Сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии в вопросах хозяйственного освоения Арктики
Сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии в вопросах хозяйственного освоения Арктики
Аннотация
Код статьи
S013128120013932-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лексютина Яна Валерьевна 
Должность: Профессор кафедры американских исследований
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб. д.7-9
Выпуск
Страницы
33-48
Аннотация

В статье рассматриваются специфика и масштабы сотрудничества России с Китаем, Японией и Южной Кореей в вопросах хозяйственного освоения Арктики по таким направлениям, как разработка ресурсной базы Арктической зоны РФ и развитие инфраструктуры Северного морского пути. В фокусе внимания автора − выявление факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие арктического сотрудничества России с тремя странами Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова
Арктика, Россия, Китай, Япония, Южная Корея, арктическое сотрудничество, СПГ, Северный морской путь
Классификатор
Получено
19.02.2021
Дата публикации
01.03.2021
Всего подписок
24
Всего просмотров
1541
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 Сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии в вопросах хозяйственного освоения Арктики − относительно новое направление экономического взаимодействия сторон. До 2013 г. Москва противилась вовлечению неарктических азиатских стран в арктические дела и воздерживалась от сотрудничества с ними в вопросах хозяйственного освоения Арктики. Неарктические азиатские страны рассматривались в России как преследующие ревизионистскую повестку, желающие расширить роль неарктических стран в управлении Арктикой, пересмотреть правовой статус Арктики или передать Северный морской путь (СМП) под международное регулирование1. Особую озабоченность Москвы вызывали отдельные азиатские страны, в первую очередь, Китай, которые резко интенсифицировали свою деятельность в Арктике и высказывания чьих экспертов и высокопоставленных официальных лиц бросали вызов суверенным правам и национальным интересам арктических стран и России в частности (такие идеи, как позиционирование Арктики как «глобального достояния» или «наследия всего человечества», идеи интернационализации СМП, самоидентификация Китая «околоарктическим» государством и пр.).
1. Конышев В., Сергунин А. Стратегии стран Восточной Азии в Арктике // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 6. С. 43.
2 О серьезном изменении подхода России к неарктическим азиатским государствам свидетельствовало ее согласие в мае 2013 г. предоставить статус наблюдателя в Арктическом совете пяти азиатским странам − Китаю, Индии, Японии, Южной Корее и Сингапуру − при условии признания этими странами суверенитета и юрисдикции арктических государств в пределах их арктических территорий и существующих правовых рамок (в частности, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Признание азиатскими странами суверенных прав и юрисдикции арктических государств, а также понимание того, что безопаснее кооптировать неарктические государства, нежели исключать их из арктических дел (тем самым провоцируя их на создание альтернативных площадок обсуждения арктических вопросов), способствовали изменению подхода России. Более того, масштабные планы развития Арктической зоны РФ, оформившиеся в России уже к 2008 г. и требующие огромных финансовых вложений и самых передовых технологий, обуславливали неизбежность сотрудничества России с неарктическими государствами2, включая азиатские страны, обладающие значительной финансовой и технологической мощью. Снятие Москвой в 20122014 гг. неофициальных, но вполне реальных ограничений на китайские инвестиции в Россию в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, строительство и развитие инфраструктуры, открыло широкие возможности для российско-китайского сотрудничества в Арктике. И, наконец, драматическое ухудшение отношений России со странами Запада после украинского кризиса 2014 г. и введенные США и ЕС антироссийские санкции (включавшие, в том числе, запрет на поставки в Россию оборудования для глубинной добычи нефти и газа и разработки арктического шельфа3) усилили восприятие азиатских стран в качестве важных партнеров в вопросах хозяйственного освоения Арктики.
2. Петровский В.Е. Стратегия России и Китая в Арктике: сравнительный анализ // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. Т. 25. № 25. С. 158159. DOI: 10.24411/26186888202010009.

3. Морозов Ю.В., Клименко А.Ф. Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «арктической гонке» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. Т. 20. С. 187.
3

Китай, Южная Корея и Япония как партнеры в освоении Арктики: их интересы и потенциал

4 По меньшей мере, последние два десятилетия отмечены все возрастающим вниманием к Арктике со стороны неарктических государств. На периферии «арктического бума» не остались и ведущие страны Северо-Восточной Азии, активизировавшие свои арктические научно-исследовательские программы и взявшие курс на расширение своей вовлеченности как в коммерческое освоение Арктики, так и в арктические дела. В 2013 г., после нескольких лет ожидания, Китай, Южная Корея и Япония получили статус наблюдателей в Арктическим совете − одном из ключевых региональных объединений, координирующих международную деятельность в Арктике. С разницей в несколько лет каждое из трех государств обнародовало свою арктическую стратегию, зафиксировав национальные приоритеты в Арктике и способы их достижения: первой свою официальную арктическую политику представила Южная Корея («Арктическая политика Республики Корея», или «Генеральный план по арктической политике», 2013 г.); в 2015 г. Япония опубликовала документ «Арктическая политика Японии», и, наконец, в 2018 г. Китай выпустил Белую книгу Арктическая политика Китая4.
4. Вороненко А.Л., Грейзик С.В. Перспективы сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии в Арктическом регионе // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 6465.
5 В Арктике три восточноазиатских государства имеют как общие, так и специфические для каждого из них интересы, обусловленные их географическим положением и занимаемой нишей в мировой экономике. Во-первых, поскольку Арктика считается климатообразующим регионом, а изменение климата оказывает влияние на погодные условия во всем мире, озабоченность по поводу изменений в Арктике занимает важное место в национальной повестке дня каждой из стран.
6 Во-вторых, сильным драйвером арктической деятельности этих стран являются их огромные потребности в энергоресурсах и стремление диверсифицировать источники их импорта за счет арктических углеводородов, а также заинтересованность в редкоземельных металлах арктической зоны. Более того, освоение энергетических ресурсов Арктики и транспортировка углеводородов по СМП открыли широкие перспективы для южнокорейских и японских судостроительных компаний, специализирующихся в строительстве современных судов ледового класса, необходимых для арктических транспортных перевозок, а также морских буровых платформ, предназначенных для суровых арктических условий. Расширение Россией масштабов хозяйственного освоения Арктики рассматривается в этих странах как открывающее широкие деловые возможности для отраслей промышленности и компаний, обладающих соответствующими компетенциями и специализацией.
7 В-третьих, для всех трех стран как морских держав и государств, сильно зависящих от морских коммуникаций, перспективы коммерческого судоходства по СМП имеют важные последствия. Для Китая, Южной Кореи и Японии, торговля которых в определяющей степени завязана на использовании морских грузоперевозок, СМП представляет собой более короткий маршрут из/в Европу с предположительно более низкими транспортными расходами (по сравнению с традиционными морскими маршрутами между Азией и Европой) и, что более важно, возможность диверсификации стратегически важных транспортных маршрутов. В настоящее время все три страны сильно зависят от морских коммуникаций, проходящих через оживленный и узкий Малаккский пролив, к тому же уязвимый для пиратства. Для Пекина СМП имеет большое стратегическое значение в силу существования так называемой Малаккской дилеммы5 − чрезмерной зависимости Китая от Малаккского пролива, который может быть заблокирован США в случае конфликта. На фоне резкого обострения отношений с США, наблюдающегося с 2018 г., необходимость поиска альтернативных морских коммуникаций для Китая значительно возросла.
5. Зеленева И.В. «Малаккская дилемма» и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1 (714). С. 1620.
8 Более того, ожидается, что увеличение судоходства по СМП будет одновременно способствовать повышению роли портов Северо-Восточной Азии как перевалочных пунктов в системе морских грузоперевозок, что соответственно принесет непосредственные выгоды этим портам. И, наконец, интерес к СМП проявили ведущие судоходные компании трех стран (китайские COSCO и China Merchants, южнокорейские TPI Megaline, Pan Ocean и Unico Logistics, японская Mitsui OSK Lines и др.), заинтересованные в подключении к арктическим грузоперевозкам, на современном этапе пока концентрирующимся преимущественно на обслуживании нужд российских СПГ-проектов («Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»).
9 В целом каждая из трех стран обладает собственными уникальными ресурсами − либо огромными финансовыми ресурсами, либо передовыми технологиями, опытом полярных исследований или отдельными компетенциями, востребованными при освоении Арктики, или целым набором этих ресурсов − для того, чтобы считаться ценным партнером России в вопросах освоения Арктики.
10

Сотрудничество в освоении арктических углеводородов

11 В настоящее время в российской Арктике реализуются два сверхкрупных энергетических проекта с привлечением иностранных инвесторов − уже работающий завод «Ямал СПГ», в качестве ресурсной базы использующий Южно-Тамбейское месторождение на полуострове Ямал, и запланированный к вводу в эксплуатацию в 2022−2023 гг. завод «Арктик СПГ-2» с использованием месторождения Утреннее на Гыданском полуострове. Оба являются крупнейшими российскими проектами по производству СПГ в арктической зоне. Наращивание производства СПГ с его последующим экспортом и, в первую очередь, за счет развития СПГ-проектов в Арктической зоне РФ занимает важное место в современной российской энергетической стратегии. Согласно планам российского руководства, к 2035 г. планируется увеличить производство СПГ примерно в пять раз, до более чем 120 млн тонн. При этом ожидается, что азиатские партнеры получат около 70% произведенного СПГ с его отправкой по СМП6.
6. Tomoyo O. Russia looks for Asia LNG buyers to blunt Western sanctions’ bite // Nikkei Asian Review. 14.07.2019.
12 Азиатские страны проявляют большую заинтересованность в подключении к арктическим СПГ-проектам России. С одной стороны, участие в них в качестве крупных акционеров коммерчески выгодно, а с другой стороны, будучи крупными потребителями СПГ, эти страны хотят обеспечить надежные поставки СПГ по конкурентоспособным ценам и диверсифицировать свои источники импорта СПГ. В 2019 г. Азия оставалась ведущим регионом−импортером СПГ с долей 69% от мирового импорта СПГ. По состоянию на 2019 г. именно Япония, Китай и Южная Корея являлись крупнейшими импортерами СПГ в мире с долями 21,7%, 17,4% и 11,3% от мирового импорта СПГ соответственно7.
7. The LNG Industry. GIIGNL Annual Report. 2020. P. 6, 30. URL: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_-_2020_annual_report_-_04082020.pdf (accessed: October 09, 2020).
13 Крупнейшим иностранным акционером как в проекте «Ямал СПГ», так и в «Арктик СПГ-2», является Китай. В 2013 г. китайская компания CNPC приобрела 20% акций проекта «Ямал СПГ», а в декабре 2015 г. китайский Фонд Шелкового пути купил еще 9,9% в этом проекте (у французской Total − 20%, у российского «НОВАТЭК» − 50,1%). В проекте «Арктик СПГ-2» Китай приобрел 20% акций (CNPC и CNOOC получили по 10% каждая), в то время как «НОВАТЭК» владеет 60%, Total − 20%, а японский консорциум Mitsui & Co и Japan Oil, Gas and Metals National Corporation − 10%.
14 Вхождение Китая в проект «Ямал СПГ» на правах крупнейшего иностранного акционера стало настоящим прорывом Китая в вопросах энергетического сотрудничества с Россией. Благоприятным фоном для подключения Китая к российским энергетическим и арктическим проектам стало последовавшее за Украинским кризисом стремительное ухудшение отношений России с Западом. Так, оператор проекта «Ямал СПГ» компания «НОВАТЭК» столкнулась с финансовыми проблемами из-за введенных Западом в 2014 г. санкций и искала иностранных инвесторов и кредиторов. Китайский Фонд Шелкового пути предоставил «НОВАТЭК» заем в размере около 730 млн евро сроком на 15 лет. Кроме того, Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития Китая открыли две 15-летние кредитные линии на общую сумму 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней для финансирования проекта8. Суммарно Китай предоставил около 60% капитала на реализацию этого проекта9. Вероятно, такими чрезвычайными обстоятельствами − введенными санкциями и, как следствие, недостатком финансовых средств для реализации проекта и самоустранением из проекта некоторых предполагаемых инвесторов и технологических партнеров − можно объяснить то, почему российская компания «НОВАТЭК» пошла на принятие уже ставшей для Китая типичной модели финансирования со «встроенными условиями», где финансирование обуславливается требованиями привлечения в ходе реализации соответствующего проекта китайских подрядчиков и рабочей силы, а также закупками китайских материалов и оборудования. Так, в частности, известно, что к реализации проекта «Ямал СПГ» привлекались китайские инженеры и рабочие10. По информации CNPC, китайские предприятия участвовали в проекте на всех этапах его реализации: от финансирования, проектирования до строительства. Так, китайские предприятия выполнили 85% работ по строительству всех модулей; для нужд проекта было экспортировано из Китая продукции на сумму более 10 млрд долл.; одна из четырех полярных буровых установок для проекта была произведена в Китае; Китай также получил контракты на морские перевозки под нужды проекта на сумму 8,5 млрд долл.11.
8. Yamal LNG Signed Loan Agreement with the Export-Import Bank of China and the China Development Bank. 29.04.2016. URL: file:// /C:/Users/%D0%AF%D0%BD%D0%B0/Downloads/2016_04_29_press_release_Chinese_banks_FA_(ENG).pdf (accessed: September 13, 2020).

9. Sørensen C., Klimenko E. Emerging Chinese- Russian cooperation in the Arctic. Possibilities and constraints. SIPRI Policy Paper no. 46. Stockholm: SIPRI, 2017. P. 3233. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017–06/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic.pdf (accessed: September 25, 2020).

10. Bennett M. Russia and China Claim Success at Yamal LNG // Maritime Executive. 15.12.2017. URL: https://www.maritime-executive.com/editorials/russia-and-china-claim-success-at-yamal-lng (accessed: September 11, 2020).

11. Yamal LNG Project Completed and Put into Operation. CNPC Special Report. URL: https://www.cnpc.com.cn/en/csr2014enhms/201807/771c0549950f4420ad6de3972fe27073/files/88c8e515fb734e6984ef3599ab2255c2.pdf (accessed: October 03, 2020).
15 По большому счету проект «Ямал СПГ» стал историей успеха как для российской стороны (проект был завершен с опережением графика), так и для ее китайских партнеров. В продолжение успешного сотрудничества с CNPC, «НОВАТЭК» пригласил китайских партнеров в качестве крупнейших иностранных инвесторов в свой второй проект по производству СПГ в Арктике после завода «Ямал СПГ» − проект «Арктик СПГ-2».
16 Вместе с тем, несмотря на впечатляющие результаты сотрудничества по проекту «Ямал СПГ», масштабы российско-китайского энергетического сотрудничества в Арктике до сих пор невелики, а потенциал сотрудничества полностью не раскрыт. Вопреки систематически озвучиваемым российскими официальными лицами призывам к китайским компаниям инвестировать в российские арктические энергетические проекты, российско-китайское энергетическое сотрудничество в Арктике пока ограничивается лишь двумя, хотя и сверхкрупными проектами − «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». В 2015 г., например, «Роснефть» не смогла согласовать с китайской компанией CNPC условия продажи доли в проекте по освоению Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения (из-за разногласий по поводу цены)12, и уже в 2016 г. крупным вкладчиком Ванкорнефть − компании, контролируемой «Роснефтью» и управляющей Ванкорским месторождением, − стал консорциум индийских компаний.
12. У «Роснефти» и CNPC возникли разногласия по условиям продажи доли в Ванкоре // Интерфакс. 5.05.2015. URL: https://www.interfax.ru/business/440074 (accessed: October 07, 2020).
17 По мнению Пола Стронски и Николь Нг, основными препятствиями на пути китайских инвестиций в российскую Арктику являются ценовые вопросы, недостаточно развитая инфраструктура российской арктической зоны, недоверие между российскими и китайскими деловыми кругами и российская бюрократия13. Серьезным препятствием также служит и то, что китайские компании, как правило, участвуют в проектах только на крайне выгодных для себя условиях. Так, китайское финансирование зарубежных проектов обычно сопровождается «встроенными условиями» (привлечение к реализации проектов китайских подрядчиков, рабочей силы, оборудования и материалов и пр.), Пекин рассчитывает получать особо выгодные, преференциальные условия по сделкам и заинтересован в обретении значительного контроля и особой роли в управлении проектами. Важно понимать и то, что для Китая Россия не является единственным партнером в освоении Арктики: Китай очень активно сотрудничает и с другими арктическими странами14.
13. Stronski P., Ng N. Cooperation and Competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2018.

14. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. С. 9496; Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 117118.
18 Россия, в свою очередь, не готова к сотрудничеству на условиях, не отвечающих российским национальным приоритетам и не выгодных для России и российских компаний. Важной установкой является и избегание зависимости − финансовой или технологической − от Китая в целом и в Арктике в частности. Реализуя углеводородные проекты, Россия стремится к диверсификации инвесторов или кредиторов и расширению круга азиатских партнеров за счет Японии, Индии и Южной Кореи.
19 В контексте недопущения развития чрезмерной зависимости от китайского капитала и инвестиций в Арктике особый интерес для Москвы представляет сотрудничество с Японией, которая обладает как капиталом, так и передовыми технологиями, и с которой у российских компаний есть успешный опыт сотрудничества в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (японские компании участвуют в них в качестве акционеров). К 2012−2013 гг. сформировались серьезные предпосылки для интенсификации российско-японского нефтегазового сотрудничества, в том числе на арктическом направлении. Во-первых, авария на АЭС Фукусима в 2011 г. и последующее закрытие атомных электростанций по всей стране привели к резкому увеличению спроса Японии на природный газ, что побудило Токио сотрудничать с Россией в целях увеличения импорта газа. Во-вторых, после избрания Абэ Синдзо на пост премьер-министра в 2012 г. Токио взял курс на стимулирование участия японских компаний в совместных с Россией проектах в целях создания благоприятной среды для разрешения территориального спора вокруг Курильских островов и заключения мирного договора с Россией.
20 С самого начала развития проекта «Ямал СПГ», еще в 2010 г., «НОВАТЭК» пригласил японские компании к участию в этом проекте как в качестве акционеров, так и в качестве подрядчиков. Совместное предприятие с участием двух крупнейших инжиниринговых компаний Японии JGC Corporation и Chiyoda Corporation выступило в роли генерального подрядчика проекта «Ямал СПГ», занимаясь проектированием, снабжением и строительством15. Японская компания Yokogawa Electric Corporation получила контракт на поставку интегрированных систем управления и безопасности для проекта «Ямал СПГ»16. В декабре 2016 г. Японский банк международного сотрудничества (JBIC) открыл кредитную линию для «Ямал СПГ» на сумму 200 млн евро в поддержку контракта на проектирование, закупку и строительство, заключенного между JGC Corporation и Chiyoda Corporation. Украинский кризис 2014 г. и присоединение Японии к антироссийским санкциям США и ЕС внесло свои коррективы в развивающееся сотрудничество: японские компании предпочли не присоединяться к проекту «Ямал СПГ» в качестве акционеров. Наличие у Японии союзнических отношений с США и принадлежность Японии к G7 накладывают определенный отпечаток на развитие российско-японских отношений, обязывая Токио искать допустимый уровень и масштабы сотрудничества с Россией.
15. Тайсуке А. Япония и развитие российского Дальнего Востока // Россия в глобальной политике. 30.09.2019. URL: https://globalaffairs.ru/articles/yaponiya-i-razvitie-rossijskogo-dalnego-vostoka/(accessed: October 03, 2020).

16. Yokogawa Wins Control System Order for Yamal LNG Project in Russia. 07.01.2014. URL: https://www.yokogawa.com/news/press-releases/2014/2014–01–07/(accessed: September 22, 2020).
21 Между тем наличие антироссийских санкций не помешало японскому консорциуму Mitsui & Co и Japan Oil, Gas and Metals National Corporation принять в 2019 г. решение об инвестировании 3 млрд долл. в проект «Арктик СПГ-2» для приобретения 10% -процентной доли. Участие в проекте также предполагает поставки в Японию с «Арктик СПГ-2» около 2 млн тонн СПГ на ежегодной основе (около одной десятой мощности объекта). На решение Японии присоединиться к российскому проекту СПГ в Арктике могли повлиять такие факторы, как коммерческая ценность и ожидаемые выгоды от проекта, высокий спрос Японии на СПГ, соперничество с другими крупными импортерами СПГ (в частности, с Китаем и Южной Кореей) и опасения Токио по поводу углубления российско-китайских отношений, угрожающих поставить Японию в невыгодное геополитическое положение.
22 В отличие от других крупнейших мировых импортеров СПГ, таких, как Китай и Япония, Южная Корея до сих пор не принимала активного участия в совместной разработке арктических ресурсов с Россией или какой-либо другой арктической страной. Хотя южнокорейская KOGAS рассматривала возможность участия в проекте «Арктик СПГ-2», в итоге она так и не появилась в списке инвесторов.
23 Российские исследователи Д. Реутов и П. Черкашин объясняют осторожный подход корейских инвесторов к участию в российских проектах их предыдущим неоднозначным опытом в осуществлении ряда крупных совместных проектов. Так, в качестве примера они приводят тот факт, что совместные проекты судостроительного завода «Звезда-DSME» и завода электротехнического оборудования Hyundai Electrosystems не были реализованы по вине российской стороны17. Чтобы избежать подобных рисков в новых проектах, Южная Корея требует безусловных гарантий финансирования совместных проектов с российской стороны и обеспечения сбыта продукции18.
17. Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие шельфового судостроения на Дальнем Востоке России // РСМД. 29.04.2014. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yuzhnaya-koreya-i-razvitie-shelfovogo-sudostroeniya-na-dalne/(accessed: September 28, 2020).

18. Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие шельфового судостроения на Дальнем Востоке России // РСМД. 29.04.2014. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yuzhnaya-koreya-i-razvitie-shelfovogo-sudostroeniya-na-dalne/(accessed: September 28, 2020).
24 Корейский исследователь Юн Сукчжун дает схожее объяснение пассивности Южной Кореи в вопросах инвестирования в российские арктические проекты, указывая на то, что южнокорейские инвесторы могут столкнуться с непрозрачностью и угрозой вмешательства со стороны российского правительства, что приведет к значительно более высоким финансовым рискам19. Вероятно, южнокорейская сторона также учитывает такие факторы, как очевидные технические сложности при освоении арктических углеводородов, сравнительную дороговизну их добычи, падение мировых цен на нефть в 2014−2015 гг. и в 2020 г. Определенную роль также могут играть антироссийские санкции США и ЕС, побуждающие южнокорейских инвесторов быть более осторожными в вопросах заключения нефтегазовых сделок с Россией. Более того, в отличие от Японии, деятельность которой в Арктике частично обусловлена геополитическими соображениями, связанными с активным продвижением Китая в Арктике, для Сеула Китай скорее несет экономические возможности, а не угрозу, и растущая вовлеченность Китая в хозяйственное освоение Арктики не является движущей силой для Южной Кореи.
19. Yoon S. A Cooperative Maritime Capacity-Sharing Strategy for the Arctic Region: The South Korean Perspective // Asia and the Arctic. Narratives, Perspectives and Policies /еd. by Vijay Sakhuja, Kapil Narula. Singapore: Springer Science+Business Media, 2016. P. 56.
25

Сотрудничество в развитии инфраструктуры Северного морского пути

26 Помимо разработки ресурсной базы Арктики, одним из основных национальных интересов России в Арктике является «развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации» России20. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. объемы грузоперевозок по СМП к 2024 г. планируется увеличить до 80 млн тонн в год21. Реализация арктических проектов СПГ, предполагающая транспортировку оборудования и материалов для выполнения проектов, а также самих углеводородов после возведения производственных мощностей по сжижению газа, уже способствовала существенному росту судоходства по СМП. Перевозки по СМП выросли с 4 млн тонн грузов в 2014 г. до 31,5 млн тонн грузов (включая 0,7 млн тонн транзитных грузов) в 2019 г.
20. Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года. 5.03.2020. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjyw№ 04OgKiI1mAvaM.pdf (accessed: September 28, 2020).

21. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2 (accessed: September 25, 2020).
27 Запуск российских СПГ-проектов в Арктике обусловил повышенный спрос на специальные морские суда, такие как ледоколы и суда ледового класса, включая арктические танкеры-газовозы. Поскольку Россия была не в состоянии удовлетворить растущий спрос на гражданские суда с повышенной ледостойкостью, до недавнего времени не было мощностей для строительства крупнотоннажного флота, азиатские судостроительные компании соответствующей специализации увидели в этом огромные коммерческие возможности. Такие азиатские страны, как Южная Корея, Япония и Сингапур, проявили большую заинтересованность в продвижении продукции их судостроительной отрасли и в том, чтобы их суда использовались в хозяйственном освоении Арктики.
28 В 2008 г. на этот рынок вышла сингапурская компания Keppel. В тесном сотрудничестве с финской компанией ILS OY она по заказу компании «Лукойл» спроектировала и построила три судна ледового класса, предназначенные для работы в Баренцевом море: прокладки пути кораблям для прохождения через скованные льдом моря, а также обеспечения безопасной круглогодичной ледовой обстановки в ходе маневрирования, швартовки и загрузки танкеров.
29 Японские судостроители подали заявки на строительство танкеров-газовозов ледового класса для проекта «Ямал СПГ», но проиграли корейским конкурентам22. Тем не менее, японским судоходным компаниям удалось подключиться к осуществлению транспортировки СПГ по СМП. В 2014 г. японская и китайская судоходные компании Mitsui OSK Lines и COSCO создали совместное предприятие по оказанию транспортных услуг для проекта «Ямал СПГ». Ими были подписаны контракты с южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) на строительство трех танкеров-газовозов ледового класса Arc7, предназначенных для транспортировки СПГ с завода «Ямал СПГ».
22. Moe A., Stokke O. Asian Countries and Arctic Shipping: Policies, Interests and Footprints on Governance // Arctic Review on Law and Politics. 2019. No. 10. P. 29. DOI:10.23865/arctic.v10.1374.
30 Крупный контракт на строительство 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для нужд проекта «Ямал СПГ» получила в 2014 г. южнокорейская компания DSME, одна из самых конкурентоспособных судостроительных компаний в мире в области производства ледоколов и судов ледового класса. В настоящее время все 15 Arc7 построены на южнокорейской верфи DSME и переданы в эксплуатацию «Ямал СПГ».
31 Для реализации нового проекта «НОВАТЭК» «Арктик СПГ-2» требуется такое же количество танкеров-газовозов ледового класса, как и для «Ямал СПГ». Однако южнокорейские судостроительные компании не смогли получить очередной заказ, неожиданно столкнувшись с конкуренцией со стороны российского судостроительного комплекса «Звезда», выигравшего контракт на строительство 15 танкеров Arc7. Преследуя цель стимулирования развития отечественного судостроения и в перспективе повышения конкурентоспособности российских судостроительных компаний на рынке специализированных судов, российское правительство настояло на том, чтобы «НОВАТЭК» разместил заказ на строительство танкеров-газовозов на судоверфи «Звезда». Довольно показательно то, что затраты на строительство танкеров-газовозов на судостроительной верфи «Звезда» примерно на 1520% выше, чем на южнокорейских верфях, и соответствующая разница в цене будет покрываться за счет субсидий из государственного бюджета России23.
23. Novatek Signs Contract for Construction of Arctic LNG 2, Orders New LNG Carriers // High North News. 21.05.2019. URL: https://www.highnorthnews.com/en/novatek-signs-contract-construction-arctic-lng-2-orders-new-lng-carriers (accessed: September 17, 2020).
32 Тем не менее, Россия по-прежнему нуждается в услугах южнокорейских судостроительных компаний, поскольку не имеет технологий, необходимых для строительства судов ледового класса и нуждается в технологических партнерах. Так, в сентябре 2019 г. судостроительный комплекс «Звезда» подписал контракт с южнокорейской Samsung Heavy Industries на проектирование танкеров-газовозов для проекта «Арктик СПГ-2».
33 В вопросах развития судоходства по СМП Москва, хотя и стремится сделать СМП конкурентоспособным на мировом рынке транспортным коридором и приглашает зарубежных партнеров принять участие в развитии СМП, тем не менее, оставляет за собой право регулировать коммерческое судоходство в акватории СМП. Рассматривая СМП как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации», охватывающую, в том числе, и внутренние морские воды России, Москва применяет регуляторные требования в отношении зарубежных судов, следующих по СМП: порядок плавания судов носит разрешительный характер (необходимо получить разрешение на плавание судна), требования к обязательной ледовой лоцманской проводке судов и ледокольной проводке согласно критериям допуска и в зависимости от ледовой обстановки, за ледокольную и лоцманскую проводки взимается плата24. Российский эксперт Павел Гудев объясняет решительное противодействие Москвы допуску зарубежных ледоколов в акваторию СМП и требования обязательной ледовой лоцманской и ледокольной проводки необходимостью надлежащего содержания инфраструктуры СМП, которая в итоге обеспечивает защиту морской среды и ее биоразнообразия25.
24. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220024 (accessed: September 25, 2020).

25. Гудев П. Северный морской путь: национальная или международная транспортная артерия? // РСМД. 13.09.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/severnyy-morskoy-put-natsionalnaya-ili-mezhdunarodnaya-transportnaya-arteriya/(accessed: September 20, 2020).
34 В целях усиления контроля над акваторией СМП, в 2017 г. в Кодекс торгового мореплавания России были внесены изменения, закрепляющие за судами под российским флагом исключительное право на морские перевозки нефти и газа, добытых на территории России и погруженных на суда в акватории СМП26. Соответственно, перевозки СПГ с заводов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» должны осуществляться исключительно судами под российским флагом. В настоящее время, однако, в виде исключения, в связи с отсутствием достаточного количества судов ледового класса под российским флагом, судам под флагами иностранных государств, отвечающим ряду условий, временно разрешено заниматься перевозкой произведенного в российской арктической зоне СПГ27. В перспективе зарубежные партнеры будут исключены из перевозок СПГ на всем пути следования по СМП от заводов СПГ в Арктике до терминалов по перевалке СПГ, которые планируется построить в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.
26. Внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания России. 29.12.2017. URL: http://kremlin.ru/acts/news/56546 (accessed: September 17, 2020).

27. Распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2019 № 435-р. URL: http://static.government.ru/media/files/pkU8TaSSAlsAA2DCAIgRLedjM9JFX6AO.pdf (accessed: September 25, 2020).
35 Строя планы развития СМП в качестве крупного транспортного коридора, Москва исходит из того, что СМП будет в первую очередь интересен странам Северо-Восточной Азии. В связи с этим российские официальные лица неоднократно приглашали азиатские страны присоединиться к освоению СМП и, в частности, строительству и модернизации российских портов на СМП. Однако на практике найти партнеров для развития портовой и иной инфраструктуры в Арктике оказалось непросто. Южная Корея в своем сотрудничестве с Россией по развитию СМП уделяет приоритетное внимание судостроению и обслуживанию судов, игнорируя вопросы создания портовой инфраструктуры в Арктике. Подписанный в январе 2014 г. Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта РФ и Министерством морских дел и рыболовства Южной Кореи по сотрудничеству в области развития и модернизации портовой инфраструктуры так и остался заявлением о намерениях сторон. Принимая во внимание ожидаемые выгоды от СМП, Южная Корея предпочитает развивать свои собственные порты, способные стать перевалочными узлами для грузов, транспортируемых из или транзитом через Арктику. Между южнокорейскими портами, такими как Пусан, Ульсан и Кваньян, даже возникла конкуренция в вопросах получения инвестиций от центрального правительства Кореи для развития и модернизации портов как подходящих для обслуживания арктических грузоперевозок28. Более того, сохраняя некоторые сомнения относительно коммерческой ценности СМП, Сеул в настоящее время медлит с инвестированием в российскую инфраструктуру вдоль СМП.
28. Polar Pursuits: Asia Engages the Arctic // Asia Policy. 2014. No. 18. P. 64.
36 Страной, которая не только декларирует свой интерес, но и предпринимает попытки конвертировать его в практическую плоскость в вопросах сотрудничества с Россией в развитии инфраструктуры в Арктике, является Китай. В декабре 2015 г. премьер-министры России и Китая подписали совместное коммюнике, в котором подчеркивается необходимость укрепления сотрудничества в развитии и использовании СМП и проведения исследований судоходства по арктическим маршрутам. Намерение двух стран сотрудничать в вопросах развития и использования СМП было подтверждено в российско-китайском совместном заявлении, обнародованном в июле 2017 г. В июне 2018 г. российский Внешэкономбанк и Банк развития Китая подписали соглашение об открытии кредитной линии в размере 600 млрд рублей (9,5 млрд долл.) для финансирования различных проектов, включая и проекты развития СМП29.
29. Лексютина Я.В. Китай и Индия в Арктике: интересы, стратегии и сотрудничество с Россией // Ойкумена. 2019. № 4. С. 43. DOI: 10.24866/1998–6785/2019–4/40–48.
37 В настоящее время есть несколько инфраструктурных проектов в Арктике с ожидаемым участием Китая. С 2014 г. китайский холдинг Poly International, заручившись финансовой поддержкой Экспортно-импортного банка Китая, неоднократно выражал намерение участвовать в финансировании строительства глубоководного порта в Архангельске и железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск − Сыктывкар − Пермь), по которой предполагается доставлять грузы из Сибири в порт Архангельска. Реализацию проекта строительства железной дороги предлагалось осуществить на условиях концессионного соглашения: российская сторона должна была возместить Poly International затраты на строительство в течение 25 лет после завершения строительства железной дороги, и только тогда железная дорога переходила в собственность России30. В 2020 г. еще одна китайская компания − China Railway Construction Corporation − заявила о намерении выступить в роли соинвестора и субподрядчика проекта «Белкомур». Прошло более десяти лет с тех пор, как китайские партнеры впервые проявили интерес к этим проектам, но проекты Архангельского порта и «Белкомур» так и не перешли от стадии планирования к стадии реализации. Основным препятствием на пути реализации этих проектов является то, что они продвигались исключительно властями Архангельской области и до сих пор не получили поддержки со стороны Правительства РФ. Представители Правительства РФ и РЖД неоднократно обращали внимание на недостаточную грузовую базу «Белкомура» и неокупаемость проекта. В соответствии с планом развития инфраструктуры Северного морского пути, подписанным Дмитрием Медведевым в 2019 г., Правительство примет решение о том, продолжать ли планирование железнодорожной магистрали «Белкомур» к декабрю 2022 г.31.
30. Sørensen C., Klimenko E. Emerging Chinese- Russian cooperation in the Arctic. Possibilities and constraints. SIPRI Policy Paper no. 46. Stockholm: SIPRI, 2017. P. 3435. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017–06/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic.pdf (accessed: September 25, 2020).

31. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 3120-р. С. 9. URL: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf (accessed: September 02, 2020).
38 В целом, следует указать на то, что несмотря на регулярно звучащие от российских официальных лиц приглашения в адрес зарубежных партнеров принять участие в развитии инфраструктуры СМП (морских портов и терминалов, железнодорожной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы СМП), в России − как в правительственных, так и в экспертных кругах − распространены опасения, связанные с допуском зарубежных стран, в особенности Китая, к развитию инфраструктуры СМП. Так, опыт участия Китая в строительстве и реконструкции зарубежных портов свидетельствует о нацеленности Пекина на получение контроля над портами. Представляется маловероятным, что Москва позволит иностранному государству взять под свой контроль критически важную инфраструктуру, особенно в таком чувствительном регионе, как Арктика. Некоторые российские эксперты высказывают опасения, что участие Китая в российских инфраструктурных проектах вдоль СМП может впоследствии дать Пекину повод оспорить российскую юрисдикцию и право устанавливать свои собственные правила судоходства по СМП32. Более того, на практике участие китайских инвесторов при поддержке так называемых политических банков Китая (Экспортно-импортного банка Китая или Банка развития Китая) в зарубежных инфраструктурных проектах, как правило, сопровождается требованиями полного участия китайской стороны в проекте от инвестирования и финансирования до обеспечения оборудованием и материалами, найма китайских подрядчиков и рабочей силы, участия в транспортировке, а также получения гарантированной прибыли.
32. Sørensen C., Klimenko E. Emerging Chinese- Russian cooperation in the Arctic. Possibilities and constraints. SIPRI Policy Paper no. 46. Stockholm: SIPRI, 2017. P. 3435. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017–06/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic.pdf (accessed: September 25, 2020).
39 Более комфортным для российской стороны может быть сотрудничество с Японией, которая не ставит условий, связанных с получением контроля над совместными проектами или создаваемой инфраструктурой. В сентябре 2019 г. японская компания Mitsui O.S.K. Lines и Японский банк международного сотрудничества подписали соглашение с «НОВАТЭК» о совместной реализации проектов по строительству перегрузочных комплексов СПГ на Камчатке и в Мурманской области, которые будут использоваться для перевалки грузов СПГ с Ямала и Гыдана на пути их следования на ключевые рынки СПГ в АТР и Европе.
40

Заключение

41 В развитии сотрудничества с неарктическими государствами в вопросах хозяйственного освоения Арктики Россия руководствуется задачей реализации своих национальных интересов − таких, как «развитие Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы» России и «развитие СМП в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации РФ» − и одновременно необходимостью защитить юрисдикцию и суверенные права России в Арктике и в акватории СМП. Подход России к развитию сотрудничества с партнерами из Северо-Восточной Азии в Арктике можно охарактеризовать как осторожный или контролируемый прагматизм, выраженный в стремлении развивать выгодные партнерские отношения с неарктическими государствами в определенных сферах и в контролируемых рамках. Развивая сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии в Арктике, Россия фактически расставляет «красные флажки», демаркируя границы допустимого масштаба и содержания такого сотрудничества. Так, например, если на начальном этапе сотрудничества с азиатскими странами Россия охотно приобретала высокотехнологичное оборудование у азиатских партнеров (например, танкеры-газовозы ледового класса или оборудование, необходимое для строительства заводов по производству СПГ), сейчас акцент делается на развитии российских технологий (например, уже разработана и запатентована российская технология сжижения природного газа «Арктический каскад»), продвижении национальной промышленности (например, гражданского крупнотоннажного судостроения) и локализации производства оборудования для нужд освоения Арктики в России. В настоящее время Россия по-прежнему нуждается в технологических партнерствах, но со временем акцент на технологической самостоятельности и локализации производства может ограничить деловые возможности азиатских подрядчиков в освоении Арктики. Определенные ограничения на сотрудничество в вопросах освоения Арктики также будет накладывать непринятие Россией практики отдельных государств навязывать свои условия сотрудничества, такие как «встроенные условия» в коммерческих сделках. Столь же неприемлемо предоставление зарубежным партнерам контроля над критически важной российской инфраструктурой в Арктике порты, железные дороги и пр. Более того, Россия демонстрирует намерения усилить свой контроль над судоходством в акватории СМП. Если в настоящее время судам, плавающим под иностранными флагами, временно разрешено заниматься транспортировкой произведенного в российской Арктике СПГ, в перспективе Москва может ограничить навигацию только судами под российским флагом. Вполне вероятно, что со временем ограничения такого рода станут еще более явными.
42 В целом, сотрудничество России с тремя государствами Северо-Восточной Азии можно охарактеризовать как довольно скромное. Результаты такого сотрудничества связаны преимущественно с разработкой нефтегазовых месторождений. За исключением проектов «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и нескольких других, приток азиатских инвестиций или кредитов зафиксирован не был. Хотя все три государства Северо-Восточной Азии демонстрируют огромную заинтересованность в получении подрядов в русле реализации российских арктических проектов (будь то подряды на поставки оборудования и материалов, проектирование, инженерные работы, осуществление грузоперевозок по СМП и пр.), не все из них готовы предоставить инвестиции или финансирование, разделив потенциальные риски. В настоящее время основным азиатским инвестором в российские арктические проекты является Китай. Будучи в целом заинтересованной в сотрудничестве с Китаем, Москва, тем не менее, проявляет осторожность к условиям и масштабам сотрудничества в Арктике, избегая чрезмерной зависимости от китайского капитала. Вместе с тем важно подчеркнуть, что, осознавая определенные вызовы, которые несет в себе расширение присутствия Китая в Арктике, Москва, тем не менее, исходит из того, что у двух стран в Арктике гораздо больше общих интересов, чем конкурирующих.

Библиография

1. Bennett M. Russia and China Claim Success at Yamal LNG // Maritime Executive. 15.12.2017. URL: https://www.maritime-executive.com/editorials/russia-and-china-claim-success-at-yamal-lng (accessed: September 11, 2020).

2. Moe A., Stokke O. Asian Countries and Arctic Shipping: Policies, Interests and Footprints on Governance // Arctic Review on Law and Politics. 2019. No. 10. DOI:10.23865/arctic.v10.1374.

3. Sørensen C., Klimenko E. Emerging Chinese- Russian cooperation in the Arctic. Possibilities and constraints. SIPRI Policy Paper no. 46. Stockholm: SIPRI, 2017. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017–06/emerging-chinese-russian-cooperation-arctic.pdf (accessed: September 25, 2020).

4. Stronski P., Ng N. Cooperation and Competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2018.

5. The LNG Industry. GIIGNL Annual Report. 2020. URL: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_-_2020_annual_report_-_04082020.pdf (accessed: October 09, 2020).

6. Tomoyo O. Russia looks for Asia LNG buyers to blunt Western sanctions’ bite // Nikkei Asian Review. 14.07.2019.

7. Yoon S. A Cooperative Maritime Capacity-Sharing Strategy for the Arctic Region: The South Korean Perspective // Asia and the Arctic. Narratives, Perspectives and Policies /еd. by Vijay Sakhuja, Kapil Narula. Singapore: Springer Science+Business Media, 2016.

8. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014.

9. Вороненко А.Л., Грейзик С.В. Перспективы сотрудничества России со странами Северо-Восточной Азии в Арктическом регионе // Арктика и Север. 2019. № 35.

10. Гудев П. Северный морской путь: национальная или международная транспортная артерия? // РСМД. 13.09.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/severnyy-morskoy-put-natsionalnaya-ili-mezhdunarodnaya-transportnaya-arteriya/ (accessed: September 20, 2020).

11. Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север. 2016. № 24.

12. Зеленева И.В. «Малаккская дилемма» и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1 (714).

13. Конышев В., Сергунин А. Стратегии стран Восточной Азии в Арктике // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 6.

14. Лексютина Я.В. Китай и Индия в Арктике: интересы, стратегии и сотрудничество с Россией // Ойкумена. 2019. № 4. DOI: 10.24866/1998–6785/2019–4/40–48.

15. Морозов Ю.В., Клименко А.Ф. Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «арктической гонке» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. Т. 20.

16. Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года. 5.03.2020. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjyw№ 04OgKiI1mAvaM.pdf (accessed: September 28, 2020).

17. Петровский В.Е. Стратегия России и Китая в Арктике: сравнительный анализ // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. Т. 25. № 25. DOI: 10.24411/26186888202010009.

18. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009220024 (accessed: September 25, 2020).

19. Распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2019 № 435-р. URL: http://static.government.ru/media/files/pkU8TaSSAlsAA2DCAIgRLedjM9JFX6AO.pdf (accessed: September 25, 2020).

20. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 3120-р. URL: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf (accessed: September 02, 2020).

21. Реутов Д., Черкашин П. Южная Корея и развитие шельфового судостроения на Дальнем Востоке России // РСМД. 29.04.2014. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yuzhnaya-koreya-i-razvitie-shelfovogo-sudostroeniya-na-dalne/ (accessed: September 28, 2020).

22. Тайсуке А. Япония и развитие российского Дальнего Востока // Россия в глобальной политике. 30.09.2019. URL: https://globalaffairs.ru/articles/yaponiya-i-razvitie-rossijskogo-dalnego-vostoka/ (accessed: October 03, 2020).

23. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2 (accessed: September 25, 2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести