Current Situation, Problems and Prospects of Russia-China Economic and Trade Cooperation: the Chinese Perspective
Table of contents
Share
Metrics
Current Situation, Problems and Prospects of Russia-China Economic and Trade Cooperation: the Chinese Perspective
Annotation
PII
S013128120017085-4-1
DOI
10.31857/S013128120017085-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Xun Liu 
Occupation: Doctor of Russia studies
Affiliation: Russian language institute of Heilongjiang University
Address: No.74 Xuefu Road, Harbin, Heilongjiang Province, 150080, China
Edition
Pages
75-84
Abstract

In recent years, Russia-China economic and trade cooperation has enjoyed a good momentum of development. During the pandemic and complex international situation, Russia-China economic and trade cooperation is moving forward against the trend. Bilateral trade relations are becoming closer, the scale and fields of investment cooperation are expanding, energy, agricultural, scientific and technological cooperation is steadily advancing. This shows that the economic and trade cooperation between Russia and China has a solid foundation and broad space. However, there are still problems that cannot be ignored. The scale of bilateral trade is relatively small, the trade structure is not reasonable, and the depth of cooperation in the spheres mentioned above is insufficient. Russia-China economic and trade cooperation needs to develop in the direction of high quality and realize the unity of "increasing volume" and "improving quality". From the Chinese perspective, China's economic and social development strategy in a medium or long term will have a positive impact on bilateral economic and trade cooperation with Russia. It will help deepen the scientific and technological cooperation, accelerate the development of cross-border e-commerce, elevate investment cooperation to a higher level, further unleash the potential of energy cooperation, boost the agricultural cooperation, and upgrade Russia-China economic and trade cooperation as a whole.

Keywords
Russia, China, economic and trade cooperation, high-quality development
Received
22.10.2021
Date of publication
18.10.2021
Number of purchasers
2
Views
467
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

Состояние российско-китайского торгово-экономического сотрудничества

2 Несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, вызванную пандемией, торгово-экономическое сотрудничество между странами в 2020 г. демонстрирует позитивное развитие.
3 Три года подряд, начиная с 2018 г., объем двусторонней торговли превышает 100 млрд долл. Китай на протяжении 11 лет является крупнейшим торговым партнером России, его доля во внешнеторговом обороте России в 2020 г. составила 18,3%, увеличившись по сравнению с 2019 г. на 1,67%. Улучшается структура российско-китайской торговли. В 2020 г. экспорт минеральных продуктов России в Китай уменьшился на 7,64% по сравнению с прошлым годом, а Китай стал экспортировать в Россию на 1,99% больше машин, оборудования и транспортных средств1. Новой точкой роста стала трансграничная электронная торговля. В январе-сентябре 2019 г. объем электронной торговли между странами достиг 3,7 млрд долл., увеличившись на 23%2.
1. Торговля между Россией и Китаем в 2020 г. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021–02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.04.2021).

2. “2019年1–9月中俄跨境电商贸易额达37亿美元” (В январе-сентябре 2019 года объем электронной торговли между Китаем и Россией достиг 3,7 миллиарда долларов). 28.02.2019. URL:
4 Сохраняются хорошие темпы развития инвестиционного сотрудничества. На сегодняшний день Китай входит в число крупнейших инвесторов в российскую экономику. В 2020 г. китайские прямые нефинансовые инвестиции в Россию составили 340 млн долл., увеличившись на 41,7%, стоимость подписанных инженерных контрактов достигла 5,87 млрд долл., что составляет почти 30% от общей стоимости новых контрактов, подписанных с Европой3. В дополнение к традиционным направлениям, таким как энергетика, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и транспорт, Россия и Китай расширяют инвестиционное сотрудничество в области высоких технологий, информации и связи. В 2020 г. китайская компания Huawei подписала с МТС соглашение о развитии 5G-соединений. Huawei также вложила значительные средства в развитие искусственного интеллекта в России, а Китайская инвестиционная корпорация и Российский фонд прямых инвестиций создали научно-технический инновационный фонд объемом 1 млрд долл.
3. “数据来源于中国海关总署” (Данные из Главного таможенного управления Китая). URL: http://www.customs.gov.cn (дата обращения: 25.04.2021).
5 Энергетическое сотрудничество является наиболее плодотворным за всю историю взаимоотношений между странами и играет роль «стабилизатора» двусторонней торговли. В 2020 г., несмотря на пандемию и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, объем торговли России и Китая не снизился, что не могло быть достигнуто без сотрудничества в области энергетики. Минеральные продукты составили 65,45% от общего объема экспорта России в Китай и достигли 32 млрд долл.4. Россия экспортировала в Китай 84,92 млн тонн нефти, на 1,9% больше, чем в 2019 г., и заняла второе место по объемам поставок нефти в Китай. В декабре 2019 г. был официально сдан в эксплуатацию северный участок газопровода из России в Китай по восточному маршруту, к концу 2020 г. по нему было доставлено 4 млрд кубометров российского природного газа5.
4. Торговля между Россией и Китаем в 2020 г. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021–02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.04.2021).

5. 殷新宇:“中俄经贸合作稳步前行” (Инь Синьюй. Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией развивается плавно). 人民日报, 2021年4月1日.
6 Быстро развивается сотрудничество в сельском хозяйстве. В последнее время российские сельскохозяйственные товары, такие как ячмень, пшеница, колбасы, мясо, растительное масло и морепродукты, стали очень популярны среди китайских потребителей, что привело к расширению импорта высококачественной сельскохозяйственной продукции из России. В 2020 г. объем торговли сельскохозяйственной продукцией между странами достиг рекордного уровня в 5,55 млрд долл., из которых импорт Китая составил 4,09 млрд долл., увеличившись на 13,7%. В частности, поставки российской сои в Китай приблизились к 1 млн тонн в год, что составляет 93% от общего объема экспорта сои России6. Китай стал крупнейшим экспортным рынком российской сельскохозяйственной продукции и мяса.
6. Торговля между Россией и Китаем в 2020 г. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021–02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.04.2021).
7 Уверенно развивается научно-техническое сотрудничество. В последние годы Россия и Китай не только углубили научно-техническое сотрудничество в традиционных отраслях промышленности, но и расширили его в новых сферах: новых материалах, новых источниках энергии, авиастроении и др. Страны запустили ряд масштабных проектов, например, Тяньваньскую АЭС, самолёт CR929, вертолет AC332, новый ускоритель NICA, спутниковую навигационную систему Бэйдоу. В августе 2020 г. был создан совместный научно-технический инновационный фонд, который поддерживает проекты, направленные на развитие новых технологий в ключевых отраслях экономики России и Китая. В то же время уделяется большое внимание технологическим обменам и развитию инновационных проектов, реализуемых предприятиями двух стран.
8

Проблемы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества

9 Несмотря на достигнутые успехи, в двустороннем сотрудничестве по-прежнему сохраняется ряд проблем.
10 Доля торговли с Россией в общем объеме внешней торговли Китая невелика и не может сравниться с показателями не только США, но и Японии и Южной Кореи. В 2020 г. общий объем внешней торговли Китая достиг 4646 млрд долл., что составляет 12,9% мировой торговли. Товарооборот с Россией достиг 107,765 млрд (2,3% внешней торговли Китая), в то время как объем двусторонней торговли Китая с США, Японией и Южной Кореей — 586,72, 305,57 и 285,26 млрд долл. или 12,6%, 6,6% и 6,1% соответственно7. Очевидно, что объем торговли между Россией и Китаем не соответствует реальному потенциалу и нуждается в дальнейшем расширении.
7. “数据来源于中国海关总署” (Данные из Главного таможенного управления Китая). URL: http://www.customs.gov.cn (дата обращения: 03.02.2021).
11 Структура двусторонней торговли также не рациональна. Она главным образом сосредоточена на сырье и сырьевых товарах (нефть, газ и древесина), капиталоемких (машины и оборудование) и трудоемких товарах (одежда, обувь и украшения), но в ней практически отсутствует продукция с высокой добавленной стоимостью. В структуре экспорта России в Китай в 2020 г. основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты — 65,45%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 8,75%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 8,07%, металлы и изделия из них — 6,07%. Структура экспорта Китая в Россию в 2020 г. выглядела следующим образом: машины, оборудование и транспортные средства — 59,03%, текстиль и обувь — 11,32%8. Хотя эти показатели отражают взаимодополняемость экономической структуры и соответствуют уровню экономического развития обеих стран, в долгосрочной перспективе такая структура ограничивает быстрый рост российско-китайской торговли, поэтому нуждается в дальнейшей оптимизации9.
8. Торговля между Россией и Китаем в 2020 г. 23.01.2021. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021–02/torovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2020-g (дата обращения: 18.04.2021).

9. 程亦军: “中俄经贸合作发展前景展望” (Чэн Ицзюнь. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией). 西伯利亚研究, 2018. 第6期. 第9–15页.
12 Остается невысоким уровень российско-китайского инвестиционного сотрудничества. Невелики объемы инвестиций: в 2020 г. прямые нефинансовые инвестиции Китая составили 110,15 млрд долл., стоимость подписанных инженерных контрактов — 255,54 млрд долл., из которых инвестиции в Россию и подписанные с ней инженерные контракты составили соответственно 0,3% и 2,3%10. Сохраняется узость инвестиционного сектора. Основными направлениями китайских инвестиций в Россию являются энергетика, сельское и лесное хозяйство, строительство, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая техника и услуги. Российские инвестиции в Китай сосредоточены на производстве, строительстве и транспортных услугах. Наконец, между Россией и Китаем все еще существуют некоторые торговые и инвестиционные барьеры, которые препятствуют эффективному сотрудничеству между предприятиями двух стран11.
10. “数据来源于中国海关总署” (Данные из Главного таможенного управления Китая). URL: http://www.customs.gov.cn (дата обращения: 22.01.2021).

11. 刘禹松: “中俄经贸持续增长, 或现更大风口” (Лю Юсун. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество продолжает расти и может стать еще крепче). 中国贸易报, 2019年6月13日.
13 Потенциал энергетического сотрудничества также раскрыт не полностью. В настоящее время в нем преобладает торговля энергоресурсами, не хватает сотрудничества в области разведки, добычи и переработки энергии. Кроме того, отсутствует четкий механизм ценообразования. Цена на энергию, экспортируемую из России в Китай из-за больших транспортных издержек и затрат на добычу относительно высока, что стало важным фактором, ограничивающим развитие энергетического сотрудничества между странами12.
12. 龚峰: “中俄天然气贸易的机遇与挑战” (Гун Фэн. Возможности и вызовы в торговле природным газом между Китаем и Россией). 中国商论, 2020. 第7期. 第80–81页.
14 В сельскохозяйственном сотрудничестве также существуют некоторые проблемы. В общем объеме торговли сельскохозяйственная продукция занимает небольшую долю. В 2020 г. объем торговли с/х продукцией между Россией и Китаем составил 5,55 млрд долл., т.е. лишь 5,1% от общего объема торговли13. Кроме того, можно отметить недостаточный уровень кооперации во всех производственных цепочках сельского хозяйства, для развития которых не хватает участия крупных сельскохозяйственных предприятий. Двустороннее сотрудничество основано на первичной продукции, в результате, добавленная стоимость сельскохозяйственной продукции низкая14.
13. “数据来源于中国海关总署” (Данные из Главного таможенного управления Китая). URL: http://www.customs.gov.cn (дата обращения: 01.04.2021).

14. 郑国富: “中俄农产品贸易合作特征、问题与建议” (Чжэн Гофу. Особенности, проблемы и предложения китайско-российской торговли сельскохозяйственной продукцией). 西伯利亚研究, 2019. 第4期. 第26–23页.
15 Научно-техническое сотрудничество является важной движущей силой модернизации торгово-экономических связей между сторонами. Хотя оно и достигло определенных успехов, ряд проблем все еще не решен. Так, оно по-прежнему сосредоточено на традиционных промышленных технологиях, а сотрудничество в новых отраслях, таких как информационные технологии, новая энергетика, авиация и космонавтика, экология и современное сельское хозяйство, все еще встречается относительно редко. Большинство проектов научно-технического сотрудничества являются маломасштабными, крупных проектов немного. Наконец, много времени занимает трансформация импортируемых технологических достижений, ограничено стимулирование внедрения технологий в развитие предприятий15.
15. 李丹: “面向科技经济融合的中俄科技合作策略” (Ли Дань. Стратегия китайско-российского научно-технического сотрудничества, направленная на интеграцию науки и техники c экономикой). 科技导报, 2021. 第4期. 第90–94页.
16 Подводя итоги, можно отметить, что торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем нуждается в ускорении темпов не только количественного, но и качественного развития. Для этого необходимо увеличивать его масштаб и скорость и одновременно повышать экономическую эффективность и инновационный рост.
17

Перспективы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества

18 В соответствии с изменениями внешней обстановки и внутренних условий, Китай внес коррективы в национальную стратегию социально-экономического развития, в результате она может открыть новые возможности для высококачественного развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем.
19 В 2016 г. ЦК КПК и Государственный совет опубликовали Национальную стратегию инновационного развития, которая предлагает ускорить глубокую интеграцию науки и техники с экономикой, использовать цифровизацию, Интернет и новейшие технические достижения в качестве технологической основы для повышения конкурентоспособности промышленности, содействовать повышению качества промышленной продукции16. В 14-м пятилетнем плане (2021–2025 гг.) Китай вновь подчеркнул необходимость ускорения социально-экономического развития и достижения высокого качества за счет научно-технических инноваций17.
16. “中国国家创新驱动发展战略纲要” (Национальная стратегия инновационного развития КНР). 19.05.2016. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016–05/19/content_5074812.htm (дата обращения: 06.05.2021).

17. “中国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要” (14й пятилетний план социально-экономического развития и долгосрочные цели КНР до 2035 года). 13.03.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/2021–03/13/c_1127205564_2.htm (дата обращения:15.03.2021).
20 Как известно, 2020 и 2021 гг. — это годы российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. На церемонии открытия Китай заявил, что научно-технические инновации являются одной из наиболее перспективных областей сотрудничества, обе стороны должны содействовать всесторонним, многоуровневым и широким научно-техническим обменам. Перед лицом эпидемии страны могут воспользоваться возможностью укрепить техническое сотрудничество в области здравоохранения, биотехнологий, медицинского оборудования и т.д. С другой стороны, в Китае интенсивно развиваются информационные технологии, к концу 2020 г. общее число установленных в Китае базовых станций связи стандарта 5G достигло 718 тысяч, что составляет около 70% от всех подобных станций в мире18. Россия также ускоряет процесс цифровизации экономики. Согласно программе «Цифровой экономики», к 2022 г. в десяти мегаполисах будет обеспечено необходимое количество станций связи стандарта 5G, а во всех городах с населением от миллиона человек — к 2024 г.19. Россия и Китай должны в полной мере использовать потенциальные возможности двустороннего научно-технического сотрудничества в таких областях, как мобильные сети 5G, «Большие данные» (Big Data), искусственный интеллект, а также ускорить подписание и осуществление соответствующих проектов.
18. “中国已建成5G基站超71.8万个” (Общее число установленных в Китае базовых станций для связи стандарта 5G достигло 718 тысяч). 31.03.2021. URL: http://henan.china.com.cn/tech/202103/31/content41516956.htm (дата обращения: 08.04.2021).

19. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». 04.06.2019. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/(дата обращения: 01.05.2021).
21 Ускоренными темпами будет развиваться трансграничная электронная торговля. В ноябре 2019 г. ЦК КПК и Государственный Совет КНР издали «Методические рекомендации по содействию развитию высококачественной торговли». В них указана необходимость поощрять создание комплексных пилотных зон для трансграничной электронной торговли20. В апреле 2020 г. Госсовет принял решение о создании 46 новых пилотных зон трансграничной электронной торговли, в результате чего в Китае будет создано в общей сложности 105 таких зон, охватывающих 30 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Китай воспользовался увеличением числа предприятий трансграничной электронной торговли в регионе, чтобы компенсировать негативное воздействие эпидемии на традиционную торговлю. В 2020 г. объем трансграничной электронной торговли Китая вырос на 31,1% и достиг 1,69 трлн юаней21. Рынок электронной коммерции в России в последние годы тоже развивается достаточно быстро: в 2020 г. он составил 3,2 трлн рублей, увеличившись на 58,8%22. Российские покупатели отдают предпочтение китайской промышленной продукции, производственному оборудованию и аксессуарам, а китайские покупатели все больше интересуются высококачественной российской сельскохозяйственной продукцией и потребительскими товарами. В то же время все больше и больше предприятий России и Китая активно ищут каналы сбыта на оба рынка.
20. “中国关于推进贸易高质量发展的指导意见” (Методические рекомендации по содействию развитию высококачественной торговли КНР). 28.11.2019. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2019–11/28/content_5456796.htm?trs=1 (дата обращения: 09.05.2021).

21. “2020年中国跨境电商进出口同比增长31.1%” (В 2020 году объем трансграничной электронной торговли Китая вырос на 31,1%). 14.01.2021. URL: https://news.cctv.com/2021/01/14/ARTIMcurxZAEHrQwJQ50bUu2210114.shtml (дата обращения: 14.04.2021).

22. Рынок еСommerce в 2020 году составил 3,221 триллиона рублей. 18.02.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/10730671 (дата обращения: 16.04.2021).
22 Потенциал развития трансграничной электронной торговли России и Китая огромен. Страны должны поддерживать создание онлайн-платформ и проведение прямых трансляций, совершенствовать строительство международных транспортных коридоров. Развитие трансграничной электронной торговли способно дать новый стимул двустороннему товарообороту.
23 На более высокий уровень перейдет российско-китайское инвестиционное сотрудничество. В 14-м пятилетнем плане была поставлена задача дальнейшего развития открытой экономики. Китай с целью привлечения иностранных инвестиций продолжит облегчать для них доступ на рынки, совершенствовать систему обслуживания, снижать ограничения и усиливать их защиту. В июне 2020 г. Национальная комиссия по развитию и реформам и Министерство торговли КНР издали документ «Специальные административные меры по доступу иностранного капитала (Негативный список 2020 г.)». Негативный список для иностранных инвестиций был сокращен с 40 до 33 пунктов, послабления коснулись сферы услуг, финансового сектора, сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, здравоохранения, образования и других областей23. В 14-м пятилетнем плане предложено увеличить прямые инвестиции в развивающиеся страны в рамках проекта «Один пояс, один путь» для повышения конкурентоспособности предприятий на международном рынке и расширения рыночного спроса. Это создает хорошие условия для инвестиционного сотрудничества с Россией. В ноябре 2020 г. состоялось седьмое заседание Российско-китайского комитета по инвестиционному сотрудничеству. На нем китайская сторона предложила укрепить инвестиционное сотрудничество в новых стратегических отраслях, таких как цифровая экономика, интеллектуальное производство, биотехнологии, новые материалы и новая энергия, а также стимулировать инвестиционное сотрудничество между малыми и средними предприятиями24. Это станет важным направлением для развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем в новую эпоху.
23. “外商投资准入特别管理措施 (负面清单) (2020年版)” (Специальные административные меры по доступу иностранного капитала (Негативный список) (Издание 2020 года)). 23.06. 2020. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2020–06/24/content_5521520.htm (дата обращения: 17.05.2021).

24. “中投资合作委员会第七次会议召开” (Состоялось седьмое заседание Российско-китайского комитета по инвестиционному сотрудничеству). 18.11.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020–11/18/content_5562239.htm (дата обращения: 20.05.2021).
24 Будет раскрыт потенциал энергетического сотрудничества. Сегодня Китай является крупнейшим потребителем и импортером энергии в мире, за счет импорта обеспечивается порядка 71% национального потребления нефти и 43% потребления природного газа25. Текущая нестабильность международной ситуации и цен на энергоресурсы оказывает значительное влияние на структуру поставок в Китай и несет новые вызовы для энергетической безопасности страны. В 14-м пятилетнем плане обозначены четкие цели по реализации стратегии безопасности энергетических ресурсов, обеспечению стабильного роста производства нефти и газа, увеличению нефтяных и газовых резервов, усилению международного энергетического сотрудничества, диверсификации импорта нефти и газа.
25. “2019年我国原油对外依存度71%” (Китай за счет импорта обеспечивает порядка 71% национального потребления нефти). 31.03.2020. URL: http://news.cnpc.com.cn/system/2020/03/31/001769303.shtml (дата обращения: 19.04.2021).
25 Российская энергетическая промышленность в этот период тоже оказалась под сильным давлением соглашения ОПЕК о сокращении добычи. России необходимо расширить поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Российское правительство своевременно внесло поправки в энергетическую стратегию страны в соответствии с изменением международной энергетической ситуации. В июне 2020 г. была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года. В данном документе большое внимание уделено расширению газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитию мощностей по производству сжиженного природного газа в Арктике, стимулированию диверсификации экспорта энергии посредством повышения экспорта в страны АТР26.
26. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. 09.06.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006110003 (дата обращения: 21.04.2021).
26 Расширение торговли нефтегазовыми ресурсами имеет большое значение для наших стран. На 17-м заседании Российско-китайского комитета по энергетическому сотрудничеству, состоявшемся в ноябре 2020 г., китайская сторона предложила развивать сотрудничество в области исследований и разработок энергетических технологий и оборудования, разведки и добычи энергетических ресурсов, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, инженерных услуг, а также развивать сотрудничество в малых и средних энергетических проектах27.
27. “中俄能源合作委员会第十七次会议召开” (Состоялось 17е заседание Российско-китайского комитета по энергетическому сотрудничеству). 25.11.2020. URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2020–11/25/content_5564595.htm (дата обращения: 21.05.2021).
27 В новую эпоху вступает сотрудничество в области сельского хозяйства. В последние годы в связи с ростом внутреннего спроса и снижением цен на продовольствие в мире ускорился импорт продовольствия в Китай. В 2020 г. его объем вырос на 27,9% и составил 142,62 млн тонн, достигнув рекордного уровня, в том числе импорт сои составил 100 млн тонн28. Главными источниками поставок сои являются Бразилия, США и Аргентина, на их долю приходится более 90% от общего объема импорта сои Китая. При этом изменения политики экспортеров в области производства непосредственно сказались на торговле продовольственной продукцией, в результате под угрозой оказалась продовольственная безопасность Китая. В 14-м пятилетнем плане четко изложена стратегия продовольственной безопасности Китая, для обеспечения которой будут использоваться внутренние и зарубежные рынки, стимулироваться диверсификация импорта. Россия как важный мировой производитель и экспортер сои обладает огромным потенциалом для развития сотрудничества в этой сфере. Спрос на сою в Китае будет способствовать проведению активного регулирования сельскохозяйственной структуры, расширению площадей под сою и повышению ее урожайности в России. В 14-м пятилетнем плане отмечено, что для обеспечения национальной продовольственной безопасности необходимо стимулировать развитие крупных международных продовольственных и сельскохозяйственных компаний, помогать им выходить на зарубежные рынки, способствовать развитию транснационального бизнеса по производству, переработке, хранению и транспортировке продовольствия. На 7-м заседании Подкомиссии по сельскохозяйственному сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая китайская сторона предложила стимулировать сотрудничество в областях торговли сельскохозяйственной продукцией, инвестиций в сельское хозяйство как внутри страны, так и за рубежом29.
28. “中国2020年农产品进口总量” (Объем импорта продовольствия в Китай в 2020 году). 01.04.2021. URL: https://data.stats.gov.cn (дата обращения: 01.05.2021).

29. “俄中总理定期会晤委员会农业合作分委会第七次会议召开” (Состоялось седьмое заседание Подкомиссии по сельскохозяйственному сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая). 18.10.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020–10/18/content_5552163.htm (дата обращения: 25.05.2021).
28 Национальная стратегия социально-экономического развития Китая в краткосрочной и среднесрочной перспективе окажет положительное влияние на торгово-экономическое сотрудничество с Россией. В свою очередь, расширение областей и инновационных форм взаимодействия является не только временной мерой по борьбе с пандемией, но и долгосрочным методом стимулирования качественного развития двустороннего сотрудничества в новую эпоху.

References

1. Energeticheskaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda (Energy strategy of the Russian Federation until 2035). 09.06.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006110003 (accessed: 21.04.2021). (In Russ.).

2. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» (National plan «Digital Economy of the Russian Federation»). 04.06.2019. URL: https://digital.gov.ru/ ru/ activity/directions/858/ (accessed: 01.05.2021). (In Russ.).

3. 程亦军: “中俄经贸合作发展前景展望” (Cheng Yijun. Prospects of China-Russia economic and trade cooperation). 西伯利亚研究, 2018. 第6期. (In Chin.).

4. 龚峰: “中俄天然气贸易的机遇与挑战” (Gong Feng. Opportunities and challenges in China-Russia natural gas trade). 中国商论, 2020. 第7期. (In Chin.).

5. 李丹: “面向科技经济融合的中俄科技合作策略” (Li Dan. The strategy of China-Russia science and technology cooperation facing the integration of science and technology and economy). 载科技导报, 2021. 第4期. (In Chin.).

6. 刘禹松: “中俄经贸持续增长,或现更大风口” (Liu Yusong. China-Russia economy and trade have continued to grow and may be stronger). 中国贸易报. 13.06.2019. (In Chin.).

7. “外商投资准入特别管理措施 (负面清单) (2020年版)” (The Special Administrative Measures for Foreign Investment Access (Negative List) (2020 Edition)). 23.06. 2020. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2020–06/24/content_5521520.htm (accessed: 17.05.2021). (In Chin.).

8. 殷新宇: “中俄经贸合作稳步前行” (Yin Xinyu. Sino-Russian economic and trade cooperation had made steady progress). 载人民日报. 1.04.2021. (In Chin.).

9. 郑国富: “中俄农产品贸易合作特征、问题与建议” (Zheng Guofu. Characteristics, problems and suggestions of China-Russia agricultural trade cooperation). 西伯利亚研究, 2019. 第4期. (In Chin.).

10. “中国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要” (The 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development and the Long-Range Objectives of China Through the Year 2035). 13.03.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/2021–03/13/c_1127205564_2.htm (accessed:15.03.2021). (In Chin.).

11. “中国国家创新驱动发展战略纲要” (Outline of China's National Innovation-Driven Development Strategy). 19.05.2016. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016–05/19/content_5074812.htm (accessed: 06.05.2021). (In Chin.).

12. “中国关于推进贸易高质量发展的指导意见” (China's Guidelines on Promoting High-quality Development of Trade). 28.11.2019. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2019–11/28/content_5456796.htm?trs=1 (accessed: 09.05.2021). (In Chin.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate