ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРАМА ЯСУКУНИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРАМА ЯСУКУНИ
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000619-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
38-52
Аннотация
В синтоистском храме Ясукуни дзиндзя обожествлены военнослужащие японских вооруженных сил, погибшие за императора в войнах в период с 1868 до 1945 г. До 1945 г. Ясукуни служил инструментом воспитания населения в духе национализма и милитаризма. В послевоенный период он утратил статус государственного храма, однако сохраняет влияние как символ националистических ценностей. При храме действует музей, экспозиция которого оправдывает политику милитаризма. Либерально-демократическая партия Японии стремится превратить Ясукуни в государственное святилище, широкие слои японского общества выступают против, защищая свободу совести и антивоенные принципы. В зарубежных странах (прежде всего в КНР и Республике Корея, а также в США и Германии) эксперты отрицательно реагируют на то внимание, которое японские политические лидеры демонстративно выражают в отношении Ясу-куни. В такой позиции правящих кругов страны усматривают нежелание дать четкую негативную оценку политике агрессии и колониального господства Японской империи.
Ключевые слова
Ясукуни дзиндзя, синто, государственный синто, милитаризм, военные преступники, официальные посещения Ясукуни
Классификатор
Дата публикации
01.07.2010
Всего подписок
2
Всего просмотров
824
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Молодякова Э.В. Многоаспектность проблемы святилища Ясукуни // Япония 2007.
Ежегодник. М., 2008. С. 58.
2. Синто. Путь японских богов. СПб., 2002. Т. 12. С. 309.
3. Там же. С. 275.
4. Holtom D.C. Modern Japan and Shinto Nationalism: a study of present—days trends in
Japanese religions. Chicago, 1947. P. 12.
5. Ibid. Р. 13.
6. Синто. Путь японских богов. СПб., 2002. Т. 12. С. 279.
7. Holtom D.C. Op. cit. P. 19.
8. Танака Нобумаса. Ясукуни но сэнгоси [Послевоенная история Ясукуни]. Токио, 2005.
С. 7. Можно утверждать, что руководство Японии в целом злоупотребило результата
ми успешно проведенной после реставрации Мэйдзи модернизации страны (достиже
ниями в развитии промышленности, науки, образования. медицины и т. д.), использо
вав их в милитаристских, захватнических целях.
9. Синто. Путь японских богов. СПб., 2002. Т. 12. С. 293.
10. Ооэ Синобу. Ясукуни дзиндзя. [Храм Ясукуни. Иванами синсе]. Токио, 2005. С. 162164.
11. Синто. Путь японских богов. СПб., 2002. Т. 12. С. 294.
12. Там же. С. 295.
13. Мураками Сигэеси. Ирэй то секон. Ясукуни но синсе [Упокоение и вызов душ. Идеоло
гия Ясукуни]. Токио, 2006. С. 202.
14. Ооэ Синобу. Указ. соч. С. 11.
15. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 1113.
16. Там же. С. 13.
17. Мураками Сигэеси. Указ. соч. С. 204.
18. Там же. С. 205.
19. История Японии, 18681998: Учеб. пособие. М., 1998. Т. 2. С. 553.
20. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 2527.
21. Ревностный защитник имперской политики Японии и противник послевоенных демо
кратических преобразований, профессор Университета Мэйсэй Кэйитиро Кобори в
книге ‘‘Ясукуни дзиндзя и японцы’’ пишет: ‘‘Послевоенная демократия сделала япон
цев низкими и даже внешне неприглядными… Видимо, как рефлекс на то презрение и
отвращение, которые вызывают импортная идеология ‘‘послевоенной демократии’’ и
ее последователи, усиливается любовь к Ясукуни дзиндзя’’. Кобори Кэйитиро. Ясуку
ни дзиндзя то нихондзин [Храм Ясукуни и японцы]. Токио, 2005. С. 4.
22. Мураками Сигэеси. Указ. соч. С. 208209.
23. Там же. Указ. соч. С. 212213.
24. Там же. С. 214.
25. Там же. С. 216217.
26. Там же. С. 218219.
27. Такахаси Тэцуя. Ясукуни мондай [Проблемы Ясукуни]. Токио, 2005. С. 65.
28. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 152153. Совет представителей почитателей Ясукуни
включал весьма влиятельных политиков и представителей делового мира  напри
мер, бывшего мэра Токио Рютаро Хигаси и председателя Торговопромышленной па
латы Японии Сигэо Нагано (Там же. С. 152).
29. Там же. С. 114116.
30. Там же. С.142143. В доказательство частного характера визита премьерминистра Т.
Мики в Ясукуни 15 августа 1975 г. представители правительства указали на следую
щие моменты: 1) премьерминистр прибыл в храм не на служебном автомобиле; 2) он
не тратил казенных денег на приобретение ветки священного дерева сакаки (клейеры)
для подношения храму; 3) расписываясь в книге посетителей, не указал своей офици
альной должности; 4) его не сопровождали официальные лица (Там же. С. 143).
31. Мицути Сюхэй. Атама о хиясу тамэно Ясукуни рон [Рассуждения о Ясукуни, при
званные охладить голову]. Токио, 2007. С. 62.
32. Там же. С. 6263. Характерно, что настоятель Ясукуни дзиндзя Нагаеси Мацудайра не
был склонен идти на компромисс по поводу нарушения Накасонэ ритуала поклонения
божествам Ясукуни. Действия Накасонэ во время визита в храм он оценил ‘‘проявле
ние беспредельной невежливости к божествам’’. Отношения между премьерминист
ром и настоятелем храма были испорчены (Там же. С. 63).
33. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 116119.
34. Там же. С. 158166.
35. Ооэ Синобу. Указ. соч. С. 58.
36. Синто. Путь японских богов. СПб., 2002. Т. 12. С. 295296.
37. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 8.
38. Kingston J. Awkward Talisman: War Memory, Reconciliation and Yasukuni // East Asia:
An International Quarterly. 2007. Vol. 24, № 3. Р. 301302.
39. Ibid. Р. 302.
40. Танака Нобумаса. Указ. соч. С. 221.
41. Такахаси Тэцуя. Указ. соч.
42. См., например: Окадзаки Хисахико. Кокка сэнряку кара мита Ясукуни мондай [Проб
лема Ясукуни с точки зрения государственной стратегии]. Токио, 2005.
43. Кэмпбелл К. Даматтэ иру кара бэйкоку сэйфу га сидзиситэ иру вакэ дэ ва най [То, что
администрация США сохраняет молчание, не означает его поддержки] // Рондза. 2006.
№ 9. С. 77.
44. Newsweek. 2005. 26 oct. Цит. по: Молодяков В.Э. Историческая память японцев // Япо
ния. Ежегодник. М., 2008. С. 298.
45. Deans Р. Diminishing Returns? Prime Minister Koizumi’s Visits to the Yasukuni Shrine in
the Context of East Asian Nationalism // East Asia. An International Quarterly. 2007.
Vol. 24. №. 3. P. 280.
46. Asahi Shimbun/ International Herald Tribune. 2006. 16 Аug.; Deans P. Op. cit. P. 276.
47. Deans P. Op. cit. P. 277.
48. Емиури симбун. 2006. 16 авг.
49. Przystap J.J. Institute for National Strategic Studies. National Defense University. Japan
China Relations: Progress in Building a Strategic Relationship. — www.csis.org/ media/
csis/ pubs/ 0802qjapan_china.pdf.
50. James J. Przystap. Institute for National Strategic Studies. National Defense University.
JapanChina Relations. Gyoza, Beans and Aircraft Carriers. — www.csis.org.media./ csis/
pubs/ 0804qjapan_china.pdf.
51. Kang D. University of South California. JiYoung Lee, Georgetown University. Japan
Korea Relations. Pyongyang ‘s Belligerence Dominates. — www.csis.org/ media/ csis/
pubs/ 0902qjapan_korea.pdf.
52. Премьерминистры Японии, представлявшие Социалистическую партию Японии  Т.
Катаяма в 19471948 гг. и Т. Мураяма в 19941996 гг.  не посещали храм Ясукуни по
идеологическим мотивам. Заявление премьерминистра Т. Мураямы 15 августа 1995 г.
по поводу 50летия окончания второй мировой войны, в котором содержалось извине
ние за то, что Япония ‘‘своим колониальным господством и агрессией причинила огром
ный ущерб и страдания народам других, особенно азиатских стран’’, вызвало большой
резонанс в Японии и за рубежом.
53. Kang D. University of South California. JiYoung Lee, Georgetown University. Japan
Korea Relations: Japan’s New Government: Hope and Optimism. www.csis.org/ media/
csis/ pubs/ 0903qjapan_korea. pdf.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести