Кинокомпания «Маньин» и ее роль в политике Японии на территории Маньчжоу-го
Кинокомпания «Маньин» и ее роль в политике Японии на территории Маньчжоу-го
Аннотация
Код статьи
S013128120007510-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Самойлов Николай Анатольевич 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Бин Чэнь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
122-132
Аннотация

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ет­ся ис­то­рия соз­да­ния и дея­тель­но­сти ки­но­ком­па­нии «Мань­ин» на тер­ри­то­рии ма­рио­не­точ­но­го го­су­дар­ст­ва Мань­чжоу-го. Ана­ли­зи­ру­ют­ся при­чи­ны ее бы­ст­ро­го подъ­е­ма и роль в осу­ще­ст­в­ле­нии куль­тур­но-идео­ло­ги­че­ской экс­пан­сии Япо­нии на Се­ве­ро-Вос­то­ке Ки­тая. Оп­ре­де­ле­ны глав­ные на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти ки­но­ком­па­нии, рас­смот­ре­ны ос­нов­ные жан­ры и осо­бен­но­сти вы­пус­кав­шей­ся ею ки­но­про­дук­ции. По­ка­за­ны ме­сто и роль ком­па­нии в струк­ту­ре по­ли­ти­ко-идео­ло­ги­че­ских ор­га­нов Мань­чжоу-го.

Ключевые слова
кинокомпания "Маньинь", Китай, Япония, Маньчжо, кинематография, идеологическая пропаганда
Классификатор
Получено
01.12.2019
Дата публикации
05.12.2019
Всего подписок
72
Всего просмотров
1295
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 18 сентября 1931 г. вооруженные силы Японии после инспирированного ими Мукденского инцидента вторглись на территорию Северо-Восточного Китая, и в 1932 г. на оккупированной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-го — первое в цепи подобных квазигосударств, созданных в Азии в рамках претворения в жизнь японского проекта «Великой Восточноазиатской сферы взаимного процветания». Согласно замыслам правящих кругов Японии, Маньчжурия, с одной стороны, должна была стать своеобразным образцом для тех стран, которым предстояло войти в эту «зону взаимного процветания», а с другой — в самой Японии она, наряду с Кореей и Тайванем, «стала рассматриваться как неотъемлемая часть территории японской империи, как своего рода ее продолжение на континенте»1. В Маньчжурии было развернуто интенсивное промышленное строительство, поощрялось переселение японских крестьян на эти земли, распространялись японская культура и образование.
1. .Ковригин Е.Б. Геополитическая история Японии. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2018. С. 74.
2 Политика, осуществлявшаяся японцами на территории Северо-Восточного Китая, несла в себе ярко выраженные черты «культурного империализма». Современные китайские историки подчеркивают, что на протяжении 14-летнего периода колониального правления, помимо военной оккупации и экономического грабежа, Япония в целях уничтожения национальной идентичности населения Маньчжурии осуществляла повсеместный идеологический контроль и «культурную экспансию». Со ссылкой на теорию постколониализма утверждалось, что «ключевой момент колониального управления заключается в ментальном контроле. При отсутствии ментального контроля не будет полноценного экономического и политического управления»2.
2. .Ло Ган, Лю Сянсы. Хоу чжиминьчжуи вэньхуа лилунь: [Теория культуры постколониализма]. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюе чубаньшэ, 1999. С. 324.
3 Совершенно очевидно, что в своей экспансионистской политике японцы не могли полагаться только на военную силу, и для того, чтобы привлечь на свою сторону некоторую часть населения завоеванных территорий, был разработан целый комплекс пропагандистских действий, включая кинопропаганду. В связи с этим современные китайские авторы отмечают: «Влияние на культуру не должно быть таким напористым, как морские волны, ему следует быть незаметным, как подземный поток, трудно обнаруживаемый и очень далеко текущий. Киноискусство — это такая художественная форма, которая радует слух, услаждает зрение, тихо прививая любые идеи»3.
3. .Ивасаки Акира. Жибэнь дяньин ши: [История японского кино]. Пекин: Чжунго дяньин чубаньшэ, 1981. С. 373.
4 Ярким примером осуществления Японией хорошо продуманной социокультурной политики на территории марионеточного государства Маньчжоу-го может служить история создания и деятельности кинокомпании «Маньин» (полное название: Чжуши хуэйшэ маньчжоу инхуа сехуэй — Акционерное общество «Маньчжурская киноассоциация»). В литературе также встречаются японский вариант названия кинокомпании — «Манъэй» и русский эквивалент — кинокомпания «Маньчжурия».
5

Появление кинематографа в Северо-Восточном Китае

6 Предшественником кинокомпании «Маньин» следует считать Кинематографический отдел Южно-Маньчжурской железнодорожной компании (ЮМЖК), игравшей важнейшую роль в укреплении и расширении влияния Японии на Северо-Востоке Китая. ЮМЖК была создана в 1906 г. С момента своего возникновения компания занималась не только производственной и хозяйственной деятельностью, но также активно участвовала в реализации экспансионистского курса японского руководства в политической, экономической и культурной сферах, а ее главные должностные лица назначались правительством Японии. Штаб-квартира ЮМЖК находилась в Дайрене (Даляне). Первый президент компании Гото Симпэй (1857–1929), занимавший эту должность с 1906 по 1908 г., не скрывая намерений японских властей, высказывался весьма откровенно: «ЮМЖК должна стать авангардом колониальной политики Японской империи»4. Поэтому не удивительно, что Южно-Маньчжурская железнодорожная компания активно занималась развитием кинематографии в Северо-Восточном Китае, делая это, безусловно, в интересах Японии.
4. .Цзян Няньдун. Вэй Маньчжоу го ши: [История фальшивого государства Маньчжоу-го]. Чанчунь: Цзилинь жэньминь чубаньшэ, 1981. С. 6.
7 Самый первый документальный фильм на Северо-Востоке Китая был создан русскими операторами, которые снимали новостную кинохронику5. Первый публичный кинопоказ был организован японцами в 1909 г. в Дайрене в парке Дяньци ююань («Многофункциональный электро-парк»), где тогда открылся «Электрический двор», то есть кинотеатр. Это был первый кинотеатр, открытый японцами в Дунбэе, северо-восточном регионе Китая, принадлежавший ЮМЖК, где в дальнейшем регулярно демонстрировали кинофильмы6. В 1911 г. там же, в Дайрене, были сняты две документальные ленты: «Спортивные состязания сотрудников Южно-Маньчжурской железнодорожной компании» и «Дайренские студенческие спортивные игры». Позднее ЮМЖК создала кинотеатры и в других городах Дунбэя, таких, как Шэньян, Телин, Даньдун. В 1917 г. на Южно-Маньчжурской железной дороге была организована специальная кинопередвижная группа, которая регулярно проводила выездные кинопоказы.
5. .Бао Яньбо. Лунь Маньин — цзиюй «чжиминьчжуи шуанчун шимин лунь» дэ фэньси: [О компании «Маньин» — на основе анализа с позиций «теории о двойной роли колониализма»]. Цзиньчжоу: Бохай дасюэ, 2012. С. 8.

6. .Там же.
8 В 1923 г. в структуре Южно-Маньчжурской железнодорожной компании был создан отдел пропаганды, который начал заниматься рекламой, изданием книг и журналов, активно пропагандируя японскую культуру. В том же году при этом отделе была организована киногруппа, которая отвечала за производство кинофильмов. Отдел пропаганды следил за популяризацией японской культуры в печати, а киногруппа снимала пропагандистские документальные фильмы: два направления пропаганды дополняли друг друга, и созданные японцами фильмы быстро распространялись по всему Северо-Восточному Китаю.
9

Политика Японии в области кинематографии и создание кинокомпании «Маньин»

10 В 1931 г. Квантунская армия организовала инцидент 18 сентября. Киногруппой ЮМЖК было заснято все развитие Мукденского инцидента и последующее вторжение японской армии на Северо-Восток Китая. Отснятые материалы стали основой для создания трех документальных лент. И хотя эти фильмы были скомпонованы и отредактированы, исходя из пожеланий штаба Квантунской армии, однако именно они фактически стали документальным свидетельством японского вторжения в Маньчжурию. В дальнейшем киногруппа ЮМЖК продолжала снимать и демонстрировать кинофильмы в северо-восточных районах Китая, поддерживая действия Квантунской армии и создание Маньчжоу-го, а также распространяя японскую культуру.
11 После провозглашения в 1932 г. марионеточного государства Маньчжоу-го киногруппа отдела пропаганды Южно-Маньчжурской железнодорожной компании начала не только выпускать документальные ленты по указанию правления ЮМЖК, но также снимала фильмы по заказам правительства Маньчжоу-го. Маньчжурские министерства покупали специальное кинооборудование и направляли заказы на проведение киносъемок киногруппе ЮМЖК или другим японским кинокомпаниям. В столице марионеточного государства городе Синьцзин (Чанчунь) кинофильмы также широко использовались как пропагандистский инструмент. Расходы правительства на кинодеятельность составляли значительную сумму.
12 В то же время эти фильмы не пользовались успехом у публики, которая по-прежнему больше увлекалась американскими и шанхайскими кинолентами, большинство из которых были развлекательными, хотя среди них встречались и фильмы, имевшие антияпонскую окраску. По этим причинам в 1933 г. военный советник Квантунской армии майор Кобаяси предложил создать единый руководящий орган киноиндустрии в Маньчжурии. Это предложение было одобрено руководством Квантунской армии и правительством Маньчжоу-го.
13 Развитие пропагандистского кинематографа в Северо-Восточном Китае проходило параллельно с другими мероприятиями японских военных властей и марионеточной маньчжурской администрации. В 1932 г. на оккупированной территории Северо-Восточного Китая было создано Общество Согласия Маньчжоу-го (Маньчжоуго сехэхуэй, часто в научной литературе именуемое по-японски — Кёвакай), которое, по замыслу японских оккупационных властей, было призвано создать видимость замены военного управления гражданским. Общество Согласия стало единственной официально признанной политической организацией на территории Маньчжоу-го, при этом формально не являясь политической партией. Общество Согласия должно было, по замыслу идеологов японской экспансии, демонстрировать «согласие» народов, населявших Маньчжоу-го, и предполагало самоорганизацию в рамках отдельных национальных общин «под эгидой великой Японии». В этом обществе были представлены маньчжуры, китайцы, монголы, корейцы, китайские мусульмане, русские эмигранты. Практически с самого начала своего существования Общество Согласия стало важным идеологическим инструментом японской военщины и использовалось в целях воздействия на массовое сознание жителей Маньчжоу-го. Одним из направлений деятельности Общества было распространение всякого рода пропагандистской литературы и плакатов, чтение лекций и демонстрация кинофильмов идеологической направленности7.
7. .Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею. Харбин: Издание Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи,1942. С. 126.
14 В столице Маньчжоу-го Синьцзине также активно функционировал Институт Датун (Датун сюэюань), организованный в июле 1932 г. и осуществлявший интенсивную подготовку идейно подкованных чиновничьих кадров, в число которых входили не только маньчжуры и японцы, но также китайцы, корейцы, монголы и представители других национальностей. Среди выпускников этого учебного заведения были люди, сыгравшие в дальнейшем немалую роль в общественной жизни своих стран, в том числе и в послевоенный период (например, Чхве Гю Ха, ставший после Второй мировой войны видным корейским политическим деятелем и занимавший должность президента Южной Кореи с декабря 1979 г. по август 1980 г.).
15 Активная идеологизация кинематографии и подчинение киноиндустрии политике государства происходили в то время и в самой Японии. В 1933 г. депутат японского парламента Иваса Акира выступил с инициативой проведения Национальной политики в области кинематографии с целью установления полного контроля государства над производством кинокартин. Аналогичную идею централизации кинематографии в то время развивал японский киноактер Асаока Нобуо, который после возвращения из США выступил за активную поддержку кинопроизводства со стороны японского государства в целях противостояния Соединенным Штатам и Советскому Союзу в идеологической сфере. В том же 1933 г. Асаока был назначен главой Национального исследовательского центра кинематографии. Целями новой политической линии в сфере кинопроизводства стали усиление воздействия кинематографа на японское общество и повышение престижа Японии за рубежом8. В 1934 г. на заседании Кабинета министров было принято соответствующее постановление и провозглашен «новый курс активной поддержки кинодеятельности для блага государства»9. С момента начала широкомасштабного наступления японских войск в Китае в 1937 г. и до окончания Второй мировой войны японский кинематограф оказался под полным контролем государства и военных кругов, в первую очередь, Отдела информации императорской армии. 5 апреля 1939 г. был принят Закон о кино (отмененный лишь 26 декабря 1951 г.), определявший и регулировавший механизм государственного контроля над производством кинопродукции с целью использования художественных и документальных фильмов в идеологических и пропагандистских целях10. Японское кино было призвано стать орудием пропаганды достижений Японской империи и инструментом создания позитивного образа японцев на оккупированных территориях. С этого момента любой показ игровых картин в кинотеатрах в обязательном порядке предварялся демонстрацией пропагандистских документальных лент11.
8. .Standish I. A New History of Japanese Cinema. NY-L.: Continuum, 2006. P. 140–141.

9. .Ивасаки Акира. Жибэнь дяньин ши: [История японского кино]. Пекин: Чжунго дяньин чубаньшэ. 1981. С. 157.

10. .Nornes A.M. Japanese Documentary Film: The Meiji Era through Hiroshima. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2003.

11. .High, Peter B. The Imperial Screen: Japanese Film Culture in the Fifteen Years’ War. 1931–1945. Madison: University of Wisconsin Press, 2003. P. 70–76.
16 Следуя в фарватере японской идеологической политики того времени, Госсовет Маньчжоу-го 2 августа 1937 г. утвердил так называемую Государственную политику в области кинематографии и принял решение организовать Маньчжурскую кинокомпанию — «Маньин». Сумма вложений составила 5 млн юаней. Финансирование возлагалось на государственные органы Маньчжоу-го и Южно-Маньчжурскую железнодорожную компанию — по 2,5 млн юаней соответственно12. 14 августа того же года правительство обнародовало «Правила деятельности Маньин», которые стали правовой основой создания и функционирования кинокомпании. «Правила» состояли из 26 пунктов, где четко определялись цель создания «Маньин», суммы капиталовложений, сфера деятельности, местоположение, права акционеров. 21 августа 1937 г. в «Японском военном зале» (гостиница для японских офицеров) было официально объявлено о создании кинокомпании «Маньин». Первым председателем Совета кинокомпании был назначен мэр Синьцзина Цзинь Бидун (1896–1941). Реально же управлением компанией занимался его заместитель Линь Сяньцан, который раньше служил в Южно-Маньчжурской железнодорожной компании и был хорошо знаком с различными направлениями пропаганды в киноискусстве13.
12. .Шэнцзин шибао. 14.05.1937.

13. .Ли Цзин. Маньин юй жибэнь дуй чжунго дэ вэньхуа циньлюэ: ["Мань Ин" и культурная агрессия Японии в Китае]. Чанчунь: Цзилинь дасюэ, 2010. С. 9.
17 «Маньин» с самого начала своего существования не была простой коммерческой кинокомпанией, а являлась важным культурным органом государственного значения. Большую роль в процессе развития компании сыграл Амакасу Масахико (1891–1945), назначенный в 1939 г. председателем совета кинокомпании. Ранее, в 1923 г. он был осужден в Японии за убийство известного анархиста Осуги Сакаэ и членов его семьи. В 1930 г. после досрочного освобождения и обучения во Франции он был направлен армейскими структурами в Китай в распоряжение известного разведчика Доихара Кэндзи (1883–1948), где принял активное участие в организации японского вторжения на Северо-Востоке страны и переправке из Тяньцзиня в Маньчжурию последнего императора из династии Цин — Пу И, ставшего главой марионеточного государства Маньчжоу-го. После создания Маньчжоу-го Амакасу занял пост начальника полицейского управления Министерства внутренних дел. В то время это был главный полицейский пост в Маньчжурии.
18 В 1939 г. он встал во главе кинокомпании «Маньин». Амакасу плохо ориентировался в киноискусстве, но был отличным организатором и хорошо разобрался в делах управления компанией. Приступив к своим обязанностям, он провел ряд реформ: укрепил внутренний аппарат, расширил штат кинокомпании, поднял оклад многим актерам. «Вступая в должность, новый председатель обновил кадровые ресурсы и приказал поднять оклады работников на такой же уровень, как и в других компаниях государственного значения»14. Он также совершил поездку в Германию и привез оттуда новейшее кинооборудование.
14. .Ямагути Ёсико, Фудзивара Сакуя. Ли Сянлань — водэ цянь бань шэн: [Ли Сянлань — Моя первая половина жизни]. Пекин: Цзефанцзюнь чубаньшэ, 1989. С. 127.
19 Амакасу уделял особое внимание привлечению профессиональных кадров. В то время на Северо-Востоке Китая было очень мало профессионалов в области кинематографии, и, как правило, новые специалисты приглашались из Японии. Однако японские кинематографисты неохотно покидали родину и уезжали работать в Китай. В апреле 1938 г. в Японии были обнародованы «Общие правила мобилизации», в результате чего многие киноработники оказались под угрозой призыва на военную службу. Желая избежать воинского призыва и привлеченные хорошими условиями, некоторые видные японские кинематографисты перешли на работу в «Маньин». Конечно, не все переезжали из Японии в Китай лишь с целью уклонения от воинской службы, среди них были и те, кто прибыл ради мечты о создании нового киноискусства.
20 Правительство Маньчжоу-го также делало все возможное для поддержки доминирования «Маньин» на кинорынке. Отдел пропаганды ввел строгую систему цензуры и одновременно увеличил количество выпускаемых кинокартин, соответствующих «государственной политике». В результате показ очень популярных американских и китайских фильмов стал строго ограничиваться. Уже в 1939 г. в Даляне, Шэньяне, Чанчуне и Харбине количество показов японских кинокартин выросло с 30 до 80 процентов. То же касалось и фильмов, произведенных компанией «Маньин». Если ранее, в 1936 г., предшественницей «Маньин» — киногруппой ЮМЖК был показан 281 кинофильм, то в 1939 г. эта цифра выросла до 1240. Количество же показов американских фильмов резко сократилось — с 2938 в 1936 г. до 255 в 1939 г.15.
15. .Инхуа няньпу, 1943 нянь: [Киноежегодник 1943 г.]. С. 605.
21

Кинокомпания «Маньин» в период войны на Тихом океане

22 В декабре 1941 г. вспыхнула война на Тихом океане (1941–1945). Расходы на отечественную киноиндустрию в Японии резко сократились. Выпуск в японский прокат американских кинофильмов был запрещен. Многие киноработники потеряли работу. В 1941–1942 гг. Амакасу Масахико неоднократно приезжал в Японию, где встречался с известными в киносфере людьми, объясняя важность деятельности компании «Маньин». В то время, находясь в относительно стабильном состоянии, «Маньин» уверенно развивалась. Достаточное финансирование, хорошо оборудованные студии, внимание со стороны властей предоставляли компании условия, во многом даже лучшие, чем в самой Японии. Все это привлекало японских кинематографистов, у многих из которых появилось желание работать именно в «Маньин». Амакасу удалось пригласить в свою компанию более десятка известных специалистов. Это были режиссеры и сценаристы, художественные дизайнеры и кинооператоры.
23 В этих условиях и с учетом ситуации на фронтах Второй мировой войны в 1942 г. «Маньин» резко интенсифицировала свою работу. Компания направила 72 «специальные кинопередвижные группы» в северо-восточные районы Китая, в том числе и в начальные школы. Общее количество показов достигло 1280, а общая аудитория — 972 410 человек. Для показа в основном выбирались кинохроника и пропагандистские фильмы, такие, как «Празднование 10-летней годовщины образования государства [Маньчжоу-го]», «Маньчжурские дети», «Генералы, офицеры и солдаты» и т.д. Благодаря созданию новых кинотеатров и организации большого количества выездных кинопоказов, компания «Маньин», в конечном счете, полностью монополизировала кинорынок всего Северо-Востока Китая, успешно выполняя задачи, которые перед ней ставило марионеточное правительство16.
16. .Ху Чан, Гу Цюан. Маньин — гоцэ дяньин мяньмяньгуань: [Маньин: Всестороннее изучение «государственной политики» в сфере кинематографии]. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1990. С. 73.
24 Однако в Маньчжурской кинокомпании было очень мало актеров. По этой причине при «Маньин» были открыты специальные курсы. В течение шести месяцев, с ноября 1937 г. по май 1938 г., было подготовлено 142 учащихся, и постепенно сформировался свой актерский состав. За восемь лет существования кинокомпании, с 1937 г. по 1945 г., было выпущено 108 художественных и 189 документальных фильмов, а включая выпуски кинохроники, всего было отснято более 1000 лент17. Кроме того, вокруг компании «Маньин» был создан целый ряд вспомогательных организаций, таких, как Синьцзинская музыкальная группа, Маньинская светозвуковая компания, Маньчжурское генеральное агентство киностудий и т.д. Все эти организации и учреждения работали на «Маньин» или взаимодействовали с ней по основным направлениям ее деятельности. Например, в уставе Маньчжурского генерального агентства киностудий было сказано: «Компания должна отвечать за киностудии на всей территории Маньчжоу-го. Компания должна организовывать выездные кинопоказы»18. Всего за два года, с 1942 г. по 1944 г., количество кинотеатров, непосредственно управляемых Маньчжурским генеральным агентством киностудий, увеличилось с 15 до 46. При этом директора кинотеатров набирались из числа японских служащих19.
17. .Там же. С. 33.

18. .Маньчжоу няньпу. 1943 нянь: [Маньчжурский ежегодник. 1943 г.]. Далянь: Маньчжоу жижи синьвэньшэ. 1943. С. 433.

19. .Там же.
25 Таким образом, при поддержке руководства Маньчжоу-го и Японии «Маньин» не только присвоила себе исключительное право на кинопроизводство, но также смогла монополизировать рынки кинопроката и права на распространение фильмов во всем северо-восточном регионе. Естественно, что ставшая своего рода кинематографическим гигантом, компания успешно реализовывала японскую пропагандистскую политику культурного вторжения на территорию Китая. В 1938 г. кинокомпанией было снято 9 фильмов, столько же было завершено в 1939 г. Далее наметился существенный рост производства кинопродукции. В 1940 г. сняли уже 19 кинокартин, а в 1941 г. — 27. По мере ухудшения ситуации на фронтах уменьшалось и финансирование кинокомпании, что влекло за собой уменьшение производства фильмов (1942 г. — 16, 1943 г. — 13, 1944 г. — 15, 1945 г. — 6).
26 «Маньин» не только активно снимала фильмы, но и постоянно расширяла рынок кинопоказов. При этом компания уделяла большое внимание строительству новых кинотеатров. До официального основания «Маньин» в северо-восточном регионе было 76 кинотеатров, а к 1939 г. при участии «Маньин» было открыто сразу несколько десятков кинотеатров, число которых достигло 121, 62 из которых управлялись японцами, а 59 имели китайских руководителей. В 1942 г. правительство марионеточного Маньчжоу-го постановило передать право создания и управления кинотеатрами кинокомпании «Маньин». Под ее управлением строительство кинотеатров заметно ускорилось, и в 1943 г. их количество достигло 213. Контролируя кинотеатры, компания начала распространять свою кинопродукцию во всех городах Маньчжоу-го. В целях увеличения аудитории «Маньин» показывала фильмы не только в кинотеатрах. Были организованы выездные сеансы, при которых специальные пункты кинопоказа устанавливались в небольших городах и уездных центрах. Безусловно, такая стратегия была на руку как маньчжурским, так и японским властям. В 1938 г. правительство Маньчжоу-го приняло предложение «Маньин» о выездном показе фильмов во всех округах и уездах Маньчжурии. В апреле 1939 г. кинокомпания организовала две специальные группы для показа фильмов, соответствующих «государственной политике», в южном и северном районах Маньчжоу-го. В общей сложности эти группы объехали 159 населенных пунктов и организовали 384 показа кинофильмов с 390 763 зрителями20.
20. .Ху Чан, Гу Цюан. Указ. соч. С. 77.
27 С целью улучшения работы в декабре 1940 г. «Маньин» открыла специализированные курсы обучения своих работников для выездных кинопоказов. Летом 1941 г. компания «Маньин», отдел пропаганды и Общество Согласия Маньчжоу-го сформировали совместную «Центральную комиссию выездного кинопоказа». В конце того же года правительство Маньчжоу-го утвердило «Основы для создания Центральной комиссии выездного кинопоказа», указав, что Центральная комиссия выездного кинопоказа — это управляющий орган, который отвечает за организацию и проведение показов кинофильмов на всей территории Маньчжурии, а также за их планирование и другие сопутствующие работы.
28 «Маньин» также прилагала немало усилий для продвижения своих фильмов на кинорынке. Этому способствовала основанная еще в октябре 1906 г. японцем Накадзима Масао и контролируемая японцами газета «Шэнцзин шибао», издававшаяся в Шэньяне. Газета имела большой тираж, широкий охват и серьезное влияние на читателей. Это был важный источник информации для населения на Северо-Востоке Китая. К 1937 г., находясь под покровительством марионеточного правительства и японской военной администрации, «Шэнцзин шибао» стала крупнейшей китаеязычной газетой Маньчжоу-го21. Имея значительную поддержку со стороны марионеточного правительства, компания «Маньин» неограниченно афишировала свои фильмы в этом издании, подавая в газету большое количество рекламных объявлений. Однако реклама не ограничивалась только простым описанием и популяризацией фильмов. Содержание рекламы было очень разнообразным, включая интервью с актерами, их комментарии, беседы с правительственными чиновниками и т.д. Эти статьи успешно пропагандировали не только саму кинокомпанию и ее фильмы, но и «культурную политику» правительства Маньчжоу-го и Японии.
21. .Suleski R. The Modernization of Manchuria. An Annotated Bibliography. Hong Kong: The Chinese University Press, 1994. P. 51–52.
29 Создание, расцвет и благополучное развитие кинокомпании «Маньин» стали возможны при поддержке японских оккупационных властей и закончились вместе с окончанием оккупации. Начиная со второй половины 1942 г. на Тихоокеанском театре военных действий японские войска отступали день за днем. В связи с военными неудачами и недостатком финансирования структура компании «Маньин» была скорректирована. Амакасу объединил отделы, занимавшиеся просветительской деятельностью, развлекательными фильмами и оперативным управлением, в один общий производственный отдел. Также был создан новый отдел по исследованиям и разработкам. В марте 1944 г. Киностудия Южно-Маньчжурской железнодорожной компании была объединена с киностудией «Маньин». Ухудшение военной обстановки сильно повлияло на ее деятельность. Многие видные японские киноработники один за другим покидали свои посты. Производственная деятельность заметно ослабла. С уходом большого числа представителей японского персонала основной силой кинопроизводства стали китайские специалисты. 70% режиссеров и 80% сценаристов в кинокомпании в то время уже составляли китайцы. В 1945 г. военная ситуация на Тихом океане стала необратимой, но «Маньин» все еще продолжала снимать кинофильмы и выпустила несколько пропагандистских военных лент. Однако это уже были «предзакатные лучи» кинокомпании.
30 8 августа 1945 г. Советский Союз объявил войну Японии. Квантунская армия потерпела поражение, и 15 августа японский император Хирохито официально объявил о капитуляции. 17 августа Амакасу Масахико отдал последние распоряжения на случай распада компании и 20 августа покончил с собой, приняв яд. После его смерти кинокомпания «Маньин» также прекратила свое существование.
31 После освобождения Северо-Восточного Китая патриотически настроенные работники «Маньин» при активном содействии КПК начали восстанавливать кинокомпанию. Это стало началом образования новой Северо-Восточной кинокомпании (сокращенное название — «Дунъин»).
32

Жанры и особенности кинопродукции компании «Маньин»

33 С самого начала главной целью создания кинокомпании «Маньин» была поддержка осуществления Японией так называемой культурной политики в Маньчжурии. Эта цель и определяла творческие жанры местного кинопроизводства. Выпускаемые фильмы подразделялись на три категории: развлекательные фильмы, просветительские киноленты и кинохроника текущих событий. Развлекательными считались легкие художественные кинокартины зрелищного характера. Сюжеты были незамысловатыми и без особых усилий воспринимались зрителями. Например, фильм «Чжугуан маньтянь» («Небо при свете свечи») рассказывал о молодом крестьянине который, во избежание неприятностей с местными бандитами, поступил на службу в армию Маньчжоу-го и вскоре добился повышения по службе. В ходе боя с бандитами он был ранен, но благодаря заботливому уходу со стороны представительниц Женской маньчжурской ассоциации солдат быстро поправился и вернулся в родное селение. За свое героическое поведение парень был тепло встречен всей деревней. Очевидно, что главной целью этого фильма являлась пропаганда службы в армии марионеточного государства.
34 Другой известный фильм «Шаюн чжи чжун» («Колокол Шаюн», режиссер Симидзу Хироси, 1943 г.), который был снят кинокомпанией «Маньин» под патронажем японских властей на Тайване, рассказывал о жизни жителей оккупированного японцами острова и был призван убедить население Маньчжоу-го и других оккупированных китайских территорий в возможности гармоничного сосуществования местного населения и японцев. В фильме рассказывается о том, как японский парень Такита работал в полиции и дружил с местной девушкой Шаюн из народности атаял (один из аборигенных народов Тайваня). В 1938 г., когда Япония усилила наступательные операции в Китае, Такита записался в японскую армию. Провожая своего друга, Шаюн утонула во время урагана. Таким образом, фильм с одной стороны, восхвалял патриотизм японцев и их преданность так называемому духу Ямато, а с другой — должен был продемонстрировать сочувствие населения Тайваня политике Японии. И то, и другое, по мнению его создателей и инициаторов съемок, следовало активно пропагандировать среди населения Маньчжоу-го.
35 В 1943 г. кинокомпания «Маньин» в сотрудничестве с японской компанией «Тохо» приняла участие в съемках пропагандистского художественного фильма «Мой соловей» (режиссер Симадзу Ясудзиро), с помощью которого японские оккупационные власти хотели завоевать расположение русской эмигрантской общины. В фильме снимались русские и японские артисты, а главную роль исполнила Ли Саньлань. Персонажи этого фильма в основном разговаривали по-русски, и только между собой японцы вели диалоги на японском, в фильме звучало много русских песен. Съемки велись в основном в Харбине, и в них в качестве статистов принимали участие многие русские жители этого города. История японской девочки Марико, усыновленной бежавшим от революции русским певцом и ставшей затем знаменитой певицей, должна была, по мнению создателей фильма, вызвать сочувствие у русской общины Маньчжоу-го22.
22. .Мельникова И.В. Чей соловей? Отзвук песен русского Харбина в японском кино // Киноведческие записки. 2010. № 94–95. С. 190–207.
36 Просветительские фильмы, согласно принятой в то время в Японии классификации, назывались «фильмами культуры» (яп. «бунка эйга»). Как отмечают современные исследователи, японское слово бунка эйга, как и советское культурфильм, было заимствовано из немецкого кинематографа, где еще с конца 1910х годов существовало понятие Kulturfilme, обозначающее неигровые фильмы просветительского характера23. «Фильмы культуры» (или «культурные фильмы») включали в себя воспитательные, документальные и пропагандистские киноленты24. Такой тип кинокартин играл очень важную роль в воспитании молодежи и рассказывал о текущей жизни марионеточного государства Маньчжоу-го.
23. .Федорова А.А. Отец японской документалистики Камэи Фумио и его советские учителя // Япония 2013. Ежегодник. М.: «АИРО—ХХI», 2013. С. 389.

24. .Ху Чан, Гу Цюан.Указ. соч. С. 58.
37 До распада кинокомпании «Маньин» было снято 297 фильмов, 248 из которых были просветительскими. В этих лентах акцент делался на отдельных положительных моментах жизни Маньчжоу-го, показывая которые, власти пытались затенить сложную социальную и политическую обстановку в Маньчжурии. Например, картина «Вандао цаньлань» («Блистательное добродетельное правление», 1942 г.) рассказывала об экономическом, политическом, социальном и культурном развитии Маньчжоу-го в течение десяти лет после его создания. В фильме подчеркивалось, что все эти успехи были достигнуты под руководством и при непосредственном участии Японии. В нем все мужчины выглядели крепкими, женщины — здоровыми, дети — радостными, и лица каждого из них были наполнены счастьем. Подбор сцен в фильме создавал иллюзию социальной гармонии. Страдания и переживания простого народа показаны не были. Фильмы о жизни низших классов в кинокомпании «Маньин» практически не снимались.
38

Роли актрисы Ли Сянлань

39 В укреплении престижа кинокомпании «Маньин» и росте популярности выпускаемых ею фильмов большая роль принадлежит выдающейся актрисе Ли Сянлань. В действительности она была японкой, и ее настоящее имя — Ямагути Ёсико. Позднее в своих мемуарах она писала: «Я родилась 12 февраля 1920 г. в городке Бэйяньтай (ныне город Дэнта в провинции Ляонин, КНР), который находится недалеко от Мукдена (ныне Шэньян)»25. Родилась она в семье японских переселенцев. Отношение между ее отцом Ямагути Фумио и председателем Мукденского банка Ли Цзичунем были очень близкими, поэтому девочка стала названой дочерью Ли Цзичуня, который и дал ей китайское имя Ли Сянлань. С двенадцати лет она начала активно интересоваться кинематографом и музыкой. В 1932 г. в поезде Ли Сянлань познакомилась с русской девушкой Любой (Любовь Морозова-Гринец), в дальнейшем ставшей ее близкой подругой. Люба посоветовала ей серьезно заняться вокалом и в качестве учителя рекомендовала оперную певицу, которая до революции выступала в российских императорских театрах. С этого момента Ли Сянлань начала свой музыкальный путь. Со временем руководство кинокомпании «Маньин» обратило внимание на ее уникальный талант. После тщательной рекламной компании в 1938 г. песни Ли Сянлань начали постоянно передаваться по радио в программе «Новые песни Маньчжурии», рассчитанной на китайскую аудиторию. Именно с этого момента появилась певица под китайским именем Ли Сянлань. Одновременно она попробовала сниматься в кино. Первый фильм назывался «Миюэ куайчэ» («Поезд новобрачной», иной вариант перевода — «Экспресс медового месяца»). Это была банальная кинокартина, рассказывающая о жизни молодоженов. Даже сама Ли Сянлань считала фильм «скучной комедией»26.
25. .Ямагути Ёсико, Фудзивара Сакуя. Указ. соч. С. 1.

26. .Там же. С. 92.
40 После своего первого фильма у певицы появилось желание отказаться от продолжения карьеры в кино. Тем не менее руководство кинокомпании «Маньин», осознавая ценность Ли Сянлань именно как киноактрисы и заметив любовь к ней зрительской аудитории, все-таки уговорило девушку подписать контракт. Певица начала активно сниматься в большом количестве фильмов, в которых исполняла роли китайских девушек. Ее отличное актерское мастерство и привлекательный внешний облик очень быстро завоевали общественное признание тем более, что зрители считали Ли Сянлань китаянкой. Кинокомпании стремились использовать это в пропагандистских целях, и в дальнейшем ей часто приходилось исполнять в кино роль слабой и беззащитной китаянки, которая ищет защиты у японских военных.
41 Изучая историю деятельности «Маньин», нельзя не вспомнить киноцикл «Континентальная трилогия», в котором Ли Сянлань сыграла главную роль. Это были три фильма, снятые в 1939–1941 гг. В то время у Японии не было возможности полностью колонизировать Китай, поэтому в пропагандистских целях кинематографом неуклонно внедрялось представление о дружественных отношениях между японцами и китайцами. В этих трех фильмах рассказывалось о любви во время войны, главными киногероями в них были японские парни, а героинями — китайские девушки. Несмотря на разную национальную принадлежность, их взаимная любовь была призвана показать, что Китай «доверяет и полагается» на Японию, а Япония «в конечном итоге полюбит» Китай27.
27. .Там же. С. 43.
42 Второй стереотип, который должен был внедрить кинематограф, — это образ западных колонизаторов, на протяжении долгого времени угнетавших народы Азии и против которых Япония ведет борьбу. В 1942 г., в самый разгар войны на Тихом океане, когда развернулись крупномасштабные военные действия между вооруженными силами Японской империи и англо-американскими войсками, в Японии вспомнили, что это был год 100-летия со дня окончания Первой «опиумной» войны. Японские власти решили по максимуму использовать возможность отметить 100-летнюю годовщину сопротивления китайского народа колониальной политике Великобритании, а также напомнить о героической борьбе китайского патриота Линь Цзэсюя против торговли опиумом. Было решено снять фильм «Ваньши Люфан» («Добрая слава останется в веках»), посвященный борьбе китайцев против агрессии Запада.
43 Картина вышла в прокат в 1943 г. и стала поворотным моментом в карьере Ли Сянлань. Основной целью фильма стало использование образа китайского чиновника Линь Цзэсюя, который вел борьбу с английскими колонизаторами во время Первой «опиумной» войны и, понимая вред, наносимый опиумом, пытался искоренить эту отраву. «Фильм полностью соответствовал точке зрения Японии относительно “англо-американского господства” в Азии и мог прекрасно использоваться для поднятия боевого духа азиатских народов»28. Кинокартина имела огромный успех, и Ли Сянлань стала общеизвестной не только на Северо-Востоке, но и во всем Китае.
28. .Там же. С. 264.
44 Впоследствии Ли Сянлань (Ямагути Ёсико) вспоминала: «Я была еще девчонкой, которая ничего не знает, но я была китаянкой, созданной японцами»29. Несомненно, Ли Сянлань, являясь превосходной киноактрисой, с самого начала своей головокружительной кинематографической карьеры была неизбежно связана с пропагандой «культурной колонизации», направленной на укрепление позиций Японии в Китае. Она оказалась всего лишь пешкой в тщательно продуманной политико-идеологической игре. В своих мемуарах актриса неоднократно заявляла, что глубоко раскаивается и сожалеет о фильмах с ее участием, которые в итоге «нанесли большую духовную травму всему китайскому народу». В конце жизни Ямагути Ёсико осознала, что ее ранние годы и ее кинодеятельность были связаны с пропагандой японской политики в оккупированном Китае, и начала активно выступать против милитаризма и войны, за сближение Японии и Китая. В 2005 г. она написала открытое письмо премьер-министру Коидзуми, в котором осудила его посещение храма Ясукуни в Токио и потребовала признания военных преступлений Японии в годы Второй мировой войны.
29. .Там же. С. 40.
45

Заключение

46 История создания и деятельности кинокомпании «Маньин» является ярчайшим примером использования правящими кругами Японии разнообразных форм идеологической и культурной экспансии на захваченных во время японо-китайской и Второй мировой войн территориях. Претворение в жизнь концепции «Великой Восточноазиатской сферы взаимного процветания» требовало диверсификации подходов к ее осуществлению. И в этом контексте кинематографу отводилась чрезвычайно важная роль. Таким образом, в силу развертывания активной культурно-идеологической экспансии Японии, поддержанной правящими кругами марионеточного государства Маньчжоу-го, кинокомпания «Маньин» в течение достаточно короткого времени стала не только крупнейшей киностудией в Азии, но также очень серьезным орудием «культурного вторжения» японского империализма на территорию Китая. На протяжении всего периода своего существования она играла важнейшую роль в попытках японского империализма духовно подчинить себе население Китая.

Библиография

1. . Ковригин Е.Б. Геополитическая история Японии. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2018. С. 74.

2. . Ло Ган, Лю Сянсы. Хоу чжиминьчжуи вэньхуа лилунь: [Теория культуры постколониализма]. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюе чубаньшэ, 1999. С. 324.

3. . Ивасаки Акира. Жибэнь дяньин ши: [История японского кино]. Пекин: Чжунго дяньин чубань-шэ, 1981. С. 373.

4. . Цзян Няньдун. Вэй Маньчжоу го ши: [История фальшивого государства Маньчжоу-го]. Чан-чунь: Цзилинь жэньминь чубаньшэ, 1981. С. 6.

5. . Бао Яньбо. Лунь Маньин — цзиюй «чжиминьчжуи шуанчун шимин лунь» дэ фэньси: [О компа-нии «Маньин» — на основе анализа с позиций «теории о двойной роли колониализма»]. Цзинь-чжоу: Бохай дасюэ, 2012. С. 8.

6. . Там же.

7. . Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею. Харбин: Издание Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи,1942. С. 126.

8. . Standish I. A New History of Japanese Cinema. NY-L.: Continuum, 2006. P. 140–141.

9. . Ивасаки Акира. Жибэнь дяньин ши: [История японского кино]. Пекин: Чжунго дяньин чубань-шэ. 1981. С. 157.

10. . Nornes A.M. Japanese Documentary Film: The Meiji Era through Hiroshima. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2003.

11. . High, Peter B. The Imperial Screen: Japanese Film Culture in the Fifteen Years’ War. 1931–1945. Mad-ison: University of Wisconsin Press, 2003. P. 70–76.

12. . Шэнцзин шибао. 14.05.1937.

13. . Ли Цзин. Маньин юй жибэнь дуй чжунго дэ вэньхуа циньлюэ: ["Мань Ин" и культурная агрес-сия Японии в Китае]. Чанчунь: Цзилинь дасюэ, 2010. С. 9.

14. . Ямагути Ёсико, Фудзивара Сакуя. Ли Сянлань — водэ цянь бань шэн: [Ли Сянлань — Моя первая половина жизни]. Пекин: Цзефанцзюнь чубаньшэ, 1989. С. 127.

15. . Инхуа няньпу, 1943 нянь: [Киноежегодник 1943 г.]. С. 605.

16. . Ху Чан, Гу Цюан. Маньин — гоцэ дяньин мяньмяньгуань: [Маньин: Всестороннее изучение «государственной политики» в сфере кинематографии]. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1990. С. 73.

17. . Там же. С. 33.

18. . Маньчжоу няньпу. 1943 нянь: [Маньчжурский ежегодник. 1943 г.]. Далянь: Маньчжоу жижи синьвэньшэ. 1943. С. 433.

19. . Там же.

20. . Ху Чан, Гу Цюан. Указ. соч. С. 77.

21. . Suleski R. The Modernization of Manchuria. An Annotated Bibliography. Hong Kong: The Chinese University Press, 1994. P. 51–52.

22. . Мельникова И.В. Чей соловей? Отзвук песен русского Харбина в японском кино // Киноведче-ские записки. 2010. № 94–95. С. 190–207.

23. . Федорова А.А. Отец японской документалистики Камэи Фумио и его советские учителя // Япо-ния 2013. Ежегодник. М.: «АИРО—ХХI», 2013. С. 389.

24. . Ху Чан, Гу Цюан.Указ. соч. С. 58.

25. . Ямагути Ёсико, Фудзивара Сакуя. Указ. соч. С. 1.

26. . Там же. С. 92.

27. . Там же. С. 43.

28. . Там же. С. 264.

29. . Там же. С. 40.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести