A Review of Chinese Eastern Railway Study in China
Table of contents
Share
QR
Metrics
A Review of Chinese Eastern Railway Study in China
Annotation
PII
S013128120017866-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Weiyun Mа 
Occupation: Professor
Affiliation: Heilongjiang University
Address: No. 74, Xuefu Road, Harbin City, China, 150080
Jianping Cui
Occupation: Associate professor
Affiliation: Heilongjiang University
Address: No. 74, Xuefu Road, Harbin City, China, 150080
Edition
Pages
63-76
Abstract

The article reviews research on Chinese Eastern Railway in China. The research on Chinese Eastern Railway in China began in the early 20th century, has a history of more than 100 years. The existing research results mainly focus on the construction of Chinese Eastern Railway and Tsarist Russia's expansion policy, negotiation between China and Russia (Soviet Union) on the railway issue, the contradictions and struggles of Japan and the United States around the railway problem and so on. These documents cover a wide range of issues which almost involve the political, diplomacy, economy and trade, culture and other fields of international relations in the Far East from the end of the 19th century to the beginning of 20th century, provide a broad vision for the study of Chinese Eastern Railway. But there are problems in the research. Although there are many works on Chinese Eastern Railway, but most discussions are limited to a certain stage, there are few works on the whole history of Chinese Eastern Railway. Not only should we pay attention to the study of the early 20th century in other words the period of the Qing Empire, moreover, we should strengthen the research in the period of the Republic of China and the new China period, this is of great significance to the study of the whole history of Sino — Soviet relations. In addition due to specific historical conditions, part of the Russian data of Chinese Eastern Railway in China was lost, in addition, there is no detailed and authoritative reference book for Russian archives of Chinese Eastern Railway, this situation makes the cited materials in Chinese works appear too old the materials cited in the book seem too old.

The authors thank for proofreading and examining the translation A.I. Kobzev, Ph.D. (Philosophy), professor, director of China Department, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, director of TSC of Humanities and Social Sciences and director of Philosophy Department of MIPT (SRI), director of TSC «Oriental Philosophy» of RSUH, Chief researcher of Russian language, literature and culture research center of Heilongjiang University.

Keywords
Chinese scholars, Chinese Eastern Railway, academic research
Received
05.10.2021
Date of publication
16.12.2021
Number of purchasers
1
Views
349
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Исследования китайскими учеными Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) ведутся с самого начала XX в. После 1980х гг. заметно повысились количество и качество результатов исследований. Настоящая статья кратко знакомит с историей и современной ситуацией в изучении исследования китайскими учеными КВЖД и может представлять интерес для российских коллег, занимающихся этой проблемой.
2

Исследование КВЖД в конце эпохи Цин (1903–1911)

3 С открытием Китайско-Восточной железной дороги в 1903 г. началось и ее изучение. В этот период в Китае ещё не существовало посвященных ей монографий, соответствующие исследования в основном публиковались в газетах и журналах. Например, издательство «Шан-у инь-шу-гуань» («Коммерческая пресса») организовало в Шанхае выпуск самого длительного по изданию в истории современного Китая комплексного журнала «Восток» (东方), выходившего с марта 1904 г. по декабрь 1948 г. (всего вышло 44 тома ежемесячных и двухнедельных номеров). «В журнале публиковалось большое количество репортажей о Сибири и Дальнем Востоке, в том числе об экономике, обществе, политике, местных народах и др., иногда встречались эксклюзивные интервью и информационные статьи. Журнал содержит важные материалы для изучения Сибири и Дальнего Востока в первой половине ХХ века»1. В нём также можно найти небольшую по объему информацию о Китайско-Восточной железной дороге.
1. 徐景学、王晓菊. 西伯利亚学与中国 (Сюй Цзинсюэ, Ван Сяоцзюй. Сибиреведение и Китай). 哈尔滨: 黑龙江教育出版社, 2001. 268页.
4 Официальная газета «Дальний Восток» (远东) (март 1906 г. — март 1921 г.), выпускавшаяся Управлением Китайско-Восточной железной дороги в Харбине, в основном освещала экономику и торговлю, финансы, транспорт, культуру, просвещение и здравоохранение на КВЖД. Она стала не только первой в истории Харбина газетой на китайском языке, но и одной из самых ранних газет в Китае вообще. В «Дальнем Востоке» публиковалось большое количество новостей и комментариев о КВЖД, которые являются редким и ценным материалом для её изучения в тот период. К сожалению, более половины номеров, выходивших в Харбине в течение 15 лет, было утеряно, сохранились только оригиналы номеров с октября 1910 г. по январь 1912 г. и с февраля 1916 г. по февраль 1921 г. В начале XX в. представления о России в Китае в основном формировались через газеты и журналы и были связаны с работой КВЖД. Главным образом это сводилось к информационным материалам, работ академической направленности было мало. С точки зрения тематики исследований этот период можно считать предварительным.
5

Исследование КВЖД в период Китайской Республики

6 Революция 1911–1912 гг., положив конец маньчжурской династии и Цинской империи, установила Китайскую Республику. Октябрьская революция в России открыла эпоху социализма. Тем временем российско-китайские и советско-китайские отношения продолжали развиваться. Вопросы Китайско-Восточной железной дороги были в центре внимания двух стран и международных отношений на Дальнем Востоке. В тот период появилось значительное число исследований, посвященных этой теме, особенно в 1920е и 1940е гг., когда была опубликована серия ценных работ, появился ряд авторитетных ученых, изучавших КВЖД.
7 Книга «История развития Китайско-Восточной железной дороги», написанная Историческим комитетом Компании Китайско-Восточной железной дороги2, подробно знакомит с историей её строительства. Несмотря на то, что в книге всего 121 страница, она содержит большое число фактов и считается относительно систематическим описанием КВЖД в 1920е гг.
2. 东省铁路沿革史 (История развития железной дороги восточных провинций) /东省铁路公司历史委员会编輯. 哈尔滨, 1923. URL:  >>>> (дата обращения: 28.08.2021).
8 К 1929 г. ситуация на КВЖД стала ухудшаться, росло напряжение. Китайские ученые и заинтересованные лица опубликовали множество работ, в которых подчеркивалась неизбежность нарастания инцидентов на КВЖД и обоснованность принудительных, силовых действий Китая. Монография Лэй Иня «Проблемы Китайско-Восточной железной дороги» включает 35 статей3. «Изучение проблем КВЖД» Фу Цзяоцзиня описывает историю ее строительства, организацию Управления железной дороги, общие положения организации КВЖД и исторические факты агрессии империалистических России, Японии и США4. «Истинная картина разрыва отношений между Россией и Китаем на КВЖД» Дун Сяньгуана представляет процесс разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем из-за инцидента на КВЖД5. В издании «Проблемы Китайско-Восточной железной дороги», подготовленном Управлением промышленных и коммерческих визитов Министерства промышленности и торговли Китайской Республики, рассматривается эволюция и организация КВЖД, её история после Октябрьской революции, причины инцидента 1929 г., а также отношение к ней китайского правительства6. «Краткая история российско-китайских переговоров по Китайско-Восточной железной дороге», составленная отделом пропаганды Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, в основном описывает конфликты и переговоры между Советским Союзом и Китаем в 1929 г.7. В книге Гао Лянцзо «Китайско-Восточная железная дорога и проблемы Дальнего Востока» комментируются её проблемы до и после Вашингтонской конференции, а также главная международная проблематика Дальнего Востока и будущего Китая8. «История переговоров по Китайско-Восточной железной дороге» Цзэн Чжилина описывает советско-китайские отношения и ситуацию на КВЖД после Октябрьской революции, инцидент 1929 г. и международное общественное мнение по этому вопросу9.
3. 雷殷. 中东路问题 (Лэй Инь. Проблемы КВЖД). 哈尔滨: 国际协报馆, 1929.

4. 傅角今. 中东铁路问题之研究 (Фу Цзяоцзинь. Изучение проблем Китайско-Восточной железной дороги). 上海: 国际协报, 1929.

5. 董显光. 东路中俄决裂之真相 (Дун Сяньгуан. Истинная картина разрыва отношений между Россией и Китаем на КВЖД). 上海: 真善美书店, 1929.

6. 中东铁路问题 (Проблемы Китайско-Восточной железной дороги). 国民政府工商部工商访问局编. 南京: 国民政府工商部工商访问局, 1929.

7. 中俄关于中东路之交涉史略 (Краткая история российско-китайских переговоров по КВЖД). 中国国民党中央执行委员会宣传部编. 南京: 中国国民党中央执行委员会宣传部, 1929.

8. 高良佐.中东铁路与远东问题 (Гао Лянцзо. Китайско-Восточная железная дорога и проблемы Дальнего Востока). 上海: 太平洋书店, 1930.

9. 曾志陵. 中东路交涉史 (Цзэн Чжилин. История переговоров по КВЖД). 北平: 建设图书馆, 1931.
9 После вторжения Японии в Маньчжурию 18 сентября 1931 г. китайские ученые опубликовали несколько работ, посвященных КВЖД. Они имеют важное справочное значение для изучения переговоров между СССР и Китаем, СССР и Японией о КВЖД, а также о советско-китайских отношениях в целом. Среди них наиболее подробной является «Свод суждений о проблемах железной дороги в Северо-Восточном Китае» Цзинь Шисюаня. Она включает 10 глав, последняя из которых посвящена проблемам КВЖД. В приложении представлены данные по исследованию КВЖД10.
10. 金士宣.中国东北铁路问题汇论 (Цзинь Шисюань. Свод суждений о проблемах Китайско-Восточной железной дороги). 天津: 大公报馆, 1932.
10 В других работах есть специальные главы или разделы, излагающие проблемы КВЖД в общем виде. Важное значение имеет монография Ван Юньшэна «Китай и Япония за последние 60 лет». В ней 8 томов и более 2 миллионов иероглифов. Работа освещает исторические события на протяжении 30 лет, от Японо-китайской войны 1894–1895 гг. до Октябрьской революции 1917 г. в России11. «Ссылаясь на архивы и материалы из первых рук, книга рассказывает об отношениях между Россией с ее сибирским регионом и Китаем, таких как Китайско-российский секретный договор (1896 г.) и Китайско-Восточная железная дорога, инцидент (со спорной территорией) Шестидесяти четырёх деревень к востоку от реки (Амур 1900 г.), попытка России оккупировать три восточные провинции, русско-японская война и российско-китайские отношения до и после Октябрьской революции 1917 г.»12.
11. 王芸生. 六十年来中国与日本 (Ван Юньшэн. Китай и Япония за последние 60 лет). 天津: 大公报馆, 1934.

12. 徐景学、王晓菊. 西伯利亚学与中国 (Сюй Цзинсюэ, Ван Сяоцзюй. Сибиреведение и Китай). 哈尔滨: 黑龙江教育出版社, 2001. С. 282.
11 В этот период было опубликовано несколько статей о Китайско-Восточной железной дороге13.
13. В основном это袁天籁. 中俄交涉史略 (Юань Тяньлай. «Краткая история китайско-российских переговоров») // 中国新论. 1935. № 4; 杨绍震. 庚子年中俄在东三省之冲突及其结果 (Ян Шаочжэнь. Конфликт между Россией и Китаем в трех восточных провинциях в год гэн-цзы (1900–1901) и его результаты) // 清华大学学报. 1934. № 2, и др.
12 В 1935 г. Советский Союз уступил КВЖД Японии, и советское влияние на Северо-Восточный Китай значительно ослабло. После потрясения, вызванного инцидентом на мосту Лугоу в 1937 г., многие китайские ученые с болью сообщали о зверствах Японии. 21 августа 1937 г. Советский Союз и Китайская Республика подписали Договор о взаимном ненападении. С тех пор СССР начал предоставлять Китаю займы и военную помощь на выгодных условиях и даже напрямую отправлял войска для участия в войне против Японии. Общий враг снова сблизил наши страны.
13 После революции 1911 г. в Китае рухнула феодальная монархия. Некоторые ученые не ограничивались исследованием исторических фактов и добились высоких результатов в их всестороннем анализе, в том числе в изучении истории российско-китайских отношений в связи с КВЖД. Однако ученые периода Китайской Республики придерживались и некоторых ошибочных взглядов. Например, в «Обозрении трёх северо-восточных провинций» Чэнь Бовэнь отрицал положительное влияние строительства КВЖД на Китай. В его книге в основном описано экономическое развитие зависимых от КВЖД больших городов и их роль во внешней торговле трех северо-восточных провинций. Автор демонстрирует сильное недовольство политикой России, но не упоминает об экспансионистских намерениях таких империалистических стран, как США и Япония. Авторский анализ проблемы упрощенный и однобокий14. В целом, в указанный период исследования международных отношений Китая, включая проблему КВЖД, были еще слабыми. Книг и статей, специально посвященных проблеме КВЖД, было чуть больше десятка, а связанных с нею — несколько десятков. Однако за исключением нескольких работ, большинство результатов сводилось к сбору информации, исследованиям не хватало глубины и широты, коллектив исследователей еще не сформировался.
14. 东三省一瞥 (Обозрение трех северо-восточных провинций). 陈博文编Чэнь Бовэнь (сост.) 上海: 商务印书馆, 1924.
14

Исследования КВЖД после основания Нового Китая

15 С момента основания до конца 1950х гг. Новый Китай в дипломатических отношениях с Советским Союзом проводил политику «придерживаться одной стороны», а советско-китайские отношения переживали период «медового месяца». В работах этого периода проблема КВЖД не обсуждалась, спектр исследований был слишком узким, ограничиваясь историей её строительства и материалами о получении Китаем четырехпроцентного займа от царской России. Большая часть этих материалов цитировалась при обсуждении раздела «сферы влияния» империалистических держав в Китае.
16 В течение этого периода было опубликовано очень мало статей на соответствующую тему. В одной из них Линь Син в 1959 г. писал: «После того, как крупнейшие капиталистические страны мира вошли в стадию империализма, их способ агрессии против колоний и отсталых стран сместился с экспорта товаров на экспорт капитала, то есть, помимо конкуренции за рынок сбыта товаров и за источники сырья, необходимо было также конкурировать за место вложения капитала. В дополнение к приобретению общих экономических прав добавляется разделение сфер влияния, и конкуренция за права на железную дорогу является наиболее важным шагом для империалистов в борьбе за территорию для инвестиций или сферу влияния»15. Хотя таких статей было немного, а глубина обсуждения и анализа в них были невысоки, они все же подвергались критике. Поэтому с 1959 до середины 1960х гг. чисто академические статьи по истории российско-китайских отношений практически не публиковались.
15. 林星.甲午战争到辛亥革命期间帝国主义在东三省的铁路争夺 (Линь Син. Империализм от (Японо-китайской) войны (года) цзя-у (1894–1895) до Синьхайской революции (года) синь-хай (1911–1912) в борьбе за железную дорогу в трех северо-восточных провинциях) // 历史教学问题. 1959. № 1.
17 В отличие от материкового Китая, гонконгские ученые опубликовали множество книг по истории российско-китайских отношений и рассматривали Россию как главного агрессора против Китая, подчеркивая, что Советский Союз унаследовал агрессивную политику царской России. Ли Найян считал, что строительство Россией КВЖД привело к началу Русско-японской войны, но при этом избегал говорить об империалистическом характере политики Японии16. Эти ученые сосредоточили свое внимание на политике экспансии царской России и СССР по отношению к Китаю и не уделяли внимания агрессивной природе японского империализма. Кроме того, из-за предвзятости материалов построенная на них история российско-китайских отношений неизбежно утрачивала объективность, а полученные выводы не могли не вызывать вопросов.
16. 李乃扬. 俄国通史 (Ли Найян. Всеобщая история России).香港, 1956. Среди соответствующих работ, опубликованных гонконгскими учеными в этот период, следует отметить также: 沈尚文.中苏关系简史 (Шэнь Шан-вэнь. Краткая история советско-китайских отношений). 香港, 1951; 黄同仇. 俄国侵华史的透视 (Хуан Тунцю. Взгляд на историю вторжения России в Китай). 香港, 1953.
18 В период с начала 1960х до конца 1970х гг. советско-китайские отношения ухудшились. Руководители китайского государства подчеркивали необходимость усиленного изучения иностранной проблематики, особенно СССР и советско-китайских отношений, и призывали к глубокому раскрытию в политике, теории, истории и других областях преступлений царского режима. В связи с потребностями международного политического и дипломатического противостояния академические круги Китая подняли волну разоблачений, осуждений и исследований вторжения царской России в Китай. Изучение этой проблематики развивалось быстрее, чем другие дисциплины.
19 Монографии и статьи, опубликованные на этом этапе, можно кратко представить следующим образом.
20 Есть только 3 специальные монографии о КВЖД и более 10 связанных с нею книг, совсем немного специальных и менее 10 связанных статей.
21 Среди вышеперечисленных работ следует особо отметить трехтомник «Исторические материалы по российско-китайским отношениям. Китайско-Восточная железная дорога» (中俄关系史料•中东铁路) под редакцией Го Тинъи и Ван Юйцзюня из Института современной истории Центрального научно-исследовательского института в Тайбэе17.
17. 中俄关系史料 中东铁路 (Исторические материалы по российско-китайским отношениям. КВЖД). 郭廷以、王聿均主编. 台北: “中央研究院近代史研究所”, 1960, 1969, 1974.
22 В 1960х гг. на Тайване была усилена работа по разбору и упорядочению дипломатических архивов, что способствовало изучению проблем КВЖД. В дипломатических архивах было найдено множество материалов, связанных с КВЖД, среди которых достаточно подробным и ценным историческим материалом являются хроникальные записи первых годов Китайской Республики. Указанный трехтомник составлен по годам. С 1917 по 1921 гг. в нем представлены важные документы о переговорах России и Китая по КВЖД, включая материалы о её совместном контроле и управлении странами Антанты, деятельности Г.М. Семенова, притязаниях Японии и хунхузов, деятельности Д.Л. Хорвата и забастовках на КВЖД, её финансах и Русско-Китайском банке, совете директоров КВЖД, подготовке Китая к её охране, китайских и иностранных официальных уведомлениях, переговорах и подписании договоров и др. Книга содержит отчеты чиновников пограничной службы Центральному правительству, в том числе военного губернатора провинции Цзилинь, начальника КВЖД Бао Гуйцина, в ней подробно рассказано о заседании Комитета по международному надзору за Китайско-Восточной и Сибирской железными дорогами для обсуждения спора между США и Японией, а также о бывшем российском военном атташе, тайно прибывшем в уезд Хами для сговора с японской армией и белогвардейцами Г.М. Семенова для восстановления права на охрану КВЖД. Есть также материалы о сговоре японцев с хунхузами с целью разрушения железной дороги и контрмерах местного китайского правительства, забастовке российских ремесленников и купцов на пристанях Харбина, которая заставила Д.Л. Хорвата уйти с поста управляющего дорогой, об обсуждении КВЖД консорциумом банков из Великобритании, США, Японии и Франции и другие вопросы. В книге содержится большое количество точных свидетельств. В целом, сборник «Исторические материалы по российско-китайским отношениям. Китайско-Восточная железная дорога» является важным историческим источником для изучения КВЖД в указанный период.
23 Следует отметить, что во многих работах этого периода Россия изображалась как страна, всегда проводившая агрессивную политику по отношению к Китаю, отрицался взаимовыгодный характер строительства КВЖД для экономики обеих стран. Например, в книге «Раннее управление железными дорогами в Китае» тайваньский ученый Ли Гоци утверждал, что строительство Россией Транссибирской магистрали было вызвано потребностью во внешней агрессии, а строительство Китайско-Восточной железной дороги — потребностью в экономической агрессии России против Китая, отрицалось положительное влияние строительства КВЖД на двустороннюю торговлю. Чтобы доказать одностороннюю выгоду строительства КВЖД для России, в книге приведены материалы, свидетельствующие о том, что оно способствовало подъему экономики Дальнего Востока России, но не упомянуто о положительном влиянии дороги на экономическое развитие Северо-Восточного Китая18.
18. 李国祁. 中国早期的铁路经营 (Ли Гоци. Раннее управление железными дорогами в Китае). 台北: 中央研究院近代史研究所, 1976.
24 Проведение 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.) и изменения в советско-китайских отношениях беспрецедентно повысили активность академического сообщества. Значительно возросло количество и качество работ по истории российско-китайских отношений, в т.ч. касающихся КВЖД.
25 В этот период было выпущено около 10 монографий, посвященных КВЖД, и примерно 60 связанных с нею книг. Среди них высокую научную ценность имеют «Китайско-российский секретный договор и строительство Китайско-Восточной железной дороги» Ли Цзитана и «Войска железнодорожной охраны Китайско-Восточной железной дороги и политическая ситуация в северо-восточных краях» Сюэ Сяньтяня. В книге Ли Цзитана подробно обсуждаются особенности политики России на Дальнем Востоке и анализируется цель строительства КВЖД. Автор считает, что Китайско-Восточная железная дорога на самом деле являлась одним из важных инструментов российского империализма для вторжения в Китай. Ядром российской политики на Дальнем Востоке был курс на завоевание Китая с помощью банков и железных дорог, то есть так называемая «мирная» политика экономической инфильтрации, которая естественным образом ведет к аннексии китайской территории и установлению контроля над всей страной, сменив доминирующее положение британского империализма в Китае и имея «самоуверенную претензию оккупировать Дальний Восток»19. Книга имеет высокую справочную ценность для изучения истории и процесса строительства КВЖД.
19. 李济棠. 中俄密约和中东铁路的修筑 (Ли Цзитан. Китайско-российский секретный договор и строительство Китайско-Восточной железной дороги). 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1989.
26 В монографии Сюэ Сяньтяня прослежена связь взлетов и падений в деятельности российских войск железнодорожной охраны с изменяющейся международной обстановкой. В работе описывается и анализируется явная и скрытая борьба таких империалистических стран, как Россия, Япония, Великобритания, США и Германия, за влияние в Северо-Восточном Китае, а также влияние их противоречий и соперничества на политическую ситуацию в северо-восточном приграничье Китая. Книга имеет высокую справочную ценность для изучения проблем КВЖД с 1896 по 1924 гг.20.
20. 薛衔天.中东铁路护路军与东北边疆政局 (Сюэ Сяньтянь. Войска железнодорожной охраны Китайско-Восточной железной дороги и политическая ситуация в северо-восточных краях). 北京: 社会科学文献出版社, 1993. Среди относительно важных работ этого периода также следует отметить: 中东铁路 (Китайско-Восточная железная дорога). 黑龙江省档案馆编. 哈尔滨: 哈尔滨农场管理局印刷厂, 1986; 中东铁路历史编年 (1895–1952) (Историческая хронология Китайско-Восточной железной дороги (1895–1952)). 郑长椿编. 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1987; 华俄道胜银行在华三十年 (30 лет работы в Китае Русско-Китайского банка).毕凤鹏主编. 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1992; 吴文衔、张秀兰. 霍尔瓦特与中东铁路 (У Вэньсянь, Чжан Сюлань. (Д. Л.) Хорват и Китайско-Восточная железная дорога). 长春: 吉林文史出版社, 1993; 马蔚云. 从中俄密约到中苏同盟: 中东铁路六十年 (Ма Вэйюнь. От Китайско-российского секретного договора к советско-китайскому альянсу: 60 лет Китайско-Восточной железной дороги). 北京: 社会科学文献出版社, 2016.
27 С конца ХХ в. было опубликовано более 80 статей, специально посвященных Китайско-Восточной железной дороге, и около 90 связанных с нею статей в различных журналах, сборниках и газетах. Кроме того, с начала XXI в. в Китае появился ряд диссертаций о ней, что редко встречалось в прошлом. В этих работах выражены следующие точки зрения.
28 По вопросу о китайско-российском секретном договоре и Китайско-Восточной железной дороге Лю Цунькуань считает, что процесс переговоров и его подписания был полон лицемерия, мошенничества и шантажа со стороны российской дипломатии. Для достижения агрессивных целей русский военно-феодальный империализм не брезговал никакими средствами. Суть китайско-российского секретного договора «заключается в присвоении права на строительство Китайско-Восточной железной дороги. Агрессивная цель России была успешно реализована посредством Секретного договора». «Секретный договор указывает на то, что Северо-Восток Китая стал исключительной сферой влияния царской России»21.
21. 刘存宽. 国际外交史上的大骗局——论光绪中俄密约 (Лю Цунькуань. Большая афера в истории международной дипломатии — О Китайско-российском секретном договоре (периода) Гуан-сюй (1871–1908)) // 社会科学战线. 1987. № 2. 182页.
29 Сюэ Сяньтянь и Луань Цзинхэ, в свою очередь, считают, что Договор 1896 г. является "болевой" точкой в китайско-российской истории, с начала XX в. КВЖД была важным фактором, стимулировавшим развитие межгосударственных отношений, и «вплоть до сегодняшнего дня остается важнейшим связующим звеном в китайско-российских экономических и культурных контактах»22.
22. 薛衔天, 栾景河. 中俄关系的历史与现实 (Сюэ Сяньтянь, Луань Цзинхэ. История и современное состояние китайско-российских отношений) // 西伯利亚研究. 2002. № 3. 33页.
30 Относительно причин, по которым Советская Россия оспаривала безвозмездное возвращение Китайско-Восточной железной дороги Китаю в Первой декларации Советской России о Китае (декларации Карахана), Сюэ Сяньтянь полагал, что «революционная Россия родилась из старой России, полной великого русского национализма, и старое российское правительство оставило большое наследие агрессии против Китая. Старые национальные традиции и тяжелое историческое бремя стали негативными факторами в политике Советской России по отношению к Китаю. По мере консолидации и развития советской власти, особенно когда поддержка революции у другой нации противоречит национальным интересам России, эти негативные факторы особенно ярко проявляются»23.
23. 薛衔天. 试论“苏俄第一次对华宣言”内容变化问题 (Сюэ Сяньтянь. Об изменении содержания «Первой декларации Советской России о Китае» (декларации Карахана)) // 社会科学战线. 1991. № 3. 188–189页.
31 По вопросу о влиянии возвращения Советским Союзом КВЖД на советско-китайские отношения Чжан Шэнфа отметил: «Своевременная передача Советским Союзом Китайской Чанчуньской железной дороги (КВЖД) показала честность Сталина по отношению к Китаю и подняла его престиж в глазах китайских лидеров и китайского народа. В период переговоров о перемирии в Северной Корее возвращение железной дороги Китаю и отказ Советского Союза подписать мирный договор с Японией, очевидно, помогли Сталину твердо управлять инициативами Китая продолжить боевые действия или заключить соглашение о перемирии. Сталин, потеряв экономическую выгоду в результате передачи Китайской Чанчуньской железной дороги, получил политические дивиденды на поле боя в Северной Корее»24. Подобных оценок немало25.
24. 张盛发.中长铁路归还中国的历史考察 (Чжан Шэнфа. Исторические изыскания о возвращении Китайской Чанчуньской железной дороги Китаю) // 历史研究. 2008. № 4. 119页.

25. Среди важных статей, опубликованных в этот период, также имеются: 冯国民. 评“中东路事件” (Фэн Гоминь. Комментарий к «инциденту на КВЖД») // 世界历史. 1986. № 12; 李嘉谷. 十月革命后中苏关于中东铁路问题的交涉 (Ли Цзягу. Советско-китайские переговоры по Китайско-Восточной железной дороге после Октябрьской революции) // 近代史研究. 1989. № 2; 薛衔天. 东省铁路合同名称考释及其他 (Сюэ Сяньтянь. Исследование и истолкование названия договора о железной дороге восточных провинций) // 中国边疆史地研究. 1990. № 2; 林军. 苏俄政府在归还中东铁路问题上口径的变化—加拉罕给越飞的信 (Линь Цзюнь. Изменения в подходе правительства Советской России к вопросу о возвращении Китайско-Восточной железной дороги — Письмо Карахана Йоффе) // 外交学院学报. 1996. № 1; 杨奎松. 蒋介石、张学良与中东路事件之交涉 (Ян Куйсун. Чан Кайши, Чжан Сюэлян и переговоры об инциденте на КВЖД) // 近代史研究. 2005. № 1; 李朋. 吉黑两省铁路交涉局的 “嬗变” — 1898—1917年中东铁路附属地行政管理权研究(Ли Пэн. «Трансмутация» железнодорожных управлений двух провинций Цзи(линь) и Хэй(лунцзян) — Исследование административной власти в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги с 1898 по 1917 год) // 中国边疆史地研究. 2010. № 1; 李春隆、艾虹. 苏俄第一次对华宣言最初文本的历史考察 (Ли Чуньлун, Ай Хун. Историческое изыскание относительно оригинального текста Первой декларации о Китае Советской России (декларации Карахана)) // 中共党史研究. 2005. № 6; 刘显忠. 中东路事件研究中的几个问题 (Лю Сяньчжун. Некоторые вопросы исследования инцидента на КВЖД) // 历史研究. 2009. № 6; 马蔚云. 国家利益变迁与苏俄在中东铁路问题上态度的变化 (Ма Вэйюнь. Трансформация государственных интересов и изменение позиции Советской России в вопросе о Китайской Восточной железной дороге) // 中共党史研究. 2013. № 6, и др.
32

Вопросы и размышления

33 В китайской литературе систематически разбирается и анализируется строительство Китайско-Восточной железной дороги и внешняя политика царской России, переговоры между Китаем, Россией и СССР по проблеме КВЖД, а также противоречия и борьба между Японией и Соединенными Штатами вокруг КВЖД. Эти документы охватывают широкий круг вопросов, затрагивающих политические, дипломатические, торгово-экономические, культурные и другие области международных отношений на Дальнем Востоке с конца XIX до начала XX вв., что обеспечивает широкое видение в исследовании проблемы КВЖД. Однако, на наш взгляд, существующие исследования необходимо усилить, по крайней мере, по следующим двум направлениям.
34 Малочисленность произведений с тематическим исследованием КВЖД.
35 Хотя работ о Китайско-Восточной железной дороге много, большинство из них ограничено определенным этапом, исследований, посвященных всей истории дороги, мало. Большое значение для изучения всей истории советско-китайских отношений имеют не только исследования КВЖД в начале XX в., во времена Цинской империи, но и работы периода Китайской Республики и Нового Китая. Для этого необходимо, чтобы исследователи были знакомы не только с историей эпохи Цин, новой, новейшей историей и историей региона, но также с историей России, Советского Союза и международных отношений в Северо-Восточной Азии.
36 Недостаточность использования материалов из разных источников и с разных сторон.
37 Во многих китайских архивах содержатся материалы, касающиеся КВЖД, например, ХПА (Хэйлунцзянский провициальный архив), ХГА (Харбинский городской архив), ЦПА (Цзилинский провициальный архив), ЛПА (Ляонинский провициальный архив), ААРВМ (Архив Автономного района Внутренней Монголии), ПАКИ (Первый архив китайской истории), ВАКИ (Второй архив китайской истории), АМИД КНР (Архив Министерства иностранных дел КНР) и др. Большинство китайских ученых используют китайские архивы и документы, но не привлекают иностранные архивы и материалы из-за языковых барьеров и трудностей при сборе данных. Проблема КВЖД тесно связана с китайско-российскими (советскими) дипломатическими отношениями и внутренней ситуацией в Китае. Ее изучение зависит от материалов не только из Китая, но и с российской стороны. Материалы двух стран должны взаимно подтверждаться и интерпретироваться, чтобы восполнить недостатки в данных каждой стороны по отдельности.
38 Некоторые российские архивы, опубликованные в прошлом, относятся ко всем российско-китайским / советско-китайским отношениям и не касаются конкретно проблемы Китайско-Восточной железной дороги. Во многих российских архивах содержатся материалы, касающиеся КВЖД, например, в АВПРИ (Архив внешней политики Российской Империи), РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории), РГИА ДВ (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока), ДВП СССР (Документы внешней политики СССР), АВП РФ (Архив внешней политики Российской Федерации), ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации), РЦХИДНИ (Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории), ГАХК (Государственный архив Хабаровского края), а также статистические ежегодники, данные грузоперевозок и другая подробная информация, опубликованная на русском языке Бюро экономических исследований Управления Китайско-Восточной железной дороги в Харбине. В связи с особыми историческими условиями некоторые российские материалы по КВЖД в Китае утеряны, а подробный и авторитетный справочник по российским архивам отсутствует, что делает цитируемые в китайских трудах материалы слишком однообразными и устаревшими.

References

1. 东三省一瞥 (A glimpse of the three northeastern provinces). 陈博文编. 上海: 商务印书馆, 1924. (In Chin.).

2. 东省铁路沿革史 (History of railway evolution in the eastern provinces). 东省铁路公司历史委员会编輯. 哈尔滨出版, 1923. (In Chin.).

3. 董显光: 东路中俄决裂之真相 (Dong Xianguang. The truth of the railway break between China and Russia in the eastern provinces). 上海: 真善美书店, 1929. (In Chin.).

4. 傅角今: 中东铁路问题之研究 (Fu Jiaojin. Research on the problem of Chinese Eastern Railway). 上海: 国际协报馆, 1929. (In Chin.).

5. 雷殷: 中东路问题 (Lei Yin. Problem of Chinese Eastern Railway). 哈尔滨: 国际协报馆, 1929. (In Chin.).

6. 中东铁路问题 (Problem of Chinese Eastern Railway) / 国民政府工商部工商访问局编. 南京: 国民政府工商部工商访问局, 1929. (In Chin.).

7. 高良佐: 中东铁路与远东问题 (Gao Liangzuo.Chinese Eastern Railway and Far East). 上海: 太平洋书店, 1930. (In Chin.).

8. 华俄道胜银行在华三十年 (Thirty years of Russia — China bank in China). 毕凤鹏主编. 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1992. (In Chin.).

9. 黄同仇: 俄国侵华史的透视 (Huang Tongchou. A perspective of the history of Russian invasion of China). 香港, 1953. (In Chin.).

10. 金士宣: 中国东北铁路问题汇论 (Jin Shixuan. A summary of railway problems in Northeast China). 天津: 大公报馆, 1932. (In Chin.).

11. 李国祁: 中国早期的铁路经营 (Li Guoqi. Early railway management in China). 台北: 中央研究院近代史研究所, 1924. (In Chin.).

12. 李济棠: 中俄密约和中东铁路的修筑 (Li Jitang. The Sino — Russian secret treaty of 1896 and the construction of Chinese Eastern Railway). 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1989. (In Chin.).

13. 李乃扬: 俄国通史 (Li Naiyang. General history of Russia). 香港, 1956. (In Chin.).

14. 马蔚云: 从中俄密约到中苏同盟—中东铁路六十年 (Ma Weiyun. From the Sino — Russian secret treaty to the Sino — Soviet Alliance — 60 years of Chinese Eastern Railway). 北京: 社会科学文献出版社, 2016. (In Chin.).

15. 沈尚文: 中苏关系简史 (Shen Shangwen. A brief history of Sino — Soviet Relations). 香港, 1951. (In Chin.).

16. 徐景学, 王晓菊: 西伯利亚学与中国 (Xu Jingxue, Wang Xiaoju.

17. Siberian studies and China). 哈尔滨: 黑龙江教育出版社, 2001. (In Chin.).

18. 薛衔天: 中东铁路护路军与东北边疆政局 (Xue Xiantian. The army protecting the railway of Chinese Eastern Railway and political situation of Northeast China). 北京: 社会科学文献出版社 , 1993. (In Chin.).

19. 王芸生: 六十年来中国与日本 (Wang Yunsheng. China and Japan in the past 60 years). 天津: 大公报馆, 1934. (In Chin.).

20. 曾志陵: 中东路交涉史 (Zeng Zhiling. History of Chinese Eastern Railway negotiation). 北平: 建设图书馆, 1931. (In Chin.).

21. 中俄关于中东路之交涉史略 (Brief history of Chinese Eastern Railway negotiation between China and Russia). 中国国民党中央执行委员会宣传部编. 南京: 中国国民党中央执行委员会宣传部, 1929. (In Chin.).

22. 中东铁路 (Chinese Eastern Railway). 黑龙江省档案馆编. 哈尔滨: 哈尔滨农场管理局印刷厂, 1986. (In Chin.).

23. 中东铁路历史编年 (1895–1952) (Historical chronology of Chinese Eastern Railway (1895–1952)). 郑长椿编. 哈尔滨: 黑龙江人民出版社, 1987. (In Chin.).

24. 吴文衔、张秀兰: 霍尔瓦特与中东铁路 (Wu Wenxian, Zhang Xiulan. D. L. Horwat and Chinese Eastern Railway). 长春: 吉林文史出版社, 1993. (In Chin.).

25. 冯国民: “评‘中东路事件’” (Feng Guomin. A review «Incident on Chinese Eastern Railway»). 世界历史. 1986, 12. (In Chin.).

26. 李春隆、艾虹: “苏俄第一次对华宣言最初文本的历史考察” (Li Chunlong, Ai Hong. The historical investigation of the original text of the first Soviet Russian Declaration on China). 中共党史研究. 2005, 6. (In Chin.).

27. 李嘉谷: “十月革命后中苏关于中东铁路问题的交涉” (Li Jiagu. The negotiation between China and the Soviet Union on Chinese Eastern Railway after the October Revolution). 近代史研究. 1989, 2. (In Chin.).

28. 李朋: “吉黑两省铁路交涉局的‘嬗变’—1898–1917 中东铁路附属地行政管权究” (Li Peng. The «transformation» of railway negotiation bureaus of Jilin and Heilongjiang Provinces — Study on the administrative power of the dependent territory of Chinese Eastern Railway from 1898 to 1917). 中国边疆史地研究. 2010, 1. (In Chin.).

29. 林军: “苏俄政府在归还中东铁路问题上口径的变化—加拉罕给越飞的信” (Lin Jun. The change of the Soviet Russian government's caliber on the return of Chinese Eastern Railway — Letter from Karakhan Yoffe). 外交学院学报. 1996, 1. (In Chin.).

30. 林星: “甲午战争到辛亥革命期间帝国主义在东三省的铁路争夺” (Lin Xing. Imperialist competition for railways in the three northeastern provinces from the Sino — Japanese War in 1904–1905 to the revolution of 1911). 历史教学问题. 1959, 1. (In Chin.).

31. 刘存宽: “国际外交史上的大骗局—论光绪中俄密约” (Liu Chunkuan. A big scam in the history of international diplomacy — On Sino- Russian secret treaty of Guangxu period (1871–1908)). 社会科学战线. 1987, 2. (In Chin.).

32. 刘显忠: “中东路事件研究中的几个问题” (Liu Xianzhong. Some problems in the study of events on Chinese Eastern Railway). 历史研究. 2009, 6. (In Chin.).

33. 马蔚云: “国家利益变迁与苏俄在中东铁路问题上态度的变化” (Ma Weiyun. The transformation of national interests and the change of Soviet Russia's attitude towards Chinese Eastern Railway). 中共党史研究. 2013, 6. (In Chin.).

34. 薛衔天: “东省铁路合同名称考释及其他” (Xue Xiantian. The research and interpretation on the name of railway contract in eastern provinces). 中国边疆史地研究. 1990, 2. (In Chin.).

35. 薛衔天: “试论‘苏俄第一次对华宣言’”内容变化问题 (Xue Xiantian. The Changes in content of the first Soviet Russian Declaration on China). 社会科学战线. 1991, 3. (In Chin.).

36. 薛衔天, 栾景河: “中俄关系的历史与现实” (Xue Xiantian, Luan Jinghe. The History and Modern State of China-Russia relations) // 西伯利亚研究. 2002年. 第5期.

37. 杨奎松: “蒋介石、张学良与中东路事件之交涉” (Yang Kuisong. Chiang Kai Shek, Zhang Xueliang and the negotiation on the Chinese Eastern Railway Incident). 近代史研究. 2005, 1. (In Chin.).

38. 张盛发: “中长铁路归还中国的历史考察” (Zhang Shengfa. A historical investigation on the return of Changchun railway to China). 历史研究. 2008, 4. (In Chin.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate