Thinking about Jointly Preventing the “Color Revolution” by China and Russia
Table of contents
Share
Metrics
Thinking about Jointly Preventing the “Color Revolution” by China and Russia
Annotation
PII
S013128120017084-3-1
DOI
10.31857/S013128120017084-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
chensheng wang 
Occupation: Third-year Doctoral Candidate
Affiliation: Guangdong University of Foreign Studies
Address: Guangzhou, China
hongfei jiang
Occupation: First-year Doctoral Candidate
Affiliation: Guangdong University of Foreign Studies
Address: Guangzhou, China
Edition
Pages
100-112
Abstract

The color revolution, which is a “low-cost and high-return” method in regime change, has become the main mean and priority option for America to subvert dissident regimes. In recent years, with the raising strength of containing and suppressing between China with Russia by the United States, America has tried its best to plan “color revolution” not only around China and Russia, but also within the borders of the two countries. China and Russia have become the key target of America in implementing the “color revolution”, however, the situation of the two countries to prevent the “color revolution” is particularly urgent. The “color revolution” not only disrupts the balance of the international system and regional security, but also seriously affects the stability of the country's political power and the healthy development of the economy. In view of this, it is now necessary for China and Russia to work together to prevent “color revolution”. Regarding the new changes, methods changed from non-violent to violent me, more advanced organizational methods, the younger generation of the participants, and changes in manifestations by the “color revolution”, as well as the underlying causes of the “color revolution”, China and Russia should have uindividualized strategies. China and Russia can strengthen cooperation in different areas, such as politics, economy, culture, ideological education, and regional coordination. China and Russia should take advantages of their respective experiences in dealing with “color revolution”, strengthen sharing and communicating experience with other countries in the region, and jointly build a barrier to prevent “color revolution” and protect the security and stability in China and Russia and the surrounding areas.

Keywords
“Color Revolution”, China, Russia, cooperation, deterrence
Received
15.10.2021
Date of publication
18.10.2021
Number of purchasers
2
Views
349
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Термин «цветная революция» первоначально относился к процессам смены власти в странах СНГ с начала XXI века. В странах, где произошла «цветная революция», внутренняя оппозиция при поддержке западных стран часто использовала цветы, узоры или одежду определенного цвета в качестве символа для начала антиправительственных демонстраций и протестов, тем самым вынуждая лидеров государства уйти в отставку. Такие события академическое сообщество стало называть «цветной революцией». В последние годы этот термин больше не ограничивается странами СНГ, «цветные революции» наблюдаются и в других частях мира, например кризис в Венесуэле, кризис в Сирии и т.д. На фоне активизации усилий по сдерживанию и подавлению России и Китая особого внимания заслуживает тот факт, что западные страны готовы планировать «цветные революции» в наших странах. В настоящее время «цветные революции» на периферии России и Китая — это всего лишь «разминка перед игрой», конечной целью США и других западных стран являются именно Россия и Китай1. В связи с этим странам необходимо совместно бороться с нацеленными против нас актами «цветной революции».
1. См.: Соловей В.Д. «Цветные революции» и Россия // Сравнительная политика, 2011. № 1(3). С. 16.; 金海斌: “冷战后美国对华外交政策中的意识形态研究” (Цинь Хайбинь, Исследование идеологии внешней политики США в отношении Китая после холодной войны) // 北京:国家行政学院出版社, 2014. 第78页.
2

Необходимость борьбы с «цветными революциями»

3 В последние годы, с участившимся вмешательством США и других западных стран во внутренние дела России и Китая, последние сталкиваются со все более серьезной угрозой «цветных революций». Таким образом, сотрудничество между двумя странами для противостояния «цветным революциям» стало практически неизбежным.
4 Россия и Китай являются ключевыми целями «цветных революций», проводимых США и другими западными странами. В связи с быстрым экономическим ростом Китая США оказались перед серьезным вызовом и делают все возможное, чтобы сдержать стремительно развивающееся государство. США объявили о «возвращении» в Азиатско-Тихоокеанский регион2. Формально они хотят укреплять связи с Китаем в АТР, но на самом деле пытаются ослабить его влияние в регионе. В соответствии со стратегией внешнего сдерживания США и другие западные страны вступили в сговор с сепаратистскими силами внутри и за пределами Китая, чтобы спровоцировать внутренние проблемы и, таким образом, попытаться развалить Китай изнутри в результате «цветной революции». Влияние западных стран прослеживается за деятельностью по достижению «независимости Синьцзяна» и «независимости Тибета», а также в движении «Оккупируй Централ» (“占中” 运动) (2014 г.) и, особенно, в протестах против законопроекта об экстрадиции (修例风波) в Гонконге3. В период протестов представители США и других западных стран проникали во все сферы общественной жизни, подстрекая население и управляя диверсионными действиями4. С самого принятия поправки правительство США постоянно оказывало давление на правительство Гонконга. Когда ситуация обострилась, они использовали свои неправительственные организации для «руководства» группами боевиков и демонстрациями оппозиции. Наконец, когда демонстрации переросли в насильственные действия, Соединенные Штаты объединились с западными странами, чтобы защитить протестующих. Фактически, протесты против законопроекта об экстрадиции являются продолжением движения «Оккупируй Централ». Оба движения выявили намерения определенных сил в Гонконге совместно с западными странами отделить район от Китая5.
2. Clinton unveils U.S. policy toward Asia-Pacific region // China Economic Net. 13.01.2010. URL: http://en.ce.cn/World/Americas/201001/13/t20100113_20794770.shtml(accessed: 14.06.2021).

3. «Оккупируй Централ» — название несанкционированных митингов в Гонконге. Полное название — «Оккупируй Централ с любовью и миром», сокращенно — «Мирный захват центра» или «Оккупируй централ». «Оккупируй Централ» начался 27 марта 2013 г., а официально был запущен 28 сентября 2014 г. 15 декабря 2014 г. полиция Гонконга очистила оккупированные районы, положив конец незаконному движению «Оккупируй Централ», которое длилось почти 80 дней. Протесты против законопроекта об экстрадиции в Гонконге:в начале 2019 г. правительство Специального административного района Гонконг предложило внести поправки в Постановление о скрывающихся от правосудия преступниках с целью сотрудничества по отдельным делам с юрисдикциями, не имеющими долгосрочных договоренностей о взаимной правовой помощи. Однако США вмешались, организовав радикальные силы в Гонконге для оказания давления на правительство САР посредством демонстраций и других методов, что в конечном итоге привело к беспорядкам, которые длились несколько месяцев.

4. 张建: “美国对香港修例风波的介入: 评估与影响” (Чжан Цзян. Вмешательство США в протестах против законопроекта об экстрадиции в Гонконге: оценка и влияние) // 统一战线学研究, 2020. 第1期. 第46–53页.

5. 刘兆佳: “香港修例风波背后的深层次问题” (Лю Чжаоцзя. Глубоко укоренившиеся проблемы, стоящие за протестами против законопроекта об экстрадиции в Гонконге) // 港澳研究, 2020. 第1期. 第6页.
5 Таким образом, США в последние годы активизировали свои усилия по проведению «цветной революции» в Китае. Как выразился председатель КНР Си Цзиньпин: «Пока мы придерживаемся руководства Коммунистической партии Китая и социалистической системы, планы враждебных сил по нашей вестернизации и разделению не изменятся. Чем ближе мы к цели национального возрождения и к центру мировой сцены, тем больше враждебных сил будут искать способы атаковать и дискредитировать пути, теорию, институты и культуру Китая, усилить идеологическое проникновение и проникновение своих ценностей и активизировать усилия по планированию “цветной революции”»6. Можно прогнозировать, что силы внутри Гонконга и за рубежом в будущем могут попытаться иным образом нарушить общественный порядок в Гонконге, чтобы достичь своей конечной цели — отделить его от Китая7.
6. “习近平新时代中国特色社会主义思想三十讲” (Тридцать лекций о мыслях Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху) // 北京: 学习出版社, 2018. 第216页.

7. 看清香港乱局的由来和本质 (Узнайте о происхождении и природе хаоса в Гонконге). 新华网. 21.08.2019. URL: http://www.xinhuanet.com/mrdx/2019–08/21/c_1210251098.htm(дата обращения: 09.09.2021).
6 Противодействие «цветной революции» актуально и для России. В последние годы в России прошло несколько масштабных демонстраций против президента и правительства. Хотя часть демонстрантов выражала некоторые законные требования народа, США хотели бы использовать социальные проблемы в России, чтобы намеренно разжечь противоречия между народом и правительством. Судя по демонстрациям в Москве в 2019 г. и во многих местах России в начале 2021 г., очевидно, что США активизировали свои усилия по планированию «цветной революции». Посольство США в России в преддверии незаконной демонстрации в Москве в начале августа 2019 г. обнародовало подробную карту маршрутов акции, а затем обновленную карту в режиме реального времени во время самого марша. Хотя посол США в России Джон Хантсман оправдывал данное действие «обеспечением безопасности американских граждан», истинные намерения США были очевидны8. В январе 2021 г. во время акций протеста в поддержку арестованного лидера оппозиции Алексея Навального, прошедших по всей России, посольство США вновь использовало этот прием. Действия США показывают, что их усилия по планированию «цветной революции» в России постоянно нарастают.
8. Посол США объяснил причины размещения карты незаконной акции в Москве // РИА Новости. 14.08.2019. URL: https://ria.ru/20190814/1557490896.html(дата обращения: 25.06.2021).
7 На периферии Китая и России сформирована дуга «цветных революций». В результате многолетних усилий США дуга «цветных революций», соединяющая Восточную Европу, Центральную, Западную и Юго-Восточную Азию, постепенно обретала зримые очертания. Большинство стран вдоль этой дуги пострадали от «цветных революций», в некоторых они увенчались успехом. Под знаменем ненасилия и либеральной демократии США способствовали их возникновению с целью окружить Россию и Китай.
8 США всеми силами пытаются проникнуть в страны СНГ, находящиеся в сфере влияния России. Из 15 стран, ставших независимыми после распада Советского Союза, только Прибалтика не пострадала от «цветных революций»9. Среди стран, где они прошли успешно, Украина и Грузия установили прозападные режимы, став пешками в руках США в борьбе с Россией и сдерживании ее в регионе. В Юго-Восточной Азии в 2007 г. США воспользовались народным недовольством военным правительством в Мьянме, спланировали и осуществили «шафрановую революцию», свергнув находившееся у власти военное правительство10. Камбоджа также пострадала от «цветной революции», однако благодаря решительным действиям находившегося в то время у власти правительства законный режим был защищен от подрывной деятельности.
9. 宋博: “试论颜色革命冲击下转型国家青年政治组织的治理” (Сун Бо. Об управлении молодежными политическими организациями в странах с переходной экономикой под воздействием цветной революции) // 俄罗斯东欧中亚研究,2016. 第1期. 第105页.

10. 陈翔: “美国在中南半岛推行 “颜色革命” 的现状及中国应对” (Чэнь Сян. Нынешняя ситуация с «цветной революцией», осуществленной США на полуострове Индокитай, и реакция Китая) // 江南社会学院学报,2017. 第2期. 第8页.
9 Главная цель США — сделать эти страны плацдармом для прямого осуществления «цветных революций» в России и Китае и еще больше ослабить их влияние в вышеупомянутых регионах. Сейчас эта дуга сформировалась и постоянно сжимается, усиливая давление на Россию и Китай и заставляя их принимать меры по предотвращению «цветных революций».
10 В характере «цветных революций» происходят изменения, увеличивающие сложность противодействия им. «Цветные революции» в настоящее время претерпели изменения, которые вызывают немало проблем для их предотвращения и сдерживания в России и Китае. В последние годы произошел переход от традиционного для «цветных революций» ненасильственного к насильственному методу11. Наиболее очевидным примером этого являются протесты против законопроекта об экстрадиции в 2019 г. в Гонконге. Протестующие занимали университеты под видом мирных демонстрантов, но использовали учреждения образования в качестве оплота для нарушения работы городского транспорта, жестокого нападения на невинных граждан и даже изготовления самодельного оружия для противостояния полиции.
11. Наумов А.О. «Мягкая сила» и «цветные революции» // Российский журнал правовых исследований, 2016. № 1 (6). С. 74–75.
11 Средства организации «цветных революций» также становятся более совершенными. Быстрое развитие и применение сетевых технологий дало выступающим новые возможности. Они больше не полагаются на традиционные средства организации и пропаганды, а используют онлайн-СМИ для организации демонстраций более скрытыми способами12. В ходе демонстраций организаторы могут использовать Интернет для публикации информации об изменениях в соответствии с реальной ситуацией, что создает большие трудности для предотвращения и контроля со стороны правительства и правоохранительных органов.
12. Наумов А.О. Традиционные и новые медиа как акторы “цветных революций” // Дискурс-Пи. 2018. № 3–4 (32–33). С. 79–87.
12 Кроме того, наблюдается тенденция к омоложению состава участников. По сравнению с традиционными «цветными революциями», возраст их участников в последние годы снижается, их главной движущей силой становятся студенты. В движении «Оккупируй Централ» и в протестах против законопроекта об экстрадиции в Гонконге принимало участие большое количество старшеклассников и даже учащихся средней школы. Несовершеннолетние также участвовали в демонстрациях в поддержку арестованных лидеров оппозиции в России в начале 2021 г. По сравнению с другими группами, молодые люди, в основном студенты, с большей вероятностью подвержены манипулированию сознанием и «промыванию мозгов», их поведение отличается большим экстремизмом, они более расположены к зарубежным силам и внутренним оппозиционным организациям. Участие молодежи в демонстрациях оказало большое давление на правительство.
13 Наконец, изменились формы проявления «цветных революций». Поскольку их негативные последствия стали широко известны миру, сегодняшняя «цветная революция» не называется напрямую «революцией», а представляется политическим кризисом. Например, кризис на Украине в 2014 г., политический кризис в Венесуэле в 2019 г. и кризис в Беларуси в 2020 г. Все это делает «цветные революции» более скрытыми и завуалированными и усложняет их предотвращение.
14 Администрация Дж. Байдена с высокой вероятностью будет стремиться осуществить «цветные революции» против России и Китая. США уже давно хотят создать однополярную систему, в которой им отведена роль доминирующей силы. Сформировавшаяся после окончания «холодной войны» однополярная модель мира после вступления в XXI век становится все более и более подвержена влиянию тенденции к многополярности. Чтобы сохранить систему мировой гегемонии, США, с одной стороны, прибегают к использованию военной силы для сохранения и расширения своей сферы влияния, с другой стороны, активно содействуют проведению «цветных революций» против действующей власти, которая не соответствует их интересам. И Джордж Буш, и Барак Обама, и Дональд Трамп, находясь у власти, выполняли миссию продвижения «американской демократии» по всему миру, которая стала важным элементом внешней политики США.
15 Администрация Дж. Байдена в 2021 г. по-прежнему будет сосредоточена на сдерживании России и Китая13 и сохранении гегемонии США. «Цветные революции» в этой стратегии, несомненно, станут приоритетом. Предыдущие администрации США использовали «цветные революции» и военные средства в качестве основного способа продвижения «демократии» и поддержания американской гегемонии в мире. Но «цветная революция» не только менее затратна, но и более эффективна, чем военные средства14. По сравнению с сотнями миллиардов долларов, потраченных на войну, планирование «цветной революции» иногда может стоить миллионы долларов и в то же время быть необычайно эффективным15.
13. Joe Biden: Mon déplacementen Europe a pour objectif que l’Amériquerassemble les démocraties du monde entire // U.S.Department of State. 06.06.2021. URL: https://www.state.gov/translations/french/joe-biden-mon- deplacement-en-europe-a-pour-objectif-que-lamerique-rassemble-les-democraties-du-monde-entier/(accessed: 22.06.2021).

14. 王宏伟:社会运动视角下西方NGO的民主输出与 “颜色革命” (Ван Хунвэй. Демократический результат и «цветная революция» западных НПО с точки зрения социальных движений) // 学术探索, 2018. 第5期. 第51页.

15. “从独联体 “颜色革命” 谈起” (Разговор о «цветной революции» в СНГ) // 时事报告 (大学生版),2004. 第6期. 第36页.
16 Итак, находясь в русле традиционной американской внешней политики, возможность осуществления «цветных революций» Дж. Байденом против России и Китая очевидна. Учитывая мультипликативный эффект «цветной революции», эта возможность, несомненно, значительно возрастает, требуя усиления бдительности со стороны России и Китая.
17

Опасности «цветной революции»

18 «Цветная революция» кажется мирным захватом власти, но на самом деле она наносит огромный вред, не только нарушая баланс международной системы, но и усугубляя региональный хаос и создавая большие угрозы региональной стабильности. Те страны, где «цветная революция» состоялась, не только не смогли встать на желаемый путь демократического развития и процветания, но и оказались перед дилеммой национального политического хаоса и экономической депрессии.
19

(I) На уровне международной системы

20 Частое возникновение «цветных революций» нарушает равновесие международной системы и усиливает конкуренцию великих держав, в частности США с Россией и Китаем. Планы США по проведению «цветных революций» против России и Китая прямо бросают вызов усилиям двух стран по сохранению национального суверенитета и территориальной целостности. Это побуждает страны занимать более жесткую позицию в отношении США, ухудшая отношения с ними, которым и без того не хватает положительного взаимодействия.
21 Столкнувшись с агрессивной позицией США в Центральной Азии и других регионах, Москва была вынуждена скорректировать политику в отношении Вашингтона, чтобы защитить свои национальные интересы. То же самое происходит в Китае. США планируют «цветные революции» в странах Юго-Восточной Азии, чтобы ослабить влияние там КНР. С целью защиты своих законных интересов за рубежом, Китаю пришлось вступить с США в игру в регионе ЮВА. Конкуренция, инициированная США, является явно недоброжелательной, агрессивной и беспорядочной, что еще больше углубит конфронтацию и враждебность между Россией и Китаем и США.
22 Россия, Китай и США как крупные державы являются ключом к бесперебойному функционированию современной международной системы. Колебания в отношениях между ними напрямую влияют на баланс этой системы и создают большие скрытые угрозы для международной стратегической безопасности.
23

(II) На региональном уровне

24 «Цветная революция» формирует «эффект домино» в регионе, вызывая ответную реакцию других стран и угрожая региональной стабильности. Массовые протесты вспыхнули в Беларуси и Монголии на следующий день после успешной «тюльпановой революции» 2005 г. в Кыргызстане, а оппозиционные партии в Узбекистане и Азербайджане начали планировать кампании для борьбы за власть16. В этих условиях США и другие западные страны воспользовались возможностью для поддержки оппозиционных партий и расширения своего проникновения в Центральную Азию. При их содействии оппозиция усилила давление на власть, что привело к политическим беспорядкам внутри этих стран и серьезно угрожало стабильности в Центральной Азии.
16. 王存奎: “中亚地区 “颜色革命” 的性质与原因探究” (Ван Цунькуй. Исследование природы и причин «цветной революции» в Центральной Азии) // 国际关系学院学报,2006. 第4期. 第67页.
25 Кроме того, «цветные революции» активизировали силы «трех зол» в Центральной Азии17. Политическая нестабильность заставила правительства этих стран сосредоточить усилия на борьбе против захвата власти оппозицией и ослабить внимание к другим проблемам, что привело к проявлению давно копившихся социальных, этнических и религиозных противоречий и стало катализатором для активизации «трех сил зла» в Центральной Азии18. Еще большую тревогу вызывает тот факт, что «три силы» не только наносят ущерб странам Центральной Азии, но и распространяются на соседние Россию и Китай, создавая серьезную угрозу их безопасности.
17. Согласно Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной ШОС 15 июня 2001 г., так называемые три силы относятся к насильственным террористическим силам, этническим сепаратистским силам и религиозным экстремистским силам.

18. “三股势力” 威胁中亚国家局势 («Три силы» угрожают ситуации в странах Центральной Азии) // Sina.com.18.11.2010. URL: http://news.sina.com.cn/w/sd/2010–11–18/105921492641.shtml (дата обращения: 05.07.2021).
26 Череда «цветных революций» в странах СНГ еще больше ослабила влияние России. Поскольку большинство «цветных революций» планировались, возглавлялись и поддерживались иностранными силами, страны, где «цветная революция» победила, в основном стали проводить внешнюю политику поворота на Запад. Наиболее типичными примерами являются Украина и Грузия, которые создали прозападные правительства и не стеснялись выступать против России. Так, Украина не только взяла на себя ведущую роль в формировании «Содружества демократического выбора» с очевидными антироссийскими тенденциями19, но и несколько раз выражала желание вступить в НАТО и Европейский Союз. Ослабление влияния России в странах СНГ негативно сказалось на ее стратегических интересах в регионе.
19. Данюк Н. О российско-американских отношениях в контексте «цветных революций». Часть 1 // ИСИП РУДН. 30.10.2018. URL: http://isip.su/ru/articles/250 (дата обращения: 22.06.2021).
27

(III) На национальном уровне

28 Вред, который «цветная революция» наносит стране, многогранен. Во-первых, она приводит к политическим потрясениям и беспорядкам. Например, Грузия не смогла добиться улучшения внутриполитической ситуации после «революции роз». Пришедший к власти М. Саакашвили так и не сделал упор на государственном управлении и улучшении жизни народа. Вместо этого он узурпировал власть20, чем вызвал неоднократные массовые протесты, на фоне которых в итоге и ушел в отставку. В свою очередь, Кыргызстан после «тюльпановой революции» не смог добиться стабильности режима, до сих пор на внутриполитической арене главенствует принцип «все выборы должны быть хаотичными», политическая ситуация охвачена циклическими беспорядками, серьезно препятствующими процессу национального развития21.
20. James V. Wertsch. Georgia after the rose revolution // The Caucasus& globalization, 2006. Vol. 1 (1). P. 66.

21. Наумов А.О. «Цветные революции» на постсоветском пространстве: взгляд десять лет спустя // Государственное управление. Электронный вестник, 2014. № 45. С. 148–178.
29 Во-вторых, «цветная революция» ведет к бедности, экономическому спаду и трудностям в жизни людей. Будь то внутренние оппозиционные силы, которые инициировали «цветную революцию», или иностранные силы, они озабочены только захватом власти, а развитие страны, очевидно, не входит в число их целей. Поэтому после прихода к власти оппозиции зачастую начинается спад национальной экономики и резкое снижение уровня жизни населения22. Украину можно назвать классическим негативным примером «цветной революции». За два-три года до «оранжевой революции» украинская экономика быстро развивалась, среднегодовые темпы роста составляли более 12%23. Однако за пять лет после революции украинская экономика не выросла, а напротив, сократилась на 15%, валюта обесценилась, уровень инфляции намного превысил средний показатель по странам СНГ, а уровень жизни населения серьезно снизился24. Падение Украины от самой многообещающей страны СНГ до одной из беднейших стран Европы показывает глубину негативного воздействия «цветной революции» на страну.
22. 傅维: ““颜色革命” 、 “文化霸权” 与和平演变战略” (Фу Вэй. «Цветная революция», «культурная гегемония» и стратегия мирной эволюции) // 广西社会科学,2016. 第8期. 第193页.

23. Соловей В.Д. «Цветные революции» и Россия // Сравнительная политика, 2011. № 1(3). С. 36.

24. 石渝: “乌克兰 “颜色革命” 褪色的反思” (Ши Юй. Размышления об угасании украинской «цветной революции») // 世界知识,2010. 第4期. 第45页.
30 Наконец, «цветная революция» усугубляет внутренние трения. Среди стран, переживших «цветную революцию», — грузинские Абхазия и Южная Осетия, которые провозгласили независимость, и продолжающийся в Кыргызстане конфликт между Севером и Югом. Внутреннее разделение на Украине еще более обострилось, поскольку вооруженный конфликт между восточной частью страны и украинским правительством, начавшийся в 2014 г., перерос в длительную гражданскую войну, и перспективы мирного урегулирования остаются призрачными25. Причина этого заключается в том, что правительство, пришедшее к власти в результате революции, не смогло эффективно решить многие социальные и этнические проблемы, что привело к расколу и конфронтации и в итоге погрузило всю страну в продолжающиеся беспорядки. Эта непрерывная внутренняя борьба растратила ресурсы страны на развитие и серьезно ограничила экономическое развитие государства. Еще более серьезным последствием является тот факт, что страна оказалась в состоянии распада, причем был не только значительно ослаблен авторитет центрального правительства, но и серьезно подорван суверенитет страны.
25. Ситнова И.В. Сравнительный анализ «цветных революций» в странах постсоветского пространства // Власть, 2011. № 5. С. 145.
31

Меры по борьбе с «цветными революциями»

32 Учитывая, что и Китай, и Россия сталкиваются с вероятностью «цветных революций», двум странам необходимо укрепить сотрудничество в следующих областях, чтобы совместно бороться с существующей угрозой:
33

(I) Экономические аспекты

34 Россия и Китай должны увеличить помощь соседним странам, отстающим по уровню экономического развития. Анализ показывает, что большинство «цветных революций» произошли из-за серьезных экономических проблем, которые вызывали недовольство населения правительством, предоставив внутренней оппозиции, а также внешним силам шанс воспользоваться ситуацией26. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение «цветных революций» в соседних странах из-за экономических проблем, России и Китаю следует усилить координацию и увеличить помощь этим странам. Россия может сосредоточиться на экономическом развитии стран СНГ и оказывать эффективную помощь Кыргызстану и другим странам. В частности, российская сторона может воспользоваться возможностями сопряжения «Евразийского экономического союза» и инициативы «Один пояс, один путь» для укрепления сотрудничества со странами СНГ. Китай, со своей стороны, должен сосредоточиться на Юго-Восточной Азии, продолжать укреплять экономическое сотрудничество со странами региона и предотвратить возникновение «цветных революций».
26. “从独联体 “颜色革命” 谈起” (Разговор о «цветной революции» в СНГ) // 时事报告 (大学生版),2004. 第6期. 第32页.
35 Кроме того, Россия должна проводить активную политику, направленную на стимулирование национальной экономики. Вспышка коронавируса в начале 2020 г. нанесла тяжелый удар по российской экономике, которая некоторое время находилась в упадке под двойным давлением эпидемии и западных санкций27. Несмотря на улучшение динамики российской экономики в рамках денежно-кредитной и фискальной политики федерального правительства и реализацию краткосрочной и долгосрочной стратегии, восстановление до сих пор идет медленно. Только с помощью проведения активной политики правительство России сможет объединить население и эффективно снизить риск «цветной революции».
27. Максимова Е.В., Рябцев А.Г., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции, 2020. № 4. С. 283–285.
36

(II) Политические аспекты

37 Россия и Китай должны укреплять политическое взаимодействие и доверие с соседними странами. Учитывая тот факт, что страны СНГ часто являются ареной «цветных революций», России следует и далее развивать диалог со странами СНГ, в число тем которого она могла бы включить предотвращение и борьбу с «цветными революциями». В то же время Россия должна провести оценку рисков революций в странах СНГ для скорейшей разработки стратегии реагирования и своевременного устранения угроз. Китай же может еще больше укрепить официальное взаимодействие и взаимное политическое доверие со странами Юго-Восточной Азии и помочь этим странам противостоять «цветным революциям».
38 Внутри страны необходимо создавать некоррумпированный административный аппарат, улучшать имидж правительства. Коррумпированность государственных чиновников является одной из основных причин недовольства людей и общественных протестов. Поэтому, чтобы снизить риск «цветной революции», необходимо обеспечить честность и лояльность чиновников. С этой целью Россия и Китай должны продолжать усиливать надзор и наказание коррупционеров, а также совершенствовать механизмы массового контроля. Россия может извлечь уроки из создания в Китае отдела отчетности по обращениям граждан, который не только мобилизует народные силы для поощрения добросовестности государственных служащих, но и расширяет возможности участия граждан в политической жизни, улучшает имидж правительства, что значительно снижает риск «цветной революции».
39

(III) Культурные аспекты

40 Россия должна укреплять обмены со странами СНГ и усиливать свое собственное культурное влияние. «Оранжевая революция» на Украине показывает, что имидж России в странах СНГ достаточно низок, а русская культура теряет свою первоначальную привлекательность для внешнего мира28. Как видно из политического кризиса в Беларуси в 2020 г., США и другие западные страны начинают новый виток «цветных революций» в странах СНГ. На этом фоне Россия должна восстановить свой имидж на внешней арене, усилить свое влияние и голос в странах СНГ. Россия должна играть роль коммуникационного моста между российской диаспорой, способствовать признанию русской культуры во всех странах. Кроме того, следует укреплять молодежные обмены, а Молодежный форум СНГ можно было бы регулярно проводить в России, что будет способствовать более глубокому ознакомлению с русской культурой и восстановлению ее привлекательности.
28. 许华: ““颜色革命” 背景下媒体之争与俄罗斯形象问题” (Сюй Хуа. Споры в СМИ и проблемы имиджа России в контексте «цветной революции») // 俄罗斯中亚东欧研究,2005. 第 6期. 第19页.
41 Нашим странам необходимо укреплять сотрудничество в области средств массовой информации. В настоящее время главенствующее место в формировании мнения международной общественности прочно занято западными странами во главе с США. Когда у каких-либо стран возникают внутренние проблемы, США часто используют контроль над международным общественным мнением для оказания давления на правительства других стран, вынуждая их идти на компромиссы. Это стало обычным приемом для начала «цветных революций». Перед лицом мощного информационного наступления со стороны Соединенных Штатов Россия и Китай должны не просто защищаться и пассивно реагировать, а совместно проявлять инициативу и активно участвовать в борьбе за международное общественное мнение. Во время протестов против законопроекта об экстрадиции в Гонконге в 2019 г. «Россия сегодня» публиковала специальные репортажи, а российские СМИ перепечатывали китайские комментарии по гонконгской проблеме, что оказало Китаю значительную поддержку перед лицом общественного мнения29. Информационные сообщения российских СМИ не только достоверно, объективно и справедливо отражали события, но и демонстрировали нерушимую и глубокую дружбу между нашими странами. В будущем Россия и Китай должны продолжать углублять сотрудничество в новых CМИ и совместно высказываться по международным вопросам, затрагивающим интересы друг друга. В то же время необходимо усилить культурную пропаганду в зарубежных странах и сотрудничать друг с другом, чтобы совместно отстаивать позицию России и Китая в международном общественном мнении.
29. Радио «Голос большого залива»: Сянган — не сцена для шоу американских политиков // Российская газета. 22.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/22/radio-golos-bolshogo-zaliva-siangan-ne-scena-dlya-shou-amerikan-skih-politikov.html (дата обращения: 10.09.2021).
42

(IV) Идеологические и образовательные аспекты

43 Движение «Оккупируй Централ» и протесты против законопроекта об экстрадиции в Гонконге показали, что молодые студенты и даже учащиеся средних школ постепенно становятся авангардом «цветных революций»30. Оппозиция и иностранные державы, используя незрелость и фанатизм молодых людей, «промывают» им мозги. Чтобы противостоять деструктивному влиянию «демократии западного образца» на умы молодежи, Россия и Китай должны уделять особое внимание образованию и воспитанию. Например, каждый год на территории учебных заведений можно было бы проводить серию рекламных кампаний, раскрывающих суть и вред «цветных революций». Программа патриотического воспитания, поддерживаемая Министерством обороны России, становится все более зрелой и приносит очевидные результаты. Китаю стоит взять на вооружение российский опыт, департаменты образования двух стран могут сотрудничать в данной сфере.
30. 香港修例风波共9216人被捕青年学生占四成 (9216 человек были арестованы во время протеста против законопроекта об экстрадиции в Гонконге — среди них молодые студенты составляют 40%). 中新. 29.07.2020. URL: https://www.chinanews.c om/ga/2020/07–29/9251490.shtml (дата обращения: 05.08.2021).
44 Кроме того, необходимо сформировать оптимальный преподавательский состав. Во время протестов в Гонконге некоторые преподаватели университетов не только соглашались с участием в них студентов, но и даже поощряли молодых людей использовать насильственные средства против правоохранительных органов31. Это стало результатом серьезных упущений в формировании и руководстве преподавательским составом университетов. Россия и Китай должны извлечь урок из этой ситуации и усилить надзор за преподавательским составом, своевременно проверять и не допускать возможных западных агентов к преподавательской работе, строго запретить недобросовестным сотрудникам использовать территорию учебных заведений для антиправительственной деятельности и обеспечить идеологическую чистоту преподавателей в колледжах и университетах.
31. 香港教育界談國民教育缺失: 年青人讀史不足與國家文化血脈割離 (Образовательные круги Гонконга говорят о недостатках национального образования: молодежь недостаточно читает об истории и оторвана от национальной культуры). 香港新闻. 09.08.2019. URL: http://www.hkcna.hk/content/2019/0809/77881 1.shtml (дата обращения: 05.07.2021).
45

(V) Региональная координация

46 Для поддержания региональной безопасности и стабильности России и Китаю следует укреплять взаимодействие между организациями в регионе, такими как ШОС и ОДКБ. В настоящее время состав государств ШОС и ОДКБ в значительной степени совпадает, в то же время большинство членов являются странами с высоким риском «цветных революций». ШОС и ОДКБ необходимо организовать диалог по вопросам безопасности, основной темой которого будет борьба с «цветными революциями», организовать обмен информацией о борьбе с революциями, богатым опытом которой обладает Россия. Она не только успешно предотвратила несколько внутренних «цветных революций» за последние годы, но и обладает способностью эффективно использовать механизмы антикризисного управления для защиты национальных интересов и стратегической безопасности. В России введен законодательный контроль за иностранными неправительственными организациями и средствами массовой информации, осуществляющими свою деятельность на территории страны, а также строгое регулирование проведения митингов в соответствии с законом32. Этот опыт является очевидным преимуществом России в противодействии «цветным революциям», которым она может поделиться с членами ШОС и ОДКБ. Китай также может рассказать о своем опыте борьбы с массовыми беспорядками и локальными террористическими акциями в последние годы. Таким образом, можно повысить общую способность государств-членов справляться с «цветными революциями».
32. 蒋莉: “俄罗斯防范 “颜色革命” 的主要做法” (Цзян Ли. Основной подход России к предотвращению «цветной революции») // 江南社会学院学报,2015. 第2期. 第13页.
47 Члены ШОС и ОДКБ должны объединить свои позиции в борьбе с революциями. Отличительной чертой «цветных революций», произошедших в последние годы, стало использование всеобщих выборов для создания политического хаоса. Оппозиция часто использует экзитполы, чтобы поставить под сомнение легитимность выборов33. Перед лицом двойного давления внутренней оппозиции и иностранных сил правительствам часто бывает трудно отражать удар. Исходя из российского опыта борьбы с «цветными революциями», чтобы им противостоять, правительство должно принимать решительные меры, проявлять твердость и категорически не идти на компромисс с оппозицией. Этот тезис также может быть подтвержден резким контрастом между слабостью правительства Грузии в борьбе с «революцией роз» и решительным подходом к беспорядкам в Андижане со стороны Узбекистана34. Когда государства-члены сталкиваются с угрозой «цветных революций», обе организации должны договориться о проведении срочных консультаций, объединить свой голос, решительно выступить против «цветных революций», настойчиво защищать законную власть от посягательств. Только таким образом правительства государств, столкнувшихся с угрозой «цветной революции», могут ответить на нее более жесткой позицией, сосредоточиться на борьбе с внутриполитическим хаосом, своевременно стабилизировать ситуацию и тем самым обеспечить общую безопасность государств-членов обеих организаций.
33. Наумов А.О. «Мягкая сила» и «цветные революции» // Российский журнал правовых исследований, 2016. № 1 (6). С. 82.

34. James V. Wertsch. Georgia after the Rose revolution // The Caucasus & globalization, 2006. Vol. 1(1). P. 66.

References

1. James V. Wertsch. Georgia after the Rose revolution // The Сaucasus & globalization, 2006. Vol. 1 (1).

2. Lucan Way. The Real Causes of the Color Revolutions // Journal of Democracy, 2008. Vol. 19 (3).

3. Maksimova E.V., Ryabtsev A.G., Sazonova O.A. Vliyanie koronavirusa na ekonomiku Rossii (Impact of coronavirus on the Russian economy). Innovatsii i investitsii, 2020. № 4. (In Russ.).

4. Naumov A.O. “Myagkaya sila” i “tsvetnyie revolyutsii” (“Soft power” and “Color revolutions”). Rossiyskiy zhurnal pravovyih issledovaniy, 2016. № 1 (6). (In Russ.).

5. Naumov A.O. Traditsionnyie i novyie media kak aktoryi “tsvetnyih revolyutsiy” (Traditional and new media as actors of “Color revolutions”). Diskurs-Pi, 2018. № 3–4 (32–33). (In Russ.).

6. Naumov A.O. “Tsvetnyie revolyutsii” na postsovetskom prostranstve: vzglyad desyat let spustya (“Color revolutions” in the post-Soviet space: a look ten years later). Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi yvestnik, 2014. № 45. (In Russ.).

7. Solovey V.D. “Tsvetnyie revolyutsii” i Rossiya (“Color revolutions” and Russia). Sravnitelnaya politika, 2011. № 1(3). (In Russ.).

8. Sitnova I.V. Sravnitelnyiy analiz “tsvetnyih revolyutsiy” v stranah postsovetskogo prostranstva (“Color revolutions” in the post-soviet space: a comparative analysis). Vlast, 2011. № 5. (In Russ.).

9. 陈翔. 美国在中南半岛推行 “颜色革命” 的现状及中国应对 (Chen Xiang. State of the US implementation of the “color revolutions” in the Indo-China Peninsula and China's response). 江南社会学院学报, 2017. № 2. (In Chin.).

10. 从独联体 “颜色革命” 谈起 (Talking about the “color revolution” in the CIS). 时事报告 (大学生版), 2004. № 6. (In Chin.).

11. 傅维. “颜色革命” 、“文化霸权” 与和平演变战略 (Fu Wei. “Color Revolution”, “Cultural Hegemony” and Peaceful Evolution Strategy). 广西社会科学, 2016. № 8. (In Chin.).

12. 金海斌. 冷战后美国对华外交政策中的意识形态研究 (Jin Haibin. A Study of Ideology in U.S. Foreign Policy towards China after the Cold War). 北京: 国家行政学院出版社, 2014. (In Chin.).

13. 蒋莉. 俄罗斯防范 “颜色革命” 的主要做法 (Jiang Li. Russia's main measures to prevent “Color Revolution”). 江南社会学院学报, 2015. № 2. (In Chin.).

14. 看清香港乱局的由来和本质 (See the origin and nature of the chaos in Hong Kong).新华网. 21.08.2019. URL: http://www.xinhuanet.com/mrdx/2019–08/21/c_1210251098.htm (accessed: 09.09.2021). (In Chin.).

15. 刘兆佳. 香港修例风波背后的深层次问题 (Liu Zhaojia. The deep-seated problems behind the Hong Kong legislative turmoil). 港澳研究, 2020. № 1. (In Chin.).

16. 宋博. 试论颜色革命冲击下转型国家青年政治组织的治理 (Song Bo. On the Governance of Youth Political Organizations in Transitional Countries under the Impact of the Color Revolution). 俄罗斯东欧中亚研究, 2016. № 1. (In Chin.).

17. 石渝. 乌克兰 “颜色革命” 褪色的反思 (Shi Yu. Reflection on the fading of Ukraine's “color revolution”). 世界知识, 2010. № 4. (In Chin.).

18. 邵振华. 中俄深化媒体合作提升国际舆论话语权 (Shao Zhenhua. China and Russia deepen media cooperation to enhance the influence on international opinion). 新闻传播, 2020. № 1. (In Chin.).

19. 王宏伟. 社会运动视角下西方NGO的民主输出与 “颜色革命” (The democratic output and the “color revolution” of western NGOs from the perspective of social movements). 学术探索, 2018. № 5. (In Chin.).

20. 王存奎. 中亚地区 “颜色革命” 的性质与原因探究 (Wang Cunkui. Investigation on the Nature and Causes of the “ Color Revolution” in Central Asia). 国际关系学院学报, 2006. № 4. (In Chin.).

21. 许华. “颜色革命” 背景下媒体之争与俄罗斯形象问题 (Xu Hua. Media Controversy and Russia's Image Issue under the Background of “Color Revolution”). 俄罗斯中亚东欧研究, 2005. № 6. (In Chin.).

22. 习近平新时代中国特色社会主义思想三十讲 (Thirty Lectures on Xi Jinping's Thoughts on Socialism with Chinese Characteristics in the New Era). 北京: 学习出版社, 2018. (In Chin.).

23. 张建. 美国对香港修例风波的介入: 评估与影响 (Zhang Jian. U.S. Intervention in the Hong Kong Law Revision Storm: Assessment and Impact). 统一战线学研究, 2020. № 1. (In Chin.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate