Развитие эко-индустриальных парков в Китае
Развитие эко-индустриальных парков в Китае
Аннотация
Код статьи
S013128120022940-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Титов Сергей Анатольевич 
Должность: Доцент департамента менеджмента
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, 125167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2
Выпуск
Страницы
80-95
Аннотация

За последние 20 лет Китай добился выдающихся успехов в развитии эко-индустриальных парков (ЭИП). На сегодняшний день он является мировым лидером по количеству ЭИП в стране — их более 110. Парки играют важную роль в улучшении экологических показателей индустриальных кластеров и транспортных узлов многих территорий КНР. Показатели экологической эффективности ЭИП повышаются из года в год. Их вклад в экономические и экологические показатели территорий служит предметом многих исследований. Однако подавляющее большинство работ посвящено преимущественно изучению отдельных типов эффектов или же эффективности отдельных эко-индустриальных парков. Данная статья исследует опыт Китая в развитии эко-индустриальных парков в разрезе динамики их общего количества, распределения по всем территориям страны и анализе всех групп эффектов. Исследование построено как систематический обзор литературы с использованием качественных и количественных инструментов обобщения результатов существующих работ и официальных документов. В рамках изучения временной динамики была выявлена средняя продолжительность создания эко-индустриального парка и тенденция к ее увеличению до 10 лет в 2022 г. В 2015-2022 гг. обнаружена тенденция к ограничению парков, получающих одобрение, и выявлен акцент на ускорение полноценного ввода в эксплуатацию уже одобренных парков. Эко-индустриальные парки размещаются в наиболее неблагоприятных провинциях, что свидетельствует о целенаправленном стремлении улучшить с их помощью сложившуюся экологическую обстановку. Но за последние 5 лет выявляется тенденция по расширению географии эко-индустриальных парков. Результаты исследований эффективности парков свидетельствуют об их высоком потенциале по созданию положительных экономических, производственных и экологических эффектов. При этом выявлено отсутствие задокументированных эффектов социального характера. Изучение опыта программы создания эко-индустриальных парков в КНР позволило сформулировать рекомендации по управлению аналогичными программами в России.

Ключевые слова
эко-индустриальный парк, экотехнопарк, циркулярная экономика, Китай, индустриальный кластер, транспортный узел
Источник финансирования
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Классификатор
Получено
03.10.2022
Дата публикации
17.03.2023
Всего подписок
16
Всего просмотров
433
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 По мере повышения хозяйственной нагрузки на окружающую среду, ухудшения экологической ситуации во многих странах мира, ускорения потребления ресурсов и темпов загрязнения природы отходами экономической деятельности, правительства государств, корпорации, общественные организации и академические сообщества ищут новые концепции и организационные формы устойчивой хозяйственной активности. Особенно актуальным данный поиск представляется для Китая. Будучи второй экономикой мира, КНР выступает одним из крупнейших потребителей природных ресурсов, производителей отходов и источником загрязнения. Высшее руководство страны рассматривает обеспечение устойчивости развития экономики в качестве важнейшего приоритета и включило в 14ю пятилетку комплексный план по энергосбережению и сокращению выбросов1. Китай к 2030 г. планирует достичь пика выбросов углекислого газа2, а к 2060 г. — достичь углеродной нейтральности3. К числу важных направлений экологической трансформации экономики Китая можно отнести развитие эко-индустриальных парков (далее — ЭИП). Под ЭИП понимается особая разновидность индустриальных парков, деятельность которых базируется на принципах циркулярной экономики и преследует цели не только экономического развития, но и достижения экологической эффективности (сбережения ресурсов, сокращения вредных выбросов, негативного воздействия на окружающую среду).
1. 国务院关于印发 “十四五” 节能减排综合工作方案的通知 (Извещение об издании и распространении генерального плана энергосбережения и сокращения выбросов в рамках 14й пятилетки) // 国务院关于印发. 24.01.2022. URL: https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202201/t20220124_968089.shtml (дата обращения: 27.09.2022).

2. 国务院关于印发2030年前碳达峰行动方案的通知 (Извещение об издании и распространении плана по достижению пиковых значений углерода до 2030 г.) // 国务院关于印发. 26.10.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202110/t20211026_957879.shtml (дата обращения: 27.09.2022).

3. 2060年碳中和的能源经济转型 (План перехода к углеродно-нейтральной энергетике к 2060 г.) // 张希良清华大学能源环境经济研究所. 21.03.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/home/ztbd/2020/wfcsjssdgz/wfcsxwbd/ylgd/202104/P020210401595660592840.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
2 Традиционные индустриальные парки, включая входящие в них транспортные узлы, продолжают выступать локомотивами развития территорий в КНР. В них сосредоточено более 60 % промышленного производства, потребляется около 70 % энергии и вырабатывается 72 % всех выбросов парниковых газов в стране4. Для экологической трансформации индустриальных кластеров проводится широкомасштабная работа по формированию на их основе ЭИП. Опыт развития ЭИП в КНР привлекает внимание большого количества исследователей со всего мира, но имеется заметный дефицит в обобщающих исследованиях. Особенно актуальным представляется систематический обзор опыта Китая в области ЭИП для России. Наша страна находится только в начале пути их развития5. Исследований, раскрывающих передовой опыт Китая, в русскоязычном научном пространстве нет.
4. Thieriot H., Sawyer D. Development of eco-efficient industrial parks in China: A review. International Institute for Sustainable Development. 2015. P. 2.

5. Проценко А. В стране появятся первые экотехнопарки // Российская газета. 21.02.2022. URL: https://rg.ru/2022/02/21/v-strane-poiaviatsia-pervye-ekotehnoparki.html (дата обращения: 27.09.2022).
3

Современные представления об эко-индустриальном парке

4 Эко-индустриальный парк, или экотехнопарк (кит. 生态工业园区, англ. eco-industrial park), представляет собой разновидность индустриального парка, в пределах которого предприятия, расположенные в рамках единого территориально-транспортного комплекса, формируют тесные отношения не только для достижения собственных целей, но и целей сообщества, в том числе связанных с повышением устойчивости хозяйственной деятельности6. ЭИП строится на принципах экономики замкнутого цикла7, реализуемых с помощью узлов транспортировки ресурсов между участниками ЭИП. Экономика замкнутого цикла (циркулярная экономика) представляет собой совокупность хозяйственных систем, организованных на основе замкнутых технологических циклов с полным использованием поступающего сырья и внутренним использованием отходов, не выходящих за рамки систем. Замкнутые циклы формируются на основе экологически и хозяйственно совместимых технологических процессов, минимизирующих отходы, потери и воздействие на окружающую среду.
6. Марьев В., Смирнова Т. Факторы успеха экотехнопарков в мире // Твердые Бытовые Отходы. 2017. № 2. С. 14–17.

7. Марьев В.А., Смирнова Т.С., Гузь Л.В., Манкулова Ж.А. Реализация концепции экономики замкнутого цикла: от теории к практике // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 58–63.
5 ЭИП развиваются во всех регионах мира, но КНР заметно опережает не только общемировые тренды, но и тенденции в индустриально развитых странах8. Программа развития ЭИП была инициирована в 2001 г. под эгидой Министерства экологии и природной среды (далее — МЭПС)9. Для координации усилий трех министерств был создан Управляющий офис национальных показательных ЭИП. Порядок создания ЭИП, изложенный в Руководстве по организации ЭИП10, Указаниях по развитию национальных показательных ЭИП11 и Стандарте национального ЭИП12, предполагает получение одобрения на создание парка, а затем его сертификацию на соответствие стандарту и присуждение статуса национального показательного парка.
8. Liu C., Côté R. A Framework for Integrating Ecosystem Services into China’s Circular Economy: The Case of Eco-Industrial Parks // Sustainability. 2017. № 9 (9). P. 1510. DOI: 10.3390/su9091510

9. Ранее — Министерство охраны окружающей среды, Управление охраны окружающей среды.

10. 生态工业园区建设规划编制指南 (Методические рекомендации по подготовке планов создания ЭИП) // 中华人民共和国生态环境部. 01.04.2018. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/200712/W020111214545788755131.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

11. 国家生态工业示范园区管理办法 (Указания по управлению национальными показательными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 17.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201512/W020151224393857477727.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

12. 国家生态工业示范园区标准 (Стандарт национального показательного ЭИП) // 中华人民共和国生态环境部. 01.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/201512/t20151224_320149.htm (дата обращения: 05.10.2022).
6 Опыт Китая вызывает особый интерес для практиков и исследователей вопросов развития ЭИП. Подробному изучению были подвергнуты отдельные кейсы13. Хорошо исследовано развитие законодательных инициатив, административных программ и стандартов ЭИП14. Но в слабой степени изучена результативность программ развития ЭИП во временном и территориальном аспекте. Эффективность ЭИП, т.е. создание значимых экономических, экологических и социальных эффектов, изучено фрагментарно, на уровне отдельных ЭИП, их групп, отдельных показателей и эффектов15. Настоящая статья стремится восполнить выявленный недостаток и проводит систематический обзор исследований с целью выявления временных, пространственных и результирующих параметров ЭИП в КНР. В частности, в качестве исследовательских вопросов сформулированы следующие:
13. Shi H., Chertow M., Song Y. Developing country experience with eco-industrial parks: A case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (3). P. 191–199. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.10.002

14. Piatkowski M.M., Coste A., Shi L., Du Y., & Cai Z. Enhancing China’s Regulatory Framework for Eco-Industrial Parks: Comparative Analysis of Chinese and International Green Standards. The World Bank. 2019. P. 16–19.

15. Wu Y., Gao X. Can the establishment of eco-industrial parks promote urban green innovation? Evidence from China // Journal of Cleaner Production. 2022. No. 341. P. 130855. DOI: 10.1016/j.jclepro.2022.130855; Bleischwitz R., Yang M., Huang B., Xu X., Zhou J., McDowall W., Andrews-Speed P., Liu Z., Yong G. The circular economy in China: Achievements, challenges and potential implications for decarbonization // Resources, Conservation and Recycling. 2022. No. 183. P. 106350. DOI: 10.1016/j.resconrec.2022.106350
7 – Какова динамика количества ЭИП в КНР?
8 – Какова пространственная структура распределения ЭИП по провинциям Китая?
9 – Какова общая эффективность ЭИП в разрезе экономических, экологических и социальных показателей?
10

Методология исследования

11 Настоящая статья представляет собой результат вторичного научного исследования, построенного на основе методологии систематического обзора литературы16. В качестве базы поиска научных исследований использовалась поисковая система Google Scholar, которая в настоящее время характеризуется максимальным охватом научной информации17. С помощью запросов, логически объединяющих термины «eco-industrial park» и «China», и их русскоязычных эквивалентов, были выявлены сведения о 980 англоязычных и 33 русскоязычных источниках. Используя библиографические сведения, представленные в Google Scholar, отобраны научные статьи и тезисы конференций, посвященные исследованию институциональных, законодательных, организационных аспектов развития и результатов программ развития ЭИП и их экономической и экологической эффективности. Далее были исключены статьи, рассматривающие отдельные кейсы и не включающие обобщающие данные на уровне провинций или КНР в целом. В итоге было отобрано 47 источников, все — англоязычные. На официальном сайте Министерства экологии и природной среды (далее — МЭПС)18 осуществлен поиск документов по запросу «эко-индустриальный парк» (生态工业园区) и найдено 1892 официальных документа. По результатам изучения названий и аннотаций был выбран 161 документ, имеющий отношение к развитию ЭИП.
16. Petticrew M., Roberts H. Systematic reviews in the social sciences: A practical guide. John Wiley & Sons. 2018.

17. Gusenbauer M. Google Scholar to overshadow them all? Comparing the sizes of 12 Academic search engines and bibliographic databases // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 177–214.

18. 中华人民共和国环境保护部 (Министерство экологии и природной среды) // 中华人民共和国生态环境部URL: https://www.mee.gov.cn (дата обращения: 05.10.2022).
12 Для выявления количественных данных, представленных в статьях только в графической форме, использовался программный продукт GetData Graph Digitizer19. Для анализа территориального распределения парков использовалось картирование. В ходе анализа пространственного распределения ЭИП рассчитывался показатель корреляции Пирсона с использованием первичных данных из других исследований.
19. Программа для оцифровки графиков GetData Graph Digitizer (сайт программы). URL: http://getdata-graph-digitizer.com/(дата обращения: 05.10.2022).
13

Результаты исследования

14 В имеющихся исследованиях представлены разноречивые сведения о динамике количества ЭИП. Найденные данные обобщены в табл. 1.
15 Данные по одобренным паркам имеют наибольшее сходство у исследователей Хун и Гаспаратос, Териот и Сойер, Чжан и др. Учитывая более длинный временной ряд у Хун и Гаспаратос, эти данные можно взять за основу. При этом количество одобренных ЭИП в этом источнике за 2015–2018 гг. остается неизменным — 106. Действительно, анализ документов на портале МЭПС показывает отсутствие уведомлений об утверждении планов создания ЭИП за 2014–2020 гг. По видимости, утверждение заявок было приостановлено, и акцент был сделан на выполнении уже утвержденных планов. Это подтверждается уведомлением Главного управления МЭПС от 05.04.2016 о необходимости ускорить работы по выходу на сертификацию паркам, которые в течение последних 5 лет получили одобрение планов создания ЭИП, но пока еще не подали заявки на сертификацию20. Видимо, проблема с полноценным вводом в эксплуатацию ранее одобренных парков приобрела серьезный характер и одобрение новых планов было приостановлено. Но в 2021 г. было возобновлено одобрение новых планов и в этом же году одобрено 3 новых плана создания ЭИП21. В 2022 г. аналогичных уведомлений не обнаружено. Учитывая, что количество одобренных ЭИП подсчитывается кумулятивным образом, т.е. включает в себя общее количество когда-либо одобренных парков и, по сути, отражает общее количество ЭИП как на стадии создания, так и уже сертифицированных. Данный показатель в период 2015–2020 гг. можно принять за 106, а в 2021 г. и по текущий момент — за 109.
20. 关于做好部分批准建设国家生态工业示范园区后续管理工作的通知 (Уведомление о контроле за качественным управлением ранее согласованными показательными национальными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 05.04.2016. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bgth/201604/t20160408_334910.htm (дата обращения: 27.09.2022).

21. 关于同意嘉兴经济技术开发区等2家园区建设国家生态工业示范园区的通知 (Уведомление об утверждении зоны экономического и технологического развития Цзясин и двух других местных парков для создания национальных показательных ЭИП) // 生态环境部办公厅. 19.07.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk2018/xxgk/xxgk03/202107/t20210720_849285.html (дата обращения: 27.09.2022).
16 Таблица 1 / Table 1
17 Количество ЭИП в КНР, 2001–2018 гг. (нарастающим итогом)
18 Number of EIPs in China, 2001–2018 (annual cumulative)
Годы Хуан и др. (2019) (распознано из графика) Хун и Гаспаратос (2020) (распознано из графика) Бай и др. (2014) (распознано из графика) Териот и Сойер (2015) (использованы приведенные цифры) Чжан и др. (2010) (использованы приведенные цифры)
О С О С О С О С О
2001 2 2 2 2
2002 2 2 2 2
2003 6 2 5 5 7 5
2004 11 2 11 7 12 12
2005 14 2 15 9 15 15
2006 19 2 22 13 23 23
2007 23 2 25 14 26 26
2008 27 3 29 2 16 3 30 3 30
2009 29 3 32 2 17 3 34 3 33
2010 40 10 49 10 34 11 51 11
2011 44 13 58 13 44 14 61 14
2012 49 15 64 16 48 16 67 17
2013 59 22 83 21 86 22
2014 76 34 95 33 94 31
2015 76 49 106 36
2016 106 48
2017 106 51
2018 106 54
Примечание: О — одобренные, С — сертифицированные.
19 Источники: Huang B., Yong G., Zhao J., Domenech T., Liu Z., Chiu S.F., McDowall W., Bleischwitz R., Liu J., Yao Y. Review of the development of China’s Eco-industrial Park standard system // Resources, Conservation and Recycling. 2019. No. 140. P. 137–144. DOI: 10.1016/j.resconrec.2018.09.013;
20 Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853; Bai L., Qiao Q., Yao Y., Guo J., Xie M. Insights on the development progress of National Demonstration eco-industrial parks in China // Journal of Cleaner Production. 2014. No. 70. P. 4–14. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.01.084; Thieriot H., Sawyer D. Development of eco-efficient industrial parks in China: A review. International Institute for Sustainable Development. 2015. P. 4; Zhang L., Yuan Z., Bi J., Zhang B., Liu, B. Eco-industrial parks: National pilot practices in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (5). P. 504–5. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.11.018
21 Количество сертифицированных ЭИП в источниках выглядит сходным. В период 2001–2014 гг. разница составляет не более 3 парков. Поскольку данные у Хун и Гаспаратос совпадают по 2016 году с данными из официального списка ЭИП МЭПС22 и с данными из «Экологических новостей Китая» на 2017 г.23, они берутся за основу. Данные за 2019–2021 гг. были найдены в официальных уведомлениях о присуждении статуса национального показательного парка на портале МЭПС (табл. 2).
22. 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных ЭИП) // 中华人民共和国环境保护部. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

23. 三部委联合征集国家生态工业示范园区技术咨询专家 进一步强化国家生态工业示范园区管理和技术支持工作 (Три министерства совместно привлекают комиссию экспертов-консультантов для дальнейшего улучшения управления и технической поддержки национальных показательных ЭИП) // 中国环境报. 20.06.2019. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk/hjyw/201906/t20190620_707260.shtml (дата обращения: 27.09.2022).
22 Таблица 2 / Table 2
23 Обобщенные данные о количестве ЭИП в КНР, 2001–2021 гг. (нарастающим итогом)
24 Summarized data on the number of EIPs in China, 2001–2021 (annual cumulative)
Годы О С Годы О С Годы О С
2001 2 2008 29 2 2015 106 36
2002 2 2009 32 2 2016 106 48
2003 5 2010 49 10 2017 106 51
2004 11 2011 58 13 2018 106 54
2005 15 2012 64 16 2019 106 58
2006 22 2013 83 21 2020 106 68
2007 25 2014 95 33 2021 109 71
2022 109 79
Примечание: О — одобренные, С — сертифицированные.
25 Источники: Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853;
26 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保部20.01.2017.URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
27 Графическое представление данных о количестве ЭИП на рис. 1 позволяет выявить несколько тенденций.
28 Во-первых, вслед за стартом программы развития ЭИП в 2001 г. и до 2009 г. прирост одобренных парков составлял от 0 до 7 парка в год, в среднем — 3,75; а с 2009 по 2015 г. заметно резкое ускорение темпов реализации программы: в год одобрялось от 6 до 19 парков, в среднем — 12,3. Данное ускорение можно объяснить тем, что согласно 12-му пятилетнему плану КНР в период 2011–2015 гг. необходимо было ввести в эксплуатацию 50 национальных показательных ЭИП. Опыт создания и сертификации первых парков показал, что сложившимися темпами данных показателей не достичь, а значит, необходимо ускорить темпы одобрения ЭИП. Заявленные показатели к 2015 г. оказались немного недовыполнены.
29 Во-вторых, с 2015 г. и по настоящее время произошла, по сути, стагнация одобрений новых ЭИП. Данная стагнация связана с увеличением сроков ввода в эксплуатацию и сертификации парков, что было уже объяснено выше, но также иллюстрируется тем, что разница между одобренными и сертифицированными ЭИП за 2010–2015 гг. имела тенденцию к увеличению. На 2010 г. разница между одобренными и сертифицированными парками была равна 39, а в 2015 г. она составила 70 парков.
30 В-третьих, темпы прироста сертифицированных ЭИП более равномерны по сравнению с ростом одобренных парков и составляют от 3 до 12 парков в год, в среднем — 5,9 парка. Реализация планов по созданию ЭИП — более трудоемкий и менее подверженный возможности ускорения процесс, нежели написание планов и представление заявок. Горизонтальный зазор между кривыми на рис. 2 говорит о том, что средняя продолжительность выхода на успешную сертификацию ЭИП составляла от 4 до 6 лет. При этом данная продолжительность имела тенденцию к увеличению, что видно из увеличения горизонтального зазора, который на 2022 г. составил 10 лет.
31

32 Рис. 1. Динамика количества ЭИП в КНР, 2001–2021 гг. (нарастающим итогом)
33 Figure 1. Dynamics of the number of EIP in China, 2001–2021 (annual cumulative numbers)
34 Источники: Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853; 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保部. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
35 Выявленная динамика свидетельствует о масштабной реализации программы развития ЭИП. Несмотря на сложившееся в 2015–2020 гг. замедление, программа продолжает свое развитие.
36 Данные о территориальном размещении ЭИП в источниках также фрагментарны. В качестве основы был взят официальный список МЭПС на 2016 г.24 Распределение ЭИП по провинциям КНР показано на рис. 2. Количественные данные приведены в табл. 3.
24. 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных ЭИП) // 中华人民共和国环境保护部. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
37

38 Рис. 2. Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР, 2016 г.
39 Figure 2. Distribution of national demonstration EIPs by China provinces, 2016
40 Источник: 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保护部. 20.01.2017. URL:  >>>> W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
41 В 2016 г. ЭИП сосредоточены в развитых районах КНР с большим количеством индустриальных парков, на основе многих из которых и создавались ЭИП. Кроме того, такое распределение представляется более обоснованным, т.к. именно в промышленно развитых провинциях экологическая обстановка требовала вмешательства. На рис. 3 приведена карта КНР с уровнями выбросов СО2 в различных провинциях25.
25. Feng K., Davis S.J., Sun L., Li X., Guan D., Liu W., Liu Z., Hubacek K. Outsourcing CO2 within Сhina // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. No. 110 (28). P. 11654–11659.
42

43 Рис. 3. Уровни выбросов углекислого газа по провинциям КНР
44 Figure 3. Carbon dioxide emission levels by China provinces
45 Источник: Feng K., Davis S.J., Sun L., Li X., Guan D., Liu W., Liu Z., Hubacek K. Outsourcing CO2 within Сhina // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. No. 110 (28). P. 11654–11659.
46 Визуальная корреляция между распределением ЭИП и уровнями выбросов СО2 подтверждается рассчитанным коэффициентом корреляции, который составил 0,6 (p-value меньше 0,001). ЭИП размещались преимущественно в провинциях, где они были наиболее востребованы с точки зрения необходимости улучшения экологической ситуации, что свидетельствует о планировании размещения парков на общегосударственном уровне.
47 Данные о распределении ЭИП по провинциям за 2017–2022 гг. были найдены в уведомлениях МЭПС. Обобщенные данные на 2022 г. представлены на рис. 4 и в табл. 3.
48

49 Рис.4. Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР, 2022 г.
50 Figure 4. Distribution of national demonstration EIPs by PRC provinces, 2022
51 Источник: 中华人民共和国环境保护部 (Министерство экологии и природной среды). (Ministry of Ecology and Environment of the People's Republic of China). URL: https://www.mee.gov.cn (дата обращения: 05.10.2022).
52 Таблица 3 / Table 3
53 Распределение национальных показательных ЭИП по провинциям КНР на 2016 г. и 2022 г.
54 Distribution of national demonstration EIPs by PRC provinces for 2016 and 2022
Провинция 2016 2022 Провинция 2016 2022
Аньхой 2 4 Фуцзянь 1 1
Цзилинь 1 1 Хунань 1 2
Гуандун 1 3 Хэбэй - 4
Гуанси-Чжуанский а.р. 1 1 Хэнань 1 1
Ляонин 1 2 Цзянсу 20 25
Нинся-Хуэйский а.р. - 1 Чжэцзян 4 7
Пекин 1 1 Шанхай 7 9
Синьцзян-Уйгурский а.р. - 1 Шаньдун 6 8
Сычуань - 1 Шэньси - 1
Тяньцзинь 1 4 Юньнань - 2
Всего 48 79
Источники: 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных эко-индустриальных парков). (List of the national demonstration eco-industrial parks) // 中华人民共和国环境保护部. 20.01.2017. URL:  >>>> W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022); 中华人民共和国环境保护部 (Министерство экологии и природной среды). (Ministry of Ecology and Environment of the People's Republic of China). URL: https://www.mee.gov.cn (дата обращения: 05.10.2022).
55 Из табл. 3 и рис. 4 видно, что концентрация ЭИП сохраняется в промышленно развитых провинциях, таких как Шаньдун, Шанхай и в особенности Цзянсу. Но при этом в период 2017–2022 гг. ЭИП появились и в новых провинциях. В большинстве провинций (в 23 из 30) в настоящее время есть сертифицированный ЭИП. Корреляция между распределением ЭИП и уровнями выбросов СО2 в 2019 г.26 заметная и характеризуется коэффициентом Пирсона 0,5 (p-значением меньше 0,01). ЭИП продолжили размещаться в наиболее развитых и загрязненных провинциях, но при этом их территориальное распределение стало более равномерным и широким.
26. Guan Y., Shan Y., Huang Q., Chen H., Wang D., Hubacek K. (2021). Assessment to China’s Recent Emission Pattern Shifts // Earth’s Future. 2021. No. 9. DOI:10.1029/2021EF002241
56 Влияние ЭИП на экономику КНР изучено во многих исследованиях. Но чаще всего исследуются либо отдельные ЭИП27, либо отдельные показатели28. Только в исследовании Хуна и Гаспаратоса29 обнаруживаются результаты по всему спектру эффектов ЭИП в масштабах всего Китая. Данные из этого исследования были дополнены результатами рассмотрения еще 8 научных статей. В табл. 2 приведены обобщенные результаты исследований, посвященных выявлению различных эффектов от ЭИП на экономику, природу и население КНР. В табл. 4 представлены данные по количеству статей, в которых рассмотрено воздействие ЭИП на разные показатели.
27. Yu C., Dijkema G.P., De Jong M., Shi H. From an eco-industrial park towards an eco-city: A case study in Suzhou, China // Journal of Cleaner Production. 2015. No. 102. P. 264–274.

28. Geng Y., Liu Z., Xue B., Dong H., Fujita T., Chiu A. Emergy-based assessment on industrial symbiosis: A case of Shenyang Economic and Technological Development Zone // Environmental Science and Pollution Research. 2014. No. 21 (23). P. 13572–13587.

29. Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI:10.1016/j.jclepro.2020.122853
57 Таблица 4 / Table 4
58 Количество статей, в которых исследовалось воздействие ЭИП на экономические и экологические показатели КНР
59 Number of articles examining the impact of EIP on China's economic and environmental performance
Эффект, выявленный на фактических данных Эффект, выявленный на модельных данных Итого
Группа эффектов + +/‒ + +/‒
Экономические показатели 10 6 4 1 21
Освоение новых технологий 5 3 4 5 17
Промышленная трансформация 3 1 1 5
Сбережение ресурсов 13 3 9 2 2 29
Снижение загрязнения воды и воздуха 15 10 2 3 30
Противодействие снижению биоразнообразию 2 3 1 6
Здоровье 1 1
Итого 49 3 32 12 0 13
Источник: Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.122853
60 Обращает на себя внимание отсутствие исследований, посвященных социальному эффекту от ЭИП. Это можно объяснить тем, что, несмотря на наличие таких индикаторов в ЮНИДО, китайские стандарты ЭИП обязательных показателей социального эффекта не содержат. Большинство исследований отмечает положительные эффекты от ЭИП. Особенно много подтверждений положительных эффектов в группах экологической эффективности — сбережение ресурсов, снижение загрязнения, которые можно рассматривать как приоритетные для ЭИП. Но при этом заметно количество статей, авторы которых выявили смешанные эффекты. Только в трех статьях обнаружены однозначно отрицательные результаты от ЭИП, и эти результаты касаются сбережения ресурсов. Преобладание положительных эффектов свидетельствует об успешности программы ЭИП в Китае.
61 ***
62 Инициированная в 2001 г. программа ЭИП направлена на улучшение экологических показателей индустриальных кластеров и транспортных узлов в КНР. Проведенное исследование свидетельствует о заметных достижениях и высокой эффективности данной программы. Количество сертифицированных ЭИП росло и на 2022 г. составляет 79. Они сосредоточены в наиболее промышленно развитых и, соответственно, наименее экологически чистых провинциях Китая. Данные, полученные в ходе систематического обзора, свидетельствуют о положительных эффектах от ЭИП по показателям экономического, инновационного и промышленного развития, но главное — по сбережению ресурсов и снижению загрязнения воды и воздуха. Исследование показало преимущественно положительные эффекты от ЭИП в части сбережения ресурсов, снижения загрязнения, обеспечения биоразнообразия, одновременно с достижением экономических показателей.
63 Слабое развитие ЭИП в России свидетельствует о недооценке потенциала их воздействия на национальную экономику. Опыт же Китая наглядно демонстрирует, что они действительно позволяют повысить экологическую эффективность промышленных территорий и включенных в них транспортных узлов. При этом выстраивание межотраслевых связей, необходимых для воплощения принципов циркулярной экономики, требует значительного времени. На планирование ЭИП уходит около 2–3 лет, а на их создание — 4–7. Программы по стимулированию развития ЭИП рассчитаны на долгосрочную перспективу, а следовательно, требуют планового общегосударственного подхода, единых национальных стандартов и механизмов оценки эффективности парков.
64 К числу ограничений настоящего исследования можно отнести использование только англоязычных научных статей и применение по преимуществу качественных методов обобщения результатов имеющихся исследований. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется проведение статистического метаанализа для обобщения количественных показателей воздействия ЭИП на экономику Китая.

Библиография

1. Марьев В., Смирнова Т. Факторы успеха экотехнопарков в мире // Твердые Бытовые Отходы. 2017. № 2. С. 14–17.

2. Марьев В.А., Смирнова Т.С., Гузь Л.В., Манкулова Ж.А. Реализация концепции экономики замкнутого цикла: от теории к практике // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 6. С. 58–63.

3. Bai L., Qiao Q., Yao Y., Guo J., Xie M. Insights on the development progress of National Demonstration eco-industrial parks in China // Journal of Cleaner Production. 2014. No. 70. P. 4–14. DOI: 10.1016/j.jclepro.2014.01.084

4. Bleischwitz R., Yang M., Huang B., Xu X., Zhou J., McDowall W., Andrews-Speed P., Liu Z., Yong G. The circular economy in China: Achievements, challenges and potential implications for decarbonization // Resources, Conservation and Recycling. 2022. No. 183. P. 106350. DOI: 10.1016/j.resconrec.2022.106350

5. Feng K., Davis S.J., Sun L., Li X., Guan D., Liu W., Liu Z., Hubacek K. Outsourcing CO2 within Сhina // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. No. 110 (28). P. 11654–11659.

6. Geng Y., Liu Z., Xue B., Dong H., Fujita T., Chiu A. Emergy-based assessment on industrial symbiosis: A case of Shenyang Economic and Technological Development Zone // Environmental Science and Pollution Research. 2014. No. 21 (23). P. 13572–13587.

7. Guan Y., Shan Y., Huang Q., Chen H., Wang D., Hubacek K. (2021). Assessment to China’s Recent Emission Pattern Shifts // Earth’s Future. 2021. No. 9. DOI: 10.1029/2021EF002241

8. Gusenbauer M. Google Scholar to overshadow them all? Comparing the sizes of 12 Academic search engines and bibliographic databases // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 177–214.

9. Hong H., Gasparatos A. Eco-industrial parks in China: Key institutional aspects, sustainability impacts, and implementation challenges // Journal of Cleaner Production. 2020. No. 274. P. 122853.

10. Huang B., Yong G., Zhao J., Domenech T., Liu Z., Chiu S.F., McDowall W., Bleischwitz R., Liu J., Yao Y. Review of the development of China’s Eco-industrial Park standard system // Resources, Conservation and Recycling. 2019. No. 140. P. 137–144. DOI: 10.1016/j.resconrec.2018.09.013

11. Liu C., Côté R. A Framework for Integrating Ecosystem Services into China’s Circular Economy: The Case of Eco-Industrial Parks // Sustainability. 2017. No. 9 (9). P. 1510. DOI: 10.3390/su9091510

12. Petticrew M., Roberts H. Systematic reviews in the social sciences: A practical guide. John Wiley & Sons. 2018. 354 p.

13. Piatkowski M.M., Coste A., Shi L., Du Y., & Cai Z. Enhancing China’s Regulatory Framework for Eco-Industrial Parks: Comparative Analysis of Chinese and International Green Standards. The World Bank. 2019. 124 p.

14. Shi H., Chertow M., Song Y. Developing country experience with eco-industrial parks: A case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (3). P. 191–199. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.10.002

15. Thieriot H., Sawyer D. Development of eco-efficient industrial parks in China: A review. International Institute for Sustainable Development. 2015. 28 p.

16. Wu Y., Gao X. Can the establishment of eco-industrial parks promote urban green innovation? Evidence from China // Journal of Cleaner Production. 2022. No. 341. P. 130855. DOI: 10.1016/j.jclepro.2022.130855

17. Yu C., Dijkema G.P., De Jong M., Shi H. From an eco-industrial park towards an eco-city: A case study in Suzhou, China // Journal of Cleaner Production. 2015. No. 102. P. 264–274.

18. Zhang L., Yuan Z., Bi J., Zhang B., Liu, B. Eco-industrial parks: National pilot practices in China // Journal of Cleaner Production. 2010. No. 18 (5). P. 504–509. DOI: 10.1016/j.jclepro.2009.11.018

19. 2060年碳中和的能源经济转型 (План перехода к углеродно-нейтральной энергетике к 2060 г.) // 张希良清华大学能源环境经济研究所. 21.03.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/home/ztbd/2020/wfcsjssdgz/wfcsxwbd/ylgd/202104/P020210401595660592840.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

20. 关于做好部分批准建设国家生态工业示范园区后续管理工作的通知 (Уведомление о контроле за качественным управлением ранее согласованными национальными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 05.04.2016. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bgth/201604/t20160408_334910.htm (дата обращения: 27.09.2022).

21. 关于同意嘉兴经济技术开发区等2家园区建设国家生态工业示范园区的通知 (Уведомление об утверждении зоны экономического и технологического развития Цзясин и двух других местных парков для создания национальных показательных ЭИП) // 生态环境部办公厅. 19.07.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/xxgk2018/xxgk/xxgk03/202107/t20210720_849285.html (дата обращения: 27.09.2022).

22. 国务院关于印发 “十四五” 节能减排综合工作方案的通知 (Извещение об издании и распространении Генерального плана энергосбережения и сокращения выбросов в рамках 14 й пятилетки) // 国务院关于印发. 24.01.2022. https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202201/t20220124_968089.shtml (дата обращения: 27.09.2022).

23. 国务院关于印发2030年前碳达峰行动方案的通知 (Извещение об издании и распространении плана по достижению пиковых значений углерода до 2030) // 国务院关于印发. 26.10.2021. URL: https://www.mee.gov.cn/zcwj/gwywj/202110/t20211026_957879.shtml (дата обращения: 27.09.2022).

24. 国家生态工业示范园区名单 (Список национальных показательных ЭИП) // 中华人民共和国环境保护部. 页数6. 20.01.2017. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201702/W020170206388977351803.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

25. 国家生态工业示范园区标准 (Стандарт национального показательного ЭИП) // 标准号: HJ274–2015. 页数17. 01.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/201512/t20151224_320149.htm (дата обращения: 05.10.2022).

26. 国家生态工业示范园区管理办法 (Указания по управлению национальными показательными ЭИП) // 环境保护部办公厅. 17.12.2015. URL: https://www.mee.gov.cn/gkml/hbb/bwj/201512/W020151224393857477727.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

27. 生态工业园区建设规划编制指南 (Методические рекомендации по подготовке планов создания ЭИП) //中华人民共和国生态环境部. 01.04.2018. URL: https://www.mee.gov.cn/ywgz/fgbz/bz/bzwb/other/qt/200712/W020111214545788755131.pdf (дата обращения: 05.10.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести