Индо-Тихоокеанская стратегия Республики Корея
Индо-Тихоокеанская стратегия Республики Корея
Аннотация
Код статьи
S013128120025775-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Самсонова (Пак) Виктория Георгиевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ким Ен Ун
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: 117977, Москва, Нахимовский пр-т, д. 32
Выпуск
Страницы
58-69
Аннотация

Американская политика в Индо-Тихоокеанском регионе, основные принципы которой были изложены в декабре 2017 г. в Стратегии национальной безопасности США, направлена на сохранение однополярного мира в эпоху глобальных перемен, подрывающих претензии США на мировое господство. Чем сильнее подрывается авторитет сюзерена однополярного мира, тем более разнообразными и опасными становятся его попытки сохранить господствующую роль за счет вовлечения в свою орбиту стран, которые ранее занимали нейтральную позицию в оценке действий унилатералистов. В статье анализируется южнокорейская политика в отношении Индо-Тихоокеанской стратегии, исследуются ее политические и экономические аспекты. При этом авторы исходили из того, что Южная Корея, находящаяся в течение многих десятилетий в структуре американской системы мирового влияния, не может игнорировать практически ни одну инициативу Соединенных Штатов. Вместе с тем в статье высказывается сомнение в возможности превращения создаваемого под эгидой США Индо-Тихоокеанского блока в значимую международную структуру, способную изменить вектор происходящих в мире перемен. Более того, Индо-Тихоокеанская инициатива РК, имеющая откровенную проамериканскую направленность как во внешнеполитических, так и экономических сферах, включая приоритетные (военная промышленность, IT-индустрия, «зеленые» технологии и др.), и реализуемая в ущерб собственным интересам и сотрудничеству с главным экономическим партнером - КНР, уже в ближайшей перспективе может привести к негативным последствиям для Южной Кореи. 

Ключевые слова
Республика Корея, Индо-Тихоокеанская стратегия, АСЕАН, кибербезопасность, цепочка поставок
Классификатор
Получено
03.04.2023
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
334
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1

Политические аспекты Индо-Тихоокеанской стратегии РК

2 В последние годы политика США в Азии значительно расширилась, что нашло свое отражение в провозглашении в декабре 2017 г. Индо-Тихоокеанской стратегии (ИТС). Изначально эта стратегия не занимала главное место в общей Стратегии национальной безопасности США, объявленной президентом Д. Трампом 18 декабря 2017 г. Она была разъяснена в подпункте 1 «Индо-Тихоокеанский регион» подраздела «Стратегия в региональном контексте» в разделе 4 «Усиление американского влияния», в котором главное внимание было уделено характеристике экономической, политической и военной политики КНР. По мнению Вашингтона, инвестиции Китая в инфраструктуру и торговые стратегии усиливают его геополитические устремления, а действия, направленные на ограничение американского доступа в регион, ставят под угрозу свободное течение торговли, угрожают суверенитету других стран и подрывают региональную стабильность. Поэтому в документе отмечено, что «государства по всему региону призывают к устойчивому лидерству США в коллективном ответе, поддерживающем региональный порядок, уважающий суверенитет и независимость»1. Соединенные Штаты, учитывая, что слишком явный антикитайский характер стратегии мог бы вызвать сомнения у некоторых стран относительно целесообразности ее активной поддержки, также сочли необходимым сослаться и на ракетно-ядерную программу Северной Кореи.
1. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. P. 46.
3 В первую очередь это американское заявление было адресовано союзникам США в регионе. Из стран АСЕАН первыми названы Филиппины и Тайланд, т.к. «в них действуют для США особые условия и льготы», затем Вьетнам, Индонезия, Малайзия и Сингапур - «растущие партнеры» (Growing Partners) Соединенных Штатов в области безопасности и экономики. США заявили, что АСЕАН и АТЭС остаются центральными элементами региональной архитектуры ИТР и платформами для продвижения порядка, основанного на свободе. Однако когда США проводили в 2021 г. Саммит демократий, они не пригласили Вьетнам, Сингапур и Тайланд и еще 4 страны-члена АСЕАН, о которых не упоминалось в стратегии. По-видимому, для США эти страны еще «не созрели» для продвижения порядка, основанного на американском понимании свободы, следовательно, при реализации своей стратегии США будут игнорировать интересы и озабоченности этих стран. А если учесть, что из 10 государств АСЕАН демократическими США считают только три страны2, то слова в их стратегии о том, что АСЕАН, как и АТЭС, остается центральным элементом региональной архитектуры Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), можно считать необоснованными.
2. Summit for Democracy: Invited Participants // US Department of State. URL: https://www.state.gov/participant-list-the-summit-for-democracy (дата обращения: 21.02.2023).
4 11 февраля 2022 г. президент США Дж. Байден обнародовал новую концепцию ИТС, которая предусматривала гораздо более широкий охват государств в ИТР3. Южная Корея, находящаяся в течение многих десятилетий в структуре американской системы мирового влияния, не может игнорировать практически ни одну стратегию США, и бывший президент РК Мун Чжэ Ин сразу объявил о сопряжении новой Южной политики РК с ИТС в таком формате, при котором РК не испортила бы отношения с КНР, а также со странами АСЕАН.
3. Белый дом обнародовал новую Индо-Тихоокеанскую стратегию США // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13686677/(дата обращения: 10.02.2023).
5 10 мая 2022 г. вступил в должность новый президент РК Юн Сок Ёль, внешнеполитическая команда которого целиком состоит из сотрудников бывшего проамериканского президента-консерватора Ли Мен Бака, при котором были преданы забвению все достижения межкорейских отношений, достигнутые южнокорейскими президентами Ким Дэ Чжуном и Но Му Хеном. В программе деятельности администрации нового президента РК, озаглавленной «윤 석열 정부 120대 국정과제» (120 задач политики Правительства Юн Сок Ёля), определены 6 основных задач, из которых вопросам обороны, безопасности и мира посвящена 5-я задача «자유, 평화, 번영에 기여하는 들러벌 중추국가» (Глобальное государство, вносящее вклад в свободу, мир и процветание)4. Всего выделено 8 подзадач, среди которых главные: расширение способностей дать отпор ракетно-ядерной угрозе Северной Кореи, в том числе за счет современных технологий, включая использование беспилотных типов вооружений и искусственного интеллекта; усиление давления на КНДР с целью ограничить ее ядерные возможности и т.д.5 Достижения этих задач Южная Корея планирует добиваться за счет расширения военного сотрудничества с США, взаимодействия в сфере военных технологий, а также трехстороннего партнерства США – Япония – РК в области безопасности, для чего будет осуществляться не только обмен разведывательной информацией, но и проведение трехсторонних военных учений6.
4. 윤 석열 정부 120대 국정과제 (자유, 평화, 번영에 기여하는 들러벌 중추국가) (120 задач политики Правительства Юн Сок Ёля (Глобальное государство, вносящее вклад в свободу, мир и процветание)). 2022 년 7월/때한민국 정부. P. 3.

5. 북핵 미사일 위협 대응능력의 획기적 보강 (Эффективное усиление способности реагировать на ракетно-ядерную угрозу Севера). 2022 년 7월/때한민국 정부. P. 174.

6. 한미 군사동맹 강화 및 국방과학기술 협력확대 (Усиление американо-южнокорейского военного союза и расширение военного научно-технического сотрудничества). 2022 년 7월/때한민국 정부. P. 175.
6 Правительство Юн Сок Ёля ставит задачу также за счет внешнеполитических мероприятий укрепить международный имидж Южной Кореи. В связи с этим целью внешней политики президента является «выйти за пределы» Корейского полуострова и стать «глобальным государством», в том числе содействуя США в реализации ИТС. Поэтому менее чем через две недели после вступления в должность президент РК Юн Сок Ёль санкционировал вхождение РК в Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру (ИТЭС), о создании которой было объявлено президентом США Дж. Байденом 23 мая 2023 г. Желая продемонстрировать свою полную и безоговорочную поддержку американской инициативы, правительство РК в декабре 2022 г. провозгласило собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию под названием «Стратегия за свободный, мирный и процветающий Индо-Тихоокеанский регион». Объясняя своим гражданам такое внимание к ИТС и намерение активно в ней участвовать, власти приводят в документе не совсем корректные данные о присоединившихся к стратегии государствах. В частности, утверждается, что эти страны составляют 65 % населения мира, 62 % мирового ВВП, 46 % мировой торговли и 50 % мирового морского транспорта и что на этот регион приходится 78 % экспорта, 67 % импорта , 70 % торговых партнеров, и 66 % иностранных инвестиций РК7. Вместе с тем ВВП и численность населения присоединившихся к стратегии стран на самом деле намного скромнее названных правительством РК цифр. Например, численность населения этих 13 стран составляет 2,5 млрд чел., что составляет 30,1 % от общего числа населения планеты, а ВВП – около 32 трлн долл., что соответствует примерно 35 % мирового ВВП, т.е. значительно меньше, чем заявлено в документе. К этому нужно добавить, например, что из 13 стран, включившихся в ИТЭС, 11 стран входят в еще более крупное объединение под названием «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП) (Regional Comprehensive Economic Partnership, RSEP), членами которого являются в т.ч. КНР, все 10 стран АСЕАН, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия.
7. Strategy for Free, Peaceful, and Prosperous Indo-Pacific region // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. December 28, 2022. P. 4. URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=322133/(дата обращения: 05.04.2023).
7 Также, как нам представляется, правительство РК излишне оптимистически оценивает насколько долго и активно будет прилагать усилия Индия для утверждения ИТР в качестве одного из центров мировой политики. В Концепции внешней политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.03.3023 № 229, второй подраздел озаглавлен «Евразийский континент» и особо выделены отношения с КНР и Республикой Индия: «Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики»8. После характеристики отношений с КНР размещена статья, касающаяся отношений с Индией: «Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений»9. Поэтому далеко не очевидно, что Индия будет глубоко завязана с находящейся под американским контролем структурой. Неизбежно возникнет проблема противоречий между интересами Индии в составе ШОС и БРИКС и в ИТР, поскольку принципы их деятельности разнятся. Рано или поздно возникнет вопрос: с кем Индия? Конечно, нельзя исключить, что Индия скорее всего через пару десятилетий выйдет на стадию монополистического капитализма и ее экономические интересы и, возможно, амбиции могут привести к более тесному сотрудничеству с бывшими классическими империалистическими странами, пусть и утратившими свою мощь, но все еще остающимися крупными центрами научно-промышленного и финансового влияния в мире. Но традиционная политика Индии, основывающаяся на принципах «панча шила», знаменитых постулатах мирного сосуществования, позволяет предположить, что Индия выберет путь сотрудничества в широких рамках и на равноправной основе, а не только в узких границах навязываемого США ИТР.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 31 марта 2023 г. Ст. 51 // Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 01.04.2023).

9. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 31 марта 2023 г. Ст. 53 // Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811(дата обращения: 01.04.2023).
8 Как представляется, нынешний режим РК отдает себе отчет в том, что речь идет о распространении влияния не просто США, а всей системы стран Запада и правил НАТО на этот регион. Причем нынешнее южнокорейское правительство стремится не просто принять участие, а вывести Южную Корею в число лидеров ИТР; не только заявить, но и активно участвовать во всех мероприятиях и программах в рамках ИТР, реализуемых США (особенно в снабжении оружием стран, которые наиболее активно поставляют вооружение для нынешнего режима Украины), а также получить одобрение от других стран-участниц (в том числе от Индии и Австралии, но прежде всего от Японии) в связи с возрастающей ролью РК в ИТС. Визит южнокорейского президента в Японию, вызвавший протесты населения РК, объясняется желанием продемонстрировать ведущую роль Южной Кореи в мире. Юн Сок Ёль за счет различных уступок добился того, что Япония возвращает РК в Белый лист торговых партнеров, разрешает поставлять некоторые важные компоненты для производства микрочипов, соглашается возобновить сотрудничество в обмене разведывательной военной информацией (GSOMIA). Взамен южнокорейская сторона отозвала из ВТО свою жалобу на нарушение Японией стандартов Организации10 и вообще не касалась в ходе встречи главных спорных моментов - вопроса о принадлежности островов Токто и проблемы насильно направленных в солдатские бордели японской армии кореянок в возрасте от 12 до 34 лет (вианбу). Напротив, японцы даже потребовали во время переговоров, чтобы РК выполнила соглашение по вианбу, заключенное при Пак Кын Хе, и более не поднимала эту тему. Что касается выплаты компенсаций корейцам и их потомкам, насильно мобилизованным во время Второй мировой войны для работы на заводах «Мицубиси» (Mitsubisi Heavy Industries) и сталелитейного концерна Японии (Nippon Steel), то накануне визита Юн Сок Ёля в Японию правительство РК заявило, что страна сама выплатит им денежную компенсацию, ссылаясь на договоренность с Японией, по которой японские фирмы внесут вклад в создаваемый совместный южнокорейско-японский фонд молодежи будущего. Именно из этого фонда и будут выплачивать компенсации жертвам принудительного труда. Однако японская сторона ответила, что речь идет не о согласованном решении, а только о предложении южнокорейской стороны11. В результате Юн Сок Ёль своим решением перечеркнул решение Верховного суда РК, который постановил обязать эти компании выплатить компенсации.
10. 한일정상 공동기자회견 발표문 (Текст совместной пресс-конференции по итогам саммита лидеров Республики Корея и Японии) // Yonhap News Agency. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20230316170600001?section=politics/all&site=topnews01_related (дата обращения: 14.03.2023).

11. 김효정, 오수진, 김지연.日에 규속력없는 «각자발푠노란…2015 년 위안부 합의와 달라 (Ким Хё Чжен, О Су Чжин, Ким Чжи Ен. Возмущения из-за сообщения об отсутствии обязанности Японии... Отличается даже от соглашения 2015 г. по вианбу) // Yonhap News Agency. 07.03.2023. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20230307156800504?section=politics/all&site=editors_picks_news_view (дата обращения: 02.04.2023).
9 При оценке ИТС США отечественным исследователям нужно исходить из оценки Россией этой стратегии и самого понятия ИТР. Оценка сущности ИТС дана в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху», принятой по итогам визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина и его переговоров с Президентом России В.В. Путиным 21-23 марта 2023 г.: «Стороны отмечают негативное влияние на мир и стабильность в этом регионе12 Индо-Тихоокеанской стратегии США, движимых менталитетом холодной войны. Россия и Китай привержены строительству равноправной, открытой и инклюзивной, ненаправленной против третьих стран системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе с целью поддержания мира, стабильности и благополучия в регионе»13.
12. Имеется в виду Азиатско-Тихоокеанский регион.

13. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (дата обращения: 22.03.2023).
10 В утвержденной 31 марта 2023 г. Концепции внешней политики РФ, в которой нет такого понятия, как Индо-Тихоокеанская стратегия или Индо-Тихоокеанский регион, особо выделен Азиатско-Тихоокеанский регион14 и субрегион АСЕАН, говорится о «наращивании сотрудничества в сферах экономики, безопасности, гуманитарной сфере и иных сферах с государствами региона и АСЕАН» и ставится задача «содействия формированию в регионе всеобъемлющей, открытой, неделимой, транспарентной, многосторонней и равноправной архитектуры безопасности и взаимовыгодного сотрудничества на коллективных внеблоковых началах, а также задействования потенциала региона в целях формирования Большого Евразийского партнерства». Эта задача будет осуществляться путем развития широкого международного сотрудничества в интересах противодействия политике, направленной на проведение разделительных линий в регионе15.
14. Концепция внешней политики Российской Федерации // Tochka Zрения. 31.03.2023. URL: https://tochka.press/2023/03/31/91137/(дата обращения: 05.04.2023).

15. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 31 марта 2023 г. Ст. 55, п. 1,2,4,5 // Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 01.04.2023).
11 Можно предположить, что эти действия существенно ослабят эффективность стратегии ИТС США и постепенно сведут ее к нулю. В силу этого политика в ИТР нынешнего правительства РК может оказаться в средне- и долгосрочной перспективе провальной для интересов самой страны и ее народа.
12

Экономические аспекты Индо-Тихоокеанской стратегии РК

13 В тексте ИТС РК подчеркивается, что Южная Корея - это Индо-Тихоокеанская страна и ее национальные интересы непосредственно связаны с миром и процветанием этого региона16. Согласно стратегии РК стремится стать «глобальным государством», которое будет играть значимую роль на международной арене по всем ключевым вопросам, в том числе и экономическим. При этом национальные экономические интересы как бы отодвигаются на второй план. РК предпочитает сосредоточиться на внешнеэкономических задачах, а не на решении накопившихся внутренних социально-экономических проблем – важнейших для граждан страны, измученных нестабильной экономической обстановкой, высокой инфляцией, крупными долгами домохозяйств, ростом счетов за энергию.
16. Strategy for a Free, Peaceful, and Prosperous Indo-Pacific Region // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea December 28, 2022. URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=322133 (дата обращения: 20.02.2023).
14 В тексте документа отношения РК и США характеризуются как «глобальный всеобъемлющий стратегический альянс», охватывающий не только безопасность, но и передовые технологии, киберпространство и цепочки поставок. Цепочки поставок часто упоминаются вкупе с полупроводниками, причем решить проблему со стабилизацией этих цепочек планируется за счет таких союзов, как Chip4, который имеет явно антикитайскую направленность и первое совещание которого в 2023 г. провели в феврале США, Япония, Тайвань и Южная Корея17. И если, как отмечают специалисты, альянс, по официально озвученной информации, нацелен на расширение доступа США к микрочипам и на снижение рисков разрыва глобальных цепочек добавленной стоимости (из-за нехватки интегральных схем, проявившейся на фоне пандемии COVID-19 и т.д.), то одним из ключевых направлений деятельности, которое осталось за скобками официально заявленных целей, является создание «полупроводникового барьера» вокруг Китая для ограничения дальнейшего развития микроэлектроники в стране18.
17. Taiwan says 'Fab 4' chip group held first senior officials meeting // Reuters. February 25, 2023. URL: https://www.reuters.com/technology/taiwan-says-fab-4-chip-group-held-first-senior-officials-meeting-2023–02–25 (дата обращения: 10.03.2023).

18. Заклязьминская Е.О. Альянс Chip 4: противоречия сторон и позиции Китая // Аналитические материалы ИКСА РАН. 03.02.2023. URL: https://www.iccaras.ru/analiticheskie-materialyi.html (дата обращения: 13.03.2023).
15 В рамках региона фактически преследуется идея усилить экономические группировки с проверенными странами (США – Япония – РК, США – Австралия – РК и др.) для решения проблем с цепочками поставок, добычей важнейших полезных ископаемых, новыми технологиями, кибербезопасностью и изменением климата. О каких же полезных ископаемых идет речь? В первую очередь о тех, которые поставляются из Китая и частично из России.
16 В частности, в феврале 2023 г. правительство РК определило 33 ключевых полезных ископаемых и выбрало 10 из них в качестве стратегических: литий, никель, кобальт, марганец, графит и пять видов редкоземельных элементов, поставки которых будут тщательно контролироваться. Их импорт планируется расширить за счет партнеров, входящих в инициативу «Партнерство по обеспечению безопасности полезных ископаемых» (Minerals Security Partnership, MSP) под руководством США. Инициатива MSP была запущена в 2022 г. и включает 12 стран, в т.ч. Австралию, Канаду, Францию и богатые природными ресурсами африканские страны19. Фактически РК стремится уйти от закупок из КНР и РФ: например, ведущие южнокорейские компании уже подписали меморандум с канадскими компаниями на поставку лития и кобальта20, а российские поставки СПГ в РК (которые в январе 2023 г. сократились на 72 %, до 0,2 млрд куб. м21) планируется заменить, в частности, за счет Австралии и Индонезии (с 2025 г. также за счет Канады и расширения поставок из Катара22), а российский уголь заменить австралийским.
19. S. Korea designates 10 'strategic' minerals, introduces early warning system for stable supplies // Yonhap News Agency. February 27, 2023. URL: https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20230227003300320?section=search (дата обращения: 11.03.2023).

20. Зуева А.Г. Современные вызовы экономического сотрудничества РК и США // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 1. C. 96–105. DOI: 10.31857/S013128120024220–3

21. Экспорт СПГ из России в январе начал падать // Ведомости. 03.02.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/03/961513-eksport-spg-iz-rossii-nachal-padat?ysclid=len8zknk4x789156982 (дата обращения: 03.03.2023).

22. Катар и Южная Корея обсудили сотрудничество в энергетике // 1Prime. 18.04.2022. URL: https://1prime.ru/energy/20220418/836691964.html (дата обращения: 01.03.2023).
17 Энергия – это слабое звено, практически полностью зависящее от импорта энергоресурсов РК, которая по данным на 2020 г. занимает седьмое место по потреблению энергии в мире23. Попытка отказа от российских энергоресурсов ударила по самой РК, в том числе повлекла за собой повышение цен на энергию как для предприятий, так и для домохозяйств, увеличение себестоимости товаров. И если в начале 2022 г. РК пыталась отказаться от закупок угля из РФ и заменила его австралийским24, то в конце 2022 г. южнокорейские энергетические предприятия снова активно переключились на закупку российского угля ввиду его низкой цены и более высокого качества. За счет этого объемы поставок российского угля в Южную Корею выросли в 2022 г. на 24 % по сравнению с 2021 г., до 26,5 млн т 25.
23. Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (дата обращения: 23.05.2022).

24. Южная Корея начала отказываться от российского угля // Lenta.ru. 29.04.2022. URL:https://lenta.ru/news/2022/04/29/sk/?ysclid=len8lh3cej72891401 (дата обращения: 31.03.2023).

25. Российские угольные компании вытесняют австралийских поставщиков из Азии // Ход мыслей. 31.03.23. URL: https://hodmysley.ru/rossijskie-ugolnye-kompanii-vytesnjajut-avstralijskih-postavshhikov-iz-azii/?ysclid=len8myhjnr852786372 (дата обращения: 31.03.2023).
18 Неоднозначна и позиция новой администрации РК, отмечающей важность «зеленой» повестки в новой стратегии, вместе с тем на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 2020 г. было произведено не более 7 % электроэнергии в стране. Президент Юн Сок Ёль предложил план возрождения атомной энергетики, в соответствии с которым в перспективе более 30 % электроэнергии будет вырабатываться на АЭС, однако возможность его реализации также вызывает споры: сложно договориться с оппонентами, считающими, что атомная энергетика не является полностью «зеленой»; параллельно с этим новая администрация в атомной сфере должна будет оперативно решить вопросы захоронения отходов26. Более того, в атомной сфере РК активно сотрудничала с Россией, однако это партнерство, скорее всего, будет поставлено на паузу (что подтверждается отсутствием упоминания РФ как партнера в этих сферах в ИТС) в связи с проамериканской политикой новой южнокорейской администрации, что в первую очередь негативно повлияет на атомную отрасль РК.
26. Зуева А.Г., Самсонова В.Г. Политика Южной Кореи в сфере «зеленых» технологий // ИКСА РАН. 30.06.2022. URL: https://www.iccaras.ru/analiticheskie-materialyi.html (дата обращения: 04.04.2023).
19 Что касается кибербезопасности, то некоторые южнокорейские эксперты прямо указывают страны, против которых Южная Корея в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии способна серьезно усилить кибербезопасность НАТО, имея в виду атаки со стороны России и Китая (а также Северной Кореи)27.
27. Лим Тэ Хун. Индо-Тихоокеанские перспективы // IPG — Международная политика и общество. 11.01.2023. URL: https://www.ipg-journal.io/ru/rubriki/vneshnjaja-politika-i-bezopasnost/indo-tikhookeanskie-perspektivy-1629/(дата обращения: 31.03.2023).
20 При этом на кибератаки США против России, которые были подтверждены в 2022 г. начальником киберкомандования США генералом Полом Накасоне (сообщившим Sky News, что США провели серию «наступательных цифровых операций» в поддержку Украины), не обращается внимания28. Хакерские группировки из США, Украины и Грузии активно совершают кибератаки на госорганы РФ, хранилища данных россиян и иностранцев. В противоправных операциях против России в 2022 г. задействованы 22 хакерские группировки, наиболее активные из них - IT-army of Ukraine (Украина), GhostClan (США), GNG (Грузия), Squad303 (Польша)29. В общей сложности по итогам 2022 г. отражено порядка 50 тыс. хакерских нападений30.
28. Белый дом подтвердил проведение «киберопераций» против России // РБК. 02.06.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/06/2022/6297d5699a7947622ed04206?ysclid=lena8fpanb956738272 (дата обращения: 25.03.2023).

29. МИД рассказал о кибератаках из США, Турции, Грузии и с Украины на госорганы // РИА Новости. 09.06.2022. URL:https://ria.ru/20220609/kiberataki-1794354746.html?ysclid=lenadxzybj958473246 (дата обращения: 25.03.2023).

30. МИД РФ: США активно проводят кибердиверсии "под чужим флагом" // Вести. 28.01.2023. URL:https://www.vesti.ru/hitech/article/3172054 (дата обращения 13.03.2023).
21 В торговой сфере уже многие годы США занимают только вторую позицию после КНР во внешней торговле с РК. Однако, несмотря на то что КНР остается лидером в списке торговых партнеров РК, усилия по снижению роли Китая в торговле с Южной Кореей привели к снижению в 2022 г. южнокорейского экспорта в Китай (снизился на 4,4 %, итоговая сумма составила 155,789 млрд долл.). При этом китайский импорт в РК продолжает расти (+11,5 % по сравнению с 2021 г.) и составил в 2022 г. 154,567 млрд долл.31 Значение КНР для экономики РК остается серьезным, понимают это и южнокорейские специалисты: по информации Торгово-промышленной палаты РК, хотя южнокорейские компании ожидают от запуска Индо-Тихоокеанской инициативы выгодных предложений по сотрудничеству для стран-участниц, они относятся к ней достаточно настороженно, поскольку у ИТС определенно прослеживается антикитайский подтекст. По-видимому, РК не стремится повторить уже имеющийся опыт ссоры с Китаем. Однако в своей стратегии правительство РК хотя и не критикует напрямую КНР, но при этом делает оговорки, что партнерство с этой страной должно регулироваться международными нормами и правилами. Какими конкретно правилами, не указано, но очевидно, что эти правила, скорее всего, диктует их главный союзник – Соединенные Штаты.
31. K-statistics // KITA. URL: http://www.kita.org/kStat/byCount_AllCount.do (дата обращения 31.03.2023).
22 Свою Индо-Тихоокеанскую стратегию РК планирует строить на трех принципах: инклюзивность, доверие и взаимность.
23 Что касается инклюзивности, то, согласно тексту стратегии, она не нацелена на сдерживание никакой конкретной нации, что, на наш взгляд, не соответствует действительности. Стратегия очевидно ориентирована на сдерживание «неугодных стран», в первую очередь Китая.
24 Второй принцип – партнерские отношения, основанные на абсолютном взаимном доверии, – тоже вызывает сомнения. О каком доверии можно говорить, когда США фактически используют своих союзников в собственных экономических целях, не считаясь с их нуждами? В частности, серьезным ударом для южнокорейских производителей электромобилей является Закон об инфляции, который закрывает американский рынок для экспорта из РК, т.к. он предоставляет государственные субсидии только для электромобилей, произведенных в США, и требует, чтобы определенная доля деталей и материалов для аккумуляторов поставлялась из США или стран, подписавших соглашения о свободной торговле с Вашингтоном. Более того, 2023 г. может быть сложным и для работы на европейском рынке, на котором ЕС также планирует ввести закон об использовании критически значимых материалов. Цель этого закона - поддержать местных производителей и снизить зависимость от импортных компонентов32.
32. Korean auto, battery sectors brace for EU-first act // The Korea Herald. March 10, 2023. URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20230310000478&ACE_SEARCH=1 (дата обращения 13.03.2023).
25 Принцип взаимности и доверия не работает ввиду того, что США диктует РК, с кем и как ей вести свои внешнеэкономические связи. В частности, Штаты фактически запретили РК сотрудничать с КНР в сфере полупроводников, что поставило под удар крупнейшие южнокорейские компании, работающие на этом рынке. Экспорт полупроводников из РК в феврале 2023 г. сократился на 42,5 % (5,963 млрд долл.), что составляет 11,9 % от общего объема экспорта (по сравнению с 23,8 % в том же месяце год назад)33. В свою очередь, ввиду давления США РК была вынуждена ввести экономические санкции против России, что привело к снижению объемов двусторонней торговли и заморозке своих крупных инвестиционных проектов в России.
33. Weak chip demand pushes economy recovery off track // The Korea Herald. March 2, 2023. URL: https://www.koreaherald.com/view.php?ud=20230302000755&ACE_SEARCH=1 (дата обращения: 23.03.2023).
26 Отсутствует консенсус и по вопросам крупных проектов, в которых южнокорейские компании могут оттеснить американских производителей. Например, именно поэтому возможное участие государственной южнокорейской корпорации Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP) в проекте строительства второй АЭС в Польше встретило сопротивление со стороны американской компании Westinghouse (WEC)34, которая подала иск против KHNP, чтобы препятствовать ее участию и возможной победе в этом тендере.
34. Зуева А.Г. Современные вызовы экономического сотрудничества РК и США // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 1. C. 96–105. DOI: 10.31857/S013128120024220–3
27 В стратегии особо отмечается важность партнерства в инновациях, таких как полупроводники, ИИ, квантовая наука, передовая биология, следующее поколение телекоммуникации, космические технологии, а также помощь в сокращении цифрового разрыва. Причем Сеул и здесь сразу очерчивает круг своих главных партнеров, отмечая совместные проекты с США, расширяя технологическое сотрудничество с Европой, Канадой и Австралией.
28 В документе РК упомянула практически все страны, в том числе и европейские, полностью проигнорировав Россию, хотя еще совсем недавно РФ входила в топ-10 торговых партнеров Южной Кореи. Это можно трактовать двояко: с одной стороны, РК не видит серьезных экономических перспектив сотрудничества в ближайшем будущем с Российской Федерацией, с другой – пытается лавировать, не давая негативной оценки проводимой Россией СВО на Украине. Однако действия РК, направленные на замораживание крупных проектов в России, возможное расширение списка товаров, подпадающих под экспортные ограничения, связанные с химическими веществами, сталью, автомобилями, машинами, квантовыми компьютерами и др. (добавив 741 товар к уже существующим)35, не останутся незамеченными российской стороной и могут повлечь за собой негативные последствия.
35. S. Korea to add 741 more items on exports ban list against Russia, Belarus // Yonhap News Agency. February 24, 2023. URL: https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20230224005300320?section=search (дата обращения: 01.03.2023).
29 Резюмируя, отметим, что стратегия, в которой приоритет отдается избранным партнерам во главе с США – так называемым демократическим странам, которые противопоставляются «неугодным державам», – может негативно отразиться прежде всего на самой РК:
30 - Южная Корея рискует серьезно испортить отношения с Россией и КНР, которые утратят к ней интерес как к сколько-нибудь ценному внешнеполитическому партнеру, а также может потерять их поддержку в решении важнейших для себя проблем (ядерной, проблем нормализации межкорейских отношений и объединения);
31 - ИТС США в том виде, в котором она начинает реализоваться, может вызвать серьезные противоречия между странами АСЕАН и, как следствие, привести к ослаблению веса и роли АСЕАН в регионе и в мире. Вину за это участники АСЕАН могут возложить не только на США, но на Японию и РК как на страны, реализующие собственную ИТС;
32 - неудача с проектом ИТС может принести также серьезные имиджевые потери РК как стране, руководство которой не смогло выбрать правильные ориентиры и оказалось в компании внешнеполитических неудачников;
33 - Южная Корея рискует потерять для своих производителей 2 крупнейших рынка - КНР и РФ (численность населения которых по совокупности приближается к 20 % от общего числа населения планеты36), а также доступ к продовольствию, ресурсам и стратегически важным минералам (в частности, 80 % из которых РК импортирует из КНР, и даже при самых благоприятных прогнозах сможет снизить эту зависимость к 2030 г. только до 50 %37);
36. В 2023 г. Китай утратит статус самой населенной страны мира // Realtribune. 14.07.2022. URL: https://realtribune.ru/k-2023-godu-kitaj-utratit-status-samoj-naselennoj-strany-mira?ysclid=len7ofuihj357929061 (дата обращения 23.03.2023).

37. Korea to cut dependence on China for key minerals // The Korea Times. February 28, 2023. URL: https://www.koreatimes.co.kr/www/tech/2023/02/129_346182.html (дата обращения: 21.03.2023).
34 - наконец, РК поставит в сложное положение свои предприятия, которые пока работают на российских и китайских рынках.

Библиография

1. Белый дом обнародовал новую Индо-Тихоокеанскую стратегию США // ТАСС. 11.02.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13686677/ (дата обращения: 10.02.2023).

2. Заклязьминская Е.О. Альянс Chip 4: противоречия сторон и позиции Китая // Аналитические материалы ИКСА РАН. 03.02.2023. URL: https://www.iccaras.ru/analiticheskie-materialyi.html (дата обращения: 13.03.2023).

3. Зуева А.Г. Современные вызовы экономического сотрудничества РК и США // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 1. C. 96–105. DOI: 10.31857/S013128120024220-3.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 31 марта 2023 г. // Официальный сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70811. (дата обращения: 01.04.2023).

5. Мэннинг, Роберт. Индо-Тихоокеанская стратегия США // Россия в глобальной политике. 21.08.2018. URL: https://globalaffairs.ru/articles/indo-tihookeanskaya-strategiya-ssha/ (дата обращения: 29.03.2023).

6. Путин В.В. Россия и Китай – партнерство, устремленное в будущее // Официальный сайт президента РФ. 19.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70743 (дата обращения: 21.03.2023).

7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Официальный сайт президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5920. (дата обращения: 22.03.2023).

8. Цой Чае Джук. A Study on the Competition of the U.S.-China and Change of International Order // Вопросы национальных и федеративных отношений. Выпуск 3 (96). 2023. Т. 13. С. 1092-1109.

9. Chips and Science Act // Congress.gov. 09.08.2022. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/4346/text (дата обращения: 02.04.2023).

10. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. 46 p.

11. Strategy for Free, Peaceful, and Prosperous INDO-PACIFIC REGION // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. December 28, 2022. URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=322133/ (дата обращения: 05.04.2023).

12. Summit for Democracy: Invited Participants // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/participant-list-the-summit-for-democracy (дата обращения: 21.02.2023).

13. 김효정, 오수진, 김지연. 日에 구속력없는 '각자발표' 논란…2015년 위안부 합의와도 달라. (Ким Хё Чжен, О Су Чжин, Ким Чжи Ен. Смута из-за сообщения об отсутствии обязанности Японии. . . Отличается даже от соглашения 2015 г . по вианбу) // Yonhap News Agency. 07.03.2023. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20230307156800504?section=politics/all&site=editors_picks_news_view (дата обращения: 02.04.2023).

14. 윤석열 정부 120대 국정과제. (자유, 평화, 번영에 기여하는 들러벌 중추국가) (120 задач политики Правительства Юн Сок Ёля (Глобальное государство, вносящее вклад в свободу, мир и процветание)). 2022년 7월 대한민국 정부.

15. 한일정상 공동기자회견 발표문 (Текст совместной пресс-конференции по итогам саммита лидеров Республики Корея и Японии) // Yonhap News Agency. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20230316170600001?section=politics/all&site=topnews01_related (дата обращения: 14.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести