The Chinese Factor in the Direction of the SCO Development in the Post-pandemic Period
Table of contents
Share
Metrics
The Chinese Factor in the Direction of the SCO Development in the Post-pandemic Period
Annotation
PII
S013128120016205-6-1
DOI
10.31857/S013128120016205-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Zhenpeng Liang 
Occupation: Lecturer
Affiliation: Institute for Central Asian Studies, School of Politics and International Relations, Lanzhou University
Address: 222, Tianshui street, Lanzhou, 730000, China
Edition
Pages
31-44
Abstract

The author notes that the coronavirus infection has brought serious threats to the further development of the member states of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), firstly, the coronavirus infection slows down the economic growth of the SCO member states, and secondly, the effectiveness of containing the coronavirus infection depends more on authoritative and holistic methods of governments, their intention to take full responsibility for the situation and activate reserves, leadership, effectiveness officials. Moreover, COVID-19 has seriously impacted the regional security environment in the SCO member states. The governments of different countries do not have sufficient experience in dealing with the sudden spread of this disease. It is noted that the new Chinese initiative to create health community, development community, security community, humanistic community will have great positive impact on the restoration of the development of the social economy and the creation of public order in the member countries of the organization. At the end of the article, problems and solutions are considered in the course of the implementation of the creation of these four communities in the SCO space. The "SCO + N" regime offers a platform for member states with external actors to develop and strengthen cooperation in a bilateral format and helps to reduce the gap in the economic development of countries in the SCO space. Strengthening the status of the organization in terms of legitimacy and the search for common stakeholders in coordination and consultations between the Russian Federation, China, and India provide a favorable environment for the further development of the organization.

Keywords
SCO, COVID-19, The "SCO+N" regime, format«C5+1», four communities
Received
05.08.2021
Date of publication
18.10.2021
Number of purchasers
2
Views
441
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Процесс развития ШОС на протяжении 20 лет ее существования можно разделить на несколько этапов. Первый этап начинается с 2001 г., когда была создана организация. В 2002 г. на саммите в Санкт-Петербурге в рамках ШОС был подписан ряд деклараций и коммюнике, в том числе Хартия Шанхайской организации сотрудничества. В 2004 г. на Ташкентском саммите было официально объявлено о создании Региональной антитеррористической структуры (РATC). Официальные документы, принятые в данный период, заложили правовую основу для оформления и дальнейшего развития организации на глобальном и региональном уровнях.
2 Второй этап (2005–2011 гг.) становления организации характеризуется продолжением сотрудничества в области безопасности, а также построения и укрепления мирной и стабильной региональной среды. Например, в декларации глав государств от 5 июля 2005 г. отмечается, что «учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран-членов ШОС»1. В 2007 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ, в котором устанавливается сотрудничество в следующих областях: обеспечение региональной и международной безопасности и стабильности; противодействие терроризму; борьба с незаконным оборотом наркотиков; пресечение незаконного оборота оружия; противодействие организованной транснациональной преступности, а также по другим направлениям, представляющим взаимный интерес2.
1. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Астана. 5.07.2005. URL: http://rus.sectsco.org/documents/(дата обращения: 4.08.2021).

2. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ. 2007. URL: http://rus.sectsco.org/documents/(дата обращения: 4.08.2021).
3 На третьем этапе (2012–2017 гг.) в рамках ШОС уделяется особое внимание развитию экономической и энергетической областей инфраструктурного интегрированного сообщения для содействия торговле. В 2012 г. была принята Декларация глав государств-членов ШОС по построению в регионе долгосрочного мира и совместного процветания3. В 2013 г. подписано Совместное заявление глав правительств государств-членов о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере транспорта4. В 2015 г. принимаются Заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о региональном экономическом взаимодействии и Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года5.
3. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. Пекин. 6–7.06.2012. URL: http://rus.sectsco.org/documents/(дата обращения: 4.08.2021).

4. Совместное заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере транспорта. Ташкент. 29.11.2013. URL: http://rus.sectsco.org/documents/(дата обращения: 4.08.2021).

5. Заявление глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о региональном экономическом взаимодействии и Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. 2015. URL: http://rus.sectsco.org/documents/(дата обращения: 4.08.2021).
4 На последнем этапе (2018 — н.в.) стоит выделить направление развития ШОС в контексте результатов борьбы с пандемией COVID-19, которая возникла в конце 2019 г. и продолжает распространяться и сегодня. Коронавирусная инфекция оказывает отрицательное влияние на сохранение общественного порядка и социально-экономическое развитие ШОС.
5

Удар COVID-19 по экономике, здравоохранению и общественному управлению стран Центральной Азии

6 Коронавирусная инфекция замедлила экономический рост стран Центральной Азии. В первую очередь это связано со строгими изоляционными мерами: «в целях предотвращения распространения эпидемии все пять республик ЦА резко ограничили общение с внешним миром. Было приостановлено авиасообщение, полностью или частично закрыты государственные границы, введен карантин для прибывающих в республики граждан»6. В частности, из-за пандемии Казахстан столкнулся с самыми тяжелыми экономическими потрясениями за почти два десятилетия. До этого экономика страны пострадала от падения цен на нефть, сказавшегося на стабильности финансового сектора. Меры изоляции во время пандемии еще больше подкосили экономику. Самый тяжелый удар пришелся на бизнес в сфере услуг7. Во-вторых, миграционные потоки и денежные переводы играют важную роль в сокращении уровня бедности в странах Центральной Азии8. В условиях пандемии большинство государств приняло меры по противодействию распространению инфекции, которые включали строгую изоляцию или лечение в стационаре. Это значительно усугубило проблему бедности. Экономические последствия от пандемии COVID-19 в Центральной Азии будут продолжительными и могут негативно сказываться на региональном развитии на протяжении многих лет. Отчасти это связано со снижением эффективности многих ключевых факторов роста в регионе и неспособностью обеспечить инклюзивный и устойчивый рост9.
6. Е. Ионова. Центральная Азия в условиях пандемии // Центральная Азия в глобальном мире. 2020. № 2. С. 81.

7. Из-за пандемии доля неимущих в Казахстане может достичь 12,7 процента. 25.07.2020. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/07/1382661 (дата обращения: 4.08.2021).

8. Трудовая миграция, денежные переводы мигрантов и человеческое развитие в странах Центральной Азии. 21.10.2015. URL: https://ictsd.iisd.org/bridges-news/(дата обращения: 4.08.2021).

9. Коронавирус и Центральная Азия: обновленный отчет ОЭСР. 30.11.2020. URL: https://www.caa-network.org/archives/21118 (дата обращения: 4.08.2021).
7 В целом на пространстве ШОС в постэпидемический период можно ожидать отрицательных показателей экономической деятельности и угроз бюджетам стран. ВВП стран-участниц ШОС демонстрирует снижение, а в ряде случаев показывает спад, в регионе сократился объем торговли.
8 Следует отметить, что эффективность сдерживания коронавирусной инфекции в большой степени зависит от авторитетных и комплексных мер правительств, их готовности взять на себя полноту ответственности за ситуацию и активизировать все имеющиеся ресурсы и результативность чиновников. Источник успеха в процессе противодействия пандемии коронавируса лежит в общем уровне развития и пластичности структур здравоохранения, в степени доверия населения власти и готовности соблюдать ее распоряжения, а также во взаимосвязанности системы органов государства с рациональностью используемых мер.
9 Возникновение локдауна в странах Центральной Азии объясняется поздним объявлением о зараженных коронавирусом. Страны региона только в середине марта 2020 г. с разницей в несколько дней начали сообщать о первых заразившихся. Сначала об этом заявил Казахстан, затем Узбекистан и Кыргызстан. Таджикистан долгое время отрицал, что в стране есть заболевшие. Власти вынуждены были признать наличие вируса лишь накануне приезда в Таджикистан миссии Всемирной организации здравоохранения — в конце апреля. А Туркменистан и по сей день отрицает наличие коронавируса в стране10.
10. Камилла Валиева. Год с коронавирусом. Как страны Центральной Азии переживали пандемию. 12.03.2021. URL: https://www.currenttime.tv/a/asia-pandemic-covid/31145767.html (дата обращения: 27.07.2021).
10 Эффективность предотвращения эпидемии и борьбы с ней зависит не только от государственного контроля над человеческими ресурсами, как, например, запрет поездок во время пика заболеваемости и ношение медицинских масок в общественных местах, но и от уровня обеспеченности медицинскими технологиями. Развитие медицинских технологий напрямую связано с жизнеобеспечением населения и влияет на национальную безопасность и социальную стабильность. Институты здравоохранения в Центральной и Южной Азии встречаются с такими системными вызовами, как низкий уровень медицинского оборудования, недостаточное финансирование, проблемы с повышением квалификации персонала, применение устаревших методов лечения. В результате страны-члены ШОС не могут справиться с критическим ростом нагрузки на их системы здравоохранения.
11 Более того, COVID-19 серьезно повлиял на региональную среду безопасности в государствах ШОС. Правительства разных стран не имеют достаточного опыта в борьбе с внезапным распространением заболевания. Большое внимание должно уделяться работе по сохранению продовольственного снабжения и охране общественного порядка. В нестабильных условиях повышаются риски в области безопасности. Например, усложняется борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в центральноазиатских странах, усиливаются потенциальные угрозы возникновения пограничных трений и конфликтов.
12

Развитие ШОС в постэпидемический период

13 «ШОС является межцивилизационной организацией, нивелирующей возможность конфликта цивилизаций в регионе своей ответственности». Её целью является «построение справедливой, отвечающей интересам всех и каждого государства полицентричной модели мироустройства на твердой основе норм международного права и принципов взаимного уважения и учета интересов друг друга, взаимовыгодного сотрудничества, отказа от конфронтации и конфликтов, равной и неделимой безопасности»11.
11. Рашид Алимов. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии угрозам мира и безопасности. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (дата обращения: 27.07.2021).
14 Резкое распространение коронавируса нанесло сильный удар по процессу глобализации, расширению деятельности международных организаций на глобальном и региональном уровнях и увеличило роль суверенных государств в противодействии пандемии. Это в свою очередь инициировало дискуссии об окончании периода глобализации и крушении региональных параметров сотрудничества. Нарушения в цепочках снабжения товарами, разрыв транзитного сообщения, прекращение международного взаимодействия в борьбе с пандемией уничтожили положительные результаты, достигнутые в течение периода глобализации. «Усиление изоляционизма, усиливающаяся политическая фрагментация мира, деструктивное влияние «коронакризиса» на глобализацию, но с секторальной поляризацией в экономике — новое соотношение сотрудничества и конкуренции в международных отношениях. Вместе с тем отмечается безальтернативность международной кооперации в решении проблем глобального характера, что вряд ли может свидетельствовать о конце глобализации и триумфе дезинтеграции и дедемократизации»12.
12. Лебедева М.М., Кузнецов Д.А. Глобальное управление в вопросах противодействия биогенным угрозам // Вестник МГИМО-Университета. 2021. № 14(2). С. 7–21. URL: https://doi.org/10.24833/2071–8160–2021–2–77–7–21 (дата обращения: 27.07.2021).
15 По мнению председателя КНР Си Цзиньпина, возникновение COVID-19 вывело тему изменения международной конъюнктуры на другой уровень. «История доказывает, что мир, развитие и взаимовыгодное сотрудничество в перспективе становятся основным направлением. Добрососедская дружба преодолеет отношения «разорения соседей», сотрудничество заменит игры с нулевой суммой, а многосторонность, несомненно, победит односторонность»13.
13. 习近平: “历史已经并将继续证明多边主义必将战胜单边主义” (Си Цзиньпин. История доказывала и будет доказывать, что многосторонность победит односторонность). 2020年11月10日. URL: https://finance.sina.com.cn/world/gjcj/2020–11–10/doc-iiznezxs1139124.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
16 В настоящее время среди различных взглядов на дальнейшее развитие ШОС выделяется «новый регионализм», одно из существенных различий которого со старым регионализмом — открытость.
17 Соблюдая принципы открытости, которые не направлены против третьей стороны и не предполагают образование альянсов, ШОС придерживается целей и принципов Устава ООН, в первую очередь, паритетности, самостоятельности, невмешательства во внутренние дела, защиты территориальной целостности, нерушимости государственных границ, ненападения, урегулирования спорных вопросов мирным путем. На основе принципа равенства и взаимного уважения проводится диалог и развивается сотрудничество с другими странами и организациями14.
14. 余建华: “上海合作组织成立20周年,多边主义外交的探索创新之路" (Юй Цзяньхуа. 20-летие создания Шанхайской организации сотрудничества, исследование по вопросам инновации многосторонней дипломатии). 2021年6月28日. URL: https://wenhui.whb.cn/third/baidu/202106/28/411174.html (дата обращения: 27.07.2021).
18 Концепция ШОС включает в себя «шанхайский дух», «новую концепцию безопасности», «сообщество единой судьбы», «пять новых концепций». «Шанхайский дух» предполагает взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, консультации, уважение к различным цивилизациям и стремление к совместному развитию.
19 «Пять новых концепций» включают концепцию развития, концепцию безопасности, концепцию сотрудничества, концепцию цивилизации и концепцию глобального управления. Концепция развития уделяет внимание таким идеям как инновации, координация, экология, открытость, совместное использование. Концепция безопасности содержит в себе идеи совместного и всеобъемлющего партнерства. Концепция сотрудничества нацелена на открытость, интеграцию, взаимную выгоду и обоюдный выигрыш. Концепция цивилизации включает в себя равенство, взаимное обучение, диалог и терпимость. Концепция глобального управления охватывает идеи общих консультаций, совместного строительства и совместного использования. Они отражают руководящую философию организации, направленную на продвижение «в ногу со временем» с постоянно меняющейся внешней средой и внутренней структурой.
20 Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении в ноябре 2020 г. отметил, что пандемия оказывает влияние не только на экономическую глобализацию, но и на развитие международных отношений. В его речи впервые была предложена инициатива, направленная на создание «четырех сообществ». Она включает сообщество здравоохранения, сообщество безопасности, сообщество развития и гуманитарное сообщество15. Сообщество здравоохранения подразумевает усиление регионального противоэпидемического сотрудничества, сообщество безопасности сосредоточено на сохранении региональной безопасности и стабильности, сообщество развития нацелено на углубление практического сотрудничества, а гуманитарное сообщество содействует взаимодействию и взаимопониманию между народами разных стран. В то же время отмечается, что концентрация усилий, направленных на борьбу с пандемией, является одним из приоритетных направлений развития сотрудничества. Обеспечение региональной стабильности и безопасности содействует устойчивому прагматичному взаимодействию в экономической сфере. Укрепление обменов в гуманитарной сфере способствует снятию спорных вопросов для поиска общих интересов. За прошедшие 20 лет, придерживаясь принципов совместных консультаций, совместного создания и совместного использования, ШОС приложила большие усилия для формирования многостороннего сотрудничества и до сих пор стремится к расширению внешних партнерских связей для дальнейшего содействия созданию регионального и межрегионального порядка.
15. 习近平: "历史已经并将继续证明多边主义必将战胜单边主义" (Си Цзиньпин. История доказывала и будет доказывать, что многосторонность победит односторонность). 20201110. URL: https://finance.sina.com.cn/world/gjcj/2020–11–10/doc-iiznezxs1139124.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
21

Содействие экономическому сотрудничеству

22 Пандемия нанесла серьезный удар по социально-экономическому развитию, что неблагоприятно отразилось на государственном управлении и стабильном развитии членов ШОС. Серьезное замедление экономического развития способно вызвать социальную нестабильность, которая может вылиться в конфликты, этнические и пограничные столкновения и провокации со стороны террористов. В постэпидемический период страны ШОС должны быть сосредоточены на восстановлении регионального экономического строительства, сокращении бедности, решении проблемы безработицы.
23 По случаю 20-летия со дня образования ШОС эксперт Узбекского государственного университета мировых языков Турсунали Каримович Кузиев отметил, что в постэпидемический период ШОС прилагает усилия по восстановлению производства и развитию экономического взаимодействия для смягчения негативных последствий пандемии коронавируса. Устойчивый рост китайской экономики вносит большой вклад в региональное экономическое развитие и становится двигателем экономического сотрудничества на пространстве ШОС в двустороннем и многостороннем форматах16. 23 июня 2021 г. заместитель министра коммерции КНР Ю Цзяньхуа на Экономическом форуме ШОС заявил, что китайская концепция «двойной циркуляции» (双循环) в экономической сфере предлагает большие возможности для развития регионального экономического сотрудничества.
16. 图尔苏纳利·库兹耶夫: "上合组织成为区域经济合作推进器(Турсунали Каримович Кузиев. Шанхайская организация сотрудничества стала двигателем регионального экономического сотрудничества.) 新华网. 2021年6月15日. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2021–06/15/c_1127564937.htm (дата обращения: 27.07.2021).
24 В основном уделяется внимание содействию либерализации и упрощению процедур по восстановлению торгово-экономического сотрудничества; совместной работе по созданию рыночно-ориентированной и легализованной деловой среды и надежной защиты законных прав и интересов участников рынка; совместному активному участию и сотрудничеству в создании инфраструктуры, в том числе железных дорог на территории Центральной Азии; укреплению сотрудничества в области цифровой экономики и торговли услугами; расширению обсуждения о сотрудничестве в области торговли услугами и трансграничной электронной коммерции; продвижению устойчивого экологического роста; совместному развитию зеленой промышленности и «зеленой торговли»17. Реализация глобальных китайских проектов «Экономический пояс Шелкового Пути» (ЭПШП) и «Один пояс, один путь» (ОПОП) создает огромный потенциал для оживления экономического прогресса стран ШОС. А следование концепции «Шанхайского духа» и поиск общих интересов оказывают содействие прочному развитию во всех сферах жизни общества. В связи с этим ШОС играет ключевую роль в построении нового типа международных отношений в постэпидемический период.
17. 共同推进上合组织区域经济合作发展 (Совместно содействовать развитию регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС).商务部. 2021年6月13日. URL: http://finance.jrj.com.cn/2021/06/23221132985496.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
25 На уровне прагматического сотрудничества ЭПШП — не пустой лозунг, а проект, тесно связанный с национальным стратегическим развитием стран ШОС. Он соответствует целям взаимной выгоды и общего процветания стран-участниц и помогает сократить разрыв между ними в экономической сфере. Например, «Экономический пояс Шелкового пути» и Казахстанский план «Нұрлыжол» имеют большой потенциал для объединения и двустороннего сотрудничества. Как подтвердил посол Республики Казахстан в КНР Ш. Нурышев, «сопряжение «Нұрлыжол» с китайской инициативой «Пояс и Путь» имеет очень важное значение для Казахстана в том плане, что мы хотим объединить транспортные коридоры, которые идут из Китая через Казахстан в другие регионы»18. С другой стороны, между Россией и Китаем постоянно проводятся многочисленные встречи на правительственном уровне по вопросам сопряжения ЭПШП с ЕАЭС. Строители Китая и Узбекистана открыли туннель железной дороги «Ангрен-Пап». Отрезок «Пешавар-Карачи» на китайско-пакистанском скоростном автомагистральном коридоре открыт досрочно. В Монголии Китай реализовал ряд проектов по оказанию помощи в предоставлении кредитов, инвестировал в школы, больницы, центры развития для детей-инвалидов, в инфраструктурные проекты, такие как строительство дорог, мостов и ж/д линий. В сфере строительства инфраструктуры Индия стала одним из крупнейших заемщиков и бенефициаров Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), который был создан по предложению Китая.
18. Эксклюзивное интервью Шахрата Нурышева — посла Республики Казахстан в КНР // Российская газета. 29.05.2017. URL: https://rg.ru/2017/05/29/posol-kazahstana-v-knr-rasskazal-o-dvustoronnih-otnosheniiah.html (дата обращения: 4.08.2021).
26 С момента создания ШОС общий объем экономики на ее пространстве приблизился к 20 трлн долл. США, что в 14 раз выше, чем 20 лет назад. Общий объем внешней торговли стран-членов достиг 6,6 трлн долл. и увеличился примерно в 100 раз19. ШОС становится важной силой для обеспечения долгосрочной региональной стабильности и стимулирования многостороннего сотрудничества в различных сферах. Таким образом, развитие экономики на пространстве ШОС для обеспечения региональной стабильности рассматривается как один из эффективных методов управления регионом.
19. 不断开拓上合组织发展新局面 (Непрерывно открывать новые перспективы для развития Шанхайской организации сотрудничества). 2021615. URL: http://china.qianlong.com/2021/0615/5913759.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
27

Укрепление сообщества безопасности

28 С момента своего создания ШОС выражает стремление к охране региональной безопасности и содействию совместному развитию. От совместной борьбы с «тремя силами зла» до осуществления всестороннего сотрудничества государства-члены ШОС внесли большой вклад в мирное развитие региона, выстраивая конструктивное партнерство и создавая новую модель международной системы. Члены ШОС создали механизмы встреч в области правоохранительной деятельности и безопасности, такие как Конференция секретарей по безопасности, Конференция министров внутренних дел по общественной безопасности и Совет регионального антитеррористического агентства для координирования и решения спорных вопросов правоохранительных органов в различных сферах. Кроме того, был подписан ряд юридических документов по вопросам борьбы с «тремя силами зла», контроля за наркотиками и охраны безопасности на границах, в которых определены задачи, меры, принципы, процедуры и правила применения сотрудничества правоохранительных органов, закладывающие прочную основу для практического сотрудничества. Однако региональная безопасность по-прежнему сталкивается с непредсказуемыми угрозами.
29 В условиях сложных изменений международной системы в постэпидемический период построение сообщества безопасности ШОС неотделимо от ее статуса на мировой арене. Отказ от менталитета холодной войны, односторонних действий и протекционизма является предпосылкой для построения сообщества безопасности на глобальном и региональном уровнях. Руководствуясь концепцией «шанхайского духа», члены ШОС поддерживают друг друга в борьбе с эпидемией, активно продвигают сотрудничество в различных областях и вносят важный вклад в глобальное управление, региональное сотрудничество и стабильное развитие.
30 В число заинтересованных сторон по процессу сохранения региональной безопасности входит Афганистан. Восстановление социальной безопасности и экономического развития в этой стране является одним из важных аспектов создания сообщества безопасности. На встрече министров иностранных дел «Шанхайская организация сотрудничества — Афганистан» 14 июля 2021 г. министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что Афганистан не может вновь стать источником терроризма и местом концентрации террористических сил. Проводится совместная работа по продвижению процесса примирения, укрепляется многосторонняя координация в ходе реализации планов защиты независимости суверенитета, сохранения территориальной целостности Афганистана. Использование существующих экономических и гуманитарных ресурсов в рамках ШОС делает продвижение процесса восстановления в Афганистане устойчивым20.
20. 王毅: “关于阿富汗问题的五点建议" (Ван И. Пять предложений по проблеме Афганистана). 12.11.2020. URL: https://news.sina.com.cn/c/2021–07–15/doc-ikqciyzk5499581.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
31 Кроме того, обращается большое внимание на предотвращение роста геополитической напряженности из-за кризиса пандемии. С помощью технологий искусственного интеллекта, больших данных и 5G проводится координация региональных стратегий по борьбе с терроризмом. Проходят мероприятия по сдерживанию контрабанды наркотических средств, ведется работа по нераспространению экстремистских идей в сети Интернет21.
21. 维护安全和稳定,构建安全共同体 (Охрана безопасности и стабильности и создание сообщества безопасности). 12.11.2020. URL: https://www.sohu.com/a/431316342_120873510 (дата обращения: 27.07.2021).
32

Создание сообщества единого здравоохранения и построение гуманистического сообщества

33 Создание сообщества здравоохранения на пространстве ШОС отвечает общим потребностям стран-членов организации в реагировании на инциденты, связанные с общественной безопасностью. В постэпидемический период принимаются меры по устранению негативных последствий COVID-19. Укрепление сотрудничества в развитии систем здравоохранения обладает фундаментальным значением. Китай помогает членам ШОС эффективно преодолеть последствия коронавируса, предлагая свои навыки в борьбе с пандемией, поставляя вакцину и способствуя возвращению социальной сферы к нормальному состоянию. Это создает благоприятную почву для экономического роста на пространстве ШОС.
34 Однако инициатива по созданию сообщества единого здравоохранения человечества по-прежнему находится на начальной стадии и требует целенаправленных усилий правительств стран ШОС. Совместные действия стран по решению проблем в области общественного здравоохранения содействуют эффективному преодолению общих рисков и вызовов. Си Цзиньпин так прокомментировал этот вопрос: «во-первых, необходимо придерживаться принципа «народ превыше всего, жизнь превыше всего». Во-вторых, предпринимать научно обоснованные и комплексные меры реагирования. В-третьих, укреплять дух солидарности и сотрудничества для совместного преодоления текущих вызовов. В-четвертых, в справедливом и рациональном ключе устранять «иммунную яму». В-пятых, предпринимать меры по устранению причин и последствий в целях совершенствования системы управления»22.
22. Китай выдвинул предложения по формированию сообщества здравоохранения. 22.05.2021. URL: https://ria.ru/20210522/kitay-1733467558.html (дата обращения: 4.08.2021).
35 Очевидно, что в постэпидемический период создание сообщества здравоохранения на пространстве ШОС должно быть тесно связано с региональной средой. Гарантией этого процесса является укрепление сотрудничества в области медицинских технологий и координация между государствами-членами. Министр иностранных дел Китая Ван И отметил, что для укрепления сотрудничества Китая и центральноазиатских стран в области повышения уровня реагирования на чрезвычайные случаи в сфере здравоохранения следует уделить внимание следующим аспектам: расширению обменов в сферах поставок вакцин из Китая в другие страны организации; развитию научно-технического сотрудничества в исследовании и разработке вакцин, а также оценке эффективности вакцин против коронавируса; повышению координации региональных усилий в борьбе с COVID-19, ослаблению политической напряженности, вызванной пандемией коронавируса, практическому использованию китайских методов традиционной медицины в борьбе с пандемией в странах ШОС23. КНР с Кыргызстаном и Индией подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области традиционной медицины. Строительство центров традиционной китайской медицины ведется в России, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Непале и других странах. Были также проведены различные мероприятия по академическому обмену со всеми сторонами в рамках ШОС. Это эффективно способствовало взаимному обучению в области традиционной медицины24.
23. 王毅: “下阶段将致力构建中国-中亚卫生健康共同体” (Ван И. На следующем этапе необходимо прилагать усилия для создания китайско-центральноазиатского сообщества здравоохранения). 2021年07月18日. URL: http://www.chinanews.com/gn/2021/07–18/9522635.shtml (дата обращения: 27.07.2021).

24. 携手打造上合组织卫生健康共同体 (Совместно создать сообщество здравоохранения в рамках ШОС). 外交部. 2020年7月31日. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1673731027026661900 (дата обращения: 27.07.2021).
36 Создание гуманистического сообщества в соответствии с концепцией «шанхайского духа» предполагает прочную основу для слияния различных цивилизаций в ходе взаимного обучения. Кроме того, сосуществование цивилизаций может помочь уменьшить конфликты, содействовать урегулированию спорных вопросов, а также выявить общие интересы для совместного развития и сотрудничества. Заместитель председателя Комитета добрососедства, дружбы и сотрудничества ШОС Цуй Ли отметил, что неправительственная дипломатия имеет большое значение для укрепления взаимопонимания и межличностных связей между государствами-членами.
37 Страны-члены ШОС активно проводят практические мероприятия в области неправительственной дипломатии, внося важный вклад в укрепление социальной консолидации и общественной поддержки на негосударственном уровне25. С момента вступления в ШОС в 2017 г. Индии и Пакистана продолжаются пограничные трения между Китаем и Индией, также не смягчаются противоречия между Индией и Пакистаном. В этой связи гуманитарный фактор может считаться одним из методов урегулирования конфликтов между странами-членами организации.
25. 上海精神”推动后疫情时代区域合作行稳致远 («Шанхайский дух» способствует устойчивому развитию регионального сотрудничества в постэпидемическую эпоху). 2020年11月12日. URL: http://www.china.com.cn/opinion2020/2020–11/12/content_76901932.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
38

Проблемы в ходе дальнейшего развития ШОС и пути их решения

39 Дальнейшее развитие ШОС сталкивается с рядом структурных препятствий на глобальном и региональном уровнях. На глобальном уровне создание ШОС совпало с подъемом глобализации, которая в значительной степени обеспечила политическую и экономическую почву для развития многосторонних организаций. В постэпидемический период начинается новая эпоха как в системе международных отношений, так и в региональном развитии в рамках ШОС. Стоит отметить, что после присоединения Индии и Пакистана к организации степень несогласованности в поиске общих интересов увеличилась. Кроме того, территориальные споры между Индией, Китаем и Пакистаном значительно замедляют темпы согласованного развития организации.
40 В 2020 г. в регионе «Большой Центральной Азии» повышение конкуренции со стороны внерегиональных держав содействовало усилению неопределенности регионального климата, что оказывает большое влияние на перспективы развития ШОС в постэпидемический период. Эта тенденция нашла отражение во внесении дополнения в пакет параметров взаимодействия крупных стран со странами региона Центральной Азии.
41 Впервые формат «С5+1» сформировался в процессе взаимодействия США и стран Центральной Азии. Первая встреча шести министров иностранных дел прошла в Самарканде 1 ноября 2015 г., на ней было принято совместное заявление о партнерстве и сотрудничестве между странами Центральной Азии и США и решение о создании нового механизма «C5+1» для регулярного диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес. 23 апреля 2021 г. прошла встреча формата «C5+1» между Госсекретарем США и министрами иностранных дел Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан и Республики Узбекистан, в ходе которой широко обсуждались вопросы развития политической, экономической и общественной сфер, в том числе смягчение экологических проблем, расширение экономических и энергетических связей и т.д.26. В 2020 г. формат «C5+1» объединил Индию и Китай со странами Центральной Азии. В данном контексте неопределённость в урегулировании повестки дня и предметов обсуждения формирует новые вопросы и проблемы для развития ШОС.
26. Statement on C. 5+1 Virtual Ministerial. 5.05.2021. URL: https://www.miragenews.com/statement-on-c5–1-virtual-ministerial-554361/(accessed: 4.08.2021).
42 Во-первых, предполагается введение режима SCO+N. За прошедшие 20 лет ШОС создала многоуровневую интегрированную платформу сотрудничества, в которую входят государства-члены, наблюдатели и партнеры по диалогу. Восемь стран-членов организации развивают взаимодействие с другими акторами вне региона. Данный формат предоставляет потенциальные возможности развития внешних связей организации в целях совместного продвижения в политической и экономической сферах, оказывает содействие расширению сфер взаимодействия и ускорению оформления регионального интеграционного экономического развития. Режим «SCO+N» предлагает площадку для развития и укрепления сотрудничества в двустороннем формате государствам-членам ШОС и внешним акторам, что будет способствовать уменьшению разрыва в уровне экономического развития стран. Кроме того, «SCO+N» предлагает возможность для создания коллективной идентичности.
43 Во-вторых, необходимо провести дифференциацию стран. С увеличением количества членов организации возникают затруднения в поиске общих интересов в консультациях. ШОС следует сконцентрировать усилия на следующих направлениях: укреплении консультаций между РФ, КНР и Индией; урегулировании спорных вопросов КНР и Индии и поиске общих интересов для сотрудничества стран. Все это будет способствовать созданию благоприятной среды для дальнейшего развития организации. Согласованное сотрудничество между Россией, Китаем и Индией заложит прочную основу для продвижения интеграционного процесса ШОС.
44 В-третьих, необходимо усиление легитимности организации. Встречи между главами государств, премьер-министрами и министрами иностранных дел в области политики, экономики, безопасности и гуманитарных наук следует проводить на официальном уровне, что приведёт к увеличению подписанных документов. Процесс развития ШОС за последние 20 лет свидетельствует о том, что многие документы носят исключительно переговорный характер, что приводит к отставанию в реализации проектов.

References

1. Deklaratsiya glav gosudarstv-chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva (Declaration of the heads of the member states of the Shanghai Cooperation Organization). Astana. 5.07.2005. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

2. Deklaratsiya glav gosudarstv-chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva o postroyenii regiona dolgosrochnogo mira i sovmestnogo protsvetaniya (Declaration of the heads of the member states of the Shanghai Cooperation Organization on building a region of long-term peace and common prosperity). Beijing. 6–7.06.2012. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

3. Deklaratsiya o sozdanii Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva (Declaration on the establishment of the Shanghai Cooperation Organization). URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 27.07.2021). (In Russ.).

4. E. Ionova. Tsentral'naya Aziya v usloviyakh pandemii (Central Asia in a pandemic) // Tsentral'naya Aziya v global'nom mire. 2020. № 2. P. 81. (In Russ.).

5. Zayavleniye glav pravitel'stv (prem'yer-ministrov) gosudarstv-chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva o regional'nom ekonomicheskom vzaimodeystvii i Strategiya razvitiya Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva do 2025 goda (Statement of the heads of government (prime ministers) of the member states of the Shanghai Cooperation Organization on regional economic cooperation and the Development Strategy of the Shanghai Cooperation Organization until 2025). 2015. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

6. Iz-za pandemii dolya neimushchikh v Kazakhstane mozhet dostich' 12,7 protsenta (Due to the pandemic, the share of the poor in Kazakhstan may reach 12.7 percent). 25.07.2020. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/07/1382661 (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

7. Kamilla Valiyeva. God s koronavirusom. Kak strany Tsentral'noy Azii perezhivali pandemiyu (A year with the coronavirus. How Central Asian countries experienced a pandemic). 12.03.2021. URL: https://www.currenttime.tv/a/asia-pandemic-covid/31145767.html (accessed: 27.07.2021). (In Russ.).

8. Kitay vydvinul predlozheniya po formirovaniyu soobshchestva zdravookhraneniya (China put forward proposals for the formation of the healthcare community). 22.05.2021. URL: https://ria.ru/20210522/kitay-1733467558.html (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

9. Koronavirus i Tsentral'naya Aziya: obnovlennyy otchet OESR (Coronavirus and Central Asia: Updated OECD Report). 30.11.2020. URL: https://www.caa-network.org/archives/21118 (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

10. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Sekretariatom SHOS i Sekretariatom ODKB (Memorandum on mutual understanding between the SCO Secretariat and the CSTO Secretariat). 2007. URL: http: //rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

11. Rashid Alimov. Rol' Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva v protivodeystvii ugrozam mira i bezopasnosti (The role of the Shanghai Cooperation Organization in countering threats to peace and security). URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (accessed: 27.07.2021). (In Russ.).

12. Sovmestnoye zayavleniye glav pravitel'stv (prem'yer-ministrov) gosudarstv-chlenov Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva o dal'neyshem razvitii sotrudnichestva v sfere transporta (Joint statement of the heads of government (prime ministers) of the member states of the Shanghai Cooperation Organization on the further development of cooperation in the field of transport). Tashkent. 29.11.2013. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

13. Trudovaya migratsiya, denezhnyye perevody migrantov i chelovecheskoye razvitiye v stranakh Tsentral'noy Azii (Labor migration, migrant remittances and human development in Central Asian countries). 21.10.2015. URL: https://ictsd.iisd.org/bridges-news/ (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

14. Eksklyuzivnoye interv'yu Shakhrata Nurysheva — posla Respubliki Kazakhstan v KNR // Rossiyskaya Gazeta (Exclusive interview with Shakhrat Nuryshev — Ambassador of the Republic of Kazakhstan to the PRC). 29.05.2017. URL: https://rg.ru/2017/05/29/posol-kazahstana-v-knr-rasskazal-o-dvustoronnih-otnosheniiah.html (accessed: 4.08.2021). (In Russ.).

15. Lebedeva M.M., Kuznetsov D.A. Global Governance of Biogenic Threats // MGIMO Review of International Relations. 2021. № 14(2). URL: https://doi.org/10.24833/2071–8160–2021–2–77–7–21 (accessed: 27.07.2021). (In Russ.).

16. Statement on C. 5+1 Virtual Ministerial. 5.05.2021. URL: https://www.miragenews.com/statement-on-c5–1-virtual-ministerial-554361/ (accessed: 4.08.2021).

17. 不断开拓上合组织发展新局面 (Constantly open up new prospects for the development of the Shanghai Cooperation Organization). 15.06.2021. URL: http://china.qianlong.com/2021/0615/5913759.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

18. 共同推进上合组织区域经济合作发展 (Jointly Promote the Development of SCO Regional Economic Cooperation. Ministry of Commerce). 13.06.2021. URL: http://finance.jrj.com.cn/2021/06/23221132985496.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

19. “上海精神”推动后疫情时代区域合作行稳致远 (The "Shanghai Spirit" promotes steady and far-reaching regional cooperation in the post-epidemic era). 12.11.2020. URL: http://www.china.com.cn/opinion2020/2020–11/12/content_76901932.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

20. 图尔苏纳利·库兹耶夫: "上合组织成为区域经济合作“推进器” (Tursunali Kuzyev. The Shanghai Cooperation Organization has become the "propeller" of regional economic cooperation) // Xinhuanet. 15.06.2021. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2021–06/15/c_1127564937.htm (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

21. 王毅: “关于阿富汗问题的五点建议" (Wang Yi. Five suggestions on Afghanistan). 12.11.2020. URL: https://news.sina.com.cn/c/2021–07–15/doc-ikqciyzk5499581.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

22. 王毅: “下阶段将致力构建中国-中亚卫生健康共同体” (Wang Yi. The next stage will be to build a China-Central Asia Health Community). 18.06.2021. URL: http://www.chinanews.com/gn/2021/07–18/9522635.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

23. 维护安全和稳定,构建安全共同体(Maintain security and stability and build a security community). 12.11.2020. URL: https://www.sohu.com/a/431316342_120873510 (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

24. 习近平: "历史已经并将继续证明多边主义必将战胜单边主义" (Xi Jinping. History has proved and will continue to prove that multilateralism will defeat unilateralism). 10.11.2020. URL: https://finance.sina.com.cn/world/gjcj/2020–11–10/doc-iiznezxs1139124.shtml (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

25. 携手打造上合组织卫生健康共同体 (Join hands to build the SCO Health Community. Ministry of Foreign Affairs). 31.07.2020. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1673731027026661900 (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

26. 余建华: “上海合作组织成立20周年,多边主义外交的探索创新之路" (Yu Jianhua. The 20th anniversary of the establishment of the Shanghai Cooperation Organization, the exploration and innovation of multilateral diplomacy). 28.07.2021. URL: https://wenhui.whb.cn/third/baidu/202106/28/411174.html (accessed 27.07.2021). (In Chin.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate