"Chairman Mao's Good Soldier" Lei Feng
Table of contents
Share
Metrics
"Chairman Mao's Good Soldier" Lei Feng
Annotation
PII
S013128120017030-4-1
DOI
10.31857/S013128120017030-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry Kuznetsov 
Occupation: Associate Professor of Department of Universal History, Philosophy and Culturology
Affiliation: Blagoveshchensk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Blagoveshchensk
Edition
Pages
85-99
Abstract

The article examines the personality of "Chairman Mao's good soldier" Lei Feng — a soldier of the People's Liberation Army of China, who died tragically in 1962. On March 5, 1963, on the initiative of Mao Zedong, a political and ideological campaign was announced in China under the slogan "Learn from Lei Feng". In order to consolidate the positive image of Lei Feng in the mass consciousness of the people of the PRC, the possibilities of culture and art were widely used. The largest-scale political and ideological campaign under the slogan "Learn from Comrade Lei Feng!" acquired in the first years after the death of Lei Feng and during the "cultural revolution" (1966-1976). In 1977 Lei Feng's study campaign unfolded with renewed vigor. In the 1980s, the mass movement gradually began to fade. The CPC leadership made significant efforts to preserve it in 1980-1981, to revive it in 1987 and after the tragic events in Tiananmen Square (1989). Since 2012, there has been an increase in this campaign. Currently, Lei Feng is the personification of altruism, volunteering and helping others, carried out on a selfless basis. In this capacity, the image of Lei Feng is used in the public discourse of modern China. The Chinese media constantly refer to stories, the heroes of which are ordinary Chinese — "modern Lei Feng’". The cult of Lei Feng, persistently promoted by the CCP for decades, confronts the recently widespread facts of corruption in various (including the highest) echelons of political power.

Keywords
China, Lei Feng, cultural revolution, propaganda
Received
08.07.2021
Date of publication
18.10.2021
Number of purchasers
2
Views
507
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Важнейшей составляющей политики в сфере пропаганды и наглядной агитации в КНР (с 1949 г.) является формирование так называемого национального пантеона героев Нового Китая, в который вошли герои и мученики Китайской революции1. Многие из них в разное время, в том числе после образования КНР, совершив героический поступок, погибли во имя Родины.
1. «Герой» — человек, совершивший военный или трудовой подвиг (подвиг — героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. См.: Подвиг // Словарь русского языка: В 4х т. /РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. 4е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999), выдающийся по своей храбрости, доблести, самоотверженности, проявивший готовность к самопожертвованию и, в результате, прославившийся на поле брани или на трудовом поприще. Термин «революционный мученик» обычно относится к погибшим в революционной борьбе. В ХХ в. эта концепция получила широкое распространение в странах, где были созданы мощные коммунистические и социалистические партии, имели место попытки осуществления социалистической революции, хотя она использовалась и в отношении национальных революций. В Китае в общественно-политическом лексиконе слова «герой» (кит.: 英雄) и «мученик» (кит.: 烈士) используются достаточно часто.
2 На примере этих героев — мужчин, женщин и представителей подрастающего поколения осуществлялось революционное по своему духу воспитание народных масс. В число этих героев, с которых, как заявляли представители высшего руководства КПК и КНР, необходимо брать пример, входили участники Гражданской войны в Китае (1927–1937, 1946–1949 гг.), Войны сопротивления китайского народа японским агрессорам (1937–1945 гг.), «китайские народные добровольцы», принимавшие участие в военных действиях в ходе Корейской войны (1950–1953 гг.), военнослужащие НОАК, труженики мирного времени — рабочие, крестьяне, представители интеллигенции, а также молодежь (комсомольцы, пионеры), каждый из которых совершил подвиг во имя Родины.
3 Предпочтение в выборе этих героев, как правило, отдавалось молодым юношам и девушкам, ранее никому не знакомые имена которых благодаря пропаганде становились известны всему Китаю. Именно такие, неприметные на первый взгляд ребята должны были стать настоящими примерами для широких народных масс: скромные и преданные Родине и идеям Мао Цзэдуна.
4 В период «культурной революции» одним из наиболее известных народных героев стал Лэй Фэн, которого помнят и почитают до сих пор.
5

Биография Лэй Фэна: образ и реальность

6 Лэй Фэн2 (雷锋) (18 декабря 1940 г. — 15 августа 1962 г.) — военнослужащий НОАК3. Обычный, как и миллионы других военнослужащих, на первый взгляд, рост — 154 см, вес — 55 кг, Лэй Фэн получил известность после своей смерти как образец самоотверженности и верности Компартии Китая, Мао Цзэдуну и китайскому народу, пример для воспитания китайской молодёжи.
2. Первоначально носил имя Лэй Чжэнсин. В детстве имел прозвище «Гэнъяоцзы» (на диалекте Чанша).

3. Данные биографии Лэй Фэна см., напр., Лэй Фэн // Большая китайская энциклопедия. Электронная версия. Издательство «Шанс». URL: https://gruppashans.ru/index.php/Home/Basics/wikidetail/classid/8/cid/42/id/1017.html (дата обращения: 1.09.2021).
7

8 Лэй Фэн (1940–1962 гг.)
9 Лэй Фэн родился в бедной крестьянской семье в Цзяньцзятане (уезд Чанша (территория современного уезда Ванчэн), провинция Хунань). Во время японо-китайской войны родители, участвовавшие в сопротивлении оккупантам, погибли, после чего Лэй Фэн, его братья и сестры остались сиротами. После освобождения провинции китайскими коммунистами Лэй Фэн был взят на воспитание в НОАК в качестве «сына полка». В 1949 г. он был зачислен в детский корпус НОАК, став одним из его командиров. В 1954 г. вступил в пионерскую организацию, а в 1957 г. — в Коммунистический союз молодёжи Китая (КСМК).
10 В 1950 г. совсем еще юный Лэй Фэн принял участие в проводимой тогда в КНР земельной реформе. Юноша получил в пользование несколько му пахотных земель и предметы первой необходимости. В 1955 г., когда по всей стране создавались сельскохозяйственные кооперативы, Лэй Фэн передал эту землю одному из них.
11 В 1956 г. Лэй Фэн работал связистом в Народном волостном правительстве. Вскоре был переведен на должность служащего парткома КПК уезда Ванчэн, где считался образцовым работником.
12 Весной 1958 г. в ответ на призыв уездного комитета КСМК собрать средства на трактор Лэй Фэн пожертвовал 20 юаней, что стало самой крупной суммой из внесенных отдельными представителями молодежи в общую копилку. После этого местные партийные органы решили отправить Лэй Фэна на учебу, чтобы он научился управлять трактором. 16 марта 1958 г. в местной газете была опубликована его первая статья: «Я научился водить трактор».
13 В 1958–1959 гг. Лэй Фэн участвовал в инженерных работах на реке Вэйшуй, в строительстве госхоза Туаньшаньху и Аньшаньского металлургического комбината, несколько раз был признан отличником труда и передовиком производства. Трудясь на объектах народного хозяйства КНР, Лэй Фэн показал себя как образцовый рабочий, сумевший освоить множество профессий (строитель, тракторист, бульдозерист и др.), зарекомендовал себя активистом социалистического строительства.
14 В январе 1960 г. Лэй Фэн был призван на службу в НОАК и зачислен в инженерные войска, 8 ноября 1960 г. вступил в КПК. Вскоре Лэй Фэн был назначен на должность младшего командира автомобильного подразделения, в звании сержанта возглавил 4е отделение транспортной роты в 10-м инженерном полку Шэньянского военного округа. Военную службу проходил в провинции Ляонин.
15 Находясь в рядах НОАК, Лэй Фэн неоднократно поощрялся за образцовое несение службы, бережное обращение с военным имуществом, а также обучение солдат профессии водителя. Был награжден медалями «За заслуги» 3й и 2й степеней.
16 Уже в 1960–1961 гг. Лэй Фэн рассматривался как образцовый военнослужащий НОАК. Представители Политического отдела инженерного корпуса обратили внимание на отличника боевой и политической подготовки и представили репортаж о его жизни до и во время военной службы. В периодических изданиях Шэньянского военного округа и провинции Ляонин появилось несколько материалов, которые рассказывали о Лэй Фэне и призывали военнослужащих НОАК брать с него пример. 26 ноября 1961 г. в «Жэньминь жибао» была опубликована статья «Дети, пережившие горечь, вырастают в выдающихся воинов», в которой был упомянут Лэй Фэн4.
4. «Жэньминь жибао». 26.11.1961.
17 В 1961 г. Лэй Фэн в качестве кандидата от 10-го инженерного полка Шэньянского военного округа НОАК был избран депутатом народного собрания города Фушунь. 19 февраля 1962 г. он участвовал на 1й конференции КСМК Шэньянского военного округа в качестве специального представителя и был выбран в состав президиума.
18 Во время службы в НОАК все свободное время Лэй Фэн посвящал оказанию помощи своим товарищам5, местному населению, работе со школьниками, отдавал нуждающимся свои личные накопления. Жил очень скромно и просто, сам чинил свою одежду и носки.
5. Лэй Фэну принадлежит знаменитое выражение: «К товарищам надо быть тёплым как весна, к индивидуализму надо относиться как осенний ветер, сметающий опавшую листву» (对待同志要像春天般的温暖,对待个人主义要像秋风打落叶一样).
19 Согласно официальной биографии, Лэй Фэн не совершал каких-то необычных, а тем более героических поступков. Его образцовые деяния происходили в обычной жизни. Главное заключается в том, что он откликнулся на призыв Мао Цзэдуна всецело посвятить себя служению народу и, где бы он ни оказывался, везде активно совершал добрые дела. Так, находясь в пути, Лэй Фэн помогал пожилым людям садиться в транспорт и выходить из него, разыскивать потерявшихся людей, в поездах помогал проводникам разносить пассажирам чай и кипяток6. Однажды Лэй Фэн попал под сильный дождь и увидел, как пожилая женщина с ребёнком с трудом идёт по дороге. Лэй Фэн тут же снял свой дождевик и набросил на плечи старушки, взял у неё ребёнка и, поддерживая женщину, прошёл 20 ли (около 10 километров), доведя их до самого дома. Подобные поступки в жизни Лэй Фэна, как утверждает официальная биография, были обычным делом7.
6. См.: Воропаев Н.Н. Прецедентный персонаж № 34 Лэй Фэн 雷锋. URL: https://www.vokitai.ru/precedentnyj-personazh-34-lej-fen-%E9%9B%B7%E9%94%8B/(дата обращения: 1.09.2021).

7. См.: Воропаев Н.Н. Прецедентный персонаж № 34 Лэй Фэн 雷锋. URL: https://www.vokitai.ru/precedentnyj-personazh-34-lej-fen-%E9%9B%B7%E9%94%8B/(дата обращения: 1.09.2021).
20 Другие истории показывают, что Лэй Фэн всегда был готов поделиться своими сбережениями в интересах общества. Когда в квартале Хэпин района Ваньхуа города Фушунь создавали народную коммуну, он пожертвовал на ее создание 100 юаней, накопленных им во время работы на заводе и службы в армии8.
8. История Лэй Фэна — ОКНО ДРУЖБЫ. URL: http://www.mzlrm.cn/index.php?m=content&c=index&a=lists&catid=72 (дата обращения: 1.09.2021).
21 Бережливость — еще одна черта Лэй Фэна. Он экономил на всём. В армии он получал одну пару обуви вместо двух, а чтобы подошвы ботинок не снашивались, подвязывал к ним дощечки.
22 Лэй Фэн не боялся трудностей и всегда находил время для изучения трудов Мао Цзэдуна, выступал против империализма, ревизионизма и реакционеров, против индивидуализма и единоличных хозяйств, никогда не забывал о классовой борьбе.
23 15 августа 1962 г., находясь со своим подразделением в городе Фушунь (провинция Ляонин), в результате несчастного случая в автопарке сержант Лэй Фэн получил тяжёлую травму головы, от последствий которой скончался в возрасте 21 года9.
9. Спустя десятилетия был найден человек, виновный в гибели Лэй Фэна — это был другой водитель из его части — Цяо Аньшань, который и рассказал, как погиб Лэй Фэн. Цяо Аньшань дал задний ход, на скользкой после дождя дороге грузовой автомобиль соскользнул в сторону и наехал на столб электроосвещения, который упал на Лэй Фэна. Удар пришелся на правый висок, Лэй Фэн получил перелом черепа и кровоизлияние в мозг. Его перевезли в 202й госпиталь НОАК, однако молодой солдат скончался.
24 17 августа 1962 г. в районе Ванхуа городского округа Фушунь состоялись похороны Лэй Фэна. Почти 100 тыс. человек сопровождали его гроб на кладбище в Синьфу.
25

Начало политико-идеологической кампании под лозунгом «Учиться у товарища Лэй Фэна!» (с 1963 г.)

26 Спустя всего несколько месяцев после трагической гибели Лэй Фэна были предприняты первые шаги по увековечиванию его памяти. По всей провинции Ляонин с подачи местных органов КПК распространение получило движение, участники которого во всем следовали примеру Лэй Фэна.
27 7 января 1963 г. Министерство национальной обороны КНР переименовало отделение, в котором он служил, в «отделение Лэй Фэна». В феврале 1963 г. на страницах центральных изданий периодической печати появились первые материалы о Лэй Фэне, в которых он был представлен в качестве «хорошего солдата Председателя Мао»10. Одновременно с этим был обнаружен личный дневник Лэй Фэна, полный слов благодарности и клятв в верности воспитавшей его «партии-матери» и Мао Цзэдуну.
10. 7 февраля 1963 г. в «Жэньминь жибао» была опубликована статья «Хороший солдат Председателя Мао — Лэй Фэн» и размещены отрывки из личного дневника Лэй Фэна. См.: «Жэньминь жибао». 7.02.1963.
28

29 «Учитесь у товарища Лэй Фэна» (1963 г.), одно из самых известных произведений каллиграфии, созданное Мао Цзэдуном
30 Судя по дневнику Лэй Фэна, его главная мечта заключалась в том, чтобы увидеть Мао Цзэдуна. Он очень часто видит его во сне, разговаривает с ним, проснувшись, клянется делать все так, как во сне его учил председатель Мао. «Дорогой Председатель Мао! — обращается к нему Лэй Фэн в своем дневнике. — На Вашу фотографию — пожилого человека — я смотрю по нескольку раз в день. Ваше пожилое доброе лицо я часто вижу во сне».
31 «После изучения работ Председателя Мао я глубоко осознал, что человек — лишь винтик в решении задач революционного строительства. И я готов быть нержавеющим винтиком революции. Работы Председателя Мао для меня как еда и оружие, как руль в машине. Еда необходима для жизни. Винтовка необходима для сражения. Руль необходим для автомашины. А для революции необходимы труды Председателя Мао!», — писал Лэй Фэн. «Я должен заставить блестящие мысли Председателя Мао укорениться в моей голове, сделать все, чтобы они расцвели и принесли плоды во всех моих практических действиях».
32 Лэй Фэн вел дневник11, который был найден его сослуживцами. Через командование НОАК дневник попал к Линь Бяо, который распорядился опубликовать его в центральной печати и призвал китайский народ учиться у Лэй Фэна скромности, самоотверженности и преданности коммунистическим идеалам. Чуть позже с аналогичным призывом выступил и сам «Великий кормчий».
11. Существует точка зрения, получившая распространение в странах Запада, что «дневник Лэй Фэна» не имеет никакого отношения к его личности и был создан сотрудниками Отдела пропаганды ЦК КПК уже после его трагической гибели.
33 2 марта 1963 г. в газете «Чжунго циннянь бао» впервые был опубликован автограф Мао Цзэдуна: «Учитесь у товарища Лэй Фэна»12. Уже 5 марта 1963 г. этот призыв, поддержанный руководителями государства и мгновенно превратившийся в лозунг, был перепечатан «Жэньминь жибао» и другими периодическими изданиями, вызвав массовый отклик по всей стране, нуждавшейся в новом герое — простом человеке, бесконечно преданном идеалам Нового Китая13.
12. Позднее центральные органы печати опубликовали высказывания, близкие по содержанию к словам Мао Цзэдуна, авторами которых являлись представители высшего руководства КНР: Чжоу Эньлай, Лю Шаоци, Чжу Дэ, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, Линь Бяо. Эти цитаты канонизировали фигуру Лэй Фэна и превратили погибшего военнослужащего НОАК в символ самоотверженности и преданности. Уже после смерти Мао Цзэдуна, вскоре после разгрома «банды четырёх», 3 марта 1977 г. Е Цзяньин начертал иероглифами: «Учитесь у товарища Лэй Фэна и всем сердцем служите людям». В 1990е годы лозунг «Учиться у Лэй Фэна» был провозглашен Цзян Цзэминем, Ли Пэном, Ян Шанкунем и др.

13. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. /Гл. ред. С.Л. Тихвинский. Т. VIII: Китайская Народная Республика (1949–1976) /Отв. ред. Ю.М. Галенович. М.: Наука, 2017. С. 304.
34 С этого момента в КНР началась общенациональная кампания под лозунгом «Учиться у товарища Лэй Фэна!» (向雷锋同志学习). Первым на призыв высшего руководства КНР 11 марта 1963 г. откликнулся Фушуньский городской комитет КПК. Сущность этой кампании заключалась в распространении так называемого «духа Лэй Фэна», т.е. духа беззаветной преданности делу борьбы за коммунизм, преданности Коммунистической партии Китая и китайскому народу, самопожертвования и самоотверженности, основанного на чувстве собственного долга, проявляющегося в бескорыстном упорном труде на благо общества, а также в стремлении внести свой вклад в строительство Нового Китая. В конечном счете, это дух искреннего служения людям.
35 Лэй Фэн стал воплощением идеала современного молодого человека, к воспитанию которого призывали идеологи КНР. Использование фигуры Лэй Фэна, обращение к его «деяниям», а также широкая популяризация его дневника стали частью более масштабных усилий китайской пропаганды по улучшению имиджа Мао Цзэдуна, серьезно пострадавшего после провала политики «большого скачка».
36

Закрепление образа Лэй Фэна в культуре и искусстве

37 В целях закрепления положительного образа Лэй Фэна в массовом сознании жителей КНР были широко использованы возможности культуры и искусства. Уже 5 марта 1963 г. появилась песня «Учись на хорошем примере Лэй Фэна» (стихи — У Хунъюань, музыка — Шэн Мао), которая стала весьма популярной в Китае14.
14. По воспоминаниям авторов песни, она была написана всего за три часа и уже днем 5 марта 1963 г. члены художественной труппы Политического управления Пекинского военного округа НОАК исполнили песню «Учись на хорошем примере Лэй Фэна» на площади Тяньаньмэнь под аккомпанемент аккордеона.
38 Известный китайский писатель Го Можо посвятил Лэй Фэну одно из своих стихотворений. Драматург и поэт Хэ Цзинчжи написал стихи, на которые была положена музыка. Так появилась еще одна песня, посвященная Лэй Фэну. Государственный деятель Дун Биу написал поэму «Посвящение товарищу Лэй Фэну».
39 Весной 1963 г. на экраны был выпущен сборник коротких документальных киноновелл о Лэй Фэне «Быть никогда не ржавеющим винтиком». При этом каким-то образом после трагической гибели Лэй Фэна обнаружилось существование большого количества документов, почти вся его жизнь была запечатлена на фотографиях и кинопленке.
40 По всей стране стали появляться скульптуры и памятники, посвященные Лэй Фэну. Художники создавали плакаты, гравюры, портреты Лэй Фэна, передовицы газет и обложки журналов пестрели его фотографиями, а сами издания — статьями о нем и выдержками из его дневника.
41 Вскоре после гибели Лэй Фэна Пекинская театральная группа «Молодость Китая» поставила пьесу «Лэй Фэн»15. Призыв Мао Цзэдуна «Учиться у Лэй Фэна!» и его посещение этого спектакля в значительной степени содействовали заполнению репертуаров театров десятками пьес, опер, балетов о народном герое16.
15. Спектакль выходил в форме «живой газеты». В прологе перед огромным красным полотнищем, на котором золотыми буквами были написаны слова Мао Цзэдуна «Учиться у Лэй Фэна!», выстраивались участники спектакля: двое — с автоматами в руках, двое — с томами произведений Мао Цзэдуна и один — с дневником Лэй Фэна. Действия в спектакле не было. Он состоял из чтения цитат Мао Цзэдуна и записей дневника Лэй Фэна с комментариями. По ходу спектакля многократно подчеркивалось, что труды Мао Цзэдуна дают ответы на все вопросы. Большое внимание обращалось на скромность и непритязательность в быту Лэй Фэна, в связи с чем осуждалось стремление «некоторых» к материальному благополучию. Последнее было отмечено в соответствующих репликах: «Раньше ты ходил босиком, потом — в матерчатых тапочках, затем — в резиновых, этак еще захочешь щеголять в кожаных ботинках, а то и в сапогах. До чего же так можно докатиться!.». См.: Судьбы культуры КНР. 1949–1974. М.: Наука, 1978. С. 264.

16. См.: Судьбы культуры КНР. 1949–1974. М.: Наука, 1978. С. 264.
42 5 марта 1965 г. на экраны Китая вышел художественный фильм «Лэй Фэн», в котором рассказывается история его жизни. Вслед за этим было выпущено еще несколько проектов, в т.ч. телевизионных — «Песня Лэй Фэна» (1979 г.), «Дни без Лэй Фэна» (1996 г.), «История Лэй Фэна» (2009 г.) и др. В 2011 г. на телевидении был показан сериал «Лэй Фэн». В 2015 г. вышел анимационный фильм для детей «История Лэй Фэна». Большими тиражами выпускались биографические книги, посвященные Лэй Фэну. Неоднократно переиздавался его дневник (первое издание вышло в апреле 1963 г.)17. Для подрастающего поколения была подготовлена серия комиксов «Рассказы о Лэй Фэне».
17. Десятки миллионов, в первую очередь, учащиеся школ в 1980е годы вели собственные дневники, в которых фиксировали совершение тех или иных «добрых дел». Учителя давали ученикам домашние задания, предполагающие совершение этих «добрых дел», побуждая их быть похожими на Лэй Фэна.
43 В 2012 г., когда отмечалось 50-летие со дня смерти Лэй Фэна, вышла в свет еще одна книга, в которой были опубликованы 16 классических и 300 новых фотографий Лэй Фэна, истории о его любви и дружбе, а также представлено полное «литературное наследие Лэй Фэна»18.
18. Помимо 330 дневниковых записей, авторству Лэй Фэна приписываются 12 статей, 18 речей, 30 стихотворений, 3 романа и еще 9 произведений прозы, относящиеся к периоду его службы в НОАК.
44 В 2006 г. в Китае была создана компьютерная онлайн-игра, которая должна была вернуть молодежи уважение к героям прошлых лет. Игра заключалась в том, что игроки должны были следовать примеру Лэй Фэна и в виртуальном режиме совершать добрые дела, переходя от уровня к уровню.
45 В 1978 и 2013 гг. почта КНР выпустила почтовые марки и другую филателистическую продукцию, на которой был представлен образ Лэй Фэна. Его портрет можно встретить и на сувенирной продукции. Одним из самых популярных сувениров стала знаменитая «шапка Лэй Фэна» (солдатская шапка-ушанка). Наконец, его образ был воплощен на многочисленных пропагандистских и агитационных плакатах, выпущенных в разные годы19.
19. Подробнее: Кузнецов Д.В. Китайский пропагандистский плакат: история и современность. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2020.
46 15 августа 1965 г. в г. Фушунь на территории, где располагалась часть НОАК, в которой проходил военную службу Лэй Фэн, был открыт его мемориал. Здесь располагается могила Лэй Фэна, тело которого было перенесено с кладбища мучеников в Суньфу. Доминантой всего комплекса является сооруженный в 1991 г. памятник Лэй Фэну, выполненный в полный рост, высотой почти 9 м. Он представлен в виде целеустремленного молодого человека, одетого в военную форму солдата НОАК, шагающего вперед, преодолевающего трудности, которые встречаются ему на пути и держащего в руках сочинения Мао Цзэдуна. На памятнике выгравированы иероглифы, написанные Мао Цзэдуном: «Учиться у товарища Лэй Фэна».
47 На родине героя в районе Лэйфэн (район городского подчинения Ванчэнь, городской округ Чанша, провинция Хунань) в 1968 г. был сооружен музейный комплекс, который в настоящее время используется в качестве базы для патриотического воспитания. Еще одной местной достопримечательностью является дом, в котором 18 декабря 1940 г. родился Лэй Фэн. В 1993 г. после реставрации здание было открыто для посещения. Здесь же, в Чанша, имя Лэй Фэна носит местная больница. В Пекине функционирует начальная школа, названная в его честь.
48

Образ Лэй Фэна в эпоху реформ и открытости. Активизация кампании под лозунгом «Учиться у Лэй Фэна!» (с 2012 г.)

49 Наибольшие масштабы политико-идеологическая кампания под лозунгом «Учиться у товарища Лэй Фэна!» приобрела в первые годы после его трагической гибели и во время «культурной революции» (1966–1976 гг.), важнейшим условием реализации которой была мобилизация всех людских и материальных ресурсов. В этих условиях сформированный китайской пропагандой образ Лэй Фэна — «образцового героя», с которого следует брать пример, превращался в инструмент, с помощью которого становилось возможным проведение такой политики.
50 Вскоре после смерти Мао Цзэдуна, в марте 1977 г., в связи с провозглашением Хуа Гофэном принципа «двух абсолютов»20, кампания учебы у Лэй Фэна развернулась с новой силой21. Необходимость идейно-политического воспитания членов КПК и КСМК становилась очевидной после разгрома «банды четырёх». Особенно активной эта кампания была в среде китайской молодежи, которую призывали проявить «революционный дух Лэй Фэна, не бояться трудностей, не бояться смерти».
20. «Два абсолюта» (两个凡是) — политический принцип, основанный на лозунге «Абсолютно все решения, вынесенные Председателем Мао Цзэдуном, мы должны стойко защищать, абсолютно все указания, данные Председателем Мао Цзэдуном, мы должны неизменно соблюдать» (凡是毛主席作出的决策,我们都坚决维护,凡是毛主席的指示,我们都始终不渝地遵循). Лозунг был сформулирован в 1977 г. и взят за основу Председателем КПК Хуа Гофэном.

21. См.: Китайская Народная Республика в 1977 году. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1979. С. 67.
51 Осуществляемая с 1978 г. в КНР политика реформ и открытости, в рамках которой в стране сформировалась рыночная модель экономики, имела последствия и в социальной сфере. На смену традиционным для социалистического общества ценностям, активно продвигавшимся после 1949 г., фактически пришли материалистические принципы. В результате, в 1980е годы массовое движение под лозунгом «Учиться у Лэй Фэна» стало угасать, вследствие чего руководство КПК прилагало значительные усилия для его сохранения в 1980–1981 гг.22 и возрождения в 1987 г.23 (отмечалось, что «дух Лэй Фэна» был необходим в 60е годы, но его значение нельзя умалить и в наши дни, когда идет борьба за осуществление четырех модернизаций). Особенно актуально это стало после трагических событий на площади Тяньаньмэнь (1989 г.), когда на повестку дня встала задача укрепления авторитета КПК и улучшения имиджа НОАК. Фигура Лэй Фэна должна была сыграть в решении этой задачи важную роль24.
22. См.: Китайская Народная Республика в 1980 году. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1984. С. 48; Китайская Народная Республика в 1981 году. Политика, экономика, идеология. М.: Наука, 1984. С. 226.

23. См.: Китайская Народная Республика в 1987 году. Политика, экономика, культура. М.: Наука, 1989. С. 230.

24. Примечательно, что в 1990 г., в преддверии первой годовщины трагических событий на площади Тяньаньмэнь, в количестве 500 тыс. экземпляров был переиздан дневник Лэй Фэна. Издание содержало предисловие, подготовленное генералом Ян Байбином, занимавшим тогда пост главы Политического управления НОАК. Ян Байбин, который был одним из главных исполнителей решения Дэн Сяопина о «жестком» варианте подавления студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь, писал, что в июне 1989 г. военнослужащие НОАК следовали призыву Лэй Фэна «посвятить свою ограниченную жизнь безграничному служению людям…». И далее: «В этой кровопролитной борьбе не на жизнь, а на смерть появилось много солдат по типу Лэй Фэна. Они ставили благо народа превыше всего и отважно отдавали все для достижения этой цели».
52 10 сентября 2009 г. Лэй Фэн по итогам общенационального голосования был внесен в список «100 героев и образцовых фигур, внесших выдающийся вклад в основание Нового Китая» (100位為新中國成立作出突出貢獻的英雄模範人物和) и «100 героев и образцовых фигур, внесших выдающийся вклад в развитие Нового Китая» (100位新中國成立以來感動中國人物評選) — так называемую «двойную сотню».
53 С 2012 г. наблюдается активизация кампании под лозунгом «Учиться у Лэй Фэна!», что связывается с курсом пятого поколения руководителей КНР во главе с Си Цзиньпином. «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации»25 и ее воплощение требуют вновь обратиться к фигурам национальных героев Нового Китая, которые рассматриваются в качестве примеров для подражания26.
25. Подробнее: Ломанов А.В. «Мечта о великом возрождении» и политика руководства Китая // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М. Л. Титаренко. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 19–33. См. также: Ломанов А.В. «Китайская мечта» как идеологический символ руководства Си Цзиньпина // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 40–56.

26. Подробнее об «инновациях» КПК в области идеологии см.: Румянцев Е.Н. Внутренняя и внешняя политика Си Цзиньпина. М.: Синосфера, 2016.
54 2 марта 2012 г. Канцелярия ЦК КПК выпустила документ под названием «Мнения об углублении деятельности по изучению опыта Лэй Фэна», который предусматривает систематическую реализацию целого комплекса мероприятий. Ключевым является продвижение «духа Лэй Фэна» в корпоративную культуру предприятий, гласность деятельности в рамках кампании «Учиться у Лэй Фэна» и ее продвижение с помощью СМИ (в т.ч. использование преимуществ сети Интернет), а также применение литературных и художественных форм для распространения «духа Лэй Фэна»27.
27. 中共中央办公厅印发《意见》 深入开展学雷锋活动. 2012年03月03日. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64093/64387/17282033.html (дата обращения: 1.09.2021)
55 С подобными призывами постоянно выступают представители руководства КПК. Так, на состоявшемся в 2013 г. в Пекине симпозиуме, посвященном 50-летию начала одноименной кампании, член ПК Политбюро ЦК КПК 18-го созыва Лю Юньшань28 выступил с призывом «учиться у Лэй Фэна», поскольку это может помочь сформировать в Китае систему основных социалистических ценностей. «"Учеба у Лэй Фэна" может побудить людей сегодня работать ради благородных целей, укрепить их патриотизм и любовь к партии и стране, усилить их уверенность в социализме с китайской спецификой», — подчеркнул Лю Юньшань29.
28. В 2013–2017 гг. занимал также пост председателя Комиссии ЦК КПК по руководству строительством духовной цивилизации.

29. Liu Yunshan urges 'learning from Lei Feng' // China Daily. 1.03.2013. URL: https://www.chinadaily.com.cn/china/2013–03/01/content_16268399.htm (accessed: 1.09.2021).
56

Отклик китайского общества

57 Кампания под лозунгом «Учиться у Лэй Фэна!», активизация которой наблюдается в Китае с 2012 г., получает отклик в китайском обществе. Ежегодно в марте проводится месяц учебы у Лэй Фэна. 5 марта отмечается «День Лэй Фэна», который Мао Цзэдун провозгласил в 1963 г. В этот день по всему Китаю традиционно проходят общественные мероприятия — люди наводят порядок в парках, скверах, дворах, волонтеры помогают нуждающимся30.
30. Иногда не обходится без курьезов. В 2009 г. член НПКСК Лю Цзяньлун, представляя предложение, в котором правительству предлагалось подать заявку на получение статуса нематериального культурного наследия ЮНЕСКО для «духа Лэй Фэна», чтобы он мог привнести в общество хорошие привычки, говорил о том, что в «день Лэй Фэна» многие люди совершают шаблонные действия, которые ничего не имеют общего с добровольным волонтерством. В подтверждение своих слов Лю Цзяньлун привел удивительный пример. Однажды, 5 марта, разные группы, выполнявшие задания в рамках кампании «Учиться у Лэй Фэна», в течение дня помогали одному старику пять (!) раз сходить в баню.
58 Накануне 5 марта 2019 г. сеть ресторанов быстрого питания KFC заявила, что будет продвигать «дух Лэй Фэна» и «поощрять своих сотрудников учиться на его примере». Стены одного из ресторанов были украшены изображениями Лэй Фэна и цитатами из его дневника31.
31. См.: Finger lickin’ Lei Feng: KFC opens restaurant in China to promote spirit of model soldier // South China Morning Post. 4.03.2019. URL: scmp.com/news/china/society/article/2188580/finger-lickin-lei-feng-kfc-opens-restaurant-china-promote-spirit (accessed: 1.09.2021).
59 С 2015 г. в КНР стал издаваться журнал «Лэй Фэн». Выпускаемый «Жэньминь чубаньшэ» журнал, тираж первого выпуска которого составил 50 тыс. экземпляров, распространяется в общенациональных масштабах и нацелен на продвижение «духа Лэй Фэна» в китайском обществе.
60 СМИ постоянно обращаются к историям, героями которых становятся простые китайцы, демонстрирующие своими действиями, что следуют «духу Лэй Фэна». Наибольшую известность получил Го Минъи (р. 1958), проживающий в городском округе Аньшань (провинция Ляонин), член КПК с 1980 г. Будучи сотрудником компании «Аньшаньская металлургическая группа» (鞍山钢铁集团有限公司) в Ляонине, он последовательно выигрывал награды «Лэй Фэн, образцовый рабочий», «Образцовый рабочий Аньшаньского металлургического комбината», а также национальную Премию за бесплатное донорство (Го Минъи в общей сложности сдал 60000 мл крови), помогал нуждающимся собственными деньгами. В современном Китае Го Минъи все чаще называют «наследником Лэй Фэна».
61

Столкновение с современными реалиями

62 Современный китайский социум, безусловно, отличающийся от китайского общества эпохи «культурной революции», реагирует на пропагандистскую кампанию, в центре внимания которого находится Лэй Фэн, несколько иначе, без энтузиазма и весьма сдержанно.
63 К примеру, популярность художественных фильмов, посвященных Лэй Фэну, которые были выпущены на экраны в марте 2013 г. («Молодой Лэй Фэн», «Улыбка Лэй Фэна», «Лэй Фэн 1959»), оказалась минимальной, а в некоторых городах и вовсе не было желающих смотреть эти картины32. В результате Государственное управление по делам радио, кино и телевидения потребовало от кинотеатров лучше продвигать фильмы и призвало партийные кадры в сельской местности организовать групповые просмотры.
32. Символично, что накануне, 5 марта 2013 г., в возрасте 80 лет скончался фотограф, известный тем, что именно он сделал 200 широко известных фотографий Лэй Фэна. Сердечный приступ произошел после того, как он произнес перед военными свою последнюю из более чем 1260 речей в честь Лэй Фэна. Китайские СМИ широко освещали его драматическую смерть, показывая кадры, на которых фотограф падает в кресло, ему делают искусственное дыхание, и, наконец, демонстрируя фотографию его трупа, благоговейно задрапированного флагом Коммунистической партии Китая.
64 Ранее, в 2008 г., опрос, проведенный информационным агентством «Синьхуа» выявил, что подавляющая часть учащихся младших, средних и старших классов школы (9 из 10) имеют смутные знания о жизни Лэй Фэна, а 2/3 из числа опрошенных не читали его дневник, каждый десятый с ним ознакомился, но ничего не почувствовал33.
33. См.: 一小学九成学生不了解雷锋事迹 教师称很无奈. 2008年03月05日. URL: http://news.xinhuanet.com/society/2008–03/05/content_7719593.htm. См. также: Jeffreys E. Understanding the Lei Feng Revival: Evidence from a Survey of Chinese Students // China Media Research. 2017. Vol. 13. № 2. P. 54–66. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/319391101_Understanding_the_Lei_Feng_Revival_Evidence_from_a_Survey_of_Chinese_StudentsEnter_title (accessed: 1.09.2021).
65 Представляется, что современное восприятие Лэй Фэна в китайском обществе, по большей части отличающееся от восторженного отношения к нему со стороны миллионов китайцев ранее, является следствием не морального упадка нации, а скорее ответной реакцией граждан КНР на некоторые, весьма нелицеприятные реалии китайской жизни.
66 Настойчиво продвигаемый КПК в течение десятилетий культ Лэй Фэна, сопровождающийся призывами бескорыстно служить интересам общества, в последнее время вошел в противоречие с фактами коррупции в различных (в т.ч. высших) эшелонах власти. Бесконечные коррупционные скандалы, которые сотрясают Китай в последние годы34, взяточничество, кумовство, роскошь, расточительство, — все это, безусловно, вызывает сомнения в моральном авторитете КПК и усиливает скептицизм в отношении пропагандистских кампаний, даже если в центре их внимания находятся такие альтруисты, как Лэй Фэн.
34. Наибольшую известность получило «дело Бо Силая».
67 Попытки же очернить деятельность Лэй Фэна, иногда предпринимаемые самими гражданами КНР, жестко пресекаются китайскими властями35. Так, в 2013–2014 гг. известность получила история, в центре внимания которой оказался блогер Цинь Чжихуэй, известный под ником Qin Huohuo. Используя популярный в Китае сайт микроблогов Sina Weibo, он, ссылаясь на некие свидетельства старых партийных работников, распространял информацию о том, что Лэй Фэн в 1959 г. купил шерстяные брюки, кожаную куртку, черные туфли (при зарплате всего в 6 юаней он потратил на приобретение вещей 90 юаней) и носил швейцарские часы Omega, что, якобы, свидетельствует о его стремлении к роскоши. В соответствии с законом, предусматривающим уголовную ответственность за распространение «слухов», Цинь Чжихуэй был обвинён в распространении ложной информации в Интернете. 11 апреля 2014 г. Пекинский народный суд приговорил его к 3 годам лишения свободы36.
35. 1 мая 2018 г. в КНР вступил в силу «Закон Китайской Народной Республики о защите героев и мучеников», цель которого — защита репутации героев и мучеников, которые пожертвовали своими жизнями во имя Нового Китая.

36. См.: Questioning of Lei Feng's Frugality Leads to Detention // The Wall Street Journal. 21.08.2013. URL: http://blogs.wsj.com/chinarealtime/2013/08/21/four-detained-for-questioning-lei-fengs-frugality/(accessed: 1.09.2021).
68 ***
69 Место и роль фигуры народного героя в идейно-пропагандистской работе КПК остается значительным, пример этому — активизация с 2012 г. кампании пол лозунгом «Учиться у Лэй Фэна!», в рамках которой «дух Лэй Фэна» был обогащен новым содержанием.
70 Важно подчеркнуть, что национальный пантеон героев Нового Китая содержит имена и других героев и мучеников, которые, согласно их официальным биографиям, внесли вклад в создание и развитие КНР37. Однако именно Лэй Фэн приобрел наибольшую популярность в китайском обществе. Причина этого, на наш взгляд, заключается в самой личности Лэй Фэна, вызывающей симпатии у подавляющего большинства китайцев.
37. Их общая численность исчисляется тысячами. Подробнее: Кузнецов Д.В. Национальный пантеон героев Нового Китая. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021.
71 По всей видимости, Лэй Фэн действительно был добросердечным, старательным и скромным человеком, хотя все его качества неизменно доводились пропагандой до абсурда, в результате сформировался культ человека, полностью соответствующего духу времени — эпохе «культурной революции». Был создан во многом идеализированный, возможно, даже собирательный образ Лэй Фэна — молодого человека, бесконечно преданного коммунистическим идеалам, обладающего всеми моральными качествами, необходимыми для человека новой эпохи, участника процесса строительства Нового Китая, настоящего энтузиаста, готового даже ценой собственной жизни добиться поставленной цели.
72 Отсюда — вторая причина «живучести» образа Лэй Фэна в сознании жителей Китая. Этот персонифицированный пример альтруизма крайне необходим КПК, идеологи которой ищут примеры идеальных с точки зрения морали членов китайского общества. До настоящего времени Лэй Фэн и его активно культивируемый в массовом сознании образ продолжает использоваться в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
73 Более того, имя Лэй Фэна стало в Китае понятием нарицательным: человека, искренне и бескорыстно служащего обществу, называют «живым Лэй Фэном» (活雷锋). Это остается актуальным и сегодня. К примеру, пандемия COVID-19, начавшаяся в Китае в 2020 г., со всей очевидностью продемонстрировала важность волонтерского движения, участники которого бескорыстно служат народу и помогают стране справляться с текущими проблемами.
74 Хотя в современном Китае есть те, кто ставит под сомнение факт жизни Лэй Фэна, считая его созданным в свое время китайской пропагандой образом38, тем не менее, и сейчас в Китае популярен лозунг «Развивать дух Лэй Фэна, прививать новые нормы общественного поведения» (弘扬雷峰精神,倡导文明新风). Современные китайцы, подавляющая часть которых по-прежнему следует духу коллективизма, а также разделяет ценности социализма с китайской спецификой, в своей массе исключительно положительно относятся к фигуре Лэй Фэна.
38. Критики ставят под сомнение факты, связанные с предполагаемыми добрыми делами Лэй Фэна, утверждая, что большинство из них основано на записях дневника, якобы найденного после его смерти. Они также задаются вопросом, почему существует так много высококачественных фотографий этих дел, которые включали штопку носков своих однополчан, изучение работ Мао Цзэдуна при свечах и уборку навоза. Критика, в особенности, звучит со стороны зарубежных исследователей (см., напр., Edwards L. Military Celebrity in China: The Evolution of ‘Heroic and Model Servicemen’ // Celebrity in China /Ed. by L. Edwards, E. Jeffreys. Aberdeen, Hong Kong: Hong Kong University Press, 2010. Р. 21–44), которые называют Лэй Фэна «йети в истории коммунистического Китая» (о нем много пишут, говорят, имеются его фотографии, но, возможно, его в реальности не существует). Расхваленные официальной пропагандой подробности жизни Лэй Фэна сделали его предметом насмешек и цинизма со стороны отдельных представителей граждан КНР. В китайском сегменте сети Интернет получила распространение поговорка: «Поколение 1970х годов учится у Лэй Фэна, 1980х — восстает против Лэй Фэна, а 1990х — забывает о Лэй Фэне». В 2012 г. одно сообщение на Sina Weibo суммировало мнение о том, что самоотверженность Лэй Фэна должны изучать партийные чиновники, а не обычные граждане. «Ваши дети мигрировали за границу, но вы просите меня поучиться у Лэй Фэна в Китае», — говорится в сообщении острого на язык блогера, известного под именем Notebook и имеющего два миллиона подписчиков. Подробнее: Jacobs A. Chinese Heroism Effort Is Met With Cynicism // The New York Times. 5.03.2012.

References

1. China remembers Maoist model soldier // People's Daily Online. 6.03.2009. URL: http://en.people.cn/90001/90776/90882/6607445.html (accessed: 1.09.2021).

2. Complete works of late Chinese altruist published // People's Daily Online. 23.02.2012. URL: http://en.people.cn/90882/7738199.html (accessed: 1.09.2021).

3. De-deification of Lei Feng will promote his appeal // People's Daily Online. 27.02.2012. URL: http://en.people.cn/90780/7740949.html (accessed: 1.09.2021).

4. Despite orders Lei Feng films bomb // Global Times. 7.03.2013. URL: https://www.globaltimes.cn/content/766438.shtml (accessed: 1.09.2021).

5. Finger lickin’ Lei Feng: KFC opens restaurant in China to promote spirit of model soldier // South China Morning Post. 4.03.2019. URL: scmp.com/news/china/society/article/2188580/finger-lickin-lei-feng-kfc-opens-restaurant-china-promote-spirit (accessed: 1.09.2021).

6. Jacobs A. Chinese Heroism Effort Is Met With Cynicism // The New York Times. 5.03.2012.

7. Is learning from Lei Feng now outdated? // People's Daily Online. 8.03.2010. URL: http://en.people.cn/90001/90782/6911934.html (accessed: 1.09.2021).

8. Istoriya Kitaya s drevneyjshikh vremen do nachala XXI veka (The History of China from ancient times to the beginning of the XXI century): v 10 t. / Gl. red. S.L. Tikhvinskiyj. T. VIII: Kitayjskaya Narodnaya Respublika (1949–1976) / Otv. red. Yu.M. Galenovich. M.: Nauka, 2017.

9. Kuznecov D.V. Kitajskij propagandistskij plakat: istoriya i sovremennost' (Chinese propaganda poster: history and modernity). Blagoveshchensk: BGPU, 2020.

10. Kuznecov D.V. Nacional'nyj panteon geroev Novogo Kitaya (National pantheon of heroes of New China). Blagoveshchensk: BGPU, 2021.

11. Lomanov A.V. «Kitajskaya mechta» kak ideologicheskij simvol rukovodstva Xi Jinpinga ("The Chinese Dream" as an ideological symbol of Xi Jinping's leadership) // Kitajskaya Narodnaya Respublika: politika, ekonomika, kul'tura. K 65-letiyu KNR. M.: IDV RAN, 2014.

12. Lomanov A.V. «Mechta o velikom vozrozhdenii» i politika rukovodstva Kitaya ("Dream of a great revival" and the policy of the Chinese leadership) // Kitaj na puti k vozrozhdeniyu. K 80-letiyu akademika M. L. Titarenko. M.: IDV RAN, 2014.

13. Lei Feng // Bol’shaya kitayjskaya ehnciklopediya. Ehlektronnaya versiya. Izdatel’stvo «Shans». URL: https://gruppashans.ru/index.php/Home/Basics/wikidetail/classid/8/cid/42/id/1017.html (accessed: 1.09.2021).

14. Lei Feng Becomes Online Game Hero // China.org. 15.03.2006. URL: http://www.china.org.cn/english/Life/161833.htm (accessed: 1.09.2021).

15. Lei Feng still has influence as selfless model in 45 years // People's Daily Online. 5.03.2008. URL: http://en.people.cn/90001/90776/90882/6367019.html (accessed: 1.09.2021).

16. Liu Yunshan urges 'learning from Lei Feng' // China Daily. 01.03.2013. URL: https://www.chinadaily.com.cn/china/2013–03/01/content_16268399.htm (accessed: 1.09.2021).

17. Meropriyatie «Uchitjsya u Lei Fenga» v deyjstvii (Learn from Lei Feng event in action) // Russian.News.Cn. 03.04.2019. URL: http://russian.news.cn/2019–03/04/c_137868561.htm (accessed: 1.09.2021).

18. Questioning of Lei Feng’s Frugality Leads to Detention // The Wall Street Journal China. 21.08.2013. URL: http://blogs.wsj.com/chinarealtime/2013/08/21/four-detained-for-questioning-lei-fengs-frugality/ (accessed: 1.09.2021).

19. Rumyancev E.N. Vnutrennyaya i vneshnyaya politika Xi Jinpinga (Domestic and foreign policy of Xi Jinping). M.: Sinosfera, 2016.

20. Sud’bi kul’turi KNR (The fate of the PRC culture). 1949–1974. M.: Nauka, 1978.

21. Voropaev N.N. Precedentnihyj personazh № 34 Lei Feng (Precedent № 34 Lei Feng). URL: https://www.vokitai.ru/precedentnyj-personazh-34-lej-fen-%E9%9B%B7%E9%94%8B/ (accessed: 1.09.2021).

22. Who is Lei Feng // People's Daily Online. 27.02.2012. URL: http://en.people.cn/90882/7741738.html (accessed: 1.09.2021).

23. Zuo M. Lei Feng’s spirit of serving others has lost its appeal // South China Morning Post. 10.03. 2013. URL: http://www.scmp.com/comment/insight-opinion/article/1187224/lei-fengs-spirit-serving-others-has-lostits-appeal (accessed: 1.09.2021).

24. 中共中央办公厅印发《意见》 深入开展学雷锋活动. 2012年03月03日 (The General Directorate of the Central Committee of the Chinese Communist Party published Opinions on deepening the study of Lei Feng's experience). 3.03.2012. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64093/64387/17282033.html (accessed: 1.09.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate