Economy of the Republic of Korea in the Face of New Challenges
Table of contents
Share
QR
Metrics
Economy of the Republic of Korea in the Face of New Challenges
Annotation
PII
S013128120020657-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexandra Zueva 
Occupation: Junior researcher, Center for Korean Studies
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: 32, Nakhimovskiy Av., Moscow, 117997, Russian Federation
Viktoria G. Samsonova
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Lada Semina
Occupation: Researcher Center for Korean Studies
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
43-55
Abstract

The South Korean economic miracle is cited as an example of the consolidation of business and government acting in the interests of the country’s prosperity. Thanks to the industrialization carried out in a short time and the implementation of the export-oriented economy model, the Republic of Korea received the status of a developed country already in the mid-1990s. One of the important factors of South Korean success at the global level is that the foreign economic relations of the Republic of Korea were closely intertwined with access to world markets, technologies, and investments. However, the economic crisis caused by the Covid-19 pandemic and the global geopolitical shift has been testing even the most sustainable economics. Since the South Korean economy has been deeply integrated into international trade and finance, it becomes very vulnerable to external challenges. Deepening partnership with the United States requires the administration of President Yoon to diversify foreign economic ties dramatically. At the domestic level new administration of President Yoon faces unresolved economic problems, which only have been worsening. First of all, it is unemployment (especially among young people), inflation, real estate crisis, problem of an aging population. One of the main focuses in the article is Russian-South Korean economic partnership and its prospects. The authors noted that our economic partnership due to strict sanction’s policy against Russia is under pressure.

Economy of the Republic of Korea, diversification of the economy, foreign economic relations, entrepreneurship in the Republic of Korea, economic partnership between South Korea and Russia

Keywords
Economy of the Republic of Korea, diversification of the economy, foreign economic relations, entrepreneurship in the Republic of Korea, economic partnership between South Korea and Russia
Received
25.05.2022
Date of publication
21.06.2022
Number of purchasers
0
Views
137
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 В настоящий момент Южная Корея находится в эпицентре нарастающей напряженности между своими главными экономическими партнерами — КНР и США. По прогнозам Корейского института международной экономической политики, данное обстоятельство поставит РК в трудное положение, в котором будет необходимо не только сохранить свои позиции, но и суметь диверсифицировать внешнеэкономические связи с минимальным ущербом для себя, а возможно, и получить новые перспективы для дальнейшего экономического развития страны1.
1. 지역별 중장기 통상전략 및 대외경제 협력 방안 (Среднесрочные и долгосрочные торговые стратегии Южной Кореи по регионам и планы международного экономического сотрудничества) // 책임: 김준동 대외경제정책연구원, 2021년 12월 31일. URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a20303000000&bid=0001 (дата обращения: 19.05.2022).
2 РК по праву считается одним из мировых лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), судостроения, биотехнологий, нефтехимии, автомобилестроения.
3 Общий объем экспорта из РК в 2021 г. составил 644,4 млрд долл., а импорт —615 млрд долл. В 2021 г. внешняя торговля РК была распределена следующим образом:
4 Таблица 1 / Table 1
5 Основные торговые партнеры РК в 2021 г. (млрд долл.)
6 Main trade partners of the ROK in 2021 (bln USD)
Страна Экспорт (млрд долл.) Импорт (млрд долл.) Общий объем торговли (млрд долл.)
КНР 162,9 138,6 301,5
США 95,9 73,2 169,1
Япония 30 54,6 84,6
Вьетнам 56,7 23,9 80,6
Тайвань 24,2 23,4 47,6
Гонконг 37,4 2,2 39,6
Германия 11,1 21,9 33
Источники: Korean customs service URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (дата обращения: 18.05.2022).
7 Общий объем внешней торговли РК и КНР в 2021 г. составил 301,5 млрд долл. В 2021 г. Китай как главный торговый партнер РК занимал 25 % и 22 % общего экспорта и импорта РК соответственно.
8 США являются вторым по величине партнером РК, в прошлом году экспорт в США составил 15 % от общего экспорта и 12 % от общего импорта РК2.
2. Korean customs service URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (дата обращения: 19.05.2022).
9 Необходимо отметить, что большую часть экспортных товарных позиций из РК в КНР составляют высокотехнологичные товары, а экспорт в США представлен прежде всего техникой и автомобильными запчастями. При этом, принимая во внимание заявления США о наращивании сотрудничества с Южной Кореей в сфере производства полупроводников, надо понимать, что структура экспорта в ближайшее время будет меняться3.
3. Korea International Trade Association. URL: http://kita.org/kStat/byCount_AllCom.do (дата обращения: 20.05.2022).
10 С 2016 г. экономическое партнерство КНР и РК проходит испытание на прочность. Отношения РК И КНР обострились на фоне очередного витка укрепления сотрудничества южнокорейцев с Соединёнными Штатами. В 2016 г. Южная Корея дала согласие на размещение американского комплекса TAAD на территории РК, вслед за этим КНР ввели против Южной Кореи неформальные экономические санкции. Серьезным ударом по китайско-южнокорейским отношениям стало и нарушение цепочек поставок, вызванное противоэпидемическими ограничениями в 2020 г. Кроме этого, стоимость производства в Китае растет, в том числе из-за роста стоимости труда, что значительно снижает выгоду от размещения южнокорейских фабрик на территории КНР4.
4. Kim Bo-eun. China’s South Korean firms mull over whether to stay or go as Covid, geopolitical pressures mount // China Macro Economy. 23.04.22. URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3175223/chinas-south-korean-firms-mull-over-whether-stay-or-go-covid (дата обращения: 19.05.2022).
11 Новый президент Республики Корея Юн Сок Ёль еще во время своей предвыборной кампании дал понять, в каком направлении будут развиваться внешнеэкономические связи РК. Если прежний президент РК Мун Чжэ Ин старался придерживаться сбалансированной позиции в отношениях с Китаем и США, то Юн Сок Ёль, напротив, заявил, что будет действовать противоположным образом. «Мы должны вести бизнес страны со стратегической ясностью», — было обозначено новым южнокорейским президентом в ноябре 2021 г. И, несмотря на то, что сам Юн утверждал, что не считает Пекин противником и призывал к «новой эре сотрудничества», основанной на «взаимном уважении» с Китаем, в будущем РК будет стараться сокращать свою зависимость от КНР.
12 В свете нарастающей геополитической напряженности в Северо-Восточной Азии, возрастает роль США не только как политического, но и как экономического партнера РК. По нашему мнению, усилится американо-южнокорейское сотрудничество в следующих сферах: разработка и производство полупроводников, производство аккумуляторов для электромобилей, разработки в области искусственного интеллекта, биотехнологий и космической промышленности. По мнению Юн Сок Ёля, США контролируют исходные передовые технологии, поэтому в такой ситуации вести нейтральную дипломатию между США и Китаем непрактично.
13 Безопасность экономических связей будет выходить на первый план для южнокорейского правительства при взаимодействии с другими государствами. Президент Юн озвучил идею создания инструмента сотрудничества с новыми рынками Индии, ЮгоВосточной Азии, Африки, Ближнего Востока, которые должны стать альтернативным направлением и уменьшить долю Китая в экономике РК. При этом Юн Сок Ёль признает, что на данный момент высокий уровень взаимодействия с КНР неизбежен.
14 В планах новой администрации отойти от двусторонних отношений с иностранными партнерами и перейти к многостороннему сотрудничеству и новым альянсам. В первую очередь РК будет продолжать свой путь по вступлению в Транстихоокеанское партнерство. Юн Сок Ёлем было обозначено, что РК будет добиваться официального членства в четырехстороннем диалоге по безопасности (Quad), а в ближайшее время уже планируется принять участие в рабочей группе по вакцинации в рамках Quad.
15 Кроме вышеперечисленных проектов планируется продвигать «Стратегию ABCD между Кореей и АСЕАН» в контексте «Инициативы совместного процветания» и Соглашения о партнерстве в области цифровой экономики (DEPA)5.
5. (윤석열 당선)’경제보안’ 중심 통상졍책 예고… 한미동맹.국제공조 확대 (Избран Юн Сок Ёль, торговая политика, ориентированная на экономическую безопасность… расширение альянса РК — США и международного сотрудничества). Yonhap News Agency. 10.03.2022. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20220309065400003 (дата обращения: 23.05.2022).
16 По информации торгово-промышленной палаты РК, южнокорейские компании ожидают от запуска новой американской инициативы «Индо-Тихоокеанская экономическая структура» (IPEF) выгодных предложений по сотрудничеству для стран-участниц. В РК рассчитывают, что в рамках структуры будут устранены сбои в цепочках поставок, произойдет укрепление партнерства со странами Индо-Тихоокеанского региона. Однако присутствует и достаточно настороженное отношение к столь поспешному вступлению в эту структуру, поскольку у нее определенно прослеживается антикитайский подтекст.
17 Южная Корея активно наращивает свои инвестиции в США. За последние полгода был анонсирован ряд совместных американо-южнокорейских проектов, ориентированных на производство аккумуляторов для электромобилей, полупроводников и т.д., в частности планируется следующее:
18 – Концерн Hyundai Motor построит в США завод по производству электромобилей с суммой инвестиций в размере 7 млрд долл6.
6. Kim Da-sol. Hyundai Motor Group unveils W21tr plan to quadruple EV production in Korea // The Korea herald. 18.05.2022. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220518000693 (дата обращения: 19.05.2022).
19 – Компания Samsung построит завод по производству полупроводников в Техасе к 2024 г. стоимостью в 17 млрд долл7.
7. Tom Byrne. South Korea-US economic ties are changing // The Diplomat. 08.02.2022. URL: https://thediplomat.com/2022/02/south-korea-us-economic-ties-are-changing/(дата обращения:19.05.2022).
20 – LG Energy Solution и General Motors инвестируют 2,6 млрд долл. в строительство третьего завода по производству аккумуляторных батарей в США. Ожидается, что после ввода предприятия в эксплуатацию, новый завод по производству аккумуляторных элементов позволит создать 1700 новых рабочих мест. Подготовка участка площадью около 260 тыс. м2 начнется этим летом, а открытие завода запланировано на конец 2024 г.8
8. Kim Byung-wook. LG Energy Solution, GM to build 3rd EV battery plant in US // The Korean herald. 26.01.2022. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220126000800 (дата обращения: 19.05.2022).
21 Авторы полагают, что столь затратные инвестиционные проекты на территории США несут в себе прежде всего риски для экономики РК и только затем новые возможности. Администрация США на данный момент не предоставила серьезных преференций для южнокорейских инвестиций, кроме того, существуют сложности в организации бесперебойной работы цепочек поставок. Активное создание рабочих мест за пределами РК, тем более требующее серьезных инвестиций, уже вызывает недовольство со стороны профсоюзов и в перспективе еще более усугубит ситуацию с безработицей в Южной Корее.
22 Тем не менее в диверсификации внешнеэкономических связей для экономики РК существуют и новые возможности. В первую очередь — это усиление партнерства с США в сфере НИОКР и в высокотехнологичных областях производства. Такое сотрудничество даст возможность для Южной Кореи не только сохранить, но и укрепить лидирующие позиции на рынке высоких технологий.
23 Подтверждением нового внешнеполитического и экономического курса РК стала встреча президента Юна и президента США Джо Байдена 21 мая 2022 г. в РК, на которой было уделено особое внимание сотрудничеству двух стран в области производства полупроводников.
24 Что касается экономического партнерства России с РК, то 2022 г. ознаменовался усиливающимися геополитическими вызовами, которые начинают играть главенствующую роль.
25 Отметим, что данная ситуация не является для нас новой. В частности, в 2014 г., хотя РК официально не присоединилась к антироссийским санкциям, она сбавила обороты как в торговой, так и инвестиционной деятельности на территории России в части реализации крупномасштабных, долгосрочных бизнес-проектов. В результате товарооборот в 2015 г. значительно сократился и снижался вплоть до 2016 г. Позитивный рост с 2017 г. был остановлен в конце 2019 г. в основном по причине пандемии COVID-19. После негативного тренда в 2020 г. наблюдается рост объемов российско-южнокорейского товарооборота, который в 2021 г. составил 29,88 млрд долл. (+152,2 %), в т.ч. российский экспорт — 16,89 млрд долл. (+135,5 %), импорт из РК — 12,99 млрд долл. (+181,4 %). Несмотря на напряженную геополитическую ситуацию, в первом квартале 2022 г. товарооборот РФ и РК составил 7,43 млрд долл., превысив товарооборот за аналогичный период прошлого года на 2,2 млрд долл. во многом благодаря росту российского импорта (5,33 млрд долл.), увеличившегося в 1,7 раза по сравнению аналогичным периодом 2021 г. (табл. 2).
26 Таблица 2 / Table 2
27 Объем товарооборота РФ — РК (млрд долл.)
28 Russia — South Korea trade turnover (bln USD)
Год Товарооборот
2008 18,3
2009 10,6
2010 17,7
2011 25
2012 24,9
2013 25,2
2014 27,3
2015 18,06
2016 15,14
2017 19,28
2018 24,84
2019 24,36
2020 19,6
2021 29,88
2022 (1 квартал) 7,43
Источники: Торговля между Россией и Республикой Корея (Южной Кореей) в 2021 г. (Trade between Russia and the Republic of Korea (South Korea) in 2021) // Внешняя торговля России. 12.02.2022. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022–02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2021-g/ (дата обращения: 23.05.2022). Trade statistics by country // Korea Customs Service. URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (дата обращения: 22.05.2022).
29 Если в динамике взаимного товарооборота отмечаются определенные достижения, то в его качественном изменении развитие идет медленно. За тридцать с лишним лет структура взаимного товарооборота существенно не изменилась. Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25–27) остаются лидирующими позициями в российском экспорте в РК, при этом, по нашему мнению, не следует ожидать значительного изменения в структуре российского экспорта в ближайшей перспективе. Однако необходимо поступательно диверсифицировать данную структуру за счет расширения товарного ассортимента поставок из России и, соответственно, увеличения продукции с высокой степенью переработки (продовольствие, медицина, IT и др.). Что касается импорта из РК, то традиционно более 75 % составляют машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84–90), при этом отличительной особенностью в 2021 г. стал резкий рост поставок судов, лодок и плавучих конструкций (на сумму более 3 млрд долл. по данным на сентябрь 2021 г.)9.
9. Торговля между Россией и Республикой Корея в 2021 году // Внешняя торговля России. 12.02.2022. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022–02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-2021-g/(дата обращения: 23.05.2022).
30 Причем сотрудничество с Россией в судостроительной отрасли является для РК одним из приоритетных. В частности, с 2020 г. РК получила заказы на строительство семи танкеров для перевозки СПГ и оборудования для поставок на российскую верфь на сумму более 5,6 млрд долл. Благодаря этим контрактам РК смогла в 2021 г. завоевать 91 % мировых заказов на танкеры для перевозки СПГ, а в феврале 2022 г. южнокорейским судостроителям удалось занять первое место в мире по новым сделкам, опередив своих китайских конкурентов10. Продолжилось это сотрудничество и после обострения геополитической ситуации и усиления антироссийских санкций со стороны США и ЕС: 30 марта 2022 г. Samsung Heavy Industries объявила о доставке одного из двух танкеров «Афрамакс», заказанных в 2019 г. Совкомфлотом. Сумма контракта, подписанного в ноябре 2019 г., составляет 160 млн долл. Отмечается, что после введения западными странами экономических санкций против России и отключения российских финансовых компаний от платежной системы SWIFT высказывались опасения, что Samsung Heavy Industries может столкнуться с трудностями при получении оплаты судна, однако оплата прошла без каких-либо проблем11.
10. Woo Jae-yeon, Choi Kyong-ae. Russia's retaliatory financial measures likely to deal blow to S. Korean businesses. // Yonhap News Agency. March 08, 2022. URL: https://en.yna.co.kr/view/AE№ 20220308009000320 (дата обращения: 11.05.2022).

11. Samsung Heavy Industries передала «Совкомфлоту» первое из двух судов усиленного ледового класса. 21.04.2022. URL: >>>> (дата обращения: 19.05.2022).
31 К сожалению, в настоящий момент в двустороннем экономическом партнерстве не стоит ожидать позитивных прорывов. Открытым остается вопрос, как будут строиться экономические взаимоотношения двух стран, учитывая тот факт, что новая администрация во главе с Президентом Юн Сок Ёлем выступает за все более тесное сотрудничество с США по всем фронтам.
32 При этом введенные санкции в ущерб своим интересам и под давлением своего главного политического партнера уже привели к негативным последствиям для южнокорейских предприятий, работающих в России. Например, существенно ограничивает ввоз товаров в РФ экспортный контроль РК, вступивший в силу с 26 марта 2022 г. Несмотря на то, что США приняли решение исключить РК из-под действий правил «прямого иностранного продукта» (FDPR), южнокорейскому правительству вменялось взять на себя обязательство по собственному контролю по экспорту 57 позиций, произведенных с использованием американских технологий, среди них: полупроводники, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, различные типы высокотехнологичного оборудования, морское и наземное акустическое оборудование, оптические датчики, авиационное оборудование и др. В результате экспорт вышеуказанных товаров резко упал. В результате политического давления со стороны США РК присоединилась к мерам по отключению ряда российских банков от SWIFT, ввела запрет на операции с крупными российскими банками (Центробанк, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Новикомбанк, «Открытие»). Вышеперечисленные санкционные меры прежде всего негативно отразились на южнокорейском бизнесе. В частности, согласно информации агентства РК по содействию внешней торговле и инвестициям (KOTRA), к ним поступило более 400 обращений о консультационной помощи от предприятий РК, работающих на российском направлении, и более половины из них жалуются на проблемы с оплатой12.
12. KBS: Санкции усугубят трудности компаний-экспортёров в Россию и Украину.// KBS World. 07.03.2022.
33 По нашему мнению, южнокорейский бизнес не заинтересован в уходе с российского рынка, где уже занял ведущие позиции во многих отраслях (в том числе в автопроме). Потеря емкого российского рынка не входит в планы бизнеса РК, и если даже они и сокращают свою деятельность, то ссылаются сугубо на экономические причины: проблемы с логистикой и уменьшением объема заказов. Некоторые из крупнейших компаний РК приостановили свою деятельность в России. Например, Samsung с 5 марта 2022 г. временно прекратила поставки своей продукции и компонентов для производства на территории РФ. Автомобильный завод Hyundai Motor, выпускающий 230 тыс. автомашин ежегодно, находится в вынужденном простое как минимум до 27 мая 2022 г.
34 При этом экономические причины, на которые ссылаются приостановившие свою деятельность Samsung и Hyundai Motor, не соответствуют действительности. Это подтверждается, в частности, тем, что некоторые южнокорейские компании продолжают успешно работать, а также расширяют свое присутствие в РФ. Например, не останавливает свою работу компания «Орион групп». Более того, предприятие подтвердило планы начать работу своего нового завода в Тверской области в первой половине 2022 г. несмотря на санкции. К тому же в 2021 г. российское подразделение «Орион групп» сообщило о росте продаж на 31,5 % по сравнению с предыдущим годом, операционная прибыль увеличилась на 8 %. В «Орион групп» надеются, что новый завод поможет им расширить свое присутствие в Европе и Центральной Азии13. Причем это не первый инвестиционный проект «Орион групп» в Твери: первый завод был запущен в 2006 г., объем инвестиций составил 40 млн долл.
13. Park Jae-hyuk. Orion reaffirms commitment to Russia market // The Korea Times. 25.03.2022. URL: http://www.koreatimes.co.kr/www/tech/2022/03/129_326170.html (дата обращения: 14.05.2022).
35 Последствия от санкций могут быть критическими для РК в части импорта из России нефти, СПГ и др., и заменить эти поставки РК в кратчайшие сроки не сможет. По итогам 2019 г. на долю России приходится 13 % добычи нефти и 17 % добычи природного газа в мире. Россия занимает шестое место в мире по доказанным запасам нефти (6,2 % мировых запасов) и первое место по доказанным запасам газа (19,1 %)14.
14. Бритиш Петролиум (ВР) оценила долю России в мировой добыче нефти и газа в 2019 году // Rambler News Servise. 17.06.2020.
36 Президент РК Юн Сок Ёль не раз заявлял о продолжении активизации экономического сотрудничества с США, которые и так являются одними из главных торговых партнеров, однако однобокость такой политики чревата негативными последствиями. В частности, если обратиться к рынку СПГ, то отказаться от российского СПГ практически невозможно и альтернативных поставок в мире нет. Например, США в феврале 2022 г. на фоне роста мировых цен на газ запустили два новых крупных СПГпроекта: шестую линию Sabine Pass и часть мощностей Calcasieu Pass, который по плану должен выйти на проектную мощность в этом году. В результате на рынок выйдет около 15 млн т СПГ в год, однако подавляющая часть этих объемов уже законтрактована. Следующий СПГ-проект в США будет запущен не раньше 2024 г15.
15. Америка сжижает последнее // Коммерсантъ. 07.02.2022. URL:  https://www.kommersant.ru/doc/5205610 ? (дата обращения: 11.05.2022).
37 Вызывает крайнюю озабоченность у правительства РК возможность ограничения или полного отсутствия поставок редкоземельных газов, необходимых при производстве полупроводников. Запасов может хватить только на три месяца, а далее будет необходимо диверсифицировать систему поставок.
38 Российские специалисты не раз упоминали о проблемах, которые могут возникнуть у РК из-за существенной зависимости от поставок своих основных торговых партнеров (КНР, США, Японии), и предлагали диверсифицировать наше сотрудничество в различных сферах.
39 Может стать взрывоопасной и ситуация внутри страны из-за роста цен на нефть и газ: ведь РК на более чем 95 % зависит от импорта. Подсчитано, что если цена на нефть превышает 100 долл., то темпы экономического роста в РК падают на 0,3 %. Из-за опасений по поводу сбоев в поставках выросли мировые цены на сырье. Согласно данным Банка Кореи, цены на минеральные продукты подскочили на 9 %, на уголь и нефтепродукты подскочили на 5,9 %16. В РК это уже привело к значительному росту цен на топливо, который, по мнению экспертов, продолжится. На сегодняшний день стоимость бензина на заправках в РК превысила 1900 вон (1,5 долл.) за литр17. Все это негативно скажется на и без того сложной экономической ситуации внутри страны, ведь в наследство от предыдущей администрации президенту Юну досталось много нерешенных внутриэкономических проблем, которые только усугубились из-за пандемии и продолжают обостряться из-за напряженной геополитической обстановки. В первую очередь это безработица (особенно среди молодежи), инфляция, жилищный кризис, проблема стареющего населения. Негативный тренд с ростом безработицы наблюдается в РК с 2013 г. (2,8 %) и имеет тенденцию к повышению. Несмотря на все усилия, прежняя администрация РК не смогла решить эту проблему: в 2017 г., когда к власти пришел Мун Чжэ Ин, уровень безработицы составлял уже 3,7 %, а в ковидный 2020 г. — 3,9 %18.
16. 우크라이나 위기발 경제충격파 (Волна экономического шока от украинского кризиса) // KBS World. 17.02.2022. URL:  http://world.kbs.co.kr/service/contents_view.htm?lang=k&menu_cate=issues&id=&board_seq=418605&page=0 (дата обращения: 10.05.2022).

17. Стоимость бензина в РК превысила 1.900 вон за литр // KBS World. 10.03.2022.

18. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.NE.ZS?locations=KR (дата обращения: 19.05.2022).
40 Для ответа на вышеуказанные вызовы новая администрация президента Юна делает ставку на дерегулирование рынка и поддержку частного сектора. Юн Сок Ёль полагает, что существенной ошибкой предыдущей администрации президента Муна были регулируемая государством политика роста, основанного на доходах, политика в области недвижимости и отказ от ядерной энергетики.
41 Политика роста, основанного на доходах, которой придерживалась прежняя администрация РК, была призвана увеличить внутренний спрос и уменьшить зависимость от экспорта. Для этого была повышена минимальная оплата труда, сокращены рабочие часы и улучшены условия труда для сотрудников, работающих по контракту. Однако такой подход сильно ударил по предпринимателям, чьи расходы резко возросли. Президент Юн же планирует отказаться от подобного подхода и дать бизнесу свободу в принятии решений, полагая, что рынок сам найдет оптимальный баланс.
42 Новая администрация планирует стимулировать создание рабочих мест в частном секторе для решения проблем с безработицей. Предполагается, что президент Юн может ослабить регулирование частного сектора и тем самым повысить гибкость рынка труда. Кроме того, в планах стимулирование инвестиций для продвижения стартапов, малого и среднего бизнеса и инновационных предприятий. Для защиты владельцев стартапов, привлекающих внешний капитал, было предложено ввести двухклассовую структуру акций, которая позволяет компаниям получить дополнительное финансирование, не теряя контроль над управлением компании.
43 Поддержка инновационного бизнеса, стартапов и МСП (малые и средние предприятия) находилась в приоритете у южнокорейского правительства еще до пандемии19, и позиция президента Юна по этому вопросу продолжает концепцию предыдущей администрации. В 2017 г. правительством президента Мун Чже Ина было создано Министерство МСП и стартапов (Ministry of SMEs and Startups), в чьи цели входит реализация политики по развитию бизнеса на всех этапах: от стартапов к МСП, от МСП к международному бизнесу. Кроме того, в фокусе этого министерства оказались инновационные предприятия, и в задачу государственного органа входит поддержка такого бизнеса на всех этапах развития, начиная от идеи. Разработан инвестиционный цикл для стабильного финансирования инновационных стартапов и вывода их на мировые рынки. Отдельное внимание уделяется микропредприятиям (с количеством работников до 5 чел.), признается их важная роль для внутренней экономики.
19. Заболоцкая В.В. Малый и средний бизнес в Южной Корее и Сингапуре в условиях пандемии COVID-19 // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2 C. 56–63. URL: https://asaf-today.ru/s032150750018780–0–1/(дата обращения: 20.05.2022). DOI: 10.31857/S032150750018780–0
44 По количеству компаний, доля МСП составляет более 99 % от общего количества предприятий, по рабочей силе — 82 % трудоустроенного населения20. Для внутренней экономики и социальной стабильности это ключевой элемент21. Еще до пандемии данный сектор получал особую государственную поддержку в виде: кредитования по пониженной ставке (на 2,53 % ниже банковской); целевого кредитования для содействия экспорту МСП; дополнительных субсидий для коммерциализации инновационных идей; научно-технической помощи; налоговых вычетов для сотрудников МСП, участвующих в исследованиях; предоставления площадок для обмена идеями; организации торговых миссий для продвижения на международные рынки; консультативной поддержки экспертов. Кроме того, для инновационных МСП предоставляется 25 %-я налоговая скидка, пониженные тарифы на воду и электроэнергию, аренда на льготных условиях и преференциальный режим при государственных закупках22. Наряду с такой активной поддержкой для финансирования МСП существует ряд фондов, в том числе Фонд венчурных инвестиций с капиталом 9,3 млрд долл., отдельный Инвестиционный фонд для женщин-предпринимателей23 с капиталом 50 млн долл. и др. Для стимулирования инвестиций крупными корпорациями им предлагаются налоговые льготы.
20. К МСП относят хозяйствующие субъекты, чьи общие активы не превышают 500 млрд вон и чьи средние продажи за три года не превышают 150 млрд вон для производств определенных категорий, и менее — для других типов бизнеса (по данным на 25.05.22. 1 долл равен 1270,58 вон). Полный список размещен на сайте Министерства МСП и Стартапов. URL: https://www.mss.go.kr/site/eng/02/20201000000002019110604.jsp (дата обращения: 18.05.2022).

21. Ju Han Yeon, Seung-Hwan Jang. Is Sustainable Korean Economic Growth Centered on Small-Sized and Medium-Sized Companies Possible? Focused on Innovative Small and Medium Companies // Hindawi Mathematical Problems in Engineering. Volume 2022, Article ID 2497266. URL:  https://scholar.google.ru/scholar?cluster=17148600364048156915&hl=ru&as_sdt=0,5#d=gs_qabs&t=1653972109743&u=%23p%3DM3expMfG5PYJ (дата обращения: 20.05.2022).

22. Загоруйко Д.Л. Успешный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на примере Республики Корея // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnyy-opyt-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-na-primere-respubliki-koreya (дата обращения: 18.05.2022).

23. При этом данный фонд финансирует предприятия с долей женщин-сотрудников от 35 %, даже если сам предприниматель является мужчиной.
45 Таким образом, политика по поддержке МСП и инновационных стартапов уже давно внедрена в Республике Корея, и данное направление будет продолжено новым правительством. Отдельно стоит отметить уже имеющейся успехи в создании компаний-единорогов (рис. 1). Даже в кризисные пандемийные годы (2020 г. — март 2022 г.) в Республике Корея появилось 5 новых компаний-единорогов, что говорит об эффективной реализации политики в области поддержки стартапов в стране.
46

47 Рис.1. Количество и оценка компаний-единорогов РК (всего 12 компаний с 2014 г. по март 2022 г.)
48 Figure 1. Number and valuation of unicorn companies of the ROK (total 13 companies from 2014 to March 2022)
49 Источники: The Complete List Of Unicorn Companies // CB Insights. URL: https://www.cbinsights.com/research-unicorn-companies (дата обращения: 17.05.2022).
50 Что касается жилищной проблемы, то Юн пообещал построить 1,3 млн домов в Сеуле и прилегающих городах и 1,2 млн домов по всей стране с бюджетом в 9,55 млрд долл24. Предполагается, что построенное жилье будут продавать молодежи от 20 до 40 лет по цене ниже рыночной. Планируется также ослабление кредитных ограничений на жилье и упрощение правил аренды.
24. Yoon Seok-youl: What to Expect from South Korea’s Next President // CSIS. 09.03.2022. URL: https://www.csis.org/analysis/yoon-seok-youl-what-expect-south-koreas-next-president (дата обращения: 10.05.2022).
51 Основным принципом экономической политики Юна внутри страны будет дерегулирование рынка и создание благоприятной среды для инвестирования в рынки недвижимости, фондовые рынки и цифровые услуги. Для стимулирования индивидуальных инвесторов, обещано снижение налогового бремени, в том числе для домовладельцев.
52 Кроме того, для поддержания цифровизации экономики Юн пообещал дерегулировать торговлю криптовалютой и разрешить выпуск цифровых денег в стране.
53 Законодательство в отношении цифрового здравоохранения и бесконтактных медицинских услуг будет упрощено, тогда как регулирование платформ Big Tech будет ужесточено, чтобы уравнять правила игры.
54 Что касается энергетики, то новая администрация президента Юна, в отличие от плана администрации Муна по поэтапному отказу от ядерной энергии поддерживает ядерную энергетику и внедрение малых модульных реакторов В сложившейся ситуации такое решение кажется обоснованным. Республика Корея по данным на 2020 г. занимает седьмое место по потреблению энергии в мире25. Доля АЭС в производстве электроэнергии-брутто — 25,1 %, на ТЭС приходится 70,6 %, а на ВИЭ — всего 3,9 % (по данным на 2019 г.)26. При этом стоимость производства возобновляемой энергии, на которую планировалось сделать ставку предыдущей администрацией, — 110 вон за 1 кВт/ч. Стоимость СПГ — 101 вона за 1 кВт/ч, а учитывая текущую политическую ситуацию в мире, стоит ожидать значительного роста цены на газ, данная тенденция уже активно наблюдается. Стоимость производства 1 кВт/ч за счет угля — 74 воны, однако вред, наносимый экологии данным видом энергетики, значительный, и решение уходить от угольной энергии активно поддерживалось еще администрацией Муна и не оспаривается новой администрацией. Что касается АЭС, то цена 1 кВт/ч здесь составляет 68 вон (данные на 2017 г.). Очевидно, что атомная энергия в текущей ситуации — наиболее рациональное решение. Кроме того, Республика Корея является экспортером оборудования для атомных станций. В отрасли работает 92 компании, 15 % из которых работают на экспорт, включая не только поставку оборудования, но и обучение сотрудников по работе с ним. Поэтому возобновление развития данной отрасли должно сказаться позитивно на экономике, т.к. позволит сдерживать стремительный рост цен на электроэнергию, а с другой стороны — увеличить экспорт. При этом по данным на май 2022 г. речи о строительстве новых станций на территории Республики Корея не идет, планируется возобновить замороженное прежде строительство Син Хануль № 3 и № 4. Предполагается, что АЭС будут вырабатывать 30 % электроэнергии для страны27.
25. Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (дата доступа 23.05.2022).

26. EES EAEC. Мировая энергетика. URL: https://www.eeseaec.org/energeticeskij-profil-uznoj-korei (дата обращения: 18.05.2022).

27. Yoon to slash some Moon economic policies, prune others // Korea JoongAng Daily. 10.03.2022. URL: https://koreajoongangdaily.joins.com/2022/03/10/business/economy/Yoon-Sukyeol-new-economics-tema-economic-policies/20220310180301487.html (дата обращения: 18.05.2022).
55 Анализируя текущую ситуацию в стране, можно отметить, что социальная напряженность будет только расти. Учитывая мировой кризис в энергетике и высокие цены на топливо, избежать дальнейшей инфляции в РК не удастся. Кроме того, крупнейшие корпорации, производящие один из главных экспортных продуктов — чипы и полупроводники, — зависят от поставок сырья из России и Украины. Остается открытым вопрос, удастся ли им сохранить производство на прежнем уровне и избежать сокращений.

References

1. Energeticheskij profil' YUzhnoj Korei (Energy profile of South Korea). EES EAEC. Mirovaya energetika. URL: https://www.eeseaec.org/energeticeskij-profil-uznoj-korei (accessed: 18.05.2022). (in Russ.)

2. Enerdata. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (accessed: 23.05.2022).

3. Ju Han Yeon, Seung-Hwan Jang. Is Sustainable Korean Economic Growth Centered on Small-Sized and Medium-Sized Companies Possible? Focused on Innovative Small and Medium Companies. Hindawi Mathematical Problems in Engineering. Volume 2022. URL: https://scholar.google.ru/scholar?cluster=17148600364048156915&hl=ru&as_sdt=0,5#d=gs_qabs&t=1653972109743&u=%23p%3DM3expMfG5PYJ (accesses: 20.05.2022).

4. Korea International Trade Association. URL: http://kita.org/kStat/byCount_AllCom.do (accesses: 20.05.2022).

5. Korean customs service: trade statistics. URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (accessed: 10.03.2022).

6. Ministry of SMEs and Startups. URL: https://www.mss.go.kr/site/eng/02/20201000000002019110604.jsp (дата обращения: 18.05.2022).

7. The Complete List Of Unicorn Companies. CB Insights. URL: https://www.cbinsights.com/research-unicorn-companies (accessed: 17.05.2022).

8. The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.NE.ZS?locations=KR (accessed: 19.05.2022).

9. Zabolotskaya V. V. Malyy i sredniy biznes v Yuzhnoy Koreye i Singapure v usloviyakh pandemii COVID-19 (Small and medium businesses in South Korea and Singapore in the context of the COVID-19 pandemic). Aziya i Afrika segodnya. 2022 No. 2. URL: https://asaf-today.ru/s032150750018780–0–1/ (accessed: 19.05.2022). DOI: 10.31857/S032150750018780–0. (in Russ.)

10. Zagorujko D.L. Uspeshnyj opyt gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel'stva na primere Respubliki Koreya (Successful experience of state support for small business in the Republic of Korea). Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2020. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnyy-opyt-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-na-primere-respubliki-koreya (accessed: 18.05.2022). (in Russ.)

11. 지역별 중장기 통상전략 및 대외경제 협력 방안 (Korea’s Medium- and Long-Term Trade Strategies by Region and International Economic Cooperation Plans) // 책임: 김준동 대외경제정책연구원, 2021년 12월 31일. URL: https://www.kiep.go.kr/gallery.es?mid=a20303000000&bid=0001 (accessed: 19.05.2022). (in Kor.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate