Развитие человеческого капитала в КНР
Развитие человеческого капитала в КНР
Аннотация
Код статьи
S013128120025967-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гулева Мария Александровна 
Должность: доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ши Шаодун
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Гао Муян
Должность: Аспирант
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
175-190
Аннотация

Ключевым фактором экономических успехов, которые совершила КНР за последние 70 лет, является быстрый и качественный рост человеческого капитала. В статье рассматривается понятие человеческого капитала, связанные с ним элементы древней китайской культуры, объясняются исторические причины, по которым Коммунистическая партия Китая уделяет особое внимание вопросам образования и человеческого капитала. Результаты исследования демонстрируют, что экономический рост и большие достижения в области развития человеческого капитала обусловлены, с одной стороны, образовательной политикой КПК, особенно в период реформ и открытости, а с другой — долгосрочным влиянием китайской древней философии конфуцианства. В прошлом научные круги предпринимали попытки объяснить кратковременный упадок в середине XIX — первой половине XX в. негативным влиянием китайской традиционной культуры, игнорируя при этом ее роль в обеспечении высокого потенциала человеческого капитала, который, в свою очередь, способствовал долгосрочному экономическому росту. Идеи руководителей КНР перекликаются с теорией человеческого капитала, выдвинутой европейскими учеными. Китай делает все больший акцент на экономической функции образования. Сегодня образовательному сектору принадлежит особая роль в повышении национальных научных и культурных стандартов. Си Цзиньпин, нынешний руководитель КНР, также придает большое значение наследованию и развитию конфуцианской образовательной мысли. В своих выступлениях он неоднократно призывает молодежь к усилению нравственного воспитания и самовоспитания. Подчеркивается приоритетность образования, а также усиление воспитательной функции высшего образования. В наше время, когда наука и технологии стремительно развиваются без каких-либо ограничений, они в определенной степени снижают роль человеческого фактора в развитии цивилизации. В этой связи, возможно, уместно рассмотреть ценность человека и значение образования в контексте традиционной восточной культуры. Конфуцианство не только сыграло ключевую роль в образовательном и экономическом развитии китайского общества, но и оказало широкое влияние на страны Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова
Китай, человеческий капитал, образование, экономический рост, конфуцианство, Коммунистическая партия Китая (КПК), технологическое переоснащение
Классификатор
Получено
03.05.2023
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
542
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Экономический рост Китая после начала политики реформ и открытости 1 был впечатляющим — ВВП на душу населения Китая, крупнейшей в мире развивающейся страны, увеличился за 40 лет в 29 раз, превысив к 2021 г. среднемировой показатель (в постоянных долларах 2015 г.). При среднегодовом темпе роста общего ВВП в 9,16 % за 40 лет он достиг к 2021 г. 77 % ВВП США в постоянных долларах, или в 1,17 раза больше, чем в США, если измерять по паритету покупательной способности2.
1. В декабре 1978 г. состоялся 3й пленум ЦК КПК 11-го созыва, на котором Китай провозгласил политику внутренних реформ и открытости внешнему миру.

2. Рассчитано авторами по: The World Bank. World Development Indicators. URL: https://data.worldbank.org/indicator/(дата обращения: 20.04.2023).
2 Причины высоких темпов долгосрочного экономического роста Китая объясняются достаточными инвестициями в физический капитал, устойчивым технологическим прогрессом, но — прежде всего — высоким уровнем инвестиций в человеческий капитал3. За последние 70 лет КНР поддерживала высокие темпы роста человеческого капитала. В 1949 г. 80 % населения было неграмотным. В 2021 г. Ожидаемая продолжительность обучения достигла 14,2 лет, что всего на 1,6 года меньше, чем в России, и на 1,9 года меньше, чем в США4. Сегодня КНР имеет внушительный по численности запас человеческого капитала — с 2000 по 2023 г. Китай в совокупности выпустит 136 млн выпускников университетов, что почти равно численности населения РФ5. Анализ причин высоких показателей роста человеческого капитала в Китае позволит понять, почему Китай смог сохранить высокие темпы экономического роста на протяжении полувека.
3. Мельянцев В.А. КНР и США, кто кого: сравнение основных параметров экономического развития // Азия и Африка сегодня. 2019. № 8. C. 5–14. DOI: 10.31857/S032150750005767–5; Мельянцев В.А. Влияние накопления, человеческого капитала и институтов на рост производительности в развитых и развивающихся странах // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2 C. 14–28. DOI: 10.31857/S032150750018791–2

4. UNDP (United Nations Development Programme). Human Development Report 2021–22: Uncertain Times, Unsettled Lives: Shaping our Future in a Transforming World. New York, 2022.

5. Рассчитано авторами по: Национальное бюро статистики КНР. Китайский статистический ежегодник 2022. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2022/indexch.htm (дата обращения: 20.04.2023).
3

Концепция человеческого капитала: история становления и основные трактовки

4 Формирование концепции человеческого капитала, насчитывающей почти 300-летнюю историю, тесно связано с развитием экономической теории. На сегодняшний день существуют различные трактовки как самого понятия, так и концепции в целом.
5 Самые первые размышления о человеческом капитале можно обнаружить еще в трудах античных философов. Так, Платон в своем знаменитом трактате «Государство» рассуждал об экономической ценности образования и обучения6. Аристотель также признавал экономическую роль образования и важность его государственной поддержки для обеспечения общественного благосостояния7.
6. Бутенко Н.А. Проблемы образования и воспитания в учении Платона об идеальном государстве // Инновационная наука. 2016. № 5–3 (17).

7. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1984. С. 67–69.
6 Принято считать, что впервые всесторонне применил идею человеческого капитала английский экономист Уильяма Петти (1623–1687). Его теоретические разработки заложили основу трудовой теории стоимости. По утверждению У. Петти, труд определяет стоимость. В своем «Трактате о налогах и сборах» (1662) он утверждал, что «труд — отец богатства, а земля — его мать» и что качество людей определяет уровень рабочей силы8.
8. Петти У. Трактат о налогах и сборах. М.: Ось-89, 1997. С. 90.
7 Столетие спустя Адам Смит (1723–1790) впервые сформулировал понятие человеческого капитала. В 1776 г. в своем знаменитом «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он писал, что труд создает стоимость и что «если какой-либо вид труда требует особенного искусства и ловкости, то уважение, с которым люди относятся к таким способностям, придает их продукту большую стоимость, чем это соответствовало бы времени, затраченному на него»9.
9. Смит В. Исследование о природе и причинах богатства народов.М.: Бомбора. 2007. С. 103.
8 Многие идеи трудовой теории стоимости Карла Маркса (1818–1883) совпадают с положениями современной концепции человеческого капитала. К. Маркс не выдвигал авторскую концепцию человеческого капитала и не проводил специальных исследований по этой теме. В своем «Капитале» (1867) он писал: «Стоимость каждого товара определяется количеством труда, материализованного в потребительной стоимости товара, рабочим временем, общественно необходимым для его производства»10. Это потребление простого труда, которым в среднем располагает каждый обычный человек, не обладающий никакими знаниями. Сложный труд выше и сложнее среднего общественного труда, он самовоспроизводится или умножается на простой труд и может материализовать больше стоимости, чем простой труд, за тот же промежуток времени. Этот вид труда требует более высоких затрат на образование, на его производство уходит больше рабочего времени, и поэтому он имеет более высокую стоимость.
10. Маркс К. Капитал. М.: Лениздат. 2018. С. 118.
9 В 1960 г. в своей президентской инаугурационной речи на ежегодном собрании Американской экономической ассоциации лауреат Нобелевской премии Теодор Шульц (1902–1998) официально представил научному сообществу теорию человеческого капитала. Т. Шульц сумел преодолеть скептицизм со стороны признанных экономических авторитетов, систематизировать свои взгляды и выдвинуть целостную теорию. Поэтому он по праву считается «отцом человеческого капитала». С тех пор он опубликовал несколько работ: «Образование и экономический рост» (1961), «Инвестиции в человеческий капитал» (1961) и «Размышления об инвестициях в человека» (1962)11. Т. Шульц отметил, что капитал не всегда является материальным и осязаемым, он также может быть воплощен в рабочей силе, образуя «человеческий капитал». Человеческий капитал относится прежде всего к знаниям и навыкам, которые проявляются в самих работниках и рабочей силе, и является основным фактором современного экономического роста и эффективной экономики. Шульц утверждал, что человеческий капитал является определяющим фактором социального прогресса, но его приобретение не является бесплатным и требует ресурсов, а формирование знаний и навыков является результатом инвестиций.
11. Schultz, Theodore W. Investment in human capital // The American economic review. 1961. No. 51.1. Рp. 1–17; Schultz, Theodore W. Reflections on investment in man // Journal of political economy. 1962. No. 70.5, Part 2. Рp. 1–8; Schultz, Theodore W. Investment in human capital // The American economic review. 1961. No. 51.1. Рp. 1–17.
10 Большой вклад в развитие теории человеческого капитала внес еще один американский экономист — Гэри Беккер (1930–2014). По его мнению, образование можно рассматривать как инвестиции, которые приносят учащемуся определенную норму прибыли. Беккер разработал модели для анализа возврата инвестиций в различные виды обучения на рабочем месте12.
12. Becker, Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 1964. Р. 9–49.
11 Нобелевский лауреат, американский экономист Р. Лукас (1937–2023) утверждал, что человеческий капитал формируется в основном через образование и обучение на практике (learning-by-doing)13.
13. Lucas. R.E. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988.
12 Впоследствии в ходе многочисленных научных исследований было доказано, что человеческий капитал действительно является важным фактором стимулирования экономического роста 14.
14. Lucas. R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. 1988. No. 22 (1). Рp. 3−42; Romer. P. M. Endogenous technological change // Journal of political Economy, 1990. 98 (5). Рp. 71–102; Mankiw, N.G., Romer, D. & Weil, D.N. A contribution to the empirics of economic growth // The Quarterly Journal of Economies. 1992. No. 107 (2). Рp. 407−437.
13 Экономическое сообщество в целом принимает определение человеческого капитала, данное Т. Шульцем: «Образование, полученное человеком, становится человеческим капиталом, когда оно предоставляет экономически ценную и продуктивную услугу»15.
15. Schultz, Theodore W. Human capital investment. 1990. Рp. 57−60.
14 По данным Всемирного банка (2020), человеческий капитал состоит из знаний, навыков и здоровья, которые люди накапливают в течение жизни.
15 Нобелевский лауреат Дж. Хекмана (род. 1944), обобщив результаты проведенных исследований, пришел к выводу о необходимости расширить понятие человеческого капитала. По мысли ученого, помимо навыков и образования, в него необходимо также включить такие трудно поддающиеся измерению характеристики, как мотивация, саморегуляция, самооценка и сосредоточенность16.
16. James J. Heckman, Shuaizhang Feng. China’s Investments in Skills // Front. Econ. China, 2018. No. 13(4). Рp. 531‒558. DOI: 10.3868/s060–007–018–0025–5
16 Китайские ученые Ю Цзинвэнь, Ван Мин, Гун Лютан, в свою очередь, сумели эмпирически доказать, что люди, которые имеют более высокую поведенческую мотивацию, способны достичь более высоких показателей отдачи и тем самым увеличить свои инвестиции в человеческий капитал17.
17. 余靖雯, 王敏,龚六堂. 主宰命运还是顺天由命? (Юй Цзинвэнь и др. Доминировать над судьбой или следовать судьбе?) // 内外控人格特征与人力资本投资. 经济学, 2021年. 21(6).
17 Таким образом, образование остается наиболее важным компонентом концепции человеческого капитала и имеет неоспоримую ценность. Вместе с тем сама концепция нуждается в расширении. Вероятно, что некоторые черты характера и особенности личности, способствующие получению образования и повышающие его уровень, также должны рассматриваться как человеческий капитал.
18

Идея человеческого капитала в Древнем Китае

19 Сократ и Платон (V—IV вв. до н.э.) были великими педагогами древности. В Древнем Китае приблизительно того же периода одним из главных мыслителей, чье наследие дошло до наших дней, был Конфуций (VI—V вв. до н.э.). Все они были духовными учителями западной и китайской цивилизаций. Сократ, Платон и Аристотель известны как «три греческих мудреца», а Конфуций стал одним из самых цитируемых мастеров мысли, что свидетельствует о значительном влиянии его просветительских идей18.
18. 程军. 对世界教育学发展历史轨迹的大数据考察 (Чэн Цзюнь. Исследование больших данных исторической траектории развития педагогики в мире») // 中国教育科学. 2022 年. 5.1. 第11页.
20 Начало глобальных перемен в системе образования началось при жизни Конфуция. До V в. до н.э. получить образование в Китае могли только дети чиновников. Конфуций выступал за образование для простого народа, обучал учеников независимо от их происхождения и относился ко всем равно. Идея «образование — для всех» расширила социальную базу образования и внесла положительный вклад в улучшение человеческого капитала общества.
21 «Лунь Юй» («论语») — сборник афоризмов, диалогов и заметок, составленный учениками Конфуция, — один из главных философских трактатов конфуцианства. В нем нашли отражение политические идеи, морально-этическое учение, педагогические принципы Конфуция и конфуцианской школы, а также взгляды философа на китайское государство и систему управления.
22 Приведем пример. Однажды Конфуций отправился в государство Вэй и увидел, что его население процветает.19 «Учитель сказал: “Народу здесь много!” Жань Ю спросил: “Народу здесь много, но что надо сделать (для него)?” (Учитель) ответил: “Надо сделать его богатым”. (Жань Ю) спросил: “Когда он станет богатым, что надо еще сделать (для него)?” (Учитель) ответил: “Надо его воспитать!”»20.
19. Вэй — одно из трех царств эпохи Древнего Китая.

20. Конфуций. Суждения и беседы /Пер. с кит.; вступ. ст. и комм. Л.С. Переломова. — М.: РИПОЛ классик, 2017. (перевод Л. С. Переломова).
23 Таким образом, Конфуций утверждал важность богатства, а затем и образования в развитии страны, особенно когда население страны начинало увеличиваться.
24 Примечательно, что это совпадает с неоклассической теорией экономического роста, разработанной спустя 200 лет после того, как Адам Смит создал свою экономическую теорию в XVIII в. Производственная функция Кобба-Дугласа, наиболее представительная модель неоклассицизма, первоначально использовала переменных фактора производства — количество труда и физического капитала21. Более поздние модели, созданные на основе производственной функции Кобба-Дугласа и усовершенствованные добавлением фактора человеческого капитала, до сих пор используются экономистами для объяснения экономического роста (формула 1), а идея Конфуция об инвестициях в образование и человеческий капитал для содействия национальному развитию была разработана 2 400 лет назад.
21. Функция была предложена шведским экономистом Кнутом Викселлем, а затем проверена на статистических данных американскими математиками и экономистами Чарльзом Уиггинсом Коббом и Полом Ховардом Дугласом.
25 Y=AKαLβHγ (1),
26 где Y — выпуск в совокупной экономике, т.е. ВВП, A — уровень технологии, K — уровень физического капитала, H — уровень человеческого капитала, L — объем вложенного труда, α — эластичность выпуска по физическому капиталу, β — эластичность выпуска по труду и γ — эластичность выпуска по человеческому капиталу.
27 В древнем и средневековом китайском обществе существовал культ грамотности и образования. Считалось, что образованные люди хорошо разбираются в конфуцианской классике и поэтому имеют возможность преуспеть в государственных делах. По данным экономиста-международника, профессора В.А. Мельянцева, уровень грамотности взрослых в Китае в XI в. достиг 20–30 %, что намного выше, чем в Индии (10–15 %) или в Египте (8–12 %)22. Конфуцианство придавало большое значение обучению грамоте, просвещение являлось условием нравственного совершенствования. Конфуций считал, что высший путь обучения — это воспитание 君子 (цзюнь цзы — «благородного мужа») и贤 人 (сянь жэнь — «мудреца»), который сможет «совершенствовать себя, знает, как управлять людьми. Тот, кто знает, как управлять людьми, знает, как управлять царствами Поднебесной»23.
22. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: Издательство МГУ, 1996. С. 61.

23. Оригинальный текст: «修身、齐家、治国、平天下» из «Да сюэ» (大学, 2я книга конфуцианского «Четверокнижия», классического произведения конфуцианства). Перевод: Конфуцианское "Четверокнижие" («Сы-Шу») /Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова (отв. ред.), П.С. Попова. Издательство: Ин-т Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2004. — 432 с.
28 Накопив богатый опыт в своей самобытной образовательной практике, древнекитайские философы — Конфуций, Моцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Чжу Си — постепенно развивали и дополняли теорию, принципы и методы обучения24. Во многом именно этим объясняется высокое качество человеческого капитала в Древнем Китае, обеспечившее, в свою очередь, высокий уровень технологических инноваций, о котором свидетельствуют «четыре великих изобретения», как их назвал китаист Джозеф Нидэм, — бумага, компас, порох и печать.
24. Китайские имена: 孔子、 墨子、 孟子、 荀子、朱熹.
29 Просвещенными европейцами конфуцианство начало признаваться уже в XVI в. По мнению ученого Юй Цзяньфу, «в новое время в Европе идеи гуманистического всеобщего и равного образования и его связи с реализацией демократии, так или иначе, связаны с китайской конфуцианской образовательной мыслью»25. Записки, оставленные итальянским миссионером XVI в. Маттео Риччи, заложили основы влияния конфуцианства на западную культуру. В 1614 г. французский миссионер Николя Триго перевел книгу на латынь и опубликовал ее в Германии под названием «О христианской миссии в Китае, предпринятой Обществом Иисуса» (De Christiana expeditione Sinas suscepta аpud Societate Jesu).26
25. 于建福. 儒家文化教育对欧洲近代文明的影响与启示 (Юй Цзяньфу. Влияние и вдохновение образования конфуцианской культуры на современную европейскую цивилизацию) // 教育研究. 2007年. 第76–82页.

26. 利玛窦, 金尼阁. 利玛窦中国札 (Маттео Риччи, Николя Триго. Китайский дневник Риччи) // 北京, 中华书局, 1983年. 第29、 34、86、127页.
30

Человеческий капитал и Коммунистическая пария Китая

31 Основатель Китайской Народной Республики Мао Цзэдун окончил в свое время Первый педагогический университет пров. Хунань. Впоследствии, как архитектор политики нового государства, он всегда много внимания уделял вопросам образования. Мао испытал глубокое влияние традиционной китайской системы обучения, был хорошо знаком с классическими трудами конфуцианства и других философских школ, однако безоговорочно традиционную китайскую образовательную мысль он не принимал. Великий кормчий выступал за «очищение процесса развития древней культуры, устранение ее феодальных пережитков и восприятие ее демократической сущности»27. В то же время Мао отказался от образовательной философии капитализма, впитав теорию Ж.Ж. Руссо о естественном образовании и идею Д. Дьюи о теории гражданского воспитания. Так, например, для того чтобы «дать людям, не посещавшим школу, шанс получить образование», в г. Хунань были организованы вечерние школы для рабочих28. В революционный период школы открывали везде, где шла политическая и идеологическая борьба29. Концепция Мао об образовании для масс, с ее акцентом на равенство возможностей, неотделима от образовательных идей Конфуция и Запада.
27. 毛泽东选集(第 2 卷) (Избранные произведения Мао Цзэдуна (том 2)) // 人民出版社. 1991年.第 707–708页.

28. 毛泽东早期文稿.长沙 (Ранние рукописи Мао Цзэдуна. Чанша) // 湖南人民出版社.2020年.第194–195页.

29. 胡为雄 毛泽东对中国教育的重大贡献. (Ху Вэйсюн. Основной вклад Мао Цзэдуна в китайское образование) // 毛泽东邓小平理论研究. 2022年(1). 第56–67页.
32 Мао Цзэдун постепенно принял теорию К. Маркса о ценности труда и человеческого капитала, а также усвоил марксистскую концепцию о всестороннем развитии человека, включающем в себя удовлетворение человеческих потребностей, обогащение социальных отношений человека, повышение его интеллекта. Мао Цзэдун отмечал, что после захвата власти пролетариатом необходимо «сочетать образование с фабричным трудом» и «сочетать образование с материальным производством»30. Идеи Мао соответствуют идеологии человеческого капитала, направленной на развитие личности, и концепции «обучения на практике» (learning-by-doing).
30. 马克思恩格斯选集(第 3 卷) (Избранные произведения Маркса и Энгельса (том 3)) // 人民出版社. 2012年.第 278页.
33 После основания нового Китая (КНР) в 1949 г. общий коэффициент охвата населения высшим образованием составлял всего 0,26 %, а неграмотными были более 80 % населения31. Мао Цзэдун взял на себя инициативу по борьбе с неграмотностью, опираясь на советский опыт в области образования, активно создавая социалистические университеты, чтобы дать крестьянам и интеллигенции возможность учиться одновременно с работой. Таким образом, хотя в 1949 г. в Индии, например, уровень неграмотности составлял те же 80 %, что и в Китае, к 1980-м гг. в КНР он был примерно на 25 п.п. ниже, чем в Индии (рис. 1), и неграмотными были уже лишь около трети населения.
31. Гулева М.А. Экономические проблемы системы образования КНР. Анализ современной ситуации и перспектив развития. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. C. 15–20.
34

35 Рис. 1. Уровень неграмотности в Китае и Индии
36 Figure 1. Illiteracy rates in China and India
37 Источники: The UNESCO Institute for Statistics // UIS.Stat. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения 20.03.2023); The Ministry of Statistics and Programme Implementation. URL: http://mospi.nic.in/ (дата обращения 20.03.2023); Хроники образования Китая. URL: https://www.edu.cn/edu/jiao_yu_zi_xun/fa_zhan_shi/da_shi_ji/200908/t20090826_402358.shtml (дата обращения 20.03.2023).
38 Дэн Сяопин был главным архитектором китайской политики «реформ и открытости». Хотя он не оперировал непосредственно человеческого капитала, десятилетия теоретической и практической деятельности показывают, что Дэн Сяопин много размышлял в этом направлении. Так, он однажды заметил: «Мы часто говорим, что люди — самый активный фактор производительности. Под людьми мы подразумеваем тех, кто обладает определенными научными знаниями, производственным опытом и трудовыми навыками для использования орудий производства и реализации производства материальных ценностей». «Мы должны воспроизводить работников со всесторонним развитием моральных, интеллектуальных и физических способностей…» 32. Т. Шульц в то же время утверждал, что «человеческий капитал — это капитал, воплощенный в работниках, сформированный посредством инвестиций и состоящий из их знаний, навыков и физической силы». Эти рассуждения тесно переплетаются друг с другом.
32. 邓小平. 邓小平文选(第二卷) (Дэн Сяопин. Избранные труды Дэн Сяопина (том 2)). 北京: 人民出版社. 1994年. 第108页.
39 Дэн Сяопин делал упор на инвестиции в человеческий капитал. Во-первых, он неоднократно призывал уделять большее внимание способным людям, «создать в партии атмосферу уважения к знаниям и талантам. Мы должны противостоять ошибочной идее неуважения к интеллектуалам. Будь то умственный или физический труд, это все труд. Те, кто занимается умственным трудом, тоже трудятся». «Необходимо нарушать правила, чтобы открывать, отбирать и обучать выдающиеся таланты».33 Во-вторых, особое внимание уделялось образованию и обучению на рабочем месте на всех уровнях. С 1977 г. была восстановлена единая система вступительных экзаменов в вузы. Дэн Сяопин отметил: «Если наша страна хочет достичь передового мирового уровня, с чего мы должны начать? Я думаю, что мы должны начать с науки и образования… Мы должны овладеть образованием одновременно с наукой и технологиями. Мы должны начать с начальной школы и перейти к средней школе и университету».34 В-третьих, Дэн Сяопин говорил о необходимости законодательной защиты прав и интересов учащихся и учителей. В целях повышения доходов работников сферы образования и увеличения государственных расходов на образование были приняты Закон об обязательном образовании и Закон КНР об учителях.
33. 邓小平. 邓小平文选(第二卷) (Дэн Сяопин. Избранные труды Дэн Сяопина (том 2)). 北京: 人民出版社. 1994年. 第110页.

34. 邓小平. 邓小平文选(第二卷) (Дэн Сяопин. Избранные труды Дэн Сяопина (том 2)). 北京: 人民出版社. 1994年. 第110页.
40 Идеи Дэн Сяопина второй половины 1980х гг. перекликаются с теорией человеческого капитала Т. Шульца. Китай делает все больший акцент на экономической функции образования, вплоть до того, что часть образовательного сегмента была отнесена к третичному сектору услуг. В 1978 г. уровень охвата средним образованием в Китае составлял всего 54 %, что было немного выше среднего мирового показателя, а к 2010 г. он уже превысил 90 %, что намного выше, чем в других развивающихся странах, включая Индию, где этот показатель составлял всего 60 %35. Государственные расходы на образование в Китае также выросли с 2 % от ВВП в 1978 г. до 4 % в 2022 г.
35. Ши Шаодун, Гулева М.А. 14я «пятилетка» и развитие образования в КНР // Азия и Африка сегодня. 2022. № 5. С. 5–12. DOI: 10.31857/S032150750020166–4
41 Си Цзиньпин, нынешний руководитель КНР, также придает большое значение наследованию и развитию конфуцианской образовательной мысли. Так, в своих выступлениях он неоднократно призывал китайскую молодежь совершенствовать нравственное воспитание и самовоспитание. В текстах его докладов нередки цитаты из «Лунь Юй». В частности, повторяя вслед за Конфуцием: «Учиться, не думая, — безрассудно; думать, не учась, — опасно», Си Цзинпин указал молодым студентам на важность обучения как инструмента формирования личности36.
36. Оригинальный текст: «学而不思则罔,思而不学则殆».
42 Си Цзиньпин, в развитие идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, сделал ряд важных замечаний об образовании. Во-первых, он указал на жизненно важную роль талантов и необходимость их взращивания, определив тем самым фундаментальную задачу партии и правительства. Во-вторых, он разъяснил особый статус и роль учителей, уделив отдельное внимание вопросам их лечения. В-третьих, Си Цзиньпин подчеркнул ведущую роль партии в образовании, предложив воспитывать молодых людей с «идеалами, навыками и приверженностью, одновременно усиливая идеологическое и политическое образование молодежи»37. Подчеркивается приоритет образования, а также отдельное значение воспитательной функции высшего образования.
37. Гулева М.А. Построение системы нравственного воспитания в китайских школах // Экономика образования. 2023. № 3. C. 20–23.
43 С 2012 г. темпы роста числа студентов высших учебных заведений значительно увеличились — с 30 % до 54 % в период с 2012 по 2020 г., что более чем в два раза превышает показатели Индии в 2020 г. К 2019 г. число студентов, обучающихся на всех ступенях высшего образования в Китае, достигло 40 млн человек, что примерно равно 1/8 населения США, 1/3 населения Японии или населения Канады (рис. 2).
44

45 Рис. 2. Выпускники и охват населения высшим образованием КНР
46 Figure 2. Graduates and enrollment in higher education in the PRC
47 Источник: 中国统计年鉴 (Китайский статистический ежегодник) / / 中国国家统计局. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/ (дата обращения: 12.04.2023).
48 Таким образом, КПК на протяжении всей истории нового Китая уделяла пристальное внимание инвестициям в человеческий капитал: при Мао Цзэдуне удалось сократить неграмотность, при Дэн Сяопине — увеличить число учащихся на всех уровнях образования, особенно среднего, при Си Цзиньпине приоритетным стало развитие высшего образования. Несколько поколений китайских лидеров формулировали различные образовательные стратегии, исходя из потребностей своего времени. Стоит также отметить, что позиция КПК в отношении инвестиций в человеческий капитал формировалось как под влиянием традиционного для китайской культуры акцента на образование, так и в результате усвоения и интеграции западных концепций человеческого капитала.
49 ***
50 В середине XIX в. мощь Китая была значительно ослаблена неправильной моделью развития и поражением в двух Опиумных войнах, что привело к превращению страны в полуколониальное и полуфеодальное государство. В течение следующего века двухтысячелетние образовательные традиции Китая были вынуждены противостоять образовательным концепциям, импортированным с Запада. Только после основания КНР в 1949 г. Китай восстановил свой образовательный суверенитет и в течение последующих 70 лет инвестировал в человеческий капитал своего 1,4-миллиардного населения, и сегодня намного превосходит по показателям другие развивающиеся страны. Согласно нашим прогнозам, к 2035 г. уровень охвата высшим образованием в Китае будет сопоставим с США и достигнет примерно 90 % от его уровня. К 2040 г. Китай выпустит больше студентов университетов, чем все население США.
51 По словам российского востоковеда А.А. Маслова, «если взглянуть на историю, то на протяжении тысячелетий Китай был одной из успешных стран мира, с одной из самых сильных преемственностей цивилизации, сохраняя при этом развитую культуру, науку и хорошо развитую систему подготовки человеческих ресурсов»38. Согласно рейтингу университетов QS2022, 11 китайских университетов входят в сотню лучших в мире39. Численность китайского научно-исследовательского персонала в сфере НИОКР выросла с менее 70 % в 2000 г. до почти 132 % от уровня США в 2019 г. и, по нашим прогнозам, до более чем 2,5 млн человек в 2022 г. (рис. 3).
38. 我眼中的中国经济:挑战、对策与展 (Маслов А.А. Экономика Китая моими глазами: вызовы, меры противодействия и перспективы). China Pictorial press. 2021. 第192页.

39. QS World University Rankings 2022 // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения: 20.03.2023).
52

53 Рис. 3. Общий персонал НИОКР (1000 человек)
54 Figure 3. Total R&D personnel (1000 persons)
55 Источник: рассчитано авторами по: The World Bank // URL: https://data.worldbank.org.cn/indicator/SP.POP.SCIE.RD.P6?locations=CN-IN (дата обращения: 20.03.2023).
56 В 2019 г. государственные расходы КНР на образование достигли 4,1 % от ВВП. Хотя это ниже, чем в ряде стран, таких как Бразилия, ЮАР, Россия и США, и чем аналогичный показатель в странах с высоким уровнем доходов (4,9 %), однако если добавить 2,5 % ВВП40, которые тратят домохозяйства на образование, то совокупные расходы КНР на образование превысят расходы большинства стран мира. Отчасти это объясняется современной образовательной политикой КПК, а отчасти — влиянием конфуцианских традиций.
40. 魏易. 中国教育财政家庭调查报告 (2019) (Вэй И. Отчет об обследовании домохозяйств по финансированию образования в Китае. 2019). 社会科学文献出版社. 2019年. 第317页.
57 Конфуцианство, лежащее в основе китайской культуры, не только сыграло ключевую роль в образовательном и экономическом развитии китайского общества, но и оказало значительное влияние на страны Юго-Восточной Азии. Результаты международных тестов успеваемости учащихся из этих стран свидетельствуют о высоком качестве образования. За последние несколько десятилетий эти государства либо вошли в число стран с высоким уровнем доходов, либо имеют высокий потенциал экономического роста, в то время как страны, отстающие по качеству образования, в основном попали в так называемую «ловушку среднего дохода» (Мексика, Аргентина, Египет, Перу и др.) (рис. 4).
58

59 Рис. 4. Унифицированные результаты по международным тестам образовательных достижений
60 Figure 4. Unified results on international tests of educational achievement
61 Источники: Построено авторами по данным: Harmonized Learning Outcomes (HLO) Database. The World Bank // Data Catalog. URL: https://datacatalog.worldbank.org/search/dataset/0038001 (дата обращения: 20.03.2023).
62 Древнекитайскую конфуцианскую образовательную мысль несправедливо критикуют за сосредоточенность на подготовке бюрократов и препятствование научно-техническому прогрессу41. Эту мысль опровергли ученые, которые с помощью квазиэкспериментов с использованием исторических данных наглядно продемонстрировали, что регионы Китая с сильной конфуцианской культурой более развиты в области образования и накопления человеческого капитала (большее количество вузов в этих регионах), что, в свою очередь, оказывает влияние на инновации (большее количество патентов в этих регионах)42. Концепция человеческого капитала несомненно является крупным достижением в экономике и теории экономического роста. Для развития цивилизации идея человеческого капитала сопровождалась отчуждением людей — они работают не для улучшения качества жизни, а для максимизации спроса на рабочую силу, для индустриализации, получают образование не для достижения внутреннего изобилия, а для конкуренции в умственном труде, чтобы удовлетворить потребность в квалифицированных и инновационных людях для промышленного развития43.
41. Базарова А.Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. С. 169–172.

42. 王文凯, 儒家文化与企业创新. (Ван Вэнькай. Конфуцианская культура и корпоративные инновации) // 产业经济评论, 2021(5). 第61–78页.

43. Мельянцев В.А. Влияние накопления, человеческого капитала и институтов на рост производительности в развитых и развивающихся странах // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 14–28. DOI: 10.31857/S032150750018791–2
63 Казалось бы, технологические достижения призваны служить людям. Однако современные технологии уже не только помогают делать повседневную жизнь человека проще, лучше и насыщеннее — они прорывают границы человеческой цивилизации, как, например, ChatGPT-4 — новое поколение искусственного интеллекта, чья способность обучаться и справляться с тестами превышает способности большинства людей и он даже может превзойти человека в творчестве44. Возникает вопрос: есть ли смысл инвестировать в образование и человеческий капитал, если способность искусственного интеллекта к обучению превзошла способность самих людей, а собственная производственная ценность человека может оказаться слабее, чем у машин? Ответ, вероятно, будет найден лишь в будущем. Современное китайское общество так или иначе продолжит базироваться на конфуцианских ценностях, способствующих устойчивому научно-техническому прогрессу.
44. Что такое GPT-4 и как получить доступ к ChatGPT 4 в России и Белоруссии // vc.ru. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2023).

Библиография

1. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1984. С. 67–69.

2. Базарова А.Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. С. 169–172.

3. Бутенко Н.А. Проблемы образования и воспитания в учении Платона об идеальном государстве. // Инновационная наука. 2016. № 5–3 (17).

4. Гулева М.А. Построение системы нравственного воспитания в китайских школах // Экономика образования. 2023. № 3. C. 20–23.

5. Гулева М.А. Экономические проблемы системы образования КНР. Анализ современной ситуации и перспектив развития. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. C. 15–20.

6. Конфуцианское Четверокнижие «Сышу». М.: Восточная литература. 2004. С. 137.

7. Конфуций. Суждения и беседы. М.: Шанс. 2019. С. 253.

8. Маркс К. Капитал.М.: Лениздат. 2018. С. 118.

9. Мельянцев В.А. Влияние накопления, человеческого капитала и институтов на рост производительности в развитых и развивающихся странах // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. C. 14–28. DOI: 10.31857/S032150750018791–2

10. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: Издательство МГУ, 1996. 304 с.

11. Мельянцев В.А. КНР и США, кто кого: сравнение основных параметров экономического развития // Азия и Африка сегодня. 2019. № 8. C. 5–14. DOI: 10.31857/S032150750005767–5.

12. Мельянцев В.А. Влияние накопления, человеческого капитала и институтов на рост производительности в развитых и развивающихся странах // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 14–28. DOI: 10.31857/S032150750018791–2

13. Петти У. Трактат о налогах и сборах. М.: Ось-89, 1997. 112 с.

14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Бомбора. 2007. С. 103.

15. Ши Шаодун, Гулева М.А. 14 я «пятилетка» и развитие образования в КНР // Азия и Африка сегодня. 2022. № 5. С. 5–12. DOI: 10.31857/S032150750020166–4.

16. Becker, Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical. Analysis, with Special Reference to Education 1964. Рр. 9–49.

17. James J. Heckman, Shuaizhang Feng. China’s Investments in Skills. Front. Econ. China, 2018, 13 (4). Рр. 531‒558 DOI: 10.3868/s060–007–018–0025–5

18. Lucas. R.E. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics. 1988. 22 (1). Рp. 3−42.

19. Lucas. R.E. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics. 1988. 35 p.

20. Mankiw, N.G., Romer, D. & Weil, D.N. A contribution to the empirics of economic growth. The Quarterly Journal of Economies. 1992 107 (2). Рр. 407−437.

21. Romer. P. M. Endogenous technological change. Journal of political Economy, 1990. 98 (5). Рр.71–102.

22. Schultz, Theodore W. Education and economic growth. Teachers College Record. 1961, 62.10 Рр. 46–88.

23. Schultz, Theodore W. Human capital investment. 1990. P. 27.

24. Schultz, Theodore W. Investment in human capital. The American economic review. 1961, 51.1. Рр. 1–17.

25. Schultz, Theodore W. Reflections on investment in man. Journal of political economy. 1962, 70.5, Part 2. Рр. 1–8.

26. UNDP (United Nations Development Programme). 2022. Human Development Report 2021–22: Uncertain Times, Unsettled Lives: Shaping our Future in a Transforming World. New York.

27. 程军: “对世界教育学发展历史轨迹的大数据考察” (Чэн Цзюнь. Исследование больших данных исторической траектории развития педагогики в мире) // 中国教育科学. 2022年 (5). 第11页.

28. 邓小平: “邓小平文选(第二卷) ” (Дэн Сяопин. Избранные труды Дэн Сяопина (том 2)) // 北京: 人民出版社, 1994年. 第108页.

29. 胡为雄: “毛泽东对中国教育的重大贡献” (Ху Вэйсюн. Основной вклад Мао Цзэдуна в китайское образование) 毛泽东邓小平理论研究. 2022年(1). 第56–67页.

30. 利玛窦, 金尼阁. 利玛窦中国札 (Маттео Риччи, Николя Триго. Китайский дневник Риччи) // 北京, 中华书局, 1983年. 第29、 34、86、127页.

31. 马克思: 资本论 (К. Маркс. Капитал. Книжный магазин Шанхай Саньлянь) // 山海三联书店. 2013年. 第796页.

32. 马克思恩格斯选集(第 3 卷) (Избранные произведения Маркса и Энгельса (том 3)) // 人民出版社. 2012年. 第 278页.

33. 马斯洛夫: “我眼中的中国经济:挑战、对策与展” (Маслов А.А. Экономика Китая моими глазами: вызовы, меры противодействия и перспективы) // 中国图书出版社,北京. 2021年. 第 192页.

34. 毛泽东选集(第 2 卷) (Избранные произведения Мао Цзэдуна (том 2)) // 人民出版社. 1991年. 第 707–708页.

35. 毛泽东早期文稿 (Ранние рукописи Мао Цзэдуна) // 湖南人民出版社,长沙. 2020年. 第194–195页.

36. 王文凯: “儒家文化与企业创新” (Ван Вэнькай. Конфуцианская культура и корпоративные инновации) // 产业经济评论, 2021年(5), 第61–78页.

37. 魏易: “中国教育财政家庭调查报告” (Вэй И. Отчет об обследовании домохозяйств по финансированию образования в Китае) // 社会科学文献出版社. 2019年. 第 317页.

38. 亚当斯密: 国富论 (Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов) // 华夏出版社. 2005年. 第726页.

39. 于建福: “儒家文化教育对欧洲近代文明的影响与启示” (Юй Цзяньфу. Влияние и вдохновение образования конфуцианской культуры на современную европейскую цивилизацию.) // 教育研究, 2007 年(11). 第 76–82页.

40. 余靖雯, 王敏,龚六堂: “主宰命运还是顺天由命? ——内外控人格特征与人力资本投资” (Юй Цзинвэнь, Ван Минь, Гун Лютан. Доминировать над судьбой или следовать судьбе? Черты личности внутреннего и внешнего контроля и инвестиции в человеческий капитал) // 经济学. 2021年 6期. 第20页。

41. 中国国家统计局 (Китайский статистический ежегодник) //中国统计年鉴. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/ (дата обращения: 12.04.2023)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести