statement-by-australia-japan-new-zealand-the-united-kingdom-and-the-united-states-on-the-establishment-of-the-partners-in-the-blue-pacific-pbp/(дата обращения: 25.06.2022).
19 «Историческим событием» администрация Байдена назвала состоявшийся в Вашингтоне 28–29 сентября 2022 г. первый саммит США — Тихоокеанские острова, призванный «продемонстрировать единство стран региона в обстановке нарастающих в мире угроз, решимость США оказать всемерную помощь островным тихоокеанским государствам». Помимо США, в данном мероприятии приняли участие 14 стран региона. Австралия и Новая Зеландия присутствовали в качестве наблюдателей, Кирибати не участвовала.
20 В своей речи на саммите 29 сентября президент Байден проинформировал о некоторых шагах, которые Соединенные Штаты намереваются осуществить в регионе, включая выделение 810 млн долл. на оказание помощи тихоокеанским островным государствам (в дополнение к 1,5 млрд долл., предоставленным ранее на 10-летний период). Из них 130 млн долл. пойдет в качестве инвестиций в борьбе с климатическими изменениями (в дополнение к 375 млн долл. к уже осуществляемым программам в сфере климата); будут продолжены переговоры по Договору о свободной ассоциации с Федеративными Штатами Микронезии, Маршалловыми островами и Палау. До этого было объявлено о намерении США открыть посольства на Соломоновых островах, островах Тонга и Кирибати, помимо шести уже существующих17.
17. Remarks by President Biden at the U.S. Pacific Country Summit // The White House. September 29, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/09/29/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-pacific-island-country-summit/(дата обращения: 30.09.2022).
21 Наращивается и военное присутствие в регионе. По сообщению агентства Kyodo News, на острове Гуам открылась новая крупная военная база морской пехоты США Кэмп-Блаз. На этой базе планируется разместить около 4 000 военнослужащих, в настоящее время дислоцированных на Окинаве (Япония). Японское правительство вложило в строительство базы 3 млрд долл. Переброска морских пехотинцев на Гуам запланирована на 2024 г. и является частью плана реорганизации военных сил между Японией и США. На Окинаве размещена основная часть американских войск в Окинаве, и план направлен на облегчение бремени размещения баз на территории Японии18.
18. U.S. Marines Open New Guam Base, Troop Transfer To Start In '24 // Kyodo News. 2023. URL: https://english.kyodonews.net/news/2023/01/304c6e706f47-us-marines-open-new-guam-base-troop-transfer-to-start-in-24.html (дата обращения: 05.06.2023).
22 Япония также активизировала свои действия в Океании, делая особый упор на продвижении в странах региона концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP).19 При этом указанные страны априори включаются японской стороной в состав данного образования. Тема FOIP неизменно вносится японской стороной в повестку дня заседаний в рамках PALM, а также в ходе двусторонних встреч с представителями тихоокеанских островных государств.
19. 荒木千帆美. 中国の「一帯一路」と日米のインド太平洋への姿勢 (Араки Тихоми. «Один пояс, один путь» Китая и позиция Японии и США по отношению к Индо-Тихоокеанскому региону) // 立法と調査. 01.11.2022. 451 号. URL:  https://www.sangiin.go.jp/japanese/annai/chousa/rippou_ chousa/backnumber/20221101.html (дата обращения: 10.02.2023).
23 Необходимо отметить, что далеко не все страны Океании поддерживают указанную идею, рассматривая ее, прежде всего, в контексте противоборства Запада с Китаем. В то время как Фиджи, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Папуа-Новая Гвинея и Самоа солидаризировались с концепцией FOIP, другие страны либо выражали согласие продолжить ее обсуждение, либо отмалчивались. В то же время практически все островные тихоокеанские государства не скрывали, что их основной интерес заключается в стремлении сосредоточиться на решении жизненно важных проблем региона. В 2013 г. правительство Фиджи выступило с предложением о создании Форума развития тихоокеанских островов (PIDF) в составе только островных государств региона20. Серьезную озабоченность стран Океании продолжают вызывать последствия аварии на АЭС «Фукусима» и сброс в Тихий океан подвергшейся радиоактивному заражению воды21.
20. Transform Aqorau and James Batley.”The Pacific Islands Development Forum: A Shaky Future?” // Department of Pacific Affairs. 2019. URL:  https://bellschool.anu.edu.au/sites/default/files/publications/ attachments/2019–04/dpa_ib_20198_aorau_and_batley.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

21. Dialogue with the Pacific Islands Forum Secretariat and its Experts on the Current Status of Advanced liquid Processing System (ALPS) Treated Water at TEPCO’s Fukushima Daiichi Nuclear Power Station // Ministry of Foreign Affairs of Japan. June 7, 2023. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press5e_000010.html (дата обращения: 08.06.2023).
24 Представление о нынешней политике Токио в регионе дают продвигаемые японской стороной темы в рамках саммитов и других механизмов PALM.
25 Основным на заседании PALM на уровне министров в 2017 г. стал выдвинутый Японией вопрос о поддержании «свободного и открытого порядка на морях» с явным подтекстом — противодействие политике Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях22.
22. MOFA, “Chairs’ Summery of the PALM Third Ministerial Interim Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. January 17, 2017. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000219451.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
26 В повестку PALM 8 (2018 г.) была вынесена тема: «Мы островитяне — партнерство в направлении процветающего, свободного и открытого Тихого океана».
27 2 июля 2021 г. в виртуальном формате и при председательстве премьер-министров Японии и Тувалу прошла девятая встреча лидеров стран региона PALM 9 (участвовали руководители или представители практически всех островных государств данного региона, а также Австралии и Новой Зеландии). В принятой на форуме совместной декларации указано, что все страны региона «признают общие ценности, такие как свобода, демократия и верховенство закона»23. Премьер-министр Суга провозгласил в ходе встречи «Политику тихоокеанских уз Японии» (Kizuna), направленную на дальнейшее укрепление сотрудничества Токио с тихоокеанскими островными государствами, реализацию стратегии FOIP. Утверждены «пять приоритетов» в развитии японских связей со странами Океании на следующие три года: преодоление последствий COVID-19; устойчивость в районе океанов, базирующаяся на верховенстве закона; противодействие климатическим изменениям и стихийным бедствиям; укрепление базы устойчивого экономического развития; обмены между народами и развитие человеческих ресурсов24.
23. The Ninth Pacific Island Leaders Meeting (PALM 9) Leaders Declaration // Ministry of Foreign Affairs of Japan. July 2, 2021. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100207980.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

24. Japan’s Diplomatic Bluebook 2022. P. 86 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100334590.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
28 Учитывая огромные потребности стран региона в иностранных инвестициях, займах, технологическом содействии, борьбе со стихийными бедствиями, климатическими изменениями, одним из главных фронтов развернувшегося в Океании соперничества сторон является экономическая сфера. Если до недавнего времени в качестве основных партнеров островных государств Океании в этой сфере выступали США, Австралия, Япония и Новая Зеландия, то в последние годы и здесь все более прочные позиции занимает Китай. По подсчетам, основанным на данных Азиатского банка развития (АБР), в 2020 г. экспорт островных тихоокеанских государств в Китай составил 1,3 млрд долл., а в Японию — 1 млрд долл. Импорт указанных стран из Китая достиг 5,2 млрд долл., а из Японии — 300 млн долл.25
25. Kei Koga. Japan’s Strategic Approach toward Island States // Journal of Indo-Pacific Affairs. November-December 2022. Pp. 62–83. URL:  https://media.defense.gov/2022/Dec/06/2003126852/-1/-1/1/ JIPA%20-%20KOGA.PDF (дата обращения: 19.11.2022).
29 В 2018 г. в Вашингтоне — в качестве альтернативы китайской стратегии «Один пояс, один путь» — США, Япониия и Канада создали так называемое Трехстороннее инфраструктурное партнерство (TIP), в рамках которого осуществлены инфраструктурные проекты в ряде островных тихоокеанских государств.
30 Япония, наряду с Австралией и Новой Зеландией, является одним из главных доноров тихоокеанских островных государств. По данным печати, в 2020 г. на помощь этим странам с японской стороны было выделено 329 млн долл. Существенную часть помощи представляли гранты, а 46 % направлялось в область инфраструктуры (транспорт, коммуникации и энергетика)26. Среди японских инфраструктурных проектов, реализованных в Океании, можно отметить модернизацию портов на Кирибати (The Project For Expansion of Betio Port, 2014 г.) и в Вануату (The Port Vila Lapetasi International Multi-Purpose Wharf Development Project, 2018 г.) и др.27 Большое внимание со стороны Японии уделяется содействию странам региона в области борьбы со стихийными бедствиями, науки и техники, образования, медицины, контактам между людьми, где важную роль (помимо программ по линии Официальной помощи на цели развития — ODA) играют такие организации, как Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA), Японский фонд (JF), Организация внешней торговли Японии (JETRO), Японская корпорация зарубежного развития (JODC) и др.
26. Aid’s quiet achiever? An update on Japan's development assistance // Development Policy Center. June 9, 2022. URL: https://devpolicy.org/an-update-on-japans-development-assistance-20220609 (дата обращения: 06.01.2023).

27. Гарин А.А. Фактор Японии в южной части Тихого Океана // Международная жизнь. 2020. С. 6.
31 О существенном повышении значимости для Запада региона Океания говорит тот факт, что задачи, направленные на укрепление взаимодействия с островными тихоокеанскими государствами, западные страны стали все чаще включать в число приоритетов своей внешней политики и национальной безопасности.
32 Обещание «поддерживать приоритеты и потребности» островных стран Океании зафиксировано и в принятом 20 мая 2023 г. коммюнике по итогам саммита G7 в Хиросиме (19–21 мая 2023 г.). В рамках подготовки саммита 2 февраля в Токио состоялась встреча премьер-министра Ф. Кисиды с президентом Федеративных Штатов Микронезии Д. Пануэло, а 9 февраля министр иностранных дел Японии Ё. Хаяси принял министра иностранных дел и торговли Маршалловых островов К. Кабуа. 6–7 февраля прошли встречи в Японии Ф. Кисиды и Ё. Хаяси с делегацией Форума тихоокеанских островов (PIF) в составе премьер-министра Островов Кука М. Брауна, являющегося председателем Форума, а также генерального секретаря Форума Г. Пуны. В марте на Соломоновы острова и Острова Кука выезжал министр Ё. Хаяси, передавший приглашение М. Брауну принять участие в так называемой дополнительной встрече (outreach meeting) в рамках саммита. В Хиросиме состоялся ряд контактов Брауна с японскими официальными лицами.
33 Сразу же после саммита в Папуа-Новую Гвинею отбыл американский госсекретарь А. Блинкен, который встретился там с лидерами 14 островных государств Океании (первоначально планировался визит президента Дж. Байдена, однако он был вынужден срочно отбыть из Японии в связи с угрозой дефолта в США). По результатом визита Блинкена между США и Папуа-Новой Гвинеей 22 мая было подписано соглашение по обеспечению безопасности и сотрудничеству на морях, предоставляющее США широкие возможности по использованию территории, аэродромов и портов Папуа-Новой Гвинеи в военных целях, американский военный персонал наделяется правом экстерриториальности, а также в рамках соглашения будет предоставлена помощь на сумму 45 млн долл. Однако, по словам премьер-министра Папуа-Новой Гвинеи Дж. Марапе, создание военной базы США не планируется28.
28. U.S. and Papua New Guinea sign security agreement despite setbacks // The Washington Post. May 22, 2023. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2023/05/22/blinken-biden-papua-new-guinea-pact/(дата обращения: 25.05.2023).
34 Как отмечают в этой связи зарубежные наблюдатели, Папуа-Новая Гвинея становится одним из главных объектов в борьбе за влияние в Океании — как самое большое по территории (463 тыс. км2) и численности населения (9,6 млн человек) островное тихоокеанское государство, обладающее богатыми природными ресурсами. При этом учитывается активный курс в отношении Папуа-Новой Гвинеи, который проводит в последние годы Китай, существенно нарастивший объемы взаимной торговли, осуществляющий ряд инвестиционных проектов. При встрече с премьер-министром ПНГ Дж. Марапе 18 ноября 2022 г. в Бангкоке в ходе саммита АТЭС председатель КНР Си Цзиньпин выразил намерение совместно с ПНГ строить отношения всестороннего стратегического партнерства в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
35 ***
36 Оценивая складывающуюся в тихоокеанском регионе обстановку, следует ожидать, что соперничество сторон будет только нарастать, поскольку ни одна из них не собирается сдавать свои позиции. Взятый Японией курс, конкретные действия японской администрации свидетельствуют о намерении Токио существенно увеличить свое влияние в регионе. К тому, чтобы Япония «взяла на себя большую ношу» в экономическом и военном отношении не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мировых делах, Токио всячески подталкивают Соединенные Штаты и другие западные партнеры.
37 Итак, вокруг тихоокеанских островных государств разворачивается острая борьба. Запад стремится укрепить там свои позиции, а Китай — расширить влияние, опираясь на растущую экономическую мощь, накопленные крупные финансовые активы и неуклонно повышающийся технологический уровень.
38 Что же касается самих тихоокеанских островных государств, то они, в свою очередь, стараясь не нанести ущерб сложившимся у них тесным отношениям с западными партнерами, тем не менее проявляют стремление к большей самостоятельности и защите собственных интересов, развитию отношений со всеми странами, готовыми оказать им поддержку в решении накопившихся в регионе проблем.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести