Мяо Боин — первая китайская коммунистка (К 100-летию Коммунистической партии Китая)
Мяо Боин — первая китайская коммунистка (К 100-летию Коммунистической партии Китая)
Аннотация
Код статьи
S013128120013899-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аринчева Дарья Александровна 
Должность: Доцент
Аффилиация: Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Панцов Александр Вадимович
Должность: Профессор
Аффилиация: Капитолийский университет
Адрес: Соединенные Штаты Америки
Выпуск
Страницы
116-129
Аннотация

В конце июля 1921 г., собравшись на свой первый съезд, тринадцать китайских сторонников большевизма провозгласили образование Коммунистической партии Китая. Они представляли семь китайских коммунистических ячеек, действовавших в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, Ухани, Чанша, Цзинани и Токио, а также наиболее авторитетного вождя китайского коммунистического движения Чэнь Дусю (1879–1940), не сумевшего приехать на съезд и пославшего вместо себя заместителя. В то время в рядах вновь образованной партии насчитывалось 58 человек. И среди них — всего две женщины, в том числе двадцатидвухлетняя студентка Пекинского высшего женского педагогического института Мяо Боин (1899–1929), первая из женщин Китая, присоединившихся к коммунистическому движению еще в начале ноября 1920 г. Активный пропагандист большевистских идей и одна из наиболее талантливых организаторов женского и рабочего революционного движения Китая, она прожила короткую, но насыщенную событиями жизнь, отдав все силы делу освобождению Китая. Близящийся юбилей КПК — достойная дата, чтобы отдать дань ее памяти.

Ключевые слова
История КПК, женское и рабочее движение, китайская национальная революция, Мяо Боин, Хэ Мэнсюн, Ли Дачжао
Классификатор
Получено
18.02.2021
Дата публикации
01.03.2021
Всего подписок
23
Всего просмотров
1551
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 В один из дней начала ноября 1920 г. в небольшой комнате студенческого общежития Пекинского университета, на дверях которой висела табличка Канмуичжай («Коммунистический кабинет»), собрались четырнадцать молодых людей крайне левых взглядов — в основном студенты Бэйда (сокращенное название Пекинского университета), а также трое учащихся других учебных заведений столицы и директор университетской библиотеки Ли Дачжао, первый китаец, приветствовавший большевистскую революцию в России1. Директор Ли, грузный мужчина тридцати с лишним лет с обвисшими длинными усами, в круглых очках и длинном китайском халате, попросив никого не курить (он не выносил табачного дыма2), кратко обрисовал цель собрания: прием новых членов в только недавно организованный коммунистический кружок.
1. В 1918 г. Ли Дачжао опубликовал три статьи, сочувствующих большевизму, в одной из которых объявил победу большевизма в России победой «нового духа на основе общего пробуждения человечества XX в.» (Ли Дачжао. Избранные произведения. М.: Наука, 1989. С. 161.) О собрании и кабинете Канмуичжай см.: Е Юнле. Хунсэ дэ цидянь: Чжунго гунчаньдан цзяньдан шимо: (Красное начало: История организации Коммунистической партии Китая). 红色的起点:中国共产党建党始末. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2016. С. 157, 162; Ло Чжанлун. Канчжай хуэйилу — Цзи хэ Шоучан тунчжи цзай ици дэ жицзы: (Воспоминания о Коммунистическом кабинете — Вспоминая дни, проведенные совместно с Шоучаном) // Хуэйи Ли Дачжао: (Воспоминания о Ли Дачжао). Пекин, 1980. С. 28–60; Гао Хунши. Цзю Бэйда Сичжай дэ нэйсе ши: (Некоторые истории о Западном общежитии). URL: http://www.pku.org.cn/memory/bdjw/81416.htm. 20 декабря 2020 г.

2. См.: Янь Шу. Ли Дачжао жуку шидань и чжу пинь: (Ли Дачжао тяжело работал и мало ел, помогая бедным) // Бэйцзин жибао: (Пекинская газета). 18 октября 2018 г.
2 Этот кружок директор Ли основал за месяц до того, в октябре (первое заседание проходило в его кабинете в Бэйда), одновременно с кружком пекинской социалистической молодежи. В коммунистическом кружке вначале было всего два члена — сам Ли Дачжао и Чжан Шэньфу (он же Чжан Суннянь), преподаватель Бэйда, который собственно и являлся инициатором его создания: именно он сделал Ли Дачжао соответствующее предложение, выработанное им совместно с издателем прогрессивного журнала «Синь циннянь» («Новая молодежь») Чэнь Дусю, после того, как посетил последнего в Шанхае3. Вскоре Ли пригласил вступить в кружок одного из вождей студенческого движения Пекинского университета Чжан Готао. А затем Чжан Шэньфу порекомендовал ему вовлечь в кружок активную девушку из тяньцзиньского патриотического общества Цзюэу (Пробуждение), которая ему (Чжану) очень нравилась. Звали ее Лю Цинъян, и было ей двадцать шесть лет. Но девушка категорически отказалась, о чем, по ее словам, сожалела всю жизнь. Но, как она позже признала, сделала это по веской причине: не хотела быть в одной организации с Чжан Готао, который, по ее словам, за год до того безуспешно добивался ее любви; она же тогда считала, что любовь и революция несовместимы4.
3. См.: Чжан Шэньфу. Цзяньдан чуци дэ исе цинкуан (цзелу) (1979 нянь 9 юэ 17 жи): (Некоторая обстановка в начальный период организации партии) (отрывки) (17 сентября 1979 г.) // Гунчаньчжуи сяоцзу: (Коммунистические кружки). Пекин, 1987. (Т. 1). С. 331.

4. См.: Лю Цинъян. Бэйцзин, Тяньцзинь дан цзучжи дэ цзяньли хэ фачжань (цзелу) (1960 нянь 3 юэ): (Образование и развитие партийных организаций в Пекине, Тяньцзине) (отрывки) (март 1960 г.) // Гунчаньчжуи сяоцзу: (Коммунистические кружки). Пекин, 1987. (Т. 1). С. 332–333. Чжан Шэньфу, однако, считает, что Чжан Готао тут был не при чем. По его воспоминаниям, они с Ли Дачжао предложили Лю Цинъян вступить в кружок до того, как туда был принят Чжан Готао. См.: Чжан Шэньфу. Цзяньдан чуци дэ исе цинкуан. (цзелу) (1979 нянь 9 юэ 17 жи): (Некоторая обстановка в начальный период организации партии) (отрывки) (17 сентября 1979 г.) // Гунчаньчжуи сяоцзу: (Коммунистические кружки). Пекин, 1987. (Т. 1). С. 331.
3 Через несколько дней после образования кружка Чжан Шэньфу опять отбыл в Шанхай, откуда отплыл во Францию — учиться и работать5. Оставшись вдвоем, Ли Дачжао и Чжан Готао пригласили тогда в кружок шестерых студентов-анархистов, а затем, по крайней мере, еще одного студента — члена Пекинского социалистического союза молодежи Ло Чжанлуна6. Но очень быстро почти все анархисты, за исключением одного (Чэнь Дэжуна), покинули кружок из-за коренных разногласий с Ли, Чжаном и Ло по поводу идеи диктатуры пролетариата7. Пролетарское государство, как и любое иное, они решительно отвергали. Вот тогда-то директор Ли и решил расширить свою организацию за счет еще нескольких наиболее достойных членов Пекинского социалистического союза молодежи, а потому и созвал в самом начале ноября собрание в Коммунистическом кабинете студенческого общежития Бэйда.
5. Вместе с ним, кстати, туда же отправилась и Лю Цинъян, которая, прибыв в свободный Париж, тут же отбросила все заблуждения о несовместимости любви и революции, выйдя замуж за Чжана, который в январе 1921 г. принял ее, наконец, в коммунистическую организацию. Лю, таким образом, стала второй китайской женщиной-коммунисткой.

6. Китайский историк Е Юнле считает, что вместе с Ло Чжаолуном в кружок вступил и еще один член соцсомола — Лю Жэньцзин (Е Юнле. Хунсэ дэ цидянь: (Красное начало: История организации Коммунистической партии Китая). 红色的起点:中国共产党建党始末. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2016. С. 158162), однако сам Лю указывает, что одним из тех, кто дал ему рекомендацию в коммунистический кружок, был Дэн Чжунся, который сам присоединился к кружку позднее, в ноябре 1920 г. Правда, Лю в то же время утверждает, что вступил в кружок в октябре 1920 г. См.: Панцов А.В. Судьба китайского троцкиста // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 3. С. 98.

7. См.: Пэй Цайфэнь, Сун Шаньци. Ли Дачжао юй цзаоци Чжунго гунчаньдан: (Ли Дачжао и молодая Компартия Китая). 李大钊与早期中国共产党. Шицзячжуан: Хэбэй жэньминь чубаньшэ, 2011. С. 17.
4 Среди тех, кто вступил тогда в коммунистическую организацию была и двадцатидвухлетняя студентка Пекинского высшего женского педагогического института Мяо Боин — единственная женщина, приглашенная директором Ли на собрание, член Пекинского социалистического союза молодежи со дня его основания в октябре 1920 г. Невысокого роста, худенькая, с пухлыми губками и короткой стрижкой, одетая в длинную черную юбку и кофту со стоячим воротником, она привлекала внимание многих. Но у нее уже был поклонник, тоже присутствовавший на собрании, — «поэтически вдохновенный»8 Хэ Мэнсюн, ее земляк из Хунани. Они знали друг друга уже год, и у них имелось много общих друзей, в том числе бывший помощник директора Ли — Мао Цзэдун, известный хунаньский журналист и один из основателей чаншаского либерально-демократического общества «Обновление народа». А с будущей женой Мао, Ян Кайхуэй, Боин была знакома с детства — они жили недалеко друг от друга.
8. Панцов А.В. Мао Цзэдун. Изд. 2е, испр. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 135.
5 Так, за девять месяцев до официального образования КПК, Мяо Боин стала первой женщиной-коммунисткой Китая.
6 Удивительно, но о ней написано крайне мало. И не только на Западе, но и в самом Китае, где ей посвящена лишь одна небольшая беллетризованная книга (в 185 страниц) и несколько коротких статей. На Западе же о Боин упоминается только в общих работах по истории Китая и КПК и в некоторых книгах о китайском женском движении9. Статьи о ней не включены даже в «Биографический словарь китайских женщин» Лили Сяо Хун Ли и А.Д. Стефановска, а также в «Биографический словарь китайского коммунизма» Дональда У. Клайна и Энн Б. Кларк10. Почти ничего не известно о ней в России: имя Боин встречается лишь в некоторых советских работах по истории китайской компартии, да и то ее фамилия дается в неверной транслитерации — на основе воспоминаний Чжан Готао11, — либо как Мю12, либо как Ляо13. Данная статья — первая в российской и западной литературе публикация об этой необычной женщине, пламенной патриотке Китая, героине китайского народа.
9. См., например, Gilmartin Christina Kelly. Engendering the Chinese Revolution: Radical Women, Communist Politics, and Mass Movement in the 1920s. Berkeley, CA: University of California Press, 1995. P. 48, 81, 95, 105, 179, 262n16, 227 and Edwards Louise. Gender, Politics, and Democracy: Women’s Suffrage in China. Stanford, CA: Stanford University Press, 2008. P. 135, 265–66.

10. См.: Lee Lily Xiao Hong and Stefanowska A. D. Biographical Dictionary of Chinese Women: The Twentieth Century 1912–2000. Armonk, NY: M. E. Sharpe, 2003; Klein Donald W. and Clark Anne B. Biographic Dictionary of Chinese Communism 1921–1965. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1971 (Vol. 2).

11. См.: Chang Kuo-t’ao, The Rise of the Chinese Communist Party 1921–1927. Volume One of Autobiography of Chang Kuo-t’ao. Lawrence, KS: Kansas University Press, 1972. P. 112, 113.

12. См.: Панцов А В., Юрьев М.Ф. Установление сотрудничества между КПК и Сунь Ятсеном в 1921–1924 гг.: К истории образования единого антиимпериалистического фронта // Сунь Ятсен: 1966–1986: К 120-летию со дня рождения: Сборник статей, воспоминаний и материалов. М., 1987. С. 162.

13. См.: Шевелев К.В. Из истории образования Коммунистической партии Китая. M.: ИДВ АН СССР, 1976. С. 69.
7

Рожденная в тени осенних кленов

8 Мяо Боин родилась в пятидесяти километрах к северо-востоку от города Чанша, столицы провинции Хунань, на хуторе Мяоцзядун (Урочище семьи Мяо), недалеко от местечка Баньцан волости Цинтай уезда Чанша, 21 октября 1899 г. По принятому в то время в Китайской империи династийному летоисчислению, это был двадцать пятый год эры Гуансюй (Светлое начало). Дом ее родителей был построен задолго до ее рождения, на краю кленовой рощи, в местности, носившей поэтичное название — Фэншувань (Долина кленов). Высокие деревья давали ее семейству доход, хотя и не основной. (Отец Мяо — его звали Юнькэ — время от времени торговал древесиной.) Но он являлся шэньши (сельским ученым) и даже имел низшую ученую степень сюцая (дословно — «расцветший талант»), так что главным образом преподавал в деревенской школе. У него еще имелся небольшой участок земли в три му (один му равняется шести с половиной соткам), который он сдавал в аренду родственнику.
9 Будучи образованным человеком, Юнькэ не стал нумеровать дочурку, как водилось в китайских деревнях. В обычной семье ее бы просто назвали Игу («Первая дочка»), потому что она была первым ребенком в семье, а он дал ей красивое имя, очень ей подходившее, — Юйтао («Драгоценный персик»)14.
14. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 132.
10 Девочка росла бойкой, целеустремленной, с твердым мужским характером, а потому все ее друзья, особенно те, что помладше, называли ее Таогэ, что значит «Старший брат Персик». Наиболее тесные отношения у нее сложились с соседской девочкой, которую все называли Ся («Зоря», «Зорюшка»). У нее тоже имелось официальное имя — Кайхуэй («Открытая мудрость»), и была она на два года младше Мяо. Их отцы дружили. Отец Кайхуэй, Ян Чанцзи, тоже был шэньши и тоже преподавал, только не в школе. В 1913 г. он получил место в Первом провинциальном педагогическом училище города Чанша15. Вместе с отцом Боин они учились в знаменитой чаншаской Академии Юэлу и вместе принимали участие в реформаторском движении 1898 г., в ходе которого, как и другие либерально мыслившие интеллигенты, отстаивали идеи конституционализма. И оба верили в то, что только образованная молодежь может спасти Китай, который в начале XX века являлся отсталой полуколониальной страной16.
15. О нем подробно см.: Панцов А.В. Мао Цзэдун. Изд. 2е, испр. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 52–54.

16. См.: Ван Синфэнь. Цинчунь: Мяо Боин: (Молодость: Мяо Боин). 青春: 缪伯英. Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ, 2017. С. 8–11.
11 Мать Мяо (ее звали Тан Шанхуань) была домохозяйкой. Помимо старшей дочери, она воспитывала еще одну дочь, Чжунъин, и сына, Лисаня.
12 Отец также уделял большое внимание воспитанию и образованию своих детей. Именно он научил маленькую Мяо читать и писать первые иероглифы, познакомил ее с азами конфуцианской этики, а также привил патриотические чувства. Он очень хотел дать ей хорошее образование, рассчитывая, что в будущем она пойдет по его стопам, став прогрессивным педагогом, наставником патриотической молодежи. В сентябре 1909 г. он отдал ее в начальную школу при Хунанском провинциальном женском педагогическом училище, расположенном в Чанша, и вся семья переехала в столицу провинции17. И все складывалось, казалось, как нельзя лучше: из года в год дочь приносила домой только отличные оценки.
17. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 133.
13 Между тем в 1911 г. в стране началась антимонархическая революция, и Мяо Юнькэ принял в ней активное участие. (Его друг Ян Чанцзи в то время находился за границей.) Но летом 1912 г., через несколько месяцев после того, как к власти в Китае пришел генерал Юань Шикай, Мяо Юнькэ уехал в Японию. Семью же он вновь перевез в деревню, в старое Урочище семьи Мяо в Долине кленов, а старшую дочь перевел в уездную школу для девочек в городишке Пинцзян, расположенном по соседству. Это было очень прогрессивное для того времени учебное заведение, директор которого и его жена поддерживали тесные связи с членами политической партии Сунь Ятсена.
14 Через год, однако, отец вернулся, и вся семья возвратилась в Чанша, а Мяо села за парту уже в начальной школе высшей ступени при все том же провинциальном женском педагогическом училище. В июле 1916 г. она ее с отличием окончила и в том же году поступила в само педучилище. Она по-прежнему была круглой отличницей, но особенно увлекалась естественными науками — химией и физикой. В тот же год, навестив как-то свою подругу «Зорюшку» Кайхуэй, она познакомилась в ее доме с молодым человеком, который произвел на нее сильное впечатление. «Интеллигентный и обходительный»18, очень начитанный, он, по рассказам Кайхуэй, был лучшим студентом ее отца в Первом провинциальном педагогическом училище города Чанша. Звали его Мао Цзэдун. Ему подруга Кайхуэй тоже понравилась, и он, как и все, стал ее звать «Старший брат Персик», несмотря на то что был старше Мяо на целых семь лет.
18. Цит. по: Панцов А.В. Мао Цзэдун. Изд. 2е, испр. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 78.
15 А в июле 1919 г. Мяо, блестяще окончив училище (она была признана лучшей из лучших), легко поступила на химический факультет Пекинского женского высшего педагогического института. Профессор Ян Чанцзи, узнав о ее успехах, в полном восторге воскликнул: «Талантливая и удивительная девушка! И химию, и математику она может преподаватель не хуже учителя. Да и литературные способности у нее самые лучшие»19.
19. Цит. по: URL: https://www.sohu.com/a/298713052_247380. 20 декабря 2020 г.
16 Мяо шел тогда двадцатый год, и перед ней открывался новый мир. Вместе с двумя подругами осенью 1919 г. она на поезде отправилась в столицу Китая, бывшую тогда и главным интеллектуальным центром страны. А накануне поездки вместо детского прозвища «Старший брат Персик» взяла себе новое имя — Боин, что значит «Старший брат-герой».
17

Ученица Ли Дачжао

18 В то время, когда Боин с подругами приехали в Пекин, этот город все еще бурлил, переживая недавние студенческие и рабочие протесты, вызванные отказом великих держав передать Китаю бывшие немецкие колонии — город Циндао и соседнюю с ним бухту Цзяочжоу, оккупированные в начале Первой мировой войны Японией и Англией. Вошедшие в историю под названием движение «4 мая» 1919 г., эти протесты сошли на нет после того, как члены китайской делегации, участвовавшие в Парижской мирной конференции держав Антанты с Германией, в знак протеста против передачи Циндао и Цзяочжоу Японии 28 июня 1919 г. отказались подписать соответствующий Версальский договор. Но протесты, совпавшие с распространением в Китае сведений об большевизме, русской революции и Гражданской войне в России, а также информацией об отказе советского правительства от всех неравноправных договоров, заключенных Российской империей с Китаем, способствовали резкому полевению значительной части китайской интеллектуальной молодежи. Эта молодежь группировалась в основном вокруг директора библиотеки Пекинского университета Ли Дачжао — одного из вождей движения «4 мая», глубоко образованного человека, философа и экономиста, первого пропагандиста большевизма в Китае. Либеральный ректор Бэйда Цай Юаньпэй, хоть и не разделял радикальных идей, покровительствовал директору Ли.
19 Одним из учеников Ли Дачжао был студент социально-политического факультета Бэйда Хэ Мэнсюн, вдумчивый, начитанный юноша в больших круглый очках, с первого взгляда производивший приятное впечатление своей врожденной интеллигентностью. Вскоре после приезда в Пекин Боин случайно познакомилась с ним в доме своей подруги Кайхуй, отец которой, профессор Ян Чанцзи, с лета 1918 г. по приглашению ректора Цая работал в Пекинском университете. Небольшой дом за номером 9 располагался в узком и грязном переулке Доуфучи («Пруд соевого творога»), недалеко от Бэйда. Кайхуэй привезла ее туда на велосипеде20. Помимо хозяина, его жены Сян Чжэньси, Кайхуэй и ее старшего брата Кайчжи, а также Хэ Мэнсюна, в квартире она встретила и своего старого знакомого Мао Цзэдуна и долговязого студента литературного факультета Пекинского университета Дэн Кана, который позже изменит имя на Дэн Чжунся. Но больше всех ее заинтересовал Хэ Мэнсюн. Красивый молодой человек, всего на полтора года старше ее, он был уроженцем уезда Линсянь, что у отрогов гор Цзинганшань, на юго-востоке Хунани, на границе с провинцией Цзянси. В 1914–1918 г. он учился в Чанша, в различных средних школах, в том числе в знаменитой школе Яли, основанной американскими миссионерами. В 1916 — начале 1918 г. часто приходил в Первое провинциальное педагогическое училище послушать лекции Ян Чанцзи, таким образом познакомился и с Мао Цзэдуном, и с его близким другом Цайлинь Бинем (позже станет известен под именем Цай Хэсэнь). Лекции профессора-либерала, а также общение с юными бунтарями Мао и Цайлинем сильно повлияли на мировоззрение Хэ Мэнсюна. Став в марте 1919 г. студентом Бэйда, Хэ с головой ушел в политику, принял активное участие в движении «4 мая» и сблизился с Ли Дачжао, начав систематическое и глубокое изучение не только западных либеральных учений, но и радикально-социалистических21.
20. См.: Ху Цзялин. «Инсюн фуци» Хэ Мэнсюн, Мяо Боин гунпу хунсэ ляньгэ: (Красная песнь любви «супружеской пары героев» Хэ Мэнсюна, Мяо Боин). URL: http://www.hswh.org.cn/e/DoPrint/index.php?classid=30&id=59115. 20 декабря 2020 г.

21. См.: Хэ Мэнсюн вэньцзи: (Собрание сочинений Хэ Мэнсюна). 何孟雄文集. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1986; Цао Чжунбинь. Хэ Мэнсюн. 何孟雄. Чанчунь: Ляонин жэньминь чубаньшэ, 1997; Цао Чжунбинь. Хэ Мэнсюн // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 49). С. 198–233.
20 Именно об этих учениях и директоре Ли Дачжао Хэ Мэнсюн в основном и говорил с Боин. Так, на леворадикальной почве, взросло их чувство. Они стали встречаться.
21 Беседы с умным молодым человеком, имя которого — Мэнсюн — удивительным образом совпадало по значению с ее собственным — Боин — (и то, и другое можно перевести как «Старший брат-герой») произвели глубочайшее впечатление на юную интеллектуалку. Мэнсюн, к тому же, регулярно снабжал свою подругу революционной литературой, особенно анархистской. (В анархизм тогда он особенно верил.)
22 В начале декабря 1919 г. они вместе с ним вступили в общество взаимопомощи, основанное в марте того же года директором Ли совместно с известным просветителем Ван Гуанци и некоторыми другими будущими участниками движения «4 мая» (отцов-основателей было 17 человек). Общество было откровенно анархистским, его принципы соответствовали учению наиболее популярного в то время среди китайской молодежи русского мыслителя Петра Алексеевича Кропоткина, но Ли Дачжао не считал в то время союз с анархистами чем-то предосудительным. Многие его ученики, и не только Хэ Мэнсюн, были убежденными анархистами. Это общество было построено на основах студенческого коллективизма, его члены, разделенные на четыре группы (Боин была в третьей, женской группе, а Мэнсюн — в первой, вместе с такими известными впоследствии революционерами, как Ши Цуньтун и Юй Сюсун), обязаны были не только хорошо учиться, но и заниматься физическим трудом, помогая друг другу. Члены третьей группы арендовали помещение в самом центре Пекина, недалеко от Женского высшего педагогического института, в доме номер 17 на углу улиц Дунъаньмэнь и Бэйхэянь. Там они открыли прачечную, в которой работали. Там же все вместе жили22.
22. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 135; Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин, 1985. С. 4–6.
23 В январе 1920 г. Боин со своими подругами по обществу опубликовала в пекинской газете «Чэньбао» («Утро») манифест своей третьей группы и ее краткий устав. Публикация была озаглавлена «Наши дорогие сестры, давайте сделаем это вместе!» А в сентябре 1920 г., накануне роспуска общества, знаменитый шанхайский «Женский журнал» («Фуню цзачжи») поместил фотографию Боин вместе с тремя ее подругами23. К концу 1920 г. большинство членов общества, в том числе Боин, изжили анархистские представления.
23. См.: Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин, 1985. С. 4–5.
24 В 1919–1920 г. Боин стала с живым интересом читать «Синь циннянь». В нем, в частности, ее внимание привлекла большая статья директора Ли «Мои марксистские взгляды», опубликованная в двух номерах (5-м, в мае, и 6-м, в декабре 1919 г.). В ней Ли Дачжао, в частности, утверждал: «Маркс впервые научно доказал возможность и неизбежность появления экономической структуры социализма». Отсюда Ли делал вывод, что частная собственность «должна уступить место коллективной собственности». Звучал в статье и призыв следовать по пути русских, поскольку именно «с русской революции марксизм проявил себя как сила, способная всколыхнуть мир»24. С огромным интересом Боин прочитала и старую статью Ли Дачжао, опубликованную в том же журнале в сентябре 1916 г. и озаглавленную «Молодость». Статья призывала молодых людей Китая «содрать с себя путы прошлой истории, разрушить темницы затхлых учений»25.
24. Ли Дачжао. Избранные произведения. М.: Наука, 1989. С. 206, 232.

25. Ли Дачжао. Избранные произведения. М.: Наука, 1989. С. 97.
25 Боин теперь все время пропадала в Бэйда, общаясь с Хэ Мэнсюном, Дэн Чжунся и другими студентами-радикалами, большинство которых были членами Хунаньского землячества Пекинского университета. Но особенно жадно она внимала Ли Дачжао. Она настолько увлеклась политикой и общением с директором Ли и его учениками, что даже вынуждена была взять на год академический отпуск в собственном пединституте26.
26. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 135.
26 Весной 1920 г. по приглашению Ли Дачжао она вступила в Общество по изучению марксистского учения, только что, в феврале, образованное директором Ли. Там под руководством директора Ли вместе с Хэ Мэнсюном, Дэн Чжунся, а также новыми друзьями — Гао Цзюньюем, Ло Чжанлуном, Ли Цзюнем и некоторыми другими она стала штудировать «Манифест Коммунистической партии» и предисловие к первому тому «Капитала», а также работы Ленина и Троцкого, переведенные к тому времени на китайский язык.
27 В то же время по поручению директора Ли она стала заниматься революционной пропагандой: распространяла марксистскую литературу в стенах родного пединститута. В начале октябре 1920 г. она — единственной из женщин — вступила и во вновь организованный по инициативе Ли Дачжао Пекинский союз социалистической молодежи (учредительное собрание союза проходило в канцелярии студенческого союза Бэйда; всего тогда в Союз вступило не менее 40 человек, в том числе Мэнсюн, которого именно Боин убедила отказаться от приверженности анархизму)27.
27. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 136; Chang Kuo-t’ao. The Rise of the Chinese Communist Party 1921–1927. Volume One of Autobiography of Chang Kuo-t’ao. Lawrence, KS: Kansas University Press, 1972. P. 112. Чжан Готао, правда, пишет, что Пекинский социалистический союз молодежи был организован в сентябре 1920 г. По другим же данным, он был создан в ноябре 1920 г. См.: Чэнь Тайшэн. Бэйцзин шэхуэйчжуи цинняньтуань дэ чуанцзянь цзи ци цзаоци ходун: (Образование Пекинского социалистического союза молодежи и его ранняя деятельность) // Чжунго шэхуэйчжуи цинняньтуань чуанцзянь вэньти луньвэнь цзи: (Сборник статей по вопросам образования Китайского социалистического союза молодежи). (Пекин), 1984. С. 60; Бэйцзин гэмин ши дашицзи, 1919–1949: (Историческая хроника революции в Пекине, 1919–1949). 北京革命史大事记. Пекин: Чжунгун данши цзыляо чубаньшэ, 1989. С. 16.
28 А в начале ноябре, как мы помним, ее как одну из наиболее активных и грамотных соцсомольцев приняли в Пекинский коммунистический кружок. Вместе с ней тогда коммунистами стали десять человек: Хэ Мэнсюн, Дэн Чжунся, Гао Цзюньюй, Чжан Тайлэй и др. На том же заседании Ли Дачжао был избран секретарем Пекинской ячейки, Чжан Готао — ответственным за организационную работу, а Ло Чжанлун — за пропаганду. В начале следующего года кружок был переименован в Пекинскую организацию КПК, хотя сама партия еще не была официально провозглашена.
29 За месяц до того, в декабре 1920 г., Боин написала свою первую политическую статью — «Семья и женщина», в которой, следуя за Фридрихом Энгельсом, давшем в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» классовое определение семьи, призвала женщин Китая бороться против «феодальных» семейных устоев. Статья была опубликована в третьем номере ежемесячного журнала «Цзятин яньцзю» («Изучение семьи»), издававшемся Обществом по изучению семьи, основанном студентами Бэйда28.
28. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 137; Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин, 1985. С. 7–8; Чжоу Цюгуан и др. Хунань шэхуэй ши: (Социальная история Хунани). 湖南社会史, Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ, 2013. (Т. 2). С. 77.
30 А через полгода, на I съезде Компартии Китая, проходившем в Шанхае и Цзясине (провинция Чжэцзян) с 23 по 31 июля 1921 г., все восемь существовавших на тот момент китайских коммунистических ячеек (одна из них, парижская, не была представлена на съезде) официально объединились в единую партию. И, помимо Мяо Боин, в КПК тогда числилась только одна женщина — знакомая нам Лю Цинъян.
31 В сентябре же 1921 г. Мяо Боин и Хэ Мэнсюн сыграли скромную свадьбу в небольшом арендованном доме под номером 5 в переулке Чжунлао, недалеко от улицы Цзиншаньси. После свадьбы товарищи, соединив взятые из их имен иероглифы ин и сюн (и тот и другой означают «герой»), стали звать их инсюн фуци («Супружеская пара героев»).
32

В эпицентре революционной борьбы

33 Вскоре после образования КПК Боин получила ответственное партийное задание — ее назначили заведующей отделом по работе среди женщин Пекинского отделения Всекитайского рабочего секретариата, образованного по решению I съезда КПК 11 августа 1921 г. А после того, как в мае 1922 г. штаб-квартира секретариата переехала из Шанхая в Пекин,, Боин стала и техническим секретарем всей организации и заведующей ее женским отелом. Одновременно она редактировала печатные органы секретариата — журнал «Гунжэнь чжоубао» («Рабочий еженедельник») и «Лаодун тунсюньчу» («Рабочее информационное бюро»). Вместе с мужем она в то время опубликовала в этих изданиях немало статей и заметок.
34 А первый опыт классовой борьбы Боин приобрела в ноябре 1921 г., во время забастовки рабочих на Лунхайской железной дороге, пересекающей Северный Китай от западной провинции Ганьсу (древнее название Лун) да города Хайчжоу (в восточной провинции Цзянсу, на берегу Желтого моря). По поручению партии Боин принимала в ней активное участие, помогая рабочим и морально, и материально. В то же время она занималась большевистской пропагандой на предприятиях, расположенных в окрестностях Пекина — в Фэнтае и Нанькоу, а также в городе Шицзячжуане и на угольных копях Таншаня29.
29. См.: Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин, 1985. С. 9.
35 А когда II съезд КПК (16–23 июля 1922 г.) принял резолюцию о необходимости организации «объединенного демократического фронта» пролетариата и крестьян-бедняков с национальной буржуазией, а также решение о создании некоего левого «Союза движений за народовластие»30, Боин активно включилась и в эту работу. В августе 1922 г. наряду с Цай Хэсэнем, Гао Цзюньюем, Лю Жэньцзином и еще четырьмя активистами КПК она вошла в подготовительный комитет по подготовке съезда союза и выработке его устава. В этот союз «предполагалось вовлечь членов профсоюзов, крестьянских союзов, союзов торговцев, учителей, студентов, политических женских союзов, клубов юристов и издателей в различных городах страны, а также членов парламента, “сочувствующих коммунизму”»31.
30. См.: Ch’en Kung-po. The Communist Movement in China: An Essay Written in 1924 by Ch’en Kung-po. New York: East Asian Institute of Columbia University, 1960. P. 114; Миньцюань юньдун датунмэн сюаньянь: (Декларация Союза движений за народовластие) // Сяньцюй: (Пионер). 1922. № 20. С. 1–2.

31. Панцов А.В. Мао Цзэдун. С. 167.
36 Под руководством Боин, занимавшей в то время пост технического секретаря женского отдела Пекинского комитета КПК, тогда же был организован Пекинский союз феминистских движений32. Это был явный тактический маневр: к феминизму Боин как убежденная коммунистка относилась отрицательно, считая его «буржуазной идеологией». Как все в компартии, она полагала, что равноправие женщин возможно только в социалистическом обществе. Но феминистки могли быть союзницами в борьбе против общих врагов — империалистов, грабивших и унижавших Китай, и реакционных китайских милитаристов. Вскоре Боин отправилась в Нанкин, чтобы помочь тамошним феминисткам организовать их аналогичный союз. А в начале феврале 1923 г. была уже в Ухани, где организовывала студенчество33. К тому времени она, следуя решению руководства КПК, вместе с другими коммунистами вступила в Китайскую националистическую партию (Гоминьдан) в целях образования единого национального фронта борьбы против империализма и китайского милитаризма.
32. См.: Wang Zheng. Women in the Chinese Enlightenment: Oral and Textual Histories. Berkeley, CA: University of California Press, 1999. P. 100.

33. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 138; Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин, 1985. С. 10–11.
37 В феврале 1923 г. она как секретарь и заведующая женским отделом рабочего секретариата приняла также участие в помощи рабочим, участвовавшим в забастовке, жестоко подавленной милитаристом У Пэйфу. Вместе с Ло Чжанлуном, Гао Цзюньюем и Хэ Мэнсюном они в конце марта 1923 г. издали двухсотстраничный сборник статьей и прокламаций в память о погибших рабочих (всего от рук солдат У Пэйфу погибло тридцать два забастовщика, более 200 были ранены). Вскоре брошюра была переиздана коммунистическим Народным издательством в Гуанчжоу34. А через два месяца, 1 мая 1923 г., Боин от имени женщин-работниц выступила на многотысячном митинге в Пекине на площади Тяньаньмэнь, посвященном Дню международной солидарности трудящихся. Ее муж, Мэнсюань, и Гао Цзюньюй также произнесли страстные речи. К тому времени Боин уже занимала вновь учрежденный пост заведующей женским отделом Пекинского комитета КПК.
34. См.: Ло Чжанлун. Цзинхань телу гунжэнь люсюэ цзи: (Записки о кровавой бойне рабочих на железной дороге Пекин-Ханькоу). 京汉铁路工人流血记. Б.м., б.г.
38 Остается только удивляться, как активная коммунистическая работа не помещала Боин в июне 1924 г. успешно окончить институт. Во второй половине 1924 г. в связи с тем, что полиция вышла на ее след, они с мужем, по решению Ли Дачжао, уехали из Пекина на родину Боин, в Долину кленов, где провели несколько месяцев. В январе же 1925 г. переехали в Чанша, где, по приглашению члена КПК профессора Сюй Тэли, ректора ее alma mater, Хунаньского провинциального женского педагогического училища, Боин стала директором начальной школы при этом училище. Одновременно, по просьбе секретаря Хунаньского провинциального комитета Ли Вэйханя, Боин стала исполнять обязанности заведующей объединенным комитетом женского движения Сянского (то есть совместного Хунаньского и Западно-Цзянсийского) и местного союза молодежи, а в марте возглавила и отдел пропаганды своего комитета. Бывший секретарь Сянского комитета КПК Ли Вэйхань вспоминает: «В марте 1925 г. комитет партии Сянского района учредил объединенный партийно-комсомольский35 комитет женского движения для усиления руководства женским движением… Секретарем была назначена Мяо Боин. После образования Хунаньского временного провинциального комитета Гоминьдана был образован его женский отдел, и члены нашей партии и комсомола стали работать в нем. Были созданы женские союзы Западной и Восточной Хунани в городах Чандэ и Хэнъян. (Наш) комитет женского движения осуществлял работу через женский отдел Хунаньского провинциального комитета Гоминьдана и женские союзы, мобилизуя женщин для участия в движении по созыву Национального собрания… Помимо этого Чаншанский комитет комсомола издавал журнал “Молодая женщина”»36.
35. В январе 1925 г. Социалистический союз молодежи Китая был переименован в Коммунистический.

36. Ли Вэйхань. Хуйи юй яньцзю: (Воспоминания и исследования). 回忆与研究. Пекин: Чжунгун данши цзыляо чубаньшэ, 1986. (Т. 1). С. 6364.
39 Во всех этих делах Боин играла ведущую роль. 8 марта 1926 г. в Чанша она приняла активное участие в организации массового празднования Международного женского дня. А ее начальная школа стала важным подпольным пунктом связи китайских коммунистов37. Ее связная Юй Цзянань вспоминает: «Боин была среднего телосложения, носила белую блузку и длинную черную хлопчатобумажную юбку, ее умные глаза пытливо глядели на окружающих… (а) волосы на затылке были собраны в пучок»38.
37. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 140.

38. Цит. по: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 141–142.
40 Жили они с Мэнсюном на левом берегу реки Сянцзян, на живописном холме Юэлу, недалеко от академии, которую окончил ее отец. К тому времени академия Юэлу уже объединилась с Хунаньским провинциальным университетом в одно учебное заведение. Но в апреле 1925 г. Мэнсюн вернулся в Пекин, а оттуда переехал в Шицзячжуан, где организовал и возглавил профсоюз рабочих железной дороги Суйюань—Пекин. Боин, которая, кстати, была беременна, осталась одна. И уже будучи на сносях на девятом месяце беременности приняла активное участие в организации забастовки солидарности рабочих Чанша с рабочими Циндао и Шанхая, демонстрации которых были расстреляны войсками империалистов 28 и 30 мая 1925 г. Вместе с Сюй Тэли, Мао Цзэтанем (младшим братом Мао Цзэдуна) и некоторыми другими коммунистами она была избрана в исполком Хунаньского совета «Отомстим за позор», организации, которая провела не только рабочую, но и студенческую и общегородскую забастовки. А 25 июня 1925 г. Боин родила первенца, которого назвала Чунцзю («Двойная девятка»). Не имея возможности самой воспитывать малыша, она поручила его заботам своей матери39.
39. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 142–143.
41 В январе 1926 г. она приехала в Гуанчжоу, где в качестве делегата от Хунани приняла участие во II Всекитайском съезде Гоминьдана. А по возвращении выступила с докладом «Положение Гуанчжоуского правительства» на общегородском митинге в Чанша, посвященном первой годовщине смерти Сунь Ятсена.
42 Через несколько дней Боин, как и другие члены компартии и многие простые китайцы, была потрясена страшными известиями из Пекина, где 18 марта на площади Тяньаньмэнь произошли столкновения демонстрантов, протестовавших против ультиматума империалистов, требовавших снести крепость Дагу, прикрывавшую вход в устье реки Хайхэ, с полицией и войсками. 47 демонстрантов были убиты, свыше 150, в том числе Ли Дачжао, — ранены. Погибла и одна из студенток Пекинского женского педагогического института, который за два года до того окончила Боин. Чтобы почтить память погибших, Боин организовала в Чанша массовый траурный митинг, на котором призвала собравшихся продолжать борьбу против империалистов. Она потребовала отомстить за смерть павших товарищей, осуществив национальную революцию.
43 В июле же 1926 г. Боин вместе с толпами восторженных жителей Чанша приветствовала войска Национально-революционной армии Гоминьдана, захвативших город вскоре после начала так называемого Северного похода, направленного против китайских милитаристов, раздиравших Китай на вотчины. А в октябре 1926 г. она переехала в трехградье Ухань (Ханькоу, Учан, Ханьян), вскоре на какое-то время ставшее столицей гоминьдановского Китая. В то же время туда приехал и Мэнсюн, получивший назначение на пост заведующего организационного отдела Ханькоуского горкома. Вместе с Боин они поселились в тихом районе Учана на берегу озера Дунху. Боин стала работать во Второй Хубэйской провинциальной средней школе начальником ее учебной части. И в то же время — помогать секретарю женского комитета Хубэйского провинциального комитета КПК Цай Чан, младшей сестре Цай Хэсэня.
44 Как всегда, она была перегружена и революционной, и преподавательской работой, но, поскольку очень скучала о сыне, упросила свою мать отправить к ней двухлетнего Чунцзю вместе с ее (Боин) двоюродной сестрой Мяо Вэйжун, которая, прибыв в дом Боин и Мэнсюна, стала выполнять роль няни.
45 После же разрыва Гоминьданом единого фронта и установления белого террора в Ухани в начале октября 1927 г. Боин вместе с мужем, Вэйжун и Чуньцзю по решению ЦК КПК переехала в Шанхай. Там она в целях конспирации изменила фамилию и имя на Ляо Муцюнь. Имя, правда, тоже носило революционный характер — в переводе оно означает «Преклоняющаяся перед массами».
46 В глубоком подполье Боин работала заведующей женским комитетом парткома Восточного района города, а Мэнсюн, тоже изменивший имя и фамилию — на Чэнь Фан, сначала членом Цзянсуского провинциального комитета КПК, руководителем крестьянского и военного комитетов, а затем секретарем Восточного и Центрального райкомов Шанхая. В качестве же прикрытия Боин работала преподавателем физики в средней школе Хуася. 20 марта 1928 г. она родила второго ребенка — девочку, которой дала имя Сяоин («Маленькая героиня»).
47 Но в октябре 1929 г. Боин заразилась тифом. У нее подскочила температура, ее срочно госпитализировали в больницу Жэньцзи. Врачи, однако, оказались бессильны, и через несколько дней Боин скончалась. Ей было всего тридцать лет.
48 Перед смертью она сказала убитому горем мужу: «Я обещала партии, что умру за дело партии. Почему же я умираю от болезни? Почему я не смогла умереть в борьбе? Это очень горько. Мэнсюн! Ты должен изо всех сил бороться вплоть до победы. Если ты женишься еще раз, не обижай детей, Чунцзю и Сяоин. Пусть они растут здоровыми, исполни то, что я прошу»40.
40. Цит. по: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Т. 24. Сиань, 1985. С. 146.
49 Гроб с ее телом временно схоронили в склепе Шанхайского землячества торговцев из Янчжоу. Мэнсюн собирался перевезти его на родину Боин в подходящее время41. Больше он не женился, но и заниматься детьми не мог: все силы отдавал подпольной революционной работе. А вскоре, в середине января 1931 г., его вообще арестовали по доносу предателя и через две недели, 7 февраля, казнили во дворе печально знаменитой шанхайской тюрьмы Лунхуа (ныне на месте тюрьмы — Музей павших революционных героев по адресу: район Сюйхуэй, улица Лунхуа, дом 2577)42. Вместе с ним арестовали и его детей (старшему тогда было пять с половиной лет, а младшей — около трех). Они провели за решеткой больше года, а после освобождения помещены в детский дом. Но 28 января 1932 г., когда Шанхай был повергнут варварской ковровой бомбардировке японскими самолетами, детский дом был разрушен, и что стало с детьми Боин и Мэнсюна, никто не знает. Возможно, они погибли.
41. См.: Ван Синфэнь. Цинчунь: (Мяо Боин: Молодость: Мяо Боин). 青春: 缪伯英. Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ, 2017. С. 184.

42. Впечатления авторов от посещения Музея павших революционных героев в Шанхае.
50 Вскоре после этого здание Шанхайского землячества торговцев из Янчжоу начали перестраивать, и поскольку гроб с прахом Боин никто не забирал, его перенесли в другое место, где и захоронили. Но куда его перенесли, до сих пор не известно43.
43. См.: Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань, 1985. (Т. 24). С. 146.
51 Так закончилась жизнь Мяо Боин — первой коммунистки Китая, отдавшей жизнь за свободу китайского народа.
52 Ныне в ее родном доме в Долине кленов, в уезде, носящем теперь имя ее подруги Кайхуэй, погибшей от рук гоминьдановцев ровно через год после смерти Боин, с 2005 г. находится музей, в 2011 г. получивший статус исторического наследия Хунани. Одноэтажное здание из желтого камня в пять окон под черепичной крышей стоит на берегу небольшого пруда. Тыльной стороной оно выходит в лес, заросший мощными вечнозелеными деревьями. От кленовой же рощи сохранилось лишь несколько кленов. Осенью, как раз в тот месяц, когда маленькая Мяо появилась на свет, их желтые, красные и оранжевые листья горят в лучах теплого хунаньского солнца, яркими пятнами выделяясь на фоне однообразной зеленой растительности. Но с первыми холодами их быстро срывает ветер, и опавшие клены выглядят печально и одиноко44.
44. Впечатления авторов от посещения Дома-музея Мяо Боин в Долине кленов.
53 Вот так же быстро прошла и жизнь Мяо Боин, первой коммунистки Китая, — ярко вспыхнула и погасла. И осталась только память, которую бережно хранят у нее на родине.

Библиография

1. Ли Дачжао. Избранные произведения. М.: Наука, 1989.

2. Панцов А.В. Мао Цзэдун. Изд. 2-е, испр. М.: Молодая гвардия, 2012.

3. Chang Kuo-t’ao, The Rise of the Chinese Communist Party 1921–1927. Volume One of Autobiography of Chang Kuo-t’ao. Lawrence, KS: Kansas University Press, 1972.

4. Gilmartin Christina Kelly. Engendering the Chinese Revolution: Radical Women, Communist Politics, and Mass Movement in the 1920s. Berkeley, CA: University of California Press,

5. 1995.

6. Ван Синфэнь. Цинчунь: Мяо Боин: (Молодость: Мяо Боин). Чанша: Хунань жэньминь чубаньшэ, 2017.

7. Дин Пэн. Бэйцзин дэ ди игэ ню гунчаньданъюань — Мяо Боин тунчжи: (Первая женщина-коммунистка Пекина — товарищ Мяо Боин) // Бэйцзин нюцзе: (Женщины-героини Пекина). Пекин: Бэйцзин чубаньшэ, 1985.

8. Е Юнле. Хунсэ дэ цидянь: Чжунго гунчаньдан цзяньдан шимо: (Красное начало: История организации Коммунистической партии Китая). Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2016.

9. Ли Вэйхань. Хуйи юй яньцзю: (Воспоминания и исследования). Пекин: Чжунгун данши цзыляо чубаньшэ, 1986. (Т. 1).

10. Ло Чжанлун. Канчжай хуэйилу — Цзи хэ Шоучан тунчжи цзай ици дэ жицзы: (Воспоминания о Коммунистическом кабинете — Вспоминая дни, проведенные совместно с Шоучаном) // Хуэйи Ли Дачжао: (Воспоминания о Ли Дачжао). Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1980.

11. Лю Цинъян. Бэйцзин, Тяньцзинь дан цзучжи дэ цзяньли хэ фачжань (цзелу) (1960 нянь 3 юэ): (Образование и развитие партийных организаций в Пекине, Тяньцзине) (отрывки) (март 1960 г.) // Гунчаньчжуи сяоцзу: (Коммунистические кружки). Пекин: Чжунгун данши цзыляо чубаньшэ, 1987. (Т. 1).

12. Ху Цзялин. «Инсюн фуци» Хэ Мэнсюн, Мяо Боин гунпу хунсэ ляньгэ: (Красная песнь любви «супружеской пары героев» Хэ Мэнсюна, Мяо Боин). URL: http://www.hswh.org.cn/e/DoPrint/index.php?classid=30&id=59115. 20 декабря 2020 г.

13. Цао Чжунбинь. Хэ Мэнсюн. Чанчунь: Ляонин жэньминь чубаньшэ, 1997.

14. Цзэн Чжанцю, Чжоу Цзяньчунь. Мяо Боин // Чжунгун данши жэньу чжуань: (Биографии деятелей истории КПК). Сиань: Шаньси жэньминь чубаньщэ, 1985. (Т. 24).

15. Чжан Шэньфу. Цзяньдан чуци дэ исе цинкуан (цзелу) (1979 нянь 9 юэ 17 жи): (Некоторая обстановка в начальный период организации партии) (отрывки) (17 сентября 1979 г.) // Гунчаньчжуи сяоцзу: (Коммунистические кружки). Пекин: Чжунгун данши цзыляо чубаньшэ, 1987. (Т. 1).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести