Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы
Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы
Аннотация
Код статьи
S013128120027130-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Добринская Ольга Алексеевна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: 107031, Москва, ул. Рожденственка, 12
Выпуск
Страницы
85-98
Аннотация

Статья посвящена особенностям японской экономической стратегии в Индии. Трансформация геополитического и геоэкономического ландшафта определяет растущий интерес Японии к сотрудничеству с Индией. Значимость сотрудничества с Индией определяется ее потенциалом как противовеса влиянию Китая, ростом емкости индийского внутреннего рынка, условиями производства и географическим положением, открывающим для Японии перспективы создания новых цепочек добавленной стоимости в регионе Южной и Юго-Восточной Азии, а также задачей выхода на рынки Африки и Ближнего Востока. Индия привлекает Японию и как источник людских ресурсов, прежде всего специалистов в сфере информационных технологий. В то же время экономическое продвижение в Индию сталкивается с рядом проблем, среди которых слаборазвитая транспортная и энергетическая инфраструктура страны, непрозрачность применения индийского законодательства, запутанная система налогообложения и др. Слабым звеном являются торговые отношения, а некоторые из заявленных проектов сталкиваются с трудностями из-за ряда экономических и политических факторов.

 

Стратегия Токио опирается на подход, сочетающий государственное финансирование и частные капиталовложения. Значение Индии в контексте реализации стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона определяет высокий уровень вовлечения государства в реализацию экономических проектов. Япония является ведущим донором официальной помощи развитию (ОПР) для Индии, а также одним из главных инвесторов в индийскую экономику. Средства направляются на повышение инфраструктурной оснащенности и технического развития Индии до уровня, соответствующего стандартам японского бизнеса. Особенностью японской стратегии является акцент на подготовке местных специалистов и управленцев, что позволит обеспечить необходимые условия для передачи технологий и принятия японской модели менеджмента.

Ключевые слова
Япония, Индия, ИТР, инфраструктура, экономика, инвестиции, партнерство
Классификатор
Получено
19.07.2023
Дата публикации
01.09.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
330
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Отношения Японии и Индии в XXI в. вышли на беспрецедентно высокий уровень развития. Стратегическое сближение сопровождается интенсивным экономическим взаимодействием, охватывающим широкий спектр отраслей.
2 Статья посвящена анализу экономической стратегии Японии в отношении Индии, выявлению вызовов, с которыми сталкивается Япония в Индии. Произведен краткий обзор процесса политического и экономического сближения, определены основные характеристики японской экономической стратегии в Индии и состояния двусторонних торговых отношений.
3

Япония и Индия: эволюция политических отношений

4 В годы холодной войны Индия не входила в число приоритетных внешнеполитических и экономических партнеров Японии, однако между ними сохранялись теплые отношения. Поддержка Индии была особенно ценна для Японии, стремившейся реинтегрироваться в систему международных отношений после поражения в войне на Тихом океане.
5 В 1958 г. Япония в рамках официальной помощи развитию (ОПР) выдала Индии первый льготный кредит. Долгое время экономическое присутствие Японии в Индии сводилось к ОПР и появлению нескольких японских автомобильных компаний (например, Suzuki) на индийском рынке1. Индия не стала крупным получателем японской помощи, в основном сосредоточенной на странах Юго-Восточной Азии (ЮВА). Страна не рассматривалась ни как важный источник природных ресурсов, ни как перспективный рынок для дорогостоящих японских товаров, а экономическая политика Дели, ориентировавшегося на дружбу с СССР, сужала возможности для инвестиций и торговли2.
1. Shamshad Ahmad Khan. India-Japan Economic Partnership: Potentials, Promises and Prospects. Policy Research Institute. Ministry of Finance of Japan. 2019. P. 8. URL: https://www.mof.go.jp/pri/international_exchange/visiting_scholar_program/Shamshad2.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

2. Lalima Varma. Japan's Official Development Assistance to India: A Critical Appraisal // India Quarterly. 2009. Vol. 65. No. 3. Р. 239.
6 В 1990е гг. Индия провозгласила курс на развитие отношений с АСЕАН (Look East Policy), Японией и Южной Кореей на Востоке, призванный привлечь в индийскую экономику инвестиции и технологии «азиатских тигров» и других мощных азиатских экономик3. Япония после окончания холодной войны взяла курс на повышение роли в мире и расширение круга политических партнеров.
3. Куприянов А.В., Макаревич Г.Г. Индия в постбиполярную эпоху: тридцатилетие поиска места в мире // Международная аналитика. 2021. № 12. С. 78. DOI: 10.46272/2587–8476–2021–12–2–74–92
7 Новую страницу в отношениях открыл визит Ё. Мори в 2000 г., итогом которого стало провозглашение глобального партнерства. Совпадение взглядов двух стран на реформу СБ ООН, а также потепление индийско-американских отношений способствовали созданию условий для дальнейшего углубления партнерства, которое в 2006 г. приобрело характер стратегического. Особым вниманием Индии уделял премьер-министр С. Абэ, который в 2007 г. впервые заговорил об Индо-Тихоокеанском регионе4. В 2014 г. стороны заявили об установлении «особого стратегического и глобального партнерства», а в 2017 г. подтвердили близость региональных концепций — политики Индии «Действуй на Востоке» и японской стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (СОИТР).
4. Кистанов О.В. Индо-Тихоокеанская Японии как средство сдерживания Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 34.
8 «Разворот в сторону Индии» обусловлен тем, что в Токио ее рассматривают как мощную региональную державу, способную уравновесить влияние Китая. Дели беспокоит наращивание китайского присутствия в зоне своих национальных интересов, экономическое сближение Китая с Пакистаном и активизация в районе Бенгальского залива. Индия стремится стабилизировать свое пространство непосредственного соседства в границах Южной Азии и региона Индийского океана, гарантировав лояльность малых и средних стран; а также ищет могущественных союзников в мире для противостояния Китаю5. В 2000е гг. Индия начала развивать морской флот, что также отразилось на ее подходе к международным отношениям. С точки зрения Токио, наращивание военного присутствия Индии в Индийском океане позволит США и Японии сосредоточить силы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях6.
5. Куприянов А.В., Макаревич Г.Г. Индия в постбиполярную эпоху: тридцатилетие поиска места в мире // Международная аналитика. 2021. № 12. С. 78. DOI: 10.46272/2587–8476–2021–12–2–74–92

6. Добринская О.А. Индия во внешней политике С. Абэ // Ежегодник Япония. 2019. С. 38.
9

Экономический «разворот в сторону Индии» — преимущества и вызовы

10 Геополитическое сближение с начала 2000х гг. стало драйвером экономического взаимодействия. Индикатором «разворота» стала ОПР — в 2003 г. Индия возглавила список реципиентов японской помощи. В 2004 г. была учреждена совместная группа для комплексного исследования направлений развития экономических отношений, через несколько лет началась подготовка соглашения о свободной торговле. В 2006 г. было объявлено о реализации совместной Инициативы особого экономического партнерства, в рамках которой началась разработка крупных проектов, таких как выделенный грузовой коридор (Dedicated freight corridor) и промышленный коридор Дели — Мумбаи (Deli-Mumbai Industrial Corridor). Одновременно началась проработка конкретных областей сотрудничества, таких как охрана окружающей среды и обеспечение энергетической безопасности, информационные и коммуникационные технологии и др. Работа на правительственном треке сопровождалась привлечением частного сектора: в августе 2007 г. состоялся первый форум бизнес-лидеров двух стран.
11 Второй срок пребывания С. Абэ у власти характеризовался еще большим акцентом на развитии связей с Индией. В сентябре 2014 г. было провозглашено инвестиционное партнерство, включающее вложение 3,5 трлн иен (около 3 млрд долл.) в индийскую экономику в течение пяти лет и увеличение числа японских компаний в Индии. Нынешний премьер-министр Ф. Кисида в 2022 г. заявил о намерении инвестировать в экономику Индии еще 5 трлн иен (42 млрд долл.) в течение 5 лет.
12 По расчетам японских экспертов, уже в 2029 г. Индия потеснит Японию на третьем месте по объемам ВВП. Ожидается, что население Индии, которое, по данным переписи, на 2021 г. составляло 1,4 млрд чел., и к 2025 г. достигнет 1,7 млрд чел.7, а период «демографического дивиденда» продлится до 2040 г. Китай, являющийся основным импортером японской продукции, через 20–30 лет перейдет в фазу старения общества, что приведет к снижению уровня потребления японских товаров.
7. インド進出のメリット・デメリット|日本企業の進出動向. 海外ビジネス支援プラットフォーム (Преимущества и недостатки расширения бизнеса в Индии. Тенденции продвижения японских предприятий) // Digima. 28.09.2022. URL: https://www.digima-japan.com/knowhow/india/merit (дата обращения: 10.06.2023).
13 Согласно опросу Японского банка международного сотрудничества (ЯБМС), проведенному в 2021 г., большинство бизнесменов назвали Индию вторым после Китая направлением по привлекательности в среднесрочной перспективе (три года), а в долгосрочной перспективе (10 лет) Индия вышла на первое место8. Японских предпринимателей привлекает как нынешнее состояние рынка, так и перспективы его роста, дешевая рабочая сила и сырье, а также преимущества Индии как производственного и экспортного хаба. Правительство держит курс на развитие высоких технологий, наблюдается рост инвестиций в НИОКР, страна богата высококлассными специалистами в сфере информационных технологий (ИТ), появляются кластеры развития стартапов в сфере высоких технологий, например местная «силиконовая долина» Бангалор. Политическая обстановка в стране стабильная, и даже кризисные явления, такие как нарушение цепочек поставок в связи с COVID-19 и ситуация вокруг Украины, не сильно отразились на Индии9.
8. インド投資の優位性と留意点 (Преимущества и проблемы инвестирования в Индию) // Japan Bank of International Cooperation. P. 153. URL: https://www.jbic.go.jp/ja/information/investment/images/inv_india21.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

9. 在インド日系企業7割以上が事業拡大、輸出拠点化の動きも | 現地発!アジア・オセアニア進出日系企業の現状と今後 — 特集 — 地域・分析レポート — 海外ビジネス情報 — ジェトロ (Состояние и перспективы японских предприятий в Азии и Океании) // Jetro. 20.03.2023. URL: https://www.jetro.go.jp/biz/areareports/special/2023/0301/9aa0cf60263ccadb.html (дата обращения: 10.06.2023).
14 В то же время экономическое продвижение в Индию сопряжено с рядом проблем: высокая конкуренция, слаборазвитая транспортная и энергетическая инфраструктура, непрозрачность применения индийского законодательства, запутанная система налогообложения, а также социальные условия, культурные особенности, в том числе кастовая система, и т.д.10 Несмотря на дешевую рабочую силу, в Индии развито профсоюзное движение, и японские производители (Maruti Suzuki и Toyota Kirloskar) уже сталкивались с неприятными последствиями игнорирования требований рабочих о повышении заработной платы и получении бонусов11.
10. インド投資の優位性と留意点 (Преимущества и проблемы инвестирования в Индию) // Japan Bank of International Cooperation. P. 154. URL: https://www.jbic.go.jp/ja/information/investment/images/inv_india21.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

11. Nikhil Gulati And Santanu Choudhury. Riot Hits Big India Auto Maker // The Wall Street Journal. July 19, 2012. URL: https://www.wsj.com/articles/SB10000872396390444464304577535851555867244 (дата обращения: 10.06.2023).
15

Инвестиционное партнерство: новые тенденции

16 На сегодняшний день Япония является пятым по величине инвестором в экономику Индии. С 2000 по 2023 г. валовый объем прямых инвестиций (ПИ) составил 38,7 млрд долл.12, что соответствует примерно 4,2 % от общего объема инвестиций за этот период (по данным индийской стороны, они составили 919 млрд долл.)13. Пикового показателя в 5,8 млрд ​​долл. США японские ПИ достигли в 2016 г., в среднем находясь на уровне 2 млрд долл. в год.14 В основном они направлены на электрооборудование, общее машиностроение, химию и фармацевтику, финансы и страхование, строительство, транспорт, оптовую и розничную торговлю и услуги. Несмотря на увеличение японских капиталовложений в Индию, они остаются небольшими по сравнению с общим объемом ПИ Японии за рубежом.
12. Japanese investments in India // Invest India. URL: https://www.investindia.gov.in/country/japan-plus (дата обращения: 10.06.2023).

13. Investment climate in India has improved considerably since the opening up of the economy in 1991 // Invest India. URL: https://www.investindia.gov.in/foreign-direct-investment (дата обращения: 17.07.2023)

14. Nisha Taneja, Sanjana Joshi, Sanya Duaindia. Japan Trade & FDI // Ministry of Finance of Japan. URL: https://www.mof.go.jp/pri/international_exchange/kouryu/fy2022/icrier220322_02_02.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
17 За период с 2000 по 2020 г. почти втрое возросло число японских компаний, в 2022 г. их насчитывалось 1 439. Почти 50 % японских компаний заняты в обрабатывающей промышленности, в том числе в таких сферах, как производство автомобилей и иного транспортного оборудования, химическая промышленность, металлообработка. Компании Daikin, Suzuki, Toyota, Honda занимают ведущие позиции на индийском рынке. В последнее время появляется все больше компаний, производящих продукты питания, канцелярские товары, косметику, фармацевтические препараты, предметы гигиены и туалетные принадлежности. В секторе розничной торговли в августе 2016 г. Muji открыла свой первый магазин в Мумбаи, а в октябре 2019 г. в Нью-Дели был открыт первый магазин Uniqlo15.
15. Kojima Makoto. Japan-India Economic Ties: Current Trends and Future Prospects // Nippon.com. May 20, 2020. URL: https://www.nippon.com/en/in-depth/a06702/(дата обращения: 10.06.2023).
18 Японский бизнес изначально был представлен крупными предприятиями, которые работали не с японскими, а с местными субподрядчиками и поставщиками, что позволяло сократить издержки. Однако это привело к тому, что японские компании малого и среднего бизнеса (МСБ) не решались самостоятельно выходить на индийский рынок в отсутствие поддержки со стороны материнских корпораций16.
16. Celine Pajon, Isabelle Saint Mezzard. The Japan-India Economic Partnership: an economically driven process // Asie Visions. 2018. No. 100. IFRI. Р. 15.
19 Ключевым решением, призванным содействовать продвижению японского МСБ в Индии, стало создание промышленных городов. Программа была запущена в апреле 2015 г., выбрано 12 точек в 9 штатах вблизи от промышленных коридоров. В этих городах создаются благоприятные условия для привлечения японского МСБ при активном содействии Японской организации содействия внешней торговле (ДЖЕТРО) и крупных компаний, действующих на местном рынке, а также с привлечением средств фонда поддержки программы «Сделай в Индии». Всего в 12 промышленных городах действует 114 компаний. По состоянию на декабрь 2021 г. рекордсменом по привлечению японских компаний стал промышленный город Нимрана в штате Раджастан — в нем обосновалось 55 фирм. Немало проектов реализуется в штате Гуджарат. В декабре 2019 г. провозглашено Партнерство в сфере промышленной конкурентоспособности, которое должно вывести Индию на новый уровень развития за счет сочетания передовых японских технологий и индийских людских ресурсов. В то же время налаживание местного производства на основе японских технологий не лишено проблем, среди которых — контроль качества на местах, разница в рабочей культуре, отсутствие специалистов, работающих с этими технологиями.
20 Помимо традиционных сфер деятельности японских компаний фокус внимания смещается на новые сферы сотрудничества, например поддержку стартапов и развитие цифрового партнерства. В 2018 г. при поддержке правительства создан совместный хаб стартапов — онлайн-платформа для оптимизации взаимодействия стартапов, бизнес-инкубаторов, инвесторов и предпринимателей из двух стран. В качестве примера реализации этой инициативы можно привести учрежденный ДЖЕТРО в мае 2018 г. в Бангалоре «Хаб стартапов», деятельность которого направлена на помощь местным молодым компаниям, желающим работать с Японией, а также японским фирмам, действующим на индийском рынке17.
17. ジェトロ世界貿易投資報告 2018年版 (Доклад ДЖЕТРО о состоянии мировой торговли и инвестиций. 2018) // Jetro. URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/world/gtir/2018/15.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
21 Во время визита премьер-министра Н. Моди в Токио в октябре 2018 г. было подписано соглашение о сотрудничестве (цифровом партнерстве) в области технологий 5G, искусственного интеллекта, финтеха, интернета вещей. Достигнутые договоренности позволят повысить конкурентоспособность обеих стран в условиях технологического роста Китая.
22

Проблемы торгово-экономических связей

23 На фоне увеличения двусторонней экономической активности торговля находится на довольно низком уровне. В августе 2011 г. было подписано Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве, предусматривавшее устранение тарифов на 94 вида товаров. В первый год после заключения соглашения наблюдался скачок торгового оборота (в 2010–2011 гг. он составлял 13,7 млрд долл., в 2011–2012 гг. поднялся до 18,3 млрд долл.), однако в дальнейшем существенного роста не наблюдалось. В то время как японский экспорт ощутимо возрос, индийский экспорт не особенно изменился, что усилило торговый дисбаланс в пользу Японии. По словам председателя Всемирного торгового центра в Мумбаи Виджая Калантри, Япония предоставила Индии беспошлинный доступ к рынку для 2 218 продуктов, но из них Индия не могла экспортировать 1 142 товара из-за нетарифных барьеров, жесткой конкуренции со стороны стран АСЕАН и Китая18.
18. Abhishek Sharma. Despite Economic Agreement, India Fails To Utilise Japanese Market // Businessworld. June 4, 2023. URL: https://www.businessworld.in/article/Despite-Economic-Agreement-India-Fails-To-Utilise-Japanese-Market-/04–06–2023–479088/(дата обращения: 17.07.2023).
24 Двусторонняя торговля Японии с Индией в 2022–2023 гг. достигла 21,96 млрд долл., из них экспорт из Японии в Индию составил 16,49 млрд долл., а импорт — 5,46 млрд долл. Индия экспортирует в Японию продукцию органической химии, минеральное топливо и масла, рыбу и морепродукты, ядерные реакторы, котлы, машины и механические устройства, жемчуг и драгоценные камни. Основные продукты индийского импорта из Японии — ядерные реакторы, котлы, машины, продукция неорганической химии, машины и оборудование, железо и сталь, редкоземельные металлы, медь и др.
25 В 2022–2023 гг. импорт из Японии составлял всего лишь 2,35 % от общего объема импорта Индии, а экспорт в Японию — 1,46 % от общего объема экспорта Индии19. Япония и Индия не являются приоритетными направлениями друг для друга, даже несмотря на существование соглашения о свободной торговле. Отказ Индии от участия в ВРЭП также не способствует увеличению объема двусторонней торговли. Двусторонние показатели в несколько раз уступают аналогичным характеристикам торговли обеих стран с Китаем (у Японии эта цифра в 2021 г. достигла 321 млрд долл., а у Индии — 117, 2 млрд долл.)20.
19. India — Japan Commercial Relations // Embassy of India in Japan. URL: https://www.indembassy-tokyo.gov.in/eoityo_pages/NjA (дата обращения: 10.06.2023).

20. India China Trade // The Observatory of Economic Complexity. URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/ind/partner/chn (дата обращения: 10.06.2023).
26 Индийская сторона неоднократно выражала озабоченность растущим торговым дисбалансом. По сравнению с периодом, предшествующим заключению соглашения о свободной торговле, он вырос почти втрое. Указывается на необходимость устранить нетарифные барьеры, препятствующие расширению экспорта индийской фармацевтической и сельскохозяйственной продукции (в частности, несоответствие нормам фитосанитарного контроля или стандартам упаковки)21, поступают жалобы от местных производителей стали в связи с ростом импорта из Японии. Индийские эксперты отмечают неиспользованный экспортный потенциал их страны в таких областях, как текстильный и швейный секторы, химическая и фармацевтическая промышленность, энергетический сектор; видят возможности увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также рассчитывают на широкие возможности для сотрудничества в сфере высоких технологий — полупроводниках, производстве электронного оборудования, военной технике, цифровой общественной инфраструктуре и новых технологиях устойчивого развития22.
21. Shamshad Ahmad Khan. India-Japan Economic Partnership: Potentials, Promises and Prospects. Policy Research Institute. P. 23. // Ministry of Finance of Japan. URL: https://www.mof.go.jp/pri/international_exchange/visiting_scholar_program/Shamshad2.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

22. Abhishek Sharma. Despite Economic Agreement, India Fails To Utilise Japanese Market // Businessworld. June 4, 2023. URL: https://www.businessworld.in/article/Despite-Economic-Agreement-India-Fails-To-Utilise-Japanese-Market-/04–06–2023–479088/(дата обращения: 17.07.2023).
27 Проблема выравнивания торгового баланса и расширения индийского экспорта касается не только отношений с Японией, но требует комплексных мер по стимулированию экспорта в целом. Статистические данные показывают, что индийский экспорт в страны, с которыми существуют соглашения о свободной торговле, не особенно отличается от показателей поставок в страны, с которыми такие соглашения отсутствуют. В то же время на повестке дня японо-индийских отношений остается открытым вопрос о поиске путей наращивания объемов торговли товарами и услугами и выравнивания торгового баланса.
28

Налаживание инфраструктуры — приоритет японской экономической стратегии

29 Транспортная инфраструктура является основным направлением японского содействия развитию Индии, осуществляемого как через Японское агентство международного сотрудничества (ЯАМС), так и по линии Азиатского Банка Развития, где Япония обладает решающим голосом. В период 2011–2020 гг. 66,2 % японской ОПР было направлено на создание инфраструктуры, связывающей между собой промышленные парки, финансовые центры и порты, обеспечивающей выход к морю и бесперебойное сообщение. Эта деятельность позволит сформировать более комфортную среду для ведения бизнеса и обеспечить контрактами японские компании. Соединение транспортных артерий Индии с дорогами в соседних странах позволит ей наладить широкую сеть коммерческих маршрутов как альтернативу китайской инициативе «Один пояс, один путь».
30 В 2009 г. Япония выделила первый льготный кредит на строительство промышленного коридора Дели — Мумбаи (DMIC) — совместного проекта по интенсивному развитию промышленных парков и другой инфраструктуры по обеим сторонам специального грузового коридора (DFC), который охватывает расстояние в 1 483 км, шесть штатов и проходит между Дели и Мумбаи. Япония приобрела 26 % акций Delhi Mumbai Industrial Corridor Development Corp., в правление которой входят два сотрудника, командированные из ЯБМС, по линии ОПР финансируется строительство Западного Выделенного грузового коридора. В 2009 г. достигнута договоренность о сотрудничестве в прокладке промышленного коридора Ченнай — Бангалор. В штатах вдоль промышленных коридоров ДЖЕТРО создает центры поддержки бизнеса, проводит мероприятия, посвященные продвижению инвестиций.
31 Ключевым инфраструктурным проектом на настоящий момент японцы называют строительство сверхскоростных железных дорог (синкансэн23). Проект прокладки линии длиной 506 км по маршруту Ахмедабад — Мумбаи стоимостью 17 млрд долл. на 80 % будет профинансирован за счет низкопроцентных кредитов японского правительства. Решение о внедрении технологий синкансэна было принято на саммите в декабре 2015 г., и в сентябре 2017 г. состоялась торжественная церемония начала строительства.
23. «Синкансэн» (新幹線) — высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны.
32 Одобрение проекта синкансена стало безусловной победой для Японии в конкурентной борьбе с Китаем. Японские технологии сверхскоростных поездов до недавнего времени почти не получили распространение за рубежом, а единственный проект синкансэна на Тайване не окупается. Китай в последние годы предлагает странам ЮВА более доступные по цене технологии создания супербыстрых поездов, в 2015 г. он опередил Японию в борьбе за контракт на строительство высокоскоростной дороги в Индонезии (по техническим причинам строительство было заморожено).
33 Прокладку линии планировалось завершить к 2022 г., однако сроки пришлось переносить на 2026 г. Это было связано с противодействием со стороны властей штата Махарашстра (проект удалось продвинуть только после того, как в штате поменялась власть) и сложностями с покупкой земель под строительство железнодорожной линии. В ситуации с синкансэном были и другие нюансы: проект продвигался в контексте реализации программы «Сделай в Индии», что предполагало налаживание местного производства и передачу технологий, однако главная роль в нем была отведена японским компаниям, что было воспринято аналитиками как удар по амбициозным планам Н. Моди24. В настоящее время Япония готовится к передаче Индии технологий строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, для чего начинает интенсивную программу обучения индийских специалистов.
24. Make in India setback: 70 per cent of bullet train's parts to be made in Japan // Business Today. January 18, 2018. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2023).
34 Помимо указанных мегапроектов следует упомянуть участие Японии с конца 1990х гг. в создании метро в шести индийских городах (Дели, Мумбаи, Ахмедабад, Ченнай, Калькутта, Бангалор), в 2002 г. метро в Дели приняло первых пассажиров.
35 Энергетика также присутствует в двусторонней повестке дня: в 2006 г. запущен механизм ежегодного Энергетического диалога, в 2007 г. состоялся первый двусторонний Энергетический форум. Участие Японии в решении энергетических проблем Индии в основном сосредоточено на содействии снижению зависимости от ископаемых источников энергии, решению экологических проблем, повышению уровня самообеспеченности за счет развития атомной энергетики и внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ). ЯАМС оказывает помощь в установке новых энергетических мощностей, модернизации линий электропередач и т.д. С 2016 г. при поддержке Министерства окружающей среды Японии функционирует совместная платформа для содействия распространению японских низкоуглеродных технологий.
36 Япония замыкает пятерку основных инвесторов в индийскую «зеленую» энергетику, почти втрое уступая ее лидерам — Германии и США25. Можно ожидать роста капиталовложений в развитие ВИЭ в Индии после провозглашения Ф. Кисидой в марте 2022 г. партнерства в сфере чистой энергетики и заявления о включении Индии в программу поддержки перехода на «зеленую» энергетику, изначально направленную на страны ЮВА. Следствием реализации этой программы должно стать снижение зависимости Индии от ископаемых источников энергии, в том числе от поставок нефти из России.
25. Koshy Cherail. Closing gap in international green financing important for India’s transition to clean energy // Down to Earth. September 21, 2022. URL: https://www.downtoearth.org.in/blog/renewable-energy/closing-gap-in-international-green-financing-important-for-india-s-transition-to-clean-energy-85037 (дата обращения: 10.06.2023).
37 Еще одним направлением энергетической кооперации является сотрудничество в области мирного использования атомной энергии, ставшее возможным после заключения соответствующего соглашения в ноябре 2016 г. Нью-Дели планирует увеличить объемы энергии, производимой на АЭС, более чем в 10 раз к 2032 г., а снятие ограничений на экспорт продукции, связанной с атомной промышленностью, дает Японии возможность продвинуть продукцию отечественных компаний, репутация которых пострадала в результате аварии на АЭС Фукусима-1. Соглашение выгодно и планирующим продвижение в Индии западным компаниям, использующим компоненты японских фирм Japan Steel Works, IHI Corporation и др. — мировых лидеров по производству компонентов для АЭС.
38

География сотрудничества: внимание к приграничным районам

39 Японское экономическое присутствие сосредоточено вокруг основных финансовых и торговых центров, однако с конца 2010х гг. Япония уделяет больше внимания Северо-Востоку Индии. В 2017 г. был учрежден японо-индийский форум «Действуй на Востоке», а в 2022 г. начата реализация Японско-индийской инициативы устойчивого развития Северо-Восточного региона. Общий объем ОПР из Японии в развитие этих территорий по состоянию на январь 2021 г. составлял более 231 млрд иен (примерно 2 млрд долл.)26.
26. Rupakjyoti Borah. Japan’s Infrastructure Investment in Northeast India // The Diplomat. February 8, 2022. URL: https://thediplomat.com/2022/02/japans-infrastructure-investment-in-northeast-india/(дата обращения: 10.06.2023).
40 Интерес Японии к развитию северо-восточных штатов Индии определяется перспективами наращивания их связей со странами Бенгальского залива и ЮВА и создания региональных цепочек добавленной стоимости. Япония вкладывает средства в инфраструктуру на границе с Мьянмой и Бангладеш: финансируется улучшение сети дорог в штатах Ассам и Мегхалая, а штате Мизорам проводится модернизация национальной автомагистрали, выходящей на многосторонний транзитный коридор Каладан. Параллельно реализуются проекты по улучшению условий жизни населения этих районов: налаживание водоснабжения, сохранение биоразнообразия, обеспечение устойчивого сельского хозяйства и ирригации и др.27
27. Japan to invest Rs 13,000 cr in Northeast // Press Information Bureau Government of India Ministry for Development of North-East Region. 12.06.2019. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2023).
41 При всей стратегической значимости Северо-Востока Индии Япония сталкивается с дилеммой выбора между политическим видением и социально-экономическими реалиями региона, а именно рисками, связанными с активностью местных вооруженных группировок, вероятностью проникновения джихадистов из Бангладеш, с возможным давлением со стороны КНР, претендующего на Аруначал-дели Прадеш (Южный Тибет)28.
28. Celine Pajon, Isabelle Saint Mezzard. The Japan-India Economic Partnership: an economically driven process // Asie Visions. 2018..IFRI. No. 100. Р. 29.
42 Еще одной стратегически чувствительной территорией, куда недавно распространилось японское экономическое присутствие, стали Адаманские и Никобарские острова (АНО), выходящие в Бенгальский залив, к северо-западу от Малаккского пролива. Япония стала первым иностранным государством, допущенным к финансированию проектов на этих территориях, что свидетельствует о повороте в политике Индии, которая до сих пор отклоняла зарубежные предложения инвестировать в острова, а также об особом уровне доверия между странами.
43 В 2020 г. японская компания NEC завершила проект по созданию подводной оптоволоконной кабельной системы протяженностью 2 300 км, соединяющей Ченнай с АНО и обеспечивающей интернет связь 5G. Еще одним проектом, финансируемым ЯАМС (4 млрд иен (31 млн долл.) по соглашению от 2022 г.), является налаживание системы энергоснабжения за счет ВИЭ в рамках перехода с дизельных генераторов к февралю 2024 г. Пока сложно говорить о перспективах японского присутствия на этих территориях, однако некоторые эксперты отмечают их непривлекательность с точки зрения экономической выгоды и возможность ухудшения японо-китайских отношений29.
29. Celine Pajon, Isabelle Saint Mezzard. The Japan-India Economic Partnership: an economically driven process // Asie Visions. 2018. IFRI. No. 100. Р. 30.
44

Сотрудничество в третьих странах: нереализованный потенциал

45 Инфраструктурные проекты в Индии напрямую связаны с сотрудничеством в соседних странах, где Япония является крупным поставщиком инфраструктуры. Так, в Мьянме Япония финансировала строительство экономического коридора Восток-Запад, глубоководного порта — особой экономической зоны в Давэе и др., в Бангладеш она занимается модернизацией глубоководного порта Матарбари. Япония предлагает создать в Бангладеш промышленный хаб, соединенный с северо-восточными штатами Индии, что позволит наладить региональные цепочки добавленной стоимости в регионе в течение следующих пяти лет. Здесь Япония сталкивается с растущим влиянием Китая, а также с политическими рисками смены курса властями стран — реципиентов ОПР, как это произошло на Шри-Ланке, которой она долгие годы предоставляет низкопроцентные кредиты и безвозмездную помощь. В 2019 г. правительство Н. Раджапакса заявило о приостановке согласованных с предыдущей властью крупных проектов, включая прокладку японцами легкого метро в Коломбо, а также об отказе от договоренности с Японией и Индией по оснащению Восточного терминала порта Коломбо в пользу китайских подрядчиков30.
30. Ryosuke Hanada. Sri Lanka awards port project to China after dropping Japan, India // Nikkei Asian Review. November 25, 2021. URL: >>>> (дата обращения: 10.06.2023).
46 Существуют договоренности о налаживании многостороннего сотрудничества в третьих странах. В сентябре 2017 г. на встрече представителей МИД Японии, США и Индии было решено начать сотрудничество в Непале, Бангладеш и Мьянме. Индия должна была заняться развитием портовой инфраструктуры, Япония — созданием промышленных парков, а США — строительством электростанций, однако реализация проектов не началась31. В 2022 г. ф. Кисида сообщил о намерении Quad инвестировать в инфраструктурные проекты в ИТР порядка 50 млрд долл., но говорить о конкретном наполнении многосторонних инициатив преждевременно.
31. Saki Hayashi. Japan, US and India team to fund Indo-Pacific infrastructure // Nikkei Asian review. April 10, 2018. URL: htps:// asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Japan-US-and-India-team-to-fund-Indo-Pacific-Infrastructure (дата обращения: 17.07.2023).
47 Еще одним направлением японо-индийского сотрудничества в третьих странах является Африка. Географическое положение, культурные и исторические связи, трехмиллионная индийская диаспора в Африке обеспечивают благоприятные условия для использования Индии как плацдарма для проникновения на континент. Африканское и ближневосточное направление уже осваивается японскими компаниями в Индии: Daikin (производство кондиционеров), Maruti Suzuki (внедорожники) экспортируют в Африку и на Ближний Восток продукцию, произведенную в Индии, однако потенциал сотрудничества еще в полной мере не реализован.
48 Африканское направление сотрудничества было впервые обозначено на высшем уровне в совместном заявлении от ноября 2016 г. и официально представлено Н. Моди на встрече Африканского банка развития в мае 2017 г. в виде концепции «Азиатско-африканский коридор роста» (ААКР). Цель масштабной программы, на реализацию которой стороны пообещали выделить 40 млрд долл., заключается в содействии росту и взаимосвязанности стран Азии и Африки за счет реализации проектов в сфере развития, качественной инфраструктуры, институционального сотрудничества, обучения и содействия в наращивании потенциала. Концепция делает акцент на транспарентность, ответственность в финансировании долга, привлечение местных трудовых ресурсов и их обучение, формирование долгосрочной устойчивости экономического роста. В 2018 г. в ходе ежегодного двустороннего саммита было решено создать Платформу японо-индийского делового сотрудничества в регионе Азии и Африки с целью привлечения частного сектора. За несколько лет существования ААКР не принес видимых результатов, что связывают с расплывчатостью и малой экономической привлекательностью концепции «коридора»32. Название ААКР не фигурирует в официальных двусторонних документах, ограничивающихся упоминанием общих направлений сотрудничества в развитии Африки.
32. Takuya Taniguchi. Should We Forget about the Asia-Africa Growth Corridor? // ettre du Centre Asie. 2020. No. 87. URL: https://www.ifri.org/en/publications/editoriaux-de-lifri/lettre-centre-asie/should-we-forget-about-asia-africa-growth (дата обращения: 17.07.2023).
49

Подготовка кадров как фактор экономического роста

50 Отличительной чертой японского экономического присутствия за рубежом является акцент на людские ресурсы. Существуют различные программы обучения как на национальном, так и на местном уровне, направленные на формирование категории работников и управленцев, умеющих работать с японскими технологиями и в перспективе способствующих укоренению японских традиций организации рабочего процесса и контроля за качеством.
51 В 2016 г. подписано соглашение о Программе содействия передаче производственных навыков. Оно рассчитана на 10 лет и предусматривает обучение 30 тыс. человек в аккредитованных японо-индийских производственных институтах, действующих на базе крупных компаний, например Suzuki, Toyota, Daikin, Yamaha (на настоящий момент аккредитовано 22 института), и на специализированных японских курсах в индийских колледжах.
52 В 2017 г. подписано соглашение о стажировках по техническим специальностям, позволяющее индийской молодежи обучаться в Японии в сфере производства, здравоохранения, строительства, текстильной промышленности и сельского хозяйства33. Отдельно существует программа приглашения молодежи из Северо-Восточного региона Индии в Японию, а также обмены в сфере информационных технологий.
33. India, Japan sign agreement to give skilled Indian workers access to Japanese job market // The Hindustan Times. January 18, 2021. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news (дата обращения: 10.06.2023).
53 Япония стремится привлечь индийских граждан на свою страну, прежде всего специалистов в сфере информационных технологий. Опрос, проведенный Министерством экономики, торговли и промышленности в апреле 2019 г., показал, что спрос на ИТ-работников в Японии превысит предложение на 300 тыс. чел. в 2020 г., а к 2030 г. увеличится до 450 тыс. чел. Еще в 2001 г. Япония смягчила визовые требования к индийским ИТ-специалистам, однако в конкурентной борьбе с США и странами Западной Европы за их привлечение Япония оказывается в невыгодном положении вследствие таких факторов, как необходимость знать японский язык для комфортного проживания в стране, закрытость японского общества, высокая стоимость жизни.
54 Япония также ослабляет иммиграционные ограничения лицам, которые могут компенсировать нехватку рабочей силы в стране. В январе 2021 г. подписан меморандум о сотрудничестве с целью содействия перемещению квалифицированных специалистов из Индии в Японию. Меморандум охватывает 14 областей, в т.ч. уход за больными, промышленное машиностроение, судостроение, авиацию, сельское хозяйство, пищевую промышленность и др.
55 ***
56 Интенсификация экономического взаимодействия между Японией и Индией во многом стала результатом их политического сближения и до сих пор характеризуется высокой степенью вовлеченности государства. Индия привлекает Японию как крупная экономическая держава, а также как страна-единомышленник, разделяющая озабоченность ростом Китая и способная балансировать его влияние. Участие Индии в Quad, курс на многовекторность во внешней политике, внутриполитическая стабильность, влияние в Южной Азии и в ИТР, тесные связи с Африкой также являются факторами, способствующими активизации японского бизнеса.
57 За годы существования политического партнерства Индия стала крупнейшим получателем японской ОПР, существенно вырос общий объем инвестиций, увеличилось количество японских компаний в Индии. Провозглашенные Ф. Кисидой инициативы позволяют предположить, что в обозримой перспективе экономический «разворот в сторону Индии» приобретет еще больший масштаб, что подкрепляется оптимизмом японских компаний, привлеченных состоянием и перспективами растущего индийского рынка и намеренных расширять бизнес. Япония рассчитывает на превращение Индии в региональный экспортный хаб, выстраивание новых цепочек добавленной стоимости, налаживание местного производства с целью экспорта продукции в третьи страны. ОПР нацелена на повышение инфраструктурной оснащенности и технического развития Индии до уровня, соответствующего стандартам японского бизнеса. Особенностью японской стратегии является акцент на подготовке местных специалистов и управленцев, что создаст необходимые условия для передачи технологий и принятия японской модели менеджмента, что обеспечит долгосрочный характер экономического присутствия.
58 В то же время нельзя не отметить, что зачастую инициативы не получают развития, проекты оказываются экономически невыгодными, сопряженными с дипломатическими издержками, уязвимыми с точки зрения безопасности, возникают непредвиденные препятствия, как в случае, например, с высокоскоростной железнодорожной линией. Торговые отношения находятся на сравнительно низком уровне, обе страны гораздо больше ориентированы на Китай, чем друг на друга, а соглашение о свободной торговле усугубило проблему торгового дисбаланса. Приходится констатировать, что одной только политической воли лидеров двух стран недостаточно для устранения проблем в экономических отношениях, и их решение потребует взвешенного комплексного подхода.

Библиография

1. Добринская О.А. Индия во внешней политике С. Абэ. Ежегодник Япония. 2019. С. 25–55. DOI: 10.24422/0235–8182–2019–10002

2. Кистанов В.О. Индо-Тихоокеанская стратегия Японии как средство сдерживания Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 1. C. 32–44.

3. Киреева А.А. Япония и Индия: стратегическое партнерство на Индо-Тихоокеанском пространстве. Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. Материалы 7 й международной конференции молодых востоковедов. М., 2020. C. 91–102.

4. Куприянов А.В., Макаревич Г.Г. Индия в постбиполярную эпоху: тридцатилетие поиска места в мире // Международная аналитика. 2021. № 12. С. 74–92. DOI: 10.46272/2587–8476–2021–12–2–74–92

5. Celine Pajon, Isabelle Saint Mezzard. The Japan-India Economic Partnership: an economically driven process // Asie Visions. IFRI. September, 2018. No. 100.

6. Lalima Varma. Japan's Official Development Assistance to India: A Critical Appraisal // India Quarterly. 2009. Vol. 65. No. 3. Рp. 237–250.

7. Shamshad Ahmad Khan. India-Japan Economic Partnership: Potentials, Promises and Prospects. Policy Research Institute // Ministry of Finance of Japan. 2019. URL: https://www.mof.go.jp/pri/international_exchange/visiting_scholar_program/Shamshad2 (дата обращения: 10.06.2023).

8. インド進出のメリット・デメリット|日本企業の進出動向. 海外ビジネス支援プラットフォーム (Преимущества и недостатки расширения бизнеса в Индии. Тенденции продвижения японских предприятий) // Digima. URL: https://www.digima-japan.com/knowhow/india/merit (дата обращения: 10.06.2023).

9. インド投資の優位性と留意点. (Преимущества и проблемы инвестирования в Индию) // Japan Bank of International Cooperation. URL: https://www.jbic.go.jp/ja/information/investment/image/inv_india21.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

10. 在インド日系企業7割以上が事業拡大、輸出拠点化の動きも | 現地発!アジア・オセアニア進出日系企業の現状と今後 — 特集 — 地域・分析レポート — 海外ビジネス情報 — ジェトロ (Состояние и перспективы японских предприятий в Азии и Океании. Доклад ДЖЕТРО) // Jetro. 20.03.2023. URL: https://www.jetro.go.jp/biz/areareports/special/2023/0301/9aa0cf60263ccadb.html (дата обращения: 10.06.2023).

11. ジェトロ世界貿易投資報告 2018年版 (Доклад ДЖЕТРО о состоянии мировой торговли и инвестиций. 2018) // Jetro. URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/world/gtir/2018/15.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести